Мо русского языка и литературы - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
На уроках русского языка и литературы антикоррупционное образование... 1 304.09kb.
Открытый урок русского языка в 6-м классе учителя русского языка... 1 39.23kb.
Учитель русского языка и литературы Пучкова Л. И 1 82.83kb.
Воспитание интереса к изучению русского языка и литературы через... 1 279.66kb.
Общение на уроках литературы через информационные технологии. 1 53.98kb.
Для уроков Русского языка по умк «Школа России» Тема : «Упражнения... 1 48.7kb.
«Ранняя лирика Анны Ахматовой» 1 97.62kb.
Учитель русского языка и литературы 3 405.42kb.
Урок русского языка. 5 класс. Тема: «Употребление имен существительных... 1 59.4kb.
Прошина З. Г. П 78 теория перевода (с английского языка на русский... 33 1775.15kb.
Работа над текстом как один из способов формирования общеучебных... 1 98.97kb.
Развивающие внимание игры и упражнения Упражнение "Следи за своей... 1 204.02kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Мо русского языка и литературы - страница №2/4



Краткое содержание курса «Литература»

за 11 класс общего образования:


  1. Обзор литературы второй половины XIX века – начала XX века. Реализм (психологический, критический) как литературное направление. Творческий путь Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна, М.Горького.

  2. Обзор литературы начала XX века. Модернизм (символизм, акмеизм, футуризм) как литературное направление. Творческий путь поэтов «серебряного века». Литература 20-х годов.

  3. Обзор поэзии 30-х годов. Творчество О.Мандельштама, А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой, Б.Пастернака.



Список художественных текстов:

  1. Л.Н.Толстой. «Война и мир».

  2. Ф.М.Достоевский. «Преступление и наказание».

  3. А.П.Чехов. Рассказы: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент» и др. (два по выбору). Пьеса «Вишневый сад».

  4. И.А.Бунин. Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество», «Вечер» и др. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».

  5. А.И.Куприн. «Гранатовый браслет».

  6. М.Горький. Рассказ «Старуха Изергиль». Драма «На дне».

  7. В.Я.Брюсов. Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны» и др.

  8. К.Д.Бальмонт. Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Я ненавижу человечество», «Фантазия», др. (по выбору).

  9. А.Белый. Стихотворения: «Родина», «Родине», «Отчаянье», «Из окна вагона», «Посвящение», др. (по выбору).

  10. А.А.Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика» и др. Поэма «Двенадцать».

  11. Н.С.Гумилев. Стихотворения: «Жираф», «Старый Конквистадор» и др.

  12. О.Э.Мандельштам. Стихотворения: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Notre Dame», «Silentium», «Сестры – тяжесть и нежность», «Мы живем, под собою не чуя страны…».

  13. И.Северянин. Стихотворения: «Ананасы в шампанском», «Классические розы», др. (по выбору).

  14. В.В.Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Прозаседавшиеся», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо товарищу Кострову о сущности любви».

  15. А.А.Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи…», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Приморский сонет». Поэма «Реквием».

  16. М.И.Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…» и др.

  17. Б.Л.Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти…», «Зимняя ночь» и др. Роман «Доктор Живаго».

  18. С.А.Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь советская» и др.



Список критических статей:

  1. Н.Гумилев. «Наследие символизма и акмеизм».

  2. Манифест футуристов «Пощечина общественному вкусу».


Список учебной литературы:

  1. Ю.В.Лебедев. Литература. Учебное пособие для учащихся 10 класса средней школы. Ч.2. – М.: Просвещение. – (любой год издания).

По изданию 1992 года:

С.25-58 (Ф.М.Достоевский);

С.76-86, 96-138, 154-156 (Л.Н.Толстой);

С.158-178, 181-187, 196-208 (А.П.Чехов).

2. В.В.Агеносов и др. Русская литература XX века. Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – Ч.1. – М.: Дрофа. – (любой год издания).

По изданию 1997 года:

С. 8-61 (литературные направления начала века);

С.69-101 (А.Блок);

С.106-133 (М.Горький);

С.164-190 (И.Бунин);

С.197-233 (литература 20-х годов);

С.235-248 (С.Есенин);

С.252-283 (В.Маяковский);

С.289-309 (А.Ахматова);

С.313-336 (М.Цветаева).

3. В.В.Агеносов и др. Русская литература XX века. Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – Ч.2. – М.: Дрофа. – (любой год издания).

По изданию 1997 года:

С. 87-107 (Б.Пастернак).



Список дополнительной литературы:

    1. Агеносов В.В. Вечности заложник у времени в плену. Борис Пастернак и его роман «Доктор Живаго». – В кн.: Агеносов В.В., Маймин Е.А., Хайруллин Р.З. Литература народов России XIX-XX в. – М. – 1995;

    2. Айхенвальд Ю. Иван Бунин. – В кн.: Ю. Айхенвальд. Силуэты русских писателей. – М. – 1994;

    3. Александр Блок: Новые материалы и исследования: В 5 т. – М. – 1980-1993;

    4. Альфонсов В. Нам слово нужно для жизни. – Л. – 1984;

    5. Альфонсов В. Поэзия Б.Пастернака. – Л. – 1990;

    6. Белов С.В. Роман Достоевского «Преступление и наказание»: Комментарий. – М. – 1985;

    7. Бердников Г.П. Чехов. – М. – 1978 (ЖЗЛ);

    8. Бочаров С.Г. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир». – М. – 1978;

    9. Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-1925-го годов в комментариях. – М. – 1993;

    10. Гончаров Б. Поэтика Маяковского. – М. – (любой год издания);

    11. Громов П.П. О стиле Льва Толстого: «Диалектика души» в «Войне и мире». – Л. – 1977;

    12. Добин Е. Поэзия Анны Ахматовой. – Л. – 1968;

    13. Жирмунский В.М. Анна Ахматова. – Л. – 1975;

    14. История русской литературы: XX век: Серебряный век / Под ред. Ж.Нива и др. – М. – 1995;

    15. Капитанова Л.А. Л.Н. Толстой в жизни и творчестве: Учебное пособие. – М. – 2001;

    16. Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев Толстого и Достоевского. – М. – 1988;

    17. Маймин Е.А. Лев Толстой: Путь писателя. – М. – 1984;

    18. Мальцев Ю. Иван Бунин. – М. – 1994;

    19. Мариенгоф А. Роман без вранья. – М. – (любой год издания);

    20. Марченко А. Поэтический мир Есенина. – М. – 1989;

    21. Михайлов А. Мир Маяковского. – М. – 1990;

    22. Найман А. Рассказы об Анне Ахматовой. – М. – 1989;

    23. Павловский А. Куст рябины: О поэзии Марины Цветаевой. – Л. – 1989;

    24. Писарев Д.И. Борьба за жизнь («Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского. Две части). В кн.: Писарев Д.И. Литературная критика: В 3 т. – Л. – 1981;

    25. Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» в русской критике. – Л. – 1989;

    26. Селезнев Ю.И. Достоевский. – М. – 1981 (ЖЗЛ);

    27. Скафтымов А.П. О единстве формы и содержания в «Вишневом саде» А.П.Чехова. – В кн.: Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. – М. – 1972;

    28. Страхов Н.Н. Преступление и наказание. – В кн.: Страхов Н.Н. Литературная критика. – М. – 1984;

    29. Юзовский Ю. «На дне» М.Горького. Идеи и образы. – М. – 1968.


Требования к знаниям и умениям:

  1. Знание содержания художественных текстов (см. выше).

  2. Знание особенностей литературных течений (реализма, модернизма): время и причины возникновения; проблематика, основные темы произведений, конфликт, изображение героя, изображение места действия (вкл. пейзаж, интерьер, декорации); особенности языка произведений; выбор жанров; др.

  3. Знание кратких биографических сведений о жизненном и творческом пути писателей (см. выше). Знание особенностей творчества писателей на примере предложенных для прочтения художественных текстов (темы, идеи, выбор жанров, особенности языка и др.).

  4. Знание особенностей конкретного художественного произведения (история создания, позиция автора, место в русской литературе, влияние на литературный процесс и на круг читателей).

  5. Знание литературной критики (см. выше), умение работать с критической статьей.

  6. Знание основных литературоведческих понятий (необходимых для анализа поэтического текста); (см. приложение);

  7. Умение анализировать художественное прозаическое произведение: формулировать его основную идею, выявлять ряд тем, определять позицию автора, давать характеристику героям произведения, сжато и подробно излагать сюжет, выбирать ключевые эпизоды, выражать и доказывать свою точку зрения, цитировать и др.

  8. Умение анализировать художественное поэтическое произведение: формулировать его основную идею, выявлять ряд тем, определять позицию автора, давать характеристику лирическому герою произведения, находить средства художественной выразительности и определять их функцию в тексте, определять размер стихотворения, выражать и доказывать свою точку зрения относительно темы стихотворения, цитировать и др.

  9. Умение находить в художественном тексте черты определенного литературного течения.

  10. Умение читать наизусть стихотворения А.Ахматовой, М.Цветаевой, Б.Пастернака, В.Маяковского, А.Блока, С.Есенина (по одному стихотворению из списка предложенных).

  11. Умение отбирать, систематизировать и анализировать учебную литературу; определять главное и второстепенное.

  12. Умение сжато и подробно излагать материал в устной и письменной форме.


Элементы зачета:

    1. Реферат (7-10 печатных листов или 14-20 рукописных страниц) на одну из предложенных тем:

  1. Поэзия В.Маяковского (лирический герой ранней поэзии Маяковского, «гримасы быта» в поэзии, анализ стихотворений «Послушайте!», «Хорошее отношение к лошадям», поэт и революция, бунт героя в поэме «Облако в штанах», тема поэта и поэзии);

  2. Пьеса А.П.Чехова «Вишневый сад» (особенности «новой драмы», «старый» и «новый» мир в пьесе, образ студента Трофимова, Лопахин и Варя, смысл финала);

  3. Лирика А.Блока (тема «страшного мира» в поэзии Блока, анализ стихотворений «О доблестях, о подвигах, о славе…», «Незнакомка»);

  4. Рассказы А.П.Чехова (образы «футлярных» людей, тема обманутых надежд, тема духовного падения человека, образ Старцева в рассказе «Ионыч», «герои-недотепы»);

  5. Поэзия С.Есенина (особенности лирического героя, образ родины в поэзии, тема революции, мир природы, трагедия русской деревни, тема любви и образ возлюбленной, анализ стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…»);

  6. Темы и образы лирики М.И.Цветаевой (анализ стихотворения «Моим стихам, написанным так рано…»);

  7. «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека» (В.Г.Белинский) (по любым произведениям);

  8. Горький-романтик (что осуждает и что прославляет писатель, герои и проблематика произведений);

  9. «Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом все для человека, это для него значит сделаться собой…» (В.Г.Белинский) (по любым произведениям);

  10. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» (столкновение теории и жизни в романе, тема смирения и бунта, евангельские мотивы в романе, сон об убийстве лошади, первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем, разговор Раскольникова с Соней, смысл эпилога в романе);

  11. Драма М.Горького «На дне» (нравственная проблематика пьесы, люди «дна», образы «хозяев жизни», споры ночлежников о «правде», авторская позиция, трагизм взаимоотношений Пепла и Наташи, рассказ Луки про «праведную» землю, Лука и Сатин, раздумья автора и героев о Человеке);

  12. Поэма А.Блока «Двенадцать» (смысл названия поэмы, особенности композиции, «вечные» вопросы и их решение, образ Христа и загадка финала поэмы, прием контраста, что услышал Блок в «музыке революции»?, роль символов в поэме, образ революционной эпохи, «старый» мир в поэме);

  13. «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования…» (Ф.М.Достоевский) (по любым произведениям);

  14. «Господин из Сан-Франциско» И.Бунина (смысл названия, проблема человека и цивилизации, судьба героя);

  15. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, а спокойствие – душевная подлость» (Л.Н.Толстой) (по любым произведениям);

  16. Народ и власть в произведениях М.Е.Салтыкова-Щедрина;

  17. Своеобразие творчества одного из поэтов Серебряного века (кроме предложенных в других темах рефератов);

  18. «Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф.М.Достоевский) (по любым произведениям);

  19. Поэзия Б.Пастернака (художественные особенности поэзии, мир природы, анализ стихотворений «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет»);

  20. Поэма А.Ахматовой «Реквием» (темы в поэме, тема материнского страдания, трагедия личности, семьи и народа);

  21. Лирика А.Ахматовой (патриотическая тема, философские мотивы, поэт и родина в лирике);

  22. «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Д.С.Мережковский) (по произведениям Куприна);

  23. Роман-эпопея Л.Н.Толстого (внутренняя красота человека в романе, семья Болконских и семья Ростовых в романе, Кутузов и проблема «простоты, добра и правды» в романе, сцена объяснения между Наташей Ростовой и князем Андреем (т.2, ч.3, гл.23), дуэль Пьера с Долоховым (т.2, ч.1, гл.4-5), размышления Андрея Болконского по дороге в Отрадное (т.2, ч.3, гл.1), отъезд князя Андрея на войну (т.1, ч.1, гл.25), Наташа в гостях у дядюшки (т.2, ч.4, гл.7), Наташа Ростова в церкви Разумовских (т.3, ч.1, гл.16), отъезд Ростовых из Москвы (т.3, ч.1, гл.16));

  24. «Небо и ад обитают в человеческой душе…» (С.Н.Булгаков) (по «Преступлению и наказанию»).


! В реферате обязательно должен быть анализ текста. Это или анализ эпизода (каждого, предложенного в скобках), или анализ стихотворения (также предложенного в скобках). Если текст для анализа не указан, учащийся выбирает его сам по своему усмотрению. Реферат, написанный без анализа текста, оценивается не выше удовлетворительной отметки. Также оценивается реферат, в котором пропущены указанные в скобках рекомендации.
Примечание: темы рефератов сформулированы на основе предложенных Министерством образования для письменного экзамена по литературе (сочинения) для 11 классов общеобразовательных учреждений в 2005-2006 учебном году.


    1. Анализ одного стихотворения из списка предложенных (см. список литературы) по плану (план предлагает учитель).

    2. Чтение любых трех (и более) стихотворений разных авторов наизусть из списка:

1. А.А.Блок «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «Фабрика»;

2. А.Белый «Родина»;



  1. К.Бальмонт «Я мечтою ловил уходящие тени…»;

  2. В.Брюсов «Творчество»;

  3. О.Э.Мандельштам «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Век»;

  4. В.Хлебников «Кузнечик»;

  5. И.Северянин «Ананасы в шампанском»;

  6. Н.Гумилев «Жираф»;

  7. В.В.Маяковский «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо товарищу Кострову о сущности любви», «Нате!»;

  8. А.А.Ахматова «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…»;

  9. М.И.Цветаева «Моим стихам, написанным так рано…», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…»;

  10. Б.Л.Пастернак «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти…», «Зимняя ночь»;

  11. С.А.Есенин «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу…».



Краткое содержание курса «Литература»

за 12 класс общего образования:


  1. Обзор прозы 30-х годов. Творчество А.Толстого («Петр Первый»), Ю.Тынянова, Д.Кедрина, К.Симонова, Л.Мартынова (обзор). Жизненный и творческий путь М.А.Булгакова, А.П.Платонова, М.А.Шолохова.

  2. Обзор литературы о ВОВ. Творчество М.Алигер («Зоя»), В.Инбер («Пулковский меридиан»), П.Антокольского («Сын»), А.Толстого (очерк «Родина»), В.Гроссмана («Жизнь и судьба»), Л.Леонова («Нашествие»), Е.Шварца («Дракон») (обзор). Поэзия о Вов: стихи А.Ахматовой, Б.Пастернака, Н.Тихонова, М.Исаковского, А.Суркова, А.Прокофьева, К.Симонова, О.Берггольц, Д.Кедрина, А.Фатьянова (обзор). Творчество А.Т.Твардовского, А.И.Солженицына, В.Т.Шаламова, Ю.Бондарева, В.Курочкина, К.Симонова, К.Воробьева, В.Быкова, Б.Васильева.

  3. «Деревенская проза». Обзор творчества С.Залыгина, Б.Можаева, Ф.Абрамова, В.Крупина. Творчество В.М.Шукшина, В.П.Астафьева, В.Г.Распутина, В.Белова.

  4. «Городская проза». Обзор творчества Д.Гранина, В.Дудинцева, В.Маканина. Творчество А.Вампилова, Ю.Трифонова.

  5. Обзор литературы русского зарубежья. Обзор творчества В.Набокова, В.Ходасевича, Г.Иванова, Г.Адамовича, Б.Зайцева, М.Алданова, М.Осоргина, И.Елагина (2 автора по выбору учителя).

  6. Обзор поэзии периода «оттепели» и последних десятилетий. Обзор творчества Б.Ахмадулиной, Р.Рождественского, А.Вознесенского, Е.Евтушенко. Творчество Н.М.Рубцова, И.А.Бродского, Б.Ш.Окуджавы, М.Карима.

  7. Обзор русской литературы последних десятилетий: В.Белов, А.Битов, В.Маканин, А.Ким, Е.Носов, В.Крупин, С.Каледин, В.Пелевин, Т.Толстая, Л.Петрушевская, В.Токарева, Ю.Поляков, поэзия Б.Чичибабина, Ю.Кузнецова, Д.Пригова, Т.Кибирова, О.Седаковой, И.Жданова и др. (Произведения указывает учитель по своему выбору). Понятия постмодернизма и составляющих его подтечений (неоавангардизм, иронизм, концептуализм, неоклассицизм), постреализма (неореализма); особенности этих литературных течений.


<< предыдущая страница   следующая страница >>