Методика проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая учебная программа подготовки водителей к управлению транспортными 7 937.32kb.
Лечение гриппа народными средствами: 4 рецепта для быстрого выздоровления 1 24.75kb.
Банк заданий для проведения письменных квалификационных испытаний... 1 133.7kb.
Порядок проведения инструктажа выпускников (поступающих) во время... 1 91kb.
Погодина Анна Сергеевна управление рисками деятельности малых гостиничных... 1 328.99kb.
Методика проведения 1 163.97kb.
Методика «Кто прав?» ( модифицированная методика Цукерман Г. 1 34.09kb.
Учитель обществознания и экономики 4 773.02kb.
Методика организации урока с применением ресурсов сети Интернет 1 127.95kb.
В. В. Михайлов Автодидактическая система обучения (асо) и методика... 1 126.13kb.
1. Понятие предмет римского частного права 8 1403.67kb.
Игра предназначена для учащихся 11 классов 1 49.44kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Методика проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными - страница №1/6



Проект

Методика проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами
Вводится в действие с 01.11.2011 г.,

с правом досрочного применения
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящая Методика проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами1 устанавливает формы, методы и порядок проведения экзаменов в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации2, а также систему оценки знаний и навыков кандидатов в водители.

2. Квалификационные экзамены на получение права на управление транспортными средствами3 проводятся с целью определения возможности выдачи кандидатам в водители4 водительских удостоверений в порядке, предусмотренном Правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 1999 г. № 13965.


3. Экзамены в общем виде состоят из трех частей: теоретического экзамена и двух этапов практического экзамена.

Для получения права на управление транспортными средствами1 соответствующих категорий у кандидатов в водители принимаются следующие экзамены:

на категорию «А» – теоретический экзамен и первый этап практического экзамена;

на категории «В», «С», «D» – теоретический экзамен, первый и второй этапы практического экзамена;

на категории «BE», «CE», «DE» – первый и второй этапы практического экзамена;

на категории «трамвай», «троллейбус» - теоретический экзамен.

4. Теоретический экзамен проводится методом программированного контроля знаний с использованием соответствующей автоматизированной системы.

Примечание. При отсутствии возможности применения на территории обслуживания экзаменационного подразделения метода программированного контроля знаний или неисправности соответствующей автоматизированной системы допускается осуществлять прием теоретического экзамена методом письменного опроса по экзаменационным билетам.

5. Первый этап практического экзамена проводится на автоматизированном автодроме.



Примечание. При отсутствии возможности организовать прием первого этапа практического экзамена на автоматизированном автодроме по решению главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по субъекту Российской Федерации допускается до 01.01.2012 г. осуществлять прием экзамена на закрытой от движения площадке.

6. Второй этап практического экзамена проводится на испытательном маршруте в условиях реального дорожного движения.

7. Общие требования к автоматизированной системе, используемой при приеме теоретического экзамена, автоматизированному автодрому, закрытой от движения площадке и испытательным маршрутам приведены соответственно в приложениях №№ 1 - 4 к Методике.

8. Практический экзамен принимается на ТС той категории, на право управления которой будет выдаваться водительское удостоверение:

«А» – на двухколесных мотоциклах без бокового прицепа с рабочим объемом двигателя более 125 см³, мощностью более 11 кВт и механической коробкой передач;

«В» – на автомобилях, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8, способных по своим техническим характеристикам развивать скорость по крайней мере 100 км/ч;

«С» – на грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой свыше 7000 кг;

«D» – на автобусах, вместимость которых не менее 28 сидячих мест и длина не менее 7,0 м;

«BE», «СЕ» – на составах ТС, тягачом у которых является транспортное средство следующей категории:

«В» – с прицепом, разрешенная максимальная масса которого по крайней мере 1000 кг, а разрешенная максимальная масса состава транспортных средств превышает 3500 кг;

«С» – с полуприцепом или прицепом, имеющим не менее двух осей с расстоянием между ними более 1 м;

«DE» – на сочлененном автобусе или автобусе с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг.



Примечания.

1. При приеме экзаменов на получение права на управление ТС категории «А» у лиц с ограниченными физическими возможностями, допущенных по медицинским показаниям к управлению ТС категории «А», за исключением двухколесных мотоциклов, допускается использование трехколесных мототранспортных средств или мотоциклов с боковым прицепом.

2. При приеме экзаменов на получение права на управление ТС категорий «С» и «D» у военнослужащих, а также в труднодоступных, отдаленных или малонаселенных местностях по решению главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по субъекту Российской Федерации допускается использование соответственно грузовых автомобилей, относящихся к категории «С», с разрешенной максимальной массой менее 7000 кг и автобусов вместимостью не менее 20 сидячих мест и длиной не менее 6,5 м

3. Для приема первого этапа практического экзамена должны использоваться, ТС, имеющие следующие, помимо изложенных выше, характеристики:

для категории «В» – длина не менее 3,9 м, ширина не менее 1,6 м, база не менее 2,2 м;

для категорий «С» и «D» – длина не менее 6,5 м, ширина не менее 2,0 м, база не менее 3,5 м.

9. Используемые для приема экзаменов ТС должны соответствовать требованиям Правил дорожного движения Российской Федерации1 и Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения2, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090.

Исправное техническое состояние ТС должно быть подтверждено соответствующим документом о прохождении государственного технического осмотра.

10. Используемые для приема практических экзаменов ТС, за исключением относящихся к категории «А», должны быть оборудованы в соответствии с пунктом 5 Основных положений.



Кроме того, указанные ТС должны быть дополнительно оборудованы:

при проведении первого этапа практического экзамена на автоматизированном автодроме – соответствующими датчиками и системами приема и передачи информации в диспетчерский пункт автодрома;

при проведении первого этапа практического экзамена на закрытой от движения площадке, а также второго этапа практического экзамена - аппаратно-программными комплексами, обеспечивающими аудио- и видеонаблюдение за дорожной обстановкой и действиями кандидатов в водители, а также регистрацию и хранение полученной информации1, общие требования к которым приведены в приложении № 5 к Методике.

11. Безопасность конструкции установленных дополнительных педалей управления, зеркал заднего вида, а также опознавательных знаков «учебное транспортное средство» должна быть подтверждена «Свидетельством о соответствии транспортного средства требованиям безопасности», выданным в соответствии с Порядком контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 7 декабря 2000 г. № 12402.

12. Каждая из частей экзамена оценивается независимо друг от друга по следующей системе: положительная оценка – «СДАЛ», отрицательная – «НЕ СДАЛ».

Кандидат в водители, не сдавший теоретический экзамен, к практическому экзамену не допускается. Повторный экзамен, как теоретический, так и практический, назначается не ранее чем через 7 дней со дня проведения предыдущего.

Положительная оценка, полученная на первом этапе практического экзамена, считается действительной в течение срока действия положительной оценки, полученной на теоретическом экзамене3.

В случае, если кандидат в водители получил отрицательную оценку за какую-либо из частей экзамена, пересдача ранее сданных частей экзамена в период действия положительной оценки не требуется.

13. Оценки, полученные кандидатом в водители в ходе экзаменов, заносятся в экзаменационный лист (приложение № 6 к Методике) и протокол приема квалификационных экзаменов (приложение № 3 к Инструкции о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений в подразделениях ГИБДД МВД России4, утвержденной приказом МВД России от 20 июля 2000 г. № 7825).

14. Экзаменационный лист с результатами каждой части (этапа) экзамена подписывается экзаменатором, а затем - кандидатом в водители.

15. Аудио- и видеоинформация, записанная с использованием АПК «АВН» в ходе практического экзамена, хранится в экзаменационном подразделении в течение не менее 12 месяцев с даты соответствующего экзамена. Она может быть использована в случае обжалования кандидатом в водители результатов экзамена в установленном порядке.

Запрещается передача информации без согласия кандидата в водители для опубликования (трансляции) в средствах массовой информации.

Копия аудио- и видеоинформации на основании письменного запроса выдается:

судам, органам прокуратуры, следствия, дознания в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими делами, делами об административных правонарушениях, и другим органам в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

подразделениям Госавтоинспекции при выполнении возложенных на них функций.

II. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА
Содержание экзамена
15. Экзамен проводится с целью проверки теоретических знаний и определения возможности допуска кандидатов в водители к практическому экзамену либо в случаях, предусмотренных Правилами, вынесения решения о возможности выдачи водительского удостоверения

16. При проведении теоретического экзамена проверяется знание кандидатом в водители:

ПДД;

основ безопасного управления ТС;



законодательства Российской Федерации в части, касающейся обеспечения безопасности дорожного движения;

технических аспектов безопасного управления ТС;

методов оказания доврачебной медицинской помощи лицам, пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии1.

17. Экзамен проводится по вопросам, включенным в экзаменационные билеты2, утвержденные в порядке, установленном Правилами.

Билеты сгруппированы в комплекты по соответствующим категориям ТС:

комплект «А» и «В» – для приема теоретических экзаменов на право управления ТС категорий «А» и «В»;

комплект «С» и «D» – для приема теоретических экзаменов на право управления ТС категорий «С», «D», «трамвай» и «троллейбус»3.

18. Каждый билет содержит 20 вопросов. На каждый вопрос приведено несколько ответов, один из которых правильный. Все экзаменационные вопросы объединены в 4 группы по 40 тематических блоков, состоящих из 5 вопросов каждый (первая группа содержит вопросы №№ 1 - 5 экзаменационных билетов; вторая – №№ 6 - 10; третья – №№ 11 - 15 и четвертая – №№ 16 - 20). Билет состоит из четырех тематических блоков, каждый из которых выбран случайным образом из соответствующей группы. Перестановка вопросов между тематическими блоками не допускается.


Организация проведения экзамена
19. Для ответа на билет кандидату в водители предоставляется 20 минут. По истечении указанного времени экзамен прекращается.

20. Хронометраж времени осуществляется:

при проведении экзамена методом программированного контроля знаний – автоматически, с момента вывода на экран монитора автоматизированного рабочего места4 кандидата в водители соответствующего билета;

при проведении экзамена методом письменного опроса по билетам -экзаменатором с момента разрешения кандидату в водители приступить к работе с билетом.

21. Последовательность ответов на вопросы билета выбирается кандидатом в водители самостоятельно.

22. Экзамен проводится в помещении, оборудованном рабочими местами для кандидатов в водители и экзаменатора.

23. Планировка и оборудование помещения, используемого для приема теоретического экзамена, должны позволять экзаменатору осуществлять визуальный контроль за действиями кандидатов в водители. В указанном помещении не допускается использование информационных материалов, литературы или технических средств, позволяющих кандидатам в водители выбрать правильный ответ на какой-либо из вопросов билетов.
Порядок проведения экзамена
24. Перед началом экзаменов методом программированного контроля знаний в присутствии экзаменатора производится проверка работоспособности автоматизированной системы в целом и каждого АРМ. Неисправные АРМ кандидатов в водители для экзаменов не используются.

25. Экзаменатор предлагает кандидату в водители занять рабочее место, знакомит кандидата в водители с формой, методом и порядком проведения экзамена, разъясняет порядок работы с билетом, систему оценки, предупреждает о недопустимости ведения переговоров, использования при ответе на вопросы билета информационных материалов, литературы или технических средств.

26. Перед началом экзамена на экране монитора отображается номер АРМ, наименование комплекта экзаменационных билетов по которому поводится экзамен, а также фамилия, имя, отчество кандидата в водители, назначенного для сдачи экзамена за данным АРМ.

Билет формируется и выводится на экран монитора только после двойного нажатия кандидатом в водители соответствующей клавиши на клавиатуре АРМ или иным способом, определяемым применяемым техническим оборудованием.

27. В ходе экзамена на экране монитора АРМ кандидата в водители отображаются вопросы билета и время, оставшееся до конца экзамена.

28. Графическое изображение вопросов на экране монитора должно быть идентично изображению соответствующих вопросов экзаменационных билетов, утвержденных в порядке, установленном Правилами.

29. Для исключения ошибок, вызванных случайным нажатием клавиш, кандидат в водители должен продублировать выбранный им вариант ответа повторным нажатием соответствующей клавиши или иным способом, определяемым применяемым техническим оборудованием.

30. Информация о правильности ответов на вопросы билета должна отображаться на АРМ кандидата в водители только по окончании экзамена. При этом на экран монитора выводится итоговая оценка за экзамен, информация о правильных и неправильных ответах, а также время, затраченное на экзамен.

По запросу кандидата в водители путем нажатия соответствующей клавиши или иным способом, определяемым применяемым техническим оборудованием, на экране монитора повторно отображаются вопросы билета, на которые был выбран неправильный ответ с указанием правильного ответа.

31. Информация об ответах на вопросы билетов и результатах сдачи экзамена по каждому кандидату в водители автоматизированным способом формируется на мониторе АРМ экзаменатора для контроля, распечатки протокола приема квалификационных экзаменов и экзаменационного листа.

32. По запросу экзаменатора на мониторе его АРМ должны быть представлены комментарии к правильным ответам на вопросы билетов, по которым поводился экзамен.

33. В случае выявления неисправности АРМ кандидата в водители в ходе экзамена выставленная оценка аннулируется и экзамен проводится вновь на другом АРМ.

34. При проведении экзамена методом письменного опроса по экзаменационным билетам экзаменатор предлагает кандидату в водители выбрать билет.

35. На каждый вопрос билета кандидат в водители из числа предложенных ответов выбирает один. Номер выбранного ответа на каждый вопрос кандидат в водители заносит в графу с номером соответствующего вопроса экзаменационного листа чернильной или шариковой ручкой либо фломастером черного или синего цвета.

36. После ответа на все вопросы билета или истечения установленного времени экзаменационный лист подписывается кандидатом в водители и вместе с билетом сдается экзаменатору.

37. Экзаменатор проверяет правильность ответов на вопросы билета по таблице правильных ответов. При наличии неправильных ответов экзаменатор в соответствующих графах строки «Отметки экзаменатора» указывает номера правильных ответов. Ответ на вопрос, имеющий исправления или подчистки, считается неправильным.


Система оценки
38. Оценка «СДАЛ» выставляется, если кандидат в водители в отведенное время ответил правильно на 20 вопросов билета.

39. Оценка «НЕ СДАЛ» выставляется, если кандидат в водители в отведенное время ответил правильно менее чем на 18 вопросов билета или допустил две ошибки в одном тематическом блоке, или в отведенное время не ответил на два вопроса в одном тематическом блоке.

40. В случае, если при ответе на вопросы билета кандидат в водители допустил одну ошибку или в отведенное время не ответил на один вопрос, ему предоставляется возможность в течение 5 минут ответить на вопросы одного дополнительного тематического блока. Дополнительный тематический блок выбирается из той же группы, что и тематический блок, при ответе на вопросы которого кандидатом в водители допущена ошибка или не дан ответ.

Если кандидат в водители в отведенное время ответил правильно на 5 вопросов дополнительного тематического блока, выставляется оценка «СДАЛ». В противном случае выставляется оценка «НЕ СДАЛ».

41. В случае, если при ответе на вопросы билета кандидат в водители допустил две ошибки в разных тематических блоках или в отведенное время не ответил на два вопроса в разных тематических блоках, или допустил одну ошибку и в отведенное время не ответил на один вопрос в разных тематических блоках, ему предоставляется возможность в течение 10 минут ответить на вопросы двух дополнительных тематических блоков. Дополнительные тематические блоки выбираются из тех же групп, что и тематические блоки, при ответе на вопросы которых кандидатом в водители допущены ошибки или не даны ответы, или допущена ошибка и не дан ответ.

Если кандидат в водители в отведенное время ответил правильно на 10 вопросов дополнительных тематических блоков, выставляется оценка «СДАЛ». В противном случае выставляется оценка «НЕ СДАЛ».

42. Если при ответе на вопросы билета кандидат в водители пользовался какой-либо литературой, техническими средствами или переговаривался с другими лицами, экзамен прекращается и кандидату в водители выставляется оценка «НЕ СДАЛ».

III. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРВОГО ЭТАПА ПРАКТИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА
Содержание экзамена
43. Экзамен проводится с целью проверки у кандидатов в водители навыков управления ТС и определения возможности допуска к экзамену в условиях реального дорожного движения либо в случаях, предусмотренных Правилами, Инструкцией и Методикой, вынесения решения о возможности выдачи водительского удостоверения.

44. При проведении экзамена у кандидата в водители проверяются соответствующие умения и навыки:

пользования органами управления ТС, зеркалами заднего вида, ремнями безопасности;

маневрирования ТС в ограниченном пространстве передним и задним ходом;

построения оптимальной траектории маневра ТС;

оценки дистанции, интервала, габаритных параметров ТС;

переключения передач ТС (кроме ТС с автоматической трансмиссией);

остановки ТС в обозначенном месте;

остановки ТС и начала движения на подъеме;

постановки ТС на стоянку параллельно краю проезжей части;

въезда ТС в бокс задним ходом;

проезда ТС пешеходного перехода, регулируемого перекрестка и нерегулируемого железнодорожного переезда;

экстренного торможения ТС;

управления мотоциклом одной рукой;

движения мотоцикла по колейной доске;

управления мотоциклом на малой скорости;

прямолинейного движения автопоезда задним ходом;

постановки автопоезда задним бортом к платформе.

45. Экзамен проводится путем последовательного выполнения испытательных упражнений. Последовательность выполнения испытательных упражнений, предусмотренных для ТС соответствующей категории, определяется схемой организации дорожного движения на автоматизированном автодроме или закрытой от движения площадке.

46. Для получения права на управление ТС категории «А» при проведении первого этапа практического экзамена выполняются следующие испытательные упражнения:

№ 1 «Старт»;

№ 2 «Габаритный коридор»;

№ 3 «Габаритный полукруг»;

№ 4 «Разгон - торможение»;

№ 5 «Змейка»;

№ 6 «Колейная доска»;

№ 7 «Движение с малой скоростью»;

№ 8 «Габаритная восьмерка»;

№ 9 «Финиш».

Примечания.

1. Расстояния между каждым испытательным упражнением должно быть в пределах 3,0 - 5,0 м.

2. При приеме экзаменов на получение права на управление ТС категории «А» у лиц с ограниченными физическими возможностями на трехколесных мототранспортных. средствах или мотоциклах с боковым прицепом выполняются следующие испытательные упражнения:

1 «Старт»;

4 «Разгон - торможение»;

5 «Змейка»;

8 «Габаритная восьмерка»;

9 «Финиш».



47. Для получения права на управление ТС категорий «В», «С», «D» при проведении первого этапа практического экзамена выполняются следующие испытательные упражнения:

№ 1 «Старт»;

№ 2 «Проезд пешеходного перехода»:

№ 3 «Остановка и начало движения на подъеме»;

№ 4 «Повороты на 90 градусов»;

№ 5 «Змейка»;

№ 6 «Въезд в бокс»;

№ 7 «Параллельная парковка задним ходом»;

№ 8 «Проезд регулируемого перекрестка»;

№ 9 «Проезд железнодорожного переезда»;

№ 10 «Полоса разгона»;

№ 11 «Экстренное торможение»;

№ 12 «Финиш».

48. Для получения права на управление ТС категорий «BE», «СЕ», «DE» при проведении первого этапа практического экзамена выполняются следующие испытательные упражнения:

№ 1 «Старт»;

№ 2 «Постановка к платформе задним бортом»;

№ 3 «Выезд от платформы на участок дороги»;

№ 4 «Прямолинейное движение в габаритном коридоре задним ходом»;

№ 5 «Прямолинейное движение в габаритном коридоре передним ходом»;

№ 6 «Финиш».

49. Условные обозначения, используемые на рисунках, иллюстрирующих испытательные упражнения, приведены в приложении № 7 к Методике.

Содержание испытательных упражнений, рисунки, контрольные таблицы для соответствующих категорий ТС приведены в приложениях №№ 8 - 10 к Методике.


Организация проведения экзамена


50. Перед началом экзаменов в присутствии экзаменатора производится проверка:

на автоматизированном автодроме – работоспособности автоматизированной системы автодрома путем включения соответствующей программы тестирования;

на закрытой от движения площадке – наличия, исправности и правильности расстановки оборудования площадки (светофорного объекта, стоек разметочных, флажков и конусов разметочных) на соответствие с экспликацией конкретной площадки и требованиям приложения № 3 к Методике, а используемых для приема экзаменов ТС – на соответствие требованиям пп. 9 и 10 Методики, включая работоспособность АПК «АВН» и настройку его видеокамер.

51. Не допускается проведение экзамена в случаях, если:

ТС, используемые для приема экзаменов, не отвечают требованиям Методики;

автоматизированный автодром или закрытая от движения площадка не отвечает требованиям Методики.

52. Перед началом выполнения испытательных упражнений ТС должно быть установлено в предстартовой зоне, двигатель – прогрет и выключен, стояночный тормоз – включен, рычаг механической коробки переключения передач – в нейтральном положении (для автоматической трансмиссии – в положении «Р»).

53. Контроль при выполнении упражнений осуществляется с помощью автоматизированной системы, иных технических средств и визуально.

Для оказания помощи при проведении экзамена могут привлекаться представители образовательных, автотранспортных учреждений (предприятий), военных комиссариатов и других организаций, имеющие документ на право обучению вождению ТС соответствующей категории1.

54. При приеме экзаменов места нахождения экзаменатора и помощника (помощников) экзаменатора должны обеспечивать безопасность при приеме экзамена и контроль выполнения каждого испытательного упражнения.


Порядок проведения экзамена
55. Экзаменатор знакомит кандидата в водители с порядком проведения экзамена, системой оценки и последовательностью выполнения испытательных упражнений, предусмотренных для конкретной категории ТС, а также (при приеме экзаменов на закрытой от движения площадке) включает АПК «АВН» и вводит необходимые сведения о кандидате в водители.

56. По команде экзаменатора кандидат в водители занимает место в ТС соответствующей категории и выполняет испытательные упражнения в соответствии с требованиями приложений №№ 8 - 10 к Методике.

57. По окончании экзамена записанная с помощью АПК «АВН» аудио- и видеоинформация переносится в ПЭВМ экзаменационного подразделения.
Система оценки
58. Для каждого испытательного упражнения, а также комплекса испытательных упражнений в целом, определен перечень ошибок, в соответствии с которым за совершение каждой ошибки кандидату в водители начисляется предусмотренное контрольными таблицами количество штрафных баллов.

59. Оценка «СДАЛ» за экзамен выставляется, если кандидат в водители выполнил в установленное время все испытательные упражнения, предусмотренные комплексом, набрав при этом менее 25 штрафных баллов.

60. Оценка «НЕ СДАЛ» за экзамен выставляется в случаях, если кандидат в водители:

набрал 25 и более штрафных баллов;

не выполнил хотя бы одно из испытательных упражнений, предусмотренных комплексом;

совершил столкновение с другим ТС или наезд на препятствие.




IV. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВТОРОГО ЭТАПА ПРАКТИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА В УСЛОВИЯХ РЕАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Содержание экзамена
61. Экзамен проводится с целью проверки у кандидатов в водители навыков управления ТС в условиях реального дорожного движения и вынесения решения о возможности выдачи водительского удостоверения.

62. При проведении второго этапа практического экзамена у кандидатов в водители проверяется умение применять и выполнять требования ПДД по следующим разделам:

общие обязанности водителей;

применение специальных сигналов;

сигналы светофора и регулировщика;

применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки;

начало движения, маневрирование;

расположение транспортных средств на проезжей части;

скорость движения;

обгон, встречный разъезд;

остановка и стоянка;

проезд перекрестков;

пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств;

движение через железнодорожные пути;

приоритет маршрутных транспортных средств;

пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами.


Организация проведения экзамена
63. При проведении экзамена в ТС, используемом для приема экзаменов, должны находиться кандидат в водители и экзаменатор. Допускается также присутствие собственника ТС либо его представителя1, имеющего при себе документ на право обучения вождению соответствующей категории ТС.

Примечание. В случае присутствия на экзамене владельца ТС целесообразно, чтобы при движении по маршруту он находился на сидении, с которого осуществляется доступ к дублирующим органам управления ТС.

64. Второй этап практического экзамена проводится одним из двух методов:

несколько кандидатов в водители поочередно осуществляют поездки по испытательному маршруту;

несколько кандидатов в водители осуществляют поездки по различным испытательным маршрутам одновременно.

Метод проведения экзамена выбирается в зависимости от количества испытательных маршрутов, экзаменаторов, кандидатов в водители и используемых для приема экзаменов ТС.

65. Испытательный маршрут и последовательность выполнения заданий в процессе движения по нему определяются экзаменатором.

66. Перед началом экзаменов в присутствии экзаменатора проверяется соответствие ТС требованиям пп. 9 и 10 Методики, включая работоспособность дополнительных педалей управления, а также исправность АПК «АВН» и настройку его видеокамер.

67. Продолжительность экзамена на испытательном маршруте должна быть не менее 20 минут.

Экзамен может быть досрочно прекращен в случае получения кандидатом в водители оценки «НЕ СДАЛ».

68. Не допускается проведение экзамена в случаях, если:

ТС не отвечает требованиям Методики;

испытательный маршрут не отвечает требованиям Методики и/или условиям обеспечения безопасности дорожного движения.


Порядок проведения экзамена
69. Экзаменатор знакомит кандидата в водители с формой и методом проведения экзамена, системой оценки, порядком и последовательностью выполнения заданий на испытательном маршруте.

70. Экзаменатор указывает в экзаменационном листе номер испытательного маршрута.

71. Перед началом поездки по испытательному маршруту ТС, используемое для приема экзаменов, должно быть установлено в начале маршрута, двигатель – прогрет и выключен, стояночный тормоз – включен, рычаг механической коробки переключения передач – в нейтральном положении (для автоматической трансмиссии – орган управления режимами трансмиссии должен находиться в положении «Р»). Экзаменатор включает АПК «АВН» и вводит необходимые сведения о кандидате в водители.

72. По команде экзаменатора кандидат в водители занимает место водителя в ТС, осуществляет подготовку к движению и начинает движение по испытательному маршруту, следуя указаниям экзаменатора.

73. При движении по испытательному маршруту экзаменатор подает команды кандидату в водители, контролирует правильность выполнения заданий, классифицирует и фиксирует в экзаменационном листе допущенные ошибки, суммирует количество набранных кандидатом в водители штрафных баллов и выставляет итоговую оценку за экзамен.

Команды кандидату в водители должны подаваться экзаменатором четко и своевременно. Необходимо предлагать кандидату в водители самому определить оптимальные место и время для выполнения заданий экзаменатора. Например, команды развернуться или остановиться должны подаваться соответственно в следующей форме: «Выберите место для остановки и остановитесь» или «Выберите место для разворота и развернитесь».

Запрещается провоцировать кандидата в водители к каким-либо действиям в нарушение требований ПДД, курить в ТС, включать радио- и другую звуковоспроизводящую аппаратуру. Мобильные телефоны в салоне ТС должны быть выключены.

При возникновении угрозы безопасности движения с целью предотвращения возникновения ДТП владелец ТС или экзаменатор (при отсутствии владельца ТС) обязан незамедлительно вмешаться в процесс управления экзаменационным ТС.



74. По окончании экзамена записанная с помощью АПК «АВН» аудио- и видеоинформация извлекается и переносится в ПЭВМ экзаменационного подразделения.
Система оценки
75. Итоговая оценка по результатам второго этапа практического экзамена устанавливается с учетом ошибок, допущенных кандидатом в водители при движении по маршруту и оценивается по системе: положительная оценка «СДАЛ», отрицательная – «НЕ СДАЛ».

76. Контрольная таблица по результатам второго этапа практического экзамена с перечнем типичных ошибок по результатам второго этапа практического экзамена приведена в приложении № 11 к Методике.

77. Оценка «СДАЛ» выставляется, когда сумма штрафных баллов за допущенные кандидатом в водители во время экзамена составила менее 5.

Оценка «НЕ СДАЛ» выставляется, когда сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составляет 5 и более.


Приложение № 1

к Методике


Общие требования

к автоматизированной системе, используемой при приеме

теоретического экзамена
Автоматизированная система, используемая для проведения теоретического экзамена методом программированного контроля знаний, должна отвечать следующим основным требованиям.
Состав
1. Автоматизированное рабочее место1 экзаменатора, состоящий из ПЭВМ с клавиатурой, манипулятором «мышь», монитором и принтером.

2. Автоматизированные рабочие места2 кандидатов в водители, состоящие из ПЭВМ или терминальных бездисковых станций с монитором и клавиатурой3.


3. Сетевое оборудование.

4. Системное и прикладное программное обеспечение с компьютерной базой утвержденных в установленном порядке экзаменационных билетов.


Общие требования к АРМ «Экзаменатор»
5. Осуществление защиты от несанкционированного доступа к установленному программному обеспечению и данным, а также их нерегламентированного тиражирования. Доступ к прикладному программному обеспечению АРМ «Экзаменатор» и базе данных должен быть защищен парольной системой. Вход в систему должен протоколироваться.

6. Взаимодействие с АРМ инспектора посредством локальной вычислительной сети, а также формирования файлов информационного обмена в форматах, используемых в федеральной информационной системе ГИБДД (ФИС ГИБДД) в соответствии с «Требованиями к информационному взаимодействию в ФИС ГИБДД» (приказ МВД России от 3 декабря 2007 г. № 1144), и передачи информации для формирования реестров выдачи водительских удостоверений.

7. Назначение АРМ для конкретного кандидата в водители для сдачи экзамена и автоматическое формирование вопросов экзаменационного билета для каждого АРМ кандидата в водители в соответствии с требованиями п. 18 Методики, включая случаи, предусмотренные пп. 40 и 41 Методики.

8. Прекращение экзамена на конкретном АРМ по команде экзаменатора в случаях, предусмотренных п. 42 Методики.

9. Просмотр фактических ответов на вопросы с одновременным указанием правильных и неправильных ответов в реальном масштабе времени по любому АРМ.

10. Автоматическая регистрация в базе данных результата сдачи теоретического экзамена и осуществление распечатки протокола экзамена и экзаменационного листа.


Общие требования к АРМ кандидата в водители
11. Взаимодействие в качестве терминала пользователя с АРМ «Экзаменатор» посредством локальной вычислительной сети.

12. Обеспечение идентичности графического изображения вопросов на экране монитора АРМ кандидата в водители изображению соответствующих вопросов экзаменационных билетов, утвержденных в установленном порядке.



  1. Обеспечение вывода на экран монитора номера АРМ, категории ТС, на получение права на управление которыми сдается экзамен, фамилии, имени, отчества находящегося за данным АРМ кандидата в водители, вопросов экзаменационного билета, включая случаи, предусмотренные пп. 40 и 41 Методики, а также времени, оставшегося до конца экзамена, должен производиться только после нажатия кандидатом в водители соответствующей клавиши на клавиатуре АРМ (кнопкой «старт» или иным способом, определяемым применяемым техническим оборудованием).

  2. Отображение на мониторе по окончании экзамена (по окончании ответов на вопросы, включая дополнительные, либо по истечении установленного времени, включая дополнительное), представленных кандидату в водители вопросов, выбранных ответов на эти вопросы, правильных ответов на вопросы билета, с одновременным выводом экзаменационного листа с номерами выбранных и правильных ответов, а также затраченного на экзамен времени.

  3. Обеспечение возможности кандидату в водители самостоятельно выбирать последовательность ответов на вопросы билета.

  4. Обязательное дублирование кандидатом в водители выбранного варианта ответа повторным нажатием соответствующей клавиши или иным способом, определяемым применяемым техническим оборудованием (сенсорной панелью монитора, манипулятором «мышь» и т.п.).

  5. Автоматическая передача результатов экзамена с АРМ кандидатов в водители на АРМ «Экзаменатор».

Приложение № 2

к Методике


Общие требования к автоматизированным автодромам, используемым

для приема первого этапа практического экзамена на получение права

на управление транспортными средствами
Автоматизированный автодром, предназначенный для приема первого этапа практического экзамена от кандидатов в водители на получение права на управление соответствующих категорий ТС. Он представляет собой совокупность установленных Методикой элементов улично-дорожной сети со средствами организации дорожного движения, сооружений, специально оборудованных ТС, связанных между собой посредством датчиков в локальную вычислительную сеть, обеспечивающую автоматизированный контроль и оценку результатов выполнения кандидатами в водители каждого испытательного упражнения и экзамена в целом. На территории автоматизированного автодрома не допускается движение ТС, кроме используемых для приема экзаменов, и пешеходов, кроме лиц, непосредственно занятых в процессе экзамена.
Состав
1. Закрытая площадка (автодром) с элементами улично-дорожной сети со средствами, оборудованная в соответствии со схемами испытательных упражнений, определенной Методикой, включающих элементы улично-дорожной сети, технических средств организации дорожного движения, а также датчиками, позволяющими осуществлять контроль и оценку результатов выполнения контрольных упражнений в автоматизированном режиме в соответствии с требованием настоящей Методики.

2. Транспортные средства, предназначенные для приема квалификационных экзаменов, дополнительно оборудованные системами приема и передачи информации, датчиками и дисплеем.

3. Диспетчерская, оборудованная компьютерами для получения и обработки информации о ходе сдачи экзаменов, монитором, на котором отражаются действия экзаменуемых с фиксацией допущенных ошибок, громкоговорящей связью и другой оперативно-контролирующей аппаратурой, необходимой для бесперебойной передачи, получения и обработки соответствующих данных.

4. Автоматизированная система контроля и оценки результатов выполнения кандидатами в водители каждого испытательного упражнения и экзамена в целом, состоящей из датчиков, установленных на площадке и транспортных средствах, линий связи, центрального блока управления с программным обеспечением, автоматизированного рабочего места диспетчера и (или) экзаменатора.



следующая страница >>