Нужно ли нашим детям тимуровское движение? - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Распространенное мнение о том, что рациональное питание необходимо... 1 32.32kb.
Опыт семьи смирновых «приобщение детей к основам православной культуры» 1 20.23kb.
Самым важным и центральным событием в Библии является искупление... 1 38.79kb.
О среде, в которой дети растут, развиваются и реализуют свои права. 4 339.02kb.
Дорожное движение 1 249.34kb.
Кодирование и обработка графической информации 1 106.68kb.
«Ипотечный «караван» топчется на месте, имитируя движение» 1 133.34kb.
Школьное волонтерское движение в формировании духовности и гражданственности 1 39.28kb.
Кр механическое движение. Плотность вещества 1 203.41kb.
Потенциальный клиент. Кто он такой на самом деле? Для того чтобы... 1 88.07kb.
Влияние музыки и запахов на учащихся 1 93.52kb.
Кот: я здесь ваше темнейшество! я здесь ваше вреднейшество! 1 122.93kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Нужно ли нашим детям тимуровское движение? - страница №1/1


Нужно ли нашим детям тимуровское движение?

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения в современной школе приобретает особое значение в условиях всеобщей американизации, бездуховности и морального обнищания личности.

Современные школьники далеки от мыслей о том, что помогать кому-то безвозмездно – это значит проявлять милосердие, расти духовно, становиться лучше. Современные условия, в которых живут дети, диктуют свои правила – в мире сейчас всё имеет свою цену – можно купить и продать вещи, услуги, дружбу, Родину. Противоположная этому сущность тимуровского движения, созданного на основе произведений А. П. Гайдара, учила любви к ближнему, к человеку вообще, к своей родине; учила дружить, радоваться жизни, весело жить. Возможно ли сейчас возрождение тимуровского движения в детских коллективах?

Если мы хотим, чтобы наши дети были патриотами своей семьи, своей Родины, чтобы они были высоко моральными людьми, духовно богатыми личностями, мы должны учить их этому, активно проводить работу гражданско-патриотического направления.

Ещё А. П. Гайдар говорил, что нужно воспитывать в детях любовь к родине, а не ненависть к врагу. «Пусть она будет большой, настоящей, искренней. И тогда, если кто-нибудь посягнёт на родину, родится у человека великая и праведная ненависть».*

Учить детей любви к родине – задача не из лёгких. Трудно ломать стереотипы, становящиеся менталитетом. Конечно, любого здравомыслящего человека не может не беспокоить то, что наши дети воспитываются на рекламе спиртного и табака, на кровопролитных боевиках и фильмах ужасов. Никогда ещё педагоги не оказывались в такой ситуации, когда окружающая среда сводит на нет их усилия по воспитанию. Но детские души гибки, они жадно впитывают всё – и хорошее, и плохое. И если хорошего будет больше, может, есть ещё шанс вылечить, спасти детскую душу, вкладывая в неё доброе отношение к своей природе, родине, милосердие к ближнему, сострадание к страждущему.

Школе как социальному институту принадлежит, и всегда принадлежала в этом деле ведущая роль.

В годы пионерии и комсомола эта роль осуществлялась посредством детских общественных организаций. Пионерская организация – это гуманистическая, патриотическая общественная организация. Дети жили и подчинялись особым законам: быть патриотом своей Родины, держать равнение на героев борьбы и труда, чтить память павших и готовиться стать защитником Родины, быть честным и верным товарищем, быть настойчивым в учении, труде и спорте. Если пионер – означает «первый», то это значит, что он первым готов протянуть бескорыстную руку помощи человеку, родной природе, Отечеству; он гражданин своей Родины, которому небезразличны горе, радости, чаяния и надежды народа.

Тимуровское движение неразрывно связано с пионерией и комсомолом.

Изучив материалы о тимуровском движении прошлых лет нашей школы, посёлка, можно сказать, что оно имело важное влияние на детей в деле гражданско-патриотического воспитания личности.



Из воспоминаний о тимуровском движении.

Семенникова Зинаида Николаевна родилась 27 апреля 1937 года в д. Кучук Кондинского района ХМАО Тюменской области. Первый класс окончила в Д. Никулкино (1945г.), со второго класса и до окончания школы училась в с. Нахрачи (ныне п. Кондинское). Закончила Тобольский педагогический институт. Работала учителем математики в Кондинской средней общеобразовательной школе №1 до выхода на пенсию. Активно участвует в общественной жизни посёлка, поёт в хоре ветеранов.

«Сколько себя помню, всегда была тимуровцем. Мы с одноклассниками и с подругами с нашей улицы (фото) помогали старикам, пожилым – складывали дрова, пололи гряды, носили воду для полива огорода и поливали. Воду носили из луж, которые затапливали улицы в болотистых местах, т.к. на всю улицу было только два колодца. Прицепим на одно коромысло вёдра и несём вдвоём, втроём. Всё старались делать так, чтобы хозяйка не знала. Кроме стариков помогали ПОХу ( пушное охотничье хозяйство ) – собирали крапиву для лисиц, собирали грибы – всё это шло на корм лисам. На том месте, где сейчас находится аэропорт, был лес, и мы устраивали там общие сборы тимуровцев – пели песни, соревновались, планировали свою работу.

После окончания института в 1960 году пришла работать в родную школу. Конечно же, была и классным руководителем. За годы работы выпустила 10 классов.

Все мои ребята были пионерами-тимуровцами. Мы помогали колоть дрова старикам, брали над ними шефство; зимой расчищали от снега каток на стадионе (фото); садили, копали картошку на пришкольном участке на Сенькином бору (фото). Также ребята собирали брусничник, шишки на семена для лесхоза. А в 1987 году от лесничества мои ребята входили в бригаду, которая расчищала лес, таскала сучки. Работа доставляла ребятам радость, потому что любое дело проходило весело, задорно; кроме того, были соревнования между классами – кто больше и быстрей выполнит работу.

Тимуровское движение в те годы – это не только помощь старикам; мы с ребятами ходили в походы, устраивали соревнования, концерты для родителей к 23 февраля, к 8 марта. Устраивали концерты на десятидворках – агитационных собраниях перед выборами. Ездили с концертами по другим школам. Ребята мои активно участвовали в КВНах, в различных выставках. На базе нашего класса был математический кружок, мы с ребятами часто показывали открытые уроки на различных семинарах.

В общем, жили очень дружно и весело, я думаю, у ребят остались самые светлые воспоминания о школьных годах и о том общем деле, которое мы все делали».


Ващенко Мария Ивановна родилась 29 сентября в д. Шумилы Кондинского района ХМАО Тюменской обл.


Работает учителем в Кондинской средней школе № 1.

«Я родом из пионерского детства; хочу рассказать о тимуровском движении. Училась я в Болчаровской восьмилетней школе, это было в 1960-1966 годах. В те времена наш пионерский отряд собирал очень много макулатуры ( газеты, журналы, которые выписывало население ), а сколько мы собирали красивых, ярких, праздничных открыток. Собирали и сдавали золу для пришкольного участка и для полей, на которых сажали картофель, пололи, а осенью собирали по тем временам огромный урожай картофеля. Соревновательный дух царил во всех наших начинаниях. Каждое звено старалось оказаться на первом месте, собрать как можно больше того же картофеля.

Мы с одноклассниками посещали семьи участников ВОВ. Вместе с учителями готовили праздничные концерты, литературно-музыкальные композиции. Как было здорово! Мы славили подвиги героев!

И вот в 1970 году я начинаю работать старшей пионерской вожатой в Кондинской средней школе № 1. В нашей школе продолжалось гайдаровское дело. Работали в моё время тимуровские отряды. Отряды носили имя героя – А. П. Гайдара:

Видишь из книжек

Рядами построены –

Встали герои

И стали героями.

Сколько Тимуров идёт, посмотри.

Гайдар шагает впереди!

Главные заповеди тимуровской работы: нести радость людям, не быть равнодушными, улучшать окружающую жизнь.

Тимуровская работа требовала целенаправленного руководства. Создавались отряды, штабы, проводились слёты тимуровцев. Ребята переписывались с отрядами соседних областей, с музеями А. П. Гайдара. Проводили дни памяти Гайдара.

Помнили в дружине о героях-земляках, и эту память подтверждали конкретными делами. Так зимой проходили соревнования по хоккею на кубок кондинцев – Героев Советского Союза К. П. Миханошина и П. Я. Панова. Выявляли всех ветеранов, собирали материалы об участниках ВОВ, оформляли альбомы, стенды, вели летописи. Собирали материал о земляке – комсомольце Пуртове, именем которого названа одна из улиц посёлка. В школе, в классах устраивали встречи с ветеранами.

Не забывали о престарелых – помогали им в уборке урожая, весной вскапывали огороды, кололи и складывали дрова. К праздничным дням готовили поздравления и концерты.

Нравилось всем шефствовать над малышами. Пионеры среднего звена были вожатыми октябрятских групп в начальной школе, а старшие – в отрядах среднего звена. Ходили в детский сад с концертами и оказывали практическую помощь.

В нашей школе проводилась акция «Красные звёзды». На домах и квартирах, где живут ветераны, ребята прикрепляли красные звёздочки – символы вечной благодарности тем, кто грудью защищал нашу Родину от фашистских захватчиков.

Мы собирали и отправляли много металлолома. Отправляли пионерские посылки.

В школе у нас работал клуб Интернациональной дружбы. Очень много материалов хранится в школьном музее в настоящее время. Ребята вели переписку с пионерами - тельмановцами, пионерами ГДР.

Лучшие традиции тимуровского движения не умерли. Они остаются жить в делах питомцев Кондинской школы № 1.»

Мария Ивановна Ващенко по - прежнему полна энергии и задора, как и 37 лет назад. Благодаря её инициативе и активности, традиции тимуровского движения сохраняются в пришкольном лагере «Улыбка», работу которого Мария Ивановна организовывала на протяжении многих лет (фото). Этот человек по-прежнему в творческом поиске. Её доброта, чуткость, человечность позволяют заглянуть в душу каждого ребёнка; она может к каждому найти подход, расположить к себе. Со всеми коллегами Мария Ивановна тоже в прекрасных отношениях, для каждого всегда найдёт тёплые слова, поддержит в трудную минуту. Неутомимая, задорная – она и сейчас как пионерка!



Ивашкеева Алла Ивановна родилась 4 декабря 1943 года в д. Сатыга Кондинского района ХМАО Тюменской области.

«В 1978 году я была классным руководителем 4б класса. Нашему классу было присвоено имя Надежды Курченко. Просто так имя героя не давали – мы познакомились с биографией Курченко, переписывались с её подругами, с её мамой. Оформляли альбом, стенды о нашей героине.

Для ребят нашего отряда честь была не просто словами. Поэтому, когда нам сказали, что на фестивале союзных республик мы будем представлять Россию, ребята решили сделать это достойно. Какое это было мероприятие! Изучение материала своей республики: костюмы, песни, танцы. Это был на самом деле незабываемый праздник! Наш отряд занял тогда первое место, сколько радости было!

А наши походы всей дружиной! Впереди знамя, горнисты, барабанщики и огромная колонна отрядов – шумная, радостная, со своими отрядными песнями, с рюкзаками, котелками, фляжками!

Конечно, мы не только веселились, но и работали – помогали ветеранам, работали на пришкольном участке – это был наш вклад в тимуровское движение, которое тогда шло по всей стране».

Алла Ивановна человек очень целеустремлённый и увлекающий за собой. За годы работы в школе неоднократно была классным руководителем, и никогда ребятам не было с ней скучно. Неиссякаемая энергия и творчество не позволяли ей сидеть на месте. Под руководством Аллы Ивановны в школе работали различные литературные объединения, мероприятия которых всегда учили добру и любви к ближнему, к Родине.

Выйдя на пенсию, эта женщина не смогла сидеть на месте – в данный момент она активная участница культурной жизни нашего посёлка – руководит народным театром «Ключ» при доме культуры, является его режиссёром. Также Алла Ивановна художественный руководитель театрально-экспериментальной студии «Фантазия», где занимаются дети разных возрастов.

Ямов Николай Николаевич родился 21 февраля 1959 года в п. Кондинское Кондинского района ХМАО Тюменской области.

Работает учителем физкультуры в Кондинской средней школе № 1.

«Помню, как готовили нас к вступлению в пионеры. Принимали в пионеры не всех, а только достойных. Мы должны были быть тимуровцами. Помню, как мы помогали престарелым. Кололи им дрова. За каждым классом были закреплены ветераны войны. Всем классом ходили на предприятия с концертами.

В то время каждое лето проводились районные пионерские слёты. Возили нас на эти слёты учителя физкультуры и старшая вожатая. Мы жили в палатках, сами себе готовили еду на костре, готовили номера художественной самодеятельности и участвовали в конкурсах, соревновались в спортивном ориентировании. Наша школа занимала призовые места. Тимуровское движение тогда было по всей стране, и мы гордились, ощущая себя частью своей страны».

В душе Николай Николаевич, наверное, остался пионером – на всех соревнованиях – школьных, районных, окружных – его ребята всегда первые и лучшие. Он душой болеет за своё дело, радуется успехам детей как своим.

Филатова Татьяна Александровна родилась 24.12.62 г. в п. Кондинское Кондинского района ХМАО Тюменской области. Работает воспитателем интерната для детей из отдалённых населённых пунктов Кондинского района при Кондинской средней школе №1.

«В школьные годы я была председателем совета дружины. Наша дружина носила имя Зои Космодемьянской. Мы занимались одним большим и общим делом – участвовали в тимуровском движении. Мы работали на полях пришкольного участка и подшефного совхоза «Ильчёвский» в д. Ильичёвка и д. Катыш. Собирали картофель, свёклу. А какой роскошный был пришкольный участок, чего там только не выращивали на опытных грядках: и арбузы, и тыквы, и экзотические цветы…

В свободное время мы собирались у костра, разучивали песни, танцы, а потом выступали перед жителями деревень. В феврале готовились к военно-патриотическому месячнику: каждый отряд выбирал себе военную песню и готовился к смотру строя и песни. Форма была обязательной, мы чувствовали себя солдатами, матросами и десантниками.

Весной вся дружина занималась трудовыми операциями: мы прибирали территорию школы и посёлка, кололи и складывали дрова, помогали пенсионерам и ветеранам войны. Встречались с ветеранами ВОВ, особенно запомнилась встреча с П. Я. Пановым. (фото)»


Так было когда-то. Весело и дружно жили дети, объединённые одним большим, общим делом. После распада пионерии и комсомола, разрушив старое, мы не предложили детям ничего взамен. Ни другой организации, ни других (может быть современных) законов. Но через какое-то время мы начали понимать, что образовавшийся вакуум нужно заполнять. Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от гражданской позиции подрастающего поколения

В наше время тимуровское движение не такое грандиозное явление, как в 20 веке. Но его проявления тоже имеют место быть. Наша школа (да и другие, наверное, тоже) в рамках направления «гражданско-патриотическое воспитание» в воспитательной работе проводит встречи с ветеранами, дети поздравляют ветеранов с праздниками, помогают складывать дрова, копать огороды престарелым людям. Можно ли это назвать тимуровским движением? Пожалуй, нет.

Возрождение настоящего тимуровского движения в современных детских коллективах следует начинать с изучения творчества А. П. Гайдара, чтобы будущие тимуровцы всем сердцем восприняли мотивы, двигавшие благородными и смелыми поступками героев гайдаровских книг; чтобы ребята глубоко осознали смысл главного в творчестве Гайдара – беззаветную преданность народу и Родине, стремление приносить радость людям, быть настоящим патриотом.

Получив информацию о тимуровском движении, об истории его возникновения, дети могут сами предложить различные направления тимуровского движения. Здесь возможны и шефство над домами престарелых, и «зелёный патруль», шефство над младшими школьниками – проведение мероприятий, помощь в учёбе; шефство над одинокими, престарелыми людьми, которые нуждаются в нашей помощи; уборка, облагораживание территории своего посёлка, микрорайона; шефство над детскими садами.

Любить ближних, всё живое, родину, людей – должно стать ведущей идеей современных тимуровцев.

Милосердие и сострадание – эти понятия звучат всё острее и острее в наши дни. Невозможно развитие государства, личности, а тем более личности ребёнка в атмосфере чёрствости, бездушия, корысти. Какое поколение мы получим через пять - десять лет, если позволим себе забыть, что существуют добро, порядочность, совестливость, если не вложим это в наших детей?

Если тимуровское движение в своё время приносило огромную пользу в деле воспитания подрастающего поколения – воспитывало в юных тимуровцах трудолюбие, любовь ко всему живому, патриотизм, то, что сегодня нам нужно сделать, чтобы сформировать эти качества в современных детях? Возрождать ли то тимуровское движение, которое помнят родители и бабушки нынешних школьников, или создавать что-то новое или нечто подобное, начиная всё сначала?

*Т. Гайдар – Голиков Аркадий из Арзамаса// А. Гайдар. Собрание сочинений в трёх томах. Том 3, М. издательство «Правда» 1986 г.


Приложение ( фотографии ).