Н. В. Гоголя " Вечера на хуторе близ Диканьки" в 6 классе с использованием музейного материала Урок - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Олимпиада школьников по литературе 9 класс Задания Задание Жизнь... 1 29.95kb.
Л. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» Н. Карамзин «Бедная... 1 14.63kb.
"Ветер" — тема урока географии в 6-м классе. Урок в форме презентации... 1 136.28kb.
Урок в 6 классе Тип урока: изучение нового материала 1 52.61kb.
Урок-исследование в 10 классе Учитель Бульбас Нина Александровна м. 1 48.56kb.
Босова Людмила Леонидовна Босова Анна Юрьевна уроки информатики в... 9 1406.55kb.
Урок в 6 классе на тему: «сами писанки расписываем» Тема урока рассчитана... 1 75.69kb.
«Относительная влажность воздуха» 1 90.22kb.
Урок информатики в 7 классе по теме 1 95.54kb.
Тема: Тема. Путешествие в страну Морфемику и Орфографию 1 58.6kb.
Урок окружающего мира во 2 классе 1 51.23kb.
Українська Зернова Асоціація 3 500.78kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Н. В. Гоголя " Вечера на хуторе близ Диканьки" в 6 классе с использованием музейного - страница №1/1





Внеклассное чтение по книге Н.В. Гоголя

Вечера на хуторе близ Диканьки”



в 6 классе с использованием

музейного материала

(Урок в краеведческом музее)

Учитель: Ребята! Мы с вами пришли сегодня на урок не в совсем обычное место. Где мы раньше проводили уроки литературы?

Учащиеся: В классе.

Учитель: А где мы находимся сейчас?

Учащиеся: В музее.

Учитель: Да, это музей. Музеев только в нашей республике не один десяток. Есть музеи писателей, композиторов, краеведческие, исторические, изобразительных искусств, музеи под открытым небом. Я знаю, что вы уже побывали в нескольких музеях. Какие музеи вы посетили?

Учащиеся: Музей Габдуллы Тукая в Кырлае.

- Государственный музей Республики Татарстан.



Учитель: Что вы увидели в Государственном музее Республики Татарстан?

Учащиеся перечисляют экспонаты, которые увидели в прошлом году во время экскурсии.



Учитель: Значит, этот музей по-другому можно назвать краеведческим - он рассказывает о нашем крае - Республике Татарстан. Музей, в котором мы находимся, тоже краеведческий, здесь собран материал о нашем крае - о нашем селе. Вот в этом краеведческом музее и проведем мы с вами урок внеклассного чтения по книге Н.В. Гоголя “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Мы с вами прочитали эту книгу с исследовательской целью: найти и отметить цитаты, в которых Гоголь описывает быт, обычаи, традиции, наряды украинского народа. И вот в этом музее мы с вами будем говорить о книге Николая Васильевича Гоголя и сравнивать национальные особенности двух народов - украинского и татарского, подведем итог вашему небольшому исследовательскому труду. Договорились?

Прочитав повести Гоголя, Пушкин воскликнул: “Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренность, непринужденность, без жеманства, без чопорности. Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился”.

Что же так удивило поэта? Удивила его народность повестей, огромная любовь автора к своей родине, к своему народу.

Давайте прослушаем отрывок из повести “Майская ночь, или Утопленница”, где особенно ясно видна и народность повести, и любовь Гоголя к своему народу.



Ученица (читает выразительно под лирическую негромкую музыку): “Знаете ли вы украинскую ночь?...”

Учитель: Чья же это хата белеет среди ночи? Может, дом Солохи или Ганны, или Оксаны, а может - Кума, Катерины? Давайте заглянем в этот дом и оглядимся, что находится в любой украинской хате. А чтобы увидеть это, нам помогут Рушад и Гузель. Сейчас они загадают вам загадки русского, украинского и татарского народов, а вы отгадайте их - и мы тогда увидим дом изнутри.

Ученик и ученица загадывают поочередно загадки.

(Загадок несколько - пока не отгадают.)

Рушад: Шуба в избе, рукав на улице.

Что дают - глотает. Зимой ест и фырчит,

а летом голодная спит.

Мать толста, дочь красна, сын бес - долетел до небес.

Дедушка старый - весь белый; лето придет - не глядят на него, зима настанет - обнимают его. (Печь)

Учитель: В какой повести говорится о печи? Кто расскажет?

Учащийся рассказывает, как из печи вылетела ведьма Солоха, как вернулась обратно через трубу с чертом; что находится внутри печи и др.



Гузель: Четыре ноги, да не зверь, есть перья, да не птица.

Набита пухом, лежит под ухом. (Кровать, подушки)



Рушад: Кто за столом в шапке сидит?

Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо.

В небо дыра, в землю дыра, а в середине огонь да вода.

Стоит толстячок, подбоченивши бочок, шипит и кипит, всем пить чай велит. (Самовар)



Гузель: Морщинистый Тит всю деревню веселит.

То толстеет, то худеет, на весь дом голосит.

Не кошено, не рожено, на коленях плачет.

В лесу-то тяп-ляп, дома-то ляп-ляп, на колени возьмешь - заплачет. (Гармонь, бандура, скрипка)



Рушад: Стоит поп голенаст, он и кланяться горазд.

Без рук, без ног - во все стороны кланяется. (Зыбка, колыбель, люлька)



Учитель: Встречалась ли вам колыбель в повести?

Учащийся читает цитаты из повести “Страшная месть”: “Под стеною, внизу, дубовые, гладкие вытесанные лавки. Возле них, перед лежанкою, висит на веревках, продетых в кольцо, привинченное к потолку, люлька”. “Сел Данило и стал писать листы в козацкое войско, а пани Катерина начала качать ногою люльку, сидя на лежанке.”



Гузель: Чем больше верчусь, тем больше толстею.

Чем больше бегает свинка, тем больше толстеет. (Гребень с веретеном)



Учитель: Кто может познакомить с цитатой, где говорится о веретене или гребне?

Ученица: “В долгий зимний вечер, когда на дворе трещал мороз и замуровывал наглухо узенькое стекло нашей хаты, сидела она перед гребнем, выводя рукою длинную нитку, колыша ногою люльку и напевая песню, которая как будто теперь слышится мне. Веретено жужжало; а мы все, дети, собравшись в кучку, слушали деда, не слезавшего от старости более пяти лет с своей печки.” (“Вечер накануне Ивана Купалы”)

Рушад: Вафельное и полосатое,

Гладкое и лохматое,

Всегда под рукою -

Что это такое?

Говорит дорожка -

Два вышитых конца:

“Помойся хоть немножко,

Чернила смой с лица.” (Полотенце)



Учитель: О полотенце тоже не раз можно было встретить в повестях, его по-украински называют рушник.

Ученик: “Не рано проснулся Бурульбаш после вчерашнего веселья и, проснувшись, сел в углу на лавке и начал натачивать новую саблю; а пани Катерина принялась вышивать золотом шелковый рушник. (“Страшная месть”). “Заварили свадьбу: напекли шишек, нашили рушников и хрусток, посадили за стол молодых, разрезали каравай - и пошла потеха.” (“Сорочинская ярмарка”).

Учитель: Давайте подведем итог. Что мы увидели в украинской хате?

Учащиеся: Печь, кровать, самовар, гармонь, зыбку, гребень с веретеном, полотенце в углу...

Учитель: Были ли такие предметы в татарском доме? Давайте посмотрим на экспонаты нашего краеведческого музея.

Беседа с привлеченим экспонатов музея.

Учитель: Хорошо, мы рассмотрели экспонаты, а теперь скажите мне, в каких домах девушки пряли, вязали, вышивали, т.е. рукодельничали? Айдар Файзрахманов еще и песню поет про такой дом.

Учащиеся: Аулак өйдә.

Учитель: Правильно. Украинские девушки тоже собирались в таких домах, где не было старших. И назывались такие посиделки вечерницами.

Ученик (о вечерницах): “Только вечер, уже наверно где-то в конце улицы брежит огонек, смех и песни слышатся издалече, бренчит балалайка, а подчас и скрыпка, говор, шум... Это у нас вечерницы! Они, изволите видеть, они похожи на ваши балы; только нельзя сказать, чтобы совсем... у нас соберется в одну хату толпа девушек совсем не для балу, с веретеном, с гребнями; и сначала будто и делом займутся: веретена шумят, льются песни, и каждая не подымет и глаз в сторону; но только нагрянут в хату парубки с скрыпачом - поднимется крик, затеется шаль, пойдут танцы, и заведутся такие штуки, что и рассказать нельзя”.

Учитель: Да, вот на таких вечерницах девушки и занимались рукоделием. Здесь они вышивали носовые платки для своих любимых, а те никогда с ними не расставались. И вообще, украинцы всегда пользовались только вышитыми платочками - хустками. Об этом и в повести можно прочесть.

Ученица: В повести “Страшная месть” есть такие слова о носовом платке: “Молодицы и дивчата, утершись шитыми платками, выступали снова из рядов своих; а парубки, схватившись в боки, гордо озираясь на стороны, готовы были понестись им навстречу”. А Катерина “вынимает платок и вытирает им лицо спавшего на руках дитяти. На платке были вышиты ею красным шелком листья и ягоды.”

Даже у старых козаков всегда есть платок, вышитый женой. Например, “Никто не скажет также, чтобы он когда-либо утирал нос полою своего балахона, как то делают иные люди его звания; но вынимал из пазухи опрятно сложенный белый платок, вышитый по всем краям красными нитками, и, исправивши что следует, складывал его снова, по обыкновению, в двенадцатую долю и прятал в пазуху”. (“Предисловие”)



Учитель рассказывает о рукоделии татарских девушек и

показывает платок, который вышила в юности мужу.

Учитель: Поговорим о народных праздниках и обычаях. О каком народном обычае мы узнали из повести “Ночь перед рождеством”?

- Калядование, пение калядок - хвалебных песен, получение за них награды - продуктов (рассказ ученика).

- А у нас есть такие обычаи и праздники, где хозяева угощают организаторов праздника?

- Есть: Су боткасы, Карга боткасы (рассказ ученика).

- Сабантуй (рассказ ученика).

Инсценировка

Давайте заглянем в одну хату, кажется, взрослых нет, может, там вечерница? (Инсценировка отрывка из “Ночи перед Рождеством” - диалог Оксаны и кузнеца Вакулы. Оксана и Вакула одеты в национальные украинские костюмы).



Оксана (смотрится в зеркало): Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? Люди лгут, я совсем не хороша. Разве черные брови и очи мои так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом вздернутом кверху носе? и в щеках? и в губах? Будто хороши мои черные косы? Ух! их можно испугаться вечером: они, как длинные змеи, перевились и обвились вокруг моей головы! Я вижу теперь, что я совсем не хороша! Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою! Как будет любоваться мною мой муж! Он не вспомнит себя. Он зацелует меня насмерть.

Вакула (входит и говорит в сторону): Чудная девка! и хвастовства в ней мало! С час стоит, глядясь в зеркало, и не наглядится, и еще хвалит себя вслух!

Оксана: Да, парубки, вам ли чета я? вы поглядите на меня, как я плавно выступаю; у меня сорочка вышита красным шелком. А какие ленты на голове! Вам век не увидать богаче галуна! Все это накупил мне мой отец для того, чтобы на мне женился самый лучший молодец на свете! (Обернулась, увидела Вакулу, вскрикнула) Зачем ты пришел сюда! Разве хочется, чтобы выгнала за дверь ухватом? Вы все мастера подъезжать к нам. Вмиг пронюхаете, когда отцов нет. О, я знаю вас! Что, сундук мой готов?

Вакула: Будет готов, мое серденько, после праздника будет готов. Если бы ты знала, сколько возился около него: две ночи не выходил из кузницы, зато ни у одной поповны не будет такого сундука. Железо на оковку положил такое, какого не клал на сотникову таратайку, когда ходил на работу в Полтаву. А как будет расписан! Хоть весь околоток выходи своими беленькими ножками, не найдешь такого! По всему полю будут раскиданы красные и синие цветы. Гореть будет, как жар. Не сердись же на меня! Позволь хоть поговорить, хоть поглядеть на тебя!

Оксана: Кто же тебе запрещает, говори и гляди! (Снова смотрится в зеркало)

Вакула: Позволь и мне сесть возле тебя!

Оксана: Садись.

Вакула: Чудная, ненаглядная Оксана, позволь поцеловать тебя! (Обнимает)

Оксана (отталкивает) : Чего тебе хочется? Ему когда мед, так и ложка нужна! Поди прочь, у тебя руки жестче железа. Да и сам ты пахнешь дымом. Я думаю, меня всю обмарал сажею.

Вакула: Ты у меня - все, что ни есть дорогого на свете. Если б меня призвал царь и сказал: “Кузнец Вакула, проси у меня всего, что ни есть лучшего в моем царстве, все отдам тебе. Прикажу тебе сделать золотую кузницу, и станешь ты ковать серебряными молотками.” “Не хочу, - сказал бы я царю, - ни каменьев дорогих, ни золотой кузницы, ни всего твоего царства: дай мне лучше мою Оксану!”
Оксана: Видишь, какой ты! А знаешь, Вакула, у Одарки новые черевички, и такие хорошие, и с золотом! Хорошо Одарке, у нее есть такой человек, который все ей покупает, а мне некому достать такие черевички.

Вакула: Не тужи, моя ненаглядная Оксана! Я тебе достану такие черевички, какие редкая панночка носит.

Оксана: Ты? Посмотрю я, где ты достанешь черевички, которые могла бы я надеть на свою ногу. Разве принесешь те самые, которые носит царица.

Вакула: Видишь, каких захотела!

Оксана: Да (обращается к классу). Будьте вы все свидетели: если кузнец Вакула принесет те самые черевички, которые носит царица, то вот мое слово, что выйду тот же час за него замуж.

Учитель: Что просит Оксана у кузнеца Вакулы?

Ученики: Черевички. (Учащиеся сравнивают украинские черевички и татарские чувяки).

Учитель: Давайте теперь сравним украинскую одежду с татарским нарядом.

Женская одежда (рассматриваем Оксану):

1. Ленты - калфак, чулпылар;



Ученица (ленты с цветами): О головном уборе девчат тоже не раз упоминается в повестях. В “Ночи перед рождеством” можно увидеть таких девчат в церкви: “Девчата, у которых на головах намотана была целая лавка лент, а на шее монист, крестов и дукатов, старались пробраться еще ближе к иконостасу.” Сама Оксана нахваливает свой головной наряд, который должен свести с ума молодых парней. А в повести “Сорочинска ярмарка” можно прочесть о свадебных гуляниях: “Девчата, в нарядном головном уборе из желтых, синих и розовых лент, на верх которых навязывался золотой галун, в тонких рубашках, вышитых по всему шву красным шелком и унизанных мелкими серебряными цветочками, как вихорь скакали в горнице”. Не только на празднике надевали девчата такой наряд. В той же повести есть и другие строчки: “На возу сидела хорошенькая дочка с круглым личиком, с черными бровями, ровными дугами поднявшимися над светлыми карими глазами, с беспечно улыбавшимися розовыми губами, с повязанными на голове красными и синими лентами, которые, вместе с длинными косами и пучком полевых цветов, богатою короною покоились на ее очаровательной головке”.

2. Монисты, монеты - бусы, мәрҗән, муенса.

3. Сорочка, вышитая красным - бала итәкле күлмәк.

4. Сапожки сафьянные – чиккән читекләр.



Мужская одежда (рассматриваем Вакулу)

1. Шапка баранья с синим верхом – түбәтәй.

2. Свитка, кафтан, жупан – көрти.

Ученица: В “Повестях” верхняя одежда казака имеет цвет от черного на каждый день, до белого - праздничного. В “Майской ночи” говорится: Голова терпеть не может щегольства: носит всегда свитку черного домашнего сукна, перепоясывается шерстяным цветным поясом, и никогда никто не видел его в другом костюме, выключая разве времени проезда царицы в Крым, когда на нем был синий казацкий жупан. Но это время вряд ли кто мог запомнить из целого села”. В “Сорочинском ярмарке” герой одет во все белое: “Оглянувшись, увидела она толпу стоявших на мосту парубков, из которых один, одетый пощеголеватее прочих, в белой свитке и в серой шапке, подпершись в бока, молодецки поглядывал на проезжающих”.

3. Шаровары шириною в Днепр - чалбар.

4. Пояс - билбау.

Ученица: Описание мужского костюма встречается в каждой повести Гоголя. Например, в повести “ Вечер накануне Ивана Купалы” мы читаем, что парубки одевали “жупан, затянутый красным поясом, на голову шапку из черных смушек с щегольским синим верхом”, а в гостях на свадьбе “выбивали гопака в тонких суконных свитках, затянутым шитыми серебром поясами”. В “Ночи перед рождеством” кузнец Вакула несет в подарок отцу невесты тоже пояс: “вынул из сундука новую шапку из решетиловских смушек с синим верхом, которой не надевал еще ни разу с того времени, как купил ее еще в бытность в Полтаве; вынул также новый, всех цветов пояс; положил все это вместе с нагайкою в платок и отправился прямо к Чубу”. Подарить “пояс, унизанный жемчугом” обещает утопленница в “Майской ночи”, если Левко отыщет ее мачеху. Пояс дарят невесты своим женихам. В “Сорочинской ярмарке” Парашка мечтает о своем женихе: “Какой он хороший! Как чудно горят его черные очи! Как пристала к нему белая свитка! еще бы пояс поярче!.. пускай уже, правда, я ему вытку, как перейдем жить в новую хату”. Поэтому понятно, что именно с таким поясом шел муж-воин в битву, на смерть в повести “Страшная месть”: “виден в толпе красный верх казацкой шапки пана Данила; мечется в глаза золотой пояс на синем жупане; вихрем вьется грива вороного коня”.

5. Сапоги – читекләр.



Ученик: Мы узнали, что козаки свои сапоги очень берегли, хорошо за ними ухаживали, например, “От сапог его, у нас никто не скажет в целом хуторе, чтобы слышен был запах дегтя; но всякому известно, что он чистил их самым лучшим смальцем, какого, думаю, с радостью иной мужик положил бы себе в кашу” (“Предисловие”)

А про женские сапоги можно прочесть следующее: “Девчата ... в сафьянных сапогах на высоких железных подковах, плавно, словно павы, и с шумом, что вихорь, скакали в горлице”. (“Сорочинская ярмарка”)



Мужская и женская одежда сравнивается с татарской (одеты 2 ученика: мальчик и девочка).

Учитель: А что делает Вакула для Оксаны?

- Сундук.

- Как вы думаете, зачем ей сундук?

- ...


- Что смогли найти о сундуках в повестях?

- О сундуках тоже не раз упоминается в повестях. В “Ночи перед рождеством” дается описание того, что лежит в сундуках замужних женщин: “В сундуках у Чуба водилось много полотна, жупанов и старинных кунтушей с золотыми галунами: покойная жена его была щеголиха”. Говорится также, что золото и драгоценности хранятся в “небольшом, окованном железом сундуке”. А Голова в “Майской ночи” “жупан свой синий держит в сундуке под замком”, как память о царице.



Учитель: Сундук был также и в каждой татарской семье. Девушки собирали в сундук приданое, на свадьбе его выкупал жених. Сейчас опять стали девушки собирать сундуки - возвращаются народные обычаи, традиции. Заказывайте и вы себе сундуки, девочки, собирайте в них свое рукоделие. (Рассматриваются сундуки музея и их содержимое)

Есть ли сундуки у вас дома? Мамин? Бабушкин? Что в них находится сейчас?


Итог урока. Заключение.

Подведем итог урока. Почему мы с вами провели такой урок по произведению Н.В. Гоголя? Этому есть несколько причин.

Во-первых, этому способствовало происхождение Н.В. Гоголя.

Ученица: Фамилия Гоголь происходит от тюркско-булгарского прозвища гогул, когул- “синяя птица”.Гоголево - один из станов Московского уезда в 16 -17 веках.

Учитель: Во- вторых, хотя Гоголь пишет в основном о козаках, о запорожцах, хотя он ругает турков и не жалует татар, он все равно обращается и к татарскому народу, описывая украинскую свадьбу.

Ученица: В старину на свадьбах пооденутся в турецкие и татарские платья: “ все горит на них, как жар ...А как начнут дуреть да строить шутки... ну, тогда хоть святых выноси...Тетка покойного деда, была на одной свадьбе одета тогда в татарское широкое платье и с чаркою в руках угощала собрание...”

Учитель: В- третьих, с такой любовью, уважением, преданностью относится автор к национальному достоянию украинского народа, что нельзя не восхищаться широтою его души.

В- четвертых, в его произведениях живет дух украинского народа - мы словно прошлись по краеведческому музею Украины.

В- пятых, потому что можно сравнить национальное достояние украинского и татарского народов и, таким образом, пройтись по краеведческому музею татарского народа.

Нельзя любить свой народ, свою Республику, свое село, свой дом, своих близких, не зная истории своего народа, не чувствуя связующих нитей прошлого и настоящего.

За свою жизнь вы побываете еще во многих музеях, и я тоже помогу вам в этом.

Я надеюсь, что вы вырастите людьми умными, любознательными, великодушными и гуманными, истинными патриотами своей Родины, что будете знать историю своего народа, ценить и беречь национальное достояние.