Непроверенная астрономия - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Непроверенная астрономия - страница №1/1


Непроверенная астрономия


Сегодня на нас обрушивается огромное количество информации: какая-то часть её достоверна, а какая-то нет. Как правило, взрослый образованный человек попытается проверить важную информацию, прежде чем донести её до других. Но в последнее время стало попадаться всё больше примеров, как непроверенная и некачественная информация идёт в массы, особенно узкоспециализированная, например, астрономическая.

Сегодня любой человек (чаще всего педагог, воспитатель или родитель) считает себя вправе высказать любой аудитории (например, детской) всё, что он считает нужным (вернее, всё, что он знает). И предлагаются эти «знания» непререкаемо, как истина в последней инстанции. Возможно, ничего страшного, если речь идёт о собственном опыте или об опыте, который этим человеком наблюдался со стороны.

Но если это не просто знания, а научные знания? Имеет ли тогда этот человек право давать научные знания такими, как он их понимает или как помнит из своего школьного курса? То есть, не проверяя то, что он рассказывает другим? Не исключено, что получившие такие «знания» взрослые смогут засомневаться в их верности и найдут способ её проверить. А дети? Дети воспринимают на веру любую (тем более научную) информацию и даже не пытаются сомневаться в её истинности! И что делать в тех случаях, когда детям даётся, например, неправильная астрономическая информация?

Если взрослый человек вдруг узнаёт, что в Солнечной системе 8 планет, а не 9, как он думал всю жизнь, он бежит к специалисту и спрашивает: «Правда ли, что планет всего восемь?!». Правда, действительно восемь! Уже с 2006 года, когда Международный астрономический союз исключил из списка планет Плутон. И не обязательно бежать к специалисту: адекватная информация о Солнечной системе, её составе, а также о наличии невидимых «опасных планет», конце света и многом другом есть во многих современных детских энциклопедиях (выпущенных после 2006 г.). Научно проверенная информация доступна в современных учебниках по астрономии, популярных книгах, написанных астрономами (кандидатами и докторами физико-математических наук) для широкой аудитории, и тем более в Интернете — по крайней мере, в Википедии.

Сегодня выпускается много периодических журналов в помощь педагогам. Не все из них проверяют публикуемую ими же информацию, особенно если это опыт самих педагогов, описанный самими педагогами. Почему-то считается, что педагог всегда прав, даже если он неправ. И только специалисту бросаются в глаза те ошибки, которые не видны педагогу. Например, цитаты из научно-практического журнала (в помощь педагогам!): «В космосе действуют громаднейшие гравитационные силы — чёрные дыры, под их воздействием могут исчезать материя и энергия» (чёрные дыры — это гипотетические объекты Вселенной, которые обладают огромной массой, маленьким объёмом и поэтому настолько мощным притяжением, что даже свет не может преодолеть его силу); «Венера предпочитает своё направление движения вокруг Солнца» (своё — это значит другое, отличное от остальных; но все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца в одном направлении — против часовой стрелки, если смотреть с северного полюса); «Одно из самых заметных образований в небе — это Большая Медведица» (одно из самых заметных образований в небе — это Солнце, а Большая Медведица — это созвездие на звёздном небе); «На орбитальной станции всё устроено так, чтобы космонавты не ощущали гравитации» (на орбитальной станции космонавты не ощущают гравитацию, то есть ощущают невесомость, из-за её орбитального движения; к устройству станции это не имеет отношения); «Галактики вращаются вокруг центральной точки» (во Вселенной нет никакой центральной точки, вокруг которой могли бы вращаться все галактики); «Млечный Путь — это скопление звёзд» (Млечный Путь — это спиральная галактика, в которой находится Солнечная система; мы её видим в виде беловатой звёздной полосы, пересекающей звёздное небо с севера на юг)… Авторы этих «шедевров» — методисты и педагоги дополнительного образования, учителя биологии, химии, физики, русского языка и литературы (я не преувеличиваю!).

Кроме того, в СМИ выходят различные статьи, по радио выпускаются передачи, по телевидению показывают псевдонаучные фильмы по астрономии с участием «учёных» и «экспертов». И эти «эксперты» (экстрасенсы, астрологи, парапсихологи и специалисты по «каким-то энергиям») вещают на всю страну с центральных каналов такую ересь, что настоящие учёные просто разводят руками: непонятно, как с этим бороться! Не стоит верить любым утверждениям, которые похожи на научные.

А вся беда в том, что в школе отменили астрономию и не стало простого и прямого доступа к правильной и проверенной информации, которой владел бы учитель по долгу службы. Поэтому псевдонаучная информация, очень похожая на научную, но без ссылок на реальные научные источники, расползается по всем СМИ, как чёрная плесень, заражая и взрослых, и детей. Ничему нельзя безоговорочно верить. Задача всех этих средств массовой информации — продать вам свою продукцию, и ничего более!

Но именно в отношении астрономии Звенигороду повезло как никому: под боком, всего в восьми километрах находится настоящая астрономическая обсерватория Российской академии наук, где два раза в год проводятся дни открытых дверей для всех желающих! Да и в самом Звенигороде есть место, где можно проконсультироваться по любому астрономическому вопросу, организовать лекции или цикл занятий для школьников, дошкольников и педагогов — это Дом детского творчества, где работает астрономический кружок. При необходимости учёные-астрономы и педагоги ДДТ помогут провести специальные семинары для педагогов, на которых они смогут узнать все самые полные и проверенные научные знания в области астрономии. Например, что яркая звезда, видимая в эти дни вечером на западе — это Венера. И если посмотреть на неё через бинокль, то можно увидеть, что она имеет форму серпа — у Венеры тоже есть фазы, как у Луны.



Пожалуйста, убедительная просьба ко всем, кто так или иначе доносит до других (особенно до детей) хоть в самом общем виде даже самую простую мировоззренческую информацию: проверьте свои знания! Станьте настоящим, чистым (без «мусора» и «сорняков») и полезным источником, как горный родник. Не пополняйте «чёрные ручьи», вытекающие из «гнилого болота» непроверенной информации, выдумок и просто откровенной лжи!