Любая чрезвычайная ситуация (несчастный случай, суицидальное происшествие, аварии, войны, катастрофы, террористический акт, гибель р - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Любая чрезвычайная ситуация (несчастный случай, суицидальное происшествие, аварии - страница №1/1




Особенности общения с пострадавшими
Любая чрезвычайная ситуация (несчастный случай, суицидальное происшествие, аварии, войны, катастрофы, террористический акт, гибель родных и близких) оставляет в душах людей свой след. Нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования: физиологический (появление усталости, нарушения аппетита, сна, обострения хронических заболеваний и т.д.), психологический и уровень межличностного взаимодействия (появление агрессивности, обидчивости в поведении).

Переживание чрезвычайной ситуации оставляет после себя дезорганизацию деятельности, как взрослого человека, так и ребенка, функциональные нарушения всех познавательных процессов (мышления, восприятия, памяти, речи). Общаясь с пострадавшими от травмирующих психику ситуаций, необходимо учитывать все эти изменения.

Мы уже говорили выше, что навык активного слушания - один из самых важных во взаимодействии с пострадавшими.

Есть несколько ошибок, которые часто допускают в процессе активного слушания:

Стремление дать совет. Это желание опасно тем, что когда человек выслушивает совет, начинают работать механизмы психологической защиты и человек помимо того, что сразу же отвергает предложенный совет, происходит разрушение уже установленного ранее контакта.

Излишне настырное желание задавать уточняющие вопросы. Есть большая опасность увести разговор достаточно далеко от волнующей человека темы. Во-вторых, задавая вопросы, Вы берете ответственность за беседу на себя, много говорите сами, вместо того, чтобы дать возможность говорить пострадавшему.

Так же важно помнить, что:


  • Работая с маленькими детьми, опуститесь пониже или сядьте на корточки, чтобы ваши глаза были на уровне глаз ребенка.

  • Помогайте детям школьного возраста вербализовать их чувства, эмоции, опасения и вопросы с помощью простых обозначений распространенных эмоциональных реакций (например, грустный, испуганный, обеспокоенный). Не используйте слова, обозначающие эмоции крайней интенсивности, как «ужасающий», потому что это может увеличить степень испытываемого ребенком дистресса.

  • Помните, что ребенок может проявлять речевую и поведенческую регрессию.

  • Приведите свою речь в соответствие с уровнем развития ребенка. По возможности используйте как можно более прямой и простой язык.

  • Разговаривайте с подростками как «взрослый со взрослым», так вы даете им понять, что уважаете их чувства, опасения и вопросы.

  • Информируйте родителей/опекунов об особенностях психологического состояния детей в критической ситуации


Представим в виде схемы этапы оказания ЭПП учащимся ОУ в различных непривычных, нестандартных, психотравмирующих ситуациях.
Экстренная психологическая помощь (Павлова Т.С.)


Исходя из схемы оказания экстренной психологической помощи, рассмотрим таблицу, в которой более подробно представлен каждый из этапов (Павлова Т.С, Матафонова Т.Ю.)


1.Установление и поддержание контакта с ребенком


Цель: Отвечать на попытки установления контакта со стороны пострадавших, инициировать контакты в ненавязчивой, сочувственной манере с целью принесения пользы.

Устанавливая первый контакт с ребенком или подростком предпочтительно сначала представиться родителю или сопровождающему взрослому, объяснить свою роль и спросить разрешения на работу с ребенком. Если произошел разговор с ребенком, находившимся в дистрессе, а взрослого поблизости не было, желательно разыскать его как можно скорее и поставить его в известность о произошедшем разговоре.

Обеспечение конфиденциальности в общении с взрослыми, детьми и подростками после травматических событий может быть трудной задачей, однако это крайне необходимо.


2. Безопасность и комфорт


Цель: повысить уровень безопасности в настоящий момент и в дальнейшем, обеспечить физический и эмоциональный комфорт.

В самом начале общения, взаимодействия с пострадавшим, необходимо создать доверительные отношения, дать понять, что оказывающий ему помощь специалист, является помощником, другом. Первой и наиболее важной частью этой помощи является создание ощущения безопасности – поддержка окружающих. Обнимая человека, держа его руку в своей руке, психолог возвращает ему чувство защищенности [79.,92]. В приложении № 1 вы найдете упражнения для детей и подростков, в том числе, и на создание ощущения безопасности. Часть из них подходит как для групповой, так и для индивидуальной работы.



В целях организации безопасного детского пространства:

  • Помогите создать отдельное пространство для детей, такое как угол комнаты, далекий от мест общей активности и спасательных работ.

  • Договоритесь с родителями, имеющими опыт работы с детьми разных возрастов, взять на себя заботу о детском пространстве.

  • Следите за тем, кто входит и выходит из детского пространства, чтобы дети не оставались без присмотра ответственного лица.

  • Обеспечьте детское пространство необходимыми материалами для всех возрастов. Это могут быть ящики с игрушками, настольные игры, мячи, бумага, фломастеры, книжки, безопасные ножницы и клей.

  • Успокоить детей могут игры в Лего, кубики, игры с тестом, вырезание, работа с иллюстрированными книжками и групповые игры.

  • Пригласите старших детей или подростков помочь вам присматривать за младшими, проводить групповые игры.

  • Выделите специальное время для подростков, чтобы они могли обсудить свои вопросы, сомнения.

Помните, если спокоен взрослый – спокоен и ребенок. А улыбается ребенок – спокойна его мать!

3. Стабилизация эмоционального состояния

По возможности, нужно помочь пострадавшему ребенку, подростку, учителю выговориться. При этом, как правило, происходит видимое снижение интенсивности негативных переживаний: горе, разделенное с кем-то, становится в два раза легче.

Объяснить, то, что случилось и как это подействовало на него. Сами вы должны говорить поменьше, будучи лишь хорошими активными слушателями. Необходимо помочь выразить пострадавшему то, что он испытывает: печаль, обиду, вину, злобу, агрессию (если она не приносит вреда окружающим) и т.д. Надо дать пострадавшему почувствовать надежду на разрешение ситуации, но при этом, надо быть честным с ним, не следует его обнадеживать, особенно, если речь идет о его близких людях [18].

При общении с пострадавшими, специалистам рекомендуется строить свою речь в побудительном наклонении. Не должно быть сложных предложений, сложно построенных словесных оборотов в речи: «Извините, пожалуйста…. Не могли бы Вы…», т.к. пострадавшим трудно будет уследить за ходом ваших мыслей. Необходимо давать короткие, четкие команды, избегая в речи употребления частицы «не».

Специалистам - психологам, работающим с пострадавшим, необходимо контролировать свое эмоциональное состояние, которое отражается в речи (тембр, громкость голоса, интонации). В голосе не должны звучать неуверенность, сомнение, а тем более паника. Речь должна быть плавная (не рубленная по слогам), медленная с элементами внушения. Нельзя ускорять темп речи, это приводит к повышению тревожности у пострадавшего [90.,101].

Работая с пострадавшими, очень важно рефлексировать выражение своего лица. Оно должно быть спокойным и уверенным.

Нельзя показывать пострадавшим, свою растерянность, и тем более панику.

Нельзя поддерживать обвинения в адрес окружающих, а так же страх пострадавших, что трагедия может повториться, т.к. такие эмоции очень заразительны и могут привести к массовой агрессии или панике [27.,104].
Что можно сказать эмоционально перевозбужденному ребенку:


  • После того, как происходят плохие вещи, ты можешь испытывать сильные чувства и ощущения в теле, они могут накатывать и уходить как волны. Когда тебе очень плохо, стоит поговорить с мамой или папой, чтобы они помогли тебе успокоиться.

  • Даже взрослым нужна помощь в ситуациях как эта.

  • Большое число взрослых работает над этой ситуацией и помогает пострадавшим.

  • Занятие каким-либо делом поможет тебе справиться с чувствами и начать налаживать жизнь.

Если ребенок остается крайне ажитированным, не может остановить поток речи, теряет связь с происходящим, или не перестает сильно плакать, может быть полезным:

  • Попросить его послушать вас и посмотреть на вас.

  • Уточнить, знает ли он кто он, где он и что с ним происходит.

  • Попросить его описать окружающую обстановку, и сказать, где вы оба находитесь.

  • Если ни одно из этих действий не помогает, техника «заземления» может быть полезной.

Вы можете представить эту технику следующими словами: «После переживания пугающей ситуации, вы можете быть переполнены эмоциями или не способны перестать думать о том, что случилось. Вы можете использовать метод, называемый «Заземление», чтобы немного успокоиться».

Либо для этой же цели, применив технику «Ресурсное место».



4.Уточнение или нахождение: что может явиться ресурсом в данной ситуации?


Цель: Нахождение ресурса в целях преодоления психотравмирующей ситуации.

Ресурсом в данной ситуации может быть все, что угодно. Это то, что может помочь, и что до настоящего момента заставляло человека оставаться в живых. Ресурс можно найти в любой, даже в самой страшной ситуации. В качестве примера можно привести следующие ресурсы: жизненный опыт, полученный в кризисной ситуации, уникальность этого опыта, сам факт того, что человек еще жив, что человек в какой-то сложной для него ситуации выжил, и другое. Ресурсом может стать необходимость сохранить силы для дальнейшего ухода и заботы за родственниками и близкими, ставшими жертвами ЧС [2,107].



5. Помощь в совершении практических действий.

Цель: Оказание практической помощи пострадавшим в удовлетворении актуальных нужд и разрешении сомнений.

Практическая помощь состоит из четырех шагов:

  1. Определение актуальных потребностей.

Если пострадавший предъявляет несколько проблем, необходимо выбрать, на какой из них сфокусироваться. Например, ребенку можно сказать: «Кажется, ты действительно обеспокоен несколькими разными вещами, что случилось с твоим домом, когда придет твой папа, что будет дальше. Это все важно, но давай подумаем, что для тебя сейчас важнее всего и составим план по разрешению этого вопроса».

  1. Прояснение проблемы.

Если проблема определена и прояснена, будет легче продумать конкретные шаги, необходимые для ее разрешения.

  1. Обсуждение плана действий.

Обсудите, что может быть сделано для решения заявленной проблемы.

  1. Действие.

Помогите пострадавшему начать воплощать план, который вы составили.

В ряде ситуаций рекомендуется и контроль над выполнением намеченного действия.



6. Объединение с близкими


Цель: Помощь в установлении краткого или продолжительного контакта с людьми, составляющими основу социальной сети, включая членов семьи, друзей и социальные службы.

Детям и подросткам можно предложить несколько путей получения социальной поддержки:

  • Поговорить родителем или другим взрослым, которому ребенок доверяет, рассказать ему как он себя чувствует, чтобы взрослый лучше представлял, как и когда можно помочь.

  • Делать приятные вещи с другими детьми, включая спорт, игры, настольные игры и т.д.

  • Проводить время с более младшими детьми, нуждающимися в поддержке и помощи. Помогать им успокоиться, играть с ними, составлять им компанию.

  • Помогать чистить, чинить и с другими способами по хозяйству своей семье и/или общине.

  • Делиться с другими, включая дела и игрушки.

Говоря о работе в чрезвычайных ситуациях, можно сделать следующие выводы:

  • Эвакуация, отделение детей от родителей, даже в самых благих намерениях, приводит к усилению травматизации первых.

  • Психолог оказывает ЭПП как учащимся, так и их родителям, в случае необходимости или по запросу.

Местом оказания ЭПП могут быть, в том числе, МВРЛ (места временного размещения людей).

7. Предоставление информации о способах совладания


Цель: обеспечить информацией о стрессе, способах совладания с дистрессом и поощрение адаптивного функционирования.

Необходим разговор с детьми о телесном выражении эмоциональных состояний.



Предложения по работе с детьми в этом направлении следующие:

  • Не просите детей описать их эмоции (например, сказать, что им грустно, страшно, плохо или они злятся), так как им обычно очень трудно найти слова. Вместо этого просите их описать свои физические ощущения, например: «Что ты чувствуешь внутри? Чувствуешь что-нибудь вроде бабочек в животе или тяжести во всем теле?»

  • Если они способны говорить об эмоциях, полезнее предложить им различные варианты и попросить выбрать один (например «тебе сейчас грустно, ты испуган или чувствуешь себя хорошо?»), чем задавать открытые вопросы типа «Как ты себя чувствуешь?»

  • Вы можете сделать набросок человека (или попросить ребенка его сделать) и использовать его для разговора о физических ощущениях.


С этой целью, рекомендуем применять известные вам проективные техники рисования, продолжения рассказа, игры и упражнения, представленные в приложении и др.

8. Связь с необходимыми организациями


Цель: связать пострадавших со службами, необходимыми им, чтобы повысить вероятность того, что подросток последует вашим рекомендациям, вам следует:

  • Рекомендовать всем службам последующего сопровождения семей включать (хотя бы) краткую оценку состояния детей и подростков;

  • Делайте ваше общение с детьми и подростками позитивным и поддерживающим, чтобы помочь им сформировать позитивное отношение к людям помогающих профессий;

Помните, что детям и подросткам трудно рассказывать и пересказывать произошедшие с ними травматические события. Работая с молодыми людьми, запишите собранную вами информацию о событии и передайте ее принимающему специалисту, это поможет сократить число пересказов травматической информации детьми сейчас или в будущем.



Техники, приемы, упражнения, используемые психологами в психокоррекционной работе с пострадавшими

Этапы работы

Техники и приемы

Основной этап: оказание ЭПП пострадавшим



Пассивное слушание

Активное слушание

Прием «Молчание»

Прием «Элементарная поддержка»

Прием «Распахнутая дверь»

Рефлексивное слушание

Прием «Выяснение, уточнение»

Прием «Перефразирование»

Прием «Отражение»

Прием «Иллюзия выбора»

Прием «Контекст согласия «Три «Да»

Приемы снижения критичности сознания

Сообщение аксиом

Техника кавычек

Использование позитивной позиции бессознательного

Калибровка

Создание рапорта

Техника якорения, направленная на формирование и поддержку ресурсного состояния

Приемы, направленные на снижение стресса и шокового состояния

Прием «Мобилизация»

Прием «Жесткость»

Прием «Щит»

Прием «Разрядка»

Прием «Антистресс»

Прием «Точки»

Для снижения усталости и утомления

При сонливости и обморочном состоянии

Дыхательные приемы для уменьшения тревоги и расслабления

Прием «Нижнее дыхание»

Прием «Успокаивающее дыхание»

Прием «Выдыхание усталости»

Прием «Зевок»

Прием «Очистительное дыхание»

Прием «Очистительное дыхание со звуком «Ха»

Прием «Кузнечные меха»

Прием «Ритмичное дыхание через одну ноздрю»

Прием «Дыхание в ритме пульса»

Техники для снятия головной или сердечной боли

Техника «Снятия головной боли»

Техника «Инверсия»

Техника «Снятие сердечной боли»

Техника «Костер боли»

Техника «Вкус боли»

Техника «Дыхание против боли»

Техника «Дыхание через ладони»

Техника «Выдыхание боли»

Техника «Высасывание боли»

Техника «Анальгин»

Техника «Снятие боли методом изменения субмодальностей»

Техника «Пальцы»

Техника «Исцеляющее дыхание»

Приемы для снижения уровня страха

Прием «Экстренное расслабление мышц»

Прием «Глубокое дыхание»

Прием «Переключение внимания»

Прием «Оценка происходящего по критериям»

Прием «Энергия жизни»

Прием «Победа над страхом»

Прием «Хозяин страхов»


Техники и приемы, используемые при оказании консультативной помощи (1 – 2 консультации); проведении психокоррекционной работы с пострадавшими

Дебрифинг стресса критического инцидента

Метод десенситизации движениями глаз

Техника визуального и мышечного расслабления

Техника «Воображение»

Техника напряжения и расслабления группы мышц лица.

Техника концентрации дыхания и мышечного расслабления

Психокоррекция позвоночника (Кучер А. А.)

Подборка техник и приемов для снижения эмоционального напряжения и отвлечения от травмирующей ситуации

Прием «Повторение простых утверждений»

Прием «Придание ситуации смысла и значения»

Прием «Концентрация на предмете»

Прием «Стоп» (подавление мыслей)

Прием «Стряхни с себя напряжение»

Помощь при нарушениях сна

Приемы для нормализации сна

Прием для отдыха и расслабления

Медитация «Метаморфоза»

Медитация «Счет»

Медитация «Отслеживание мыслей»

Блок техник НЛП

Техника «Наложение якорей»

Техника «Интенсификация ресурса»

Техника «Взмах»

Техника «Круг силы»

Техника «Ассоциация – диссоциация»

Техники, которые можно применять в работе с пострадавшими детьми

Техника «Рисуем страх»

Техника «Мартышка»

Техника «Гармошка»

Техника «Пузырь»

Техника «Янтарный шар»

Техника «Ихтиандр»

Мышечная релаксация

Техника «Ловкачи»

Техника «Глубокое дыхание»

Техника «Воздушный шарик»

Техника «Лифт»

Техника «Волшебные превращения»



Техники и приемы, используемые при оказании пролонгированной психологической помощи

Аудиальная диссоциация (Владиславовой Н.В.)

Психотехника избавления от сильных эмоциональных переживаний (Кучера А.А.)

Психокоррекция флешбека (Кучера А.А.)

Психокоррекция страха (Владиславовой Н.В.)

Визуально – кинестетическая психотехника коррекции

страха


Упражнения на улучшение психоэмоционального самочувствия пострадавших

Упражнение «Список Робинзона»

Упражнение «Ящик проблем»

Работа с частями «Я»

Метод улучшения восприятия человеком своего тела

Упражнение «Ход мыслей»

Упражнение «Внутренний диалог»

Упражнение «Вспомнить и забыть»

Упражнение «Спокойствие»

Упражнение «Мой внутренний диалог»

Упражнение «Перепросмотр»

Упражнение «Терапия реальностью»

Упражнение на тренировку эмоций (по Норбекову)

Техники, психокоррекции детей индивидуально и в группе

Упражнения на расслабление

Релаксация

Упражнения на самовнушение и визуализацию

«Мой огонек»

«Мой лес»

«Разговор с собой»

«Солнце»

«Маяк»


«Колокол»

Медитации

Волна

Светящийся шар



Методы арт – терапии, техники письма и рассказа

Упражнение «Чистый лист»

Упражнение «Цветик – семицветик»

Упражнение «Мой дом»

Техника незаконченных предложений

Техника совместного рассказывания

Упражнение «Простой свиток»

Упражнение «Отгадай слово»

Упражнение «Коробка со значками»

Упражнение «Сочинение истории с помощью шарфика»

Упражнение «Мой день, моя неделя, моя жизнь…»

Упражнение «Семейные портреты»

Упражнение «Сквигл»

Упражнение «Групповой рисунок»

Упражнения на снятие внутренних зажимов, раскрепощение, на выработку доверия

Упражнение «Игры в чувства»

Упражнение «Я и моя маска»

Упражнение «Полярности»

Упражнение «Я бываю разным»

Упражнение «Разыгрывание ролей»

Упражнение «Продолжи рассказ»

Упражнение «Позы и жесты»

Упражнения на снятие тревоги и беспокойства

Упражнение «Ласковые ладошки»

Упражнение «Разгрузка»

Упражнение «Мыльные пузыри»

Живопись с использование ног

Лепка из пластилина

Коллаж из природного или любого подручного материала





Упражнение «Поплавок в океане»

Упражнение «Времена года моей души» (Фопеля)

Упражнение «Храм тишины»

Упражнение «Передача энергии»

Упражнение «Раздача и собирание монет»

Обсуждение высказываний

Методика переориентации жизненных целей (Кучера А.А.)

Работа с различными состояниями горя

Методика «Запрограммированный плач»

Методика «Разрешите себе горевать»

Методика «Прощальное письмо»

Методика «Установление мира с горем»

Техника работы с чувством утраты

Терапия воображением в различных направлениях психологической практики

Работа с воображением в психосинтезе

Упражнение «Психологический дневник»



Упражнение «Кто Я»


Учебно-методическое пособие к программе повышения квалификации « Экстренная психологическая помощь в образовательных учреждениях учащимся с суицидальным поведением». Синицына Т.Ю.