Мбоу дод нцдод - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Г(О)оу дод детский оздоровительно-образовательный центр 1 454.59kb.
Педагог дополнительного образования мбоу дод цртиЮ высшей квалификационной... 1 137.83kb.
Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на методическом... 6 577.65kb.
Столовая предназначена для приготовления и реализации блюд и кулинарных... 1 83.41kb.
Деятельности образовательного учреждения и с учетом возможностей... 40 5959.24kb.
Мбоу дпо центр развития образования г о 1 263.01kb.
Правила пользования современными средствами коммуникации в мбоу «сош... 1 125.38kb.
Украшения из бисера. Кулон- сердечко из проволоки и бусин 1 42.91kb.
Мбоу васильчиновская сош проект создания птичьей столовой Выполнили: 1 133.97kb.
Администрация бутурлинского муниципального района управление образования... 1 292.91kb.
Экология как наука сформировалась в 60-е годы XX столетия. Именно... 1 160.26kb.
Урок «Обыкновенные дроби» 1 48.2kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Мбоу дод нцдод - страница №1/1




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Навашинский Центр дополнительного образования детей
Рассмотрена на заседании

педагогического совета

МБОУ ДОД НЦДОД

от 29.04.2012 г., протокол № 4

Утверждена приказом директора

от 03.05.2012 г. 26/1



ПРОГРАММА

ДОЛОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Филиала МБОУ ДОД НЦДОД

Детский оздоровительно – образовательный центр

«Озеро Свято»

«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Возраст участников от 7 до15 лет.

(срок реализации 21 день)

Автор – составитель:

методист ДООЦ «Озеро Свято»

Колчина Е.В.


г. Навашино

2013 г.

1.Пояснительная записка

В.А.Сухомлинский писал: «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Размышляя над этими словами, хочется помочь детям, развить у них художественный вкус, интерес к искусству своего народа, его истории и традициям, подготовить к профессиональной ориентации и развить у них сознательный подход к выполняемой работе, стремление к самостоятельному творчеству.

С глубокой древности человек, изготовлял различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от самой природы: камень, глина, солома, дерево. Общение детей с произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей очень важны для общего художественного развития детей, воспитывая у них основы здорового нравственного начала, любви и уважения к труду.

Занятия в объединении формируют такие черты, как трудолюбие, настойчивость, усидчивость, умение планировать работу и доводить до конца начатое дело, развивают эстетический вкус и глазомер. Постоянная работа с природными материалами способствует развитию любви к родной природе. А в человеке, который любит природу, легче воспитать стремление бережно относиться к ней, т.е. рационально использовать природные богатства на благо людей. Необходимо постоянно подчёркивать, что польза леса не только в том, что он даёт многообразное сырьё для промышленности; лес выполняет в природе и другие функции: сохраняет водные ресурсы, предупреждает эрозию почв, очищает воздух и т.д. Всевозможные проявления искусства, сопровождавшие повседневно народный быт в часы нелегкого труда и скромного досуга, формировали эстетическое представление народных мастеров. Чтобы народное искусство стало ближе и понятнее нам, современным людям, следует не забывать о том животворящем источнике, который с раннего детства питал будущего народного мастера и художника. В благодатном царстве травы-муравы – так поэтически называли иногда мир травянистых растений – дети и подростки ненавязчиво, в играх и забавах, постигают красоту и приобретают первые навыки рукомесла.

Немаловажным для нас, людей, взявших на себя ответственность за воспитание подрастающих граждан России, является и тот факт, что развитие и резкий прогресс электронных технологий оставляет все меньше места в человеческой жизни для сопричастности к натуральному миру вещей, ранее окружавшему человека. Все меньше и меньше остается умельцев, самородков, работающих с природными материалами. Постепенно уходят в прошлое и забываются навыки, умения, ранее широко используемые в повседневной жизни, в быту каждой русской семьи. Актуальность данной программы, как нам кажется, в том и состоит, чтобы не дать иссякнуть живительному источнику русских народных промыслов, дать детям дополнительные знания о культуре своего народа, не дать прерваться связующей нити поколений, расширять чувственно-эстетическое мировосприятие детей.

При планировании работы кружка на смену упор следует делать на практические занятия. Сам характер ремесла таков, что премудрости начинающие могут усвоить только «через руки». С первых дней занятий учащихся надо приучать к аккуратности, к соблюдению порядка на рабочем месте, к экономному расходованию материала. С самого начала следует так же формировать навыки бережного отношения к инструменту и надлежащего ухода за ним.

Программа объединения «Художественное творчество» носит художественную направленность.

Программа предусматривает теоретическую и техническую подготовку. Ориентирована на детей 7 – 15 лет, проявляющих интерес к прикладной творческой деятельности.

Программа реализуется в течение одной лагерной смены.

Продолжительность занятия – 1 час 2 раза в неделю, всего 6 часов.

Набор в группу свободный, по желанию ребят, без специального отбора. Состав группы, обычно, постоянный, но возможен прием в течение всей лагерной смены.

Цель: творческое развитие детей через занятия декоративно-прикладным искусством, воспитание творческой личности.

Задачи:

образовательные

- формировать практические умения и навыки по различным направлениям декоративно-прикладного творчества, включенным в программу;

- научить пользоваться инструментами и приспособлениями, которыми обрабатываются материалы, используемые в работе;

- научить организации рабочего места и технике безопасности на нем;



воспитательные

- формировать умения работать в коллективе, выполнять коллективные задания;

- формировать умения передавать знания другим;

- оказать помощь в формировании личностных качеств: честность, доброта, уверенность в себе, коммуникабельность, умение доводить дело до конца;



развивающие

- развивать познавательные способности;

- развивать творческую и трудовую активность;

- развивать стремление к самостоятельной деятельности;



социальные

- воспитывать умение делать выбор и нести за него ответственность;

- формировать здоровый образ жизни; оказать помощь в формировании жизненных ценностей.

2.Учебно-тематический план

объединения дополнительного образования детей

«Художественное творчество»

Возраст детей: от 7 до 15 лет

Срок реализации: 21 день (лагерная смена)

Направленность: художественно-эстетическая






Основное содержание

Всего часов

В том числе

теория

практика

1

Введение в программу. Основы техники безопасности

0,5

0,5

0,5

2

Работа с природным материалом

1

0,5

0,5

3

Основы аппликации и ее использование для декоративного оформления

1

0,5

0,5

4

Живопись, разные техники исполнения.

4

1

3

5

Живопись: пейзаж, портрет, натюрморт.

2

0,5

1,5

6

Выставки

0,5

-

0,5




ИТОГО

9

3

6


3.Содержание программы
1.Вводное занятие. Организационный момент. Знакомство с кружком. Цели и задачи кружка. Обсуждение плана работы. Безопасность труда. Правила внутреннего распорядка. Демонстрация изделий ранее выполненных в кружке.
2.Работа с природным материалом. Простейшие приспособления. Контроль формы и размеров готового изделия. Виды и способы соединений. Изготовление макетов, экспозиций, панно и др. с использованием природного материала, собранного в ходе экскурсии в лес и на озеро Святое Дедовское.
3. Основы аппликации и ее использование для декоративного оформления. Виды аппликаций. Аппликации из ткани, бумаги, соломки и др. материалов. Жанровое и предметное разнообразие аппликаций. Изготовление аппликаций на выбранные темы по готовым образцам и схемам.
4. Живопись, разные техники исполнения. Используя разные виды красок: гуашь, акварель, проработать разные виды техник выполнения мазка.
5. Живопись: пейзаж, портрет, натюрморт. Рассмотреть разножанровые примеры живописи известных российских и мировых мастеров живописи. Заострить внимание на отличительные особенности каждого жанра.
8.Заключительное занятие. Подведение итогов. Проведение внутрикружковой выставки. Её итоги и награждения. Анализ успехов и недостатков. Перспективы работы в будущем.

Методы и формы обучения

Методы обучения:

- объяснение, беседа, диалог, консультация;

- наглядный (использование наглядных пособий, журналы, периодическая печать, образцы изделий, чертежи, плакаты, рисунки, методические пособия по технологии изготовления изделий);

- мастер-класс.

Занятия проходят в форме:

- практикум по разделам;

- творческие отчеты;

- выставки как результат своей деятельности;

- показы индивидуальных и авторских работ.

Программа предполагает индивидуальную форму работы и групповые занятия.


Методическое обеспечение

Во вводном занятии необходимо знакомить кружковцев с общими правилами безопасности труда, на последующих занятиях - объяснять безопасные приёмы выполнения каждой технологической операции. С первого занятия в кружке вводится самообслуживание по уборке рабочего помещения, ремонту имущества, находящегося в кружке. Одним из важнейших требований к работе руководителя является обеспечение соблюдения правил охраны труда детей, норм санитарной гигиены в помещениях и на рабочих местах, правил электро- и противопожарной безопасности при работе в кружке.

По каждой теме, входящей в программу, даётся сумма теоретических сведений и перечень практических работ.

Теоретическую работу с кружковцами лучше ограничить краткими беседами /не более 10-15 минут/ и пояснениями по ходу процесса. Чтобы интерес к теории был устойчивым и глубоким, необходимо развивать его исподволь, постепенно, излагая теоретический материал по мере необходимости применения его на практике. Он может включать в себя - краткое пояснение руководителя кружка по темам занятий с показом дидактического материала и приёмов работы.

Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа, которая имеет общественно полезную направленность, что как видно из самого названия объединения - «Художественное творчество». Она состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы - осваивание приёмов - по каждому виду отдельно. Это должны быть небольшие работы по объёму, выполняемые по образцу.

Занятие нужно планировать так, чтобы по времени каждая часть практической работы не была слишком затянута.

Теоретический материал дается вначале занятия. Новую тему, задание нужно объяснять доходчиво, обязательно закрепляя объяснение показом наглядного материала. Теоретический материал можно преподносить в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям.

Все практические работы кружковцев строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа может выполняться по готовому образцу - изделию. При её выполнении учащиеся изучают технологические процессы изготовления деталей, приёмы работы. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого кружковца в конструкторском, художественном и технологическом исполнении. Педагогу следует поощрять смелость в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа, проявление фантазии. Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, руководитель вместе с тем должен направлять творческую деятельность кружковцев, развивать у них способность выбирать тему, думать о способах исполнения изделия в том или ином материале, помогать в решении поставленных задач.

Выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно: одни уже выполнили работу, другие ещё только начинают. Поэтому необходимо проводить и индивидуальную работу с кружковцами, зачастую дополнительно объяснять задание. Наблюдая за группой в целом, руководитель всегда видит, кто наиболее успешно справился с заданием, и иногда полезно на этом конкретном примере показать всем, как надо правильно выполнить ту или иную операцию.

Коллективное выполнение заданий – наиболее эффективная форма организации труда, так как при наименьших затратах сил и времени удается выполнить трудоемкую работу. Такая форма организации труда способствует сплочению коллектива, а возможность соревнований между отдельными группами или индивидуальными исполнителями позволяет ускорить работу и улучшить её качество. Коллективное выполнение заданий содействует воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений в коллективе, чувства взаимопомощи.

Особое место в работе кружка занимают занятия «Дизайн и интерьер». Они служат развитию познавательного интереса детей, являются средством общения.

Одним из показателей успеха в работе кружка является участие обучаемых в различных выставках, конкурсах и соревнованиях. В кружке целесообразно обсудить возможность участия кружковцев в тех или иных делах, наметить конкретный план подготовки к такому участию.

По окончании работы, на заключительном занятии, руководитель подводит итоги учёбы в кружке, поощряет успехи каждого члена кружка. Лучшие работы кружковцев представляются на отчётную выставку изделий.

Но надо помнить, что только одно критическое замечание не по существу лишает ребят радости, поэтому оценка должна носить объективный, обоснованный характер.



4.Ожидаемые результаты

В результате прохождения программы предполагается, что дети – члены творческого объединения

- получат дополнительные знания об истории и культуре родного края, народных промыслах, испытают чувство сопричастности к родной природе, своим русским корням,

- получат дополнительные знания о материалах, поделках, используемых в декоративно-прикладном художественном творчестве, научатся различным способам использования их в быту, как для практического их применения, так и для эстетизации жизненного пространства,

- освоят технологию изготовления предметов художественного творчества (изготовление художественных работ),

- получат развитие своих индивидуальных творческих способностей,

- получат развитие мелкой моторики, используя при изготовлении различных предметов разнообразную технику выполнения работ, выработают усидчивость и терпение при выполнении работ

- смогут развить эстетический вкус, чувство композиции, соразмерности, научаться видеть прекрасное в простых повседневных вещах,

- сдружатся в коллективе единомышленников, научатся взаимовыручке и взаимоподдержке,

- как связующая нить поколений, станут носителями и продолжателями культурных традиций художественного народного творчества, рукоделия и рукомесла.




5. Способы отслеживания результатов
Результаты кружковой работы будут прослеживаться в выставках, организованных в лагере, а также при участии в конкурсах.

В качестве обязательных форм для подведения итогов работы кружка предполагаются:



  1. Участие членов кружка в различных выставках декоративно-прикладного искусства;

  2. Конкурсы на лучшую поделку среди членов кружка;

  3. Конкурсы на лучшую поделку – игрушку к праздникам;

  4. Подготовка и оформление выставок к праздникам;

  5. Чествование и награждение лучших мастеров – умельцев.


6.Список литературы
Для педагогов:
1. Маркелова О.Н. Поделки из природного материала.- Волгоград: Учитель, 2009.

2. Федотов Г. Я. Основы художественного ремесла– М. АСТ – пресс,1997.

3. Журнал «Сделай сам». М. Знание, 1990 - 1994.

4. Горячева Н. А., Островская О. В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М. Просвещение, 2005.

5. Игрушки – самоделки. – Мн.: Элайда, 1998.

6. Барадулин В.А. Художественная обработка дерева. -М.: Культура, 1986.

7. Баланин В.Д. Мозаичные работы по дереву. -М.: Просвещение, 1981.

8. Журавлёва А.П. и др.. Начальное техническое моделирование. -М.: Просвещение,1982.

9. Техническое творчество учащихся: Программы для внешкольных и общеобразовательных школ. -М.: Просвещение, 1988.
Для учащихся:
1. Нагибина М. И. Природные дары для поделок и игры – Ярославль. Академия Холдинг,1998.

2. Сидоренко В.И. Игрушки своими руками. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999 – 256с