Модуль: Основы православной культуры. «Православная молитва» - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Модуль: Основы православной культуры. «Человек и Бог в православии» 1 85.47kb.
Семинар для преподавателей курса «основы православной культуры» 1 92.55kb.
Сегодня здоровье российского населения, и, прежде всего под­растающего... 4 612.93kb.
Основы социальной концепции русской православной церкви 6 1550.05kb.
Модуль «Новостная лента» 1 173.22kb.
Опыт семьи смирновых «приобщение детей к основам православной культуры» 1 20.23kb.
Все слова, которыми мы пытаемся выразить любовь к своим детям звучат... 1 22.01kb.
Профсоюз работников культуры Украины Донецкая областная организация... 1 260.14kb.
Предмет музыка в начальной школе имеет цель: формирование фундамента... 1 308.29kb.
Занятие Основы работы с текстом 31. 01. 2011г 1 135.33kb.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного... 1 302.58kb.
Пьер Сертон (ум в 1572 году), тоже известный полифонист, написавший... 1 127.5kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Модуль: Основы православной культуры. «Православная молитва» - страница №1/1


Модуль: Основы православной культуры.
«Православная молитва»
Цель: помочь учащимся осмыслить понятие молитвы как разговора человека с Богом, форму возможного общения человека с Богом.

Задачи: узнать о происхождении молитвы, понять смысл входящих в неё слов и выражений, усвоить суть слов»милость» и «помиловать», как отношения и действия не по правилам или по закону, а по любви.

Оборудование: мультимедийная презентация, фотографии святых.


Основные понятия: молитва, православие, благодать, святые, Отче наш, Царствие Твоё, воля Твоя.

.


Ход урока.


  1. Организация деятельности на уроке.


II. Проверка домашнего задания: слайд 2.

Вопросы для повторения:

  1. Почему верующие люди называют природу Божиим творением?

  2. Есть ли какая связь понятий «Творец мира» и «Божья тварь»?

  3. Как вы считаете, перестал ли заботиться Бог о мире после того, как его сотворил?

  4. Как вы считаете, проявляется ли любовь Бога в жизни отдельного человека? В чем?

  1. Рассказы учащихся. Слайд 3.

«Что значит быть православным человеком?»

  1. Повторение терминов и понятий : слайд 4.

тело, душа, внутренний мир человека.

● найдите соответствие между понятием слова и его определением.


Тело вся сознательная духовная жизнь человека

Душа видимое, существенное, земное

Внутренний мир человека невидимое, духовное, небесное


  1. Работа по теме урока. Слайд 5.

  1. Запись в тетрадь темы урока. «Православная молитва».

  2. Вопрос учителя, пробуждающий интерес к теме: слайд 6.

Представим себе ситуацию, что вдруг появился добрый волшебник, который мог бы исполнить по одному вашему желанию. Что бы вы попросили?

Ученики высказываются, учитель записывает их пожелания в соответствующей части доски. Если духовных желаний мало, учитель стимулирует их формулировку вопросами: «А не хотели бы вы сделать что-нибудь доброе кому-нибудь другому?» и т.д., можно вспомнить сказку «Цветик – семицветик», можно вспомнить, что часто люди совершают подвиги и даже жертвуют жизнью для того, чтобы их имя осталось в веках.

Учитель: слайд 7.

Волшебники существуют только в сказках. Но верующие люди убеждены в том, что все наши желания, все наши просьбы слышит Бог. Обращение к Богу называется молитва.


Предположи, о чём пойдёт речь в нашем разговоре.

Вы узнаете: слайд 8.


- Что такое православие.

- Что значит слово «благодать».

- Кто такие святые.

- О молитве «Отче наш».

Слайд 9.

Слово «православие» означает - умение правильно славить Бога, то есть молиться.



  1. Работа с учебником. Слайд 10.

Чтение стр. 12-13.

Вопросы по содержанию.

    1. Сколько видов молитв есть у православных людей?

Православные молитвы: слайд 11.

Молитва – благодарение. Благодарим Тя, Христе Бохже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и небеснаю Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришёл еси, Спасе, мир даяй им, приди к нам и спаси нас. Слова этой молитвы - благодарность Богу за то, что Он насытил страждущих пищей и питьём. Пояснение молитвы благодарения и «славословия».

Молитва- сласловие. Слава Отцу и Сыну Святому Духу, и ныне, и во веки веков. Аминь. В этой молитве человек ничего не просит у Бога, а только славит Его, явившегося людям в трёх лицах.

Пояснение молитвы благодарения и «славословия». Связь молитвы «славословия» с радостью. Эта радость немного сродни той, которая возникает от того, что ты ощущаещь, что у тебя есть верный Друг. Слово друг образовано от слова другой. Есть друг, значит ты не одинок, значит есть кто-то еще рядом. Такая радость возникает, когда, например, ты кому-то очень помог. Ты вдруг ощутил боль другого человека, забыл о себе, и в сердце появилась радость. Когда же человек ощущает, что он не один, а есть рядом Бог, то это величайшая радость: Бог никогда не предаст, Бог сильнее всех, Бог тебя любит.



Молитва- просьба. Молитва перед учением. Предблагий Господи, низносли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго и укрепляющаго и укрепляющаго душевные наши силы, дабы, внимающее преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителем же нашим на утешение, Церкви и Отечеству на пользу. Молящийся просит, чтобы Бог дал ему понятливость и охоту к учению, чтобы это учение послужило на славу Божию, на утешение родителей и на пользу ближних.

Работа в тетрадях.

Перед тобой рисунок, изображающий ствол дерева и четыре ветви: три ветви цветущих, одна, нижняя, засохшая. Ствол – это молитва, просьба. Напиши на ветвях, о чём каждая молитва-ветвь. Какая ветвь-молитва будет самой высокой? Какую молитву символизирует засохшая ветвь? Зарисовка в тетради.

Слайд 12.

О чём бы ты молил Господа? Согласен ли ты с мыслью, что многое можно понять в человеке по тому, о чём человек молит Господа? Если человек молит о том, чтобы ему родители купили дорогую игрушку или ещё одну игрушку, или ещё какую-нибудь компьютерную игру, или новое платье, туфли... да мало ли чего! Или если молит о том, чтоб сохранил здоровье бабушки, чтобы дольше жил дедушка, чтобы простил за злые мысли, чтобы помог учиться, справиться с ленью, помог справиться с обидой, простить несправедливость… Что ты можешь сказать об этих людях?

Слайд 13.

А каким ты представляешь себе человека, который нашёл в себе силы души подойти к маме и попросить у неё прощения за то, что нагрубил ей, ответил со злобой на её замечания о том, что чересчур долго играл на компьютере, не убрал комнату, не заправил постель; а после – поблагодарил Бога за то, что помог справиться с гордыней, помириться с мамой, попросить у неё прощения?


Работа с учебником. Стр.13.

Вопросы:


- Как вы понимаете слово благодать?

- Каких людей называют святыми?



Рассказ учителя о Преподобном Сергии.

Слайд 14.

Преподобный Сергий родился в Ростовской области, в знатной благочестивой семье боярина Кирилла и супруги его Марии. Имя ему дали Варфоломей. В семь лет отрока отдали учиться грамоте, но сначала он отставал от своих братьев и очень печалился. Однажды Варфоломей встретил инока-старца, и тот благословил его: «Отныне Бог даст тебе, дитя моё, уразуметь грамоту...» Позже родители отрока переселились в город Радонеж, поэтому впоследствии Сергия стали называть Радонежским.

Слайд 15.

В глухом месте, недалеко от Москвы, называвшемся тогда Маковец, юный инок стал строить монашескую обитель. Именно на этом месте стоит сегодня самая знаменитая в нашей стране Лавра (монастырь) во имя преподобного Сергия, Радонежского чудотворца, или, как её называют, Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Пустынножительство инока ознаменовалось многими испытаниями, тяжёлым трудом и воздержанием от пищи, но юноша неустанно молился Богу и духовно возрастал. Простые люди и князья стали почитать его и просить молитвенной помощи в болезнях и всяких житейских нуждах, и он никому не отказывал. Преподобный Сергий жил в тяжёлые времена монголо-татарского ига, но настало время, и русские князья, объединившись, выступили в поход. Великий князь Дмитрий Иоаннович Донской, возглавивший православное воинство, просил Сергия благословить его. Преподобный благословил его словами: «Иди, господин, безбоязненно, Господь поможет тебе против безбожных: победишь врагов своих». В 1380 г., в день великого православного праздника — Рождества Пресвятой Богородицы, произошла знаменитая Куликовская битва, принёсшая славу нашему Отечеству. В Москве, недалеко от станции метро «Цветной бульвар», построен Рождественский монастырь в честь победы на Куликовом поле. Много совершил преподобный Сергий праведных дел. Почувствовав же приближение кончины, призвал братию своей обители для последнего наставления и поучения. Прославление его как святого состоялось в 1422 г., спустя тридцать лет после его кончины

Работа с учебником стр.14-15. Слайд 16.

На доске выписаны слова:

Отче долги наша

Иже Искушение

Еси лукавый

Небеса

Хлеб насущный

Даждь

Днесь
Осмысление статьи учебника. Обратить внимание на словосочетания «Отче наш» (Бог позволил людям считать Его их Отцом), «Да приидет Царствие Твое».
YI. Осмысление прочитанного. Работа с таблицей.

Человек культурный и человек православной культуры. Они чем-то отличаются друг от друга? Оба работают над собой.

Отметь характерное свойство человека православной культуры. Закрась нужный квадрат (один). Зачеркни тот квадрат (он один), в котором описано свойство, которое не может принадлежать человеку православной культуры.

Много читает, ходит в театры и музеи, может рассказать о своих впечатлениях, дать оценку.


Не толкается в общественных местах, при входе в общественный транспорт;

не хохочет во всё горло в общественных местах, не говорит громко, привлекая к себе внимание.



Не ведёт пустых разговоров, не сплетничает, не разговаривает часами по телефону.

Красиво ест, не объедается, не жадничает за столом, умеет пользоваться столовыми приборами, не выносит из-за стола куски.

Внимателен к своему собеседнику, хорошо и заинтересованно слу-шает, не перебивает.

Не спорит, уважи-тельно относится к чужой точке зрения, умеет аргументировать свою точку зрения



Аккуратно, без вызова, но совре-менно и, может быть, даже модно одет.

Уважает чужой труд, бережно отно-сится к его резуль-татам, ему не при-дёт в голову пор-тить вещи или па-мятники, что-нибудь отломать от него или нарисовать граффити.

Выключает мобиль-ный телефон на собраниях, лекциях, в театрах, тем более в церкви, не показы-вает, что он исключи-тельно важный и занятой человек.

Умеет сдержаться, не ответить хамством или просто грубостью на обидную выходку.


Грамотно, красиво говорит и пишет, умеет высказать свои мысли на пись-ме и устно.

Умывается, чистит зубы, моет руки пе-ред едой; следит за чистотой белья, одежды и обуви.

Не показывает виду, но втайне гордится собой, что много по-трудился, чтобы быть человеком культур-ным.

Умеет признать свою вину, неправоту, не стыдится повиниться в этом, попросить прощения.


Хранит память о предках, чтит их могилы, помнит о главных событиях отечественной и общечеловеческой истории, уважает жизнь, подвиги и добрые дела ушед-ших поколений.

За лучшие качества, что находит в себе, за свои победы над собственными не-достатками благо-дарит Бога.

Соблюдает субор-динацию, знает своё место в общественной иерархии, но при этом не унижает себя, не лебезит, не заис-кивает перед выше-стоящими людьми и не унижает людей, уважает человеческое достоинство ниже-стоящих

Сделай вывод: в чём отличие человека православной культуры от любого другого культурного человека.

Итог урока: слайд 17.

контрольные вопросы

1.Что такое молитва.

-обращение человека к богу;

-требование у бога исполнения своих желаний;

-обращение Бога к человеку.

Слайд 18.

2.Как вы понимаете слова «Да придет Царствие твоё»

- на земле будет царствовать избранный иудейский народ.

-на земле Бог будет царствовать как земной правитель.

-человек соглашается, чтобы Божия любовь и мир царили в его сердце.

Слайд 19.

3.Как вы думаете, почему христиане называют Бога «Отче» т. е Отец.

-потому что христиане считают, что Бог, как отец обязан помогать каждому человеку.

-потому что хотят подчеркнуть, что являясь детьми Бога, они лучше других.

-потому что бог любит людей, как Отец.


III. Ответы на вопросы

– Что в высказанном тобой предположении оказалось верным? Что нового ты узнал?

Слайд 20.

Обобщим и повторим прочитанное в статье учебника.

Слово «православие» означает .....

Виды молитвы: молитва-..., молитва-..., молитва- …

Каково действие молитвы?

Как ты объяснишь, почему человек меняется во время молитвы?

Какие люди являются святыми?

Что называется православным Преданием?




  • Что бы вам хотелось рассказать дома о сегодняшнем уроке?

  • Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке, какие новые слова запомнили?

Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?

Загадки на библейские мотивы

Слайд 21, 22.



В саду Эдемском было чудо,
Что мудрости плодом наречено.
На ветви гибкой быстро зрело,
Его срывать запрещено.
А кто запрет нарушил? (Ева)

И был потоп на всей земле.


На ней погибло все живое.
Животных пары все ж спаслись
На корабле, а чей то был корабль? (Ноя)

  Один язык у всех народов был,


До неба башню строили с стараньем.
Тогда Господь язык их разделили.
Что вышло из того? (Непониманье)

  Народ великий был рабом.


Казалось, в той стране погибнет.
Бог позаботился о нем.
Как та страна звалась? (Египет)

  Гора Синай в пустыне дикой.


Святою милостью на ней
Нам заповеди дал Господь великий.
Но кто донес их людям? (Моисей)

 
Я - Твой верный раб, Господь,


Чтоб неправду побороть,
Помоги мне, не покинь!
Истинно, или (Аминь).

Весть летит во все концы:


Трубят Ангелы-гонцы,
В небесах поют Христа:
Он от тления восстал!
То не выдумка, не сказка,
Главный праздник - наша (Пасха)!

Кто во рву со львами был?


Это верный... (Даниил)

Он мудростью прославился,


построил Божий дом,
стихом и прозой славился,
царём был.... (Соломон)

Широко шатры раскинув,


разбивая в поле стан,
шёл Израиль в Палестину,
в долгожданный ....(Ханаан)

На жертвенник он сына положил,
Творя веленье Господа упрямо.
Но ангел вдруг его остановил.
Кого Господь проверил? (Авраама)

Искупил нас из могил


Потому, что так любил.
Очищаясь, я спасусь:
За меня распят (Иисус).

Даже очевидность чуда


Видеть не хотел (Иуда).

Враг тогда был очень рад:


Бив, предал Христа (Пилат).

Со священниками вместе,


Смысл понятен и известен,
Тоже Господа хвалю я
Словом этим: (Аллилуйя!)

Горы, травы и цветы,


И лесов краса –
Это все подарок нам
От Господа -… (Отца)

Он в хлеву рожден был Девой,


Ангел об этом возвестил,
Что в яслях, в пещере серой
Лежит Младенец – Божий …. (Сын)

Бог людей всех возлюбил


Великою любовью.
Иисус грехи все искупил
Своей Святою …. (кровью)

Он рожден был человеком


И крещен Он был водой.
А когда ушел на небо,
Послал на землю Дух … (Святой)
Бог жить нас праведно учил,
Законы соблюдая,
Их может каждый изучить,
Библию… (читая)

В чём же мудрость Соломона?


Она в знании .... (закона)



Если кто тебя обидел,
Бог учил нас не кричать,
Не держать в сердце обиды,
А от всей души … (прощать)

Если жить долго хотите,


Благословенья получать,
То тогда должны вы, дети,
Папу с мамой … (почитать)

Как Господь людей всех любит,


Так и мы должны любить.
Помните об этом, люди,
И давайте в мире … (жить)

Кому на свете равных нет?

Кто в этом мире так велик,


Чья слава выше звезд?
Не сомневаясь ни на миг,
Мы говорим: ... (Христос)

Кому на свете равных нет?


Кто миру свет принес?
Кто царь царей: Один ответ!
Так кто же Он? ... (Христос)

Кто добровольно шел на крест


И Сам Свой крест понес?
Кто был распят, затем воскрес?
Конечно же,... (Христос)

Кого Отец на небеса


Божественно вознес?
Кто и сегодня чудеса
Являет нам? ... (Христос)

О Христе твердят веками,


но тогда учениками
Был не узнан Иисус
по дороге в ... (Эмаус)

Ох, насколько нелегка


жизнь овец без (пастуха)
Кто придумать этот мир
Так чудесно смог?
Жизнь Кто людям подарил,
Ну, конечно, …. (Бог)

Слайд 23.

11. Домашнее задание. Стр.15 вопросы и задания.