Областная краеведческая конференция исследовательских работ - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Проект по технологии Картина в технике квиллинг Букет 1 186.8kb.
Краеведческая конференция памяти а. Д. Юдина тема работы 1 126.76kb.
Xx краеведческая конференция 1 140.2kb.
Сборник исследовательских работ n 1 1 256.73kb.
Отчет о выполнении работ по шестому этапу государственного контракта... 5 1463.32kb.
Конкурс исследовательских, проектных и творческих работ имени А. 3 389.8kb.
Сборник исследовательских работ, подготовленных к общешкольной научно-практической... 5 948.17kb.
Конкурс исследовательских работ «Ступень в будущее» 1 83.09kb.
Конкурс исследовательских работ и проектов младших школьников «Юный... 1 130.35kb.
Республиканский конкурс исследовательских работ Теперь я это знаю 1 54.39kb.
Конкурс исследовательских, творческих, проектных работ учащихся начальных... 1 140.02kb.
Праздничный вечер, посвященный дню Матери челевек, на котором держится... 1 92.62kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Областная краеведческая конференция исследовательских работ - страница №1/1




ОБЛАСТНАЯ КРАЕВЕДЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

«ОТЕЧЕСТВО»

КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА



«История Кранового завода»
Автор: Краеведческое объединение

«Отечество»

МОУ СОШ № 4 г.Чебаркуля

Руководитель: Шепелева В.В.

учитель истории МОУ СОШ №4

г. Чебаркуль

2012г.

Оглавление



Введение ………………………………………….……………………………….3

Глава I. Как все начиналось ……………. …………...……………………............4

Глава II.Машиностроительное предприятие. ………………………………......11

Заключение ……………………………………………..……..…………………16

Список источников и литературы. ……………………..……….……………….19

Приложения.


ВВЕДЕНИЕ.

Общество – это сложная система, состоящая из целых взаимосвязанных частей, каждая из которых выполняет свою функцию, обеспечивая эффективные условия жизнедеятельности человека. Базовой составляющей общества является экономика. Она не только обеспечивает людей материальными условиями существования. Стабильный экономический рост способствует успешному функционированию политической системы, неозадаченные добыванием «хлеба насущного» люди имеют возможность обогащаться духовно.

На Урале сложились оптимальные условия для развития промышленности еще с петровских времен. А в годы Великой Отечественной войны Урал по праву назывался «опорным краем державы». С переводом экономики на рыночное развитие, в погоне за прибылью страна растеряла то хорошее, что было накоплено годами нашими предками. На современном этапе приходится восстанавливать промышленное производство.

Наша краеведческая работа «История Кранового завода» является свидетельством неразумного подхода к решению экономических задач на постсоветском пространстве.

Цель работы: через исследование истории Кранового завода воссоздать исторические события того времени.

Задачи: - научиться работать с архивными материалами,

- проследить историю развития уникального предприятия,

- формировать умения самостоятельно находить необходимую информацию, анализировать и делать выводы,

- расширить кругозор.

Методика исследования:

- поиск материала в архивных документах,

- исследование фотографий,

- воспроизведение исторических событий по архивным документам,

-интервью.

Работа над темой была осложнена отсутствием архивных данных, утерянных во время очередной смены руководства Кранового завода. Часть информации была получена из бесед с ветеранами кранового завода, в работе также использованы статьи из газеты «Южноуралец», освещавшей работу завода и фотографии из личных архивов рабочих предприятия и городского краеведческого музея.

ГЛАВА 1. КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ…

Дата 22 июня 1941 года навсегда вошла в историческую память нашего народа. В этот день фашистская Германия без объявления воины напала на СССР. К этому времени в мире не нашлось силы, которая смогла бы остановить германский вермахт, последовательно оккупировавший двенадцать европейских государств. Очередной военно-политической целью фашистской Германии стал Советский Союз. Исключительная по трудности обстановка, сложившаяся в начале войны, потребовала экстренных мер всех государственных, общественных, центральных и местных органов управления для организации отпора врагу.

Первым шагом в этой области стало привлечение к возведению тыловых оборонительных рубежей гражданских строительных трестов и главных управлений. В целях перестройки гражданской отрасли строительства в условиях войны, руководители Наркомстроя в начале июля 1941 г. вышли на ГКО с предложением о создании на основе действующих трестов особых строительно-монтажных частей (ОСМЧ). По своему характеру они должны были быть высокомобильными организациями, хорошо укомплектованными инженерно-техническими кадрами, квалифицированными рабочими. Вся деятельность этих частей должна была строиться на основе четкой оперативности и военной дисциплины.

Уже 8 июля вышло постановление ГКО «Об организации особых строительно-монтажных частей» в составе Наркомстроя. На ОСМЧ возлагалось выполнение срочных заданий правительства по строительству предприятий оборонной промышленности и оборонительных сооружений, а также восстановление поврежденных в результате военных действий объектов». На базе треста «Союзэкскавация» Главспецстроя были созданы 20 экскаваторных отрядов для механизации земляных работ по рытью противотанковых рвов.1

В 1938 году трест «Союзэкскавация» Главспецстроя располагал у ст. Уктус в г. Свердловске небольшим ремонтным заводом, носившим наименование «Спартак». Этот завод в основном производил капитальные ремонты экскаваторов старых марок, например: «Везер-Хютте» 9,5, «Менк Ш-У», «Рустон-Бьюсайрус», ППГ, «Шкода».

С началом Отечественной войны в 1941 году завод «Спартак» был передан Военному министерству, а все станочное оборудование и материалы в октябре – ноябре месяцах было перенаправлено в город Троицк, Челябинской области, где предполагалось построить новый ремонтный завод. Сюда же из Москвы был эвакуирован трест «Союзэкскавация».

В соответствии с проектом, утвержденным в 1942 году Наркоматом строительства РСФСР, предусматривалось создание предприятия – мастерских по ремонту строительной техники и обслуживанию различных строительных организаций, входящих в особую строительно – монтажную часть № 103.2

Строить завод решено было в городе Чебаркуль, где находился строительный участок ОСУ – 16 треста «Союзкскавация». Начальник этого участка Канунников В.А. и был одновременно первым директором строившегося завода.

8 февраля 1943 года из города Троицка, где находилось главное управление мастерских по ремонту строительной техники, в Чебаркуль было отправлено оборудование с группой выпускников Ф30. 27 человек, бывшие детдомовцы, эвакуированные в Троицк из Днепропетровска: среди которых большинство было девушек. Это: Алифирова Анна Дмитриевна, Цуркан Дарья

1Маляров В.Н. Строительный фронт Великой Отечественной войны: Создание стратегических рубежей и плацдармов для обеспечения оборонительных операций вооруженных сил в годы войны 1941-1945 гг. УВИТУ. - СПб. 2000г. стр. 6

2Маляров В.Н. Строительный фронт Великой Отечественной войны: Создание стратегических рубежей и плацдармов для обеспечения оборонительных операций вооруженных сил в годы войны 1941-1945 гг. УВИТУ. - СПб. 2000г. стр.12

Устиновна, Тамара Тумасова, Галина Неведома, и другие. Руководителем был инженер Михаил Миныч Павлов. Это он агитировал бывших детдомовцев, расхваливая Чебаркуль, называл его военным городом.

Но, вместо обещанных огней большого города, на улицах – болото и лес, вместо обещанных домов – военные палатки.

По существу строительство литейно-механического завода началось с армейских палаток, размещавшихся на месте нынешней площади Ленина. Здесь жили прибывшие работники. С группой прибыли на платформе и станки. Три первых станка разместили в конюшне (место автобусной остановки у КЗ). Территория будущего завода располагалась на окраине Чебаркуля, на околице березовой рощи, вдоль топких болот. Выпускники ФЗО, быстро повзрослевшие мальчишки и девочки, начали расчищать площадки под заводские корпуса. Работы было очень много и в основном все делалось в ручную.

Помогать строить мастерские сюда приезжали со всех концов страны: из Сибири, Средней Азии, Поволжья. Рабочие руки стройке были очень нужны, так как надо было выкорчевать лес на большой территории, разгружать приходившие составы со стройматериалами, металлозаготовками, прокладывать узкоколейку, строить производственные помещения под оборудование.

Военные зимы были суровыми, И условия, тоже были суровыми, тяжелыми. Рабочие жили в холодных, мокрых палатках, землянках, питались хлебом наполовину с мякиной. В марте 1943 из-за отсутствия кирпича замедлилось строительство завода и, чтобы это ликвидировать и нормировать нужное количество кирпича, группа девушек была командирована на Златоустовский кирпичный завод. В смену они формовали по 8-10 тысяч штук кирпича, сами закладывали его в печи, сами и грузили на платформы. Однажды добились рекордной выработки – заформовали за ночную смену 50 тысяч кирпичей. Девичьи руки помогли восстановить темпы строительства, и уже в мае был заложен фундамент будущего предприятия.

Работали днем и ночью. Но усталость еще можно было преодолеть, невыносимым было чувство голода. Рабочие работали за пайку хлеба, денег не получали. Зимой спасала картошка (часто мороженая), летом - крапива, лебеда. Полуголодные рабочие, обутые кто в лапти, кто в ботинки на деревянной подошве выживали, как могли, но строительство производственной базы шло ударными темпами. О значимости строительства предприятия говорит история Василия Пименовича Черкашина: его в 1943 году с фронта отправили на Урал, так как мастерские нуждались в квалифицированных рабочих – слесарях-металлистах. Но само предприятие надо было сначала еще построить. Сначала он был помощником строителей: носил кирпич и раствор на леса, и скоро стал каменщиком – освоение новых профессий в то время происходило моментально.

Летом было закончено строительство механосборочного цеха. 10 августа 1943 года Государственная комиссия приняла в эксплуатацию два первых корпуса и этот день считается днем рождения Завода №1 Треста «Союзэкскавация». Но выпускать продукцию он начал только в ноябре- декабре 1943 года из-за необорудованности цехов - не было станков. По сути это были небольшие мастерские по ремонту экскаваторов, строительной техники, запасные части к ним делали на станках «Монарх» и «Цинцинати».

Строительство и развитие производственной базы завода продолжалось ускоренными темпами. В конце 1943 года на заводе уже функционировали несколько отделений: механосборочное, кузнечное, котельно-сварочное, небольшой литейный участок. В штате предприятия насчитывалось 127 человек. Приложение №1

Трудясь по-стахановски, преодолевая лишения войны, не считаясь с усталостью, они вносили свой посыльный вклад в оборону страны. Приказом по заводу за ударный труд 11 передовых рабочих были премированы шестью кусками мыла, полутора килограммами махорки каждый.

К концу 1943 года был построен модельный цех. Зимой 1944 года литейный корпус был закончен. Бронзовое литье завод начал выпускать с марта месяца 1944 года. Вагранка1 была пущена в апреле 1944 года. Одновременно построено здание старой парокотельной и центрального склада. Кузница разместилась в нынешнем дизельном отделении.

В июле 1944 года прибыла правительственная комиссия, и в августе завод вступил в число действующих предприятий. Первая очередь строительства завода была завершена.

В 1943-1944 годах в плохо оборудованных цехах и помещениях ремонтировалась строительная техника, изготавливались запасные части к ней. Валовая продукция завода в год образования составляла 105,7 тысяч рублей при численности промышленно-производственного персонала 181 человек.

Заводом руководил В. Каннуников, главный инженер – С. Алексат. Проблем у мастерских было очень много. Не хватало топлива, сырья, оборудования. Подъездные железнодорожные пути не были подведены к корпусам, поэтому рабочим приходилось переносить детали, оборудование при загрузке и разгрузке вагонов на расстояние 50-100 метров. Медпункта, бытовых помещений не было. Труд был полностью ручным, а работали по суткам. В зимнее время работы велись при 30-40 градусном морозе, отопление в корпусах отсутствовало. Скромный паек по рабочим карточкам не всегда восстанавливал силы. По законам военного времени любое опоздание расценивалось как уголовное преступление. Тамара Тумасова за опоздание на рабочее место на 15 минут провела в тюрьме 5 лет. Люди не выдерживали такой нагрузки – умирали. Из Москвы пришел вагон с продуктами для дополнительного пайка. Ночью вагон разгрузили и, за отсутствием продовольственного склада, продукты свезли директору домой. Но кто-то донес и директора осудили. А рабочих, помогавших ему разгружать вагон, отправили на фронт.

К концу 1944 года была построена, вместо ранее запроектированного конвертора, мартеновская печь. (Но печь простояла на консервации до 1952 года из-за отсутствия топлива. Вследствие этого была установлена 1Вагранка — горн или небольшая шахтная (вертикальная) печь, служащая для переплавки чугуна. Интернет-ресурсы.

электропечь ДСН – 0,5 и первая сталь была получена в апреле месяце 1950 года.)

Весна 1945 года… Долгожданная победа. На завод шли фронтовики, демобилизованные из рядов Красной Армии. Среди них Дербилов, Дуняшин, Мурзин, Нестеренко… всего 43 человека. Они не только заменили стариков, пожилых женщин, подростков, но и стали основной производительной силой. 4 августа 1945 года Приказом за №159, с предприятия были уволены 12-13 летние подростки.

Теперь все силы были направлены на то, чтобы завершить строительство завода и наладить производство продукции, необходимой на восстановление разрушенного войной хозяйства страны. Кроме того, коллектив завода помогал колхозам ремонтировать технику и убирать урожай.

В первые послевоенные годы перед коллективом завода поставлены задачи совершенствования производства. Начинается освоение новых видов продукции. Завод наряду с ремонтом экскаваторов, начинает серийный выпуск ленточных конвейеров, ковшей системы «Драгляйн», погрузочных строительных шнеков. В связи с этим в 1945 году на завод поступают новые виды оборудования - импортные станки, расширяются производственные площадки. Некоторые цеха не были оснащены частично или полностью, например, в котельно-сварочном цехе оборудование отсутствовало полностью, в модельном и кузнечном – частично, при таком положении завод не мог выполнить годового задания. И все же, несмотря на это, мощность его была повышена с 6 млн. руб. до 11 млн. руб. в связи с удовлетворением потребностей треста, как в ремонте, так и в изготовлении новых строительных механизмов, в частности буровых станков.

Завод рос, расширялся. В 1946 году были построены и полностью оборудованы модельный и кузнечный цеха, столовая. Начали прокладывать газопровод от Чебаркульского метзавода, строить здание заводоуправления. В это же время завод впервые получает ссуду на строительство индивидуальных жилых домов. Открывается заводское ремесленное училище, которое готовит собственные рабочие кадры.

В 1947 году на предприятии строятся обжигательные и нагревательные печи в литейном цехе, термическое отделение главного корпуса, осваивается производство ковшей к экскаваторам, загрузочных бункеров. Но завод недостаточно получал стройматериалы и запчасти, поэтому простои были велики. В эти годы (1945-1947) директорами были К. Саевич и П. Бузынин.

В 1946-1947 гг. на предприятии установили буровые станки, работало 250 человек. В 1947 г. литейный цех выпускал 12 т. металла в день.

Особенным стал 1948 год: Завод №1 Треста «Союзэкскавация» по ремонту строительной техники был переименован в Государственный союзный Чебаркульский литейно-механический завод Главстроймеханизации Министерства строительства предприятий тяжелой индустрии СССР.

Новое руководство завода вместе с директором Георгием Филипповичем Храпуновым, взялось за большое строительство. В этот год было начато освоение мартеновской печи, окончено строительство газо- и паропровода. И это дало хороший результат: уже в 1950 году впервые был выполнен годовой план. Это была первая победа.

Мартеновская печь, построенная еще в 1944 году, не могла быть запущена из-за отсутствия топлива. Вследствие этого была установлена электропечь ДСН – 0,5 и первая сталь была получена в апреле месяце 1950.

В последующие годы, на заводе ведется реконструкция литейного производства. Мартеновскую печь запустили в 1952 году Приложение №2. После первых неполадок связанных с пуском мартеновской печи, когда печь работала на генераторном газе, в 1954 году ее перевели на мазут, это способствовало повышению выпуска стального литья. Печь была переконструирована с 5 тонн насадки на 7 тонн, что позволило отказаться от поставок литья извне и обеспечить заводы главного управления чебаркульским литьем.

ГЛАВА 2. МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ.

Строительство завода согласно Генеральному плану продолжалось. С 1956 года строятся корпус экскаваторного цеха, новая парокотельная, чугунно-литейная, здание центральной лаборатории, медицинский пункт и кислородная станция. На заводе трудится коллектив численностью 673 человека, в том числе 38 инженерно-технических работников. Введена в работу мощная кислородная установка КГ-20, ведутся проектные работы по производству новой техники: трубоукладчика ТЛ-4, монтажного блока грузоподъемностью от 10 до 30 тонн. Укрепляются инженерно-технические службы, проводиться работа по механизации и совершенствованию производства, вводу в эксплуатацию новых видов оборудования. Широкий размах получает рационализаторская работа, новаторский труд, движение за повышение производительности труда. Но даже в 50-х в цехах завода было так холодно, что замерзшие руки отогревали в электроцехе, а мыли только дома, потому что умывальников пока не было. Даже в Челябинск за металлом ездили по двое суток! Снегу было столько, что добирались туда на тракторе, к которому прилажены двое саней: на одних – металл, на других – будка с печкой - буржуйкой. Приложение №3

В декабре 1957 года сдан главный корпус экскаваторного цеха и изготовлен первый трубоукладчик. Построен гараж для заводского автотранспорта. Завод начал активное жилищное строительство для работников: получена документация на строительство детского сада, выполнен задел на четыре многоэтажных дома, построено 16 индивидуальных домов. Успешному выполнению плановых заданий во многом способствовали изобретения заводских рационализаторов. Среди них Филипьев Василий Прокопьевич, Петров Михаил Кириллович, Труфанов Николай Иванович.

В 1958 году завод осваивает выпуск трубоукладчиков на базе трактора С-100, гидроподъемников, бурильных машин Приложение №4, монтажных блоков. В этом же году завод стал называться Ремонтно- механическим.

Значительными успехами коллектив завода отметил выполнение задания 6-й пятилетки. План 1960 года по валовому производству был выполнен на 105,6%, по товарной продукции - на 103,6%. Почетное звание «Ударник коммунистического труда» присваивается рабочим завода: Лучевникову М.Л., слесарю – сборщику, Иванову А.П., токарю Савельеву Ю.П., слесарю, Камских Е.А., слесарю по ремонту оборудования и многим другим передовым рабочим. Дальнейшее развитие получает капитальное и жилищное строительство: расширяется обрубное отделение, построены здание заводоуправления, кузнечного и литейного цехов, железнодорожные пути, 24-х и 64-х квартирные жилые дома. Приложение №5

С 1961 года началось освоение производства новых видов строительно-монтажной техники – бурильно-крановых машин БКМТ-2, БКМТ-3,5, гидроподъемников, монтажных кранов МКГ-20. Для изготовления этих видов продукции была спроектирована специальная технология литейной оснастки, смонтированы новые виды металлорежущего и грузоподъемного оборудования. Приложени №6 Одновременно с выпуском крана МКГ-20 началось освоение нового крана МКГ-25, грузоподъемностью 25 тонн, серийный выпуск, которого начат в 1962 году.

Совместно с проектными организациями завод работает над совершенствованием конструкции крана МКГ-25 и, как результат плодотворного сотрудничества, в 1970 году из стен кранового цеха вышел первый кран совершенно новой конструкции МКГ-25 БР грузоподъемностью 25 тонн,с раздвижным гусеничным ходом.

Одновременно на заводе ведется реконструкция литейного производства. В ноябре 1971 года литейщики перешли в новое здание цеха, который стал одним из крупнейших сталеплавильных цехов Министерства. Проектная мощность цеха достигает 8,5 тысяч тонн стального литья.

Директором Чебаркульского ремонтно-механического завода с 1968 по июль 1987 г. был Хромов Владлен Алексеевич. Главный инженер – Татуков Николай Павлович, начальник производства – Михайлов Владимир Михайлович. По мнению ветеранов кранового завода, это были лучшие годы для завода. Сложилась грамотная команда специалистов с опытом работы на производстве: Сычугов А.Е., Курновский Ф.Я., Абсалямов В.Г., Лихачева З.П., Байрак Г.Е., Воловик В.В., Журавлев В.А., Кавардин Е.Н., Орешкин Н.Ф., Старухин Н.М., Любимов В.И., Логвиненко А.Ф., Фахуров В.Г., Яшин В.И. Конструкторами работали уникальные специалисты Варнин Ф.И., Узеня С.С., Бать Д.С., Мусин А.С., Тутынин Н.С., Никулин С.П., Киреев П.А., Сухарева Н.М., Шимборецкая Л.К.

Завод становится типичным машиностроительным предприятием с полным циклом производства: на современных станках производится металлообработка детали и узлов, имеется литейное и сварочное производство, кузнечно-заготовительный участок, производится выработка кислорода, сжатого воздуха, тепловой энергии для технологических и бытовых целей, имеется транспортно-складское хозяйство. Приложение №7,8,9,10

В марте 1973 г. силами городских монтажников была смонтирована подстанция «Крановая ГПП-110/6 киловольт» (главный энергетик Фахуров В.Г., главный инженер Альхамов К.М.). До этого времени электроэнергия по двум кабелям поступала с метзавода. Теперь завод сам стал поставщиком электроэнергии на другие предприятия и в жилой сектор г. Чебаркуля: ККП, ЗТМК, Куйбышевский поселок, а оттуда – на рыбный завод. Приложение №11

Производственные площади завода теперь составляли 25 тысяч кв. метров. Выпуск товарной продукции к 1975 году достиг суммы в 13 миллионов 119 тысяч рублей.1

Решая задачи выпуска продукции, коллектив завода большое внимание уделяет повышению качества и ее надежности в эксплуатации.

35-летие завода трудящиеся отмечают двумя важнейшими событиями: в 1978 году начат серийный выпуск более мощного крана МКГ-40, грузоподъемностью 40 тонн, а в августе 1979 года решением Государственной



1 Газета «Южноуралец» №54 от 24 декабря 1974 г.

аттестационной комиссии МКГ-25 БР присвоен Государственный Знак качества. С того времени завод всю свою основную продукцию, а это более 68% от всего количества, отгружает заказчикам с почетным пятиугольником. Приложение №12,13,18 Монтажные блоки грузоподъемность 32 тонны и 50 тонн пользовались высоким спросом за границей. Блоки отправляли на Кубу, в Индонезию, Индию, Иран, Ирак. За время выпуска крана с Государственным Знаком качества заводом не получено не одной рекламации. А это значит, что кран надежен в работе и по своим технико-экономическим показателям не уступает лучшим отечественным и зарубежным образцам. Приложение №19,20

В 1982 году выпустили 3-х тысячный кран МКГ-25 БР. Выпуск юбилейного крана был посвящен 60-летию образования СССР. Право участвовать в изготовлении деталей, узлов и сборки предоставили лучшим рабочим: слесарям КУ Щапину Б.А., Сердюку В.М., мастеру КУ Черных В.В., модельщику ЛЦ Клыкову А.Н., обрубщику ЛЦ Шалонину В.И., слесарю КУ Воронову Г.П., токарю МСЦ Хомутову А.И. бригаде токарей –карусельщиков (бригадир Сутормин А.М.). бригаде токарей (бригадир Григорьев П.И.), бригаде расточников (бригадир Загуменов В.Г.).

В 80-90 года продукция завода пользуется большим спросом, краны монтажные Чебаркульского производства работают практически во всех уголках СССР: в Литовской ССР (Вильнюсская спецпередвижная мехколонна), г.Магадан (Магаданремстрой), Грузинская ССР г.Тбилиси (в/ч), Коми АССР г.Воркута (комбинат Печершахтострой), Таджикская ССР г.Душанбе, Молдавская ССР г.Кобыльня, Сахалинская обл. пос. Ноглини, г.Челябинск (Челябинский трубопрокатный завод), г.Норильск (Норильский горно-металлургический комбинат). Кроме того, изделия с товарным знаком Чебаркульского завода экспортируются более чем в 20 стран Азии, Африки, Европы и Америки, так например, обоймы блочные монтажные ОБМ-32 и ОБМ-50 - в Монголию, Никарагуа, Кубу, Нигерию, Ливию.

Завод поставляет стальное и чугунное литье 17 заводам в том числе: Московскому механическому заводу, Калининградскому РМЗ, Ленинградскому РМЗ, Нижнетагильскому метзаводу. На заводе внедрено 8 станков с числовым программным управлением, один шестишпендельный полуавтомат, в литейном цехе для повышения качества изготовления стержней и механизации их изготовления внедрена пескодувная машина.

За время существования завода было изготовлено более 5 тысяч монтажных кранов разной модификации. Стройки страны получили: краны МКГ-20 – 89 штук, МКГ-25 – 1167 штук, МКГ-16 М – 27, МКГ-25 БР 3000 штук, МКГ- 40 – 180 штук. Выпущено более полутора тысяч трубоукладчиков, более 17 тысяч блоков грузоподъемностью от 10 до 630 тонн. С помощью мачт, грузоподъемностью 400, 630, 1000 тонн, основные узлы к которым изготовлялись на нашем заводе, произведены уникальные подъемы крупногабаритного оборудования на ударных стройках страны. Литейщики завода выплавили более 150 тысяч тонн стального и чугунного литья. Приложение №21,22,23,24

На заводе работали целые династии рабочих. Общий трудовой стаж работы на заводе династии Любимовых – Медведевых составляет 156 лет, Шляхетных – Девятловских - 97 лет, Борисовых – Балашовых - 98 лет, Нужных – Калета - 90 лет, Михайловых – 65 лет, Суторменых – 59 лет, Куликовых – 66 лет. На всем протяжении истории завода рядом с отцами и матерями работали их дети, продолжая и развивая славные трудовые традиции. Приложение №26

Лучшие трудящиеся предприятия за самоотверженный труд награждены орденами и медалями государства. Всего на заводе этих наград удостоено более 150 человек. Среди них:

- кавалеры ордена Трудового Красного Знамени Куварзин Александр Николаевич, Медведев Виктор Александрович, Шляхтин Влас Фомич, Куповых Вера Сергеевна, Иванов Алексей Петрович;

- кавалеры ордена Знак Почета – Борисов Алексей Егорович, Старухин Николай Михайлович, Тихоновна Александра Яковлевна, Тутуков Николай Павлович;

- кавалеры ордена Трудовой Славы Ш-й степени – Хайрисламов Хайбулла Гайнисламович, Черных Владимир Васильевич, Яковлев Василий Иванович.

Коллектив завода готовил кадры не только для предприятия. Лучшие его представители хорошо зарекомендовали себя на строительстве важных промышленных объектов за рубежом в социалистических и развивающихся странах.

На заводе были созданы Научно-техническое общество и Общество рационализаторов и изобретателей, насчитывающие более 200 человек.

Приложение №17

В 1990-е годы на заводе сложилась сложная ситуация. В связи с распадом СССР, разрывом экономических связей многие заказчики были потеряны, продукция, ранее очень необходимая на многих стройках стала никому не нужна. Чебаркульский ремонтно-механический завод «встал». Если во времена активной работы на заводе выпускалось по 30 кранов в год, то в 1992 г. их было выпущено всего 5, а в 1999 г.– ни одного.

В 1992 году завод переименован в АО «Чебаркульский крановый завод». 1997-1999 гг. стали самыми трудными. Две трети самых лучших работников завода были вынуждены уволиться. Более двух лет на заводе не выплачивалась заработная плата. Не выпускалась продукция, а значит, не было денег платить за тепло, воду, свет. В начале 2000г. произошла процедура банкротства. После этого на базе АО «Крановый завод» было создано предприятие ООО « Чебаркульский крановый завод».

В 2009 году Крановый завод, простаивавший пять лет, начал реконструкцию производства.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Завод создавался на базе ремонтных мастерских в суровые годы Великой Отечественной войны для ремонта строительной техники организаций. 10 августа 1943 года Государственная комиссия приняла в эксплуатацию два корпуса – этот день и считается днем рождения Завода №1 Треста «Союзэкскавация». Валовая продукция завода в год образования составляла 105,7 тыс. руб. при численности промышленно- производственного персонала 181 человек. В 1948 году предприятие стало называться «Чебаркульский литейно-механический завод». С 1958 г. завод перешел от ремонта экскаваторов к выпуску новой продукции: трубоукладчиков, гидроподъемников, бурильно-крановых машин на базе трактора С-100 ЧТЗ, монтажных блоков. Предприятие было переименовано в Ремонтно-механический завод. В 1962 году начался серийный выпуск кранов МКГ-25. В 1976 г. заводом освоена, а в1978 г. запущена в серийное производство новая машина – кран монтажный грузоподъемностью 40 тонн. По заказу министерства впервые в мировой практике были изготовлены мачты, оборудованные грузозахватными средствами для подъема груза 1000 тонн для крупноблочного монтажа в нефтехимической промышленности.

Предприятие изготавливает монтажные гусеничные краны грузоподъемностью до 25 тонн, предназначенные для строительства различных объектов промышленного и социально-жилищного назначения, производит капитально-восстановительный ремонт и реконструкцию кранов, изготавливает запасные части к строительно-дорожным машинам

Продукция завода демонстрировалась на ВДНХ СССР, где завод получил дипломы II и III степеней, почетные грамоты ВДНХ. Кранам МКГ-25, МКГ-40 присваивалось свидетельство промышленных образцов, золотые и серебряные медали ВДНХ. Госстандартом СССР была присвоена высшая категория качества – ЗНАК КАЧЕСТВА.

Параллельно с развитием производства развивалась социальная структура: для работников завода строилось жилье, два детских комбината, база отдыха.

В 1991 году государство СССР распалось. В экономике страны начался затяжной кризис. Большинство предприятий огромной страны стали не нужными. Остановилось производство и на Чебаркульском ремонтно-крановом заводе. Если во времена активной работы на заводе выпускалось по 30 кранов в год, то в 1992 их было выпущено всего 5, а в 1999 году – ни одного.

В 1992 году завод переименован в АО «Чебаркульский крановый завод». Завод не один раз сменил руководство, в результате в начале 2000 г. произошла процедура банкротства. После этого на базе АО «Крановый завод» было создано предприятие ООО « Чебаркульский крановый завод».

Ремонтно-механический завод не был градообразующим предприятием. Но его значимость для города была велика. На предприятии работало свыше 1000 человек, продукция завода пользовалась высоким спросом в стране и за рубежом. Чебаркульский ремонтно-механический завод по праву считался заводом №1.

Хочется верить, что ООО «Крановый завод», начавший реконструкцию производства сумеет завоевать былую славу Завода №1.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ



Источники:

Материалы государственного краеведческого музея г. Чебаркуль.

Материалы личных архивов Алифировой Анны Дмитриевны,

Мустафиной Нелли Федоровны,

Фахурова Валерия Георгиевича.

«Южноуралец»- газета Чебаркульского района.



Интернет-ресурсы.


Литература:

Маляров В.Н. Строительный фронт Великой Отечественной войны: Создание стратегических рубежей и плацдармов для обеспечения оборонительных операций вооруженных сил в годы войны 1941-1945 гг. УВИТУ. - СПб. 2000г.