Методическая разработка Буткиной Елены Валериевны учителя истории средней общеобразовательной школы №1 г. Данилова - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Методическая разработка Буткиной Елены Валериевны учителя истории средней общеобразовательной - страница №1/3



Департамент образования

Администрации Ярославской области

Государственное учреждение Ярославской области

«Центр оценки и контроля качества образования»


Использование диалога на уроке истории для формирования коммуникативной компетенции учащихся основной школы

(тема)

Методическая разработка


Буткиной Елены Валериевны

учителя истории

средней общеобразовательной

школы № 1

г. Данилова

Научный руководитель:

Бабурина Наталья Федоровна

кандидат педагогических наук, доцент


Ярославль, 2008

Содержание

Введение------------------------------------------------------------------------------------- 3
Глава I - диалог в учебном процессе

как способ формирования коммуникативной компетенции

УЧАЩИХСЯ-------------------------------------------------------------------------------------------- 5 - 13

1.1. Сущность коммуникативной компетенции --------------------------------- 5 - 9


1.2. Специфика диалога как метода обучения---------------------------------------10 -13
Глава II - Творческое взаимодействие учителя и учащихся

в учебном процессе------------------------------------------------------------------------ --14 - 21

2.1. Организация диалога на уроке истории-----------------------------------------13- 19


2.2. Экспериментальное исследование коммуникативных способностей

учителя и учащихся--------------------------------------------------------------------20 - 21


Заключение--------------------------------------------- ------------------------------------23-24
Список литературы------------------------------------------------------------------------25-29
Приложение --------------------------------------------------------------------------------30-58

Введение
Сегодня школа динамично меняет свой облик. Это связано, прежде всего, с серьезными переменами в российском образовании. Важной целью государственной политики является создание условий для достижения нового качества образования. В условиях быстро меняющейся ситуации смещаются и образовательные приоритеты. В качестве одной из задач выступает формирование у учащихся коммуникативной компетенции, необходимой в дальнейшем для общения, сотрудничества и взаимодействия в жизни, установления партнерских отношений, умения применить полученные знания на практике.

Изменившаяся парадигма современного образования нашла свою значимость в идеях компетентностного подхода, в котором особую значимость приобретают социализирующие функции образования. Это обуславливается тем, что на первый план педагогической деятельности выдвигаются духовно-нравственные взаимоотношения учителя и ученика, которые могут быть реализованы только в процессе эффективного общения. Раскрытие личности ученика и учителя в учебном процессе, налаживание доброжелательной среды общения, воспитание потребности в образовании и духовном росте невозможны без общения всех участников образовательного процесса.

Исследование сущности коммуникативной компетенции в образовании нашли свое отражение в трудах современных дидактов и психологов. Идеи компетентностного подхода были сформулированы в трудах А.В. Хуторского, О.Е. Лебедева, Д.А. Иванова, Т.В. Ивановой, И.А. Колесниковой. Вопросы педагогического общения и коммуникации изучали П.И. Пидкасистый, В.С. Кукушин, М.С. Байматова. Диалоговое общение на уроках рассматривается в работах П.А.Баранова, М.П. Ворониной, Е. Захарченко. Педагогические условия коммуникативной компетенции выявляли В.В.Гузеев, Е.В.Прозорова. Проблемы коммуникативной культуры изучал А.В. Мудрик.

Вопросы психологической и педагогической теории общения рассматривались А.Н. Леонтьевым, В.А. Кан – Каликом, М.И. Станкиным. Теорию речевой коммуникации изучала Е. Н.Зарецкая. Теория учебной и профессиональной деятельности нашла свое отражение в трудах А.К.Марковой, Е.А. Климова.

Авторы, рассматривая различные подходы, по данному вопросу единодушны в том, что развитие коммуникативной компетенции учащихся дает возможность успешно адаптироваться в общественной жизни, быть коммуникабельными, контактными, предотвращать конфликтные ситуации и умело выходить из них. В то же время необходимо так же учитывать тот факт, что в психологических, дидактических, методических аспектах исследования по данной проблеме существуют сложности и разночтения в публикациях.

Формирование коммуникативной компетенции осуществляется в рамках диалогового общения между учителем и учащимися. В последнее время в педагогике большое внимание уделяется диалогу, что объясняется потребностями и запросами современного этапа модернизации российского образования. Проблема общения и диалога между людьми имеет большую теоретическую и практическую значимость в становлении индивидуально – личностного развития ребенка. Тем более что в современной школе придается большое значение личностно ориентированному взаимодействию учителя с учеником.

Организация диалога в учебном процессе, в частности на уроках истории является весьма актуальной задачей для современной школы, так как новые технологии и подходы ориентируют учителя и ученика на умение вести диалог, развивать речевую коммуникацию, общаться. Общение, в свою очередь, можно назвать двигателем человеческой жизни, без которого человек просто не может жить.

Все выше изложенное свидетельствует об актуальности темы по данной работе: «Использование диалога на уроке истории для формирования коммуникативной компетенции учащихся основной школы».
Объектом исследования является диалог на уроке истории.
Предметом исследования являются условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Субъектом исследования являются учащиеся 5-9-х классов средней школы №1 г. Данилова.
Цель методической разработки: исследовать диалог как средство развития коммуникативной компетенции учащихся на уроках истории.

С учетом поставленной цели определяются следующие задачи:

1) - раскрыть сущность коммуникативной компетенции;

2) –рассмотреть состояние проблемы организации диалога в контексте коммуникативного подхода;

3) – разработать фрагменты уроков по истории с использованием разнообразных форм диалога;

4) – провести анализ результатов обучения с использованием диалога как способа формирования коммуникативной компетенции на уроках истории.


Методы исследования:

Для решения поставленных задач применялись такие методы, как теоретический анализ психологической и педагогической литературы по данной проблеме, методы психодиагностики, педагогический эксперимент.


Теоретическая и практическая значимость состоит в том, что данные результаты могут быть использованы для дальнейшего изучения проблемы формирования коммуникативной компетенции на уроках истории учителями-предметниками, и способствовать решению проблем модернизации школьного образования в аспекте компетентностного подхода.
Глава I-диалог в учебном процессе как способ формирования коммуникативной компетенЦИи учащихся
1.1.Сущность коммуникативной компетенции

Общие тенденции мирового развития в ХХI веке обусловили необходимость существенных изменений в системе образования. «Концепция модернизации российского образования до 2010 года» формулирует задачу следующим образом: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний», умений, навыков, а также опыт самостоятельной и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». 1

В словаре русского языка дается следующее определение понятию компетенции. «Компетенция - это круг вопросов, в которых кто – нибудь хорошо осведомлен».2 В словаре иностранных слов термин компетенция (от лат. compentia – принадлежность по праву) означает круг вопросов, в которых данное лицо обладает познанием, опытом.3

В кратком словаре педагогических терминов дается следующее понятие компетенции. «Компетенция- это круг полномочий, профессиональных обязанностей, вопросов, в которых человек достаточно сведущ, располагая необходимой информацией и практическим опытом».4

«Коммуникация» в словаре иностранных слов определяется как (от лат. сommunicatio, communico – делаю общим, связываю, общаюсь)- общение, обмен мнениями, сведениями, идеями и.т.д. – специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно- трудовой деятельности.5

В лингвистическом словаре термин коммуникативная компетенция - совокупность личностных свойств и возможностей, а также языковых и внеязыковых знаний и умений, обеспечивающих коммуникативную деятельность человека.6

Понятие «компетенция» появилось в педагогике сравнительно недавно. В 60-х гг. ХХ века начинает рассматриваться «коммуникативная компетенция» в методике изучения иностранных языков, что создало предпосылки к появлению компетентностного подхода и возможности его использования на уроках русского языка, литературе, истории. С начала ХХI интерес к понятиям «компетенция/ коммуникативная компетенция» и анализу путей перехода к новому качеству образования значительно возрос. Необходимость обучения компетенциям, по существу, и является ответом образования на вызовы современного общества, которое характеризуется сложностью и динамизмом. На современном этапе до сих пор не существует единого подхода к определению содержания понятия «компетенция». Разные авторы вкладывают разный смысл в содержание этого понятия, но большинство ученых соглашаются с тем, что «компетенция» характеризует то, чем человек обладает.7

И.А.Колесникова формулирует понятие компетенции как комплекс соответствующих способностей и умений, которыми владеет человек8.

В работе «Компетентностный подход» Т.В. Иванова делает вывод о том, что под компетенцией целесообразно подразумевать определенную область, сферу окружающей действительности или деятельности, в которой человек должен обладать компетентностью.9

А.В. Хуторской включает в понятие компетенции, «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним».10 По мнению автора, коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос вести дискуссию.11

Печенева Т.А. высказывает мнение, что компетенции не могут формироваться сами по себе, а только в деятельности, чаще всего на уроках. В понятие коммуникативной компетенции она включила следующие показатели:

-осведомленность в лингвистической теории;

-знание речеведческой теории, владение основными языковыми и речевыми умениями;

-способность анализировать речевую ситуацию и в соответствии с ней выбирать программу (вербальную или невербальную) речевого поведения12.

Профессор П.И. Пидкасистый под коммуникацией понимает связь, в ходе которой происходит обмен информацией между людьми. Автор уточняет, что, по сути, понятие коммуникации в широком значении близко к понятию «общение», но оно более емкое, поскольку включает в себя, например, взаимодействие с электронными средствами информации».13 Педагогическая коммуникация отличается, по мнению автора, тем, что как минимум один из субъектов коммуникационного процесса - педагог целенаправленно влияет на формирование и развитие определенных качеств у своих подопечных.14

П.А. Баранов приходит к выводу, что «важным элементом профессиональной деятельности учителя является владение им педагогическими технологиями, в первую очередь диалоговым общением в составе различных учебных групп, владение информационными технологиями и иностранными языками». 15 Автор считает, что освоенные учителем технологии способствуют созданию условий для формирования у школьников организационных и иных проблем, составляющих содержание исторического образования. Данная точка зрения осуществляется в рамках сотрудничества учитель - ученик.

Коммуникация, мнению М.С. Байматовой, процесс установления и развития контактов между учащимися в совместной деятельности, обмен информацией, восприятие и понимание партнеров по общению. Автор считает, что при организации дискуссионного общения учителю необходимо установить коммуникативный контакт между учащимися, чтобы поддержать у них уверенность в своих силах, дать возможность высказать различные точки зрения по обсуждаемой проблеме.16

По мнению А.В. Мудрика, основой коммуникативной компетенции, является свободное владение речью, владение знаниями в области коммуникационных дисциплин, коммуникационные и организационные умения.17



В психологических трудах нашли также подтверждение вопросы по данной проблеме исследования.

Д.А. Иванов определяет компетенцию как способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание.18 Как видно из определения компетенция должна позволять получать индивидуально или общественно значимые продукты, или результаты. Вопросами речевой коммуникацией, занималась Е. Н. Зарецкая. В работе «Риторика: теория и практика речевой коммуникации» она отмечает, что «речь должна быть построена таким образом, чтобы в ней чувствовался высокий уровень компетентности.19 Это высказывание свидетельствует о том, что коммуникативный аспект определяет уровень развития человека в современном мире. Этими качествами должны обладать в должной степени, как учитель, так и его ученики.

В трудах М.И.Станкина, в частности в работе «Психология общения», можно обнаружить следующую мысль: «словесная или вербальная коммуникация – это основной вид общения, под которым имеется в виду передача информации от человека к группе людей или от человека к человеку (аксиальный вербальный процесс)»20. Речь является универсальным средством коммуникации. Коммуникация предусматривает обмен информацией, т. е. движение её в обе стороны. Участники коммуникации должны говорить на одном языке, понимать друг друга. По мнению автора необходимо отказаться от монологического стиля изложения материала на уроке, именно диалог является основой аксиального общения, он заставляет думать, принимать активное участие в разговоре.21

А.А. Леонтьев в труде «Педагогическое общение» отмечает, что «оптимальное педагогическое общение – такое общение учителя со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для учебной деятельности, для формирования личности школьника».22 Автор использует понятия общение и коммуникация как синонимы, не разграничивая эти понятия, в отличие от других авторов. Он считает, что при общении необходимо чувствовать собеседника, знать, что для него будет значительным, занимательным в данный момент. Учитель должен в общении с учениками говорить не о том, что его волнует, а о том, что близко ученику, т. е. партнеру по коммуникации. Общение является сложнейшим процессом взаимодействия людей.

В.А. Кан – Калик считает, что педагог постоянно осуществляет многогранную коммуникативную деятельность. Переход коммуникативной ситуации из сферы обыденного общения в профессиональную осуществляется не просто, так как педагог не всегда знает структуру и законы педагогического общения. У него слабо развиты коммуникативные способности и коммуникативная культура в целом. В связи с этим важную роль приобретает обучение основам профессионально – педагогического общения в системе подготовки учителя.23

Психолог А.К.Маркова отмечает такие черты личности, способствующие профессиональному становлению, как гибкость, оперативность, внутренняя диалогичность личности (это одно из проявлений сформированной рефлексии), адекватная самооценка, способность находить позитивные моменты в своей жизни и работе, самокритичность, способность воспринимать себя с определенной долей иронии, чувство юмора (если его нет, то понимание того, что чувство юмора отсутствует), эмпатийность.24

Е. А. Климов в работе «Психология профессионализма» считает, что умение слушать и адекватно воспринимать и интерпретировать услышанное вырабатывается далеко не сразу и не у всех, хотя это умение – важнейший показатель профессиональной культуры, особенно в профессиях группы «человек – человек.25

На основе анализа психолого-педагогической литературы по данному аспекту исследования можно сделать следующий вывод:



формирование коммуникативной компетенции учащихся состоит в способности и готовности осуществлять межличностное общение, вступать в контакт высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, т. е. решать коммуникативные задачи при непосредственной поддержке учителя. Для успешного взаимодействия учителя с учениками ему необходимо наличие и развитие в процессе деятельности обратной связи, хороших вербальных способностей, владение диалоговым общением, интереса к людям, умения слушать и слышать. Коммуникативная компетенция есть развивающийся опыт общения между людьми, который формируется и активизируется в условиях непосредственного человеческого общения.

1. 2. Специфика диалога как метода обучения

Диалог (от греческого dialog’s – разговор, беседа) – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. 26 Толковый словарь дает такое определение: «Диалог - это разговор между двумя лицами, обмен репликами».27 Диалог является формой речевой коммуникации, участники которой, находясь, как правило, в непосредственном контакте, обмениваются репликами-высказываниями, связанными единой темой.

Существуют следующие виды диалогов: социально – бытовой разговор, деловая беседа, собеседование, интервью, переговоры. Виды диалогов складываются на основе целей и задач диалога, конкретной ситуации общения и ролей партеров. Любой диалог имеет свою структуру, которая в большинстве типов диалогов остается стабильной: зачин - основная часть – концовка.

В ценностной картине развития мира одну из основополагающих ролей играет общение, а диалогичность является свойством исторического и культурного развития общества. Ученые указывают, на то, что уже начальная стратификация общественной жизни «свой – чужой» была продуктом диалога, который на протяжении последующих столетий мог принимать различный характер. Безусловно, любое грамотное научное или учебно-научное обсуждение построено на диалогических отношениях. Диалог в дидактике совершенствуется, опираясь на достижения педагогической, философской, исторической и литературной мысли. Существуют многообразные позитивные оценки диалога как явление различных областей знания, в первую очередь языка и речи, истории, литературы и т.д., но, прежде всего психологи, дидакты, методисты исследуют диалог как широкое коммуникативное явление.

М.М. Бахтин в работе «Эстетика словесного творчества» считает, что диалогу присуща всеобщность человеческого сознания и жизни. Он говорит о широкой палитре проявлений позиций участников диалога и возражает против «узкого понимания диалога как спора, полемики.28

В работе С.Н. Батраковой «Педагогическое общение как диалог в культуре» прослеживается мысль о том, что диалог является сущностной основой педагогического общения. Диалог, который первоначально направлен на разлом, перебор позиций, стремится, в итоге, к синтезу, целостности представления и понимания, изучаемого предмета. Роль учителя состоит в том, что он как дирижер должен выявлять суждения, точки зрения, личностные позиции, отражающие аспекты понимания.29

В.Н. Петрова считает, что «диалог на уроке – это тот мостик, на котором и учитель, и ученик встречаются как равноправные участники педагогического процесса, учебный диалог ставит ученика перед необходимостью мыслить.30

Современных ученых в проблеме диалога интересуют:



цель --- содержание -------организация--------протекание.

Исследователи – психологи отмечают, что для полноценного общения необходимы определенные умения:



  • быстро и правильно ориентироваться в условиях общения;

  • планировать свою речь, сообразно целям и условиям, времени и ситуации;

  • верно, выбирать содержание акта общения;

  • обеспечить обратную связь.

  • соблюдение всех актов диалогического общении.

Важной характеристикой диалогового общения при этом является уровень, на котором осуществляется контакт между партнерами. А.Б. Добрович предложил следующую классификацию уровней общения:

(примитивный, манипулятивный, стандартизированный, конвенциональный, игровой, деловой, духовный).31

При этом нужно учитывать, что любой из уровней общения может быть эффективным лишь тогда, когда не возникает коммуникативных барьеров. Но в реальности их очень трудно избежать. Этические и логические барьеры диалогического взаимодействия, которые нельзя не учитывать в педагогической практике, можно преодолеть, если ориентация на школьный диалог станет системной работой педагога, так как успех зависит как от правильного определения его целей и содержания, так и от способа достижения целей.

Используя диалог, как метод обучения, необходимо определить его тему, спрогнозировать результат, подготовиться к диалогу, наметить продолжение диалога, в котором происходит общение участников общественного процесса. Очевидно, что у школьников на уроке истории появляется желание в течение урока реализовать свою коммуникативную потребность. Это можно сделать в диалоге, который напрямую зависит от коммуникативной деятельности учителя. Лишь педагог, знающий особенности школьного диалога, может создать на уроке диалогическую обстановку.

Учебный диалог всегда возникает на основе учебной речевой ситуации, он решает те или иные учебные задачи. Во время учебного диалога всегда происходит обмен информацией, и регулируются межличностные отношения. В основе учебного диалога всегда должен находиться предмет обсуждения, который можно рассмотреть с разных точек зрения.

Учебный диалог – это сложное целое, диалогическое единство, континуум которого реализуется в логической последовательности взаимозависимости всех частей урока, начиная с осмысления предложенной учителем темы диалога. Это осмысление имеет свои этапы: экспликация (выявление) узкого и широкого содержания темы, выделение аспекта обсуждения предмета в диалоге, с предметом обсуждения в диалоге тесно связана его композиция, которая зависит от типа направленности диалога. Кроме того, организация учебного диалога предполагает постановку решения определенных целей и задач, которые в свою очередь определяют специфику диалога.

Для того чтобы учебная задача, поставленная учителем, могла вылиться в учебный диалог, она должна выступать как его точка зрения, выношенная личная позиция, стимулирующая детей к творчеству. Чтобы обеспечить понимание излагаемого материала, педагог должен раскрыть не только значение элемента содержания образования, но и его смысл в контексте с другими элементами социального опыта. Обучение, таким образом, является видом коммуникации, учитель и ученик выступают коммуникантами диалогического отношения «учитель – ученик». Профессиональная задача учителя состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть в общей проблеме тот уникальный поворот, который соприкасается с личными проблемами и размышлениями ученика. Он не должен мешать процессу переопределения учебных проблем, не должен препятствовать постановке учащимися новых проблем на уроке.

Вследствие своей универсальности диалог в обучении – это не сюжет, не фрагмент лекции или семинарского занятия. Диалог всегда «внесюжетен» и независим от той или иной ситуации на уроке, хотя ею и подготовлен. Учитель и ученик должны вместе решать поставленные на уроке проблемы. Конечно, равенство в диалоге не означает равенства в знании. Для учащихся диалог является, прежде всего, пониманием равенства со своим собеседником.

Говоря об учебном диалоге, следует учитывать ряд особенностей:

 наличие единой для всех проблемы;

 наличие двух и более собеседников, связанных отношениями взаимопонимания;

 наличие цели организации диалога;

наличие обратной связи

наличие диалоговых отношений между учителем и классом, учителем и учеником.32

В то же время нельзя говорить о диалоге как особой форме обучения, если у школьников не сформирована культура речи, коммуникативно-речевые умения.

Учителю необходимо развивать на каждом уроке устную речь, учить задавать вопросы собеседнику, устанавливать обратную связь, менять свое коммуникативное поведение. Важным фактором является контакт учителя с классом. Если у учителя не найдено или потеряно взаимопонимание с классом, то появляется негативное отношение к партнеру по диалогу и активное неприятие всей информации, которая от него исходит. При полном контакте учителя с учащимися диалог способствует развитию коммуникативных и мыслительных способностей учеников и усвоению ими законов человеческого общения. Все эти идеи нашли отражение в модели, которая призвана формировать коммуникативную компетенцию учащихся (см. Схема 1).



Схема 1

Модель формирования коммуникативной компетенции учащихся33




Вывод: диалог выступает не просто педагогическим методом и формой, но и является универсальным средством общения, творческого взаимодействия равноправных участников образовательного процесса.


Глава II – ТВОРЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

2.1. Организация диалога на уроке истории

Осознание уроков истории как диалога все более утверждается в современной методике преподавания истории в школе. В современном динамичном мире школа уже не в состоянии дать образование на всю жизнь. На смену формуле «образование на всю жизнь» приходит формула «образование через всю жизнь». Естественно, никто не отрицает определенного уровня знаний по истории, но важно то, чтобы ученик сумел самостоятельно разобраться в той или иной исторической проблеме, сумел бы высказать и отстоять свою точку зрения, аргументировать свою позицию, смог бы дать оценку ответу товарища и самооценку. Путь обновления школьного образования, уроков истории лежит через открытость, взаимопонимание, доверие, сотрудничество и гуманизацию. Отсюда и необходимость диалогичности содержания и форм урока истории, необходимо раскрепощение педагогических отношений, чтобы учитель приобрел главный ориентир своей профессии это личность ученика.

История как гуманитарная наука имеет свою специфику. В отличие от наук естественно – математического цикла любое гуманитарное знание постигается не столько путем объяснения, сколько путем понимания. «Необходимо понять образ человека прошлого и одновременно образ мира нашего современника, изучающего человека в истории. Этого можно достичь, вступив в диалог – с людьми прошлого и одновременно, с интерпретаторами событий, жившими в более поздние эпохи, с нашими современниками, по – своему оценивающими эти события и их роль в истории34». Урок истории не должен сводиться к перечислению дат, событий, статистических данных, а также он не должен принимать вид монолога или публичной лекции, которую ученики будут пассивно слушать. Преподавание должно быть основано на диалоге и обмене мнениями с учениками, чтобы сделать их активными участниками урока. Учащимся должны свободно выражать свои суждения. Кроме того, ни одна реплика учебного диалога не должна оставаться без ответа, если ученик не активен, значит, он испытывает недостаток знаний. Все выше изложенное нашло отражение в таблице № 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ традиционной и диалоговой формы

урока35




критерии

Традиционный урок

Урок – диалог

Роль учителя

Доминирующая/ руководящая

Сопровождающая /

направляющая



Роль ученика

Не всегда основная

Основная/ доминирующая

Стиль общения

Авторитарный или либеральный

Демократический («Союз»)

Методы обучения

Рассказ // объяснение учителя.

Монологу отведено главное место



Беседа, ролевая игра, дискуссия, тренинги.

Диалог является основой существования урока



Эффективность урока

Не всегда высокая

Высокая

Отношения учитель/ученик

Официальные

Доверительные/партнерские

Мотивация к обучению

Мотив – получение хорошей оценки; не всегда высокая

Творческий/ интеллектуальный рост, нет стрессов; высокая мотивация

Такие виды уроков как беседа, спор, эвристическая беседа, дискуссия, учебные игры, сюжетно – ролевые игры, проблемные ситуации, урок – исторический портрет, викторины активно используются мною и способствуют формированию коммуникативной компетенции учащихся как одной из задач модернизации школьного образования.

На уроках истории возможны разные виды учебного диалога в системе:

учитель – ученики;

учитель – ученик;

ученик – ученик;

ученик – ученики.

Самым распространенным видом диалога в основной школе является система учитель – ученики.

Проведение такого типа урока как изучение нового материала может быть построено в форме диалога - беседы (учитель – ученики), призванного актуализировать знания учащихся. Данный вид требует от учителя определенного мастерства. Желательно, чтобы диалог вылился в непринужденную беседу по вопросам, которые интересуют, не только учителя. Важно, чтобы при изучении нового материала, сами учащиеся озвучили тему, и совместно с учителем нашли бы ассоциации по данной теме урока. Данный тип урока в форме диалога - беседы учителя с учащимися способствует формированию коммуникативных умений и навыков у пятиклассников практически, с самого начала. Диалогизации отношений развивает дух партнерства, равенства между учителем и учениками. Учащиеся самостоятельно делают выводы при изучении новой темы, учатся умению общаться с учителем друг другом.

Примером для рассмотрения такой формы урока как беседа может быть тема: « Древний Египет. Государство на берегах Нила» в 5 классе. Данный урок способствует развитию навыков общения, сотрудничества, самостоятельно находить и обрабатывать информацию, логически и грамотно излагать мысль (см. Приложение 1).

Достижению коммуникативной компетенции, т.е. достижение определенного уровня коммуникативных умений, речевых навыков, владения различными формами общения, умения устанавливать контакт с участниками учебного процесса, грамотно доказывать свою позицию, а также выразительно и близко к реальности играть свою роль в инсценировке исторического разговора, интервью, беседе призвана диалогическая речь. Сюжетно – ролевые игры на уроках истории способствуют формированию коммуникативных умений учащихся, вызывают у ребят интерес к предмету, погружение в ту или иную историческую среду, «проживание» чьей – то жизни.

Учащиеся 5 -7 классов как показывает практика, с удовольствием принимают, участие в исторических инсценировках, разыгрывании исторического диалога, сценки. Сюжетно – ролевые игры используются чаще всего во внеклассных мероприятиях, в неделях истории, но небольшие сценки, игровые ситуации, фрагменты на различные исторические сюжеты разыгрываются непосредственно на уроке, занимая немного времени. Ролевые игры способствуют психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, учат умению общаться. Размышляя вместе с историческими персонажами, споря, от лица своего персонажа, на уроке, происходит формирование коммуникативной компетенции учащихся.

В 6-м классе я использую следующие сюжетно – ролевые игры: « Дело жизни Яна Гуса (см. Приложение 2 ), «Народная героиня Жанна дАрк». Учащиеся охотно участвуют в составлении диалога и инсценировке «Баллады о Робине Гуде», «…отрывка из грамматики Алкуина (начало ХI века) (см. Приложение 3). Данные диалоги можно разнообразить элементами дискуссии, предложив учащимся такие темы: «Кто он – Робин Гуд: защитник народа или разбойник?», «Может ли разбойник быть благородным человеком?» «Современная школа и школа Средневековья: общее и различное».

Проведение таких уроков как обобщение знаний может быть построено (в системе ученики – ученики или ученик – ученики).

Работа с историческими источниками является неотъемлемой частью процесса обучения диалогу. Документы приближают ученика к историческому контексту и помогают ему понять менталитет эпохи; они позволяют развивать такие интеллектуальные умения, как анализ, синтез и оценка, и предоставляет учителю возможность конкретизировать оперативные цели, развивать коммуникативную культуру учащихся. Использование исторических документов помогает преодолеть трудности в понимании прошлого и усвоении достаточно абстрактных исторических понятий. Читая исторический текст, на уроке каждый может высказаться, чей взгляд на событие ему ближе. Работа с источниками позволяет вести диалог с учениками, дополнять, иллюстрировать и аргументировать содержание урока, делать необходимые выводы, находить и обрабатывать информацию (см. Приложение 3).

Метод обучения, в котором инициатива в задавании вопросов принадлежит ученику, называется методом эвристического диалога. Оригинальность этого метода в сравнении с традиционным подходом основывается на умении учащихся задавать вопросы, самостоятельно добывать информацию, логически и образно мыслить, расширяет кругозор. Коммуникативная компетенция в методе эвристического диалога основывается в умениях учащихся корректно вести учебный диалог, умениях искать и находить компромиссы, иметь позитивные навыки общения в поликультурном и полиэтничном обществе. Данный метод имеет актуальность и применяется мною на уроках особенно в 5 –7-х классах. Начиная с 7 класса, особую актуальность приобретает урок – исторический портрет с элементами дискуссии. Семиклассники знакомятся с памяткой для оценки исторического деятеля. Восприятие истории происходит у школьников непосредственно через конкретные исторические образы, например: Елизаветы Английской, Вильгельма Оранского, Карла I, Людовика XIV, Мартина Лютера, Максимильяна Робеспьера, а из российских деятелей – это образы Петра I, Екатерины II, Елизаветы Петровны, Емельяна Пугачева и др. Можно предложить такие формулировки названий по данному виду урока: «Две Елизаветы – две правительницы», «Золотой век» Елизаветы Английской и «золотой век» Екатерины Великой, «Мартин Лютер – реформатор католической церкви, «Петр I: традиционалист или великий реформатор? » (см. Приложение 4).



следующая страница >>