Модель управления качеством художественного образования на факультете искусств и ее особенности - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Заведующая отделом Директор мкоу «оош» с. Волконское образования... 14 2816.14kb.
В. А. Будкевич 2012 Типовая программа 1 110.86kb.
Директор управления образования администрации муниципального образования... 7 1822.52kb.
Денисова Н. Е., доцент Кафедра английского языка при факультете менеджмента... 1 137.13kb.
Программа дополнительного образования 1 149.72kb.
Утвержден: Приказом Управления образования 2 289.61kb.
1. общие сведения 4 Особенности системы 4 Используемые термины 6... 7 912kb.
«Технология освоения современного искусства в содержании художественного... 1 512.32kb.
План урока Группа №292 Специальность 230103 «Автоматизированные системы... 1 46.72kb.
Лекция по истории искусств для объединения «Углубленное изучение... 1 49.87kb.
Образовательная программа начального общего образования моу сош №16... 13 3600.83kb.
Самообразования «Формирование у младших школьников стремления к самопознанию... 1 352.59kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Модель управления качеством художественного образования на факультете искусств и - страница №1/7




ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

ОБРАЗОВАНИЕ

В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Государственное образовательное учреждения

высшего профессионального образования

«Саратовский государственный университет

им. Н.Г. Чернышевского»

Педагогический институт


ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

СБОРНИК НАУЧНЫХ ТРУДОВ

ООО «Издательский Центр «Наука»
Саратов 2010

УДК [37.016:78]

ББК 85.313(о)я43

Х 98


Художественное образование в современном мире: сборник научных статей. - Саратов: ООО «Издательский Центр «Наука», 2010. – 144 с.
ISBN 978-5-9999- 0641-0

Сборник содержит статьи, в которых представлены результаты научной деятельности учителей, студентов и преподавателей учебных заведений разного уровня России и Зарубежья по актуальным вопросам музыкальной педагогики в образовательных учреждениях.

Для учащихся и студентов, преподавателей вузов, педучилищ и колледжей, общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, дошкольных и дополнительных учебных заведений.

Ответственный за выпуск:

Мещанова Любовь Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент,

заведующая кафедрой теории и методики музыкального образования

Педагогического института СГУ им. Н.Г. Чернышевского


УДК [37.016:78]

ББК 85.313(о)я43
ISBN978-5-9999- 0641-0 Ó Коллектив авторов, 2010

Рахимбаева И.Э.



Модель управления качеством художественного образования

на факультете искусств и ее особенности

Модернизация образования ставит на первый план вопросы качества подготовки специалиста, которая сегодня не может определяться, как это было ранее, только знаниями, умениями и навыками. Требования современной жизни гораздо обширнее, разнообразнее и сложнее. Поэтому в категорию качества образования целесообразно включать помимо профессиональных знаний, умений и навыков, также характер и уровень образования в целом, культуру, навыки профессиональной деятельности, способность самостоятельно найти решение неожиданно возникающих проблем и многое другое. Это в полной мере относится и к высшей школе. Факультет искусств в этих условиях не остается в стороне: появляются новые образовательные технологии, изменяющие парадигму высшего образования в сфере искусства.

Анализ отечественных исследований (Н.М. Амосов, С.И. Архангельский, К.Е. Морозов, Н.Б. Крылова, Н.Ф. Талызина и др.) показывает, что в настоящее время в вузах России используются разные модели внутривузовских систем обеспечения качества подготовки специалистов. Наибольшее распространение получают три концепции:

- оценочный метод управления качеством деятельности вуза (SWOT-анализ);

- концепция, основанная на принципах Всеобщего управления качеством (Total Quality Management);

- концепция, соответствующая требованиям международных стандартов качества (серия стандартов ISO 9000:2000).

Эти концепции находят реальное воплощение в деятельности российских вузов, несмотря на то, что зарубежный опыт исследований в области качества выявляет множество и других концепций управления качеством: система обеспечения качества (Quality Assurance System); полное преобразование качества (Total Quality Transformation); система качества «Обеспокоенность ответственных лиц» (Responsible Care); система качества (Quality System); обеспечение качества (Quality Assurance); система внедрения непрерывных улучшений (Continues Improvement Implementation System); статистический контроль качества (Statistical Quality Control); система качества «Мы обеспокоены» (We Care); менеджмент в целях улучшения качества (Management for Quality Improvement); система менеджмента качества, основанная на управлении качеством (Quality Driven Management System) и управление качеством (Quality Control). Анализ последней (В.П. Панасюк, О.Л. Назарова, О.А. Сафонова, Н.П. Пучков и др.), позволил выделить важные с точки зрения нашего исследования позиции и представить научно-обоснованную модель управления качеством образования на факультете искусств.

Основным критерием качества образования должно стать его соответствие потребностям формирования личности во всех ее проявлениях. Это положение является определяющим при моделировании, под которым понимается метод научного по­знания любого исследования при помощи модели [2, с.46]. Метод моделирования применяется как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне. На эмпирическом уровне он может использоваться для выполнения измерительной, описательной и других функций; на теоретическом - для выполнения интерпретаци­онной, объяснительной и предсказательной функций.

Авторская модель управления качеством образования (УКО) на факультете искусств включает несколько взаимосвязанных и взаимодействующих компонентов:

1. Ответственность руководства является определяющей при построении модели управления качеством образования на факультете искусств. Она основана на деятельности руководства, включающей совокупность организационных мероприятий, а также разработку политики и целей в области качества деятельности факультета.



    1. Обеспечение качества осуществляет кафедра и преподаватели. Фокус на преподавателя как на основного носителя качества является необходимым условием создания и функционирования внутривузовской модели управления качеством.

    2. Субъектами управления выступают студенты. Образовательная деятельность в современных условиях носит индивидуально-личностный характер и направлена на самоутверждение личности, осознание достоинств, самоценности личности и воспитание способности к саморазвитию.

    3. Важной составляющей модели управления качеством образования является процесс взаимодействия преподавателей и студентов. Личная заинте­ресованность студентов как отражение субъективно актуализированной потребности в повышении качества образования становится реальным фактором активизации познавательной деятельности при переходе от субъект-объектных к субъект-субъектным отношениям между педаго­гом и обучающимся.

    4. Соуправление и самоуправление предполагает периодическую децентрализацию управления, то есть делегирование управленческих функций педагогическим подсистемам (отдельным группам и объединениям субъектов управления). При этом соуправление и самоуправление идет тем эффективнее, чем активнее идет процесс расширения поля деятельности педагогического коллектива, отдельных его членов на основе их продуктивной интеграции с новыми людьми, организациями и педагогическими системами.

Рассмотрим подробнее каждый из них.

Ответственность руководства включает такие компоненты как: обязательства руководства по формированию и поддержанию на факультете сознания важности выполнения требований потребителя; ориентацию на требования различных социальных заказчиков; политику в области качества; определение целей и планирование деятельности; ответственность, полномочия и обмен информацией; обеспечению организации требующимися ресурсами; анализ со стороны руководства. Руководство факультета, которое включает в себя декана, заместителей декана по учебной и воспитательной работе, заведующих кафедр теории, истории и педагогики искусства, теории и методики музыкального образования, музыкально-инструментальной подготовки и хореографии, определяет и планирует виды деятельности и ресурсы, необходимые для достижения целей в области качества. Это планирование согласуется с другими требованиями к системе управления качеством, а результаты оформляются соответствующим документом. Планирование на факультете гарантирует, что организационное изменение проводится в управляемых условиях, и что система общего руководства качеством поддерживается в рабочем состоянии в течение этого изменения. Руководителем определяются роли и взаимосвязи, ответственность и полномочия для облегчения эффективного общего руководства качеством. При этом на факультете определяется определенная организационная свобода, необходимая для выполнения заданий, влияющих на качество. Руководство через определенные интервалы времени, установленные им, анализирует систему управления качеством образования  с целью обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности и эффективности.

Необходимость принятия управленческих решений является обязательной составляющей деятельности руководства, в основе которой лежит системность взаимодействия всех участников образовательного процесса с позиции соответствующих направлений управленческой деятельности. Процесс принятия решений довольно точно отражает реальные проблемы, отношения и связи, сложившиеся на факультете. Разработка, принятие и реализация решения являются концентрированным выражением самой сущности управления. В то же время решение рассматривается с позиции выбора альтернативы.

Результаты анализа деятельности руководителей факультета искусств Педагогического института СГУ имени Н.Г. Чернышевского показали, что ответственность администрации стала более целенаправленной. Так, например, были выделены студенты, нуждающиеся в особой материальной и педагогической поддержке. Заместитель декана по воспитательной работе занимался жилищными проблемами (предоставление общежития), оказания регулярной материальной помощи, предоставление социальной стипендии и пр. Заместитель декана по учебной работе внимательно наблюдал за успеваемостью, регулировал график самостоятельной работы по специальным дисциплинам, предоставлял учебные классы для дополнительных занятий по мере необходимости.

Качество кадрового потенциала определяется степенью академической квалификации преподавателей и научных сотрудников вузов. Качество персонала и качество образовательных программ в сочетании процесса преподавания и научных исследований, при соблюдении их соответствия общественному спросу, определяют академическое качество содержания обучения. Важное значение имеет научная квалификация педагогических кадров. Интерес представляют сравнительные данные 2002 и 2007 гг. Если в 2002 г всего по факультету из 48 человек 20 имели степень кандидата наук, то в 2007 г. из 45 штатных преподавателей 31 имеют степень кандидата наук. При этом в возрасте от 20 до 30 лет на факультете работает 9 человек, из них 1 кандидат наук, 2 аспиранта и 2 соискателя, в возрасте от 30 до 40 лет работает 12 человек, из них 11 кандидаты наук и 1 аспирант. По кафедрам процент остепененности колеблется: 18 % кафедра хореографии, 58 % кафедра музыкально-инструментальной подготовки, 75% кафедра теории, истории и педагогики искусства, 70,5 % кафедра теории и методики музыкального образования.

Проблема взаимодействия участников образовательного процесса является важной составляющей авторской модели управления качеством образования (УКО). Наше исследование подтвердило вывод Ю.В. Сенько (2000) о том, что реальный образовательный процесс становится процессом сопряжения трех культур: объективной профессионально-педагогической, зафиксированной в проекте содержания образования; культуры студента, в том числе его личностного опыта; культуры преподавателя, в том числе его профессионально-личностного опыта. Каждый участник образовательного процесса проявляет в данной ситуации свою субъектность, стремление к взаимодействию с другими субъектами, содействуя тем самым процессу становления коллективного субъекта образовательного процесса, который представляет собой академическое сообщество преподавателей и студентов, объединенных едиными ценностно-смысловыми ориентирами профессиональной подготовки.

В ходе экспериментальной проверки эффективности предложенной модели были выявлены интересные факты, касающиеся профессиональной позиции преподавателей факультета. Результаты их опроса показали, что 56 % положительно относится к сложившейся модели управления качеством образования на факультете, 21 % отмечает повышение ответственности каждого за собственную профессиональную деятельность, 34 % подчеркивают, что планирование основных направлений подготовки будущего педагога-музыканта помогает в организации индивидуальных образовательных маршрутов каждого студента, 68 % приходит к выводу о том, что управление качеством образования в настоящем варианте повышает продуктивность учебной деятельности.

Следующей важной составной частью модели управления качеством образования на факультете искусств является позиция о соуправлении и самоуправлении, которые в современных условиях модернизации образования России являются признаком его демократизации.

Соуправление представляется нам как определенная совместность (единство действия), достигающая более высокого уровня развития образовательного сообщества. Именно при соуправлении управленческие ценности обретают личностное значение для каждого. При этом первостепенное значение имеют не функции перспективного планирования и контроля за выполнением планов, а ситуативное управление, самоуправление и самоорганизация, не руководство, проверка и фиксация результатов, а поддержка инициатив [1, с.215]. При субъект-субъектном взаимодействии, которое является основой процесса обучения и воспитания на факультете искусств, соуправление является важнейшим условием развития равноправных отношений между участниками данного процесса, включающего в себя сотрудничество, сотворчество, соорганизацию и содействие друг другу в реализации принятых решений.

Соуправление основано на соблюдении ряда принципов, синтезирующих в себе объективность закономерностей управления и характерные черты реальной управленческой практики. Среди них принцип уважения и доверия к человеку, что, по словам Ю.А. Конаржевского, является высшим проявлением гуманизма в управлении, принцип индивидуального подхода, опора на который связана с конкретизацией процесса соуправления, принцип автономизации, который конкретизирует и повышает уровень управленческого процесса, принцип научной обоснованности и постоянного обновления, позволяющий идти на смелые, педагогически целесообразные перемены. Особенно важным является принцип делегирования полномочий и коллективного принятия решений. Соуправление инициирует включение в этот процесс большого количества участников, тем самым максимально расширяет горизонтальные и сокращает вертикальные связи.

Самоуправление в современных условиях модернизации образования также является важной составляющей управления. Являясь одним из режимов протекания совместной деятельности, самоуправление вызревает в недрах коллектива и характеризует уровень его развития, показывает степень демократизма воспитывающей среды. Специфичность самоуправления состоит в том, что его одновременно можно рассматривать как условие (реализация прав и обязанностей членов коллектива), метод (организации коллективной деятельности) и способ (формирование управленческих умений и повышение социальной активности) деятельности.

Показательным явился тот факт, что 87% студентов факультета искусств включилось в работу органов самоуправления и соуправления (студсовет, инициативные группы, педотряды, волонтерские отряды и т.д.). Так, волонтерский отряд «Феникс» активно участвует в проведении благотворительных концертов в детском доме № 2, интернате для незрячих и слабовидящих детей и др.

Результатом управления качеством образования на факультете искусств является формирование компетентности всех субъектов управления. Компетентность будущего педагога-музыканта при эффективном управлении качеством образования на факультете искусств определяется как личностно-деятельностное образование, отражающее развитие мотивационно-ценностной, методолого-методической, организационно-конструктивной, профессионально-коммуникативной и исполнительской компетенций, детерминированное формированием необходимых знаний и умений для творческого саморазвития.

Таким образом, авторская модель является ориентировочной основой в отношении управления качеством образования на факультете искусств, она носит гибкий, вариативный характер и имеет преднамеренно ограничен­ный выбор характеристик управления качеством образования, обусловлен­ный целью исследования и парадигмой современной педагогической науки.


Литература:

1. Крылова Н.Б. Культурология образования. – М.: Народное образование, 2000. – 272 с.

2. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. – М.: Наука, 1978. – 302 с.
Мещанова Л.Н., Васильева Д.Н.

Основные тенденции развития музыкального образования

в Саратовской губернии на рубеже 19-20 веков
С 70-х годов 19 века начинается новый этап в музыкальной жизни Саратова. Чаще навещают Саратов профессионалы-исполнители. Возникают профессиональные музыкальные учреждения. Кончался «век любительских спектаклей, любительских музыкальных вечеров, век нашего музыкального детства». В начале сентября 1873 года Главная дирекция Русского музыкального общества (РМО) в Петербурге вынесла решение об открытии Отделения общества в Саратове и утвердила следующий состав его дирекции: губернатор М.Н. Галкин-Врасский председатель; Г.К. Деконский, А.А. Мальков, Ф.К. Иордани и И.П. Легран – директора. Трое последних - местные музыкальные деятели, Деконский - помещик и крупный домовладелец (в статье использованы архивные материалы, которые были найдены и обработаны Самохиным Алексеем Николаевичем, за что авторы выражают ему благодарность). Саратовское отделение РМО сразу же приступило к организации музыкального образования в городе и устройству концертов. Дирекция вошла в соглашение с антрепренером «городского театра» Куприяновым и владельцем Летнего театра «Приволжский сад» Барыкиным о совместном создании театрального оркестра улучшенного состава. По этому соглашению Куприянов пользовался оркестром в течение зимнего сезона, Барыкин - в летние месяцы, а Отделение РМО располагало оркестром в свободные дни и во время великого поста. 6 сентября 1873 года Саратовское отделение Русского музыкального общества открыло в помещении Дворянского собрания Музыкальные классы с тремя отделениями: фортепьянным, вокальным и оркестровым.

Занятия вели: по фортепьяно - И.П. Легран, Р.А. Телльм и О.А.Иванова, по пению - Ф.К. Иордани, Цислинский и тот же Гельм, по оркестровым специальностям - А.А. Мальков (скрипка) и еще четыре музыканта из театрального оркестра - Нордман, Левин, Головин и Коломейцев (духовые инструменты). Теорию музыки преподавал Гельм, а хоровое пение и сольфеджио - Иордани. В распоряжение Отделения РМО были предоставлены в здании Дворянского собрания две-три комнаты первого этажа, наиболее удаленные от входа, с правом пользования ими с 11 до 5 часов, кроме праздников. При этом администрация клуба поставила условием, чтобы на здании не было никаких вывесок и объявлений. Видимо, саратовские дворяне в своем отношении к музыкантам еще не освободились от крепостнических пережитков.

Первым директором классов был П.Н. Аничков, виолончелист-любитель; в следующем учебном году А.А Шахматов, пианист-любитель, автор нескольких музыкальных произведений, а два дальнейших учебных года В.И. Вильборг, воспитанник Московской консерватории, рекомендованный как педагог-пианист Г. Рубинштейном. Вильборг начал преподавать в Музыкальных классах еще в 1874-1875 учебном году, вместе с пианистом И.С. Ашковским, также учившимся в Московской консерватории. В том же году ушли совместители, и в их числе Легран, преподаватель Женского института. Среди учащихся преобладали пианисты. Скрипачей и вокалистов было очень мало. Преподавание музыкально-теоретических предметов стояло на низком уровне. Все предметы обычно поручались педагогу-пианисту или скрипачу.

С осени 1876 года Музыкальные классы перешли в дом, где теперь находится Педагогическое училище.15 ноября 1877 года, на следующий день после своего концерта, здесь побывал Н. Г. Рубинштейн. "Наш знаменитый музыкальный педагог с величайшим терпением прослушал игру на фортепьяно всех наличных воспитанников и воспитанниц и остался, по-видимому, доволен как помещением, так и первоначальными задатками, заложенными в основание этого юного, еще только возникающего учреждения" (из архивных материалов).

На протяжении первых одиннадцати лет сменилось шесть директоров Музыкальных классов. В 1878-1880 годах классы возглавлял пианист К.3. Вебер, бывший преподаватель Московской консерватории; с 20 декабря 1880 по июль 1881 года - пианист Ф.М. Достоевский, учившийся в Петербургской консерватории (племянник писателя Ф. М. Достоевского); следующие три учебных года - скрипач Л.И.Винярский, воспитанник Варшавской консерватории. Сопутствовавшие смене директоров «смены курса» затрудняли работу учебного заведения. Деятельность классов вызвала критику в печати, где обмечалось, что Отделение РМО в целом «поставлено как-то слишком официально и слишком на немецкую ногу». В оторванности от живых общественных сил, в недостатке административного такта и слабости ряда директоров усматривалась одна из причин «равнодушия публики к отделению». Число учащихся в первый год составляло 26 человек. В последующие годы оно увеличилось до 60, а к 1881 учебному году снизилось до 29. За время с 1875 по 1881год Музыкальные классы смогли организовать всего 13 вечеров и довести до окончания курса только одну ученицу.

В 1880—1882 годы Саратовское отделение потеряло почти всех своих членов. Возник вопрос о закрытии классов. Летом 1883 года Городская дума приняла решение о выдаче классам субсидии в размере одной тысячи рублей в год. С осени 1883 года к педагогической работе в Саратове приступил пианист С.К. Экснер, окончивший Лейпцигскую и Петербургскую консерватории. Он был введен в состав дирекции Отделения, а в 1884 году назначен директором Музыкальных классов. Его деятельность в качестве директора классов и затем училища и консерватории немало способствовала улучшению музыкального образования. Как пианист, он обладал хорошими эстрадными данными, нередко выступал в концертах Отделения солистом и исполнителем фортепьянной партии в ансамблях. Постепенно увеличивался приток учащихся. Если в 1886-1887 учебном году их было 101 человек, то к середине 90-х годов число их приблизилось к 200 (большинство — пианисты) человекам.

В 90-е годы Музыкальная секция Общества любителей изящных искусств организовала начальное обучение детей музыке (с платой 30 рублей в год при бесплатном пользовании нотами). Занятия с детьми отличались методической продуманностью. Новые курсы, как и деятельность Общества в целом, привлекали внимание широких кругов. Это обеспокоило дирекцию Отделения РМО, и она тоже была вынуждена организовать специальные занятия с начинающими и снизить для этой категории плату за обучение. В 1895 году классы были преобразованы в училище. Еще осенью 1888 года классы перешли в более просторное помещение с девятью учебными комнатами. С осени 1898 года занятия училища происходили в новом помещении на Московской улице. В сентябре этого года Отделение РМО отметило двадцать пять лет своего существования. Открытие училища способствовало улучшению педагогической работы и притоку учащихся из других городов Среднего и Нижнего Поволжья.

В 1898-1899 учебном году в Музыкальном училище обучалось 323 человека, из них на фортепьяно 253, на оркестровых инструментах - 47 (в том числе 11 на духовых инструментах) и пению 23 человека. Но окончили курс только трое учащихся фортепьянного отделения. Среди пятнадцати педагогов имелся только один преподаватель игры на деревянных и медных Духовых инструментах. Чтобы создать ученический симфонический оркестр, необходимо было подготовить исполнителей на этих инструментах. Музыкальное училище начало изыскивать средства на покупку инструментов и объявило, что обучать игре на них будет бесплатно. Однако дирекция училища не проявила настойчивости при проведении в жизнь этого начинания, и через два-три года число обучающихся по духовым специальностям снизилось до 3-4 человек, хотя общее число учащихся быстро возрастало.

В 1899 году Саратовскому отделению РМО был отведен земельный участок на углу Никольской и Немецкой улиц для постройки собственного здания, причем субсидия с 1900 года увеличилась до 5 тысяч рублей в год. С 1902/03 учебного года Музыкальное училище начинает занятия в собственном здании с 20 классами. Официальное торжество открытия здания состоялось 28 октября 1902 года. В тот же вечер и на другой день состоялись торжественные камерные собрания. В них участвовали: композитор А. С. Аренский, Мекленбургский квартет в составе Б. С. Каменского, Н. И. Кранца, А. А. Борнемана и С. Э. Буткевича и педагоги училища М. П. Домбровский (фортепьяно), Н. К. Авьерино (скрипка) и М. Е. Букиник (виолончель). Первый концерт состоял целиком из произведений Аренского. Саратовское отделение РМО почтило Аренского венком с надписью: «Великому светочу русской музыки». Это невольное преувеличение простительно в такие торжественные минуты. Основными проблемами в работе училища были низкий уровень преподавания теоретических предметов и недостаток квалифицированных педагогов по исполнительским специальностям. Дирекция училища стремилась устранить отставание от программных требований. Среди преподавателей теоретических предметов впервые появляются люди со специальным образованием. Первым из них был А.Т. Зубанов (1873-1903), ученик С. И. Танеева, хороший педагог и композитор, автор струнного квартета, дважды исполнявшегося в Саратове, кантаты "Самсон", романсов, пьес для фортепьяно, гимна памяти Гоголя, гимна на открытие нового здания и других произведений. После двух лет работы Зубанова его заменил Л. М. Рудольф (1877-1938), тоже ученик С. И. Танеева. Продолжительная деятельность Рудольфа в Саратове (1903-1930 годы) способствовала улучшению преподавания теоретических предметов. Л.М. Рудольф является автором учебника гармонии, струнного квартета, фортепьянного трио, нескольких романсов и хоров. Среди них хоры памяти Рубинштейна, к тридцати пятилетию существования Отделения РМО в 1908 году, на открытие консерватории в 1912 году и гимн "Борцам за свободу" в 1917 году. В 1930-1931 годы Л. М. Рудольф состоял профессором Ленинградской, а с 1932 года Бакинской консерватории.

Начиная с 1901 года, Музыкальное училище постепенно пополняется новыми педагогами. Это скрипачи Я. Я. Гаек и В. В. Зайц и пианисты Н. Н. Буслов, А. П. Рахманов, М. П. Домбровокий, Э. Я. Гаек и И. А. Розенберг. Они были и незаурядными исполнителями. Труднее было с педагогами по духовым инструментам. В конце прошлого века из пятнадцати преподавателей училища только один обучал игре на духовых инструментах, деревянных и медных инструментах. Позднее пригласили второго педагога. Деревянные и медные инструменты преподавались теперь в отдельных классах. Число учащихся в них в годы 1908-1911 доходило до 40 человек. С 1908-1909 учебного года заметно улучшается состав и работа оркестрового класса под руководством Я. Я. Гаека.

Однако, по-прежнему, оканчивает училище очень небольшой процент учащихся. Так, за первое десятилетие нового века число учащихся увеличилось с 323 до 552 человек. За это время курс училища окончило всего 75 человек. Из них больше двух третей пианисты (57), певцов - 8, дирижеров хора - 5, скрипачей - 2. Накануне торжеств, 27 октября, в зале Коммерческого собрания состоялся концерт скрипача К.К. Григоровича и пианиста Л. С Максимова, в котором, среди других номеров программы, был исполнен скрипичный концерт Аренского. Одна из причин, объясняющих этот факт, заключается в том, что состоятельные учащиеся не стремились стать профессиональными музыкантами, а многие другие, особенно оркестранты, не придавали значения свидетельству об окончании курса, так как находили работу по специальности еще до окончания училища.

В 1908 году отмечалось тридцати пятилетие существования Отделения РМО. Этот юбилей совпадал с двадцатипятилетней работой в Саратове С.К. Экснера. Саратов в это время был накануне открытия университета. Выдвигался вопрос и об учреждении консерватории. Он затрагивался, в частности, в отдельных юбилейных приветствиях в адрес Саратовского отделения РМО. Так, дирекция Петербургского отделения РМО заканчивала свое приветствие пожеланием «дальнейшего процветания как самому отделению, так и будущей Саратовской консерватории», а профессор Л. С. Ауэр выражал надежду «дожить и присутствовать при открытии Саратовской консерватории».

Главная дирекция осторожно подходила к решению этого вопроса. Еще в декабре 1910 года она направила в Саратов С. В. Рахманинова для ознакомления с состоянием Саратовского Музыкального училища. Рахманинов провел в училище несколько дней, побывал на занятиях, а 14 декабря прослушал пятый ученический концерт. Перед Рахманиновым выступили девять пианистов, два певца, шесть скрипачей, два виолончелиста и симфонический оркестр, исполнявший увертюру к опере "Свадьба Фигаро". О своих впечатлениях Рахманинов сообщил председателю Главной дирекции РМО письмом от 26 декабря 1910 года, где указывал: "Впечатление о Саратовском музыкальном училище у меня получилось не особенно благоприятное и, если их ходатайство о консерватории будет уважено, то совесть моя будет не совсем покойна и чиста. Главным и почти единственным заслужит их здание: действительно хорошее. Да еще, пожалуй, личность самого директора как администратора. Что же касается, например, личности директора как преподавателя, да и почти всех остальных преподавателей, то они произвели на меня довольно сильное, но притом отрицательное впечатление. В ожидании решения вопроса дирекция, не теряя времени, надстраивает четвертый этаж над частью здания, предполагая использовать его для оперного помещения.

В первой половине 1912 года вопрос о консерватории положительно разрешился во всех инстанциях, и 21 октября 1912 года состоялось торжество открытия. Среди более 20 иногородних и местных делегаций были делегации от Петербургского и Ростовского отделений РМО, от Саратовского университета, от студентов университета, Боголюбовского рисовального училища, Губернского земства, местной Архивной комиссии и другие. Были телеграммы от Московского отделения РМО, Совета Академии художеств, С. Г. Рубинштейн, А. К.Глазунова, М. М. Ипполитова-Иванова, А. Т. Гре­чанинова, Р. М. Глиэра, А. И. Зилоти, А. Н. Есиповой, Л. С Ауэра, А. Б. Гольденвейзера и других. Одна из московских телеграмм гласила: «Московское синодальное училище поет многолетие и славу новому рассаднику высшего музыкального образования. Кастальский».

Из-за границы новую консерваторию приветствовали: дирекция Дрезденской консерватории, директор консерватории в Гельсингфорсе (Хельсинки) композитор Э. Мелартин, Высшая музыкальная школа в Берлине,пианисты И. Гофман и В. Ландовска. В адресах высказывались пожелания видеть музыкальное образование более доступным «для всех слоев населения, в том числе и крестьянства»; надежды, что
консерватория будет «извлекать из толщи народной лучшие сокровища». Утверждения, что основа развития и процветания консерватории лежит в близости ее к народной музыке и песням, которые «исстари оглашали Саратовское Поволжье и его просторные степи».

Позднее в печати высказывались сожаления, что открытие консерватории не было отмечено солидными концертами и гостям пришлось довольствоваться лишь двумя, весьма посредственно исполненными кантатами, да демонстрацией ученических талантов. Открытие консерватории сопровождалось деловыми указаниями местных газет на недостатки Саратовского отделения РМО, которое сторонилось от саратовского населения, замыкалось в самодовольную бюрократическую организацию". Указывалось, что Отделение РМО относилось к Обществу любителей изящных искусств не как к сподвижнику, а как к конкуренту, не проявляло интереса к хоровому пению, к музыкальной деятельности Общества народных университетов.

Директором консерватории временно был утвержден С.К. Экснер.

Хорошим начинанием консерватории явилась организация курсов хорового пения. Хористы должны были приготовить, хоры из 10-12 опер. Предполагалось, что хор из 40-60 человек будет обслуживать оперные труппы в Саратове. В 1912—1913 годах здесь обучалось около 100 человек. Занятия проводили М.Л. Пресман (хор) и И.И. Шулячук (теория и сольфеджио). В марте 1914 года курсы прекратили свое существова­ние, не подготовив ни одной оперы.

В качестве отклика на общественные пожелания, чтобы деятельность консерватории стала более массовой, художественный совет вынес решение об организации общедоступных симфонических концертов с тем, чтобы повторять их в Общедоступном театре. План этих концертов был выполнен, печать высказала пожелание о продлении их, «чтобы укрепить в публике пробуждающийся интерес к серьезной музыке» во внутренней жизни консерватории большое место заняли выборы нового директора. Вопрос этот долго дискутировался. В конце концов, ввиду отказа Экснера, сославшегося на нездоровье, директором консерватории 22 февраля 1914 года был избран И. И. Сливинский.

Работа молодой консерватории очень страдала от недостаточной сплоченности педагогов. Часто не проявлял должного такта в своих взаимоотношениях с преподавателями и директор Сливинский. С этой точки зрения показателен факт, наделавший в свое время много шуму и послуживший причиной оживленных комментариев в прессе. Однажды дирекция исключила студента, пожелавшего перейти к другому педагогу по специальности. Против этого решения резко возразил Г. Э. Конюс. Приняв это возражение за личное оскорбление, Сливинский наскоро созвал Художественный совет и добился решения об исключении Г. Э. Конюса из педагогического состава консерватории. Вопрос о правильности решения Совета обсуждался на заседании дирекции Отделения. Здесь голоса разделились поровну и только голос Сливинского, имевшего преимущество как директор консерватории, дал возможность утвердить решение Совета об увольнении Конюса. Тогда три члена дирекции (Б. А. Арапов, А. Д. Юматов и А. И. Скворцов) заявили протест Главной дирекции. Они не только признали решение Совета неправильным, но и осудили попытку лишить молодую консерваторию одной из более ярких и солидных сил педагогического состава. Этими словами заканчивалось их особое мнение, переданное авторами в редакцию газеты. Главная дирекция нашла увольнение неправильным и предложила рассмотреть вопрос вторично. На это Сливинский ответил отказом от должности директора. Обязанности директора были вновь поручены С.К. Экснеру. В продолжавшийся конфликт втянулись учащиеся классов Сливинского и Конюса, и лишь во второй половине ноября, с приездом вице-председателя Главной дирекции В. И. Тимирязева, инцидент был дипломатично улажен, и жизнь консерватории вошла в нормальное русло.

Таким образом ситуация в массовом музыкальном образовании в начале ХХ века начинает существенно улучшаться. Государство и местная власть стремятся поставить это дело на должный уровень, в результате чего в Саратовской губернии к 1917 году сложилась достаточно стройная система массового музыкального образования, которая была прогрессивным явлением для провинциальной губернии. Впервые в Поволжье на высоком уровне начинает организоваться дело массового музыкального образования.

Необходимо отметить, что, если в конце XIX века музыкальная культура в Саратовской губернии развивалась в основном силами любителей (небольшие любительские оркестровые ансамбли, губернаторский крепостной оркестр, оркестр и хор губернского предводителя дворянства Н. Бахметева, концерты любителей музыки), то на рубеже XIX-XX веков начинается новый этап в музыкальной жизни Саратова: открываются профессиональные музыкальные учреждения (Отделение РМО, музыкальные школы, Саратовское музыкальное училище, консерватория), в концертах выступают профессионалы-исполнители. Кончился век любительских музыкальных вечеров.

Романова Л.С., Курченко И.В.

Творческие формы отчётности в классе хорового дирижирования
Классный концерт – одна из самых творческих форм отчётности в классе хорового дирижирования. Она позволяет учитывать как требования к приобретению и совершенствованию студентами различных курсов технических навыков, так и индивидуальные их возможности и наклонности. Опираясь на личностно ориентационный подход в подборе концертных программ, мы ставим и воспитательно-образовательные, и художественно-творческие задачи.

Творческое сотрудничество педагога и студентов всех курсов (1-5) помогает раскрывать и стимулировать реализацию духовных потенциалов личности. Понятие «духовные потенциалы» определятся учёными как «способность к восприятию, оценке и творческому созиданию» (Ю.У. Фохт-Бабушкин). В процессе подготовки к классному концерту реализуются все названные способности. Этому способствует многообразие видов творческой деятельности, которую осуществляют студенты, вовлекаемые в данный творческий процесс. В их числе такие, как инструментальное, вокальное, ансамблевое и хоровое исполнительство; литературное творчество (сочинение концертных сценариев, стихов, новых куплетов текстов песен, чтение стихов и фрагментов прозы в контексте содержания концертного сценария и т.п.); импровизационная инсценировка песен, подбор и конструирование костюмов или их символических деталей.

Названные виды творческой деятельности студентов направлены на развитие музыкальных и разносторонних художественных способностей личности: художественного вкуса и артистизма; мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти; темпового и метроритмического чувства, на развитие общей и художественной эрудиции; вокально-хоровых навыков (дикции, артикуляции, грамотного сочетания слова и звука и т.п.). В таком творческом процессе происходит активное совершенствование таких профессиональных навыков и умений, как усвоение и закрепление теоретических сведений, умение аккомпанировать и самостоятельно осуществлять его грамотный подбор; приобретение навыков разучивания хорового произведения и руководства малым хоровым коллективом; умения самостоятельной оркестровки и аранжировки музыкальных произведений; приобретение навыка ансамблевого музицирования; формирование умения самостоятельного подбора хорового репертуара в соответствии с темой концерта и понимания исполнительских возможностей малого хорового коллектива на данном этапе.

Учителю музыки необходим комплекс знаний, умений и навыков, практическое овладение которыми совершенствуется при подготовке к отчётным концертам и при участии в концерте. В число необходимых для музыкально педагогической деятельности входят, как известно, следующие, систематизированные Л.А. Безбородовой знания:

1) музыкально-выразительных средств произведения (особенности интонации и гармонического языка, лад, характер мелодического и ритмического движения, тембр, тональность, размер, жанр, форма и т.п.),

2) средств выразительности, характерных для хоровой музыки (тембровая окраска голосов, особенности звукоизвлечения и сочетание мелодии и текста при исполнении хоровой музыки),

3) характерных особенностей и возможностей хорового коллектива (диапазона, регистров),

4) исполнительских средств выразительности (темп, динамика, фразировка, агогика, характер звуковедения),

5) особенностей работы с хоровым коллективом школьников на различных возрастных этапах (особенностей звучания детского хора, возможностей устранения дефектов звукоизвлечения, приёмов работы над ансамблем, дикцией),

6) приёмов технических приёмов дирижирования и осознанного их применения.

Тематика классных концертов способствует постижению жанрового разнообразия хоровой классики и произведений современных композиторов.

Рассмотрим темы и содержание пятилетнего цикла отчётных концертов (2004 – 2009 гг.) в классе хорового дирижирования. Проанализируем ступени развития вышеназванных профессиональных и личностных качеств конкретных студентов в процессе подготовки отчётного концерта и результаты, фиксируемые после каждого классного концерта. Все отчётные концерты имеют различную тематику, перспективные цели и чёткие задачи

В рассматриваемый пятилетний период прошли отчётные концерты со следующей тематикой: «В гостях у Снежной королевы», «Колыбельная и серенада в песне и хоровой музыке», «Песня – душа народа», «Времена года», «Ребятам о зверятах».

В 2004-2005 учебном году в отчётном концерте класса хорового дирижирования участвовала следующая группа студентов:

1 курс - Ойкин Алексей, Грохотов Григорий.

2 курс - Мерзлова Марина, Лабзина Екатерина

3 курс - Мартиросян Сирануш, Сотникова Мария, Петровичев Фрол,

4 курс - Цыкаева Наталья, Мовсесянц Ольга.

5 курс – Евдокова Виктория.

Концерт школьной песни «В гостях у Снежной Королевы».

Объединение в данном концерте под одной темой школьных песен имело своей целью профессиональную ориентацию будущего учителя музыки общеобразовательной школы. У студентов бытует мнение, что школьная песня – это лёгкий музыкальный жанр, работа над которым не требует высокого профессионального уровня. При подборе программы учитывались как возможности студентов, так и их наклонности и пожелания.

В распределении творческих ролей участвовали все студенты. Перед каждым студентом была поставлена своя творческая задача. Задачу объединения концертных номеров в единый сценарий взяла на себя Сотникова Мария (3 курс). Она связала музыкальные номера текстом соответствующего теме сценария, который написала самостоятельно (с учётом советов педагога). Она же исполнила роль Снежной Королевы, подготовив необходимый костюм. По её творческому замыслу к детям пришла вовсе не холодная и злая Снежная Королева, а улыбчивая, гостеприимная хозяйка Зимнего бала, куда она пригласила интересных и дорогих ей гостей. Концерт открылся исполнением песни В. Шаинского на сл. М. Пляцковского «Улыбка». В процессе подготовки к концерту Сотникова М. самостоятельно разучивала двухголосный вариант этой песни со студенческой группой дирижёрского класса и впоследствии дирижировала ей на концерте.

Одним из весёлых гостей Снежной Королевы был Карлсон, роль которого очень артистично исполнил студент 3 курса Петровичев Фрол. По сценарию он совместно с хозяйкой бала был наделён волшебным умением исполнять новогодние пожелания. У него была сложная творческая задача – сочетание исполнения запева песни В. Журбина на слова В. Дементьева «Смешной человечек» и дирижирования припева. Ему необходимо было проявить свои актёрские данные, разучить песню в двухголосном варианте и управлять хором, не выходя из роли Карлсона. С этими задачами Фрол с честью справился.

Естественным продолжением сценария явилось вовлечение в действие студентов 2-го курса. Это был их первый концерт, первая проба разучить музыкальное произведение с хором и управлять им в концертном варианте. Выполняя эти задачи, студенты осознанно на практике постигали азы техники хорового дирижирования, приобретали первые навыки управления малым хоровым коллективом и раскрывали свои духовные и творческие потенциалы.

Так, студентка 2-го курса Мерзлова Марина «пригласила в гости» к Снежной Королеве Мишек и Кукол. Она дирижировала песню М. Качурбиной (русский текст Н. Найдёновой) «Мишка с куклой». При работе над этой песней старалась передать её танцевальный характер, используя в дирижёрском жесте соответствующее ему кистевое движение. Основная работа над техникой дирижирования была проведена в классе, как на занятиях по хоровому дирижированию, так и в процессе разучивания песни студенткой с классным хоровым коллективом. На концерте же студенты не только пели песню, но и танцевали польку, разделившись на пары. «Куклы» прикрепили к волосам бантики, исполняющие роль Мишек, надели соответствующие маски.

По сценарию Мишка и кукла приехали в гости на Пони. Поэтому следующим номером концертной программы была песня С. Никитина «Пони» (« ... пони девочек катает, пони мальчиков катает...»). Процесс её разучивания, исполнения и дирижирования был осложнён тем, что она из одноголосного варианта была переложена на двухголосный. Была сделана аранжировка для исполнения с музыкальными инструментами (роль солистки-пони играла шестилетняя Мовсесянц Инна). Студенткой 5-го курса Евдоковой Викторией вырабатывался навык разучивания и дирижирования песни, исполняемой хором и солистом с использованием музыкальных инструментов (треугольник, маракасы, ложки, румба). Автором песня написана как сольная. В её переложении для концертного варианта принимали участие Мартиросян С., Петровичев Ф., Мерзлова М.

Подарком Снежной Королеве от Мишки и куклы была сувенирная маленькая ёлочка и исполнение двухголосного варианта песни Филиппенко на слова В.Виноградова «К детям ёлочка пришла», которой дирижировал студент 1-го курса Ойкин Алексей. Умеренный темп песни позволил студенту 1-го курса продемонстрировать все приобретённые навыки в технике дирижирования и в жесте отразить характер песни. Несмотря на необходимость освоения разнохарактерных жестов и принципов звуковедения, мы, выбирая произведение для разучивания и концертного исполнения, учитывали природные наклонности студентки. Это дало возможность К.Ю. чувствовать себя уверенно и по возможности наиболее полно обнаружить свой творческий потенциал. Важной задачей организации данного концерта было не столько выучить песни, сколько включить студентов уже с первого курса в цельный творческий процесс.

Концерт с названием «В гостях у Снежной Королевы» позволил включить в программу самые разнообразные произведения по тематике и характеру. Далее по сценарию Сотниковой М. на празднике появились «Дед Мороз и Снегурочка». Для участия в праздничном концерте была приглашена шестилетняя сестрёнка студентки 4-го курса Мовсесянц Ольги – Мовсесянц Инна. Она прочитала стихотворение Е. Тарховской «Дед Мороз» (« ... на носу-то крапины, а глаза-то... папины...») и исполнила «Песенку про папу» (муз. А. Журбина, сл. М. Танича, дирижировала Лабзина Екатерина студентка 2-го курса). Её детский звонкий голос очень оживил концерт. Дедушка Мороз (Грохотов Григорий – студент 1-го курса) попросил рассказать о лете, и студенты исполнили под управлением Мовсесянц Ольги, студентки 4-го курса «Песенку о лете» из кинофильма «Дед Мороз и лето» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина). Процесс разучивания этой песни был достаточно сложным, так как песня эта имеет «ломкую», скачообразную мелодию и сложна для исполнителей.

Песня Р. Паулса на слова Я. Райниса «Добрая зима» была представлена на концерте студенткой 3-го курса Мартиросян Сирануш. Эта песня, контрастная предыдущей по характеру и темпу, была разучена в двухголосном варианте. В переложении одноголосного варианта на двухголосный принимала активное участие Мартиросян С. Этот процесс имел целью практическое овладение студенткой данным навыком и осуществление межпредметной связи (дирижирования с аранжировкой, хороведением и гармонией).

Зимние каникулы – радостная и счастливая пора для школьников. Студентка 4-го курса Цыкаева Наталья представила песню Д. Львова-Компанейца на слова С. Богомазова «Хорошо, что есть каникулы». Работа над этой песней требовала большого внимания и определённых дирижёрских навыков. Песня предлагается для разучивания по программе Д. Кабалевского в 6 классе. Поэтому практическое её освоение решало задачу пополнения репертуара школьных песен и отработку таких дирижёрских умений, как например показ синкопированного ритма в песне с быстрым темпом, весёлым и оживлённым характером.

Этот весёлый концерт мы сочли возможным завершить песней Д. Львова-Компанейца на слова С. Богомазова «К нам на новоселье жалует зима», которой дирижировал студент 1-го курса Грохотов Григорий. Завершать концерт – очень ответственная задача и для студента первого курса – довольно сложная, требующая собранности и творческого вдохновения дирижёра.

Далее мы проследим динамику профессионального совершенствования и творческого развития студентов, как участвовавших в данном концерте, так и поступивших в наш класс хорового дирижирования в последующие годы.

В 2005-2006 гг. был подготовлен отчётный концерт «Времена года».

Участники концерта:

1 курс – Колесниченко Юлия, Кондрашова Екатерина.

2 курс – Ойкин Алексей, Грохотов Григорий.

3 курс – Мерзлова Марина, Лабзина Екатерина.

4 курс – Сотникова Мария, Петровичев Фрол, Мартиросян Сирануш.

5 курс – Мовсесянц Ольга, Цыкаева Наталья.

В этом концерте помимо хоровых были использованы фрагменты музыкальных и поэтических классических произведений. Приветствовалось и стимулировалось самостоятельное поэтическое и композиторское творчество. Такой тип отчётного концерта давал студентам представление о специфике и многообразии выразительных средств различных видов искусства и об их нерасторжимой связи в процессе развития художественной культуры. В области хорового дирижирования каждый из студентов поднимался на новый более высокий уровень профессионального и творческого саморазвития.

Роль ведущей взяла на себя студентка 3-го курса Мерзлова Марина. После вступительного слова ведущей, создавшего атмосферу творческого восприятия искусства, студентка 5-го курса Н. Цыкаева исполнила фрагмент пьесы П.И. Чайковского «У камелька», из цикла «Времена года».

Известная песня Л. Бекмана на слова Р. Кудашевой «В лесу родилась ёлочка» исполнялась в четырёхголосном варианте без сопровождения. Активное участие в аранжировке произведения принимала студентка 5-го курса Цыкаева Н.

Дирижировала студентка 1-го курса Колесниченко Юлия. В разучивании четырёхголосного варианта этой песни принимала участие Цыкаева Н. как автор аранжировки и как студентка старшего курса. Такая творческая помощь принесла пользу обеим студенткам. Для Цыкаевой это была дополнительная репетиция перед предстоящим государственным экзаменом. Известно, что разучивание произведения без сопровождения является одним из важнейших его этапов. Для студентки 1-го курса Колесниченко Ю. такое сотворчество в приобретении начального опыта давало возможность чувствовать себя свободнее, чем в работе под началом педагога. Сюжетной связкой было стихотворение С. Есенина «Белая берёза», которое прочитала студентка 1-го курса Кондрашова Екатерина.

Ведущая рассказала о радостном зимнем празднике Рождестве и о некоторых, связанных с ним традициях на Руси. Песня Грубера «Тихая ночь» была прекрасной музыкальной иллюстрацией к рассказу. Дирижировала песней студентка 4-го курса Сотникова Мария. Эта песня требовала от дирижёра и исполнителей тонкого проникновения в музыкальное полотно. Добиваясь сочетания мягкости, лиричности и торжественности в исполнении, Сотникова М. использовала приёмы, необходимые для работы над ансамблем, чёткостью ритма, плавностью звука, характером произведения.

Несколько строк из сказки С.Я. Маршака «12 месяцев» («... стали громче птицы петь, и расцвёл подснежник...») ознаменовали наступление самого радостного и романтичного времени года – весны! Прозвучал фрагмент пьесы П.И. Чайковского «Подснежник» из фортепьянного цикла «Времена года» в исполнении студентки 4-го курса Мартиросян Сирануш. Такие музыкально-поэтические связки делают сценарий концерта цельным и последовательным, раскрывают разносторонние творческие способности студентов и дают возможность без напряжения подготовиться к следующему концертному номеру. Это особенно необходимо студентам первого курса. Так, Кондрашова Екатерина (1 курс) продолжила концертную программу песней Я. Дубравина (на сл. Р.Антоновой) «Весна». Произведение имеет вступление и заключение, что на начальном этапе обучения дирижированию представляет определённую сложность при управлении хором. В исполнении этой студентки очень мелодично и звонко прозвучало соло в песне Е. Крылатова на слова Ю. Энтина «Ласточка». Дирижировал студент 2-го курса Ойкин Алексей. Работа над хоровым произведением с солистом была для студента новым этапом как в работе над техникой дирижирования, так и в передаче образа и настроения песни. Весенний цикл в концерте завершил студент 4-го курса Петровичев Фрол песней «Разноцветная скакалка» в двухголосном варианте. Петровичев Ф. также продемонстрировал своё поэтическое творчество, сочинив ещё два куплета песни.

О переходе к летнему времени года мы сообщили исполнением «Песни о земной красоте» Я. Дубравина на слова В. Суслова под управлением студентки 3-го курса Лабзиной Екатерины. С этим произведением хорошо сочеталась песня Е. Четверикова «Земля, где мы живём» в двухголосном варианте. Её исполнение требовало широкого дыхания и передачи торжественного настроения, что должно было отразиться в плавном глубоком жесте дирижёра и умении «заразить исполнителей» соответствующим настроением. Необходимость своевременного показа оркестрового вступления и заключения требовало от дирижёра распределённости внимания и собранности.

Контрастным звучанием к названным произведениям было исполнение (a capella) хорового четырёхголосного переложения песни М.Дунаевского на слова Н. Олева «Июль» из к/ф «Зелёный фургон» под управлением студентки 5-го курса Цыкаевой Натальи. В аранжировке этого произведения принимали участие Петровичев Ф., Цыкаева Н., Мартиросян С. В песне шла речь о тяжёлых испытаниях русских солдат в горячие военные июльские дни, что требовало от дирижёра умелого сочетания пластичности и энергичности жеста. Песня очень динамична и драматична, что студентке Цыкаевой Н. удалось передать и в работе над произведением и в концертном варианте.

В завершение концертного цикла «Времена года» студенты исполнили « Песню о снежинке» Е. Крылатова на слова Л. Дербенёва («... когда часы двенадцать бьют...»). Дирижировала произведением студентка 5 курса Мартиросян С. Она же была автором переложения песни в двухголосный вариант. Концерт состоялся в последней декаде декабря и такое его завершение воспринималось как новогоднее поздравление.

Как видим, в процессе подготовки и участия в концерте студенты осуществляли различные виды творческой деятельности: управление хором, работа по разучиванию произведений, художественное чтение, игра на музыкальных инструментах, хоровая аранжировка, сольное и ансамблевое пение, музыкально-ритмические движения, подбор инструментов для музыкально-ритмического оформления произведения, составление сценария, выступление в роли ведущего, литературное и музыкальное сочинительство, подбор литературно-художественного материала для характеристики этнических особенностей образцов фольклорного искусства и т.д. Включаясь в такую творческую деятельность, студенты активно раскрывали и развивали свои творческие возможности.

Подобные отчётные концерты проводились также в классах хорового дирижирования других преподавателей кафедры теории и методики музыкального образования. Так, И.В. Курченко в тот же временной период подготовила и провела ряд концертов со следующей тематикой:



  1. «Русские народные песни в хоровой музыке» (2004-2005 уч.год);

  2. «Тема природы в хоровой музыке советских композиторов» (2005-2006 уч. год);

  3. «Хоровое творчество П.И. Чайковского» (2006-2007 уч. год);

  4. «Хоровое творчество Я. Дубравина» (2007-2008 уч. год);

  5. «Сказка в хоровой музыке для детей» (2008-2009 уч.год) .

Большой опыт работы с хоровыми коллективами позволяет обобщить и совершенствовать его в процессе подготовки и проведения студенческих отчётных концертов в классе хорового дирижирования. Об этом свидетельствует разнообразие тематики концертов и направлений в творческой деятельности студентов.

Так, все произведения отчётного концерта по теме «Русская народная песня в хоровой музыке» были исполнены a capella. Такой опыт работы над произведением, как известно, требует определённых навыков и профессиональных способностей.

Для раскрытия темы «Природа в хоровой музыке советских композиторов» была раскрыта не только с помощью музыкальных произведений, но и дополнена межхудожественными связями: демонстрацией слайдов с пейзажами русской природы, чтением стихов русских и советских поэтов и т.п. Самостоятельный подбор такого материала совершенствует профессиональные навыки будущего учителя музыки и обогащает художественную эрудицию. Спецификой данного концерта было более глубокое проникновение в особенности музыкального языка современных композиторов.

Концерт «Хоровое творчество П.И. Чайковского» был нацелен на раскрытие мелодического и гармонического своеобразия великого композитора. Фрагменты его фортепианных произведений, исполненные студентами, сделали концерт очень содержательным и цельным.

Хоровое творчество Я. Дубравина было представлено его детскими песнями, в аранжировке которых принимали активное участие сами студенты. Самостоятельная работа над произведениями, часто используемыми в практике учителя музыки, была своеобразной подготовкой к будущей профессиональной деятельности студентов и к одному из важных этапов государственного экзамена.

Жанровое многоцветье музыки было представлено в концерте «Сказка в хоровой музыке для детей». Задействуя в концерте межхудожественные связи, студенты предлагали свои варианты сценического воплощения музыкального образа.

На последующих занятиях проводилось совместное обсуждение результатов концертной деятельности студентов, как творческих достижений, так и неудач с выявлением причин и методов их устранения.
Колоколова С.А.


следующая страница >>