Методическое сообщение - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Методическое пособие г. Семей 2010 Нестандартные физические задачи... 7 1258.47kb.
Методическое письмо Минздравсоцразвития РФ №15-4/10/2-12700 от 16. 2 306.64kb.
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с требованиями... 3 822.57kb.
Кузьменко А. В. Мировая экономика и международные экономические отношения. 18 2083.85kb.
Сельскохозяйственные животные. Значение животноводства 1 65.59kb.
Так ли редки редко встречающиеся инфекции 1 17.52kb.
Методическое пособие для слушателей курса «Базовая икт-компетентность» 1 195.58kb.
Методическое пособие для подготовки студентов медико-профилактического... 3 563.49kb.
Предварительное знакомство с историей возникновения загадок, с определением... 1 69.5kb.
Урок литературы в 7 классе "В жизни всегда есть место подвигу" 1 117.33kb.
Сообщение к семинару «Развитие игровой активности дошкольников в... 1 193.19kb.
Художник с а. Остров власова Серафима Константиновна 3 1142.27kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Методическое сообщение - страница №1/1


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детская художественная школа Щёлковского муниципального района Московской области

МЕТОДИЧЕСКОЕ СООБЩЕНИЕ
преподавателя I квалификационной категории

Лускатовой Елены Вячеславовны


На тему: «Эстетическое воспитание в формировании личности ребёнка»

Щёлково 2012 г.


Эстетическое воспитание в формировании личности ребёнка
Ведущая роль в становлении личности ребёнка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства, которая является эмоционально-образной по своей сути. Специфика искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством эстетического воспитания, обучения и развития подрастающего поколения.

Задачи эстетического воспитания в формировании личности ребёнка, поставленные перед педагогами и воспитателями многообразны и сложны.

Первые «зёрнышки» эстетического воспитания закладываются в раннем детстве. Маленькому ребёнку дали в руки карандаш и бумагу. И когда он вдруг увидел, что что-то вышло из-под его руки, то он, взволнованный этим, бежит поделиться своей радостью с мамой. Умение зафиксировать свои творческие проявления является для ребёнка – магическим. Магия умения что-то сделать сопутствует человеку на протяжении всей жизни.

Вот тут нужно постараться не навредить взрослому человеку в навязывании своих мыслей маленькому художнику. Надо научиться правильно себя вести в таких случаях, чтобы активизировать ребёнка к дальнейшей деятельности. Если ребёнок будет постоянно чувствовать, что его деятельность нужна другим, он сможет надолго сохранить потенцию творить. Умелое удовлетворение честолюбия ребёнка может дать положительные результаты.

Творческий процесс – психологический акт. Он не позволяет лгать собой и себе, иначе это не творчество. Детские картинки светятся искренностью, пропитаны радостью жизни и веселья. Вот почему их творения поражают нас своей чистотой и неповторимостью.

Дальнейшее развитие эстетического воспитания личности ребёнка зависит от правильного отношения педагога к таким понятиям и задачам как:

- формирование экологической культуры ребёнка, воспитание духовно богатой личности, передача и накопление опыта эстетического (эмоционально-целостного) отношения к миру;

- передача и приумножение опыта творческой деятельности, формирование «культуры творческой личности» (самореализация личности);

- формирование умений и навыков детей в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества, обучение «языку изобразительного искусства»;

- приобщение к мировой художественной культуре.

Человек часто задаёт себе вопрос: «Зачем он живёт и что есть он среди людей?». Ответы на такие вопросы определяют все наши жизненные позиции и действия. Существует вид человеческой деятельности, который даёт ответы, создаёт целостную картину мира, в единстве мысли и чувств, в системе эмоциональных образов, а не логических законов - это искусство. И такой путь целостного осознания жизни доступен даже ребёнку, доступен каждому человеку (при определённой подготовке).

«Предметы», созданные трудом художника, - утверждает Э.В. Ильенков – специально развивают способность чувственно воспринимать мир по-человечески, т.е. в формах культурного, человечески развитого созерцания. В этом и заключается специальная миссия художника и его продукта в развитии всей цивилизации» (I. – с. 235 – 236).

Способность поставить себя на место другого человека – вот что даёт опыт искусств, осмысленный передовыми людьми прошлого и настоящего. «Эстетически развитый человек воспринимает другого не частично, - верно пишет А.А. Мелик – Пашаев, - как носителя какой-либо полезной функции, а как целостного субъекта, подобного и равного ему самому, одновременно и отличного от него и родственного ему. И это создаёт возможность сочувствия и понимания (не обязательно согласия)… создаёт способность чувствовать боль другого как свою…» (II. – с. 67).

Именно чувствовать, а не просто понимать боль и радость другого как свою, - эта «специфика» искусства делает его незаменимым инструментом об очеловечивании человека. Ведь рождение чувства сопричастности к другому – к человеку, зверю, природе – воссоздаёт в себе истинно человеческую сущность. Чувство сопричастности, если оно сформировано, порождает новое отношение и к самому себе, и ко всему в мире – семье, труду, обществу, природе, порождает чувство заинтересованности и чувство ответственности.

В искусстве происходит органическое слияние, полное совпадение четырёх основных видов деятельности (познавательной, созидательной, ценностно-ориентационной и коммуникативной). Эти элементы нерасторжимы и объединены человеческими эмоциями, что является составляющей для художественного развития и формирования личности человека с его отношением к миру.

Важнейшие возможности для педагогики раскрывают изобразительная, декоративная и конструктивная деятельности. В развитии способностей они незаменимы вместе. Они формируют развитие зрения и руки как целостной системы (глаз – мозг – рука), т.е. как системы мышления. Многие забывают, что изобразительное искусство – не просто рисование, это обязательно и труд, ручной физический труд. Это, во-первых, развитие зрения, чуткости пальцев, поскольку без развитого зрения и осязания художественная работа немыслима.

Во-вторых изоискусство неразрывно связано и с формированием образного мышления.

Культура зрения, культура мышления образами является существенным моментом в квалификационном облике огромного числа профессий, порождаемых научно-технической революцией, и способности к этим профессиям должны закладываться в возможно более раннем школьном возрасте. Развитое «воображение» - высшая форма образного мышления. Фантазия или сила воображения, принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного.

Искусства изобразительные и прикладные таят в себе огромные возможности для развития творческой потенции, фантазии, интуиции, для ощущения ребёнком радости ручного труда как творчества. Дети здесь имеют дело с самыми различными материалами и процессами. Тут не только краски, карандаши и глина, но и дерево, картон, бумага, линолеум, проволока. Развивается чувство материала, фактуры, поверхности. Ребята рисуют, клеят, гнут, придают форму, решают проблему пространства, пропорций – здесь обилие трудовых процессов.

Ребёнок чувствует себя творцом и способен в создании конкретных предметов выражать своё отношение к миру. Он создаёт продукт своего творчества, который доставляет радость и ему, и взрослым. Ребёнок видит, как серьёзно оценивается его работа, поэтому и сам относится к ней всерьёз. Ни в одном виде искусства продукт детского труда и творчества не может так легко фиксироваться и выноситься на всеобщее обсуждение, как в изобразительном искусстве. Труд в искусстве требует серьёзной организации и материальной обеспеченности своего процесса – только тогда можно ожидать результатов.

Эстетическое воспитание неотъемлемо без декоративно- прикладного искусства, без знаний истоков народного творчества. Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей Родиной. В предметах, в постройках, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, о красоте человека. В искусстве люди выражают свою душу, свой склад ума и характера.

Внешние влияния проникают вглубь личности, входят в собственные отношения самого человека к миру и к самому себе, становятся частицей его «Я», только если они пропущены сквозь эмоциональный фильтр его психики, здесь переработаны, силой его собственного переживания введены в сплав с его же накопленным опытом.



Решая и выполняя достойно все вышеперечисленные эстетические задачи в формировании личности ребёнка, можно получить психологически устойчивую и самостоятельную в своём творчестве и утверждении развитую личность. Данный путь этот тернист и сложен, и даёт свои плоды не быстро. Терпение, понимание, профессионализм, художественное чутьё педагога могут преодолеть все трудности и предопределить истинный путь развития личности ребёнка.