Похожие работы
|
Лабораторная работа №1 Тема: «Смеси и примеси. Приготовление дисперсных систем и - страница №1/7
ГБОУ СПО
ОКТЯБРЬСКИЙ КОММУНАЛЬНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ
Специальность: ………………………………….
шифр
Лабораторные работы
по предмету
«ХИМИЯ»
ВЫПОЛНИЛ Студент группы
…………….
номер группы
………………………………
Фамилия, инициалы.
ПРОВЕРИЛ Преподаватель химии
Шалганова О.Л.
2013
Лабораторная работа №1
Тема: «Смеси и примеси. Приготовление дисперсных систем и изучение их свойств».
Цель: Ознакомиться со свойствами дисперсных систем. Научиться: готовить суспензию и эмульсию ; решать задачи на определение массовой доли компонентов смеси и примесей
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Чистые вещества в природе встречаются очень редко, чаще всего встречаются смеси. Смеси разных веществ в различных агрегатных состояниях могут образовывать гомогенные(растворы) и гетерогенные(дисперсные ) системы.
Дисперсными- называют гетерогенные системы , в которых одно вещество - дисперсная фаза ( их может быть несколько) в виде очень мелких частиц равномерно распределено в объеме другого -дисперсионной среде.
Среда и фазы находятся в разных агрегатных состояниях – твердом, жидком и газообразном. По величине частиц веществ, составляющих дисперсную фазу, дисперсные системы делятся 2 группы :
-
Грубодисперсные (взвеси) с размерами частиц более 100 нм. Это непрозрачные системы, в которых фаза и среда легко разделяются отстаиванием или фильтрованием. Это- эмульсии , суспензии , аэрозоли.
-
Тонкодисперсные- с размерами частиц от 100 до 1 нм . Фаза и среда в таких системах отстаиванием разделяются с трудом. Это : золи (коллоидные растворы- "клееподобные" ) и гели (студни).
Коллоидные системы прозрачны и внешне похожи на истинные растворы, но отличаются от последних по образующейся “светящейся дорожке” – конусу при пропускании через них луча света. Это явление называют эффектом Тиндаля.
|
При определенных условиях в коллоидном растворе может начаться процесс коагуляции. Коагуляция – явление слипания коллоидных частиц и выпадения их в осадок . При этом коллоидный раствор превращается в суспензию или гель. Гели или студни представляют собой студенистые осадки, образующиеся при коагуляции золей. Со временем структура гелей нарушается (отслаивается) – из них выделяется вода(явление синерезиса
Различают 8 типов дисперсных систем
-
|
среда
|
фаза
|
Название дисперсных систем, примеры
| -
|
газ
|
жидкость
|
аэрозоль (туман, облака, карбюраторная смесь бензина с воздухом в ДВС)
| -
|
жидкость
|
твёрдое
|
аэрозоль(дым, смог, пыль в воздухе)
| -
|
жидкость
|
газ
|
пена (газированные напитки, взбитые сливки)
| -
|
жидкость
|
жидкость
|
эмульсия (молоко, майонез, плазма крови, лимфа, цитоплазма)
| -
|
твёрдое
|
газ
|
твердая пена(керамика, пенопласт, поролон, пористый шоколад)
| -
|
твёрдое
|
жидкость
|
гель(желе, желатин, косметические и медицинские мази, помада)
| -
|
твёрдое
|
твёрдое
|
твердый золь (горные породы, цветные стекла)
|
ХОД РАБОТЫ
-
Ход работы
|
Рисунки, реакции, наблюдения.
|
Выводы
|
Опыт №1 Приготовление суспензии карбоната кальция в воде и изучение ее свойств.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В стеклянную пробирку влить 4-5мл воды и всыпать 1-2 ложечки карбоната кальция. Пробирку закрыть резиновой пробкой и встряхнуть пробирку несколько раз
|
Наблюдали:
-
Внешний вид и видимость частиц:
......................................................................................................................................................
-
Способность осаждаться и способность к коагуляции ..........................................................................
|
..............................................................................................................................................................................................
|
Опыт №2 Приготовление эмульсии масла в воде и изучение ее свойств
|
В стеклянную пробирку влить 4-5мл воды и 1-2 мл масла, закрыть резиновой пробкой и встряхнуть пробирку несколько раз. Изучить свойства эмульсии
|
Наблюдали:
-
Внешний вид и видимость частиц:
.................................................................................................................................................................................................................................
-
Способность осаждаться и способность к коагуляции .........................................................................
|
......................................................................................................................................................................................................................
|
Опыт №3 Приготовление коллоидного раствора и изучение его свойств
|
В стеклянный стакан с горячей водой внести 1-2 ложечки муки(или желатина), тщательно перемешать. Пропустить через раствор луч света фонарика на фоне темной бумаги
| -
Внешний вид и видимость частиц:
......................................................................................................................................................
-
Способность осаждаться и способность к коагуляции ........................................................................................................................................................
-
Наблюдается ли эффект Тиндаля
...........................................................................
|
......................................................................................................................................................................................................................
|
Решение задач на определение массовой доли компонентов смеси и примесей
|
-
Какую массу вещества оксида кальция можно получить при термическом разложении 600г известняка, содержащего 10% примесей?
|
РЕШЕНИЕ: .................................................... .....................................
| -
При взаимодействии 10.8 г безводного карбоната натрия с избытком азотной кислоты получили 2.24 л (н.у.) оксида углерода (IV).Вычислите содержание примесей в карбонате натрия.
|
РЕШЕНИЕ:
|
Общий вывод:
.............................................................................................................................................................................
Лабораторная работа №2
Тема: «Растворы. Приготовление растворов»
Цель: Познакомиться с понятиями раствор, концентрация, растворитель, растворенные вещества. Научиться рассчитывать массовую долю, процентную , молярную концентрации , а также готовить растворы на основании данных расчетов.
следующая страница >>
|