Модуль Информационно-компьютерных технологии как механизм профессионального развития Интернет как инструментальное средство - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Планы практических занятий по дисциплине «Современные информационные... 1 104.81kb.
Решение информационно-исследовательских задач 18 3 821.94kb.
I. особенности англоязычной интернет-лексики интернет-дискурс как... 1 253.67kb.
«Театральная деятельность как средство развития творческих и личностных... 2 373.96kb.
Программа элективного курса «Моя карьера» 1 306.82kb.
Словарь компьютерных терминов Тренинг центр «Интернет-деньги» 7 2035.84kb.
Информационно-коммуникационные технологии инструментарий универсальных... 1 122.26kb.
Как зарабатывать деньги в Internet Открывайте свой бизнес в Интернет! 8 1389.59kb.
Личностно-ориентированное обучение математике как средство развития... 1 99.56kb.
''Подпись под фотографией'' 1 74.26kb.
Пояснительная записка кружок «Кукольный театр» 1 158.41kb.
Тест «Самооценка» 1 131.11kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Модуль Информационно-компьютерных технологии как механизм профессионального развития - страница №1/1


Модуль 2. Информационно-компьютерных технологии как механизм профессионального развития

Интернет как инструментальное средство

Интернет мы рассматриваем не только как базу данных, информационное хранилище, но и как определенный механизм, устройство, инструмент. Выделим основные свойства Интернета, которые являются уникальными для этой среды применительно к процессу обучения и воспитания.




Свойства

Возможности

Богатство выбора

Информационный массив с возможностью быстрого поиска,

Дифференцированность в обучении

Возможность самообразования: нахождения соответствующую своему уровню подготовки информацию


Альтернативные источники

Возможность сравнения, анализа

Интерактивность

Возможность диалога, обсуждения в основе большинства представленных информационных массивов

Гипертекстовые связи

Возможность «вхождения» в тему на разную «глубину», с разной скоростью и степенью детализации, что является «прообразом» дифференцированного обучения

Открытость среды

Способ расширения зоны индивидуальной активности, самовыражения

Возможность широкой географической самопрезентации

Знакомство с разными мнениями


Гибкость среды

Возможность моделирования

Возможность многократности повторения



Обновляемость среды

Возможность пользоваться

Мультимедийность

Наглядное и эмоциональное восприятие представляемой информации

Если мы рассматриваем Интернет как инструмент, то необходимо выделить некоторые потребности, для удовлетворения которых он может быть использован и некоторые мотивы, заставляющие прибегнуть именно к нему. Для этого воспользуемся результатами исследования, которые были опубликованы в книге А.А. Калмыкова и Л.А. Кохановой "Интернет-журналистика", вышедшей в 2005 году в издательстве "ЮНИТИ-ДАНА" http://vio.fio.ru/vio_28/cd_site/Articles/art_1_12.htm.

«Человеческая активность в интернете реализуется в процессе удовлетворения следующих основных потребностей:


  1. коммуникативной (обеспечивается электронной почтой, чатами, конференциями, листами рассылки, гостевыми книгами, форумами, кольцами, сообществами и другими интерактивными инструментами);

  2. познавательной (обеспечивается инструментами навигации по сети, чтением новостей и аналитических обзоров, креативным поиском конкретной информации, дистантным образованием, самообразованием, хакерством и т.п.);

  3. игровой (обеспечивается широким набором игр — от простых типа тетриса до сложных сценарных интерактивных конструкций, предполагающих участие в игре сетевых сообществ; сюда следует отнести также тотализаторы, рулетку, биржевые игры, организацию виртуальных поселений и виртуальных государств и т.п.). К этим видам активности сводятся в конечном счете другие виды деятельности посредством интернета. К примеру, часто обсуждаемый в популярных и научных изданиях электронный флирт или распространенные в интернете попытки изменения идентичности — это общение, причем с несомненными элементами игры».

Также авторами выделяются некоторые мотивы деятельности интернет-пользователя:




  1. «Деловой мотив. Для большинства пользователей работа в интернете является составной частью профессиональной деятельности, направленной на достижение конкретной цели, т.е. результата. Это может быть поиск конкретной информации, контакты и взаимодействие с определенным человеком, организация работы какого-либо подразделения и т.д. Ориентация на конкретный деловой результат и служит индикатором наличия так называемой деловой мотивации».

  2. «Познавательный мотив. Этот мотив связан с получением новых знаний; он может иметь различные характеристики в зависимости от направленности познавательного интереса пользователя. Предметом познавательного отношения в компьютерных сетях могут быть новые сервисные возможности, различная гипертекстовая информация, новые люди, идеи и мнения, визуальные и слуховые образы».

  3. «Мотив общения (коммуникативный мотив). Он характеризуется поиском новых знакомств, людей с близкими интересами, обменом мнениями, обретением нового круга друзей и единомышленников. Мотив общения связан с естественной для человека потребностью в обмене знаниями, мнениями, эмоциями с себе подобными».

  4. «Корпоративный мотив (мотив сотрудничества). Большинство видов деятельности человека носит социальный характер как по своему содержанию, так и по своей структуре. Это означает, что деятельность предполагает разделение функций между людьми, сотрудничество между ними, обмен результатами деятельности, совместное решение проблем по ходу работы. Значительная часть людей работает в условиях совместной деятельности. Ориентация пользователей на сотрудничество (а не просто на общение) с другими при работе в интернете служит индикатором корпоративной мотивации».

  5. «Мотив самоутверждения. В основе этого мотива лежат глубинные психологические явления — самооценка личности, уровень притязаний, мотивация достижения. Деятельность человека часто носит достиженческий характер, при этом человеку приходится доказывать себе и другим собственную состоятельность, ценность. Самоутверждение может осуществляться в различных видах деятельности в зависимости от типа личностных ценностей субъекта. Наряду с другими, данный мотив часто относят к числу базовых мотивационных образований человека».

  6. « Мотив рекреации и игровой мотив. Игра и рекреация занимают важное место в жизни любого человека. Помимо восстановления функционального состояния работоспособности, игра и рекреация являются способом овладения новыми видами деятельности, тренировкой и проверкой своих возможностей, соревнованием. В интернете каждый пользователь может найти тот вид игры, который ему наиболее близок и интересен».

  7. « Мотив аффилиации. Данный мотив является выражением социальной сущности деятельности и личности человека. Он проявляется в потребности каждого человека принадлежать к определенной группе, принимать ее ценности и следовать им, занимать собственное место в структуре группы».

  8. « Мотив самореализации и развития личности. Значительная часть пользователей осознает влияние работы в интернете на собственную личность и деятельность. Это влияние касается развития познавательных возможностей, игровой деятельности, особенностей общения, формирования интересов личности. Осознанное стремление к реализации и развитию собственных возможностей (познавательных, коммуникативных и т.д.) и формирует мотив развития личности при работе в интернете. Данный мотив имеет выраженный творческий компонент. Работа в интернете дает человеку возможность проявить свои творческие способности, например, создание новых программных продуктов, ресурсов WWW, высказывания в телеконференциях и т.д. Это позволяет человеку реализовывать свой творческий потенциал, получить оценку своего творчества со стороны значимых и компетентных экспертов».



Что такое профессиональное сетевое сообщество

Профессиональное сообщество формируется вокруг идеи. Именно идея «обрастает» предложениями, рассуждениями на тему, совместными исследованиями и проектами. Во многом именно идея пользуется той или иной степенью доверия и притягивает к себе людей определенного мировоззрения, воспитания, культуры. На формирование сообщества оказывает влияние кто и с какой целью «задает тему», а также много других факторов.


Второй составляющей в фундаменте сетевого сообщества является возможность общения. Высказывание своего мнения, диалоги с людьми, занимающимися одной и той же проблемой на разных континентах, форумное обсуждение – это главная мотивация для членов сетевого профессионального сообщества.
Так как речь идет о профессиональном сетевом сообществе, то немаловажным является развитие идей сообщества, их финансирование и поддержка. Если члены сообщества имеют возможность встречаться на конференциях и симпозиумах, продвигать и материализовывать свои идеи, если их исследования поощряются и оплачиваются, то срок жизни такого сообщества и его результативность увеличиваются.
Сегодня в Сети тема «Профессиональные сетевые сообщества» рассматривается достаточно широко. Одним из первых исследователей этого общественно-социального феномена в России является Е.Д. Патаракин. В своей работе «Устройство сетевых сообществ» он пишет: «В сети вырастают новые организации торговли, науки, искусства, здравоохранения. Каждая из таких организаций борется, прежде всего, за доверие посетителей. Одним из главных факторов, влияющих на доверие посетителей, оказывается сообщество людей, участвующих в жизни и развитии организации. Новым посетителям и новым членам сообщества важна возможность принять личное участие в деятельности сообщества, интересно информация, которую пишут другие люди не за деньги, не выполняя чей-то заказ».
«К. Ширки подчеркивает фундаментальную разницу между сообществом и аудиторией. Если мы имеем дело с аудиторией, то люди поделены на тех, кто отправляет сообщения и тех, кто их получает. Если мы ведем речь о сообществе, то в рамках сообщества все в равной мере обмениваются сообщениями. В сообществе все люди связаны между собой, а не связаны с каким-то центральным источником информации».
Сетевые сообщества имеют свои особенности в соответствии с возрастными, социальными и профессиональными характеристиками их членов. Это отдельная интересная тема, в которой мы остановимся на особенностях педагогических сетевых сообществ. Эти особенности были выявлены в течение 2001-2004 гг. работы с данной аудиторией, а также путем анкетирования http://center.fio.ru/vio/vio_18/cd_site/Articles/art_1_28.htm.


  1. Виртуальная пассивность. Период активных обсуждений и обмен мнениями пришелся на 2001-2003 гг. Сейчас государственные и авторские педагогические форумы не могут сравниться с «той» активностью.

  2. Скромность (конспиративность). Учитель боится высказать свое мнение, рассказать что происходит с ним, в нем, около него. Раскрепощенность учителя практически отсутствует, т.к. его поведение должно «работать» на «авторитетный имидж». И это не вина преподавателя, а беда нашего общества.

  3. Дружелюбность и открытость. Готовность «по-старинке» делиться открытиями и наработками, отдавать коллегам плоды своих исследований – пока еще отличительная особенность российского Интернета и его посетителей. Если зайти на методический сайт, например, немецких учителей, то там просто так получить разработку урока или темы вы не сможете.

  4. Слабая техническая база на местах. Отчеты о компьютеризации и интернетизации школ прошли. Вроде бы все хорошо. Но по прежнему, во многих школах компьютеры остаются декорациями, а Интернет – мифом.

  5. Недостаток времени, занятость. Это один из распространенных ответов педагогов – почему он не пользуется интернет-ресурсами. Он слишком распространен, чтобы обойти его вниманием, хотя на первый взгляд – он по-детски наивен. В этом году в больницах с официальным диагнозом «Хроническая усталость» лежало несколько знакомых педагогов. Это очень непростая и серьезная тема, которая на сегодня активно игнорируется органами власти и профсоюзами.

  6. и т.д.

Прибегнув к Яндексу, как к хорошей площадке для проведения небольшого анализа по запросам:



    • «Профессиональное сетевое сообщество»,

    • «Педагогическое сетевое сообщество»,

    • «Развитие профессионального педагогического сообщества»

получены следующие результаты:


Формулировка запроса

Результаты поиска

Основные ссылки (первые пять)

«Профессиональное сетевое сообщество»

страниц — 641 тыс. стр.

Проект «Сетевые сообщества педагогов Приморья»
Программа «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов»


Реализация проекта возложена Национальный фонд подготовки кадров (НФПК). Приморский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования (ПИППКРО) принял участие в конкурсе одного из направлений деятельности проекта: программы «Интернет-поддержка профессионального развития педагогов» и вошел в группу российских образовательных организаций – победителей и, соответственно, исполнителем инициативы от Приморского края.

iso.pippkro.ru/academ.php?show=rub&id=1  10 КБ



Алексеева Е.В. Сетевое сообщество: дневник наблюдений // (С) Вопросы Интернет ...

Можно ли на сегодня обозначить четкие критерии создания и эффективного функционирования профессионального сетевого сообщества?


Эти и другие вопросы были поставлены перед учащимися дистанционных курсов "Создание профессионального сетевого сообщества" (автор и преподаватель - Е ...

sputnik.mto.ru/Docs_41/Ped.journal/Vio/cd_site/articles/art_1_17.htm (22 КБ)  · 03.02.2005(doc)



Практика дистанционно-сетевых сообществ

Проведение ДК и СК рассматривается как этап реализации краевого проекта "Организация и сопровождение профессиональных сетевых сообществ работников ...


В рамках этого проекта реализуется модель сетевой соорганизации и дистанционного сопровождения деятельности профессиональных сообществ в образовании ...

www.cross-ipk.ru/conf/files/5_9.doc (42 КБ)  · 11.04.2005



Сеть творческих учителей

Профессиональное сетевое сообщество объединяет учителей иностранных языков средних школ, преподавателей вузов, студентов, и всех тех, кто имеет отношение к методике обучения иностранным языкам!

www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=3241&tmpl=mes  · 59 КБ

Вторая Всероссийская научно-практическая конференция "Российская школа и ...

Постоянная оперативная связь учителей-предметников с коллегами и методистом помогает складываться профессиональному сетевому сообществу педагогов, а ...


Сетевое профессиональное сообщество", может вырасти в действенного посредника между педагогами и органами просвещения, будет активно помогать переходу ...

rsi.spb.fio.ru/db/doc/get_thes.phtml?id=163 (15 КБ)




«Педагогическое сетевое сообщество»

страниц — 135 тыс. стр.

Федерация Интернет Образования

Может ли сам факт ежегодного проведения Всероссийского Интернет-педсовета послужить импульсом для создания постоянно действующего педагогического ...

www.fio.ru/index.php?id=2209 (86 КБ)

Гипертекстовая библиотека Витуальной Пустыни - особенности сетевых сообществ

Технические особенности сетевых сообществ и их педагогические следствия.


Во всем мире существуют исследовательские программы и предпринимаются практические шаги, направленные на построение сетевых сообществ на базе не ...

www.uic.nnov.ru/pustyn/cgi-bin/htconvert.cgi?audit02_pat.txt  · 23 КБ



Всероссийский интернет-педсовет: образование, учитель, школа

Общественные организации, педагогические конкурсы, сетевые образовательные сообщества, форумы

pedsovet.org  · 40 КБ

Телекоммуниационные технологии в образовании

На базе данной технологии реализован проект "Нижегородские ресурсы коллективного авторства" 2003, "Сетевые сообщества обмена педагогическими ...

www.botik.ru/rpi/direction3.html  · 37 КБ

Омский образовательный сервер

На странице работает виртуальное методическое объединение (BMO) сетевого педагогического сообщества Омской области.


Формируемое Омское сетевое педагогическое сообщество функционирует на базе типовой оболочки портала регионального виртуального университета в ...

www.omsk.edu.ru/_vmo/index.html  · 24 КБ




«Развитие профессионального педагогического сообщества»

страниц — 328 тыс. стр.

СЕТЕВЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ...

развитие сетевого взаимодействия в области повышения квали-фикации и профессиональной переподготовки педагогических кадров (подготовлен проект ...
развития нового педагогического опыта, наблюдается возникновение сетевых сообществ инновационных экспериментальных площадок, сельских школ ...

rsi.altai.fio.ru/section_a/2003/zharkova.htm (6 КБ)  · 12.05.2003



Становление профессионального сообщества специалистов системы сопровождения

Глава 1. Психолого-педагогические основы становления профессиональных сообществ в системе образования...


Для профессионального сообщества характерны: общий предмет деятельности, общие методы работы, этика, субъект-субъектное общение в ходе совместной ...

planetadisser.com/see/dis_224621.html  · 50 КБ

(doc) Зачем нужен школам учебный сайт

... в различных сетевых мероприятиях и т.д. Следующим шагом нашей программы в этом направлении было развитие сетевого сообщества школьных учителей, ...

pedsovet.kob.ru/avgust/doc/reports/reports2004/shev.doc
(28 КБ)  · 26.08.2004
Информационный бюллетень Microsoft. Выпуск № 26. Профессиональные ...

www.microsoft.com/Rus/Government/Newsletters/Issue26/04.mspx  · 30 КБ



Наибольшей популярностью за последний месяц по запросам Яндекса пользуются слова: развитие — 674 202, педагогическое — 162 278, сетевое — 165 087, сообщество — 29 997. Так что интерес к теме «развитие сообществ» достаточно широк и имеет тенденцию к росту.



Что такое сетевая поддержка педагогов. Краткий обзор интернет-проектов

Сетевая поддержка педагогов – это интернет-ресурсы, которые созданы и ведутся с целью повышения профессиональной квалификации работников образования. В рамках этих интернет-ресурсов проводятся специальные проекты, исследования, конкурсы для целевой аудитории.


В качестве примеров хочется привести несколько интернет-площадок, действующих по разным принципам, но преследующие одни цели – сетевая поддержка педагогов.

  • Сетевое объединение методистов (СОМ) – http://som.fio.ru - мастерские по предметам,

  • Электронный журнал «Вопросы Интернет-образования» (ВИО) – http://vio.fio.ru - периодическое издание для педагогов,

  • Интернет-государство учителей (ИнтерГУРУ) http://www.intergu.ru – портал для учителей, в основе которого заложена экономическая игра,

  • Программа Интел-обучение для будущего http://www.iteach.ru – обучение и поддержка сетевых инициатив педагогов.




Сетевое объединение методистов состоит из секций по предметам школьной программы, каждую из которых ведет опытный профессионал как в своем предмете, так и в области информационных технологий. Сетевые методисты размещают обзоры интернет-ресурсов по предмету, ведут периодические рассылки (обратите внимание на рассылки руководителя секции «История и граждановедение» А.Б. Драхлера - научного сотрудника ИОСО РАО, учителя истории и граждановедения, которые можно найти в архиве и подписаться на них http://center.fio.ru/som/items.asp?id=10001138), модерируют форумы на актуальные темы, проводят конкурсы и т.д. Посещаемость этого ресурса в среднем – около 100.000 человек в месяц. Основа его успеха – это высокий уровень профессионализма и энтузиазм людей, которые поддерживают ресурс. И хотя бытует мнение, что любому человеку можно найти замену – как показывает в том числе интернет-практика, это не совсем так.
Из интервью с А.Б. Драхлером http://center.fio.ru/vio/vio_site/cd_site/Articles/meeting_004.htm - редактором проекта, сетевым методистом Московского Центра Интернет-образования по общественным дисциплинам:
«Большая часть нашей работы связана с письмами и вопросами (запросы). И здесь - по ситуации: или рекомендуем Интернет-ресурсы, или высылаем материалы, документы и рекомендации, советуем, как провести то или иное мероприятие. Сейчас довольно значительное число запросов связано с внедрением ИТ в систему образования: поставлены компьютеры, учителей научили нажимать на "кнопочки", а как и для чего..., какие формы и методы работы существуют..., с чего начинать..., где взять.... Естественно, что очень часто при ответах на вопросы, на помощь приходят наши друзья-эксперты».
«Главное наше внутреннее неписанное правило - помочь! Помочь, если для этого есть хоть минимальная возможность. Думаю, что в Сети найдется достаточно людей, готовых подтвердить мои слова.

Отдельная задача - работа на перспективу: систематизация уже имеющихся вариантов использования НИТ, создание (самолично или в команде) разработок уроков или внеклассных мероприятий».




Электронный журнал «Вопросы Интернет-образования». Остановимся на нем несколько подробнее, так как в создании и работе над этим проектом в течение 2001-2005 гг. было принято непосредственное участие.
Одна из замечательных особенностей Интернет-среды, что ты сам выбираешь себе роль: создателя, критика или наблюдателя. Здесь можно быть «как все», а можно сделать что-то свое. В 2001 году нам представилась возможность не просто пассивно наблюдать за развитием Интернет-технологий, а попытаться самим что-то сделать. Так появился электронный журнал «Вопросы Интернет-образования» (http://vio.fio.ru).
Редакция журнала училась вместе с развитием ресурса, прислушиваясь к репликам авторов и читателей, изучая опыт коллег. Этот электронный ресурс мы старались сделать помощником в повышении квалификации наших интернет-читателей, коими в большинстве своем были и остаются работники образования. Заметим, что интернет-читатель – это особый «тип читателя».


Интернет-государство учителей (далее ИнтерГуРу) - мета-проект для учителей, состоящий из разнообразных территорий.
Цели и задачи Проекта:

  • Создание сетевого сообщества творческих учителей. Оказание поддержки их профессиональной деятельности. Создание пространства психологической комфортности учителя.

  • Создание и поддержка новых образовательных инициатив. Создание инновационного образовательного пространства. Предоставление возможности самореализации и самоутверждения через совместную сетевую практическую деятельность

  • Создание единого информационного педагогического ресурса.

Основные принципы построения виртуального государства учителей:



  • Государство не имеет иммиграционных законов (каждый учитель легко может стать его гражданином)

  • Государство не имеет четких границ и совершенно открыто для освоения (территория может бесконечно увеличиваться за счет появления новых приложений)

  • Вся деятельность внутри ИнтерГуРу полезна, имеет образовательную ценность, взаимообогащает его жителей

  • ИнтерГуРу имеет собственную экономику, виртуальные деньги. Каждый гражданин ИнтерГуРу имеет счет в банке. Любая деятельность, ведущаяся гражданином ИнтерГуРу, оплачивается. Хождение имеют только виртуальные деньги.

  • Ведется рейтинг доходов: годовой и общий.  По годовому доходу определяются самые активныеграждане ИнтерГуРу. По общему доходу формируется Академия ИнтерГуРу и присваиваются звания.

На сегодняшний день зарегистрировано 2170 человек. Реально активно работали в течение прошедшего года около 70 человек. Наиболее востребованы территории: Педсовет, Инфотека, Коллекция фактов, Профи-консультант, CD-маркет.


Интел-обучение для будущего. Обучить, т.е. познакомить учителя с новыми технологиями – этого еще недостаточно. Необходимо стимулировать его развитие, воспитывать это желание – пробовать, учиться дальше. Именно так построена работа данной программы. И в этом ее отличительная особенность.
«Курс Intel «Обучение для будущего» базируется на «четырех китах» - четырех основных педагогических идеях http://manager.fio.ru/getblob.asp?id=10004963:

  • коллективной учебно-исследовательской деятельности учащихся (методе учебных проектов);

  • использовании современных программных средств, Интернета для создания материалов проектов, поиска и представления информации;

  • коллективного обсуждения и оценивания материалов проектов на основе заранее определенных критериев оценки;

  • создании примеров материалов проектов учителями от лица учащихся.

Каждая их этих идей несет в российское образование весьма полезный инновационный заряд».

Лекция составлена по материалам Алексеевой Е.В.