Мо русского языка и литературы - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
На уроках русского языка и литературы антикоррупционное образование... 1 304.09kb.
Открытый урок русского языка в 6-м классе учителя русского языка... 1 39.23kb.
Учитель русского языка и литературы Пучкова Л. И 1 82.83kb.
Воспитание интереса к изучению русского языка и литературы через... 1 279.66kb.
Общение на уроках литературы через информационные технологии. 1 53.98kb.
Для уроков Русского языка по умк «Школа России» Тема : «Упражнения... 1 48.7kb.
«Ранняя лирика Анны Ахматовой» 1 97.62kb.
Учитель русского языка и литературы 3 405.42kb.
Урок русского языка. 5 класс. Тема: «Употребление имен существительных... 1 59.4kb.
Прошина З. Г. П 78 теория перевода (с английского языка на русский... 33 1775.15kb.
Работа над текстом как один из способов формирования общеучебных... 1 98.97kb.
Развивающие внимание игры и упражнения Упражнение "Следи за своей... 1 204.02kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Мо русского языка и литературы - страница №3/4



Список художественных текстов:

1. М.А.Булгаков. «Мастер и Маргарита».

2. А.П.Платонов. «Котлован».

3. М.А.Шолохов. «Донские рассказы». «Тихий Дон».

4. А.Т.Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «В тот день, когда закончилась война…», «Дробится рваный цоколь монумента…», «Памяти Гагарина».

5. А.И.Солженицын. «Один день Ивана Денисовича».

6. В.Т.Шаламов. «Стланик», «Сгущенное молоко».

7. Ю.Бондарев. «Горячий снег»

8. В.Курочкин. «На войне как на войне»

9. К.Симонов. «Живые и мертвые».

10. К.Воробьев. «Убиты под Москвой».

11. В. Быков. «Сотников».

12. Б.Васильев. «А зори здесь тихие…».

13. В.М.Шукшин. «Чудик», «Срезал».

14. В.П.Астафьев. «Царь-рыба».

15. В.Г.Распутин. «Прощание с Матерой»

16. В.Белов. «Привычное дело».

17. Ю.Трифонов. «Обмен».

18. А.Вампилов. «Утиная охота», «Старший сын», «Прошлым летом в Чулимске» (одно произведение на выбор).

19. Н.М.Рубцов. Стихотворения: «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице».

20. И.А.Бродский. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет».

21. Б.Ш.Окуджава. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название…», «Когда мне невмочь пересилить беду…».

22. Мустай Карим. Стихотворения: «Подует ветер – все больше листьев…», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду…», «Птиц выпускаю».
Для обзорного изучения:

23. Стихи А.Ахматовой («Мужество»), Н.Тихонова, М.Исаковского («Катюша»), А.Суркова («Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины»), А.Прокофьева, К.Симонова («Жди меня»), О.Берггольц («Февральский дневник»), Д.Кедрина, А.Фатьянова («Соловьи»), П.Когана («Звезда»), посвященные теме ВОВ.

24. Произведения С.Залыгина («Соленая Падь»), Б.Можаева («Мужики и бабы»), Ф.Абрамова («Братья и сестры»), В.Крупина.

25. Произведения Д.Гранина, В.Дудинцева («Белые одежды»), В.Маканина.

26. Произведения В.Набокова («Лолита», «Защита Лужина»), В.Ходасевича, Г.Иванова, Г.Адамовича, Б.Зайцева, М.Алданова, М.Осоргина, И.Елагина (поэма «Звезды», стихотворения: «Завещание», «Семейный архив», «Послушай, я все скажу без утайки» и др.)

27. Поэзия Б.Ахмадулиной, Р.Рождественского, А.Вознесенского (сборники «Дубовый лист виолончельный», «Витражных дел мастер»), Е.Евтушенко («Коммунисты» и др.).

28. Произведения В.Белова («Привычное дело»), А.Битова («Пушкинский дом»), В.Маканина («Стол, покрытый сукном и с графином посередине»), А.Кима, Е.Носова, В.Крупина, С.Каледина («Смиренное кладбище»), В.Пелевина («Жизнь насекомых», «Омон Ра»), Т.Толстой («Женский день: рассказы»), Л.Петрушевской («Три девушки в голубом»), В.Токаревой, Ю.Полякова, поэзия Б.Чичибабина («С Украиной в крови…», «Кончусь, останусь жив ли…»), Ю.Кузнецова (сборник «Во мне и рядом – даль»), Д.Пригова («Дмитрий Александрович Пригов»), Т.Кибирова («Сквозь прощальные слезы», книга «Сантименты: 8 книг»), О.Седаковой («Ночное шитье»), И.Жданова (сборник «Портрет») и др.


Список учебной литературы:

1. В.В.Агеносов и др. Русская литература XX века. Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – Ч.1. – М.: Дрофа. – (любой год издания).

По изданию 1997 года:

С. 367-381, 383-391 (литература 30-х годов, А.Н.Толстой, М.А.Алданов);

С. 395-409 (Ю.Н.Тынянов);

С. 415-430 (М.А.Булгаков);

С. 473-486 (Г.В.Иванов);

С. 489-520 (В.В.Набоков).

2. В.В.Агеносов и др. Русская литература XX века. Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – Ч.2. – М.: Дрофа. – (любой год издания).

Содержание учебника 1997 года: литературный процесс 30-50-х годов, 60-х годов, проза о Вов, современная поэзия, драматургия. Творчество А.Твардовского, А.Платонова, М.Шолохова, И.Елагина, Б.Пастернака, А.Солженицына, В.Распутина, Ю.Трифонова, И.Бродского.

С. 132-137 (В.Шукшин);

С. 212-216 (В.Курочкин);

С. 216-219 (К.Воробьев);

С. 221-225 (К.Симонов, Ю.Бондарев);

С. 252-259 (Н.Рубцов);

С.304-306 (А.Вампилов).



Список дополнительной литературы:

  1. Абрамов А. Лирика и эпос Великой Отечественной войны: Проблематика. Стиль. Поэтика. – М. – 1972;

  2. Агеносов В.В. «Трижды романтический мастер»: Проза Михаила Булгакова. – В кн.: В.В.Агеносов и др. Литература народов России XIX-XX веков. – М. – 1995;

  3. Агеносов В.В., Маймин Е.А., Хайруллин Р.З. Литература России. – М. - 1995;

  4. Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература. В 3 кн. – М. – 2001;

  5. Михайлов О.Н. Литература русского зарубежья. – М. – 1995;

  6. Нива Ж. Солженицын. – М. – 1992;

  7. Оклянский Ю. Юрий Трифонов. – М. – 1987;

  8. Оттепель. 1953-1956: Страницы русской советской литературы / Сост., автор вступ. ст. С.И.Чупринин. – М. – 1989;

  9. Семенова С. Валентин Распутин. – М. – 1987;

  10. Соколов Б.В. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». – М. – 1991;

  11. Творчество Андрея Платонова. Исследования и материалы. Библиография. – СПб. – 1995;

  12. Хватов А. Художественный мир Шолохова. – М. – 1978;

  13. Чалмаев В. Александр Солженицын. Жизнь и творчество. – М. – 1994;

  14. Чалмаев В. Андрей Платонов. – М. – 1989;

  15. Шром Н.И. Новейшая русская литература: 1987-1999. – Рига. – 2000;


Требования к знаниям и умениям:

  1. Знание содержания художественных текстов (см. выше).

  2. Знание особенностей литературы 30-х годов, литературы о ВОВ (три периода), «деревенской» и «городской» прозы, литературных течений (постреализма, постмодернизма).

  3. Знание кратких биографических сведений о жизненном и творческом пути писателей (см. выше). Знание особенностей творчества писателей на примере предложенных для прочтения художественных текстов (темы, идеи, выбор жанров, особенности языка и др.).

  4. Знание особенностей конкретного художественного произведения (история создания, позиция автора, место в русской литературе, влияние на литературный процесс и на круг читателей).

  5. Знание основных литературоведческих понятий (необходимых для анализа поэтического и прозаического текста (эпизода));

  6. Умение анализировать художественное прозаическое произведение: формулировать его основную идею, выявлять ряд тем, определять позицию автора, давать характеристику героям произведения, сжато и подробно излагать сюжет, выбирать ключевые эпизоды, выражать и доказывать свою точку зрения, цитировать и др.

  7. Умение анализировать художественное поэтическое произведение: формулировать его основную идею, выявлять ряд тем, определять позицию автора, давать характеристику лирическому герою произведения, находить средства художественной выразительности и определять их функцию в тексте, определять размер стихотворения, выражать и доказывать свою точку зрения относительно темы стихотворения, цитировать и др.

  8. Умение находить в художественном тексте черты определенного литературного течения.

  9. Умение отбирать, систематизировать и анализировать учебную литературу; определять главное и второстепенное.

  10. Умение сжато и подробно излагать материал в устной и письменной форме.


Элементы зачета:


  1. Контрольная работа по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» по следующим вопросам (пояснения прилагаются):

- библейский мир в романе;

- московский мир в романе;

- фантастический мир в романе;

- тема любви в романе;

- тема творчества в романе;

- тема личной ответственности в романе;

- образы Маргариты, Иешуа, Воланда;

- Булгаков и Мастер.

2. Анализ заключительного эпизода романа М.Шолохова «Тихий Дон» (со слов «амнистию дадут»), (план прилагается).

3. Анализ рассказа В.Шукшина (одного по выбору учащегося), (план прилагается).

4. Реферат о любом произведении на тему Вов (план прилагается);

5. Анализ одного стихотворения (по выбору учащегося) из списка предложенных (план предлагает учитель).

6. Сочинение на любую из предложенных тем:

- «Революция обнаруживает и высоту человеческой природы, и истребление духовных ценностей» (Н.А.Бердяев) (по одному или нескольким произведениям XX века);

- «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой» (А.С.Пушкин) (по одному или нескольким произведениям XX века);

- «Общество находит в литературе свою действительную жизнь» (В.Г.Белинский) (по одному или нескольким произведениям XX века);

- «Сущность человека лучше всего, благороднее и совершеннее всего выражается через его деяния» (А.А.Фадеев) (по одному или нескольким произведениям XX века);

- «Смех часто бывает великим посредником в деле отличия истины от лжи» (В.Г.Белинский) (по одному или нескольким произведениям XX века);

- «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека» (В.Г.Белинский) (по одному или нескольким произведениям XX века);

- «Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом все для человека, это для него значит сделаться собой…» (В.Г.Белинский) (по одному или нескольким произведениям XX века);

- «Всякая благородная личность глубоко осознает свои кровные связи с отечеством» (В.Г.Белинский) (по одному или нескольким произведениям XX века);

- «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя» (Б.Л.Пастернак) (по одному или нескольким произведениям XX века);

- «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д.С.Лихачев) (по одному или нескольким произведениям XX века);

- «Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собою» (Н.М.Карамзин) (по одному или нескольким произведениям XX века);

- «Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает это в кристаллах книг» (Л.Н.Толстой) (по одному или нескольким произведениям XX века);

- «Дела определяются их целями: то дело называется великим, у которого велика цель» (А.П.Чехов) (по одному или нескольким произведениям XX века);

- «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни – есть высочайшее счастье для литератора» (И.С.Тургенев) (по одному или нескольким произведениям XX века);

- «Подвиг не рождается сразу. Для этого… нужно щедрую душу иметь» (Г.А.Медынский) (по одному или нескольким произведениям XX века);

- «Жить – значит чувствовать, мыслить, страдать» (В.Г.Белинский) (по одному или нескольким произведениям XX века);

- «В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно полезно» (Ф.М.Достоевский) (по одному или нескольким произведениям XX века);

- «Страданиями и горем определено нам добывать крупицы мудрости» (Н.В.Гоголь) (по одному или нескольким произведениям XX века);

- «Искусство всегда помогало человеку в отыскивании идеала» (Ф.М.Достоевский) (по одному или нескольким произведениям XX века);

- «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих» (Ф.М.Достоевский) (по одному или нескольким произведениям XX века);

- «Великое счастье свободы не должно быть омрачаемо преступлениями против личности, иначе – мы убьем свободу своими же руками» (М.Горький) (по одному или нескольким произведениям XX века);

- «То, что у нас зовется искусством, в сущности, не что иное, как живописная правда жизни; нужно уметь ее улавливать, вот и все» (В.В.Набоков) (по одному или нескольким произведениям XX века);

- «В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства» (М.Ю.Лермонтов) (по одному или нескольким произведениям XX века);

- «Просвещенный – тот, кто понимает смысл своей жизни» (Л.Н.Толстой) (по одному или нескольким произведениям XX века);
Примечание: темы выбраны из предложенных Министерством образования для письменного экзамена по литературе (сочинения) для 11 классов общеобразовательных учреждений в 2005-2006 учебном году.
7. Итоговый тест (по материалам лекций учителя), (примерные вопросы см. в приложении).

Приложения

План анализа текста

«Литературоведческий».

Для прозаического текста


  1. Введение.

  1. Из какого произведения взят эпизод (какое произведение представляет весь текст)?

А) название произведения.

Б) часть произведения, из которой взят текст (пролог, вступление, начало произведения, определенная часть, глава, том, завязка, кульминационный момент, развязка, финал произведения, эпилог и т.д.).

В) автор произведения (указать, как часто автор использует в своих произведениях тему (или образ, сюжет), затронутую в анализируемом тексте).

Г) год написания (не публикации!) произведения (указать, были ли общественно-политические, экономические, научные или технические предпосылки создания данного произведения; какие идеи повлияли на писателя при выборе данной темы?).



  1. Указать литературное направление, в рамках которого создано произведение.

А) назвать направление.

Б) перечислить только основные особенности этого направления (2-3, больше не нужно, остальное выявится при анализе), которые заметны в анализируемом произведении.

В) выходит ли произведение за рамки данного направления? Что новое, принципиально иное появляется в произведении? (кратко).


  1. Границы эпизода.

А) с чего начинается выбранный для анализа эпизод? (Если текст требует комментария, указать, какие события предшествовали событиям (положениям, настроениям) в данном эпизоде).

Б) кратко пересказать содержание эпизода.

В) чем заканчивается данный эпизод? Почему вы решили, что он композиционно или по смыслу завершен? (Обосновать выделение эпизода из текста).


  1. Собственно анализ.

  1. Сформулировать тему и идею (основную мысль) текста.

  2. Рассказать об особенностях композиции.

А) где зачин, основная часть и концовка эпизода.

Б) как композиция отражает сюжет, как они взаимосвязаны?

В) что особенного в композиции? (Параллелизм описания; кольцевая композиция; лирическое отступление; монолог героя; изменения временного плана; незаконченность повествования и др.).


  1. Охарактеризовать действующих лиц.

А) есть ли у героя - прототипы?

  • антиподы в тексте?

  • похожие герои, двойники в тексте?

  • аналоги в других произведениях?

Что они добавляют в характеристику героя, с какой стороны они характеризуют его?

Б) описание героя: - портрет;



  • внешность в целом;

  • речевая характеристика;

  • качества характера;

  • поступки и действия; как характеризует героя его поведение?

(Относительно данного эпизода).

В) Какими художественными приемами пользуется автор при изображении своего героя? (понятие типического; стилизация; сатира, ирония, юмор, пародия; идеализация; метафора, гипербола, гротеск, литота, аллегория, символ, сравнение, эпитет, метонимия, антитеза, уподобление, олицетворение, иносказание и др.; прием повествования от первого лица; оценка другим персонажем произведения; введение в текст таких элементов композиции, как сон героя, письмо героя, монолог героя, воспоминания героя, биография героя и т.д.)



  1. Описания природы, обстановки (пейзаж, интерьер, декорации).

А) что изображает автор? Является ли изображаемое просто фоном действия или принимает участие в происходящем? Влияет ли обстановка на действие или настроение героя?

Б) какими художественными приемами пользуется автор при описании пейзажа, интерьера? (Звукопись: ассонанс, аллитерация; музыка, ритмика; метафора, сравнение, олицетворение, описание, гипербола, литота, детализация, параллелизм, синекдоха, символ и др.; оценка другим персонажем произведения; др.).

В) как изображаемое помогает понять действия, поведение героев? Что привносят эти описания в текст?


  1. Описать манеру авторского повествования.

А) от какого лица ведется повествование? Почему?

Б) какой настрой, пафос создается в эпизоде? (торжественный, печальный, философски-задумчивый, радостный, сатирический, др.). (Учесть, что пафос и настрой не обязательно присутствуют в тексте).

В) что можно сказать о стиле авторского повествования и о языковых особенностях эпизода? (Высокий, низкий стиль; изобилие авторских слов или речи персонажей; эмоциональность или сдержанность речи; отрывистость, паузы; насыщенность описаниями; употребление просторечия, жаргонных слов, высоких, книжных слов, старославянизмов, синонимов, паронимов, омонимов, антонимов; параллелизм описания; инверсия, перифраз, паузы, игра слов; обилие простых или сложных предложений, авторский синтаксис и т.д.).


  1. Заключение.

  1. Кратко повторить, о чем эпизод (тема, основная мысль).

  2. Как проведенный анализ помогает расширить, углубить основную мысль эпизода, значение эпизода в тексте?

  3. Дать свою оценку эпизоду.


План анализа текста

«Литературоведческий».

Для поэтического текста


  1. Введение.

  1. Какое произведение представлено для анализа.

А) название произведения.

Б) автор произведения (указать, как часто автор использует в своих произведениях тему (или образ, сюжет), затронутую в анализируемом стихотворении).

В) год написания (не публикации!) стихотворения (указать, были ли общественно-политические, экономические, научные или технические предпосылки создания данного произведения; какие идеи повлияли на писателя при выборе данной темы?).

2. Указать литературное направление, в рамках которого создано лирическое произведение.

А) назвать направление.

Б) перечислить только основные особенности этого направления (2-3, больше не нужно, остальное выявится при анализе), которые заметны в анализируемом стихотворении.

В) выходит ли произведение за рамки данного направления? Что новое, принципиально иное появляется в произведении? (кратко).

3. Пересказать лирический сюжет.




  1. Собственно анализ.

  1. Определить жанр произведения (элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет); можно использовать тематический принцип (любовная лирика, пейзажная, философская, гражданская лирика).

  2. Определить стихотворный размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест; двустопный, трехстопный, четырехстопный; свободный стих (верлибр)).

  3. Истолковать название стихотворения.

  4. Описать манеру авторского повествования (какой пафос? В каком стиле (высоком, низком) выдержано произведение? Торжественность, эмоциональность и др.).

  5. Сформулировать тему и идею (основную мысль) стихотворения.

  6. Рассказать об особенностях композиции.

А) зачин, основная часть, концовка.

Б) как композиция отражает лирический сюжет, как они взаимосвязаны?

В) что особенного в композиции? (Параллелизм описания; кольцевая композиция; лирическое отступление; монолог героя; изменения временного плана; незаконченность повествования и др.).


  1. Охарактеризовать лирического героя.

А) есть ли у героя прототип?

Б) есть ли в тексте герои, противоположные или похожие на него?

В) опишите героя (портрет, качества характера, речевая характеристика).

Г) какие действия совершает герой в произведении? В каком настроении он находится? Что происходит с лирическим героем в тексте?

Д) какими художественными приемами и языковыми средствами пользуется автор при изображении своего героя? (понятие типического; стилизация; сатира, ирония, юмор, пародия; идеализация; метафора, гипербола, гротеск, литота, аллегория, символ, сравнение, эпитет, метонимия, антитеза, уподобление, олицетворение, иносказание и др.; прием повествования от первого лица; оценка другим персонажем произведения; введение в текст таких элементов композиции, как сон героя, монолог героя, воспоминания героя и т.д.; использование синонимов, антонимов, старославянизмов, просторечия или высоких слов, лексический повтор, графическое выделение значимого слова, вставные и вводные конструкции, параллелизм описания, инверсия, сравнительные обороты, вводные и вставные конструкции, пауза, ритмическое выделение слова и т.д. ).

8. Описания природы, обстановки (пейзаж, интерьер, декорации).

А) что изображает автор? Является ли изображаемое просто фоном действия или принимает участие в происходящем? Влияет ли обстановка на действие или настроение героя?

Б) какими художественными приемами и языковыми средствами пользуется автор при описании пейзажа, интерьера? (Звукопись: ассонанс, аллитерация; музыка, ритмика; метафора, сравнение, олицетворение, описание, гипербола, литота, детализация, параллелизм, синекдоха, символ и др.; лексический повтор, графическое выделение значимого слова, параллелизм описания, инверсия, сравнительные обороты, вводные и вставные конструкции, пауза, ритмическое выделение слова, использование высоких и просторечных слов, преобладание отглагольных существительных, отвлеченных прилагательных, глаголов движения или состояния и т.д.).

В) как изображаемое помогает понять действия, поведение героев? Что привносят эти описания в текст?

III. Заключение.



    1. Кратко повторить, о чем произведение (тема, основная мысль).

    2. Как проведенный анализ помогает расширить, углубить основную мысль лирического произведения?

    3. Дать свою оценку стихотворению.


Пояснения к контрольной работе

по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
1. Контрольная работа состоит из трех вопросов. Первый вопрос касается изображения какого-либо мира в романе, третий – художественного образа или нескольких образов (двух), второй вопрос посвящен одной из тем, затронутых в романе. Учащиеся разбиваются по вариантам либо (если не присутствовали на контрольном занятии) выбирают карточку с тремя вопросами.

2. В ответе на первый вопрос учащиеся должны кратко

- объяснить, почему в романе можно выделить несколько миров,

- рассказать о композиционном месте в романе конкретного мира (когда в романе появляется изображение данного мира; кто является повествователем описываемых в нем событий (автор или герои), как часто читателю представляется этот мир),

- рассказать о сюжете (основных сюжетах), происходящих в этом мире,

- перечислить героев, представляющих этот мир; назвать их основные качества характера (можно обобщенно, можно по отдельным героям), охарактеризовать поведение,

- определить, зачем автор вводит этот мир в повествование (для изображения каких-либо качеств человека, для раскрытия какой-либо темы или проблемы, другое).

3. При ответе на второй вопрос учащиеся раскрывают одну из тем романа, рассуждая,

- актуальна ли затрагиваемая автором тема,

- с какими мирами романа и героями эта тема связана, каким образом,

- что считает автор относительно данной темы (если можно сделать выводы по тексту романа), а что считает учащийся?

4. В ответе на третий вопрос учащиеся при характеристике художественного героя описывают его внешность, поведение, делают выводы о сущности, характере героя, определяют его роль в тексте.



План анализа заключительного эпизода

романа М.А.Шолохова «Тихий Дон»

  1. Откуда взят эпизод? (автор, произведение, место в произведении (том, глава…), является ли эпизод началом, завязкой, кульминацией, развязкой, финалом и т.п.?)

  2. Какие герои нам встречаются в эпизоде? Кто они?

  3. Краткая предыстория событий (3-5 предложений); откуда собирается Григорий домой?

  4. Какие чувства испытывает Григорий? Радует ли его мысль о возвращении? Докажите примерами из текста.

  5. Почему уход Григория из дубравы описан очень кратко по сравнению с его возвращением?

  6. Докажите, что перед встречей с сыном Григорий волнуется.

  7. Почему Григорий выкидывает оружие? Почему именно в этой местности?

  8. В какое время происходит действие? Почему автор выбирает именно это место?

  9. Как Мишатка встречает отца? Докажите примерами из текста.

  10. Как Григорий встречает сына? Рад ли он встрече? Докажите примерами из текста.

  11. Можно ли по данному эпизоду определить точку зрения автора на место и роль человека на земле? Докажите.

  12. Как вы понимаете заключительную фразу «огромный, сияющий под холодным солнцем мир»?

  13. Можно ли по данному эпизоду объяснить, почему роман называется «Тихий Дон»? Докажите.

  14. Выразите свое отношение к эпизоду: содержание действия, художественная выразительность, роль в тексте.


План реферата о произведении на тему ВОВ:
- краткая биография автора;

- история создания произведения;

- сюжет и композиция произведения;

- тематика и проблематика, основная идея автора;

- образы главных героев;

- анализ ключевых эпизодов (не менее двух по выбору учащегося);

- личное отношение к произведению: оценка, восприятие, истолкование.

План анализа рассказа В.М.Шукшина


  1. Автор и название рассказа. Год написания, публикации (если известно);

  2. Тема рассказа;

  3. Идея рассказа, основная мысль;

  4. Краткий пересказ сюжета (1/2 – 1 страница);

  5. Характеристика героя:

а) имя

- как автор называет героя (по имени, имени-отчеству, фамилии, по прозвищу, по-другому), почему? Когда мы узнаем имя героя (если не в начале рассказа, то почему)?

- можно ли сказать, что имя героя «говорящее»? Как оно характеризует героя?

б) внешность

- каков портрет героя?

- как одевается герой (если есть), почему?

- есть ли во внешности героя что-нибудь необычное? Что? О чем говорит такая внешность героя?

в) характер

- что говорит автор о характере героя?

- каким видят героя окружающие его персонажи?

- о чем думает, как рассуждает герой?

г) поведение

- какие поступки совершает герой? Как это его характеризует?

- в какие ситуации герой попадает? Почему?

д) помогает ли характеристике героя окружающая обстановка (интерьер, пейзаж, другое)? Как?

е) противопоставлен ли герой другим персонажам (героям)? Как? Для чего автор противопоставляет героев? Что дает такое противопоставление для характеристики главного героя?

ж) каково авторское отношение к герою (если возможно определить)? Каково ваше отношение к герою?

6. Понравился ли вам рассказ и почему?



Пример итогового теста по литературе для экстерната

1. Определите жанр «Войны и мира»:



    1. жанр – военный роман;

    2. жанр – любовный роман;

    3. жанр – роман-эпопея;

    4. жанр – философский роман;

    5. жанр – семейная быль.

2. Кто ввел понятие «диалектика души» героев романа «Война и мир»?

  1. Л.Толстой;

  2. Чернышевский;

  3. Красовский;

  4. Лихачев.

  1. Кто оказывается участником тайных декабристских обществ в эпилоге романа?

    1. Николай Ростов;

    2. Пьер Безухов;

    3. Андрей Болконский.

  2. За что идут в бой русские солдаты по мнению князя Андрея?

    1. за землю, в которой лежат их предки;

    2. за Родину;

    3. за Кутузова.

  3. Кому принадлежит следующая характеристика: «Он был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными сухими чертами… с усталым, скучающим взглядом»?

    1. Николай Ростов;

    2. Андрей Болконский;

    3. Пьер Безухов.

  4. Когда Андрей Болконский меняет свою точку зрения на жизнь?

    1. после свадьбы;

    2. во время Аустерлицкого сражения;

    3. в самом конце романа.

  5. Кому принадлежат слова: «Наша сила в том, что мы заставили Булгакова на нас работать»?

    1. Станиславскому;

    2. Сталину;

    3. Маяковскому.

  6. Сколько лет Булгаков писал роман «Мастер и Маргарита»?

    1. 8;

    2. 12;

    3. 16;

    4. 20.

  7. Какого варианта названия романа «Мастер и Маргарита» не было?

    1. «Черный маг»;

    2. «Дьявол»;

    3. «Князь тьмы»;

    4. «Сатана».

  8. О ком говорится в эпиграфе к роману «Мастер и Маргарита»?

    1. о Булгакове;

    2. о Мастере;

    3. о Иешуа;

    4. о Понтии Пилате;

    5. о Воланде.

  9. Какая черта проявляется в Понтии Пилате при казни Иешуа и в Мастере при сжигании своей рукописи?

    1. трусость;

    2. осмотрительность;

    3. сила воли.

  10. На полях какого произведения Сталин написал резкое слово о писателе, после чего все публикации этого писателя подвергались губительной критике?

    1. «Усомнившийся Макар» А.Платонова;

    2. «Тихий Дон» М.Шолохова;

    3. «Собачье сердце» М.Булгакова.

  11. О какой книге А.Платонова Иосиф Бродский сказал: «Произведение чрезвычайно мрачное, и читатель закрывает книгу в самом подавленном состоянии… первое, что следовало бы сделать, закрыв данную книгу, это отменить существующий миропорядок и объявить новое время»?

    1. «Усомнившийся Макар»;

    2. «Котлован»;

    3. «Чевенгур»;

    4. «Город Градов».

15. Что в повести «Котлован» выступает символом будущего времени, обреченного на смерть, уничтожение?

1) гроб с телом девочки Насти;

2) отказ девочки Насти от матери-«буржуйки»;

3) факт строительства ямы - котлована под фундамент;

16. Что было присвоено М.Шолохову только один раз?

1) звание Героя Социалистического Труда;

2) вручение Ордена Ленина;

3) звание лауреата Нобелевской премии.

17. Почему возникают споры о том, действительно ли Шолохов написал роман «Тихий Дон»? (выделить два варианта):

1) потому что Шолохов написал роман в 23 года, а материал произведения превосходит его жизненный опыт и уровень образования;

2) потому что не хранятся в архивах и не предъявлены рукописи и черновики романа;

3) потому что при публикации «Тихого Дона» несколько человек заявили об авторстве.

18. Что переживает Григорий Мелехов после трагических событий во время гражданской войны (в сцене расправы над чернецовцами, в казни Подтелкова)?

1) желание отомстить, чувство бунтующего человека;

2) страх перед войной;

3) желание вернуться на родину, в родной дом.

20. Продолжите фразу Григория Мелехова: «Моим рукам работать надо…»:

1) «а не воевать»;

2) «но не хочется»;

3) «а я правду ищу».

21. Что является наивысшей ценностью для Григория Мелехова?

1) любовь и Аксинья;

2) родная земля и труд;

3) победа в войне;

4) правда о том, кто прав: красные или белые.

23. Литература о Великой Отечественной войне прошла три этапа. Каких именно?

1) 1941-1945; 1945-1950-е; 1950-е-2006;

2) 1941-1945; 1945- 1960-е; 1960-е-1980;

3) 1941-1945; 1945- 1950-е; 1960-е-1980.

24. Назовите поэта не Вов:

1) Павел Коган;

2) Николай Майоров;

3) Всеволод Багрицкий;

4) Федор Сологуб;

5) Владислав Занадворов.

25. К какому периоду литературы о войне относится «лейтенантская проза»?

1) к первому (период войны);

2) ко второму (послевоенное время);

3) к третьему (начиная с к.50-х – н.60-х годов).

26. Соотнесите названия произведений о войне с их авторами:



1) «Судьба человека»;

2) «В окопах Сталинграда»;

3) «Убиты под Москвой»;

4) «Сотников»;

5) «А зори здесь тихие»;

6) «Горячий снег»;

А) Ю.Бондарев;

Б) В.Быков;

В) Б.Васильев;

Г) М.Шолохов;

Д) В.Некрасов;

Е) К.Воробьев.



27. В 60-70-е годы в русской литературе формируются новые направления в литературе, которые условно принято называть:

1) «деревенской прозой» и «недеревенской прозой»;

2) «деревенской прозой» и «городской, или интеллект. прозой»;

3) «деревенской прозой» и «высокой прозой».

28. Как называют героев В.М.Шукшина, которые часто не удовлетворены своей жизнью, чувствуют всеобщую стандартизацию и усредненность и пытаются выразить свою индивидуальность обычно странными поступками?

1) чудаки;

2) чудики;

3) деревенщики.

29. Почему имя главного героя рассказа Шукшина «Чудик» мы узнаем в самом конце произведения?

1) потому что автор стремится показать обобщенного, типичного человека;

2) потому что у героя нет индивидуальности;

3) потому что герой – не личность, его не уважают.

30. Что не являлось предметом изображения в «деревенской прозе»?

1) взаимодействие «природа – человек»;

2) красота природы;

3) народная жизнь;

4) сложность нравственного выбора.


<< предыдущая страница   следующая страница >>