Методика проведения - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методика проведения квалификационных экзаменов на получение права... 6 1304.26kb.
Методика «Кто прав?» ( модифицированная методика Цукерман Г. 1 34.09kb.
Методика организации урока с применением ресурсов сети Интернет 1 127.95kb.
В. В. Михайлов Автодидактическая система обучения (асо) и методика... 1 126.13kb.
Дата семинара Тема семинара Место проведения ифнс по г. Алапаевску... 1 213.42kb.
1. 1 Концепция учебного предмета «Иностранный язык». Н. П. Баранова, П. 17 2570.4kb.
Учебный план по специально­стям 022300 «Физическая культура и спорт» 13 5140.32kb.
Данная методика предложена американским психо­логом С. Медником в... 1 67.46kb.
Работа с учебником на уроках математики с применением современных... 1 60.62kb.
Вопросы для проведения тестирования 1 283.23kb.
Шмонин А. В. Методика расследования преступлений 19 5880.45kb.
Урок математики в 5-м классе по теме: «Площадь. Формула площади прямоугольника». 1 97.91kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Методика проведения - страница №1/1


Муниципальное образовательное учреждение «Урмарская средняя

общеобразовательная школа №1 им. Г.Е.Егорова»



Методика проведения

классных часов

в 5-11 классах.

Авторская работа

классного руководителя

Колоколовой Ларисы Климовны.

п. Урмары


«Ребенок должен знать то, что он хочет. А

вот хотеть он должен того, чего хочет его воспитатель».

Жан-Жак Руссо
Все знают, что семья – ячейка общества. Гораздо реже говорят о том, что такая же важная ячейка гражданского общества – школьный класс. В семье рождается человек, в классе – гражданин.

Класс – это общество в миниатюре. Противоречия общества находят зеркальное отражение в классе. В классе есть:



  • лидеры и изгои,

  • отличники и двоечники,

  • богатые и бедные,

  • верующие и неверующие,

  • активные и пассивные,

  • умные и глупые,

  • трудолюбивые и ленивые,

  • сильные и слабые,

  • представители коренной национальности и национальных меньшинств (русские и нерусские, чуваши и нечуваши).

Раньше в воспитании исходили из того, что все дети равны. А сейчас учитель обязан учить детей жить в этом противоречивом обществе, помочь ребенку найти себя в жизни. Мы должны учить детей, что каждый человек имеет право быть таким, какой он есть, думать то, что он думает.

Сейчас в педагогике меняется взгляд на воспитание. Очень много говорят о педагогике сотрудничества и народной педагогике. И та и другая представляют немало форм и методов, через которые дети могут реализовать себя, стать личностями. Для достижения целей воспитательной работы большое значение имеют классные часы.

У каждого педагога свой стиль работы, у каждого классного руководителя свои «изюминки», свой «конек». Мой «конек» - классные часы.

С самого начала работы классным руководителем, определяя для себя задачи воспитательной работы с классом, выделила три существенных момента:



  1. Все, что будет происходить в классе, должно быть интересно детям и нужно им;

  2. Принцип добровольности при выполнении дел, отсутствие «давления» на детей. (Восточная мудрость гласит: «Можно привести лошадь к водопою, но заставить попробовать ее пить невозможно»);

  3. С самого начала опора в делах на детей, потому что в одиночку классную жизнь не организовать, и при подготовке и проведении классных часов.

Часто мы, классные руководители, недооцениваем важность классных часов, потому в планах воспитательной работы с классом бывают недостаточно продуманные и обоснованные, хаотичные и спонтанные классные часы. А это, в конце концов, приводит к неутешительным итогам: «Мы их воспитываем, воспитываем, а толку – нет!»

Все мы прекрасно знаем, что воспитания без цели не бывает. Классный руководитель должен об этом помнить и уделять более пристальное внимание целеполаганию и при проведении классных часов.



При разработке классных часов необходимо учесть следующее:

  1. Цели и задачи должны быть четко и ясно сформулированными;

  2. Целевые установки должны быть сопряжены с интересами и устремлениями классного коллектива;

  3. Цели и задачи должны быть направлены на развитие личности ребенка;

  4. Содержание цели и задач должны предусматривать овладение учащимися:

а) целостной системы знаний об окружающем мире;

б) практическими умениями и навыками, приемами и методами самопознания и саморазвития;



  1. Цели и задачи должны быть направлены на подготовку личности к будущей самостоятельной жизни.

А для достижения этих целей предлагаю следующую ступенчатую систему классных часов на основе системы, разработанной доктором педагогических наук, профессором Щурковой Н. Е., «Программы воспитания школьника». В основе системы классных часов лежит акцентирование внимания на какой-то одной программе воспитательной работы, чтобы потом перейти к другой.
11 кл. – Формирование жизненной позиции («Я» в мире и мир в моем «Я»)

9-10 кл. – Формирование образа жизни достойной человека (Познай окружающий тебя мир)

7-8 кл. – Формирование представлений о социальной среде человека (Познай других)

5-6 кл. – Формирование образа и своего «Я» (Познай себя)


Такая ступенчатая программа учитывает возрастные особенности детей и отвечает их потребностям. Такая структура еще обеспечивает, на мой взгляд, максимально возможный результат, используя особенности момента, наиболее благоприятного для развития определенной стороны личности.

В итоге, воспитательный процесс принимает целостный характер: «Познание себя» - «Познание других» - «Познание окружающего мира».

Теперь то, что касается форм проведения классных часов. Как правило, при проведении классного часа ставится какая-либо проблема. А разрешение ее организуется разными путями: беседы с учащимися, лекции с элементами беседы, коллективного анализа и оценки, психологического практикума, «мозгового штурма», разрешения практических, жизненных ситуаций, ролевых игр, использования художественных произведений, обзора периодических изданий и т.д.
По видам классные часы делятся на:


  1. Организационные (планирование жизнедеятельности класса на месяц, четверть (полугодие), учебный год);

  2. Ситуационные (коррекция поведения ученика, группы учащихся, всего класса);

  3. Тематические;

  4. Оценки и анализа жизнедеятельности.


Технологическая цепочка любого классного часа следующая:

  1. Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к теме, интереса к нему, подготовка классным руководителем необходимых материалов);

  2. Психологический настрой (мотивация);

  3. Содержательная деятельность;

  4. Завершение («финальный аккорд»);

  5. Проекция на будущее.

Детей воспитывает все то, что их окружает. И воздействие классного руководителя тонет в массе других влияний. И все же по отношению учеников к себе, одноклассникам, взрослым, к окружающему миру можно судить о достижении целей классных часов, а значит, в общем, и воспитательных целей.
Программа «Познай себя» предусматривает изучение учениками своих индивидуальных особенностей на основе использования психодиагностических методик.

Сегодня наши школьники, изучая далекие галактики, элементарные частицы, государственное устройство Древнего Египта и т.д., и т.п., не изучают Человека, кроме разве что его анатомического строения. А ребенка интересует он сам, то, что с ним происходит, его чувства, его отношения со сверстниками. Особенность классных часов, посвященных этой проблеме, состоит в том, что наряду с информацией дети при помощи тестов, анкетирования, тренингов, рисунков узнают себя и свое положение в классе. Дети учатся разбираться в собственном «Я». Они сравнивают свои симпатии и антипатии, знания, интересы и потребности, увлечения, характер, чувства и т.д. Дети постепенно включаются в процесс самопознания. Узнавая себя, выясняя свои индивидуальные особенности, опираясь на них, легче потом развивать в себе нужные качества. И ничто не помешает ему добиться успеха, были бы только желание и воля.



Таким образом, в рамках этой программы реализуется следующая воспитательная цепочка: «самопознание» - «саморазвитие» - «самовоспитание».

В 5-6 классах, учитывая возрастные особенности, желательно включать в классные часы игровые приемы, которые позволяют учащимся посмотреть на себя со стороны. Так, на классном часе в 5-м классе «Поиграем и подумаем» можно провести игру «Знаешь ли ты себя». Каждый по желанию может записать на листочке три своих положительных и отрицательных качества. Листок он сворачивает и отдает учителю. Затем одноклассники называют три положительных и три отрицательных качества, которые, по их мнению, присущи этому ученику. Когда все желающие выскажутся, учитель вслух называет качества, отмеченные учеником. Сопоставляя сказанное с написанным, ученик сравнивает свою самооценку с оценкой, которые дали другие. В результате у него появляется повод серьезно задуматься о себе.

Или такая игра на классном часе «Свет мой, зеркальце, скажи…». Один из учеников, встав перед классом, оказывается как бы перед зеркалом. Ребята повторяют его фразы, которые он чаще других употребляет, демонстрируют его движения и походку. Ученик видит, как он воспринимается со стороны, и нередко это побуждает его отказаться от ставших для него привычными высказываний, манер.

Предлагаю следующую тематику классных часов по этому направлению:



  1. Кто я? Какой я?

  2. Поиграем и подумаем.

  3. Мои мечты.

  4. Мои страхи.

  5. Я нравлюсь себе.

  6. Расскажи мне обо мне.

  7. «Свет мой, зеркальце, скажи…».

  8. Самооценка.

  9. Ваш темперамент.

  10. Экстраверт или интроверт?

  11. Типы характеров.

  12. Капитан? Рулевой? Пассажир?

  13. Что вы за птица (Голубь, Страус, Ястреб)

  14. Как Гадкий утенок превратился в Лебедя.

  15. Справедливый ли ты?

  16. Сможете ли вы устоять?

  17. Честно спроси себя.

  18. Мое положение в классе.

  19. Я глазами других.

  20. Я, Друзья, Учеба.

  21. Как определить свои способности.

  22. Мне нравится…

  23. Мое самое любимое воспоминание.

  24. Я есть… кто?

  25. Твой стиль поведения.

  26. Твои поступки – плоды твоих помыслов.

  27. Всегда ли я прав? Поступки и дела.

  28. Моя семья и я.

  29. Я и мое здоровье.

  30. Учись себя беречь от болезней.

  31. Как обрести уверенность в себе.

  32. Кто виноват, когда не везет?

  33. Как выжить в мире с самим собой.

  34. Каждый решает сам: жалить или жалеть.

  35. Чужая душа – потемки. А своя?

  36. Кто же я есть на самом деле?

  37. Как найти себя (беседа по книге Я. Пекелиса).

  38. Мой портрет в лучах солнца.

  39. Обративши взор на себя…

  40. Добрая мысль живет у человека в сердце.

  41. Совесть – наш внутренний судья.

  42. Источник всех действий человека есть его воля.

  43. Кем я кажусь людям, и кто я есть на самом деле?

  44. Познай себя и ты познаешь мир.

  45. Ищи себя, пока не встретишь.

  46. Найди себя и будь собой.

  47. В согласии с самим собой.

Процесс самопознания сопровождает человека всю жизнь, поэтому работа по этому направлению проводится на протяжении всего периода обучения школьников.


Программа «Познай других» включает в себя три направления:

  1. Мы среди людей.

  2. Искусство общения.

  3. Ты и закон.

Мы все живем в одном целостном мире, наша жизнь связана с самыми разными людьми, а значит, самое важное, что нам необходимо в жизни – умение взаимодействовать с человеком, а для этого нужно научиться любить и понимать себя и других, научиться ценить отношения с людьми и уметь строить их, научиться отвечать за свои поступки. Именно с этой целью разработана и осуществляется данная программа воспитательной работы.

1. Мы среди людей.

Взаимоотношения в классе, в семье, на улице, с друзьями – это объекты пристального внимания на классных часах. Ребята учатся ладить с друзьями, учителями, родителями, окружающим миром.

Так, например, на одном из классных часов «Наш класс нашими глазами» мы говорили о том, какими должны быть взаимоотношения в нашем классе, чтобы ноги сами несли ребят в школу? Чтобы учиться было легко и радостно?

И в итоге составили свод правил поведения из предложений, о которых говорили и писали практически все в той или иной форме:



  1. Каждый имеет право чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не имеет права драться или обижать другого.

  2. Каждый имеет право на имя, поэтому обращаться друг к другу следует только по имени.

  3. Никто не должен чувствовать себя униженным или оскорбленным, поэтому никому нельзя придумывать клички или обидные прозвища.

  4. Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу и быть осмеянным.

  5. Ошибиться может любой человек, поэтому не нужно смеяться над ошибками других.

  6. Не говори за глаза о человеке, а скажи прямо обо всем.

  7. Каждый имеет право на имущество, поэтому не брать без разрешения чужие вещи, отбирать, ломать, прятать, портить или выбрасывать их.

Это направление включает в себя следующий цикл классных часов:

  1. Ты да я, да мы с тобой.

  2. Я – МЫ – ОНИ.

  3. Мы глазами других.

  4. Люди вокруг нас. Мы среди людей.

  5. Наш класс нашими глазами.

  6. Кого можно считать другом (подругой)?

  7. Герой, который меня восхищает.

  8. Герои и антигерои.

  9. Человек в семье.

  10. Мы и наши родители.

  11. Семейный альбом.

  12. Гости. В роли хозяина и гостя.

  13. Встречают по одежке, провожают – по уму.

  14. В чем красота человека?

  15. Достоинства и недостатки человека.

  16. «Свои» и «Чужие».

  17. Взаимопонимание.

  18. Кто ты, маска?

  19. Язык телодвижений (по книге Алана Пиза).

  20. Мы очень разные и этим интересны друг другу.

  21. Каждый человек уникален и ценен.

  22. Жить в мире с другими.

  23. Дворец, дом, шалаш, сарай (тестирование межличностных отношений в классе).


2. Искусство общения.

Важным качеством личности является умение контактировать с окружающими. На развитие коммуникативных умений учащихся направлены следующие классные часы:



  1. Общительны ли Вы?

  2. Умеем ли мы общаться?

  3. Стиль общения.

  4. Общение в классе.

  5. Как завоевать друзей?

  6. Правила общения по Карнеги.

  7. Диалоги с Карнеги.

  8. Азбука вежливости.

  9. Вы сказали «здравствуйте!» (практикум)

  10. Ну, о-очень хорошие манеры.

  11. Игра-практикум «Ромашка».

  12. О культуре общения между мальчиками и девочками.

  13. Какого человека можно считать воспитанными?

  14. Что такое культурный человек?

  15. Секреты простого волшебства.

  16. Как стать красивым и обаятельным?

  17. Как понравиться другим людям?

  18. Ты и те, кто рядом.

  19. Что мы, все люди, друг без друга.

  20. Есть книга вечная любви…

  21. Давайте говорить друг другу комплименты.

  22. Самоуважение и уважение к окружающим.

  23. Как стать интересным собеседником?

  24. Человек в неформальной группе.

  25. Ваша уличная компания.

  26. Каково общение – таковы и поступки.

  27. Модели поведения.

  28. Трудности во взаимоотношениях людей. Можно ли их преодолеть?

  29. Конфликты в общении. Как их избежать или разрешить?

  30. Поведение в конфликте.

  31. Когда оба виноваты (практикум).

  32. Простые секреты бесконфликтности.

  33. Общение – роскошь. Или нет?


3. Ты и закон.

Это направление затрагивает проблемы отношения подростков с законом. Подростки, живя в обществе, не могут быть свободными от него и должны подчиняться правилам, выработанными людьми. Нарушив их, подросток причиняет кому-либо большой вред. Вот почему каждому надо знать право и свои права, научиться их отстаивать, защищать свои интересы.

Предусмотрены следующие классные часы:


  1. От чего зависят поступки человека.

  2. «Можно» и «Нельзя» в жизни.

  3. Сколько стоит спокойная жизнь?

  4. Чтобы не было беды.

  5. Путь по лезвию бритвы. Как найти тонкую грань?

  6. Как вести себя в конфликтных ситуациях.

  7. Причины правонарушений.

  8. Это преступление? (разбор ситуаций).

  9. Что такое ответственность.

  10. Взыскания и наказания.

  11. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.

  12. О преступлениях против собственности.

  13. О преступлениях против личности.

  14. Как попадают в преступную группу.

  15. Ответственность за групповые преступления.

  16. Как вести себя, если попал в милицию.

  17. Что делать, если… (практикум).

  18. Сам себе адвокат.

  19. «Конвенция о правах ребенка».

  20. Мои права и обязанности.

  21. Дети и родители: права и обязанности.

  22. Нарушение и защита прав детей.

Как справедливо заметили юристы, во всех без исключения странах мира ежесекундно слышишь одно, видишь другое, а на шкуре своей ощущаешь третье. При этом родители, говорят одно, педагоги – другое, телеэкран – третье, Санек с последней парты – четвертое, Колян из дворовой компании – пятое… и каждый – прямо противоположное. К кому прислушаться? Возникает ситуация выбора. А чтобы выбор оказался верным нужна «подсказка» - куда идти, что делать. Нужно детям помочь подготовиться к взрослой самостоятельной жизни. На это направлена программа «Познай окружающий мир»

В рамках этой программы проводятся классные часы по следующей тематике:


  1. Как прекрасен этот мир.

  2. Красота в жизни человека.

  3. Чем различаются народы.

  4. О красоте, моде и хорошем вкусе.

  5. От Баха до рока, или о вкусах не спорят, но все же…

  6. Много есть чудес на свете, человек всех интересней.

  7. Учиться с увлечением.

  8. Здоровье человека.

  9. Токсикомания и наркомания – дорога в ад.

  10. СПИД – чума XXI века.

  11. О жизни и смерти.

  12. Служение людям.

  13. Служение обществу.

  14. Благородство. Любовь. Милосердие. Доброта.

  15. Правдивость и справедливость.

  16. Альтруизм и эгоизм.

  17. Все ли можно купить за деньги?

  18. Совесть – лучший закон для человека.

  19. Каковы мы – таково и общество.

  20. Мир вокруг тебя. Какой он?

Второй цикл программы посвящен осознанному выбору учащимися своей будущей профессии. Ребятам часто не хватает знаний о профессиях, о тех требованиях, которые они предъявляют к личности работающего, и умений оценить собственные способности, выявить свои интересы и склонности. Довести эти знания и умения классный руководитель может на классных часах цикла «Выберите профессию»:



  1. Круг (карта) интересов.

  2. Многообразие мира профессий. Формула профессии.

  3. Требования профессии к человеку.

  4. Как выявить интересы и склонности.

  5. Как управлять интересами и склонностями.

  6. Как развивать внимание.

  7. Как оценить свое внимание.

  8. Как выявить особенности своей памяти.

  9. Как улучшить память.

  10. Как определить тип своего мышления.

  11. Как развивать мышление.

  12. Как определить уровень развития своего воображения.

  13. Профессиограмма.

  14. Секреты выбора профессии.

  15. Типичные ошибки при выборе профессии.

  16. Профессиональная карьера и здоровье.

  17. Практикум по выбору профессии.

  18. Профессии моей лицо.

  19. Совершенно несекретно, или условия успеха.

Мир изменяется непрерывно; каждый из нас – часть этого мира, следовательно, чтобы соответствовать этому миру, мы, взрослые и дети, должны уметь менять себя. Старшеклассник должен научиться быть в этом мире, а не только существовать. С целью разрешения этой проблемы разработана программа для 11-классников «Я» в мире и мир в моем «Я», которая предусматривает проведение классных часов по следующей тематике:



  1. Строить жизнь или пристраиваться к ней?

  2. Судьба и человек как хозяин судьбы.

  3. Позиция «Иметь», «Быть», «Давать».

  4. Свобода от… Свобода для… Свобода во имя…

  5. Свобода – раскрепощенность души.

  6. В согласии как жить с собой и миром.

  7. Мы выбираем, нас выбирают…

  8. Самоуважение и уважение к окружающим.

  9. Терпимость, понимание, сочувствие, сострадание.

  10. Предупреждение конфликта или умение достойно разрешить его.

  11. О счастье и смысле жизни.

  12. Людей неинтересных в мире нет.

  13. Выборы и сомнения – сомнения выбора.

  14. Мой образ «Я» и профессия.

  15. Путь к успеху, или азбука делового человека.

  16. Покажи себя в полном блеске, или как устроиться на работу.

  17. Сотри случайные черты, и ты увидишь – мир прекрасен.

  18. Что мы, все люди, друг без друга?

  19. Ты сам свой высший суд.

  20. Правда и любовь победят ложь и ненависть.

  21. Хочу, чтоб было так.

  22. Думаю, мечтаю, предлагаю.

  23. Смотреть и видеть – не одно и то же.

  24. Река с простым названьем Жизнь.

Рассмотрение этих тем требует изменения методики проведения классных часов. Почти все они проходят в диалоговой форме, когда учитель ставит проблему и совместно с детьми ищет на него ответы. Происходит постоянное обращение учеников к собственному опыту, приобретенным знаниям. Старшеклассники раскрывают друг перед другом свои взгляды на жизнь и себя в нем.



Список рекомендуемой литературы по проведению классных часов:

  • Жариков Е.С., Крушельницкий Е.Л. Для тебя и о тебе: кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1991.

  • Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям: Практическая психология на каждый день. – М.: Новая школа, 1993.

  • Мольц М.Я. Это Я, или Как стать счастливым. – СПб.: Лениздат, 1992.

  • Прутченков А.С. Свет мой, зеркальце, скажи… - М.: Новая школа, 1996.

  • Прасолова Е.Л. В союзе с красотой. – М.: Просвещение, 1987.

  • Малышевский А.Ф. Мир человека. – М.: Просвещение, 1997.

  • Шепель В.М. Секреты личного обаяния. – М.: ЮНИТИ, 1994.

  • ПИЗ А. Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по их жестам? – Новгород, 1992.

  • Камычек Я. Вежливость на каждый день. – М.: Знание, 1988

  • Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. – М.: Просвещение, 1989.

  • Мудрик А.В. Время поиска и решений или старшеклассникам о них самих. – М.: Просвещение, 1990.

  • Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. – М.: Просвещение, 1991.

  • Пекелис В. Как найти себя. – М.: Просвещение, 1985.

  • Твоя профессиональная карьера. – М.: Просвещение, 1997.