Ни для кого не секрет, что от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие любого общества - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Ни для кого не секрет, что от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие - страница №1/1


Ни для кого не секрет, что от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие любого общества. Современное состояние государства, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.

Каждый педагог хочет видеть своих воспитанников здоровыми, веселыми, хорошо физически развитыми.

В нашей школе обучаются дети с интеллектуальной недостаточностью. Большой процент учащихся имеют сопутствующие заболевания: ДЦП, энурез, сколиоз, пиелонефрит, заболевания желудочно-кишечного тракта, заболевания глаз. Наблюдаются серьезные отставания от норм физического развития. В связи с этим у учащихся имеются нарушения в познавательной деятельности: неустойчивость внимания, слабость и недифференцированность восприятия, отключения в функциях памяти, речи и предметно-практической деятельности (трудовой). Все это приводит к серьезным затруднениям в усвоении учебного материала, в овладении нормами и правилами поведения.

В последнее десятилетие значение физкультуры и лечебной физкультуры особенно возросло. Известно, что движения основным стимулятором жизнедеятельности организма любого человека. Физические упражнения повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма. Недостаток двигательной активности – одна из наиболее распространенных причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников.

Роль движений для развития психики и интеллекта чрезвычайно велика. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя ЦНС и тем самым, способствуя ее развитию. Чем более тонкие движения приходится осуществлять ребенку и чем более высокого уровня координации движений он достигает, тем успешнее идет процесс его психического развития. Двигательная активность ребенка не только способствует возрастанию мышечной силы как таковой, но и увеличивает энергетические резервы организма.

Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. В научной литературе существует понятие биологической достаточности движений. Условно говоря, это то количество движений, которое необходимо для нормального развития ребенка. Естественно, в зависимости от возраста это количество меняется: чем старше ребенок, тем больше движений он должен совершать для нормального дальнейшего формирования.

Пассивный образ жизни приводит к возникновению различных недугов у взрослых людей (нарушение деятельности опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной системы и др), а тем более у детей.

Возраст от 6 до 14 лет – период активного совершенствования мышечной и костной системы. Кости детей при длительных напряжениях и неправильном положении тела легко подвергаются деформации.

С учетом этих особенностей детского организма физиологи и гигиенисты для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительной деятельности рекомендуют проводить лечебную физкультуру (ЛФК).

Главной целью занятий ЛФК при нарушении осанки уч-ся является профилактика сколиоза, плоскостопия и общая тренировка организма ребенка.

Задачи, решаемые в процессе занятий ЛФК: укрепление опорно-двигательного аппарата, усиление мышечного «Корсета» позвоночника, улучшение функций дыхания, сердечно сосудистой системы.

Приобретение правильной осанки - длительный процесс, поэтому ребенку необходимо многократно показывать, что такое правильная осанка и непосредственно на теле ребенка показывать правильное положение.



Требования к проведению ЛФК:

1. Комплексы подбираются в зависимости от возраста детей и их заболеваний. Упражнения должны быть разнообразны, т.к. однообразие снижает интерес к ним, а, следовательно, их результативность.

2. Выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.

3. Нельзя необоснованно увеличивать или уменьшать количество упражнений в комплексе (необходимо учитывать степень утомления детей).

Занятия проводятся с 1 по 5 класс один раз в неделю по расписанию.

Рекомендация для занятий лечебной гимнастикой при сколиозе и нарушении осанки.

1. И.п.: стоя спиной к стене. Принять правильную осанку при этом затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы и пятки касаются стены, голова приподнята, плечи немного опущены и отведены назад, лопатки прилегают к стене.

2. и.п.: стоя спиной к стене. Потянуть руки и плечи вниз, голову вверх, вытягивая шейный отдел позвоночника (выдох), расслабиться (вдох).

3. И.п.: стоя спиной к стене. Потянуться вверх всем телом от головы до пяток (на носки не подниматься), опустить плечи, вытянуть весь позвоночник (выдох), расслабиться (вдох).

4. Ходьба по залу с различным положением рук (вперед, вверх, назад) выполнение 30-40 секунд.

5. Ходьба руки в стороны с перешагиванием через препятствия – мяч, веревочку и т.д.

6. Ходьба «Елочка». Ходьба с носка на пятку, пятка идет к середине стопы.

7. «Петушиный шаг». Ходьба с высоким подниманием бедра, руки на поясе, голова, спина прямо, смотреть вперед, плечи не поднимать, опускать ногу на носок с перекатом на пятку.

8. «Птица машет крыльями». И.п.: стоя слегка расставив ноги. Поднимать руки в стороны и опускать их вниз, помахивая кистями.

9. И.п.: о.с. – гимнастическая палка на лопатках. Наклонить туловище перед (спина прямая) – выдох; вернуться в исходное положение – вдох.

10. И.п.: о.с. – палка в опущенных руках. Присесть, вытягивая руки с палкой вперед; вернуться в исходное положение (спина прямая). Дыхание произвольное.

11. И.п.: о.с. – руки вытянуты вперед, палка вертикально в правой руке. Передаем палку в левую руку и отводим левую руку назад; вернуться в исходное положение.

12. И.п.: стоя руки на затылке. Отводим локти назад, а потом вперед.

13. «Мертвая поза». И.п.: лежа на спине. Вытянуться, ноги слегка раздвинуть, руки положить вдоль тела, ладони открыты вверх. Спина прямая. Постараться расслабить каждую мышцу от кончиков пальцев ног до затылка. Подбородок опущен, рот закрыт.

14. «Поза плода». И.п.: сесть поджав под себя ноги, подошвы наружу, стопы и колени вместе. Наклониться вперед, чтобы лоб коснулся пола. Руки вытянуты вдоль ног, ладони открыты вверх, постараться расслабиться.

15. И.п.: лежа на животе. Плаваем, руки не касаются пола, голова поднята.

16. И.п.: лежа на животе, гимнастическая палка в руках, руки вытянуты вперед. Медленно поднимаем палку.

17. И.п.: лежа на животе, гимнастическая палка вертикально. Перемещаем руки по палке как можно выше.

18. «Кобра». И.п.: лежа на животе лицом вниз, подбородок на полу, ладони упереть в пол около плеч. Вдохнуть, упереться руками, изгибая спину как можно больше, и медленно поднять голову, глядя вверх, задержаться в этом положении 10 секунд, затем медленно выдыхая возвратиться в исходное положение.

19. «Натянутый лук». И.п.: лежа на животе. захватить правой руку правую голень, левой рукой захватить левую голень, прогнуть спину и приподнять бедра. Медленно выдыхая считать до 10. Медленно опуститься на пол.

20. «Плуг». И.п.: лежа на спине. Вытянуться, руки по сторонам. Опираясь на прямые руки, поднять прямые ноги, завести их за голову. Постараться коснуться носками пола за головой.

21. «Стойка на плечах». И.п.: лежа на спине. Вытянуться, руки вдоль туловища ладонями вниз, медленно поднять ноги вверх, заведя их за голову, упереть руки в спину. Основной упор – на плечи, подбородок упирается в грудь. Согнуть ноги и опустить прямые руки на пол. Плавно опустить торс, выпрямить ноги и медленно опустить их на пол.

22. «Велосипед». И.п.: лежа на спине.


Дети могут выполнять эти упражнения с 6 лет. Упражнения гармонизируют развитие и координацию всех функций организма, стабилизируют вестибулярный аппарат, нормализуют все системы организма, формируют навык правильной осанки.

Список используемой литературы.

1. Галанов А.С. Игры, которые лечат (для детей от 5 до 7 лет), М., Педагогическое общество России, 2005.



2. Исаева С.А. Организация переменок и динамических пауз в начальной школе М., Айрис Пресс, 2003

3. Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе. М., Айрис Пресс, 2003