О применении новейших информационных технологий в повышении качества обучения студентов - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методический материал для педагогов дополнительного образования Применение... 1 42.59kb.
1: Актуальность проблемы обеспечение безопасности информационных... 21 2757.33kb.
Информатизация образования предполагает использование современных... 2 502.39kb.
Проектирование информационных систем 1 196.37kb.
"Эволюция мировой банковской системы в условиях развития информационных... 5 588.45kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Зоопсихология и сравнительная... 2 229.83kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Ведение деловых переговоров»... 1 216.45kb.
Сегодняшний мир мир информационных технологий. Сложно представить... 1 24.18kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология: ощущение... 2 608.56kb.
Однако государственные светские школы нуждаются в обретении духовно-нравственных... 1 219.87kb.
Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов... 4 485.71kb.
Урок по рассказу Ю. Яковлева 1 71.2kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

О применении новейших информационных технологий в повышении качества обучения студентов - страница №1/1


Золотухин С.А., Шахгулари В.В.

(Алматы, Актау, Казахстан)


О применении новейших информационных технологий в повышении качества обучения студентов


Статья опубликована

Золотухин С.А., Шахгулари В.В. О применении новейших информационных технологий в повышении качества обучения студентов

// Материалы международной научно-практической конференции

"Коммуникация: теория и практика в различных социальных контекстах" -

"Коммуникация-2002" ("Communication Across Differences")

Ч.1 - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2002. - с.158-164



New informatization technologies and high level of education of students




Abstract


Internet is very popular as among all young generation as around student – mostly advanced and educated group of the youth. Lectures of high schools and universities need to take its in consideration. Professor’s internet-site is the place where students can find all information about lectures, practice, course paper, resources, etc. immediately. Internet-site has to substitute the library where books are usually on hands of students. About information at internet-site student cannot say – I don’t find it - because it is always in Internet and this are too many Internet-cafe everywhere from which everyone can come to this site.

На каком бы этапе своего развития не находилось общество, вопросы социализации личности, её образовательного уровня будут стоять в числе приоритетных не только для специалистов, изучающих его механизмы, но и для широкого круга других заинтересованных лиц.

Меняющееся общество не может не трансформировать свои социальные институты, не подстраивая их к новому образу жизни. Некоторые из этих тенденций носят вынужденный, порой негативный характер, например, заметно снизившийся уровень получаемого на всех его этажах знания образования, отсутствие воспитательно-идеологической направленности в их функционировании, введение неудачной на наш взгляд - тестовой системы оценки знаний и пр. Другие выступают позитивным моментом, логическим обоснованием происходящих перемен, а это расширение выбора мест для учебы, возможности их смены, требование инновационных подходов, программ учебных дисциплин, максимально приближенных к реальности, углубленного изучения отдельных предметов, типа английского языка или компьютера, учеба заграницей и т.д.

Особо болезненно складывается ситуация на этапе образовательной социализации. Резко сократилось число детских дошкольных учебных заведений, где традиционно был очень низкий уровень оплаты труда их работников. (Зато появился феномен детских садов в подъездах, когда соседи по очереди, или, специализируясь на этом, собирают у себя на день детей всех остальных работающих жителей этого подъезда). Снизился качественный состав преподавателей в средней школе в связи с тем, что большое число учителей в связи с постоянными задержками и без того малой зарплаты, вынуждено было уйти в предприниматели, с другой стороны, заметно снизилось качество подготовки самих школьных педагогов, что также повлияло на эти процессы. Относительно быстро обозначилось социальное расслоение учащихся на детей из семей имущих, малоимущих и неимущих. И даже возник феномен системных пропусков занятий учениками в связи с тем, что их гардероб по сравнению с другими учащимися старый, долгое время не обновляющийся, не модный, и им становится стыдно, что они не могут менять свою одежду так часто как другие, более состоятельные учащиеся.

Но особо заметные изменения, на наш взгляд, происходят именно в сегодняшней высшей школе, где особо значимыми, на наш взгляд, моментами являются появление частного образования, а также значительное расширение числа вузов в целом. По некоторым данным, их число от государственных составляет примерно 70 %.

В чем видятся преимущества и недостатки явлений, протекающих в современной высшей школе? Начнем с недостатков. Главное - это перекос в специализации факультетов частных вузов: практически в каждом из них обязательно будут факультеты права и экономики. Дефицит в наличии такого рода специалистов, с нашей точки зрения, уже давно ликвидирован. И если в советское время в связи с особой популярностью профессии была такая присказка: "бросишь палку в собаку - попадешь в историка", то сегодня это может касаться именно юриста или экономиста. Ни для кого не секрет, что многие выпускники юридических специальностей готовы сами платить деньги за то, чтобы они хотя бы только числились в какой-либо нотариальной или адвокатской конторе, чтобы получить необходимый стаж работы для затем уже реального собственного трудоустройства. Сюда же напрашивается и проблема распределения выпускников. Она перестала быть системной, последовательной, актуальной задачей министерства образования и науки республики, самих вузов (как тут не вспомнить плюсы советской плановой политики в образовании?)

Дороговизна обучения в условиях общего кризиса платежеспособности населения, широкого обнищания масс привела к тому, что на студенческую скамью сегодня могут попасть далеко не все желающие, а самое главное - не все способные, кто, получив диплом, действительно мог бы что-то внести в науку, образование, воспитание будущего поколения. То есть шансы казахстанских ломоносовых или кулибиных внести свой вклад в развитие общества сегодня сведены жесткими рыночными отношениями до минимума.

Образование в целом выступает одним из ведущих институтов социализации на любом этапе развития общества. Оно дает обучающемуся индивиду не только специфическую систему знаний, умений и навыков, узаконивает его новый социальный статус, но и оказывает существенное влияние на продолжающееся формирование личности, её мировоззрение, стереотипы мышления, на духовный облик, поведенческий имидж и т.д.

Студенчество – это специфический отряд молодежи как социально-возрастной группы общества. К ней относятся юноши и девушки, специально занимающиеся системным, последовательным, углубленным подходом к изучению того или иного знания, по государственной программе под контролем преподавателей в учебных заведениях с целью получения информативного багажа, соответствующего сертификата, дающего им возможность претендовать на те или иные должностные, в том числе управленческие позиции. Эту социальную группу также отличает более высокий интеллектуальный уровень, мировоззренческая подготовка, профессиональные знания, умения, навыки теоретического или практического порядка, которые позволяют её считать элитным отрядом молодежи как социально-демографической группы в социальной структуре общества.

Система образования имеет значительную коррелятивную зависимость от общих тенденций складывания и протекания экономических, политических, социальных, духовных, психологических, традиционных образовательных и другого отношений общества на том или ином этапе его развития. В условиях нынешнего переходного периода эти явления приобретают особо значимых характер в связи с наложением различных, порой противоречивых форм и методов сосуществования форм тех же, например, информативных механизмов и методологий.

Немаловажно и значительное влияние на общую модель социализации личности достижений научно-технического прогресса, их популяризации, доступности, актуальности использования в субъективном плане реализации своего «Я». Имеется в виду, в частности, экстенсивно и интенсивно протекающая в сегодняшнем социуме компьютеризация и все большее влияние на жизнь формирующейся личности мировой компьютерной сети (WWW).

Современному студенту в отличие от советского и повезло, и не повезло. Повезло в том плане, что фактически ушла в небытие идеологическая зашоренность, односторонность прежних моделей преподавания общественных наук, зубрежка определенных дефиниций и положений (типа «бытие определяет сознание» и т.д.), появилась буквально лавина источников по самому широкому спектру концептуальности подходов к изучению той или иной темы или дисциплины; возможности выехать за границу и конкретно приобщиться к наработанным информативным базам данных и т.д. А не повезло, так как исчезли бесплатные библиотеки, дешевые книги, сложней стало учиться где-либо, не подрабатывая как-то. Пропали ленинские зачеты, когда устраивали по комсомольской линии дополнительную «промывку» мозгов по поводу слабой учебы. А они отчасти стимулировали успеваемость, по крайней мере, по весне. Нет сегодня практической гарантии на распределение после окончания вуза и т.д.

Тем не менее, спрос на системные, фундаментальные знания на нынешнем этапе развития нашего общества со студента все больше и больше начинает становиться определяющим. Это обусловлено и некоторой стабилизацией социально-экономических отношений, возрождением некоторых отраслей производства, активизацией предпринимательства, которое по-прежнему остается на пространстве стран СНГ определяющим видом деятельности и требует от бизнесмена основательных знаний по технологии и практики своего дела, гибкости мышления, умения разумно рисковать, принимать нестандартные решения. Выработке этих и других качеств и свойств будущего специалиста во многом должно способствовать и время, проведенное студентом в вузе, в плане обретения и совершенствования у него знаний, умений и навыков оперативной деятельности по усвоению учебной информации, способов овладения ею.

Каковы возможные варианты решения вопроса о повышении качества знаний учащихся при ограниченных финансовых возможностях, дефиците социально свободного времени, недостаточном доступе к имеющейся литературе и источникам?

Одним из них, с нашей точки зрения, является использование в практике преподавания дисциплин вуза интенсивного роста интереса студента к освоению компьютера, значительного расширения возможностей компьютеризации в домашних условиях через снижение цен на машины, способные войти в сеть WWW, а также через интернет-кафе, где стоимость оплаты за час работы в интернете в целом доступна для большинства студентов.

У одного из авторов накоплен трехлетний опыт использования в педагогических целях собственного компьютера и индивидуального сайта в интернете (http://szolot.chat.ru/студентам). На сайте расположены такие традиционные для любого пакета обеспечения дисциплины документы как программы курса читаемых дисциплин (социология, экономическая социология, философия), методические указания по подготовке к семинарским занятиям, планы самих семинарских занятий, список рекомендуемой основной и дополнительной литературы, рекомендации по выполнению контрольных, курсовых работ и их тематика, сетка выбора тем работы. Здесь же я расположил и тезисы лекций (по экономической социологии), свои научные статьи и публикации (шесть), монографии (две).

На наш взгляд, преимущества подобного стиля работы со студентами очевидны. Во-первых, студентам очень нравится то, что преподаватель неплохо разбирается в компьютерных технологиях, особенно если они связаны с интернетом. Современный молодой человек, а студент уже тем более, проводит значительное время в сети. Это сегодня модно и престижно. И ему, в принципе, нет большой сложности по пути в «чат» или из него (особо актуальное по моим наблюдениям времяпрепровождения многих юношей и девушек) зайти и на сайт преподавателя. Это занимает совсем немного времени – порой меньше полминуты. А эффект присутствия в этом случае (действительно есть сайт, есть фотография, присутствуют материалы, о которых шла речь) более чем значим. Необходимость выполнения заданного объема домашней или реферативной (курсовой) работы закрепляют устойчивость посещения студентом сайта преподавателя. Заметен и рост авторитета преподавателя в глазах студента. Во-вторых, интерес к посещению преподавательского сайта обуславливается конкретным наличием в нужный момент времени необходимой оперативной информации. К работе библиотек среди студентов сегодня масса нареканий: в каталоге книги есть, но их нет в подручном фонде; или книги очень долго ожидаются к выдаче; во многих источниках отсутствуют нужные страницы; время работы в библиотеке ограничено и связано с некоторыми субъективными неудобствами, а порой студентов отталкивает грубость ее сотрудников и т.д. В-третьих, преподаватель вуза обязан заниматься со студентами научной работой. Базой для нее могут выступать те же материалы с учительского сайта, причем студент уже не сможет в этом случае сказать: «а я искал, но не нашел эту книгу или источник». В сегодняшних условиях расширенной по городу сети интернет-кафе не может не быть одновременным отсутствие везде доступа к сети для выхода на преподавательский сайт.

В любом случае расширение влияния и возможностей компьютерных технологий сегодня свершившийся факт. Для молодого поколения он тем более уже не составляет сомнения, а старшее поколение во многом пока остается аутсайдером в освоении компьютерных технологий. Следовательно, приобщение к ним для такой творческой социальной группы социальной структуры как преподаватели вузов, является не только требованием времени, знаком не отставания от своих же студентов, но и фактором, значительно облегчающим методику преподавания, повышения качества знаний учащегося (да и педагога тоже), оптимизирующим взаимоотношения между учащимся и учителем, позволяющим виртуальным путем стабильно расширять возможности для усовершенствования, усложнения и самого сайта, и задач, которые можно поставить и перед студентом, и перед самим преподавателем в плане самосовершенствования его роста или квалификации.

Кстати, и вышестоящий руководитель (зав. кафедрой, декан, ректор и т.д.) может раз в год заходить на преподавательский сайт и следить за его обновлением, делая соответствующие выводы о научных, креативных способностях того или иного педагога.
Сведения об авторах:

Золотухин Сергей Анатольевич

Казахско-Американский университет

Доцент, кандидат социологических наук,

e-mail: szolot@nursat.kz
Шахгулари Василий Вачикович

Актауский филиал университета “Кайнар”



Кандидат педагогических наук, доцент

e-mail: shakhgulari@nursat.kz