О рганизация российских юных разведчиков - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
История разведчества 16 1343.41kb.
Ассоциации российских банков на проект федерального закона «о потребительском... 1 266.46kb.
Рабочая программа по лыжным гонкам на 2013-2014 учебный год 5 1197.56kb.
Аннотированный каталог cd – дисков для образовательных учреждений. 1 420.16kb.
Сборник «Добрые советы мамам и папам, а также бабушкам и дедушкам... 1 465.45kb.
«Ипотечный «караван» топчется на месте, имитируя движение» 1 133.34kb.
История. Краеведение тема Откуда вы родом кеты? 1 68.22kb.
Урок мужества 70-ой годовщине образования молодежной подпольной организации... 1 108.99kb.
Отчет: Союз потребителей финансовых услуг "ФинПотребСоюз" 16 2762.24kb.
Интервью журналу "персона" с президентом ассоциации российских банков г. 1 143.14kb.
Школьная отсрочка Все выпускники получат возможность поступать в... 1 43.3kb.
Исследовательская работа на тему: «Влияние процесса ухаживания за... 1 363.19kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

О рганизация российских юных разведчиков - страница №1/1


О

РГАНИЗАЦИЯ РОССИЙСКИХ ЮНЫХ РАЗВЕДЧИКОВ













СКАУТСКИЕ

ИГРЫ
Игры для волчат и белочек




Скм. Александр Каминский (Перевод Е. Поздеев)

Издание ГК ОРЮР, ЗАО ОРЮР-НОРС

Калифорния 1995
ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.



Общие Замечания

2

Часть 1-ая. Развитие чувств.




Зрение:




I. Умение различать цвета

3

II. Умение различать форму

4

III. Упражнения в наблюдательности

5

IV. Поиски

5

V. Зрительная память

6

Слух.




I. Развитие способности различать звуки.

7

II. Поиски направления звука.

8

III. Упражнения по развитию бдительности.

9

IV. Развитие способности запомнить слова и звуки по слуху

10

Обоняние:




I. Знакомство с запахами. Определение запахов.

11

II. Поиски источника запаха.

11

III. Развитие способности запоминать запахи.

12

Осязание:




I. Ознакомление с предметами.

13

II. Подбор предметов по виду и размерам.

14

III. Развитие наблюдательности с помощью осязания.

14

Часть 2-ая. Общая Ориентация




Умственное развитие:




I. Упражнение для развития сообразительности и смекалки

15

II. Быстрота ориентации и умения владеть собой

19

III. Ориентация во времени и пространстве

22


РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ.
Общие Замечания.
В работе с волчатами необходимо уделять больше внимания различного рода упражнениям в ориентировании. Почему?

Для этого имеется много причин, из которых главнейшие:

1. Способность ориентирования достигается, прежде всего, развитием наших пяти основных чувств путем соответствующих упражнений. Чувства эти, как окна в Божий мир. Без них для нас не существовал бы земной шар. Попробуйте представить себе человека, который лишен слуха, зрения и обоняния и т.п. - такой человек не может иметь никакого представления об окружающем его мире. Однако большинство людей не умеет использовать или полностью применить в жизнь чувства, которыми обладает.

Вот, например, день и ночь полны тысячами разнообразных звуков. Звуки эти мы слышим, но в большинстве случаев не понимаем. В траве что-то зашелестело. Что это было? Запела какая-то птица. Какая, где и что означает ее пение? Вот опять что-то гудит. Что это? Далеко ли? Отчего голоса звучат так приглушенно? Большинство людей не может использовать полностью своих чувств потому, что никогда не учились этого делать. Сравнительно больше всего времени уделяется, как в школе, так и дома, одному из наших чувств - зрению. Остальные же чувства предоставлены самим себе. И вот игры для волчат должны заполнить этот пробел в формировании человеческой личности. Это будет особенно полезно тем детям, которые не ходили в детский сад, где, как известно, много внимания уделяется именно подобного рода упражнениям.

2. Чем раньше начинается любое учение, тем большая гарантия для положительных результатов. Познание мира при помощи наших чувств - это особая привилегия детства. Разум и чувства детей находятся в постоянной готовности схватывать все. Дети подсознательно ищут познания, как голодный человек ищет пищу. Ребенок - это синоним стремления к познанию. Что это? Почему? Откуда? Зачем и для чего? ...

Вот почему упражнения в развитии способности ориентировки должны быть излюбленными упражнениями для волчат.

Скауты охвачены в гораздо меньшей степени этим беспокойством познания и они способны использовать подобного рода упражнения в меньшей степени.

Упражнения в ориентации имеют столько положительных сторон, что, вне всякого сомнения, они должны быть включены в постоянную программу работы с волчатами.

Упражнения с волчатами должны проводиться систематически и на каждом сборе. Это очень важная деталь программы. Никакой пользы не принесут упражнения, которые проводятся лишь раз в месяц. Чем чаще упражняться в каком-нибудь действии или активности, тем легче дойти до совершенства. Лишь тогда, когда мы будем сознательно и по много раз смотреть на ель, сосну или березу, мы будем в состоянии запомнить эти деревья и в течение многих лет будем способны их различать. Было бы очень хорошо настолько увлечь волчат упражнениями ориентации, чтобы они всегда хотели сами упражняться в развитии своих чувств у себя дома.

Упражнений в ориентации очень много. Поэтому могут встретиться такие начальники или руководители стай волчат, которые будут постоянно давать своим мальчикам все новые и новые упражнения. Это не правильно. Каждое упражнение надо повторять по несколько раз в течение каждого сбора и долгого периода времени.

Вначале ребята будут, в основном, знакомиться с новой и интересной игрой и лишь тогда, когда они ее усвоят, они начнут совершенствоваться в той или иной области.

Упражнения надо подбирать, начиная с более легких и лишь постепенно переходить к более трудным. Однако, нельзя становиться безрассудным педантом и тренировать в течение нескольких месяцев, скажем, слух, затем - зрение и т.д. Подбор упражнений из разных областей и для развития всех чувств весьма полезен.

У нас часто применяется метод использования упражнений для разного рода соревнований. В таком случае соревнования могут быть двух видов:

I. Единичные, когда соревнуются между собой отдельные волчата,

II. Групповые, когда соревнование происходит по шестеркам.

С педагогической точки зрения оба вида соревнований одинаково интересны, но соревнования групповые, по шестеркам, конечно, более полезны.


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Развитие чувств.
З Р Е Н И Е.
1. Умение различать цвета:
Необходимо принять во внимание, что значительная часть детей по крайней мере до седьмого года жизни не знает названий цветов. К восьми годам знания ребят обычно ограничиваются четырьмя главными цветами.

Нижеследующие упражнения должны содействовать развитию детских знаний в области красок и цветов.


1. Краски.

На сбор приносится около десяти разных красок. Во время упражнения ребятам показываются две краски, потом эти краски смешиваются с остальными и ребята, подходя по очереди к столу, должны показать и назвать показанные им раньше краски. Количество показываемых красок постепенно увеличивать. Рекомендуется начать с трех и дойти до 5-6 красок.


2. Покупка шерсти.

Вожак шестерки раскладывает на столе около десятка мотков шерсти одинакового цвета, но разных тонов и оттенков. Можно также принести шерсть разных, но похожих цветов. От каждого мотка, лежащего на столе, вожак отрывает короткую нитку и, показывая одну из них каждому волчонку по очереди, говорит: "Купи мне моток точно такой же шерсти". Волчонок подходит к столу и выбирает нужный ему цвет. Вначале разрешается держать в руке пробу, но со временем зрительная память волчат развивается, и они должны находить нужные цвета по памяти.


3. Сбор спичек.

Стая делится на две группы. Начальник стаи рассыпает по всей комнате две коробки разноцветных спичек, например, красные и розовые (количество спичек обоих цветов должно быть одинаковым).

Какая группа скорее соберет свои спички?
4. Подбор цветов.

Каждый волчонок получает по восьми или больше кусков картона. Вожак показывает на какой-нибудь предмет в комнате и спрашивает: "Кто скорее и лучше подберет точно такой цвет?". Каждый из играющих старается как можно скорее поднять вверх соответствующий кусок картона.


5. Сигнализация Тателюков.

Дикое племя Тателюков, которое не надо искать ни на какой карте, придумало такой способ сигнализации:

квадрат, раскрашенный в голубой, - у нас беда,

зеленый квадрат - у нас все благополучно,

голубой круг - удирайте,

зеленый круг - приходите к нам.

Волчата, изучив этот таинственный алфавит, изображают Тателюков, передавая друг другу разные сведения. Можно попробовать составлять донесения из двух знаков.
II. Умение различать формы
6. Раскладывание предметов в соответствии с их размером.

а) Собрать десять палочек разной величины и толщины, смешать их и приказать разложить в порядке, начиная с наиболее тонкой, до наиболее толстой.

б) Можно складывать по размерам камни.

в) Можно складывать отрезки бумаги (их складывать по ширине).


7. Выработка правильного глазомера.

После нескольких упражнений, знакомящих волчат с сантиметром и метром, провести конкурс на оценку расстояния простым глазом. При упражнениях в этой игре не давайте больше десятиметровой дистанции. Расстояние необходимо установить до начала упражнения.


8. Сравнения.

Сколько раз поместится линейка на краю стола? Сколько таких столов можно поставить вдоль этой стены? и т.п.


9. Фотограф.

В течение пяти секунд начальник стаи показывает волчатам какую-нибудь геометрическую фигуру, нарисованную на большом куске картона, например: треугольник, квадрат, треугольник с кругом и т.п. Затем он проверяет, кто из волчат ее правильно скопировал в своей тетради.


10. Специалисты по размерам.

Волчатам дается задание нарисовать по памяти круг, отвечающий по размеру величине знакомой ему монеты. Рисунок проверяется путем прикладывания к рисункам оригинала. Точно также можно предложить вычертить размеры спички, почтовой марки, открытки и т.д.

Не забывайте только всегда проверять.
11. Игра в Золушку.

Надо приготовить столько пакетиков с зернышками, сколько волчат в шестерке. В каждом кульке должно быть одинаковое количество зерен каждого сорта, дабы каждому волчонку предоставить одинаковые возможности выигрыша. Так, например, в каждом кульке могут быть смешаны 10 зерен гороха, 7 зерен фасоли и 12 зерен кукурузы. Вожак рассыпает эту смесь зерен перед каждым волчонком, и по свистку волчата начинают сортировать зерна. Результаты высчитывать по очкам.

Знаете ли вы почему эта игра называется игрой в Золушку? Сумели ли бы вы провести эту же самую игру для всей стаи в виде соревнования между шестерками?
12. Китайские Тени.

Начальник стаи, проводящий такую игру, должен быть "специалистом" в этой области и уметь хорошо показывать тень при помощи солнца или лампы. Подобная забава выходит удачно, если между волчатами и источником света (солнцем, лампой, свечой) натянуть простыню. Между светом и простыней передвигают по очереди разные предметы; например: стульчик, ручку, нож, метлу, шляпу и т.д., а ребята, сидящие перед экраном, должны угадывать по тени какие это предметы.

Увлекательное разнообразие в игре - узнавать товарищей по тени их профилей.

Составляя соответствующим образом руки и пальцы можно создавать забавные тени, напоминающие нам контуры разных животных. Хорошо привлекать волчат к активному участию в игре, предлагая им создавать тени при помощи рук и жестов.


III. Упражнения в наблюдательности.
13. Что изменилось в комнате?

Что изменилось на столе? Что изменилось на подносе? Волчата долго рассматривают комнату, стол или поднос. Затем выходят из комнаты или отворачиваются. В это время руководитель что-либо переставляет или перекладывает. Лучше всего переставлять или заменять только один предмет, в крайнем случае - два, но не больше. В конце игры собрать результаты и подсчитать очки.


14. Измененный рисунок.

Начальник стаи рисует на доске или на песке какой-нибудь очень простой рисунок. Волчата наблюдают за ним и присматриваются к рисунку. Окончив рисовать, руководитель дает волчатам приказ отвернуться, а сам меняет какую-нибудь деталь рисунка. Затем волчата ищут изменения.


15. Волшебный плащ.

Всем хорошо известен волшебный плащ чародея, которым он покрывал принцессу или рыцаря, делая их невидимыми для окружающих. Однажды такой случай произошел при дворе Северного короля. Сыновья короля весело играли во дворцовом саду. Вдруг один из мальчиков исчез. Но принцев было много, и никто не заметил случившегося. Только за ужином, когда один стульчик оказался не занятым, было обнаружено исчезновение одного из принцев. Все сразу догадались, что это были чары...

Начальник стаи может продолжить сказку в другой раз, а сейчас он даст приказ разбежаться по комнате или по полю и, закрывши глаза, кружиться или бегать вокруг какого-либо предмета. Как только начальник стаи крикнет - "довольно" - волчата останавливаются и, став на корточки, кладут голову на колени (не открывая глаза во все время игры). Начальник стаи накрывает одного из волчат плащом и дает разрешение другим встать и открыть глаза. Кто первый угадает, кого похитил волшебник, тот выиграл.
IV. Поиски.
16. Наперсток.

Все должны выйти из комнаты или покинуть площадку. Затем на видном, но довольно трудном для нахождения месте, кладется какой-либо предмет. Это может быть наперсток, яблоко или еще что-нибудь. На площадке берется предмет покрупнее, в помещении - поменьше. Волчата возвращаются и ищут. Нашедший не должен выдавать секрета, а должен подойти к начальнику стаи и шепнуть ему, где он увидел "наперсток". Волчонок, который первым нашел "наперсток", при следующем упражнении прячет его.



Другой вариант: Разложить 10 спичек или гвоздей по разным местам. Поиски начинает сразу вся шестерка. Тот, кто соберет больше всего, выигрывает.
17. Открытка с видом.

Берется 15-20 открыток с видами. 2-4 из них показываются волчатам. Затем все открытки перемешиваются. Волчата по очереди выбирают те открытки, которые им были показаны.


V. Зрительная память.
18. Опиши открытку.

Показать 2-3 открытки с видами и затем, спрятав их, требовать от волчат подробного устного описания.


19. Описание стола.

Положить на стол 6-10 предметов, дать волчатам смотреть на них в течение одной минуты, а затем, накрыв эти предметы, требовать от волчат их описания. Разумеется, что и это описание должно быть устным.



Другой вариант: Вместо описания предметов задавать вопросы, касающиеся отдельных деталей. Например: какого цвета был карандаш? Какой формы была резинка? и т.п. Как более легкое это упражнение может предшествовать предыдущим (№18, 19).
20. Описание человека.

Волчата наблюдают за кем-нибудь в течение одной минуты, а затем, отвернувшись, отвечают на вопросы, касающиеся внешности данного лица. Постепенно надо повышать степень трудности вопросов. В начале можно, например, спрашивать какого цвета были ботинки у данного лица, а затем спросить какие были пуговицы на одежде и, наконец, сколько лет может быть этому человеку?


21. Антиквариат.

Начальник стаи под видом клиента приходит в антикварный магазин, чтобы продать 7-10 вещей (перочинный ножик, компас, вечное перо и т.п.). Служащие магазина (волчата) стоят в шеренге и по очереди берут предмет за предметом и, тщательно осмотрев его, передают следующему. Они делают это очень старательно, чтобы как следует присмотреться и запомнить предмет. Когда все предметы снова оказываются в руках начальника стаи, он заводит разговор и задает вопросы о каждом из предметов. Например, "Что вы скажете о моем перочинном ноже?" Кто лучше всего опишет и оценит предмет, тот выигрывает. Не разрешайте волчатам говорить одновременно. Пусть говорят по очереди, добавляя что-либо к уже сказанному.


22. Какой был знак на песке.

Каждый волчонок рисует на песке какой-либо простой знак (рыбу, крест, треугольник, окно). Один из играющих (наблюдатель) обходит всех по очереди и рассматривает нарисованные знаки. Когда он кончает обход, все стирают рисунки, а наблюдатель должен каждому сказать какой у него был рисунок. Упражнение длится до тех пор, пока в роли наблюдателя не выступят все волчата.


С Л У Х.
I. Развитие способности различать звуки.
1. Игра в узника.

Во время войны один из скаутов был арестован за ведение подпольной работы. В тюрьме он придумал игру, заключающуюся в том, что он старался определить по звуку шагов лиц, приближавшихся к его камере. В конце концов он достиг такого совершенства, что по шагам безошибочно узнавал всех сторожей, немецкого полицейского и гестаповцев, которые проходили мимо его камеры.

Волчата должны подражать этому скауту и, запомнив походку каждого из членов шестерки, узнавать друг друга по походке.

Игра проводится следующим образом: волчата по очереди встают за дверью комнаты и по звуку шагов узнают ребят. За каждого узнанного дается очко. Выигрывает набравший самое большое число очков.

А знаете ли вы, что по шагам можно определить характер и настроение человека? Подумайте, например, как ходит человек энергичный, как грустный и как веселый?
2. Узнавать людей по голосу.

Каждый волчонок повторяет нормальным голосом слово "стая" до тех пор, пока все не запомнят его голос. Тогда один из волчат становится спиной к остальным и старается узнать тех, кто произнесет слово "стая". Менять узнающих.


3. Что за звук?

Начальник стаи рвет пополам лист бумаги, хлопает в ладоши, ударяет себя по ляжкам, стучит по стене, по шкафу, по стеклу, бросает на пол монету и т.п., а волчата должны разгадывать происхождение звуков, стоя к нему спиной.


4. Мяу.

Мальчики садятся в кружок, а один из волчат с завязанными глазами становится по середине круга, чтобы затем сесть на колени к одному из играющих. Волчонок, к которому сели на колени, мяукает, а "слепой" волчонок должен по звуку голоса определить к кому на колени он сел. Мяукать разрешается только три раза. Если после трех раз волчонку не удалось разгадать, у кого он сидит на коленях, он должен переходить на колени к кому-нибудь другому. Угадавший волчонок меняется местами с узнанным товарищем, и игра продолжается.


5. Таинственные коробочки.

Берется 5-7 одинаковых коробочек, в каждую коробочку кладется один предмет, например: ключ, карандаш, спичка и т.п. Начальник стаи раздает волчатам коробочки, а те, потряхивая ими, стараются по звуку определить, что за вещь находится внутри.

Необходимо обращать внимание на подбор предметов. Так, например, нельзя класть одновременно ключ и перочинный нож, потому что они дадут одинаковый звук. В то же время комбинация ключа и спички очень хороша.
6. Из чего льется вода в таз?

Из стакана, бутылки, блюдечка или ведра.


7. Что я бросил на стол?

Монету, спичку, тетрадь, коробку...

Если бы мне пришлось проводить подобную работу с шестеркой волчат, я бросал бы по очереди шесть разных предметов, а волчата, сидя ко мне спиной, должны были бы записывать названия этих предметов, определяя их по звукам. По собранным запискам можно было бы определить количество пунктов, полученных каждым волчонком и определить, кто выиграл.

Если же проводить соревнование между шестерками, нужно поставить стаю по шестеркам в ряд. Волчата каждой шестерки получают соответствующие порядковые номера: 1, 2, 3, 4, и т.д. Все стоят спиной к столу, первые номера ближе всего. Я бросаю спичку на стол и спрашиваю: "Первые номера, что я бросил?" Шестерка того, кто первый правильно ответит на вопрос, получает очко. После этого первые номера отходят и встают последними в ряд. Бросаю на стол книжку. "Вторые номера, что я бросил?" И т.д. Подсчет очков покажет, какая шестерка выиграла, а какая оказалась на последнем месте.


8. Слух ночного сторожа.

Это упражнение проводится вечером. Лучше всего упражняться по одиночке, в пустой комнате, на улице или в поле. Однако, можно упражняться и днем всей шестеркой. Упражнение состоит в том, чтобы, напрягая слух до отказа, стараться различить и назвать десятки долетающих до нас звуков.


II. Поиски направления звука.
9. Поиски часов.

Начальник стаи прячет в комнате часы, стараясь при этом как можно меньше заглушать их звук. Советую в самом начале брать для этого будильник, который громко тикает. При полной тишине волчата ищут спрятанные часы.



Другой вариант: На столе лежит несколько шапок, под одной из них часы. Кто скажет - под какой?
10. Яша и Паша.

Волчата встают в кружок, в середине которого два мальчика. У обоих завязаны глаза. Яша старается поймать Пашу и все время спрашивает: "Паша, где ты?" Паша должен отвечать "здесь", стремясь при этом как можно скорее переменить место.


11. Предательская мелодия.

Один из мальчиков выходит из комнаты. В это время другие прячут какой-либо предмет. Ищущий должен найти его, прислушиваясь к мелодии песенки, которую напевают все волчата. Чем громче звучит мелодия - тем ближе ищущий к спрятанной вещи, чем тише становится мелодия - тем дальше находится спрятанный предмет.


12. Куда упал ключ?

Волчата стоят в шеренге с завязанными глазами. Начальник стаи бросает на пол ключ или какой-либо предмет. Волчата по очереди делают нужное по их мнению количество шагов в сторону упавшего ключа. Затем останавливаются. Выигрывает тот, кто находится ближе всего к упавшему предмету.


13. Свисток.

У волчат закрыты или завязаны глаза. Начальник стаи отходит на несколько шагов в сторону и, стоя на месте, начинает время от времени свистеть. Мальчики ищут его по звуку. Как только один из волчат дотрагивается до начальника стаи рукой, тот ударяет его три раза по плечу, давая этим знак отойти в сторону и снять повязку. Не забудьте напомнить волчатам о честности в игре.


14. Пары.

Волчата договариваются потихоньку по парам подражать голосу какого-нибудь зверя. Затем всем волчатам завязывают глаза, и они разбегаются по полю. На знак, данный начальником стаи, все "зверюшки" начинают кричать своими голосами, бегают и каждый старается найти свою пару. Соединившись, пары снимают повязки с глаз.


III. Упражнения по развитию бдительности.
15. Напряжение слуха.

Начальник стаи встает посреди комнаты. Вокруг него собираются волчата: "Волчата, соблюдайте тишину - еще тише-ШШ...! Закройте глаза. Дышите тихо. Слышите, как тикают часы? Слышно летящую муху...Слышите ли вы звуки, долетающие с улицы?"


16. Прошептанные приказы.

Начальник стаи встает перед шеренгой и шепчет приказ: "Закрой глаза" или "Двинь правой ногой" и т.п. Чтобы волчата не подвергались опасности бессмысленного подражания товарищам, в случае если сами не услышат приказ, их ставят на "смирно". А в строю "на смирно", как каждому из вас известно, даже малейшее движение головой является страшным преступлением. За правильно выполненное задание (приказы) волчата получают по очку. Выигрывает тот, кто наберет большее количество очков.


17. Без скрипа.

В комнате лежит тяжело больной. Самый незначительный шум действует ему на нервы. Надо научиться так тихо открывать дверь, чтобы больной этого совсем не слышал. Шестерка, играющая в эту игру, должна принести с собой на сбор немного постного масла или какого-нибудь другого жира. Волчата должны приподнять двери в петлях и смазать, чтобы они не скрипели. Смазывание дверей совсем не простое дело, поэтому волчатам надо пораньше ему научиться.

Когда двери смазаны, один из волчат остается в комнате в роли больного. Он должен сесть как можно дальше от дверей и спиной к ним. Остальные волчата входят по очереди в комнату, отворяя и закрывая за собой двери с максимальной осторожностью. Больной, услышав скрип или шаги, громко стонет.
18. Бегство из ловушки.

Эта игра имеет драматическую подоплеку. Неприятель поймал пленных и посадил их в тюрьму. Однако, двери тюрьмы не были закрыты, а наоборот, остались открытыми настежь (по неосмотрительности одного из надзирателей). В соседней комнате сидит сторож, но будучи уверенным в том, что дверь в комнату арестованных заперта, он наблюдает за тем, что происходит на улице. Надо так тихо пройти через комнату сторожа, чтобы он этого не услышал. Кто это сделает - тот спасен. Но и чуткого сторожа не должна миновать награда. При этом начальник стаи должен помочь сторожам побороть искушение обернуться и посмотреть на крадущихся.


19. Пленный индейцев.

Эта игра требует большого пространства вроде гимнастического зала, футбольной площадки или луга. Принимать участие в ней должна вся стая. Посредине лужайки стоит связанный "белый", пленник Команчей. Краснокожие войны стоят вокруг него лагерем, т.е. окружают его довольно большим кругом. Темная ночь, ни зги не видно. Чтобы достичь этого, сторожам - индейцам завязывают глаза. Снаружи круга прячется группа "белых". Они решают по одиночке пробраться в лагерь и освободить пленного товарища.

Вся игра ведется в полной тишине - без крика и шума. "Белый", до которого дотронется индеец, должен остановиться и не двигаться с места до окончания игры. "Белые" выигрывают, если хоть одному из них удастся проникнуть в середину круга и вывести пленного, не будучи замеченным индейцами.
20. Собака слепого.

Один волчонок играет роль собаки. Собака бегает на четвереньках очень тихо, потому что ведь все собаки бегают почти неслышно. За собакой идет её слепой хозяин. Хозяину завязывают глаза. Хозяин потерял или упустил собачий ремешок и вынужден идти за собакой исключительно по слуху. Все волчата шестерки исполняют по очереди роль хозяина и собаки.


IV. Развитие способности запоминать слова и звуки по слуху.
21. Повтори:

Цифры - Мальчик в волчатском возрасте должен уметь повторить в том же порядке пять, шесть цифр подряд. Например, начальник стаи говорит: "5, 6, 8, 4, 9 - повтори".

Слова - Надо постоянно упражняться в безошибочном повторении устных поручений в шесть - десять слов. Пример: "Человек повредил ногу. Срочно нужна помощь".
22. Лавочник.

Один волчонок изображает лавочника, а другие покупателей. Каждый что-то заказывает. "Мне пол килограмма сахару". "А мне немного перцу". "Мне, пожалуйста, на 5 копеек лаврового листа". Лавочник выслушивает все заказы, затем взвешивает и запаковывает что-то за прилавком. Затем он делает вид, что вручает покупателям товар, повторяя слово в слово их заказы. "Вот возьмите пол килограмма сахару, который вы заказали". Лавочнику нельзя ошибиться, отпуская товар.

Другой вариант: кельнер, аптекарь, школьная лавочка и т.п.
23. Созыв веча.

Волчата встают в линию или зигзагом. Между ними расстояние 10-20 м. Начальник стаи вручает головному волчонку ветвь и дает какое-нибудь важное поручение, которое должно дойти до сведения всего племени (при этом рассказать волчатам про значение веча у древних славян). Пример поручения: "Во время следующего новолуния всем собраться у Днепра. Будет суд над изменниками". Поручение и ветвь переходят от одного к другому, а последний волчонок отдает начальнику стаи ветвь. Начальник стаи проверяет не было ли переврано поручение.


24. Угадай мелодию.

Начальник стаи или кто-нибудь из волчат, обладающий хорошим слухом, старается тупым концом карандаша выстучать какой-либо знакомый мотив. Остальные угадывают. Смешно будет выглядеть турнир между двумя шестерками, которые по очереди будут высылать своих делегатов для выстукивания мелодии. В отгадывании принимают участие все ребята.

О Б О Н Я Н И Е.
I. Знакомство с запахами (Определение запахов).
1. Hoc врача.

Надо приготовить несколько бутылочек (одинаковых по форме) с разными веществами, имеющими характерный запах. Например:

а.) Нашатырный спирт (возьмите минимальное количество, чтобы никто не обжегся, проще всего вложить в бутылочку ватку, пропитанную нашатырем).

б.) Бензин.

в.) Спирт.

г.) Валерьянка.

д.) Уксус.

Йод лучше не брать. Дав волчатам достаточно времени ознакомиться с запахом предложенных веществ, можно проделать такое упражнение: пять бутылок переходят по очереди из рук в руки, волчата нюхают, а затем в правильном порядке повторяют название веществ начальнику стаи.


2. Hoc повара.

Из обыкновенной тонкой или из папиросной бумаги делается несколько кульков. В каждый из них кладутся по отдельности такие продукты, как: лук, перец, чеснок, петрушка, кубик готового супа "магги" и т. п. Кульки должны быть одинаковые по форме и по размеру.

Несколько шестерок встает в шеренги. Перед каждой шестеркой на расстоянии примерно 5 шагов лежит 5 кульков с продуктами. Около каждой горки кульков стоит судья. Какая шестерка раньше других найдет кулек с петрушкой?

Первые из каждой шестерки выбегают по свистку из шеренги, встают на колени перед своими кульками и, не дотрагиваясь до них руками, только по запаху стараются определить в каком из кульков петрушка. Найдя петрушку, они отодвигают соответствующий кулек в сторону и бегут обратно, чтобы ударом по плечу позволить следующему члену шестерки принять участие в состязании. Судьи, проверив содержимое кулька, смешивают кульки так, чтобы следующий волчонок не мог догадаться, который кулек был отложен.



Другие варианты:

3. Hoc цветочницы.

4. Hoc повара.

5. Hoc продавца.

6. Hoc голодного.

Это индивидуальное упражнение, в котором волчонок упражняется дома, каждый день перед обедом и ужином. Закрыв глаза надо так долго ходить по квартире и нюхать, пока не угадаешь, что будет сегодня на обед.


II. Поиски источника запаха.
7. Где спрятанный предмет?

Ребята по запаху должны найти спрятанный в комнате сильно пахнущий предмет. Это могут быть духи в открытом флаконе, или надушенный носовой платок, или же лук, или вата, пропитанная керосином.

Важно уметь так хорошо спрятать этот предмет, чтобы, с одной стороны, его нельзя было бы найти взглядом, а с другой, - чтобы место, в котором спрятан искомый предмет, не препятствовало распространению его запаха.

Искать можно с открытыми или закрытыми глазами. Волчонок, нашедший спрятанный предмет, отводит в сторону руководителя и шепотом, чтобы не навести на след других, говорит ему, где находится спрятанный предмет.


8. Обнюхивание следов.

Луком или чесноком проводится черта по стене, мебели или по наружной стене дома. (Не забудьте заранее спросить разрешение у хозяев квартиры или дома). Запах должен показывать след от пункта А до пункта Б, в котором разбойники спрятали свою "добычу". "Добыча" или "клад" - это какой-нибудь драгоценный предмет, принадлежащий одному из волчат, например, разноцветное стеклышко или шарик, ракушка и т.п. Надо помнить, что след не должен быть слишком длинен.

Начальник стаи вводит волчат по очереди в комнату. Волчата - это уже не волчата, а полицейские собаки. Введя в комнату первого волчонка руководитель показывает ему начало следа (пункт А) и командует точно так, как командует собаке: "ищи! ищи!". Когда первый волчонок найдет след и найдет клад, вводится в комнату следующий волчонок и игра продолжается. Нужно помнить, что обнюхивать след нельзя больше 2-3 минут.
9. Беспорядок на столе.

На стол наносится несколько капель какой либо жидкости, например, камфары. Когда она высохнет, и не будет видно следа, волчата должны по запаху определить место, где была накапана камфара.


10. Какая шишка прокопчена дымом?

Одна из двадцати шишек держится несколько минут над дымом костра, затем её смешивают с остальными шишками. Волчата по очереди ищут прокопченную шишку. Нельзя позволять им слишком долго держать шишки в руках, потому что от прикосновения запах дыма быстро улетучивается.

А как бы вы провели это упражнение в комнате, где нет ни шишек, ни костра?
11. Кто был у парикмахера?

Хороший парикмахер всегда брызгает одеколоном перед тем, как окончательно причесать подстриженного клиента. Роль парикмахера исполняет в этом упражнении начальник стаи. Он собирает две шестерки, обрызгивает одеколоном одного из волчат в каждой шестерке так, чтобы другая шестерка не знала кого. Затем 1-ая шестерка встает в круг, волчата из 2-ой шестерки входят в комнату. При помощи обоняния они должны найти того, кто был у парикмахера. Тот, кто нашел, шепчет имя побывавшего у парикмахера на ухо начальнику стаи и отходит в сторону, чтобы не мешать в поисках другим играющим. Потом шестерки меняются.


III. Развитие способности запоминать запахи.
12. Собака на выставке.

На порядочном расстоянии друг от друга раскладывается 5-10 предметов. Это могут быть: книга, перчатки, зубная щетка, мыло и т.п. Нельзя класть однородные предметы (например, две книги - учебники арифметики и литературы). Волчата должны старательно обнюхать все предметы и убедиться насколько разный у них запах. Запахи надо постараться запомнить.

А теперь станьте собаками и при помощи нюха определите все предметы, разложенные на выставке. Порядка ради завяжите себе глаза.
О С Я З А Н И Е.
I. Ознакомление с предметами.
1. Что это такое?

На столе лежит несколько (около 10) предметов. Некоторые из них похожи друг на друга, например, черный остроконечный карандаш и круглый цветной карандаш. Волчата берут эти предметы в руки, рассматривают, трогают пальцами, желая запомнить их форму.

Начинается состязание. Все встают в шеренгу спиной к начальнику стаи. Руки держат за спиной. Начальник стаи вкладывает в руки волчатам разные предметы из тех, которые они рассматривали. Волчата должны определить на ощупь какой предмет у них в руках.

Чем более схожи по форме будут предметы, тем более трудным будет упражнение.


2. Кто это?

Надо научиться ощупью узнавать каждого волчонка из своей шестерки и даже стаи. Как бы вы сделали это упражнение более интересным? Какую фабулу вы бы придумали, если я предложу вам его название "слепой почтальон".


3. Ознакомление с монетами.

Вообразите, что вы слепы и можете определить стоимость монеты по её форме и величине. Особенно трудно различать монеты похожей величины, но не бойтесь! После нескольких упражнений вы научитесь.

Начальник стаи может провести упражнения и соревнования. Он вручает каждому волчонку по несколько монет, которые мальчики вкладывают в кульки или кошельки. Затем волчатам закрывают или завязывают глаза. Начальник стаи командует: "Покажите мне 50 коп." Каждый волчонок должен вынуть на ощупь из кошелька требуемую монету и показать её начальнику стаи.
4. Ознакомление с руками.

Попробуйте узнавать людей по их рукам.


5. Ознакомление с зернами.

Научитесь прежде всего различать зерна при помощи зрения, а потом делайте это только на ощупь. Советую брать следующие зерна: фасоль, горох, кофе, гречневую крупу, манну, перец, кукурузу. Но не позволяйте ребятам упражняться со всеми вышеуказанными сортами с самого начала.


6. Пульс.

Научитесь находить пульс и считать его.


7. Ознакомление с тканями.

Дайте волчатам возможность ознакомиться на ощупь с разными тканями, например: бархатом, атласом, шелком, шерстью, хлопчатобумажной тканью.


8. Алфавит слепых.

Известно, что у слепых есть книги, которые они могут читать пальцами. Их буквы - специальные знаки, выбитые при помощи стальных иголок. Волчатам довольно трудно научиться подлинному алфавиту слепых, который довольно сложен, однако, они могут выбивать обычными булавками на толстой бумаге или картоне контуры обыкновенных букв и давать их читать друг другу на ощупь. Такие буквы должны быть большого размера.


9. Что я нарисовал при помощи накалывания.

"Рисовать" таким образом только контуры.


II. Подбор предметов по видам и размерам.
10. Подбор по величине.

Подбирать палочки, пуговицы, камни, зерна. От самого большого до самого маленького. Глаза завязаны. Можно это проводить под видом соревнования между шестерками, нужно только, чтобы предметы, которые требуется уложить по размеру, лежали на стуле, и чтобы волчата стояли шеренгой совсем рядом со стулом.


11. Подбор по весу.

В одинаковые коробочки вложить разные тяжести, подобрав их таким образом, чтобы коробочки весили 50, 100, 150 г. Волчата должны поставить коробочки в ряд по весу. Волчатам, имеющим уже некоторый опыт в этой области, можно давать коробочки весом в 30, 60, 90, 120 г.


12. Рассортируйте зерна по форме.

Например, зерна гороха и фасоли.


13. Соревнование между кассирами.

Одному банку понадобился кассир. Директор банка дал объявление в газете, но так как в городе было очень много безработных, в банк пришли 10 кандидатов, и каждый из них принес очень хорошее свидетельство с места своей прежней службы. Кого же выбрать?

Подумавши немного, директор решил выбрать такого кандидата, который имеет самый большой опыт в выдаче денег. Директор поступил следующим образом: положил в маленький полотняный мешочек несколько десятков монет разной стоимости. Кандидаты подходили к нему с завязанными глазами и на ощупь подсчитывали, сколько денег в мешочке. Директор записал сумму, которую называл каждый из кандидатов.

Волчата тоже могут проверить кто из них самый опытный кассир. Это будет очень трудное, но веселое занятие. А если проведете его в виде состязаний между двумя шестерками - это будет еще веселей.


III. Развитие наблюдательности при помощи осязания.
14. Идти по следу на ощупь.

Зулусы - это южно-африканское негритянское племя. Старший скаут Баден Пауэлл провел среди этого племени несколько лет и после всегда хвалил зулусов, как прекрасных воинов и отличных следопытов. Он рассказывал, между прочим, что зулусы были прекрасными проводниками и, что даже в самые темные ночи, когда ни зги не видать, проводники эти вели английские отряды, нисколько не сбиваясь в сторону и не теряя следа. Они находили путь при помощи подошв ... Все зулусы ходили босыми и обладали необычайной способностью различать на ощупь своими подошвами разнообразные следы на дороге, и в особенности дорожную колею.

Волчата должны подражать зулусам и развивать чувствительность своих подошв. Это трудно в особенности для тех, кто живет в большом городе. Однако и горожане, выехав на лето за город, могут постепенно упражняться в уподоблении зулусам. Так, например, можно ходить по дороге с завязанными глазами, стараясь не сбиться с пути. В конце лета следует провести соревнование в том, кто пройдет 100 м, не сбившись с дороги. Попробуйте-ка! А сможете ли вы идти с завязанными глазами по узкой тропинке?
15. Рог изобилия.

Стая встает шестерками, и вожаки (шестерочники) получают от начальника стаи мешочки или кульки с некоторым количеством разных предметов внутри. При этом предметов, находящихся в мешочке, должно быть больше, чем волчат в шестерке, и предметы во всех мешочках должны быть одинаковые, например, коробка спичек, пуговица, перышко, гребешок, кусок мыла и т.п.

Вожаки встают перед своими шестерками и передают мешочки головным волчатам. Волчонок, получивший мешочек, ждет сигнала. Начальник стаи называет какой - ни будь предмет из числа имеющихся в мешочках, по этому сигналу волчонок вынимает на ощупь требуемый предмет и передает его своему вожаку. Затем мешочек передается следующему волчонку, который, услышав новый приказ, вынимает следующий предмет. Упражнение проводится в виде состязания. Начальник стаи отдает приказы с перерывом в две-три секунды. Выигрывает шестерка, которая старательнее и лучше других вынимала нужные предметы.
16. Слепой лавочник.

Волчонок-лавочник кладет на стол разные предметы, стараясь хорошо запомнить, что и где положено. После этого начальник стаи завязывает ему глаза, а другие волчата, выступающие в роли покупателей, требуют от него те или иные товары. Можно спрашивать только те товары, которые разложены на "прилавке".


17. В квартире темно.

Это упражнение можно проводить только в помещении, хорошо знакомом волчатам. Начальник стаи дает волчатам разные поручения, как например: "расставьте стулья вокруг стола", "соберите шашки, рассыпанные на полу", "Володя, дай мне большую книгу, которая лежит на полке около окна", "Маша, на столе лежат игрушки, принеси мне кота и слона", "Ваня убери со стола грязную посуду". Волчата выполняют данные им поручения с завязанными глазами.



ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Общая Ориентация.
У М С Т В Е Н Н О Е Р А З В И Т И Е
I. Упражнения по развитию сообразительности и смекалки.
1. Загадки.

Время от времени начальник стаи загадывает загадки. В таком случае волчата упражняются в умении владеть собой: если угадал, шепни на ухо начальнику стаи ответ, а потом сиди тихонько и не мешай думать другим.


2. Нарисованные загадки.

Волчата очень любят загадки. Главное затруднение в том, что начальнику стаи надо постоянно разыскивать новые рисунки.

Загадочные картинки могут быть двух видов:

а.) Рисунок или картинка, в орнаменте которого спрятана чья-либо фигура или силуэт. Например, орнамент с изображением цветка. Повернув картинку, вы находите голову индейца.

б.) Рисунки, изображающие разные следы людей и животных, ландшафты, расшифровав которые волчонок сможет рассказать какую-нибудь длинную историю.

Подобного рода рисунки очень трудно составлять самому. Легче их находить в разного рода детских журналах и книгах.

Особенно много таких картинок печаталось в конце XIX и в начале XX столетий. Начальникам стай рекомендуется почаще заглядывать в старые журналы, там он найдет множество интереснейших загадочных картинок разного рода.
3. Загадки мимические.

Волчата в одиночку, вдвоем или втроем представляют по очереди коротенькие мимические сценки. Например: охота, нищий, утреннее умывание. Остальные должны отгадывать.


4. Бессмысленные фразы.

Начальник стаи говорит какую-нибудь бессмысленную фразу, вроде: "Был горячий июльский день, солнце поднялось около восьми часов". Или "Одной рукой он держался за перила, а другой воскликнул: увы! увы!" "Мальчики прибежали на большой мокрый луг и смеясь начали собирать васильки и мухоморы". Волчонок, сказавший первым, что в фразе неправильно, получает очко.

Подобные фразы трудно составлять во время сбора. Рекомендуется подготовить и записать заранее не менее десяти примеров, чтобы на сборе не терять времени на их составление.
5. Ошибка в рисунке.

Точно также дома начальник стаи заранее приготавливает два или три простых рисунка, на каждом из которых умышленно нарисована какая-либо глупость или бессмыслица, например: дым из одной трубы идет направо, а из другой, находящийся рядом, - налево. Или идет хозяин с собакой, а их тень не соответствует тени уличного фонаря, находящегося рядом. Иной пример: фонарь зажжен, а на небе светит солнце. Рисунки по очереди показываются волчатам. Сколько ошибок заметит каждый из них?


6. Кто сможет составить больше всего слов из одного слова?

Начальник стаи говорит волчатам какое-нибудь слово или фразу, и каждый из них старается составить из этого слова, состоящего, например, из 6 букв, как можно больше существительных. Например из слова "ложка" можно составить:

ложа, ложь, жало, лак, кол, Ока, кожа.
7. Задание.

Каждая шестерка получает в мешочке комплект букв, выписанных на картонных квадратиках. Начальник стаи выбирает несколько слов, состоящих из стольких букв, сколько волчат в шестерке, с тем однако условием, чтобы слова не повторялись.

Например, для шестерки, состоящей из 6 волчат, выбирается слово "лагерь", из 5 волчат - "звено", из 7 - "усадьба" и т.п. Шестерка, которая первой выберет нужные буквы и встанет в шеренгу, держа в вытянутой правой руке картонные квадраты таким образом, что образуется нужное слово - выигрывает.
8. Соревнование писателей.

Стая стоит по шестеркам. Шестерки - по рядам. Перед каждым рядом на расстоянии 10 шагов - стул, бумага и карандаш. Вдруг начальник стаи произносит какую-либо букву, например, "Н". Головные всех шестерок немедленно бегут к стулу и стараются написать как можно больше слов, начинающихся на эту букву. Время ограничено 30 сек. После свистка они должны немедленно вернуться на свое место. Затем начальник стаи выкрикивает новую букву, и следующие ребята бегут к стулу. Выигрывает шестерка, которая написала правильно больше слов. Возвращаясь после написания слов, ребята встают в хвост своей шестерки.

Старшим волчатам можно усложнить эту игру тем, что заставлять их писать только имена, или только города, или названия животных и т.п.
9. Письмо потерпевшего кораблекрушение.

Начальник стаи приносит на сбор бутылку, внутри которой находится лист бумаги с несколькими словами. Бутылку выловили из моря. Вода и время уничтожили некоторые буквы и даже целые слова. Начальник стаи показывает выловленный документ волчатам, давая его каждой шестерке на три минуты, и затем решает, какая из шестерок лучше всех сумела прочесть послание потерпевших кораблекрушение. Вот примерное письмо: "Кор...ь наш т..ет. не воз... но. Про...айте м.. до..г.. д.т. В.ш о... Петров.


10. Продолжение сказки.

Начальник стаи начинает рассказывать какую-нибудь сказку, стараясь подобрать такую, которую волчата не знают. Вдруг он прерывает рассказ, показывает пальцем на одного из волчат и велит ему продолжать рассказывать сказку дальше. Когда волчонок скажет несколько фраз, начальник стаи показывает на другого мальчика, и тот в свою очередь продолжает сказку.


11. Угадай-ка.

Игра проводится сидя. Волчонок, стоящий в кругу, показывает пальцем на товарища и приказывает ему назвать 5 сортов материала (или 5 фруктов, 5 фруктовых деревьев, 5 рек, 5 имен, 5 названий рыб, 5 диких или домашних животных, 5 частей света, 5 овощей, 5 цветов и т.п.). Спрошенный должен немедленно ответить. Промедлившего с ответом исключают из игры.


12. Законники.

Начальник стаи приносит на сбор записки, в каждой из них написано только одно слово, но все вместе они составят один из законов для волчат. Записки перемешаны. Шестерка, подобравшая раньше других записки в правильном порядке, выигрывает.


13. Занятия со спичками.

Каждый из волчат получает по 15 спичек, и начальник стаи дает им следующее задание:

а.) Кто первый сложит из спичек название реки.

б.) Кто сложит дом.

в.) Кто из 9 спичек построит 5 квадратов.

г.) Кто из 15 спичек построит 5 разной величины смежных квадратов и потом отнимет три спички так, чтобы осталось только три квадрата.



14. Исторический фильм.

Волчата делятся на две партии. Одна из партий играет какую-нибудь мимическую сцену, представляющую какое-нибудь событие из нашей истории, другая партия должна угадывать, что представляют.


15. "Да" и "Нет".

Один волчонок выходит из комнаты, а остальные задумывают какое-либо существительное, означающее какую-нибудь вещь или лицо. Затем угадывающий возвращается в комнату и начинает задавать вопросы. На вопросы можно отвечать только "да" или "нет". Например, волчата договорились, что словом будет имя собаки, которую один из них привел на сбор. Задающий вопросы начинает: "Мертвая ли это вещь?" - "нет". "Живая?" - "да". "Человек?" - "нет". "Насекомое?" - "нет". "Находится в этой комнате?" - "да". "Имеет две ноги?" - "нет". "Четыре?" - "да". "Собака?" - "да". "Дружок?" - "да-да".


16. Знаменитые люди.

Начальник стаи описывает какую-либо знаменитую личность (вождя, спортсмена, путешественника, писателя), но не называет его по имени. Кто первый угадает - выбирает другого известного человека и рассказывает про него.


17. Упражнение при помощи открыток с видами.

а.) Возьмите много старых открыток с видами и разрежьте их пополам. Все открытки перемешайте. Затем возьмите из кучи столько половинок, сколько волчат участвует в игре (проверьте, не взяли ли вы двух половинок одной и той же открытки), и предложите волчатам подобрать недостающие половинки. Кто первый найдет половинку своей открытки - выигрывает.

б.) Берется столько открыток, сколько волчат принимает участие в игре. Начальник стаи разрезает каждую открытку на пять частей и кладет все части на стол перед волчонком, смешав их перед этим.

Кто скорее правильно сложит свою открытку?

в.) Каждый волчонок получает по две открытки, разрезает их на пять частей каждую и смешивает. По сигналу каждый из волчат старается снова сложить вместе отдельные части открыток.

г.) Начальник стаи берет столько открыток, сколько волчат присутствует на сборе. Каждая открытка разрезается на шесть частей. Одна из частей открытки выдается волчонку. Остальные смешиваются в общую кучу. Выигрывает тот, кто скорее подобрал недостающие пять частей к своей открытке.


18. Измененный портрет.

Один из волчат воображает, что он перестал быть сам собой и перевоплотился в одного из своих товарищей или в какую-либо зверюшку. Он рассказывает волчатам о том, как он сейчас выглядит, например, что у него светлые глаза, царапина на лбу, большие уши, хвост почти до земли и т.п. Кто первый угадает, кем стал рассказчик - выигрывает и начинает рассказывать в свою очередь.


19. Таинственные звуки.

Две шестерки или две группы волчат состязаются в отгадывании действий по звукам. Группы не видят друг друга, но по доносящимся звукам стараются угадать, что делает другая группа.


20. Разведчики.

Начальник группы с несколькими волчатами раскладывает "следы", которые оставили отступающие враги. Так, например, остатки еды будут означать, что враги отдыхали и подкреплялись пищей, какие-нибудь другие оставленные предметы будет свидетельствовать, что враги сражались, спали. На земле (полу) надо положить бумажную ленту, которая будет показывать дорогу, по которой должны продвигаться вперед волчата-разведчики. Иначе они уничтожат все следы. Следопыты входят по очереди и стараются разгадать события, которые происходили на их участке.


21. Актеры.

Начальник стаи играет роль директора театра, который ищет способных актеров. Волчата - это кандидаты, желающие поступить в театр. Директор театра предлагает волчатам изобразить при помощи мимики разные переживания, например: радость, грусть, послушание, усталость, страх и т.д. Каждый раз директор называет имя того кандидата, который лучше других сыграл данную ему роль.


22. Приказ индейца.

Поскольку индейцы, живущие в США, говорят на разных наречиях, которых очень много, они придумали интересный способ разговаривать друг с другом - они разговаривают жестами.

Пусть стая соберется по шестеркам. Каждая шестерка отдельно. Шестерки - это различные племена индейцев. Начальник стаи - Великий Вождь всех индейцев, выбранный на время Большой Охоты, стоит в таком месте, откуда его видят все. Вождь отдает жестами несколько приказаний, которые немедленно должны выполняться всеми племенами. Племя, которое первым выполнит приказ, получает похвалу.

Другой вариант, вернее, подготовка и тренировка к предыдущей игре, это упражнение в разгадывании отдельных слов, показанных жестами. Например, один волчонок выходит из комнаты, а другие выбирают слово "пить". Волчонок возвращается, и все пытаются показать ему это слово. За правильную отгадку - очко.


23. Тройной приказ.

Начальник стаи по очереди дает всем волчатам приказ, состоящий из трех поручений, например: "Закрой дверь на ключ. Возьми книгу со стола и положи её на стул. Посмотри, замерзло ли оконное стекло". Каждый волчонок получает отдельный (другой) приказ. Правильно выполнившие все три приказа получают по очку.


24. Выстрелы.

Начальник стаи сидит посредине, держа в руках мячик, а все волчата сидят кругом. Вдруг начальник стаи задает какой-нибудь вопрос и бросает мячик одному из волчат. Тот должен поймать мячик, медленно и точно ответить на вопрос и бросить мяч начальнику стаи обратно. Тот снова задает вопрос и бросает мяч другому волчонку. Задаваемые вопросы должны касаться тем, которые как раз изучают волчата для получения новой степени. Так, например, как называется наша родина? Какого цвета русский флаг? и т.п.

Надо помнить, что сперва задается вопрос, а затем бросается мячик. Волчата должны отвечать коротко, быстро, громко. Кто ответит плохо или мямлит с ответом - ранен; он должен положить одну руку за спину. При второй ране он встает на одно колено, при третьей - на оба, при четвертой - ложится на спину и считается "убитым".
II. Быстрота ориентации и умение владеть собой.
25. Лампа - нос.

Волчата сидят вокруг начальника стаи. Последний показывает пальцем на разные предметы по очереди, но каждый раз неправильно их называет. Например, показывая на лампу, он говорит - нос. Показывая на нос, говорит - галстук. Волчата должны показывать рукой не тот предмет, который показывает начальник, а тот, который он называет. Например, если начальник стаи показывает лампу, а говорит - нос, волчата должны немедленно дотрагиваться до носа. Кто ошибется - перестает играть.


26. Четыре стихии.

Четыре стихии - это воздух, вода, земля и огонь. В каждой из трех первых живут своеобразные живые существа. Волчата садятся в кружок. Начальник стаи ходит посреди круга и время от времени произносит слово, называя какое-либо живое существо, например: карп, ласточка, лошадь. При этом он дает знак одному из мальчиков. Указанный волчонок должен сразу назвать стихию, в которой живет данное существо. Если он думал дольше трех секунд или неверно ответил, он должен идти в середину круга и вести в свою очередь игру. Время от времени вместо названия зверюшки или птицы можно сказать "огонь". При этом волчонок, на которого падает указание, должен три раза повернуться кругом.



Другой вариант: Начальник стаи называет стихии, а волчата называют живые существа, живущие в этой стихии.
27. Чемпион быстроты.

Начальник стаи быстро отдает один за другим приказы: "направо", "налево", "поднять левую руку", "схватиться за правое ухо" и т.п. Те волчата, которые ошибаются в выполнении приказа и выполняют его неправильно - покидают игру. Тот, кто остался последним - чемпион быстроты.


28. Раззява в хоре.

Нервный капельмейстер ведет занятие хора. Все поют с воодушевлением. Вдруг - знак прервать пение. Кто не сориентируется достаточно быстро и будет продолжать петь - дает фант.


29. Держи - пусти.

Волчата сидят в кругу, держа в руках длинную веревку. Начальник стаи ходит от одного к другому, приказывая: "держи", "пусти". Приказ надо выполнять наоборот. Так, например, когда слышишь приказ "пусти" - надо держать крепко. Кто ошибся - выходит из игры.


30. Конь - кот.

Волчата делятся на две группы. Одна - это коты, другая - кони. Обе группы стоят в рядах, напротив друг друга на отчеркнутой линии на расстоянии примерно 20-30 шагов. Начальник стаи стоит посредине и кудахчет как курица: "ко...ко...ко". Начиная с того времени, когда начальник стаи начал кудахтать, обе группы движутся в сторону друг друга. Вдруг кудахтающий начальник выкрикивает "кот" или "конь". Группа, которая была названа, удирает за свою черту, вторая же старается поймать как можно больше противников. Игра продолжается несколько раз. Пойманные прекращают играть. Выигрывает та группа, которая в результате имела меньше потерь.


31. Внимание.

Волчата сидят или стоят кругом, один из них ходит и говорит скороговоркой: "воробьи летают", "у коровы рога", "собака лает", повторяя одновременно при помощи движений свою мысль. Так, например, при слове летать - делает движение плечами, показывает руками рога на лбу, лает. Все волчата должны повторять такие же движения. Неожиданно волчонок, ведущий игру, говорит: "котята летают" или "у рыбы рога". Тот волчонок, который при этом сделает соответствующее движение - исключается из игры.


32. В воду.

Стая стоит внутри большого начерченного круга. По приказу "на берег" - волчата выскакивают из круга, по приказу "в воду" - они прыгают в круг. Иногда приказ "в воду" дается в то время, когда волчата находятся в кругу. В таком случае никто не должен двигаться. Рассеянные, совершив две ошибки, исключаются из игры.


33. Маска.

Часто клоуны, выходя на сцену, надевают маски. Потому что у маски постоянное, неизменное выражение и никто, смотря на маску, не видит искренних переживаний человека. И тогда неизвестно - плачет ли, смеется ли, а может быть даже язык показывает человек под маской.

Волчата должны научиться искусству не выражать ничего на своем лице - уподоблять свое лицо маске. В особенности в двух случаях: в случае грусти и в случае радости. Когда начальник стаи соберет ребят и скажет: "волчата смейтесь!" - на всех лицах должно появиться выражение полного беззаботного веселья. Когда скажет: "волчата, будьте серьезными!", все лица должны стать серьезными и оставаться такими, пока руководитель не скажет "довольно!"

Чтобы это упражнение удалось, надо широко оттопырить большой и указательный пальцы правой руки, и когда начальник стаи скажет: "будьте серьезными", надо оттопыренными пальцами дотронуться до лба и, крепко нажимая на мускулы лица, провести рукой до подбородка, думая при этом о чем-нибудь серьезном. Когда начальник стаи прикажет быть веселыми, сделать то же движение в обратном направлении - от подбородка до лба.


34. Заколдованный мир.

Один волшебник как-то пришел в большой город и заколдовал его. Немедленно вся жизнь в городе замерла. Звонившие к обедне колокола на церкви замерли, птицы, летавшие над домами, - застыли в движении, человек, нагнувшийся чтобы поднять упавшую монету, остался в согнутом положении. Волчата могут попробовать представить себя в подобном положении. Начальник стаи будет волшебником, а волчата - жителями города. Все ходят, прыгают, бегают, играют, машут руками, смеются и т.д. Вдруг раздается короткий свист - это появился волшебник. Все моментально замирает. Жалостливый волшебник прекращает свои чары по прошествии нескольких десятков секунд.

Подобное упражнение будет иметь успех, если его применить во время какой либо настоящей игры или подвижного упражнения.
35. Полицейский.

Волчата играют, изображая езду на автомобиле, мотоциклете, извозчике, велосипеде, в карете скорой помощи и т.п. Все двигаются в беспорядке по ограниченному пространству, отведенному под игру. В роли полицейского начальник стаи. Стоя на видном для всех месте, он задерживает время от времени уличное движение, поднимая вверх правую руку (без свистка, не говоря ни слова). По его знаку все средства сообщения или передвижения должны остановиться, и волчата встают "смирно".


36. Дисциплинированные скороходы.

Волчата стоят в шеренге и по свистку начинают бежать наперегонки к цели, находящейся в двадцати шагах. Примерно на половине дороги раздается двойной свисток, после которого все волчата должны повернуться и бежать так же быстро в обратном направлении к месту старта. Это упражнение стоит устраивать в совершенно неожиданные моменты (например, во время каких-либо состязаний).


III. Ориентация во времени и пространстве.
37. Определение времени.

Который сейчас час? Каждый из волчат определяет время, а начальник стаи проверяет его по часам. Это упражнение стоит проводить по несколько раз в день, но всегда надо проверять время с точностью до пяти минут. "Пусть каждый скажет мне, когда, по его мнению, пройдет пять минут (или 10)" - говорит начальник стаи волчатам, применяя другой вариант этого упражнения, "а тем временем давайте споем несколько песенок".


38. Компас.

Нарисовать на песке круг и определить стороны света, вбив колышки. Север обозначить двумя колышками. Начальник стаи называет стороны света, а волчата стараются как можно очко.


39. Путешествия в далекие края.

Стая разделена на 4 группы. Начальник стаи прячет четыре картинки, изображающие эскимоса, негра, индейца и китайца. Эскимоса он прячет на север, негра - на юг, индейца - на запад, а китайца - на восток от места сбора стаи.

Каждой группе дается задание переменить местожительство и кочевать в страну одного из вышеуказанных народов. Перед началом игры следует положить на видном месте компас. Группа, нашедшая первой соответствующий рисунок, - выигрывает.
40. "Вслепую".

На расстоянии 20 - 50 м от шеренги волчат вбивается колышек. Волчата завязывают себе глаза и вслепую подвигаются вперед, стараясь как можно ближе подойти к колышку. Тот, кому кажется, что он подошел уже совсем близко, снимает повязку и остается стоять неподвижно на месте до конца игры. Когда последний из волчат откроет глаза, начальник стаи оценивает играющих в соответствии с тем, насколько близко они подошли к колышку.


41. Морской бой.

Стая собрана вместе. Каждая шестерка стоит в отдельной шеренге. Мальчики держат друг друга за кушаки, и у всех, кроме последнего, завязаны глаза. Шестерка - это военный корабль. Волчонок с открытыми глазами - это капитан. Одна половина кораблей - нападающие, другая половина - защищающиеся. Нападающие получили приказ настолько приблизиться к врагу, чтобы взять его на абордаж, т.е. дотронуться до борта его корабля. При этом головной волчонок должен схватить противника руками, что означает победу нападающих. Капитаны обеих групп командуют своими кораблями, отдавая приказы: "3 шага вправо", "быстро назад", "вперед" и т.д.


42. Определение количества на глаз.

Начальник стаи бросает на стол горсть гороха или несколько десятков спичек, а волчата определяют на глаз приблизительное количество. Проверить и сравнить ошибки. Повторять упражнение по несколько раз подряд.