Многие родители - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Чем вызвана детская ложь? Причина №1. Дети врут от недостатка родительского... 1 93.13kb.
Что такое синдром дефицита внимания, и как отличить обычного егозу... 1 46.06kb.
Успехи малышей в овладении родным языком настолько велики, что обычно... 1 24.92kb.
Задача взрослых и заключается в том, что бы выработать у малыша эти... 1 38.97kb.
"Мама! Мне срочно нужен портфолио!" эта фраза прозвучала как гром... 1 52.27kb.
В истории человечества было много войн. 200 лет назад во Франции... 1 121.77kb.
«Игра дело серьезное» 1 88.96kb.
Возрастные и индивидуальные особенности младшего школьникаЦел и 1 190.89kb.
«Мои родители» 1 101.21kb.
Дорогие родители! Ваши детки растут не по дням, а по часам. 13 2154.26kb.
Мозаичной, представляет собой не одно, а два 1 261.6kb.
Рубцовск находится на железнодорожной и автомобильной магистралях... 5 1209.27kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Многие родители - страница №1/1


Ранняя комплексная помощь детям с особенностями психофизического развития
Многие родители (законные представители) зачастую не осознают до конца значимости диагностического обследования своего ребёнка на ранних этапах его развития, поэтому не обращаются к специалистам (учителю-дефектологу, педагогу-психологу). И, между прочим, зря. Именно диагностика в раннем возрасте помогает решить в будущем многие проблемы. Каким образом?

Ранняя комплексная помощь детям включает мероприятия, направленные на выявление психических и (или) физических нарушений развития, восстановление или компенсацию нарушенных структур и функций организма, предотвращение и (или) устранение ограничений активности, а также сопровождение развития, обучение детей с особенностями психофизического развития, консультирование и обучение родителей способам ухода и оказания специальной помощи детям в условиях семьи.



ЦЕЛЬ: выявление детей с отставанием или угрозой отставания в развитии и оказание им необходимой медико-психолого-педагогической помощи в условиях центра и семьи.

И чем раньше начать оказание специализированной помощи, тем больше шансов на успех.



ФОРМЫ ОКАЗАНИЯ РАННЕЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ

  • педагогическое сопровождение ребенка в условиях семьи

  • индивидуальные занятия в условиях центра

  • групповые занятия в условиях центра


ЭТАПЫ ОКАЗАНИЯ РАННЕЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ

ДЕТЯМ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

I этап. Информационный. Осуществляется сбор и первичный анализ сведений из роддома о новорожденных и детской поликлиники о детях «группы риска», обращений родителей (законных представителей). Формируется банк данных.

Задачи:

  • выявление детей с отклонениями в развитии или с риском отставания в развитии;

  • формирование банка данных о детях с особенностями психофизического развития.

II этап. Знакомство с микросоциумом ребенка. Осуществляется знакомство с родителями в ходе посещения на дому педагогом-психологом и социальным педагогом, оценка педагогической компетентности родителей.

Задачи:

  • знакомство с родителями;

  • изучение социума и материально-бытовых условий проживания ребенка;

  • определение эмоционально-психологического климата в семье, характера взаимоотношений;

  • оценка состояния здоровья ребенка;

  • информирование родителей об оказании помощи ребенку в специальных учреждениях.

III этап. Первичная диагностика. Осуществляется при посещении родителями с ребенком центра ППМС через беседу с мамой, анализ медицинских документов, обследование познавательной деятельности, сенсорного развития, речи, эмоционально-волевой сферы.

Задачи:

  • установление характера, структуры нарушений психофизического развития ребенка;

  • предоставление родителям информации о значении ранней коррекционной помощи и перспективах развития их ребенка;

  • определение возможностей оказания ребенку коррекционной помощи.

IV этап. Углубленная диагностика. Осуществляется углубленное обследование ребенка учителем-дефектологом, педагогом-психологом. Ведется работа по налаживанию контакта, располагающего к равноправному взаимодействию специалистов с родителями, привлечению родителей к составлению индивидуальных программ и участию в коррекционном процессе, обучению родителей навыкам конструктивного взаимодействия с детьми.

Задачи:

  • выявление уровня актуального развития ребенка;

  • определение путей развивающей и коррекционной помощи, адекватных для ребенка и форм обучения.


V этап. Коррекционно-реабилитационный. Организуется создание коррекционно-развивающей среды для развития ребенка, осуществляется проведение коррекционных занятий и реабилитационных мероприятий. Периодичность и продолжительность занятий зависит от тяжести и характера нарушений ребенка. Занятия строятся с учетом использования всех сохранных анализаторов.

Задачи:

  • создание коррекционно-развивающей и реабилитационной среды для ребенка;

  • оказание коррекционной помощи;

  • проведение медицинской реабилитации;

  • изучение динамики развития ребенка в процессе обучения и реабилитации.

VI этап. Итоговая диагностика. В конце года ребенок обследуется психолого-медико-педагогической комиссией, где проводится итоговая диагностика, на которой изучается развитие ребенка в динамике, уточняется диагноз и определяется дальнейший образовательный маршрут.

Задачи:

  • определение уровня развития ребенка «на выходе»;

  • определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.



ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОКАЗАНИЯ РАННЕЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ


  • сенсорное развитие

  • физическое развитие

  • эмоциональное развитие

  • речевое развитие

  • социальное развитие (включая приобщение к предметной,

игровой деятельности и самообслуживанию)

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
От 0 до 3 месяцев

  1. Стимуляция познавательного развития

  • Способствовать установлению контактов с окружающим миром.

  • Развивать координированные движения глаз.

  • Вызывать поисковые предметно-направленные действия, связанные с установлением источника звука, при возникновении звуковых раздражителей.

  • Вызывать рефлекторное схватывание предмета, вложенного в ладонь.

  • Обогащать тактильную чувствительность рук.

Сенсомоторное развитие:

  • Учить всматриваться в игрушку, следить взглядом за игрушками.

  • Учить замечать игрушку в разных положениях (лежа на спине, животе с опорой на руки и предплечья, на боку, на руках у взрослого).

  • Учить следить за перемещением крупных объектов (человека, животных).

  • Привлекать внимание к звукам погремушки, учить поворачивать голову в сторону звука.

  • Учить тянуть руки к подвешенным игрушкам, захватывать, притягивать, удерживать погремушки.

  • Стимулировать кожную чувствительность.

  1. Стимуляция эмоционального развития

  • Учить улыбаться, двигаться при виде близкого человека, слыша его голос, рассматривая игрушку, в ответ на пение взрослого, звучание музыкального инструмента.

  • Учить привлекать к себе внимание улыбкой, движениями, криком.

  • Привлекать внимание к говорящим людям, учить улыбаться в ответ на негромкие возгласы и различную мимику взрослого.

  • Учить членораздельным звукоподражаниям в ответ на произносимые взрослым протяжные звуки.

  1. Социальное развитие

  • Приучать к четкому ритму ночного и дневного сна.

  • Учить пить губами с ложки воду.

  • Формировать положительное отношение к водным процедурам.

  1. Физическое развитие

  • Учить удерживать голову лежа на животе, в вертикальном положении на руках у взрослого.

  • Учить двигать руками, ногами, выпрямлять их, хватать руками и удерживать игрушки, поворачивать голову в разные стороны.

  • Учить приближать руки к лицу и рассматривать их.

  • Учить поддерживаемым взрослым под мышки выпрямлять согнутые ноги, отталкиваться от опоры, опираться на всю ступню.



От 3 до 6 месяцев

  1. Стимуляция познавательного развития

  • Учить переходить от зрительного сосредоточения на предмете к активным действиям с ним.

  • Формировать элементарные манипулятивные действия с предметами.

Сенсомоторное развитие:

  • Учить следить за перемещением игрушки, тянуть к ней руки, хватать, удерживать.

  • Приучать заниматься с одним предметом: брать игрушку из разных положений, перекладывать из одной руки в другую, отодвигать, рассматривать, прислушиваться к звучанию.

  • Учить тянуться к игрушкам, лежа на животе.

  • Учить искать спрятанную игрушку (заглядывать, сдергивать платочек).

  • Учить захватывать крупные игрушки всеми пальцами и ладонью (грабли).

  • Учить подражать движениям взрослого: похлопывать, стучать, сжимать, трясти игрушкой.

  • Развивать кисть с помощью сжатия, схватывания мочалки, мягкого резинового мячика, колец разных размеров.

  • Приучать не сопротивляться прикосновениям к телу: контакты с телом, прикосновения, массирование, щекотание рукой, прикосновения предметами (стимуляция мехом, щеткой, губкой, ватой, пером, лоскутком и др.).

  • Учить воспринимать прикосновения и реагировать на них.

  • Снижать гиперчувствительность туловища, рук, ног, кистей (начинать с энергичных прикосновений, использовать приятные раздражители).

  1. Стимуляция эмоционального развития

  • Учить улыбаться, двигаться, радоваться в ответ на ласковый тон взрослого, при появлении близкого человека, слыша голос близкого, рассматривая игрушку, слыша звучание музыкального инструмента, знакомую мелодию, песенку, веселым играм со взрослыми («Ку-ку!», «Вот и я!», «Набрасывание пеленочки»).

  • Учить смеяться, подражая смеху других людей; подражать мимике, голосовым интонациям взрослого.

  1. Речевое развитие

  • Учить прислушиваться к голосу взрослого, вторить его звуками и слогами из своего лепета, протяжно произносить гласные звуки, самостоятельно лепетать слоги, в лепете воспроизводить фонемы родного языка.

  • Учить смотреть в сторону знакомого предмета на вопрос взрослого «Где …?».

  • Учить подражать голосовым (выразительным) интонациям взрослого: «чихать», «покашливать», «смеяться».

  • Учить оборачиваться на свое имя.

  1. Социальное развитие

  • Учить подносить бутылочку ко рту, удерживать е во время сосания.

  • Учить раскрывать рот перед ложкой, снимать пищу губами, есть с ложки полу густую пищу.

  1. Физическое развитие

  • Учить переворачиваться со спины на живот, на бок, с живота на спину.

  • Учить ползать вперед и отползать назад, крутиться.

  • Учить опираться ногами на опору при поддержке под мышки.

  • Учить дотрагиваться руками до своего тела.

  • Учить тянуть руку к понравившейся игрушке.


От 6 до 9 месяцев

  1. Стимуляция познавательного развития

  • Продолжать развивать активные движения рук.

  • Совершенствовать восприятие предметов.

  • Побуждать детей переходить от одного-двух действий с предметом к манипуляциям, состоящих из цепи простых взаимосвязанных ориентировочных действий, носящих ознакомительный характер.

  • Формировать подражание действиям взрослого.

  • Продолжать развивать движения пальцев, подбирая для манипулирования небольшие предметы.

  • Продолжать совершенствовать слуховые и зрительные ориентировочные реакции.

  • Развивать умение соотносить предметы с определенным местом в пространстве.

Сенсомоторное развитие:

  • Рассматривать свое отражение в зеркале, указывать на себя пальцем.

  • Учить брать игрушку из рук взрослого, держать в кулачке, рассматривать.

  • Учить сжимать и разжимать кулачки, греметь, размахивать, стучать игрушкой подражая взрослому и самостоятельно.

  • Учить действовать одновременно двумя игрушками, держа по игрушке в каждой руке.

  • Учить выполнять действия с 2-3 предметами, воздействуя на один и изменяя положение в пространстве другого.

  • Учить выкладывать предметы из емкости путем ее переворачивания, поочередно выкладывать предметы.

  • Учить осознанно класть предметы в определенное место (в коробку, ведерко).

  • Учить проталкивать предметы (шароброс, дидактическая коробка).

  • Учить прокатывать предметы, толкать игрушку от себя.

  • Учит снимать предметы с опоры.

  • Учить рассоединять один или два предмета, состоящих из двух взаимосвязанных частей (вытаскивать грибки, втулки из отверстий, открывать матрешки).

  • Учить открывать коробки, снимать крышки с различных по форме коробок, открывать и закрывать фиксированные крышки.

  • Учить выполнять двухактные противоположные действия: выкладывание – вкладывание, снятие – нанизывание, рассоединение – соединение.

  1. Стимуляция эмоционального развития

  • Учить различать и адекватно эмоционально реагировать на мимику и возгласы взрослого, положительно или отрицательно окрашенные.

  • Учить проявлять интерес, удовольствие, радость, внимание, обиду в разных ситуациях.

  • Учить адекватно реагировать на резкий тон взрослого, при виде незнакомого человека, при неумении выполнить действие.

  1. Речевое развитие

Понимание речи:

  • Учить поворачиваться в ответ на имя.

  • Учить реагировать на вопрос «Где …?» поворачиванием головы в сторону названного предмета.

  • Учить использовать указательный жест.

  • Учить по просьбе взрослого находить взглядом одну из трех игрушек.

  • Учить брать и протягивать взрослому названную несколько раз игрушку («Дай …»).

  • Учить понимать слова «ложись», «вставай», «на», «брось», «возьми» и др.

  • Учить понимать назначение отдельных предметов (чашка, лолжка, расческа и др.).

Активное воспроизведение звуков речи:

  • Учить повторять за взрослым слоги и звуки.

  • Учить подражать выразительным звукам (гудеть, лаять, мяукать и др.).

  1. Социальное развитие

  • Учить тянуть руки к подносимой чашке, поддерживать чашку снизу двумя руками, направлять ее ко рту, пить.

  • Учить держать в руке ломтик хлеба, печенья, сушку, подносить ко рту, откусывать, обсасывать.

  1. Физическое развитие

  • Учить быстро ползать в разных направлениях.

  • Учить влезать на четвереньках на подушку, возвышения.

  • Учить садиться из положения лежа.

  • Учить сидеть ровно самостоятельно.

  • Учить ложиться из положения сидя.

  • Учить вставать на колени, на ноги, держась за опору (подниматься из положения сидя).

  • Учить подпрыгивать, держась за барьер.

  • Учить стоять при поддержке за одну руку.

  • Учить переступать при поддержке за обе руки или под мышки.

  • Учить передвигаться приставным шагом, держась за опору.

  • Учить повторять движения за взрослым: поднимать, опускать руки, похлопывать.



От 9 до 12 месяцев

  1. Стимуляция познавательного развития

  • Совершенствовать навыки исследовательских действий.

  • Развивать зрительно-слуховые, зрительно-тактильно-кинестетические ориентировки.

  • Учить выполнять в более сложном варианте все виды соотнесений предметов, разъединение целого предмета на части, продолжая при этом совершенствование движений руки по направлению к предмету.

  • Продолжать совершенствовать мелкую моторику рук при действиях с предметами, способствовать формированию активной позиции большого пальца.

  • Обогащать деятельность смысловым содержанием (открыть коробочку, чтобы посмотреть, что в ней лежит и т.д.).

  • Формировать осознанные способы двигательного воздействия на предмет.

Сенсомоторное развитие:

  • Учить снимать и нанизывать на стержень пирамидки 3-4 кольца с широким отверстием; надевать предметы друг на друга: браслет – на руку, ключ – в замок, штепсель – в розетку совместными действиями.

  • Учить строить башню из двух кубиков.

  • Учить закрывать и открывать крышечки.

  • Учить производить различные действия с одной знакомой образной игрушкой: кормить, вытирать, причесывать.

  • Учить подражать игровым действиям.

  • Учить прокатывать мяч или шарик, прокатывать вперед игрушку на колесах.

  • Учить самостоятельно открывать, закрывать дверь, нажимать на кнопки, выключатели.

  • Учить вставлять меньший стаканчик в больший.

  • Учить укладывать мелкие (фасоль) и средние (каштаны) предметы в банки, коробки, лотки для яиц, захватывая щепотью.

  • Учить брать предметы средней величины разного веса и формы: большие и маленькие шарики, кубики, каштаны, ложки, прищепки, мешочки с песком, крупой и др.

Развитие наглядно-действенного мышления:

  • Формировать умения хватать один и тот же предмет по разному, вытаскивать штырек из гнезда, при захвате маленького предмета использовать большой палец с одной стороны и остальные с другой, засовывать палец в гнездо от штырька по подражанию, доставать предметы из коробки, снимать кольцо со стержня, захватывать мелкий предмет с двух сторон «пинцетом».

  • Формировать умения находить частично и полностью спрятанную игрушку, предмет, спрятанный под одним из двух лоскутков ткани, убирать препятствия, мешающие достать игрушку.

  • Формировать умения класть или ставить предмет в нужное место, вкладывать круглые предметы в отверстие доски (отверстие всего одно).

  • Формирование умений манипулировать предметами, тянуть машинку за веревочку, толкать, ударять кубиками друг о друга.

  • Формировать умения решать простые практические задачи (переворачивать бутылочку, чтобы достать из нее изюминку).

  • Формировать умение имитировать рисование восковым мелком, держа его в правильном положении и оставляя на бумаге следы.

  • Формировать умение рассматривать книгу вместе со взрослым, хлопать рукой по картинке в книге, переворачивать страницу.

2. Стимуляция эмоционального развития

- Учить улыбаться, радоваться, действуя с игрушками.



  • Учить проявлять недовольство при слове «нельзя», в ответ на резкий тон взрослого.

  • Учить радоваться приходу близкого человека и узнавать его на фотографии.

  • Учить подражать мимике, игровым действиям, жестам сверстников. Формировать интерес к картинкам в книжках.

  • Учить улыбаться, «подпевать», подпрыгивать или спокойно прислушиваться к звукам музыки, к песенке.

3. Речевое развитие

Восприятие речи:

Формировать умение слушать и концентрировать внимание:

  • Внимательно слушать, сидя на стуле; слушать одного человека в шумной обстановке.

  • Смотреть на картинки или предметы в течение 2 минут вместе со взрослым.

  • Менять выражение лица в ответ на тон говорящего и на изменение выражения лица взрослого.

Формировать умение реагировать на жесты и выполнять простые указания:

  • Выполнять простую просьбу, сопровождаемую жестами.

  • Оборачиваться, услышав своё имя.

  • Прерывать занятие, услышав строгое замечание.

  • Махать рукой или хлопать в ладоши по словесной просьбе.

  • Находить знакомые предметы, членов семьи, о которых его спрашивают (1 из 4).

  • Указывать на предмет и давать его по просьбе говорящего.

Формировать умение выбирать из нескольких предметов или картинок то, что нужно:

  • Выбирать из 2-3 предметов, картинок по просьбе.

  • Указывать на одну часть тела; на отдаленный предмет, видный из двери, окна.

Понимание речи:

  • Учить показывать на 1 из 4 знакомых игрушек, на 1 из 2 картинок после просьбы взрослого: «Покажи …». Выполнять знакомые действия с игрушкой.

  • Учить находить кубик, отличая от кирпичика (от мячика), по просьбе взрослого.

  • Учить подчиняться словам «нельзя», «можно».

  • Учить имена близких взрослых и смотреть в сторону названного человека. Учить названия своей одежды, предметов быта (показывать их).

  • Учить махать рукой при словах взрослого «до свиданья» когда кто-то уходит; когда уходит сам.

  • Учить по просьбе взрослого разводить руками на слово «нет»; играть в «ладушки»; показывать, как что-то летает; показывать, что делает кто-то (сидит, лежит); прятаться, играя в «ку-ку»; «вытирать» нос платком; «вытирать» лицо, прикладывая полотенце.

Активная речь:

  • Учить произносить 10-12 слов облегченно.

  • Учить облегченными словами отвечать на вопрос взрослого «Кто это?».

  • Учить соотносить с предметами и действиями облегченные слова.

  • Учить подражать знакомым звукам и движениям: «плакать», «смеяться», «кашлять», «петь», «говорить» по телефону; интонировать песенки; подражать понятным словам других детей.

4. Социальное развитие

  • Учить пить из чашки с помощью, придерживая ее руками.

  • Учить самостоятельно есть пищу, которую берут руками (откусывать и жевать хлеб, печенье).

  • Учить держать ложку и пытаться взять в рот ее содержимое.

  • Учить помогать движениями рук, ног при одевании, раздевании.

  • Учить приносить свои вещи при одевании, знать их названия.

  • Учить тянуть руки к воде при умывании, «вытираться» полотенцем.

  • Учить проявлять недовольство при нарушении опрятности, просится на горшок характерными звуками.

  • Учить манипулировать самостоятельно игрушками в течении 10 минут; демонстрировать простые функциональные действия; играть в мяч, толкая его.

  • Привлекать к участию в играх «Ку-ку, вот и я», «Ладушки», «Сорока-ворона».

  1. Физическое развитие

  • Учить подползать под препятствие.

  • Учить вползать и сползать по наклонной поверхности.

  • Учить залезать, карабкаться на диван, кресло, спускаться на пол.

  • Учить стоять без опоры.

  • Учить приседать, выпрямляться, наклоняться.

  • Учить ходить, держась одной рукой за руку взрослого.

  • Учить ходить, держась одной рукой за руку взрослого.

  • Учить подниматься на лесенку детской горки приставными шагами (с помощью взрослого).

  • Учить делать самостоятельно несколько шагов без поддержки.

  • Учить подражать знакомым движениям взрослого, простым движениям сверстников.


От 1 года до 1 года 3 месяцев

  1. Стимуляция познавательного развития

  • Совершенствовать выполнение взаимосвязанных прямых и обратных действий с предметами:

  • раскладывание и собирание, вынимание и вкладывание, перекладывание шариков в коробку, скатывание их по желобку;

  • раскладывание и собирание цветных колпачков;

  • нанизывание на стержень пяти одинаковых колец;

  • вкладывание в полые предметы, накрывание одинаковых полых предметов (меньший – большим);

  • собирание игрушки из двух частей.

  • Привлекать внимание детей к предметам, сделанным из разных материалов, издающим различное звучание, в том числе тихое и громкое.

Сенсомоторное развитие:

  • Учить ориентироваться в двух формах («мячи» – «кубики») при произведении операций подбора и отбора.

  • Учить отличать знакомый большой предмет от маленького при произведении операций подбора и отбора.

  • Учить подбирать (не называя) к предмету одного цвета игрушки того же цвета.

  • Учить снимать и нанизывать большие кольца на стержень пирамидки.

  • Учить ставить кубик один на другой (строить башню, дом).

  • Учить держать (по-своему) в руке карандаш, фломастер, чиркать по бумаге.

Развитие наглядно-действенного мышления:

  • Развивать умение хватать:

  • при захвате маленького предмета использовать большой палец с одной стороны и остальные с другой (в «клещи»); захватывать предмет «грабельками», «щепотью», «пинцетом».

  • вытаскивать штырек из гнезда; засовывать пальчик в гнездо от штырька, подражая взрослым;

  • доставать предмет из коробки;

  • один и тот же предмет использовать по-разному.

  • Развивать представление о неизменности существования предмета:

  • находить частично спрятанную игрушку; полностью спрятанную игрушку; предмет, спрятанный под одним из двух лоскутков ткани;

  • убирать препятствия, мешающие достать игрушку;

  • Формировать умение класть или ставить предмет в нужное место.

  • Формировать умение манипулировать предметами:

  • тянуть машинку за веревочку; толкать машинку;

  • тянуть веревочку вверх;

  • держа в руках по кубику, ударять ими друг о друга.

  • Учить решать несложные практические задачи:

  • вставлять меньший стаканчик в больший;

  • снимать с коробочки крышку, чтобы отыскать там мелкую игрушку; переворачивать вверх дном коробку, бутылочку, чтобы достать из нее предмет.

  • Формировать умение держать восковой мелок в правильном положении; оставлять на бумаге следы, имитировать рисование.

  • Формировать умение рассматривать книгу вместе со взрослым; хлопать рукой по картинке в книжке; помогать переворачивать страницу.

  • Формировать умение самостоятельно воспроизводить действия с предметами, разученные ранее; одно знакомое действие с игрушкой, одинаковые действия с разными игрушками, играть с предметами обихода; переносить знакомые действия с одним предметом на другой.

  • Учить подражать близким взрослым: «стирать» как мама; «читать» как папа.



  1. Стимуляция эмоционального развития

  • Учить эмоционально реагировать на знакомого и незнакомого взрослого; подражать мимике, движениям взрослого; учить в затруднительных ситуациях обращаться ко взрослому.

  • Учить дополнять собственную речь мимикой, движениями, интонированием.

  • Учить эмоционально различно реагировать на плясовые и спокойные мелодии.

  • Учить проявлять интерес к играм других детей; учить радоваться от получения результата игровых действий, выполненных взрослыми или самостоятельно.

  • Учить познавать окружающее через свои эмоциональные ощущения («больно», «горячо», «холодно», «красиво»).

  1. Речевое развитие

Понимание речи:

  • Учить понимать многие названия знакомых игрушек, окружающих предметов, знать имена близких взрослых, названия одежды, обозначение действий, некоторых бытовых ситуаций.

  • Учить показывать части лица у человека и образной игрушки.

  • Учить выполнять два поручения взрослого, связанные со знакомыми действиями.

  • Учить с интересом рассматривать картинки в книжке, узнавать персонажей.

  • Учить слушать потешки, стихи, песенки.

Активная речь:

  • Учить имитировать звуки, слова по просьбе взрослого («лаять», «пищать», «гудеть»).

  • Учить употреблять слова в индивидуальном произношении: в момент радости, при удивлении, при констатации знакомых явлений, в процессе двигательной активности, по подражанию, по просьбе взрослого, в процессе игровых действий.

  1. Социальное развитие

  • Учить пить из чашки.

  • Учить держать ложку в кулачке, доносить до рта густую пищу.

  • Учить «вытирать» руки и лицо при умывании.

  • Учить проситься на горшок.

  1. Физическое развитие

  • Учить ходить самостоятельно.

  • Учить устойчиво стоять, приседать, наклоняться, поворачиваться, пятиться.

  • Учить подниматься на лесенку детской горки приставным шагом.

  • Учить ходить по доске, лежащей на полу.

  • Учить поднимать руки вперед, вверх, в стороны, отводить за спину, вращать (стоя, сидя, лежа).

  • Учить шевелить пальцами, вращать кистями рук.


От 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев

  1. Стимуляция познавательного развития

  • Продолжать учить действовать с одноместными дидактическими игрушками, двухместными геометрическими фигурками-вкладышами; выполнять прямые и обратные действия.

  • Учить собирать с помощью взрослого в определенной последовательности пирамидку на конической основе, состоящую из двух-трех колец разных размеров, собирать пирамидку на прямой основе (стержне) из двух колец, резко отличающихся размером.

  • Привлекать внимание детей к звукам, которые издают предметы из различных материалов, а также музыкальные разнотембровые игрушки.

Сенсорное развитие:

  • Учить ориентироваться в двух величинах (большой и маленький): находить после показа по просьбе взрослого.

  • Учить собирать пирамидку из двух контрастных по величине колец после показа.

  • Учить подбирать геометрический предмет к соответствующему по форме отверстию (совместные действия, показ).

  • Учить подбирать предмет такой же формы, как образец; ориентироваться в двух формах (шар – куб, кубик – кирпичик).

  • Учить ориентироваться в 2 – 3 цветах; находить игрушку такого же цвета, как показывает взрослый.

  • Учить отображать в функциональной игре 1 – 2 часто наблюдаемых действия (кормить и причесывать куклу); действовать с предметами в зависимости от их функционального назначения; использовать в игре предметы-заместители («читать» книгу, катить перед собой коляску, тянуть игрушку за веревочку за собой).

  • Учить решать некоторые практические задачи, пользуясь несложными инструментами; проявлять сообразительность при решении проблемной ситуации: что-то подставить, использовать дополнительный предмет.

  • Учить строить домик из кубика и призмы.

  • Учить строить загородку из кирпичиков, ставя кирпичики вертикально к поверхности стола на длинное ребро.

  • Учить строить дорожку, плотно прикладывая кирпичик к кирпичику.

  • Учить строить стол, накладывая кирпичик плашмя на кубик, стул из крупного кирпичика и куба.

Развитие наглядно-действенного мышления:

  • Развивать умение хватать: брать в руку нитку, захватывая ее с двух сторон «пинцетом».

  • Закреплять умение находить предмет, спрятанный под одним из двух лоскутов ткани.

  • Закреплять умение вставлять большой штырек в гнездо доски со штырями и гнездами, вкладывать кругляши в круглые отверстия доски, строить башню (из 2 – 6 кубиков).

  • Закреплять умение манипулировать предметами; формировать умение складывать бумагу.

  • Закреплять умение решать несложные практические задачи и головоломки.

  • Учить подбирать предметы к образцу (без вариантов – однородные предметы: только прищепки - к прищепкам, шишки - к шишкам, каштаны - к каштанам).

  • Учить подбирать предметы к образцу (из двух вариантов – однородные предметы двух видов: шишки - к шишкам, а каштаны - к каштанам).

  • Закреплять умение оставлять на бумаге следы воскового мелка, рисовать вертикальные линии; оставлять следы пальцев на посыпанной мукой картонке.

  • Закреплять навыки обращения с книгой, формировать умение переворачивать по одной бумажные страницы книги.

  1. Стимуляция эмоционального развития

  • Стимулировать появление социально значимых жестов и мимики («жалеть»).

  • Учить привлекать внимание взрослого эмоционально окрашенными возгласами, мимикой, движениями; реагировать на эмоциональный тон голоса взрослого (подражать радостным возгласам, эмоциональному отношению взрослого к ситуации), интересоваться действиями других детей.

  • Учить повторять знакомые движения под музыку.

  1. Речевое развитие

Восприятие и понимание речи:

  • Формировать умение реагировать на жесты и выполнять простые указания (указывать на предмет, давать предмет по просьбе говорящего).

  • Формировать умение выбирать из 2 – 4 предметов, картинок то, что нужно по просьбе; указывать 1 –7 частей тела; выбирать 3 предмета одежды.

  • Формировать умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия.

  • Учить показывать части тела, игрушки по просьбе.

  • Учить понимать смысл предложений, выполнять знакомые бытовые действия по просьбе.

Активная речь:

  • Учить произносить 40 индивидуально облегченных слов.

  • Учить отвечать на вопросы: «Кто это?», «Что это?» в реальной ситуации и по картинке.

  • Учить связывать два облегченных слова в предложение.

  • Учить подражать часто слышимым словам, фразам взрослого.

  • Учить сопровождать речь мимикой, жестами, движениями, контактом глаз.

  1. Социальное развитие

  • Учить есть полужидкую и жидкую пищу, держа в кулачке ложку.

  • Учить самостоятельно пить из чашки, ничего не проливая.

  • Учить сообщать о физиологических потребностях, отрицательно относится к нарушению опрятности.

  • Учить показывать и давать игрушки.

  • Учить имитировать работу по дому.

  1. Физическое развитие

  • Учить хорошо самостоятельно ходить (прямо, по кругу, огибая предметы).

  • Учить перешагивать через препятствия на полу приставным шагом.

  • Учить входить и сходить по лестнице чередующимся шагом.

  • Учить самостоятельно садиться на стул, скамеечку.

  • Учить бросать мяч вниз, вперед, вверх.


От 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев

  1. Стимуляция познавательного развития

- Развивать элементарные продуктивные действия при формировании умения собирать двухместные дидактические игрушки.

- учить выбирать предметы по размеру и соответственно называть их: «большой», «маленький», понимать слово «поменьше», соответствующее промежуточной величине предмета.

- Учить собирать пирамидку из двух, трех колец (большое, поменьше, маленькое) на прямой основе с небольшой помощью взрослого.

- Развивать мелкую моторику пальцев, побуждая детей выполнять более тонкие действия с предметами (мелкие вкладыши).

- Продолжать знакомить с предметами, издающими различные звуки.

Сенсомоторное развитие:

- Учить ориентироваться в трех величинах одной формы (большой – поменьше – маленький); находить их по просьбе взрослого (включение в ряд по величине из 3).

- Учить определять большой и маленький предметы из 5-6, расположенных по степени уменьшения.

- Учить ориентироваться в четырех контрастных формах (шар, кубик, призма, кирпичик). Различать, группировать, соотносить конфигурацию предмета с соответствующим отверстием на грани.

- Учить ориентироваться в 3 – 4 цветах: выбирать по образцу, находить такой же цвет по просьбе взрослого.

- Учить сгибать лист бумаги.

- Знакомить с понятиями «один» - «много».

- Учить находить предметы на сюжетной картинке, используя жест и накладывая предметную картинку на соответствующую в сюжете.

- Учить решать элементарные конструктивные задачи.

- Учить выполнять предметные действия: раскладывать однородные предметы в зависимости от их величины, формы, цвета; размещать вкладки разной величины в гнезда.

- Учить выполнять элементарные продуктивные действия: выкладывать мозаику разной величины, формы, цвета (2 величины, 4 формы, 4 цвета) совместными действиями, по образцу, в сочетании со словесной инструкцией. (Использовать развернутую и свернутую инструкцию: «посмотри на …», «посмотри сначала на …, а потом на …», «найди у меня глазами такой же …», «положи его на такой же …», «возьми …»).

- Учить отображать жизненные действия, пользуясь предметами-заместителями (кормить, возить, баюкать).

- Учить воспроизводить из кубиков несложные постройки (башню, дорожку, стол, стул, диванчик, кровать, ворота, забор, лесенку, дом).

- Учить «рисовать» линии.

- Учить рассматривать книгу вместе со взрослым, хлопать рукой по картинке в книжке; помогать переворачивать страницы; развивать понимание несложной сюжетной картинки. Учить отвечать на вопросы «Где?», «Кто это?», «Что это?», «Что делает?».


  1. Стимуляция эмоционального развития

- Учить использовать эмоционально окрашенные возгласы (слова), мимику, движения при общении с взрослыми и сверстниками для привлечения внимания.

- Учить сопровождать самостоятельные игровые действия мимикой, «высказываниями».

- Учить эмоционально реагировать на пение, музыку, художественное слово.

- Развивать эмоциональную память в знакомых бытовых ситуациях.


  1. Речевое развитие

Восприятие и понимание речи:

- Формировать умение реагировать на жесты и выполнять простые указания: указывать на предмет по просьбе говорящего, давать предмет по просьбе.

- формировать умение выбирать из нескольких предметов или картинок то, что нужно по просьбе.

Формировать умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия.

- Учить понимать смысл предложений; несложного рассказа со знакомыми событиями.

- Учить запоминать и выполнять два поручения, знакомых бытовых действия.



Активная речь:

- Учить произносить до 40 индивидуально облегченных слов.

- Учить отвечать на вопросы «кто это?», «Что это?» в реальной ситуации и по картинке.

- Учить подражать часто слышимым словам, фразам взрослого.

- Учить сопровождать речь мимикой, жестами, движениями, контактом глаз.

- Учить использовать предложения из двух облегченных слов.

- Учить называть облегченным словом свои или чьи-то действия.

- Учить договаривать последние слова знакомых стихов и песенок.



  1. Социальное развитие

- Учить самостоятельно есть любую пищу.

- Учить самостоятельно снимать шапку, обувь и частично одеваться.

- Учить обращать свое внимание на грязное лицо и руки.

- Учить контролировать свои физиологические потребности (заранее сообщать взрослому).

- Знать место хранения игрушек, одежды, книг и других вещей.


  1. Физическое развитие

- Учить перешагивать через небольшое препятствие на полу.

- Учить забрасывать мяч в корзину, стоящую на полу.

- Учить влезать на диван, стул, спускаться на пол.
От 1 года 9 месяцев до 2 лет


  1. Стимуляция познавательного развития.

- Обучать детей собирать двухместные дидактические игрушки,

- Учить находить соответствующие детали — вкладыши при вы­боре из двух, затем из трех деталей; подбирать к коробкам крышки аналогичной формы (круглой, квадратной, треугольной); раскладывать


предметы по убывающей величине.

- Учить понимать слова «поменьше», «побольше», соответствующие


промежуточной величине предметов.

- Учить самостоятельно собирать пирамидку из 2—3 крупных ко­лец контрастных размеров.

- С помощью взрослого собирать пирамидку из 4-—5 колец разной
величины.

- Выполнять задания с ориентировкой на два свойства одновре­менно — цвет и величину, форму и величину, форму и цвет, используя
народные и дидактические игрушки.

- Продолжать развивать мелкую моторику рук.


Сенсомоторное развитие:

- Учить ориентироваться в трех и более контрастных величинах


(собирать трехместную матрешку и другие вкладыши после показа).

- Учить собирать пирамидку по убыванию размера из 4 (5) колец


контрастных величин (после показа).

- Учить соотносить конфигурацию объемной геометрической фи­гуры с плоскостным изображением; накладывать на образец.

- Ориентироваться в 3—4 цветах: подбирать к образцу, некоторые
называть.

- Учить распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяже­лый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый).

- Учить в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные,
округлые, короткие и длинные линии. Учить называть то, что «рисует»

Развитие наглядно-действенного мышления:

Умение хватать:

- Брать в руки нитку, захватывая ее с двух сторон, «пинцетом».
Умение манипулировать предметами:

- Складывать бумагу (имитация).

- Решать некоторые практические задачи, пользуясь несложными инструментами; резать ножницами с тупыми концами под контролем взрослого.

- Нанизывать на нить 4 крупные, средние бусины.

- Строить башню из 6 деталей.

Решение несложных практических задач, головоломок:

- Вставлять один в один 4 стаканчика (включение в ряд по вели­чине из 4).

- Вкладывать треугольную, круглую, квадратную пластинки в со­ответствующее отверстие доски форм (отверстие одно).

- Вкладывать треугольную, круглую, квадратную пластинки в одно
из трех отверстий доски форм.

- Добавлять к картинке 1—3 элемента (деревянные вкладыши, скла­дывание разрезной картинки из двух частей).

- Добавлять к 6 картинкам по одному элементу.

- Искать механизм, приводящий в действие игрушку.


Подбор и сортировка:

- Подбирать к картинкам соответствующие предметы (без вариан­тов, из двух вариантов).

- Подбирать картинки к образцу (из двух вариантов, из четырех
вариантов).

- Подбирать к картинкам соответствующие предметы (из четырех


вариантов).

- Давать один предмет по знаку взрослого.

- Подбирать к образцу фигуру определенной формы (из трех ва­риантов).

- Подбирать к образцу предмет определенного цвета (из двух ва­риантов).

- Подбирать к образцу предметы 4 разных цветов (из двух вариантов).
Умение класть или ставить предмет в нужное место:

- Строить башню из 6—8 кубиков.

- Вставлять б маленьких штырьков в гнезда специальной доски.
Рисование:

- Держать восковой мелок пальцами; рисовать вертикальные, кругообразные, горизонтальные линии, имитируя действия взрослого; рисовать круг, имитируя действия взрослого; копировать изображение


круга; сознательно рисовать на бумаге «картинку».

Навыки обращения с книгой:

- Переворачивать по одной бумажные страницы книги.

- Указывать на отдельные элементы рисунка в книге, накладывать


предметную картинку на соответствующее изображение на сюжетной
картинке.

- Рассматривать книги самостоятельно.


Игровые действия (сюжетно-отобразительные):

- Учить проявлять сообразительность, решать проблемную ситуацию


после предъявления игрового материала, использовать предметы-замес­тители (кормить куклу, если рядом посудка; строить гараж, если рядом ку­бики и машинка; вылавливать сачком из воды понравившуюся игрушку).

- Выполнять два последовательных сюжетных действия с игрушкой (баюкать, кормить куклу; возить, нагружать машину).

- Учить подражать функциональным действиям близкого взрослого.

- Сооружать из кубиков знакомые постройки для мелких игрушек


(забор, дом, дорожку; стул, диван, стол, поезд).

- Учить играть рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.



  1. Стимуляция эмоционального развития.

- Учить проявлять яркие эмоции при общении с близкими (мимика, возгласы, движения).

- Учить пользоваться эмоционально окрашенными звукоподража­ниями, облегченными словами при совместных играх с детьми.

- Эмоционально заинтересовывать музыкой, пением, малыми фоль­клорными формами, подвижными играми, проявлять к ним дифферен­цированное отношение:

- Учить сопереживать, сочувствовать плачущему ребенку, пожило­му человеку, бережно относиться к. животным, растениям:

по примеру взрослого;

по собственной инициативе.

- Учить спокойно относиться к указаниям: «Собери игрушки», «Это
можно», «Этого нельзя». Понимать слова «хорошо», «плохо».


  1. Речевое развитие.

Восприятие речи:

Умение выбирать из нескольких предметов или картинок то, что нужно:

- Выбирать из 2—5 предметов, 2—9 картинок; давать 3 предмета
одежды; указывать на 1—4 частей тела по просьбе.

- Умение выбирать из нескольких предметов или картинок то, что нужно:

- Указывать по просьбе на 7—10 частей тела.

- Показывать на себя в ответ на вопрос: «Где..?».

- Выбирать го 4—6 предметов в соответствии с функциональными
признаками.

- Выполнять просьбу: «Дай мне... и..!» (2 предмета из 4).

- Выполнять просьбу: «Дай мне... и.!» (2 предмета из тех, что на­ходятся в комнате).

Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия:

- Выполнять по просьбе одно из двух действий с предметом.

- Выполнять по просьбе три разных действия с предметом.

- Демонстрировать 10 действий по просьбе.

- Выполнять указание из двух слов (глагол + существительное); из


двух пар слов (глагол + существительное).

Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие признаки предметов или выражающие состояния:

- Из двух предметов — большого и маленького — выбирать боль­шой, маленький.

- Класть предмет на, под перевернутую вверх дном чашку по


просьбе.

- Класть предмет в сосуд, доставать из сосуда по просьбе.



Понимание речи:

- Учить понимать короткий рассказ (без показа действий) о знако­мых событиях (о том, что делал на прогулке).

- Учить выполнять три поручения (возьми, отнеси, положи).

- Учить «помогать», «жалеть» по просьбе взрослого.

- Учить названия частей лица и тела.
Активная речь:

- Учить использовать неоформленные фразы.

- Начинать употреблять прилагательные, местоимения, предлоги,
наречия,

- Учить договаривать четверостишия в знакомых стихах, подпевать.

- Учить задавать вопросы.

- Учить называть предметы на картинке:

- по просьбе взрослого;

- самостоятельно (комментировать).





  1. Социальное развитие.

- Есть ложкой аккуратно, пить через соломинку, самостоятельно
нить из чашки.

- Учить умываться (тереть ладони, часть лица), вытираться с помо­щью взрослого.

- Учить самостоятельно одеваться (натягивать носочки, шапку, обувь).

- Учить частично раздеваться (снимать штанишки).

- Учить пользоваться носовым платком (при напоминании).

- Учить контролировать физиологические потребности, контроли­ровать свой стул; показывать жестами, что хочет в туалет; ходить в туа­лет под руководством взрослого.

Развитие взаимодействия с окружающими:

- Вступать в контакт с ровесниками.

- Наблюдая за другими детьми, вовлекаться в параллельную игру:
играть возле детей, время от времени вступая с ними в контакт; соблюдать очередность под руководством взрослого.

- Отстаивать свою собственность.

- Помогать в простой работе по дому.


  1. Физическое развитие.

- Подпрыгивать.

- Удерживать мяч одной или двумя руками.

- Ловить мяч с близкого расстояния.

- Подниматься и спускаться по лестнице детской горки.

- Удерживать равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу.

- Перешагивать через несколько препятствий чередующимся шагом.



От 2 лет до 2 лет 6 месяцев

  1. Стимуляция познавательного развития.

- Формировать более тонкую дифференцировку формы, цвета, величины предметов.

- Учитывать особенности материала (фактуру, массу; звуковые свой­ства); количественное соотношение деталей, положение в пространстве.

- Совершенствовать действия с предметами, ориентируясь на два

свойства одновременно.

- Собирать одноцветные, а затем и разноцветные пирамидки из 4—5 колец, располагая их по убывающей величине; из шаров, кубов одного раз­мера; составлять башенки из трех одноцветных последовательно умень­шающихся деталей-вкладышей (кубы, конусы, цилиндры и пр.); разби­рать и собирать трехместную матрешку, совмещая рисунок на ее частях.

- Продолжать развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев.



Сенсомоторное развитие:

- Учить ориентироваться в трех и более контрастных величинах


(собирать трехместную матрешку и другие вкладыши после показа).

- Учить собирать пирамидку по убыванию размера из 4—5 колец контрастных величин (после показа).

- Учить соотносить конфигурацию объемной геометрической фи­гуры с плоскостным изображением; накладывать на образец.

- Ориентироваться в 3—4 цветах: подбирать к образцу, некоторые

называть.

- Учить распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый).

- Учить в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии. Учить называть то, что «рисует». Развитие наглядно-действенного мышления:

Умение класть или ставить предмет в нужное место:

- Строить башню из 8 кубиков.

- Вставлять 6 маленьких штырьков в гнезда специальной доски.


Умение манипулировать предметами:

- Нанизывать на нить 4 крупные, средние, маленькие бусины.

- Резать ножницами.

- Строить башню из 6 деталей.

- Наклеивать картинку на бумагу.

Решение несложных практических задач и головоломок:

- Добавлять к картинке I —3 элемента; к 6 картинкам — по одному

элементу.

- Подражая взрослому, строить поезд, мост.

- Искать механизм, приводящий в действие игрушку.

- Складывать разрезную картинку из 2—4 частей.
Подбор и сортировка:

- Подбирать предметы к образцу (без вариантов, из двух вариантов).


- Подбирать к картинкам соответствующие предметы (из 2—4 вариантов).

- Подбирать картинки к образцу (из 2—4 вариантов).

- Подбирать к картинкам соответствующие карточки (типа «Лото»),

- Раскладывать карточки по соответствующим картинкам (типа


«Лото»).

- Подбирать к образцу по просьбе взрослого фигуру определенной


формы (из 3 вариантов).

- Подбирать к образцу предмет определенного цвета (из 2 вариантов).

- Подбирать к образцу предметы 4 разных цветов (из 2 вариантов).

- Подбирать к образцу предметы определенного цвета (на выбор


даются 4 варианта).

- Составлять цветовые комбинации из 4 кубиков но образцу.

- Составлять цветовые чередования из 2 предметов, цветов, вели­чин, форм.

Рисование:

- Держать восковой мелок пальцами.

- Рисовать кругообразные, горизонтальные линии (имитация); рисовать круг (имитация), копировать изображение круга.

- Изображать знаки «+». «V» (имитация), колировать знак «+»; сознательно рисовать на бумаге «картинку». Навыки обращения с книгой:

- Указывать на отдельные элементы рисунка в книжке, соотносить


предметную картинку и ее изображение на сюжетной картинке; рассматривать книжки самостоятельно.

  1. Стимуляция эмоционального развития.

- Учить различать эмоциональные состояния человека.

- Учить привлекать внимание взрослого или ребенка.

- Получать удовольствие от самостоятельно произносимых слогов
слов.


  1. Речевое развитие.

Умение слушать и концентрировать внимание:

- Слушать внимательно сказку 10 минут.

Умение выбирать из нескольких предметов или картинок то, что

нужно:


- Выбирать по просьбе из 2—9 картинок с изображением продук­тов, животных, мебели, одежды.

- Указывать по просьбе на 7—10 частей тела.

- Выбирать из 4—6 предметов в соответствии с функциональными признаками.

- Выполнять просьбу: «Дай мне... и..!» (2 предмета из 4 и из тех, что находятся в комнате).

Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия:

- Выполнять по просьбе 1 из 2 действий с предметом; 3 разных


действия с предметом; 10 разных действий с предметом по просьбе.

Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие


действия:

- Выполнять указание из двух слов (глагол + существительное):


выбор из 3—4 предметов и 1 из 4 действий.

- Выполнять указание из двух пар слов (глагол + существительное).


Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие

признаки предметов или выражающие состояния:

- Из двух предметов — большого и маленького — выбирать боль­шой, маленький.

- Класть предмет в: на, под перевернутую вверх дном чашку,


другой предмет по просьбе.

- Класть предмет в сосуд, вынимать из сосуда по просьбе.


Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие

признаки предметов или выражающие состояния:

- Выбирать длинный и короткий, твердый и мягкий предметы по

просьбе.


- Отбирать из группы предметов одинаковые: «такой», «не такой».

- Различать веселого, грустного, сердитого человека.

- Выбирать предмет больше или меньше демонстрируемого.
Умение реагировать на-грамматические особенности:

- Распознавать множественное число существительных.

- Различать притяжательные местоимения.

- Распознавать частицу не.

- Различать местоимения его, ее, я, ты.

Понимание речи:

- Учить понимать короткий рассказ (без показа действий) о знако­мых событиях (о том, что делал на прогулке).

- Учить выполнять три поручения (возьми, отнеси, положи).

- Учить «помогать», «жалеть» по просьбе взрослого.

- Учить названия частей лица и тела.
Активная речь:

- Учить называть предметы на картинке:

- по просьбе взрослого;

- самостоятельно (комментировать).

- Учить использовать неоформленные фразы.

- Начинать употреблять прилагательные, местоимения, предлоги,


наречия.

- Учить договаривать четверостишия в знакомых стихах, подпевать.

- Учить задавать вопросы.


  1. Социальное развитие.

- Самостоятельно пить из чашки, есть ложкой, пить через соломинку.

- Контролировать свой стул; показывать жестами, что хочет в туалет; ходить в туалет под руководством взрослого: использовать туалет­ную бумагу; спускать воду в туалете.

- Обувать ботинки; надевать носки, штанишки, рубашку, кофту; сни­мать штанишки, футболку; раздеваться полностью.

- Расстегивать застежку «молния», большие пуговицы; застегивать


мишки, большие пуговицы.

Развитие взаимодействия с окружающими:

- Наблюдая за другими детьми, вовлекаться в параллельную игру,
вступать с ними в контакт; соблюдать очередность под руководством
взрослого, правила игры в групповых играх, дожидаться своей очереди.

- Избегать опасности.

- Отстаивать свою собственность.

- Помогать в простои работе по дому, выполнять простую работу


по дому.


  1. Физическое развитие.

- Перешагивать через несколько препятствий чередующимся шагом.

- Удерживать равновесие при ходьбе по доске, лежащей на пол.

- Менять темп: ходьбу на бег.

- Бегать семенящим шагом.

- Подпрыгивать.
От 2 лет 6 месяцев до 3 лет


  1. Стимуляция познавательного развития.

- Совершенствовать тонкие дифференцировки при действии с пред­метами и дидактическими игрушками, постепенно переходя от практи­ческих проб к действиям в мысленном плане: планировать поиск и спо­собы достижения целей, прогнозировать результат.

- Собирать пирамидки по принципу простого чередования 2 дета­лей (по цвете форме или величине); соотносить предметы -3 величин


и разных форм.

- Закреплять практическое умение действовать с предметами все­возможных форм.

- Составлять целое по частям, ориентируясь на форму, величину
и цвет предметов.

- Закреплять умение выполнять выбор предмета с ориентировкой


на 2 свойства одновременно.

- Учить использовать имеющийся опыт, действовать по представ­лению.



Сенсомоторное развитие:

- Подбирать к образцу фигуру определенной формы (из 3—4 ва­риантов).

- Из 3 разных форм по просьбе взрослого выбрать одну.

- Подбирать к образцу' предмет определенного цвета (из 2—6 ва­риантов).

- Подбирать к образцу предметы 4 разных цветов (из 2—4 вариантов).
- Составлять цветовые комбинации из 2—4 кубиков по образцу.
- Составлять чередования из 2 предметов, цветов, форм, величин.

- Сортировать предметы по величине (2 варианта).

- Сортировать предметы по форме (3—4 вариантов).

- Сортировать предметы по категориям (из 2 вариантов: «продук­ты», «игрушки», «одежда», «животные», «мебель»).

- Объединять предметы в пары по функциональному признаку,
т. е. классифицировать по основному действию с ними («Чем играют?»,
«Что едят?»).

- Выбирать из 4 предметов один по просьбе взрослого.

- Сортировать предметы по цвету (4-—6 вариантов).
Умение манипулировать предметами:

- Нанизывать на нить 4 крупные, средние, маленькие бусины.

- Резать ножницами.

- Строить башню из 6 деталей.

- Наклеивать картинку на бумагу.

- Строить несложные сооружения из 6 деталей, конструктора.



Развитие наглядно-действенного мышления:

Решение несложных практических задач и головоломок:

- Добавлять к картинке 1 элемент, 3 элемента.

- Добавлять к 6 картинкам по одному элементу.

- Складывать разрезную картинку из 2—4 частей,

- Подражая взрослому, строить мост.

- Выстраивать 5 кубиков в ряд «по росту» (включение в ряд по
величине из 5).

- Приводить в действие механическую игрушку.


Подбор и сортировка:

- Подбирать картинки к образцу (из 2—4 вариантов).

- Подбирать к картинкам соответствующие предметы (из 4 вариантов).

- Подбирать к картинкам соответствующие карточки (вводить зна­ки, пиктограммы, силуэты).

- Раскладывать карточки по соответствующим картинкам.
Рисование:

- Держать восковой мелок пальцами.

- Рисовать кругообразные, горизонтальные линии, круг (имитация).

- Изображать знаки «+», «V» (имитация), копировать знак «+».

- Сознательно рисовать на бумаге «картинку» с помощью педагога.

- Закрашивать отдельные части бумаги, пользуясь трафаретом.

- Рисовать на большом листе бумаги красками разные линии и формы.

- Пририсовывать к незаконченной фигуре человека руки и ноги.

- Рисовать человечка, изображая, по меньшей мере, три части тела.
Навыки обращения с книгой:

- Обучать видеть сюжет картинки («Где девочка кушает?»).

- Обучать умению выкладывать сюжет из 2 картинок («Шарик у девочки» — «Шарик улетел»; «Что сначала?» — «Что потом?»).

- Слушать внимательно сказку 10 минут.



2. Стимуляция эмоционального развития

- Учить положительно относиться к развлечениям, играм.

- Развивать эмоциональную память в знакомых ситуациях.

- Учить эмоционально предвосхищать результаты собственного


действия и действия взрослого.

- Формировать тактильно-эмоциональные и речевые способы выражения привязанности.

-Учить активно выполнять подражательные действия с использо­ванием потешек.

3. Речевое развитие

Умение выбирать из нескольких предметов или картинок то, что нужно:

- Выбирать по просьбе из 2—9 картинок; указывать на 7—10 час­тей тела.

- Показывать на себя в ответ на вопрос: «Где.,?».

Умение выбирать из нескольких предметов или картинок то, что нужно:

Выбирать из 4—6 предметов в соответствии с функциональными


признаками.

Выполнять просьбу: «Дай мне... и..!» (2 предмета из 4 ж из тех,


что находятся в комнате).

- Отбирать предметы, относящиеся к понятию «пища», «животные»,


«одежда», «мебель», «игрушки».

- Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия:

- Выполнять по просьбе 1 из 2; 3—10 разных действий с предметом.
Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие действия:

- Выполнять указание из двух слов (глагол + существительное): вы­


бор из 3—4 предметов и 1 из 4 действий.

- Выполнять указание из двух пар слов (глагол + существительное).


Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие

признаки предметов или выражающие состояния:

- Выбирать из 2 предметов (большого и маленького) по названию
(большой, маленький).

- Класть предмет в, на, под перевернутую вверх дном чашку,


другой предмет по просьбе.

- Класть предмет в сосуд, вынимать из сосуда по просьбе.


Умение выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие признаки предметов или выражающие состояния:

- Выбирать длинный и короткий, твердый и мягкий предмет по


просьбе.

- Отбирать из группы предметов одинаковые («Дай такие же»).

- Из группы предметов отбирать «такой», «не такой».

- Различать веселого, грустного, сердитого человека:

- Выбирать предмет больше или меньше демонстрируемого.
Умение реагировать на грамматические особенности:

- Распознавать множественное число существительных.

- Различать притяжательные местоимения.

- Распознавать частицу не,

- Различать местоимения его, ее, я, ты.

- Формировать понятие о количестве предметов («Покажи один


грибок и один пальчик», «Покажи много грибов и много пальчиков»).

Понимание речи:

- Учить понимать короткий рассказ (без показа действий) о знакомых событиях (о том, что делал на прогулке).

- Учить выполнять три поручения (возьми, отнеси, положи).

- Учить «помогать», «жалеть» по просьбе взрослого.

- Учить названия частей лица и тела.

Активная речь:

- Учить использовать неоформленные фразы.

- Начинать употреблять прилагательные, местоимения, предлоги,
наречия.

- Учить договаривать четверостишия в знакомых стихах, подпевать.

- Учить задавать вопросы.

- Учить называть предметы на картинке:

- по просьбе взрослого;

- самостоятельно (комментировать).



4. Социальное развитие

- Самостоятельно пить из чашки, есть ложкой, пить через соломинку.

- Контролировать свой стул; показывать жестами, что хочет в туалет; ходить в туалет под руководством взрослого: использовать туалетную бумагу; спускать воду в туалете.

- Обувать ботинки; снимать штанишки, футболку; надевать носки,


штанишки, рубашку, кофту.

- Расстегивать застежку «молния», большие пуговицы; раздеваться полностью.

- Застегивать кнопки, большие пуговицы.
Развитие взаимодействия с окружающими:

- Вступать в контакт с ровесниками; наблюдая за другими детьми,


вовлекаться в параллельную игру; соблюдать очередь под руко­водством взрослого, правила игры в групповых играх, дожидаться
своей очереди.

- Отстаивать свою собственность.

- Помогать в простой работе по дому, выполнять простую работу
по дому

- Учить избегать опасности.



5. Физическое развитие

- Удерживать мяч одной иди двумя руками.

- Бросать мяч в горизонтальную цель.

- Ловить мяч с близкого расстояния.

- Скатывать мяч с горки.

- Выполнять задания и упражнения, сопровождающиеся рифмо­ванной речью взрослого.

- Играть со взрослым в подвижные игры; «Догоню-догоню». «До­гони мяч», «Побежали по дорожке», «Зайчики прыгают». «Пройдем по камушкам», «Пройдем по селедочкам», «Лошадки».
Формирование сенсорных эталонов (последовательность)
Цвет

Различение основных цветов на операциях отбора и подбора.

Показ по инструкции.

Соотнесение по цвету. . .

Выделение признака цвета на предмете, на картинке.

Группировка по цвету.

Называние цветов.

Нахождение в природе объекта, имеющего постоянный признак


цвета.

Развитие способности видеть цвет движущегося объекта.



Упражнения и игры для формирования сенсорных эталонов цвета:

«Положи такой к такому же».

«Найди такой же по цвету».

«Подбери рамку к рисунку такого же цвета».

«Подбери фигуру к контуру по цвету».

«Группировка цветов вокруг образца-эталона».

«Разложи пуговицы по тарелкам».

«Что может нарисовать красный карандаш».

«Найди на рисунке все желтые предметы».

«Найди вокруг нас предметы синего цвета».

«Нанизывание бусин по заданному алгоритму цвета».

«Дострой радугу».

Способы выполнения:

а) совместные действия:

б) по образцу;

в) по словесной инструкции;

г) по представлению;

д) по памяти.



Форма (шарик, кубик, крыша, брусок)

Различение основных форм на операциях отбора и подбора.

Показ по инструкции.
Соотнесение по инструкции.
Соотнесение плоскостной и объемной форм.
Выделение в предметах окружающего мира знакомых форм.
Формирование ориентировки при опознании предметов на фор­му как на основной опознавательный признак.

Формирование приемов двигательного моделирования форм (катится — не катится; обкладывание кубика палочками, спичками; обведение среза яблока пальцем).

Выкладывание фигуры из палочек по пластилиновой доске. Обведение по шаблону с последующей штриховкой.

Моделирование внутреннего контура горохом, фасолью, краской. Игры и упражнения для формирования форморазличения:

«Катится — не катится».

«Найди домик».

«Прикладывание к контуру».

«Накладывание на силуэт».

«Накладывание плоскостной формы на объемный предмет».

«Почтовый ящик».

«Доска Сегена».

Способы выполнения — те же.


Величина

Отбор, подбор по величине.

Соотнесение действий рук (обхватывание) с величиной предметов.

Соотнесение тональности голоса с величиной предметов.

Развитие зрительной оценки величины предметов.

Выборка большой фигуры.

Сортировка по величине.

Сопоставление объемных и плоскостных предметов по величине.

Построение сериационных рядов.

Игры и упражнения для формирования сенсорных эталонов величины:

«Спрячь и сравни».

«В какой гараж поставим машинку?»

«Чьи следы — мышки или слона?»

«Какие игрушки повесил на елку папа, а какие — сынок?»

«Выбери большой круп обведи пальцем».

«Собери большие шарики в одну коробку, а маленькие — в другую».

«Разложи шарики от самого маленького к самому большому».

Способы выполнения - те же.
Формирование тонкой моторики

Сжимание и разжимание мочалок, мягких резиновых мячиков,


колец разных диаметров.

Нажимание кнопок.

Открывание различных емкостей.

Отвинчивание и завинчивание крышек.

Удерживание ложки.

Набирание и пересыпание ложкой крупы.

Укладывание каштанов, фасоли, шишек в ячейки для яиц.

Нанизывание колец на стержень.

Строительство башни из деревянных кубиков.

Захват предметов средней величины «клещами» разного веса


и формы: большие и маленькие шарики и кубики, каштаны, шишки,
мешочки с песком, крупой, опилками.

Захват мелких предметов «щепоткой»: фасоль, желуди.

Нанизывание крупных бусин на шнурок.

Захват мелких предметов «пинцетом»: поднимание копеек с глад­


кой поверхности, укладывание мелких предметов в банку, нанизывание
средних и мелких бусин на толстую леску, пристегивание прищепок.