Наше казино это место, где каждый человек, кто честен, смел и безызвестен, может заработать деньги, и не как-нибудь, а собственным у - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Наше казино это место, где каждый человек, кто честен, смел и безызвестен, может - страница №1/1





СЦЕНАРИИ
ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ






Учитель русского языка и литературы МОУ «Гимназия №1» г. Ядрин

Ерофеева Л.М.


Ядрин - 2008

В мире литературы

Интеллектуальное казино для старшеклассников
Наше казино - это место, где каждый человек, кто честен, смел и безызвестен, может заработать деньги, и не как-нибудь, а собственным умом. Только, чур,- деньги у нас особые. Это банкноты достоинством в один «ум». Помните, как говорится: «Один ум хорошо, а два лучше». «Умов» сегодня будет ровно пять у каждого. Причем в течение игры вы можете как увеличить своё состояние, так и стать банкротом, потеряв свои «умы». В игре вас ждут 18 вопросов из области литературы.

Итак, я называю область знаний и вопрос, а вы, если решитесь отвечать, должны будете сделать ставку в один «ум». В случае выигрыша ставка удваивается, и вы зарабатываете ещё один «ум». Если вы ошибаетесь - не отчаивайтесь: ваши «умы» пополнят кассу нашего весёлого казино. Как видите, условия игры просты: я задаю вопрос и даю три варианта ответа. Вы должны выбрать правильный ответ и поднять табличку с соответствующей цифрой:1, 2 или 3. Но давайте договоримся: отвечать на вопрос имеет право только тот, кто сделает свою ставку. Остальные - молчок! Прорепетируем? Делайте ставку, дамы и господа!



(Ребята, решившие отвечать на вопрос, «делают ставки»: отдают Ведущему одну из пяти карточек - один из пяти «умов»).

Итак, вопрос.



  • Кто написал стихотворение «Бородино»?

  1. А. Пушкин

  2. М. Лермонтов

  3. Н. Некрасов

(Ребята, сделавшие ставки, поднимают карточки).

Условия игры всем понятны? Тогда начинаем.



  • В каком произведении А. Пушкин 14 раз повторяет «там»?

  1. «Руслан и Людмила»

  2. «Евгений Онегин»

  3. «Сказка о рыбаке и рыбке»

Вы, наверное, слышали, что риск - благородное дело. Кто сделает ставку, рискует лишиться одного «ума». Но рискует тот, кто не сделает ставку, - он потеряет возможность увеличить состояние. Внимание, вопрос.

    • Кто из русских классиков родился в 1799 году?

  1. Пушкин

  2. Гоголь

  3. Чехов

Приключения…Кто не мечтал побывать на месте литературного героя, у которого жизнь полна приключений.

    • В 1793 году в провинции в Буэнос-Айрес в Аргентине во время одной грозы прогремело 37 раскатов грома подряд, и длилось это 55 минут без перерыва. Какой литературный герой вспоминает этот факт?

  1. Паганель (Ж.Верн «Дети капитана Гранта»)

  2. Билли Бонс (Р.Стивенсон «Остров сокровищ»)

  3. Том Сойер(М.Твен «Приключения Тома Сойера»)

Если мы заболеваем, то чем лечимся? Медицинскими препаратами: таблетками, инъекциями, настоями трав и ягод. А в некоторых литературных произведениях можно узнать об очень интересных чудодейственных средствах лечения.

  • Так, один герой предлагал дохлую кошку как средство от бородавок. Кто этот герой?

  1. Карлсон (А.Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше»)

  2. Буратино (А.Толстой «Золотой ключик..»)

  3. Том Сойер (М.Твен « Приключения Тома Сойера»)

    • Все мы любим цветы: и садовые, и луговые, и лесные. А в судьбе какой литературной героини эти самые лютики, ромашки и маргаритки сыграли очень важную роль?

  1. Мальвина (А. Толстой «Золотой ключик»)

  2. Красная Шапочка (Ш. Перро «Красная Шапочка»)

  3. Золушка (Ш. Перро «Золушка»)

Все вы, когда были маленькими, читали сказку «Колобок». Так вот сейчас мы проверим, кто хорошо помнит эту сказку.

    • Кто же был третьим, от кого ушёл Колобок?

  1. Медведь

  2. Заяц

  3. Лиса

    • Кто написал книгу «Сто лет вперёд»?

  1. Кир Булычёв

  2. Рэй Брэдбери

  3. Александр Беляев

    • Мы все любим сказки и мультфильмы. Смотрим их с удовольствием. А все ли помнят сказку «Бременские музыканты»? Сколько же участников было в зверином ансамбле?

  1. Шесть

  2. Четыре

  3. Пять

Внимание, старинная легенда.

Удалого Садко полюбила водяная царица Волхова. Но однажды в лунном сиянии увидела она своего любимого в объятиях красивой земной девушки Любавы. Отвернулась она от Садко и пошла прочь, а из её прекрасных синих глаз покатились слёзы, и только Луна была свидетелем того, как её чистые слёзы превращались в цветы, унизанные жемчужинами.



  • Что это были за цветы? С тех пор из считают символом чистой, нежной любви…

  1. Ландыш

  2. Гвоздика

  3. Колокольчик

«Мудрец способен судить о поэзии и о музыке, хотя сам и не пишет стихов». Догадались, к чему это я? Следующий вопрос из области поэзии. Внимание, вопрос.

    • Как звали суженого, которого нагадала пушкинская Татьяна в крещенский вечерок?

  1. Агафон

  2. Евгений

  3. Иван

А знаете ли вы русские былины? Если да, то смело делайте ставки!

    • Скажите-ка, с каким врагом сражался Илья Муромец?

  1. Чингисхан

  2. Змей Горыныч

  3. Соловей-Разбойник

Однажды у Аристотеля спросили: «Как же преуспеть ученикам?» «Догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади», - быстро ответил тот. И был, конечно же, прав! Итак, смело делайте ставки, догоняйте первых, чтобы не оказаться с носом.

Путешествия увлекательны. Никто с этим не спорит. Если вы любите читать книги про путешествия, то этот вопрос для вас.

Так вот, этот писатель совершил путешествие в Лилипутию, в Бробдингнег, в Лапуту, Вальнибари, Логненгг, Глаббдобдриб, Японию и в страну Гуингигномов.


  • Кто же этот писатель?

    1. Жюль Верн

    2. Джонатан Свифт

    3. Даниель Дефо

Я вижу, русскую классику и зарубежную литературу вы знаете. А как насчет литературы ХХ века? Капитан Татаринов и Саня Григорьев никогда не встречались, они жили в разное время. Но их объединяло одно: они были людьми чести и превыше всего ценили справедливость.

      • О том, как переплелись их судьбы, можно прочесть в книге:

  1. Л. Пантелеев «Республика Шкид»

  2. В. Каверин «Два капитана»

  3. Н. Дубов «Горе одному»

Русский язык богат пословицами и поговорками.

    • «Без вины виноватые», «Свои люди - сочтёмся», «На всякого мудреца довольно простоты», «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок»…Кто написал эти пьесы?

  1. А. Островский

  2. А Пушкин

  3. А. Грибоедов

Кто любит читать фантастику, делайте ставки. Все свои книги этот писатель опубликовал под псевдонимом. И хотя всю жизнь прожил в России, герои его книг живут в вымышленном мире, в несуществующих на географической карте городах. Одесса, Севастополь, Феодосия под его пером превратились в города Зурбаган, Лисс, Гельгью, Сан-Толь.

    • Настоящая фамилия и имя этого писателя - Александр Гринёвский. А псевдоним?

  1. М. Горький

  2. А. Беляев

  3. А. Грин

Итак, первый тайм нашей игры закончен.

Чёрный ящик

Следующий наш тайм называется «Чёрный ящик».



(В зал вносят три «чёрных ящика». Ведущий объясняет, что в этом тайме 1 «ум» получит игрок, первым угадавший, что находится в чёрном ящике).

    • Внимание, чёрный ящик! В нём находится предмет, с помощью которого можно изготовить самые замечательные вещи, а можно даже уничтожить одного страшного персонажа русских народных сказок. (Игла.)

    • В этом ящике есть то, что указывало не только путь-дорогу Ивану-царевичу, но и одному из мифических героев Древней Греции. (Клубок.)

    • С помощью предметов, которые лежат на дне этого ящика, герой русской сказки нашёл своё счастье - мудрую и красивую жену, заколдованную злым волшебником. (Лук и стрела.)

Быстро летит время. Завершён второй тайм нашей игры.

  • А вот кто мне скажет, что значит выражение «купить кота в мешке»? (Ответ ребят)

Правильно, получить нечто, не зная заранее, что это такое.

«Кот в мешке»

Итак, я объявляю первый и последний, но очень таинственный аукцион нашей игры – «Кот в мешке».



( В зал вносят 4 мешка. Проводя аукцион, Ведущий по очереди ставит каждый из них перед собой.)

Распродажа начинается. Проявите же мудрость, друзья, не экономьте денежки.

Рекомендую…


  • В этом мешке находится вещь, которая нужна каждому читателю, если он настоящий читатель. (Книга.)

Староватая цена - всего один «ум». Кто хочет приобрести ценную вещь всего за один «ум»? Раз.…Два.…Три! Продано!

  • Обычно с первого взгляда обладателя этой вещи все принимают за отличника. (Очки.)

Кто хочет купить её: она полезна для имиджа…Староватая цена - один «ум». Раз.…Два.…Три! Продано!

  • Он, по-моему, просто необходим, чтобы вдохновлять и поддерживать то, что есть в детях хорошего. (Шоколад «Вдохновенме»).

Раз.…Два.…Три! Продано! Объявляю аукцион закрытым.

Теперь нам остается подсчитать, у кого больше «умов», и наградить счастливчика. (Собирает у игроков «умы» и вручает приз набравшему больше всех «умов»).



А. Линдгрен, А. Милн

Живое чудо сказки

КВН для учащихся среднего школьного возраста
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята!

Сегодня мы собрались здесь, чтобы посмотреть состязание двух команд, «поболеть» за любимого героя, а если нужно, прийти ему на помощь. Как вы уже догадались, это встреча с Винни-Пухом и его обаятельными друзьями: Кристофером Робином, Пятачком, осликом Иа, Кенгой и её сыном Ру. Вы также узнаете о достижениях Винни-Пуха и, конечно, о том, как герои сказок спешат на помощь друг другу.

Наверное, у каждого из вас захватило бы дух от волнения и по спине пробежали бы мурашки, как у Малыша, если бы мимо вашего окна пролетел толстый человечек с пропеллером на спине и кнопкой на животе и приземлился на вашем подоконнике. Представь: ты чувствуешь себя одиноким и заброшенным – и тут, о чудо! – вдруг с неба, а точнее из маленького зелёного домика на крыше, притаившегося за трубой, к тебе прилетает «лучший в мире «Карлсон».

Кто же этот Карлсон? Красивый и умный, «в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил», как он сам себя определяет. Или просто невоспитанный мальчишка, озорной, как считает домоправительница фрекен Бок? Или просто выдумка , как считает Гунилла, подруга Малыша. Кто же Карлсон на самом деле? А Винни-Пух?



Звучит музыка. Команды выходят на сцену.

Ведущий: Ребята! Давайте поприветствуем команды!

  1. ПРИВЕТСТВИЕ. Команда «Карлсон» приветствует команду «Винни-Пух»:

Прилетел сюда проказник,

Выдумщик и фантазёр.

Он и нянька, он и мастер,

И художник, и актёр.

Любит он торты и плюшки.

Горы сладостей, конфет.

А ребятам, приземлившись,

Карлсон шлёт большой привет!
Команда «Винни-Пух» приветствует команду «Карлсон»:

В КВНе я сразиться


С Карлсоном готов.

Мне друзья всегда помогут

И без лишних слов.


Пятачок и ослик Иа,

Кролик и сова –

Все мы вышли на арену

Эй, держись, братва!!!

  1. РАЗМИНКА КОМАНД «Очевидное - невероятное».

ВОПРОС команде «Карлсон»


«Он подошёл к окну и увидел на подоконнике странную фигуру. Там стояло верхом на маминой любимой метле таинственное существо, готовое к отлёту. По всей вероятности, существо это было похоже на маленькую ведьму: лицо, вымазанное чёрным, на голове косынка, а на плечах развевается ведьминский плащ…». Угадайте, кто же это?

(Карлсон.)

ВОПРОС команде «Винни-Пух»

«Странный неопознанный летающий объект летает над Стокгольмом, напоминающий по виду летающий бочонок. Он издаёт звуки, похожие на гул мотора. У представителей Авиакомпании возникло предположение, что это спутник – шпион и его необходимо передать в руки милиции…» Что это за летающий бочонок или, может быть, это нечто другое?



(Карлсон.)

  1. СОСТЯЗАНИЕ КАПИТАНОВ

ЗАДАНИЕ капитану команды «Карлсон»


Назвать несколько литературных произведений Винни-Пуха.

(Кричалки, Пыхтелки, Сопелки, Шумелки.)

ЗАДАНИЕ капитану команды «Винни-Пух»

Карлсон называл хулиганов хулиганами - сороканами, потому что они тащили всё, что плохо лежало, словно сороки. А как звали хулиганов на самом деле?



(Филле и Рулле.)

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ПРЕДСТАВИТЬ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ

(Можно инсценировать или сочинить стихи.)

  1. Теперь команды попробуют себя в роли поэтов, они получают задание «ДОПИШИ ДВЕ СТРОКИ»

Команде «Карлсон»:


«Мне вчера приснился сон:

Я был в гости приглашён…»


Команде «Винни-Пух»:

«С бочонком мёда я иду

И вдруг встречаю на ходу…»



  1. ВОПРОСЫ

  1. Какое название получил корабль Винни-Пуха во время наводнения?

(«Плавучий медведь»)

  1. Какое, по мнению Малыша, лучшее средство от бессонницы?

(Нужно притвориться спящим и представить себе, что видишь овец, которые прыгают через заборчик. И всех овец надо пересчитать одну за одной как раз в тот момент, когда они взлетают над заборчиком, и в конце концов сон тебя обязательно одолеет.)

  1. «Сперва мы позабавимся. Я не согласен скучать, лёжа в постели. Здесь тоже есть чем заняться. Можно есть бутерброды с жирной колбасой. Можно играть в «мешок». Можно устроить подушечные бои».

Так что же выбирает Карлсон?

(Бутерброды, подушечный бой, игру в «мешок».)

  1. ИГРОВОЕ ЗАДАНИЕ. Каждой команде сообщается название сказки и зачитывается отрывок из неё. Задача команд – придумать продолжение, отличное от авторского.

Команде «Карлсон»: «Пятачок в опасности»


« Дождик лил, лил, лил. Пятачок сказал себе, что никогда за всю жизнь не видел столько дождя сразу. Дождик лил день за днём. « Да, немного страшновато, - сказал он сам себе, - быть маленьким существом, совершенно окружённым водой. И вот вода подошла уже к самому окошку…»
Команде «Винни-Пух»:

« Карлсон непредсказуемый, или Сплошные неожиданности»

« И вспомнил, что у тебя, Малыш, в ящике письменного стола лежит маленький пистолетик, и тогда я решил, что сегодня у меня день рождения», - сказал Карлсон и радостно потрогал пистолетик. Конечно, Карлсон тут же захотел испытать свой подарок…»



  1. ЗАДАНИЕ ПОЛУЧАЮТ БОЛЕЛЬЩИКИ.

(Слышен стук в дверь, ведущий принимает телеграмму).

Ведущий: Ой, к нам в детскую библиотеку принесли телеграмму. Читаю текст: «Объявлен розыск пропавшей женщины, её приметы: суровая пожилая дама, высокого роста, грузная, весьма решительная в мнениях и действиях, у неё несколько подбородков и злющие глаза». Ребята! Кто же это?

(Фрекен Бок.)

Ведущий: Что означает надпись на дверях дома Пятачка «Посторонним В.»?

(Имя его дедушки Посторонним Вилли или Вильям Посторонним.)

Ведущий: Когда Пух объелся в гостях у Кролика, то Робин читал ему «удобоваримую книгу». Что это была за книга?

(Понятная и интересная книга, которая могла бы поддержать бедного медвежонка.)

  1. КОМАНДАМ ПРЕДЛАГАЮТСЯ КРОССВОРДЫ ПО КНИГЕ А. ЛИНДГРЕН:
Команде «Винни-Пух».

По горизонтали:


  1. Название города, где происходили сказочные события. (Стокгольм.)

  2. Имя одного из хулиганов, которых напугал Карлсон. (Филле.)

  3. Настоящее имя Малыша. (Сванте.)

  4. Цвет домика, в котором жил Карлсон. (Зелёный.)

  5. Место обитания Карлсона. (Крыша.)

  6. Как звали сестру Малыша? (Бетан.)



















2



















6


















































































3







4

5































1

























































































































































































































2







7














































































































































3






















4


















































































5

















































6





















































































































По вертикали:
  1. Фамилия Малыша. (Свантесон.)

  2. Подарок Карлсону в день рождения от Малыша. (Пистолет.)

  3. Имя брата Малыша. (Боссе.)

  4. Домработница в доме Малыша. (Бок.)

  5. Одно из любимых кушаний Карлсона. (Плюшки.)

  6. Имя собаки, которую подарили Малышу в день рождения. (Бимбо.)

  7. Фамилия автора книги. (Линдгрен.)


Команде «Карлсон».

По горизонтали:

  1. Страшное бедствие, во время которого чуть не погиб Пятачок. (Наводнение.)

  2. Имя поросёнка в сказке «Винни-Пух». (Пятачок.)

  3. Под каким именем жил Винни-Пух? (Сандерс.)

  4. Подходящая компания для Винни-Пуха. (Кролик.)

  5. Любимое лакомство медвежонка. (Мёд.)

  6. Один из друзей Винни-Пуха – старый и серый. (Иа.)

  7. Как назывался замок, в котором жила Сова? (Каштаны.)

  8. Автор сказки «Винни-Пух». (Милн.)



По вертикали:

  1. Как звали сына у мамы Кенги? (Ру.)

  2. Кроме Винни-Пуха литературные произведения сочинял и ослик Иа, как он назвал своё творение? (Стихотворение.)

11.С помощью чего догадался спастись Пятачок от дождя? (Бутылка.)

12.Подарок, который сделали Винни-Пуху в день рождения. (Карандаши.)

13.Часть тела, потерянная осликом. (Хвост.)

14.Кого хотел поймать Пух в хитрой Западне? (Слонопотам.)























































10





















































































































































































































































































11































14





















































































2
















12









































































13























































1




























4


















































































3













9














































5
































































6


























































7
































































8






































Ведущий: Я вижу, наши болельщики заждались и готовы отвечать на вопросы: тогда слушайте их и отвечайте:

  • Во время наводнения на выручку к Пятачку поспешило судно, на борту которого были Кристофер Робин и первый помощник Пух. Какое название получило это судно? («Мудрость Пуха».)

  • Почему Малыш не обижается на Карлсона, когда тот несправедливо делит плюшки и конфеты? (Карлсон – настоящий друг, он всегда прилетает, когда Малышу плохо, а лишняя конфетка или плюшка – это пустяк. Стоит ли обижаться по пустякам?)

  • Назовите достижения Винни-Пуха? (Он открыл Северный полюс.)

  • Почему Винни-Пух и его друзья любят друг друга? (Они умеют видеть и ценить то доброе, хорошее, что есть в каждом:

Учёная Сова – порядочная зануда, но действует из добрых побуждений,

Кролик – интриган и любитель покомандовать, вместе с тем хлебосольный хозяин, да и его страсть распоряжаться бывает очень кстати (например, при переезде Совы на новую квартиру).)

  • Однажды, охотясь за мёдом, Винни-Пух послал Кристофера Робина за зонтиком, чтобы пчёлы подумали, что собирается дождь, и спрятались. Почему мальчик рассмеялся про себя, но выполнил эту просьбу? (Он не хотел обидеть глупенького медвежонка. Кристофер Робин – деликатный мальчик, он тщательно подбирает слова, чтобы ненароком не задеть собеседника, а когда нужно, умеет и промолчать.)

  • Если бы вы хотели развеселить ослика Иа, как бы вы это сделали? (Ребята отвечают.

Подведение итогов. Награждение победителей.)


Утренник

"Праздник пунктуационных знаков"
Ведущий: Здравствуйте, ребята! (Пауза). Ребята! Сегодня на наш праздник пришли гости.

Я приглашаю их на сцену. (Аплодирует).



(Десять человек - знаки препинания - в черных трико, в черных масках и с большими белыми бумажными карманами на груди появляются на сцене).

Ведущий: Все они в масках... Давайте попробуем угадать, какой знак препинания скрывается за каждой из них.

1-ая маска: Вечно думая над смыслом,

изогнулся коромыслом:



Дети (из зала): Вопросительный знак!

1-ая маска: (Достает из кармана вопросительный знак, открывает свое лицо):

-Разные вопросы задаю я всем:

-Как?

-Откуда?


-Сколько?

-Почему?


-Зачем?

-Где?


-Куда?

-Какая?


-Отчего?

-О ком?


-Что?

-Кому?


-Который?

-Чья?


-Каким?

-О чем?


Вот какой я мастак, Вопросительный знак!

Ведущий: Прошу вторую маску загадать свою загадку.

2-ая маска: Бурным чувствам нет конца:

Пылкий нрав у молодца!



Дети: Восклицательный знак!

2-ая маска: (достает из кармана восклицательный знак, открывает свое лицо).

Правильно, ребята! (Пауза).

Обычно в предложении

Стою я для того,

Чтоб выделить волнение,

Тревогу, восхищение,

Победу, торжество...

Мне право от рождения

В грамматике дано:

Где я, то предложение

С особым выражением

Произнестись должно!



Ведущий: Следующая маска, ваша загадка.

3-ая маска: Загораживает путь,

Предлагает отдохнуть.



Дети: Точка!

3-ая маска (открывает лицо).

Ведущий: Точка пришла к нам, чтобы рассказать одну забавную историю.

Точка: (достает из бумажного кармана свой знак и шапочку с изображением божьей коровки, надевает ее на голову).

Брошенный кем-то

Тетрадный листок

Божьей коровки

Вниманье привлек.

Что здесь написано?

Каждую строчку

Лапками щупала

Долго она.

И, наконец, обнаружила

Точку.

Божья коровка



Удивлена:

Кто умудрился

И, главное, как

Снять у меня со спины

Этот знак?

Ведущий: А теперь прошу представиться остальных. Ведь эти знаки препинания встречались вам не так часто.

(Остальные маски по очереди называют себя, открывая лицо и доставая из бумажного кармана свой знак).

Многоточие: Я - многоточие.

Обо мне сложены

Такие строчки:

Стоят три кумушки

Рядком,

Ведут беседу,



Но тайком,

Какими-то далекими

Туманными намеками.

Двоеточие: Я - двоеточие.

Обо мне говорят так:

Двоеточие

Глазастое

Ходит,

Знаниями


Хвастая:

Так и хочется

Ему

Разъяснить нам,



Что к чему...

Тире: Я - тире.

Лягу


Палочкой

На строчку:

Проходите

По мосточку.



(Две пары детей представляют кавычки и скобки.)

Кавычки: Мы - кавычки. О нас есть такие стихи:

Всегда


Подслушать

Норовят


То, что другие

Говорят.


Скобки: Мы - скобки.

Словам раскрываем

Объятья:

Ждем в гости вас,

Милые братья!

Ведущий: Вот и все наши гости. Прошу садиться. (Жестом приглашает сесть на стулья в глубине сцены).

Ученик: (шумно выбегает на сцену) Что же это такое? Еще один знак препинания забыли. Не пригласили. А он на нас обижается. Вот так всегда! Многие ребята о нем забывают в своих сочинениях.

Ведущий: Кого же мы забыли?

Кого не пригласили?



Клякса: (девочка со спутанными волосами в фиолетовом платье с табличкой на груди "Клякса"; выглядывает из-за кулис).

А, это вы не пригласили ту, о которой говорят:

Выйдет на дорожку,

Всем подставит ножку.



Ученик: Нет, нет! Так говорят ее враги. Она, наоборот, помогает людям читать. Там, где она стоит, нужно сделать небольшую паузу. Ребята, вы догадываетесь, о ком идет речь?

Дети: Речь идет о запятой!

Ученик: Да-да, это - о запятой.

Многие вежливые слова любят стоять с нею рядом:

пожалуйста

спасибо


здравствуйте

до свидания.



(
КАЗНИТЬ

,


ПОМИЛОВАТЬ
Ученик отводит ведущего в сторону и начинает тихо что-то рассказывать. На сцене в это время выстраиваются ребята с карточками на руках:


НЕЛЬЗЯ




Ученик(продолжает громко)

...И тогда царь сказал, что жизнь моя зависит от правильной постановки запятой.



Ведущий: Казнить, нельзя помиловать.

Ученик: Да, так получилось, но я был дружен с запятой, и она помогла мне. (Ученик переставляет ребят с карточками и продолжает). И получилось: казнить нельзя, помиловать.

Ведущий: Каких только историй не бывает на свете!

Сценка по стихотворению С.Маршака

"Знаки препинания"

Чтец: У последней точки

На последней строчке

Собралась компания

Знаков препинания.

Прибежал чудак

Восклицательный знак.



(Вбегает восклицательный знак).

Никогда он не молчит,

Оглушительно кричит.

Восклицательный знак: -Ура!

-Долой!


-Караул!

-Разбой!


Чтец: Притащился кривоносый

Вопросительный знак.



(Входит вопросительный знак)

Задает он всем вопросы.



Вопросительный знак: Кто?

-Кого?


-Откуда?

-Как?


Чтец: Явились запятые, девицы завитые.

(Входят запятые).

Живут они в диктовке

На каждой остановке.

Запятые: Мы особы занятые,

Не обходится без нас

Ни диктовка, ни рассказ.

(Входит точка с запятой).

Точка с запятой: Если нет над вами точки,

Запятая - знак пустой.



Чтец: Прискакало двоеточие,

Прикатило многоточие...



(Появляются двоеточие и многоточие).

Двоеточие: Нет, постой!

Я важней, чем запятая

Или точка с запятой!

Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу,

За порядком я слежу.

Чтец: Но сказало многоточие, еле глазками ворочая.

Многоточие: Если вам угодно знать,

Я важней, чем прочие.

Там, где нечего сказать,

Ставят многоточие…



Чтец: Вопросительный знак удивился:

Вопросительный знак: То есть как?

Чтец: Восклицательный знак возмутился:

Восклицательный знак: То есть как?

Чтец: И сказала точка,

Точка-одиночка:



Точка: Мной кончается рассказ.

Значит, я важнее вас.



(В зале появляется Буратино, он пробирается между рядами на сцену).

Буратино: Телеграмма! Телеграмма! Срочная телеграмма! Здравствуйте, ребята! Вот принес я вам телеграмму от Незнайки. Только не разберу, что здесь написано.

Ведущий: Действительно, телеграмма. Но в ней перепутаны слоги и даже знаки препинания. Кто же поможет прочитать текст?

Знаки препинания (хором): Мы!

(Знаки препинания отходят в сторону и шепчутся. В это время ведущий предлагает учащимся из зала попробовать свои силы в отгадывании необычной загадки. Перепутанный текст телеграммы дан на большом листе бумаги).


РЕБЯ



ДОРО

?

ЗДРАВ

ГИЕ


ТА

ЛЯЮ

ВАС

С


ЗНА

ПРЕПИ

КОВ

ПРАЗД



НАНИЯ

ПО

?

НИКОМ

Ведущий (после ответа ребят)

Давайте спросим у знаков препинания, правильно ли мы расшифровали текст?



Двоеточие и кавычки (хором):

- В телеграмме говорится:

"Дорогие ребята!"

Запятая: Запятая!

Двоеточие и кавычки: Поздравляю вас с праздником Знаков препинания!

Точка: Точка!

ПЬЕСА «КАК КОНДРАТ

ЦАРЕМ ХОТЕЛ СТАТЬ»

Действующие лица:

Царь Егор

Царица Тамара

Алена, царевна

Кондрат, наследник

Сваха


принцесса Юлия

девочка.


Звучит увертюра. Открывается занавес, включается свет, но на сцене никого нет.

Появляется Кондрат. Голос Алены за сценой.

Алена Стой, Кондрат, ты еще задачу не решил!

Кондрат (перебегая в другой конец сцены) Была охота вашими задачками зани­маться: дважды два - пять, три плюс два - четыре.

Алена (появилась) Ну, не стыдно тебе? Ты же наследник престола.

Кондрат Ну и че? Указы подписывать я и так смогу. О, скорее бы папенька на пенсию ушел. Вот стану царем, сразу издам указ об отмене школ и учителей. Пусть все дети страны живут без забот.

Алена Вот глупости какие!

Кондрат Да? А кто в прошлом месяце целый час из-за двойки по грамматике ревел?

Алена Подумаешь, двойка. Я ее на следующем уроке на пятерку исправила, а ты свои указы не сможешь написать.

Кондрат Отчего это? Папенька может, а я нет?

Алена Папенька еще после школы академию царских наук окончил, а ты неуч не­образованный.

Кондрат Че ты обзываешься, папенькина дочка? Да мне и не нужно самому сочи­нять-придумывать. У меня советники этим займутся. За что-то же я буду им зарплату платить?

Алена Ой, Кондрат, попадешь ты однажды в смешную историю, а это царю самое последнее дело. И маменька тебе не поможет.

Кондрат Иди-ка ты, Аленка, в свою светелку - на нервы действуешь. Это тебе ма­менька не захочет помочь, а уж ради меня...

Алена В каком-нибудь другом царстве-королевстве, может быть, такое и случает­ся, а у нас... вряд ли.

Кондрат Пойду лучше я... музыку слушать. От тебя только голова разболелась, трещетка.
Кондрат уходит.
Алена «Маменькин сынок». Ох, пропадешь ты, братец, ни за грош.
Алена уходит в другую сторону. Появляется царь.
Царь (меряет шагами хоромы) Ох-хо-хо... Мда... Вот ведь ребус какой...

Царица (появляясь вслед за царем) Егор, тебе чего, доктор больше ходить прописал?

Царь Доктора, Тома, по твоей части. У меня проблемы, с ними лучше на ходу справляться.

Царица Я то думала интересное чего...

Царь В том то и дело, не столько интересное, сколько важное. Должен я решить - идти на пенсию, аль нет.

Царица Иди, конечно. У тебя пенсия персональная: царская. И мне на шпильки хватит, и тебе на забавы стариковские.

Царь Забавы... Государство на кого оставить?

Царица (возмущенно) Как на кого? А Кондрат? Твой сын-наследник?

Царь (насмешливо) Кондрат-наследник? Да разве я бы сомневался, когда бы он через мое воспитание прошел? Кто его ласкал-баловал? Кто ему конфетки надо-не-надо совал? За проказы-шалости вместо ремня по головке гладил?

Царица Ты что, Егор, никак мухомора съел за обедом, такое городишь: «Наслед­ника - ремнем». И ведь язык повернулся.

Царь Вот-вот. Да ты, Тома, глянь, кого вырастила. Какому делу Кондрат спосо­бен? В каких науках силен? Ты слышала, как он считает-читает?

Царица Купец он что ли, считать-то? За него, чай, найдется, кому это сделать. А читать Кондратушка умеет. Я давеча у него книжицу в руках видела.

Царь Чего он с ней делал? Картинки разглядывал или самолетики из листочков мастерил? Авиастроитель. Я спросил: ты слышала, как сын читает?

Царица Егор, ты чего расшумелся-то? Ну, не слыхала я, как наследник читает, эка беда...

Царь А ведь я тебя не зря просил. Очень, знаешь ли, интересно, как сынок за год с тремя буквами познакомился и из них слово пытается сложить.

Царица Че говоришь-то?

Царь Ты, матушка, ответь-ка: чем так занята была все утро? А?

Царица Некогда мне было. Чихала я.

Царь Ах, чихала, важное дело. Можно сказать, государственное.

Царица Конечно. Здоровье царской особы - дело первейшей важности.

Царь А ты царская особа?

Царица Я - супруга царя. Вот. И у меня еще с утра, я забыла сразу-то, процедуры были: компрессы, горчичники, ультразвук.

Царь Ультра... чего?

Царица Звук. Боли у меня, Егорушка, вот тут. Так беспокоят, спать не дают всю ночь.

Царь Тебя дети должны беспокоить. Аленушка подрастает, вот-вот жениха искать надобность возникнет. Кондрата-балбеса научить ничему возможности нет, а она хвори пустяшные сутками-неделями лечит. Ладно, царица, вот тебе мой сказ: как избаловала сына, так и исправляй свою промашку. Корону царскую бестолковой голове доверять резону нет. Это последнее мое слово. Или Кон­драт поумнеет - или корона достанется не ему.

Царь Егор уходит.

Царица Не ему? А кому, интересно знать? Больше сыновей нет. Не Аленке же ко­рону отдаст. Девчонка глупая. Ой... или он уже замыслил ее замуж отдать, а вместе с ней и царство? Сдурел на старости лет? Сына престола лишить, а Аленку-дурочку на царство посадить. А я-то на что? Ну, Тамара, действуй. Придумать и воплотить.

Царица Тамара уходит. Появляется Кондрат.

Кондрат Музыканты, музыку!

Кондрат неловко танцует. Немного погодя, появляется Царь, смотрит и вздыхает.

Царь Кондрат! Кондрат! Да слышишь ты меня? О, Господи, твоя воля (шлепает сына... сами знаете по какому месту).

Кондрат (дернувшись) Ну, я тебя сейчас (увидев царя, сник).

Царь И что ты меня сейчас?

Кондрат Да я... думал, Аленка это шалит.

Царь (вздыхая) Леща ей отвесить хотел? С девчонкой ума не хватает сладить, а го­сударством управлять стремишься. Ну да ладно, сын. Я к тебе вот с чем за­шел. Уезжаю я. Дела державные в путь дорогу зовут, а за себя на сей раз я хочу тебя оставить.

Кондрат Да ну? Вот чудно. Спасибо. Я не ожидал. А воевода-князь не обидится? За тебя всегда он оставался.

Царь С ним все улажено. Он государственные интересы понимает.

Кондрат (заметно нетерпение) А когда ты это... уезжаешь?

Царь (усмехнувшись) Так прямо сейчас и отправимся. Шибко дело неотложное, сынок. Тебя же я прошу: будь серьезнее, страну в ведение получаешь.

Кондрат Да я понял, понял, не боись, царь-государь. А ты правда на пенсию со­брался?

Царь Думаю пока, решаю. Вот съезжу, с делами управлюсь, а там и...

Кондрат Ясно-ясно... это, как там... чего ж я... прямо все могу... утверждать, издавать, казнить?..

Царь И миловать, сынок.

Кондрат Да-да, конечно. Тебе помочь собраться?

Царь Не нужно, есть кому, да и готово уж чай все.

Царь уходит, махая рукой на прощание.

Кондрат (бурнорадуясь) О, уеs! Царство мое!

Входит царица Тамара.

Царица Сынок, у меня новость. Я думаю, тебе надо жениться.

Кондрат И это вся новость? Ну, моя круче будет. Папенька по делам уезжает, а царство-государство мне оставляет.

Царица Ужель, сыночек? Вот радость нежданная. Постой-ка. Тут что-то не так. Он мне грозил тебя без короны оставить, если ты ничему не научишься.

Кондрат Передумал, видно. Да не переживай, мамуля, справимся. Начинаем но­вую жизнь! Найду писаря, пусть мысли мои в указы вписывает. Уж я найду, на что указать.

Царица Ты моя умница! (бросается обнять сына).

Кондрат (очень важно) Осторожно. Не забывайте, маменька, я теперь не просто сын, я теперь почти царь.

Царица Да-да, я помню, только уж позволь, сынок, мне совет тебе дать.

Кондрат На кой мне это надо, маман? Теперь я сам голова.

Царица Это если Егор без умысла все творит, а коли хитрит?

Кондрат Он может?

Царица Еще как!

Кондрат (подумав) Ну и ладно! Не пойму, как мне женитьба поможет? Попадет какая-нибудь дурочка, вроде нашей Аленки, че я с ней делать буду?

Царица Нет уж, сынок. Я это уже обмозговала. Пригласила я сваху, да непростую, а самую знаменитую. На весь мир знатна. Уж она к делу приступила. Такая активная, страсть. Кондратик, дурочки не будет. Точно! Тебе с умной женой никакие беды не страшны. Где чего присоветует, а где и сама справится. Будешь в свое удовольствие, музыку любимую слушать, радость моя.

Кондрат Ну дак че, будем жениться. Я согласный.

Царица Сваха нас ждет, у нее списочек готов, выбирать будем. Поглядим, чтобы и не уродина была.

Кондрат Хочу красивую и не дуру.

Царица и Кондрат уходят.

Появляется Сваха, суетливо оглядываясь,

ищет кого-то.

Сваха И здесь нет! Неуловимые какие клиенты! Невесту нашла - цветочек: умни­ца, красавица, роду царского. Неровен час, принц тридесятого королевства уведет, а я в этом дворце хозяев найти не могу.

Появляется Алена.

Алена (удивленно) Вы кто? И почему разгуливаете здесь?

Сваха Я-то по делу вызвана, а вот ты кто, девица-красавица?

Алена Я - Алена, отцова дочь.

Сваха (глаза свахи загорелись) Ах, ты Аленушка, принцесса. Невеста совсем, а мне про тебя не сказано.

Алена Да кто вы?

Сваха Сваха я. Говорят, браки заключаются на небесах, стало быть, я божий про­мысел на земле свершаю.

Алена Ух ты, как скромно!

Сваха А чего ж? Большие дела - великие заслуги.

Алена Звали-то вас зачем?

Сваха Невесту брату твоему сыскать.

Алена И нашли?

Сваха А как же? Я - да не найду? Я свое дело знаю. Такую ягодку нашла. Вот, жду твоих братца да маменьку, сообщить им новость.

Алена Ну, ждите, мне это неинтересно.

Сваха Неинтересно?! А что же тебя влечет, душенька?

Алена Сочинение надо дописать «Как я провела лето?»

Сваха (в полном недоумении) Дописать чего?

Алена Ой, тетенька. А вот это вам неинтересно.

Алена уходит. Сваха остается одна.

Сваха (продолжая недоумевать) Зачем девчонке чего-то там писать? {Входят ца­рица Тамара и Кондрат.) Наконец-то, голубушка, уж я вас заждалась. Дело наше не терпит...

Царица (отмахиваясь) Подождать придется. Сейчас сообщили: прибыли замор­ский гость с дочерью короля. Принять надо. Ну, Кондрат, твой час. А может, позовем все-таки воеводу-князя: он опытный, не осрамится.

Кондрат. Не бойтесь, маменька, че ж я, с таким плевым делом не справлюсь? Вы лучше скажите, насчет обеда распорядились? Гостей угостить надо по перво­му классу.

Царица. Это сделано. Повара свое знают. {Появляются посол и принцесса. В роли посла явно угадывается Царь Егор, но ни Царица, ни Кондрат его не узна­ют.) Гляди, вот они входят. Ну, сынок, давай.

Посол (говорит по-английски). Good day. I am very glad to see you...

Кондрат Че он говорит, маменька?

Царица Ой, сынок, а я-то откуда знаю.

Посол (представляя спутницу) Мау I introduce the doughtier of my kings.

Принцесса I am the princess of England. My name is Julia.

Кондрат Ой, маменька, че ж они лопочут-то? Как узнать? А? Во влипли. Этак они нас обругают, а мы и не узнаем.

Царица Да тебя разве не учили заморским языкам? Мы ведь какого-то учителя вам с Аленкой нанимали?

Кондрат Да мне так трудно показалось, что я его и прогнал сразу. Музыку-то лов­чее слушать: мозги не напрягаются.

Царица А теперь чего напрягать будем?

Сваха Царица-матушка, а ведь я красавицу эту знаю. Погляди-ка, и портретик вот он. Я в невесты вашему сыночку эту принцессу сговорить хотела.

Царица Какая же может быть невеста, если она по-нашему не балакает. Как они договорятся?

Сваха Не может быть. Мне известно: образованная девица, должна наш язык знать. Спросите ее напрямик.

Царица Прошу прощения, душенька, я не расслышала, как же зовут тебя, дорогая? Только уж на понятном языке скажи, или не знаешь нашей речи?

Принцесса Знаю, но я думала, уж если я чужой язык...sorry... о-до-ле-ла, то сын ваш тем более образован. А зовут меня Юлия.

Кондрат А мне советники помогают. Растолкуют, если чего не пойму.

Посол (с очень сильным акцентом) Где ж они? Хорошо мы говорим по-вашему, а если бы нет?

Кондрат Стало быть, я счастливый. Позвольте спросить, какое дело привело вас в нашу страну. Представить царевну или еще что?

Посол Нет, не только. Я бы хотел заключить с вами долгосрочные договора, но я должен быть уверен, что они будут выгодными. Мне нужны данные о при­родных ресурсах вашей страны, о полезных ископаемых...

Кондрат (в панике) Маменька, что такое «ресурсы»?

Посол (нарочито хладнокровно) Вы можете обсчитать сметы этих договоров?

Кондрат Сметы? Обсчитать?

Посол И мне бы хотелось, чтобы вы дали мне справку о состоянии экономики ва­ших провинций на сегодня.

Кондрат Экономики? Что это такое? Ой, маменька, давайте воеводу-князя звать!

Посол (с иронией) А сами не знаете? Такой большой мальчик и не знает? Разве вы

не посещаете занятия? Учителя вам ничего не объясняют? Чего-то вы хотели

добиться в жизни?

Кондрат (оправдываясь) Я хотел жить в свое удовольствие, хотел стать царем.

Посол (назидательно) Но быть царем - значит руководить страной. Этому надо

долго учиться, так же? как любому другому делу.



Кондрат (подумав и обрадованно найдя выход) Но я могу жениться. Жена мне будет

помогать.



Царица (гордясь за сыночка) Ну разве не умница, нашел выход?

Сваха (бодренько) А я уже тут. Вмиг вас сосватаю.

Принцесса А невесту найдете? Что-то не верится.

Царица Почему же?

Сваха (лукавя) Я же с твоими родителями обо всем договорилась. Они дали согласие.

Принцесса Когда я объясню им, что мой «жених» не может решить простой зада­чи, они изменят свое решение, я уверена.

Царица Простой? Сынок, разве ты не можешь решить простой задачи?

Кондрат (сомневаясь) Может и могу.

Посол Давайте проверим. Так случилось, что со мной есть еще одна спутница. Она довольно мала, но смышлена. Мы устроим вам состязание. Победишь ты - сыграем свадьбу, а уж если она...

Посол удаляется за девочкой.

Сваха (якобы во главе ситуации) Ну, гляди, Кондрат, счастье в твоих руках.

Царица (нервно) Под руку не шепчи. Без тебя во всем организме дрожь от волне­ния. Ох, сынок.

Кондрат (с нескрываемым волнением) Маманя, посол говорит: мала девчонка-то. Справимся!

Появляется Посол с Девочкой.

Посол А вот и мы. Вот она, моя подружка. Маленькая, да удаленькая. Какое же вам задание дать? А? В какой области знаний?

Девочка (спокойно) Пусть Кондрат назовет.

Посол Говори, Кондрат.

Кондрат (с трудом вспомнив слово) В математике.

Посол Хорошо. Представь себе сад цветущий, цветов в нем видимо-невидимо. И синие, и белые, и красные. Пришел в сад юноша выбрать букет для своей не­весты. Срезал шесть белых роз, а чтобы подчеркнуть белизну чудных цветов, срезал еще красных, только другим числом: вдвое меньше. Сколько же было красных роз и сколько всего цветов?

Кондрат (лихорадочно шепчет и загибает пальцы) Два плюс шесть... нет. Шесть умножить на два... или делить надо? А что на что? Два на шесть? А как? ужасе кричит) Маменька?

Девочка (нетерпеливо) Три красных розы было, а всех цветов - девять.

Кондрат (сконфуженно) Тебе кто слово давал?

Девочка Извините, но вы так долго такой простой пример решаете.

Царица Это не считается. Давайте другое задание.

Посол Хорошо. У тебя три яблока, да груша одна. Ты меня угостишь яблочком -

сколько груш у тебя останется?



Кондрат Ой, маменька, эта и вовсе какая-то путаная задача. Не знаю я.
Девочка, Принцесса и Посол смеются.
Девочка Вот умник, одну грушу сосчитать не может.

Посол снимает с себя наряд и оказывается царем Егором, дальше говорит уже без акцента.

Посол Кто тебя сбивает, сынок, нам хорошо известно.

Царица (пораженно) Егор, ты же уехал?

Кондрат (еще более пораженно) Царь-отец?



Сваха (сражена наповал) Какой конфуз! Бежать скорей!

Сваха быстро убегает.

Царь Вот и сваха сбежала. И все-таки спрошу. Юлия, может, все-таки пойдешь за сына моего?

Принцесса Простите, Ваше величество, но я не могу позволить себе стать женой человека, над которым смеялся даже ребенок.

Алена Я тебя, Кондрат, предупреждала: попадешь в смешную историю.

Кондрат (резко) Тебя тут только не хватало.

Царь А ты не цыкай на сестру. Вот она в такой ситуации не оплошала бы. И по-английски поговорит, и что такое экономика знает. Верно, дочь?

Алена Верно, папенька.

Царица (растерянно) Егор, что же дальше будет?

Царь Дальше? Проводим принцессу в тридесятое царство. Там жених приличней

нашего будет. К сожалению, наш не гож такой умнице да красавице.



Кондрат Я-то?

Царь Сам как думаешь? Чего голову опустил?

Алена Поезжай, Кондрат, учиться.

Кондрат Куда?

Царь Да хоть куда, лишь бы рядом не было маменьки, которая балует тебя не в

меру. Выучишься, а там поглядим: может, тебе царем и надо быть. Вдруг ты

станешь великим композитором, как Бетховен.

Царица А мне что останется?

Царь Кресло инвалидное тебе куплю. Будешь его холить и лелеять. Аленушка,

пойдем принцессе наш сад покажем, и цветов нарежем.



Алена Сколько? Семь или...

Девочка. Девять! Шесть белых и три красных розы.

Царь Да можно и больше. Нам не жалко.

Звучит финальная мелодия.