Меня зовут Анастасия. Я увлекаюсь астрономии с сентября 2006 года. Мне очень нравится узнавать много нового и интересного о мире, ко - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
В связи с тем, что поступает много вопросов об адаптации к детскому... 1 69.93kb.
Здравствуйте, дорогие друзья и «Школьники постарше»! Всем огром­ный... 1 52.87kb.
Я нашла много нужной мне информации о жизни, строении и размножении... 1 53.76kb.
Рахель Рандвее 1 344.8kb.
Мой проект называется "настольный минифонтан". Идея изготовления... 1 127.16kb.
Тест для родителей Кто Вы своему ребенку: родитель или приятель 1 66.76kb.
Я охотник. В мире, захваченном опасным и загадочным Лесом, ставшим... 2 922.55kb.
Про то, как добиться того чтобы Ваши блоги или сайты, на которых... 1 53.05kb.
В истории человечества было много войн. 200 лет назад во Франции... 1 121.77kb.
Внеклассное мероприятие по «году семьи» 2008 год «Осенние посиделки»... 1 106.9kb.
Я изготовил компьютерный руль, потому что я играл, используя его... 1 122.3kb.
Квн «юный инспектор движения» 1 78.16kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Меня зовут Анастасия. Я увлекаюсь астрономии с сентября 2006 года. Мне очень нравится - страница №1/1






















































Меня зовут Анастасия. Я увлекаюсь астрономии с сентября 2006 года. Мне очень нравится узнавать много нового и интересного о мире, который находиться за пределами Земли. На занятиях по астрономии мы решали всякие логические задачи: кроссворды, ребусы, головоломки. И мы решили эти задачки превратить в космические. Я со своими друзьями решили написать книжку, посвященную логическим астрономическим задачам. В ней собраны логические задачи, которые помогут другим ребятам понять наш Космос. Желаю удачи при решении задачек!






Меня зовут Надя. Мне 10 лет, из них 3 года я хожу в Малую Академию Наук. Я занимаюсь астрономией потому что это, во-первых, просто очень увлекательно. А во-вторых, ты чувствуешь себя хозяином на своей планете и в своей галактике, когда больше в них разбираешься. В 2007 году я уже представляла свою исследовательскую работу « удивительный мир Цвета». В этом году на занятиях о логических задачах я увлеклась их составлением. Это помогает развивать свою память и мышление. Пригодилась моя любовь к рисованию( почти все ребусы и картинки в этой книжке ). Мне бы хотелось и дальше придумывать разные игры и делать книжки для детей.




Привет, ребята. Я – Настя Я недавно пришла заниматься в астрономический кружок, но уже очень увлеклась и освоилась. У нас дружная и весёлая компания юных астрономов. Очень многие считают, что заниматься наукой – это скучно и неинтересно. А на самом деле это совсем не так. Я надеюсь, что эта книжка вам это докажет. Присоединяйтесь к нам !







Привет ребята! Меня зовут Катя, я занимаюсь астрономией второй год. Мне очень нравится эта наука потому что, я много узнаю про себя, как частичку Вселенной. Мне понравилось решать и составлять логические задачи. И теперь я хочу научить и вас. Я думаю, что вам тоже понравится.








Изучать, значит мыслить!

Изучение астрономии помогает нам понять систему устройства мира. А мир для человека - это сам человек и всё что его окружает. А система устройства означает законы, по которым всё в мире взаимодействует между собой. В первую очередь как взаимодействует сам человек со всем, что его окружает. Воспринимая окружающий мир, мы наблюдаем, запоминаем, сравниваем, экспериментируем, анализируем

(разбираем мысленно сложный процесс на простые процессы) и синтезируем (наоборот мысленно собираем из простых элементов что-то сложное). Всё это можно назвать просто одним словом – мышление. Мир в нашей голове, как конструктор. Играя в конструктор, мы используем только те детали, которые научились соединять. Получается, что мы воспринимаем из мира только то ,что можем осмыслить. Выходит, что развитие мышления и изучение астрономии неразрывно связаны.

Для того чтобы сильным

стало наше тело, мы

подвергаем его различным

испытаниям – гимнастическим

упражнениям, закаливанию,

правильному питанию. А если

мы хотим, чтобы эта сила

приносила нам пользу, мы

наполняем эти упражнения

реальными проблемами.

Например, вместо упражнений с гантелями - переставлять мебель или сходить за тяжелыми покупками. А для того чтобы сильным стал наш ум, тоже существует множество развивающих игр и упражнений. Наполняя их систематическим научным материалом, мы помогаем себе понять систему мира, а значит, устроится в нем.

Как решать логические задачи?

Мы рассмотрим несколько типов развивающих заданий, которые можно наполнить астрономическим научным материалом.








КРОССВОРДЫ

Кроссворд – это геометрическая система слов, связанных общими буквами. Она может быть беспорядочная, может быть связана главным словом или ограничена симметрической формой. Слова задаются вопросами. Вначале надо прочитать все вопросы, ответы на некоторые из них вам известны, - впишите эти ответы в соответствующие клетки. Они являются как бы ключом для дальнейшего решения. Вам остаётся только призвать на помощь свою смекалку и эрудицию. Впрочем, в затруднительных случаях можно воспользоваться энциклопедией. Попробуем составить простой кроссворд c ключевым словом.






  1. Система звезд, газа и пыли;

  2. Прибор для наблюдений;

  3. Место расположения всего;

  4. Здание для астрономов;

  5. Пространство Вселенной;

  6. Система отсчета времени;

  7. Профессия астронома в древности;

  8. Космический пилот;

  9. Числовые параметры для нахождения

объектов на карте;

  1. Мера изменения пространства.









1

 

 

 

 

 

 

 

 

 










2

 

 

 

 

 

 

 

 
















3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




5

 

 

 

 

 

 






















6

 

 

 

 

 

 

 

 

 










7

 

 

 

 

 

 

 

 

 



















8

 

 

 

 

 

 

 

 

 







9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 













10

 

 

 

 

 




























РЕБУСЫ

Ребус – это изображение слова или фразы в виде комбинации рисунков, букв, цифр и других знаков. Для разгадывания ребуса необходимо проявить смекалку и фантазию. Вот несколько правил для разгадывания:



  • Названия всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже;

  • В ребусе часто можно увидеть запятые. В зависимости от их расположения (в начале или в конце слова) – от слова отнимаются одна или несколько букв;

  • Часто буквы или предметы в ребусе нарисованы

один над(под, в, за, на) другим. В таких случаях

эти предлоги являются частью зашифрованного

слова,

например, вот так можно зашифровать одно из



зодиакальных созвездий – Дева


  • Если по букве съезжают

другие буквы то нужно

прибавить или вставить букву у.



например, слово вирус:

  • В случае, когда изображение перевернуто

слово следует читать справа налево.

Вот так, например можно зашифровать

планету Марс. (рожица изображает срам)


  • Иногда нужно выкинуть букву или заменить на другую. Тогда над словами будет написан значок замены или перечеркнутая и замененная буква;

  • Если по одной букве написаны другие,

то нужно вставить слог по, например – ПОЛЕ

  • Если из одних букв написаны другие,

прибавляют – из, например созвездие

БЛИЗНЕЦЫ







БЛИЗНЕЦЫ
















  • Если возле изображения стоят цифры они указывают на порядок букв в слове. Так единица площади АКР превращается в созвездие РАК


2, 1, 3



  • Ноты изображенные в ребусе, подменяют соответствующие слоги ля, си, до и прочие ,например Водолей






НАЙДИ СЛОВА

Это такая таблица, в которой записаны по ломаным линиям слова из списка данного ниже. Изгиб линии может быть по вертикали, горизонтали, справа налево или наоборот, только не по горизонтали. Нужно найти эти слова. Часто в такой таблице спрятано слово, которой в таблице не дано. Оно задаётся обычно вопросом. Это слово необходимо выделить. Такие задания легки в составлении. Они помогают объединить и запомнить группу слов относящиеся к одной теме.



Планета Спектр Орбита

Звезда Атмосфера
Найди в таблице все эти слова

и ты узнаешь с какой стороны

горизонта светила выше всего

поднимаются над горизонтом.(ЮГ)




ДОМИНО

Это известная всем игра. Она состоит из карточек с двумя разделенными картинками. Приставляя одну карточку к другой необходимо найти пару к крайней картинке. Играть в неё можно как коллективно, так и индивидуально. Такая игра удобна для запоминания сопоставляемых понятий, например звезда – созвездие, в котором она находится (Сириус – Большой пес). Естественно, что парные понятия должны обязательно быть на разных карточках. Вот пример карточек домино по теме «ИСТОРИЯ АСТРОНОМИИ»



Николай

Коперник

Разработка космических

кораблей

Юрий

Гагарин

Внутреннее строение звёзд

Эдвин

Хаббл

Геоцентрическая система мира

Галилео

Галилей

Диаграмма спектр-светимость

Михайло

Ломоносов

Гелиоцентрическая

система мира

Артур

Эддингтон

Строение нашей

Галактики

Исаак

Ньютон

Первый полет

Человека в Космос

Сергей

Королев

Система астрономических постоянных

Клайд

Томбо

Атмосфера

на Венере

Альберт

Эйнштейн

Классификация галактик

Клавдий Птолемей

Первые наблюдения в

телескоп

Отто

Шмидт

Закон Всемирного тяготения

Вильям

Гершель

Теория относительности

Василий

Струве

Открытие

Плутона

Джордано

Бруно

Теория эволюции планет

Иоганн

Кеплер

Периодические

кометы

Генри

Рассел

Законы движения планет

Эдмонд

Галлей

«О бесконечности, Вселенной и мирах»

Правильные ответы:

Николай Коперник – Гелиоцентрическая система мира

Галилео Галилей – Первые наблюдения в телескоп

Исаак Ньютон – Закон Всемирного тяготения

Альберт Эйнштейн – Теория относительности

Вильям Гершель – Строение нашей Галактики

Иоганн Кеплер – Законы движения планет

Юрий Гагарин – Первый полет Человека в Космос

Михайло Ломоносов – Атмосфера на Венере

Сергей Королев – Разработка космических кораблей

Клавдий Птолемей – Геоцентрическая система мира

Василий Струве – Система астрономических постоянных

Генри Рассел – Диаграмма спектр-светимость

Эдвин Хаббл – Классификация галактик

Артур Эддингтон – Внутреннее строение звёзд

Клайд Томбо – Открытие Плутона

Отто Шмидт – Теория эволюции планет

Джордано Бруно - «О бесконечности, Вселенной и мирах»

Эдмонд Галлей – Периодические кометы




ЯПОНСКИЕ КРОССВОРДЫ

В японском кроссворде зашифрован рисунок, состоящий из закрашенных клеток. Цифры над колонками и слева от строк показывают, сколько клеточек подряд нужно закрасить и в какой последовательности находятся группы из закрашенных подряд клеток в своих колонках (сверху вниз) и строчках (слева направо). Между группами чёрных клеток обязательно должен быть просвет из незакрашенных клеток. Просвет может быть и в начале (конце) ряда. Удобно начинать решать с рядов и столбцов с наибольшим числом чёрных клеток. Клеточки, которые наверняка не будут закрашены, советуется отмечать точками.



Такие кроссворды очень полезны для развития математической логики. Кроме того, это возможность изображения графических рисунков. Составление японских кроссвордов – это широкий полёт фантазии. Попробуем решить простейшую «японку».














2













1

3

2

3

1




1















3














2

2


















3

















1












Выбираем строчку и столбец с числами (2 2). Так как всего по длине и ширине 5 клеток то решение этих полос однозначно. Автоматически мы получаем решение полос с числами (1), так как закрашенная клетка уже есть. Точки расставленные в этих полосах укажут решение полос с числом (3). Получилась звездочка.

ЗАГАДКИ

Загадывание и отгадывание загадок – любимое занятие многих детей. Загадки знакомят детей с окружающим миром, тренируют наблюдательность и память.

В загадке часто даются признаки предмета объединяющие с другим предметом и отличающие от него, например
Дорога есть – ехать нельзя,

Земля есть пахать нельзя,

Луга есть – косить нельзя,

В реках и морях воды нет. (географическая карта)

В основном загадки строятся на абсурдности загадываемого процесса, построенного через аллегорию. Вот несколько примеров загадок о явлениях природы



  • Сколько бы не ел –

никогда сыт не будет.

  • Что идет, не двигаясь

с места?

  • Виден край да не дойдёшь.

  • Ты за ней она от тебя,

ты от неё она за тобой.

  • Один летает, другой пьёт,

а третий питается.
Ответы на такие загадки могут быть спрятаны в общем рисунке.

(огонь, время, горизонт, облака)

Лото

Загадки могут быть использованы для изготовления настольных игр. Например – «лото загадок». Тексты загадок для этой игры пишутся на отдельных карточках, а рисунки являющиеся ответом на эти загадки, помещаются в клетках больших карт (по 6-8 рисунков).

Играют как в обычное лото. Ведущий вытаскивает карточку и зачитывает загадку. Тот у кто нашел ответ на своём «поле» закрывает его карточкой. Выигрывает тот, кто первый закроет всё поле.








Несуразности

Это рисунки-картины, на которых изображены одна или несколько принципиальных ошибок. На первый взгляд всё в этих рисунках кажется нормальным и правильным. Только проведя тщательный анализ процессов и явлений изображенных на рисунке можно найти глупости. Такие задания хорошо развивают наблюдательность и анализирование, помогают глубже осознать привычные природные явления. На этом рисунке допущено ошибок.



Луна повернута рогами к Солнцу

Хвост кометы не в ту сторону

Солнце перед облаками

Видны звезды и Солнце одновременно

Тень направлена не от Солнца ,а от человека вообще нет тени

Звезда на темной стороне Луны

Луна в созвездии Большой медведицы (оно не зодиакальное)

Компас показывает неправильно(ориентирование по полярной звезде)

Часы на заходе Солнца показывают около полудня.









Лабиринты

Это рисунки, в которых изображено множество ходов, среди которых спрятан один правильный. Чтобы его найти нужно обнаружить беспрепятственный путь. Все неправильные пути приводят либо обратно, либо в тупик. Такие кроссворды не требуют, как правило, знания материала и доступны для любого уровня знаний.

Но больший интерес вызывают лабиринты, в которых правильные пути нужно нарисовать самостоятельно. Они требуют знания определённых процессов и анализа материала. Например, полезен для изучения процессов эволюции звёзд различных масс следующий лабиринт.

Помоги каждой из четырех машин времени совершить полет во времени, вместе со звездой в которую превратится каждое облако.




Правильный путь:

1:голубой сверхгигант, оранжевый сверхгигант, красный сверхгигант ,

Взрыв сверхновой, чёрная дыра.

2: голубой гигант, оранжевый гигант, красный сверхгигант, взрыв сверхновой, пульсар.

3: белая нормальная, желтый карлик, оранжевый субгигант, красный гигант, взрыв новой, белый карлик и планетарная туманность4:оранжевый карлик, протопланетный диск, красный карлик, коричневый карлик-субзвезда

Изучив каждую тему по астрономии «Весёлый Звездочёт» предлагает вам проверить свои знания и закрепить материал с помощью наших увлекательных заданий.

Не переживайте если вы что-то подзабыли, выполняя задания можно пользоваться книгами, консультироваться со взрослыми и просто ошибаться. Ведь звездочёты двойки не ставят!

А если вы захотели помочь звездочёту и придумали что-то новое, вы можете составить своё задание на специальной страничке для творчества.



Отправляйтесь в путешествие по следующим разделам:






















Разгадай кроссворд, используя подсказки Звездочёта.

  1. Отважный герой, спасший красавицу от чудовищного кита

  2. Дочь Кассиопеи и Цефея

  3. Их звали Кастор и Поллукс

  4. У него золотая шкура

  5. Преданный друг Геркулеса

  6. Он работает кузнецом у богов.

  7. Река, поглотившая Фаэтона

  8. Самовлюблённая царица Эфиопии

  9. Воин с головой человека и туловищем коня.






1

 

 

 

 

 

 










2

 

 

 

 

 

 

 

 

 







3

 

 

 

 

 




 

 













4

 

 

 

 



















5

 

 

 

 

 













6

 

 

 

 

 

 

 

 




7

 

 

 

 

 

 










8

 

 

 

 

 

 

 

 

 







9

 

 

 

 

 

 

 














Если ты уже запомнил названия нескольких созвездий, попробуй расшифровать ребусы.










А это место для твоих ребусов









Когда звездочёт наблюдал за движением Солнца, он заметил, что оно перемещается по небесной сфере через 13 созвездий. Они называются зодиакальными. Найди в этом квадрате названия всех зодиакальных созвездий. Если чего-то не хватает – сверься с картой и сообщи об этом звездочёту


д

е

т

р

ы

с

е

л

в

в

е

ы

б

т

р

е

е

а

л

л

е

е

р

ц

с

ы

е

ц

в

з

о

г

о

в

п

и

к

о

р

а

н

е

р

о

й

е

ц

к

с

к

о

н

е

н

ы

б

в

о

д

о

л

з

и

л










Звездочёт получил зашифрованные изображения зодиакальных знаков. Помоги их расшифровать.





















































Помоги Звездочету расставить зодиакальные знаки, причем те, в которых Солнце бывает весной, раскрась зелёным, летом – красным, осенью желтым, а зимой – голубым.








Не только созвездия имеют свои названия, но и их яркие звезды.

Реши кроссворд с названиями звёзд.






Чтобы лучше запомнить яркие звёзды и их хозяина – созвездие, Звездочёт предлагает тебе сделать ДОМИНО ЗВЁЗД







Календарь придумали люди, чтобы отсчитывать время. Существуют единицы измерения времени, которые вкладываются друг в друга, как матрешки.

Помоги Звездочёту собрать часы. Каждый круг в этих часах – это единица времени. Впиши их названия в шестерёнки.

Многие единицы времени имеют астрономическое происхождение. Подпиши соответствующие понятия.



Период обращения Земли вокруг Солнца
Период вращения Земли вокруг своей оси




Период обращения Луны вокруг Земли





. Вот только наш

Звездочёт совсем запутался в

точках и линиях на ней.

Подскажи звездочёту правильный

ответ, решив этот весёлый тест


  1. Небесная сфера – это

А) купол телескопа;

Б) воображаемая сфера, на которую проецируются все небесные тела;

В) купола храма, на которые не могут прыгать бесы.

2. Созвездие состоит из

А) группы звёзд, связанных невидимыми магнитными силами;

Б) звёзд родившихся из одного газопылевого облака;

В) небесных светил на участке небесной сферы с определёнными границами.

3. Полярная звезда так называется потому что

А) показывает направление на Северный полюс мира;

Б) её открыли полярники;

В) самая холодная из всех звёзд.

4. Небесный экватор разделяет

А) небо от поверхности Земли;

Б) зимнее небо от летнего неба;

В) небесную сферу на северное и южное полушарие.

5. Эклиптика – это путь

А) Солнца по нашей Галактике;

Б) годичный путь Солнца среди звёзд;

В) суточный путь Солнца по небесной сфере.

6. Чтобы найти точку зенита надо

А) провести линию через две крайние звезды ковша Большой Медведицы;

Б) провести перпендикуляр в небо на ровной поверхности;

В) взять карандаш и нарисовать им точку в небе.

7. Небесный меридиан – это

А) земная долгота, на которой запускают космические аппараты;

Б) круг на небесной сфере, по которому двигаются все планеты

В) круг на небесной сфере, где кульминируют все светила.








У вас возникают трудности с запоминанием греческого алфавита, тогда сделайте «греческое домино»



Мы надеемся, что Звездочёт выучил

вместе с вами название букв и созвездий.

Теперь можно уже и в карте звёздного

неба ориентироваться. Любой объект на

звёздной карте можно обозначить



с помощью небесных координат:

α – прямое восхождение

δсклонение
Сделайте «ЗВЁЗДНОЕ ЛОТО». Поля с названиями объектов находятся у играющих на столе, а

карточки с координатами у ведущего в мешке. Вытаскивая по одной карточке, ведущий называет координаты, а игроки с помощью карты звездного неба определяют, есть ли у них название этого объекта на поле. Выигрывает тот, кто первым закроет всё поле.
















Страничка для творчества по теме

здесь ты можешь составить

свои задания для Звездочёта














Попробуй расположить эти системы мира

в хронологическом порядке.





























Расставь картинки с изображениями Луны в

разных фазах по местам и подпиши названия основных фаз





















А теперь подумай, в какой фазе была Луна, наблюдаемая поэтом

Свой круг, рисуя всё ясней,

Над морем Солнце опускалось,

А в море полоса огней,

Ему ответных, уменьшалась.


Где чары сумрака и сна

Уже дышали над востоком,

Всходила мёртвая луна

Каким-то жаждущим упреком...





Кривое белое пятно Месяц выплыл на гребень заката,



Комочком смято-мутным

Висит бесцельно и давно



Над морем неуютным.

Грустной песней забылась душа.

Не смотри на меня виновато,

Ты и в грусти своей хороша.




Помоги Звездочёту расставить небесные тела для солнечного

и лунного затмения и раскрасить зарисовки наблюдений этих явлений.












Прояви фотографию одного из затмений. Что получилось?









Разложите планеты на внутренние и внешние.













Расшифруй в этих ребусах название конфигураций и найди соответствующее положение на схеме.



























В библиотеке Звездочёта случился пожар. Пострадали рукописи с законами движения небесных тел. Может тебе удастся их восстановить, а также определить автора, к счастью хоть портреты учёных уцелели.

































Страничка для творчества по теме

здесь ты можешь составить

свои задания для Звездочёта










Эта ракета совершила полет по всем планетам солнечной системы. Чтобы не забыть, Звездочет нацарапал на ней название каждой планеты. Найди их.
Однако одно из небесных тел,на которые летал звездочет,

ученые исключили из списка планет.

Найди его и выдели фломастером.




Нарисуй планету, о которой идёт речь в стихах Алексея Спейсера


Пусть я сгорю в лучах светила. Пусть!


Пусть стану только тенью излученья,
но я увижу - верьте, не боюсь! -
протуберанцев яростных рожденье.
Я - одинок. Я - пламенная грусть
скал, обожжённых силой притяженья.



Был фиолетов призрачный закат.
Песок оранжев и безмолвны дюны.
Ворованные тяготеньем луны
по небу кувыркались невпопад.

Унылых глыб неровный рваный ряд...


Тоскливы мысли и печальны думы...
Ещё перебирает ветер струны,
но кратеров уж потухает взгляд.

Огромен шар, укрытый облаками.


Циклоны. Аммиачные моря.
Торосы. Водородная земля.
И нет планет. И нет полян с цветами.

Уже, наверно, это было с нами.


И мы планету строили с ноля:
сжимался газ, материки творя,
и горы расползались городами.


Вы видели взлетевший океан?
Вы слышали бесшумных волн раскаты?
Туман сернокислотный в час заката
стекает там по каменным лугам.

Мир без теней, без бликов, прост, как план.


Горяч базальт. И валуны горбаты.
Небес бесцветность - это слёз утрата.

Предтечи нет ни мыслям, ни словам.

Когда в закат из сердца рвётся крик


и волны звёзд касаются несмело,
в мечту уходят детства каравеллы,
приблизив к горизонту материк.

Росинками стремится к мигу миг,


живой водою наполняя тело,
а беспокойный разум неумело
пытается понять, как он возник?

Здесь Солнца свет, чем звёздный, чуть сильнее.
Лучей и дней здесь медленен полёт.
Здесь метеоры о хрустальный лёд
со звоном бьются, от пространств шалея.

Ноль Кельвина. От холода синея,


дрожат созвездья. Мрачен небосвод.
Комета, пролетая, чуть вздохнёт,
по-женски неустроенность жалея.

Как атмосфера двигалась, полна


реальности и мистики! Печальна
равнина облаков и холодна.
Струится в храме свет зодиакальный.
Планета навсегда обручена
с угрюмым космосом кольцом астральным.








Планеты–малыши заблудились. Помоги им найти своих родителей.



Название всех этих спутников










Названия всех этих спутников ты

сможешь найти в этой фигуре.



Звездочёт облетел все планеты. На каждой планете он делал записи в своём дневнике об увиденном. Но вот беда: внезапный порыв солнечного ветра растрепал блокнот Звездочёта. Помоги идентифицировать записи (то есть определить, к какой планете они относятся).





























Расшифруй название планет в ребусах












Расшифровав эту фотографию, ты узнаешь любимую планету Звездочёта







Страничка для творчества по теме

здесь ты можешь составить

свои задания для Звездочёта