Мой Сергей Есенин - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Мой Сергей Есенин - страница №1/1


Воскресенская Т.Б., учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 3 г. Климовска

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ

Тема «Мой Сергей Есенин».


Пояснительная записка

Обобщающий, заключительный по теме урок можно провести в виде презентации проектов учащихся. Этот метод удачно работает, если тема затронула ребят, не оставила их равнодушными и за пределами урока осталось много недосказанного, что часто бывает из-за ограниченности времени. К 11 классу учащиеся уже владеют разными видами проектов: слайдфильмы, виртуальные сборники-антологии, стенгазеты, литературно-музыкальные композиции и другие. Они легко сами создают рабочие группы (обычно 4-5 групп), определяют тему и концепцию проекта, распределяют задания и роли, составляют текст презентации, готовят вопросы другим группам. Отрадно видеть, что ни один ученик не остается вне группы. Если он не силен в предмете, ему всегда подберут роль в соответствии с его знаниями и способностями, помогут их проявить. И здесь учителя и класс могут ждать приятные открытия. Ученики уже знают, что при защите проекта, созданного их группой, будет рассмотрен вклад каждого и любому участнику может быть задан вопрос по теме.

Учителю приходится напоминать, что все вопросы должны задаваться в тактичной форме, начинать высказывание о проекте всегда нужно с положительных сторон работы, только потом выступать с критикой, если есть такая необходимость. Такая форма работы сплачивает класс, помогает всем ученикам найти свое место в общем деле, кроме того при подготовке к уроку ученикам приходится не только повторить изученное на уроках, но просмотреть большое количество дополнительного материала.

При подготовке проектов по жизни и творчеству С.Есенина были поставлены задачи:

- выбрать ту тему, которая больше всего тронула, по которой хотелось бы больше узнать;

- представить личность поэта через его любимые художественные образы, через взаимоотношение с людьми, которые оставили заметный след в его судьбе.

Основной и завершающие этапы работы над проектами проводятся на сдвоенном уроке, на создание проектов из домашних заготовок дается около 60 минут. 30 минут отводится на защиту проекта (8-10 минут на группу).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (3 мин.): деление на группы, рассадка, подготовка необходимых материалов.
2. Слово учителя:

Каждый художник – это целый мир. Мы произносим имя Пушкина и вспоминаем парк Царскосельского лицея или Михайловское, а может, набережную Мойки; говорим «Достоевский» и видим холодную Неву и громады домов Петербурга. А с какими образами ассоциируется у вас имя Сергея Есенина? Через час вас предстоит на суд одноклассников представить свою версию. Выбор темы и средства выражения мысли за вами. Итак, МОЙ СЕРГЕЙ ЕСЕНИН.


3. Группы приступают к работе (55 минут). Уже определена тема. Начинается работа над общей концепцией. Каждый ученик заготовил цитаты из писем, воспоминаний, произведений. Совместно отбираются необходимые. «Художники» (они есть в каждой группе) предлагают свои варианты оформления.

Учитель подходит к группам, дает, при необходимости, консультацию, следит за временем.

За 10 минут до окончания работы ученики начинают обсуждать текст презентации.

4. Презентации проектов (30 мин).

1-ая группа: проект «Моя лирика жива одной большой любовью…». На листе ватмана в виде песочных часов 4 образа: береза, сердце, циферблат, книга. Один образ плавно перетекает в другой, ребята говорят о взаимосвязи образов и тем в творчестве поэта. В качестве организующего центра – портрет С. Есенина в окружении кленовых листьев. Выступающие говорят и о символике использованных цветов: черный и голубой.

2-ая группа: проект «Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок…»

В центре плаката – портрет С. Есенина. Слева – изображение родного дома Есенина, портреты его близких. Справа – портреты людей, которые сыграли заметную роль в его жизни – А. Изряднова, Айседора Дункан, Г. Бениславская, С. Толстая и др. Под портретами цитаты из писем, воспоминаний, стихотворений.

3-ая группа: проект «Человек не царь природы, а ее несовершенное дитя…» В центре листа – береза как любимый художественный образ С. Есенина, вокруг - цитаты из высказываний поэта о Родине, природе, строки из его произведений.



4-ая группа: проект «О любви в словах не говорят …». Проект посвящен женщинам, сыгравшим в жизни поэта значительную роль, ставшим «музами» его произведений разных лет.
5. Слово учителя:
Ну что же, я надеюсь, что работа над этими проектами обогатила вас новыми знаниями. Вы по-другому смогли взглянуть на поэта, и Сергей Есенин станет вам еще ближе. Я видела, с каким интересом вы работали над проектами и слушали выступающих. Отрадно отметить, что ни один человек в группе не был статистом. Оценки за работу поставьте сами. Надеюсь, работа в группе вас обогатит новым опытом. А еще я заметила, что в одной группе во время работы вполголоса напевали песни, и это были песни на стихи Сергея Есенина и другого великого русского поэта Владимира Высоцкого, недаром его стихи часто звучат на наших уроках, в том числе и на уроках по творчеству С. Есенина. Жизнь свела удивительным образом этих поэтов. Одна из лучших ролей В. Высоцкого в театре – это роль Хлопуши в драме «Пугачев», автором которой был Есенин. Значит ли это, что следующий проект будет по творчеству Владимира Семеновича Высоцкого? (ученики с воодушевлением приняли предложение учителя).
6. Домашнее задание:
По учебнику повторить раздел «Футуризм».