Обобщающие слова при однородных членах предложения - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Спп, их строение. Главные и придаточные предложения. Союзы и союзные... 1 48.79kb.
Урок рефлексии Тема: Закрепление изученного о видах предложения 1 147.42kb.
Задание 1: Прочитайте стихотворение С. Маршака и выучите наизусть 1 29kb.
«Кто такой настоящий патриот» 1 37.67kb.
Exercise 1 Дополните следующие предложения 7 226.75kb.
Тема: Знаки препинания в конце предложения. Цель 1 51.17kb.
Что делать, чтобы помочь человеку при суициде. Для большинства людей... 1 128.07kb.
Урок русского языка в 8 классе «Синтаксические синонимы главных членов... 1 68.2kb.
Как научить ребенка говорить вежливые слова Давайте поговорим о значении... 1 22.66kb.
Молодые специалисты 1 17.05kb.
Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слова 1 132.02kb.
В лакшинской неполной средней школе успешно проходит сбор средств... 1 510.21kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Обобщающие слова при однородных членах предложения - страница №1/1


Тема урока: Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Цели урока:

  • закрепление умения постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения;

  • формирование умения определять выразительные возможности конструкций с обобщающими словами при однородных членах предложения в художественном тексте и умения использовать их в речи;

  • развитие творческих способностей учащихся;

  • нравственное воспитание учащихся.

Оборудование: раздаточный материал – текст стихотворения А.Фета «Это утро, радость эта…», тексты для самостоятельной работы.


Эпиграф к уроку: С русским языком можно творить чудеса.

К. Паустовский.


Ход урока.
1. Слово учителя.

Запишите тему урока.

Работа с эпиграфом.

Определим цели урока по опорным словам:

уметь

закрепить



научиться

Чтобы реализовать поставленные цели, необходимо вспомнить, что такое обобщающие слова, какие знаки препинания ставятся в предложениях с обобщающими словами.

Проследить, как работают конструкции с обобщающим словом при однородных членах предложения в художественном тексте, и написать творческую работу, используя данные конструкции в речи.
2. Закрепление темы.


  • Проверим, умеете ли вы находить предложения с обобщающими словами при однородных членах предложения и ставить знаки препинания.

Синтаксическая минутка.

  • Дайте характеристику предложениям, составьте их схемы (предложения даются без знаков препинания)

В саду было тихо, прохладно, и тёмные покойные тени лежали на земле. (А.Чехов).

И девичье личико, и солнце, и тени, и быстрая речка – всё было так прелестно в это милое утро. ( И.Бунин)

Всё волновало нежный ум: цветущий луг, луны блистанье, в часовне ветхой бури шум, старушки чудное преданье. (А.Пушкин)

Закончи предложения:


  • Однородные члены предложения – это…

  • Обобщающие слова при однородных членах предложения являются…

  • После обобщающего слова ставится двоеточие, если…

  • Перед обобщающим словом ставится тире, если…

  • Если обобщающее слово предшествует однородным членам, а после них предложение продолжается, то…

Спишите, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

В своих стихах Пушкин (не, ни ) только упоминал цветы но и старался раскрыть их душу. В Михайловском они повсюду в лесах и полях парках и садах. Цветы Михайловского впитали в себя с.. неву здешнего неба Сороти зелень лесов деревьев трав и все цвета небесной радуги осенявшей эту землю (ис)покон веков.

(По С.Гейченко)

Как изменить последнее предложение, чтобы оно соответствовало указанной схеме (схема предложении на доске).




  1. Работа с текстом стихотворения А.Фета «Это утро, радость эта…»

Постараемся увидеть, как творил чудеса мастер художественного слова А.А.Фет, как и зачем он использовал предложение с обобщающим словом при однородных членах.



  • Прослушайте стихотворение. О чём оно?

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и берёзы,

Эти капли – эти слёзы,

Этот пух – не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчёлы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,



Это всё – весна.
Вопросы и задания.

  • Что вы представляете себе, когда слышите слово весна?

  • Опишите образ весны, который создаётся в вашем воображении.

  • Почувствовали вы настроение? Какое оно? (Радостное, ликующее)

Коллективная исследовательская работа.

  • Проследим роль и экспрессивные возможности предложения с обобщающим словом при однородных членах.

  • Найдите в тексте слово, которое точно и образно передаёт состояние природы и человека. Подберите к нему синонимы. (Радость, восторг, ликование, торжество, праздник)

  • Картина весны, которую увидел поэт, вызвала восторг, радость, пробудила в душе неповторимые чувства.

  • Как, какими средствами изображает поэт картину весны и выражает свои ощущения?

  • Прочитайте первую строфу. Какие художественные средства языка использует автор? (метафору, олицетворение)

  • Что мы видим за строкой стихотворения: эта мощь и дня и света? (Всё залито солнцем. Мы видим сияние солнца) Подберите синонимы к слову мощь. ( Мощь, сила, могущество, мощность)

Почему именно это слово употребляет автор? (Оно наиболее точно, выразительно передаёт то состояние природы, которое увидел поэт. )

  • Почему говор вод? ( Вода шумит, будто разговаривает)

  • Читаем вторую строфу.

  • Почему эти капли - эти слёзы? ( Это капли росы или сока, который стекает с веток берёзы)

  • Почему этот пух - не лист? (Скорее всего, это вербные почки, появляющиеся раньше листвы)

  • Почему зык? (Громкий, отрывистый, резкий звук. Так перекликаются птицы)

  • Мы не только видим приметы весны, но и слышим её голос. Выпишите слова, передающие звуки весны. (Это отглагольные существительные: крик, говор, свист, дробь, слова зык, трели)

  • Как автор рисует атмосферу весеннего шума? (Фет рассказывает о том, как просыпаются реки, радостно кричат птицы, напоминая о своём возвращении; они волнуются, шумят, перекликаются друг с другом)

  • Здесь нет ни одного глагола, но сколько движения, сколько жизненной энергии заложено в каждой строке! Без единого глагола передано движение времени: утро, день и ночь, наполненная запахами весны, трелями соловья.

  • Какова роль однородных членов предложения? ( Однородные члены предложения позволяют подробно описать весну, так что мы можем ясно представить её себе)

  • В чём ещё особенность этого стихотворения? (Каждая строка начинается указательным местоимением это в разных формах)

  • Как называется такой приём? (Анафора)

  • Как вы думаете, почему повторяется указательное местоимение при однородных членах? ( Местоимение усиливает эмоциональность. Употребление указательного местоимения создаёт эффект движения, передаёт радостное весеннее настроение)

  • Фет любуется природой, при этом он не только описывает её, но и передаёт чувства, которые она вызывает.

  • Третья строфа.

  • Автор от перечисления явлений природы переходит к перечислению событий человеческой жизни.

  • Как переданы ощущения человека?

  • Почему зори без затменья? (весенний день длинный, ночь короткая)

  • Вздох ночной селенья. Что это? (Метафора)

  • Почему ночь без сна? Почему жар постели? ( За этими строками чувства, волнение души, ощущения, смутные, неясные.

  • Что заключает в себе последняя строка? ( Вывод с обобщающим словом: всё – это весна)

  • К чему призывает автор? (Жить в гармонии с природой)

  • Подведём итог нашим размышлениям. Как движется мысль автора? (Первая строка передаёт ликование весенней природы, затем автор с помощью однородных членов создаёт яркие образы, передаёт тончайшие душевные переживания и завершает обобщающим словом всё)

  • Вывод. Что автор сумел выразить с помощью конструкции с обобщающим словом при однородных членах предложения? (Автор рисует очень полную и яркую картину весны: и оживающую природу, и состояние человеческой души)

Слово учителя. Мы видим, как умело обращается Фет с русским языком, как точно выбирает единственно нужную конструкцию, которая является «знаком состояния души» и помогает понять мысли автора, его душевное состояние, нравственную позицию.

Таким образом, выразить свой внутренний мир можно не только словами, интонацией, но и синтаксическим строем речи.

Тексты, с которыми мы работали, объединены темой «природа и человек»

Это не случайно: общение с природой вызывает у человека самые светлые чувства, наш мир обогащается яркими красками, видя красоту, человек сам становится красивее.



Творческая работа. Напишите сочинение-миниатюру о «своём» времени года. Тему сформулируйте самостоятельно.

Проверка работ (1-2 учащихся читают своё сочинение)



  • Что удачно в сочинении?


Итог урока.

Рефлексия. Сегодня на уроке мне было…

Теперь я буду…


Домашнее задание. Повторить теоретический материал п. 27. Написать сочинение на лингвистическую тему «Роль конструкций с обобщающим словом при однородных членах предложения в речи».

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и берёзы,

Эти капли – эти слёзы,

Этот пух – не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчёлы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё – весна.

А.Фет.

Вопросы и задания.


  • Почувствовали вы настроение? Какое оно?

  • Опишите образ весны, который создаётся в вашем воображении.

  • Найдите в тексте слово, которое точно и образно передаёт состояние природы и человека.

  • Как, какими средствами изображает поэт картину весны и выражает свои ощущения?

  • Что мы видим за строкой стихотворения: эта мощь и дня и света? Подберите синонимы к слову мощь. Почему именно это слово употребляет автор?

  • Почему этот пух - не лист?

  • Почему зори без затменья?

  • Выпишите слова, передающие звуки весны.

  • Почему говор вод?

  • Почему зык?

  • Как автор рисует атмосферу весеннего шума?

  • В чём ещё особенность этого стихотворения?

  • Какова роль однородных членов?

  • Как переданы ощущения человека?

  • Что автор сумел выразить с помощью конструкции с однородными членами и обобщающим словом при них?

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и берёзы,

Эти капли – эти слёзы,

Этот пух – не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчёлы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё – весна.

А.Фет.
Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и берёзы,

Эти капли – эти слёзы,

Этот пух – не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчёлы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё – весна.
А.Фет.
Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и берёзы,

Эти капли – эти слёзы,

Этот пух – не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчёлы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё – весна.

А.Фет.
Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и берёзы,

Эти капли – эти слёзы,

Этот пух – не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчёлы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё – весна.

А.Фет

Это утро, радость эта,



Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и берёзы,

Эти капли – эти слёзы,

Этот пух – не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчёлы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё – весна.
А.Фет.

Задание 1.


Дайте характеристику предложениям, составьте их схемы, объясните постановку знаков препинания.

1. В саду было тихо прохладно и тёмные покойные тени лежали на земле. (А.Чехов).

2. И девичье личико и солнце и тени и быстрая речка всё было так прелестно в это милое утро. ( И.Бунин)

3. Всё волновало нежный ум цветущий луг луны блистанье в часовне ветхой бури шум старушки чудное преданье. (А.Пушкин)

Задание 1.
Дайте характеристику предложениям, составьте их схемы, объясните постановку знаков препинания.

1. В саду было тихо прохладно и тёмные покойные тени лежали на земле. (А.Чехов).

2. И девичье личико и солнце и тени и быстрая речка всё было так прелестно в это милое утро. ( И.Бунин)

3. Всё волновало нежный ум цветущий луг луны блистанье в часовне ветхой бури шум старушки чудное преданье. (А.Пушкин)

Задание 1.
Дайте характеристику предложениям, составьте их схемы, объясните постановку знаков препинания.

1. В саду было тихо прохладно и тёмные покойные тени лежали на земле. (А.Чехов).

2. И девичье личико и солнце и тени и быстрая речка всё было так прелестно в это милое утро. ( И.Бунин)

3. Всё волновало нежный ум цветущий луг луны блистанье в часовне ветхой бури шум старушки чудное преданье. (А.Пушкин)

Задание 1.
Дайте характеристику предложениям, составьте их схемы, объясните постановку знаков препинания.

1. В саду было тихо прохладно и тёмные покойные тени лежали на земле. (А.Чехов).

2. И девичье личико и солнце и тени и быстрая речка всё было так прелестно в это милое утро. ( И.Бунин)

3. Всё волновало нежный ум цветущий луг луны блистанье в часовне ветхой бури шум старушки чудное преданье. (А.Пушкин)


Задание 1.
Дайте характеристику предложениям, составьте их схемы, объясните постановку знаков препинания.

1. В саду было тихо прохладно и тёмные покойные тени лежали на земле. (А.Чехов).

2. И девичье личико и солнце и тени и быстрая речка всё было так прелестно в это милое утро. ( И.Бунин)

3. Всё волновало нежный ум цветущий луг луны блистанье в часовне ветхой бури шум старушки чудное преданье. (А.Пушкин)

Задание 1.
Дайте характеристику предложениям, составьте их схемы, объясните постановку знаков препинания.

1. В саду было тихо прохладно и тёмные покойные тени лежали на земле. (А.Чехов).

2. И девичье личико и солнце и тени и быстрая речка всё было так прелестно в это милое утро. ( И.Бунин)

3. Всё волновало нежный ум цветущий луг луны блистанье в часовне ветхой бури шум старушки чудное преданье. (А.Пушкин)

Задание 2.

Спишите, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.


В своих стихах Пушкин (не, ни ) только упоминал цветы но и старался раскрыть их душу. В Михайловском они повсюду в лесах и полях парках и садах. Цветы Михайловского впитали в себя с.. неву здешнего неба Сороти зелень лесов деревьев трав и все цвета небесной радуги осенявшей эту землю (ис)покон веков.

(По С.Гейченко)

Как изменить последнее предложение, чтобы оно соответствовало схеме:

Задание 2.

Спишите, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.
В своих стихах Пушкин (не, ни ) только упоминал цветы но и старался раскрыть их душу. В Михайловском они повсюду в лесах и полях парках и садах. Цветы Михайловского впитали в себя с.. неву здешнего неба Сороти зелень лесов деревьев трав и все цвета небесной радуги осенявшей эту землю (ис)покон веков.

(По С.Гейченко)

Как изменить последнее предложение, чтобы оно соответствовало схеме:

Задание 2.

Спишите, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.
В своих стихах Пушкин (не, ни ) только упоминал цветы но и старался раскрыть их душу. В Михайловском они повсюду в лесах и полях парках и садах. Цветы Михайловского впитали в себя с.. неву здешнего неба Сороти зелень лесов деревьев трав и все цвета небесной радуги осенявшей эту землю (ис)покон веков.

(По С.Гейченко)

Как изменить последнее предложение, чтобы оно соответствовало схеме:

Задание 2.

Спишите, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.
В своих стихах Пушкин (не, ни ) только упоминал цветы но и старался раскрыть их душу. В Михайловском они повсюду в лесах и полях парках и садах. Цветы Михайловского впитали в себя с.. неву здешнего неба Сороти зелень лесов деревьев трав и все цвета небесной радуги осенявшей эту землю (ис)покон веков.

(По С.Гейченко)

Как изменить последнее предложение, чтобы оно соответствовало схеме:

Задание 2.

Спишите, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.
В своих стихах Пушкин (не, ни ) только упоминал цветы но и старался раскрыть их душу. В Михайловском они повсюду в лесах и полях парках и садах. Цветы Михайловского впитали в себя с.. неву здешнего неба Сороти зелень лесов деревьев трав и все цвета небесной радуги осенявшей эту землю (ис)покон веков.

(По С.Гейченко)

Как изменить последнее предложение, чтобы оно соответствовало схеме:

Задание 2.

Спишите, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.
В своих стихах Пушкин (не, ни ) только упоминал цветы но и старался раскрыть их душу. В Михайловском они повсюду в лесах и полях парках и садах. Цветы Михайловского впитали в себя с.. неву здешнего неба Сороти зелень лесов деревьев трав и все цвета небесной радуги осенявшей эту землю (ис)покон веков.

(По С.Гейченко)

Как изменить последнее предложение, чтобы оно соответствовало схеме:

Спишите, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

В своих стихах Пушкин (не, ни ) только упоминал цветы но и старался раскрыть их душу. В Михайловском они повсюду в лесах и полях парках и садах. Цветы Михайловского впитали в себя с.. неву здешнего неба Сороти зелень лесов деревьев трав и все цвета небесной радуги осенявшей эту землю (ис)покон веков.



(По С.Гейченко)

Как изменить последнее предложение, чтобы оно соответствовало схеме: