Л. И. Бородин «Льдина» (Рассказ о том, как это было или как могло быть) - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Л. И. Бородин «Льдина» (Рассказ о том, как это было или как могло быть) - страница №1/1






Л.И.Бородин «Льдина» (Рассказ о том, как это было или как могло быть)

Образовательные задачи урока: Обучение анализу художественного текста

( определять роль пейзажа в тексте, умение видеть авторскую позицию)



Воспитательные задачи: Продолжить работу по нравственному воспитанию (вопросы патриотизма, интереса к собственной семье, корням)

Развивающие задачи: Развивать речь учащихся, умение правильно цитировать текст, решать проблемные вопросы, делать выводы.

Оборудование урока:

1. Текст рассказа «Льдина» ( журнал «Москва», 2011г., №6)

2. Видеоролик с краткой биографией Л.Бородина.

3. Подборка фотографий в компьютерной презентации



1. Вступительное слово учителя:

Cегодня нам предстоит проанализировать рассказ Леонида Бородина «Льдина». Рассказ не из того числа, о которых говорят, что он интересный или не интересный. Раз автор написал его, значит, ему было, что сказать. Давайте в этом разберемся. Эпиграфом к нашей работе станут строки из стихотворения Л.Бородина:

Патриотизм, когда лишь фраза,

Под ним подпишется любой,

Любовью к Родине наказан

Я хитроумною судьбой…

2. Учащийся дает краткую автобиографическую справку (Возможна видеозапись):

Бородин Леонид Иванович (р. 14.04.1938- умер 25.12.2011), писатель и общественный деятель, родился в Иркутске. Фамилия Бородин — от отчима. Родной отец был латвийским офицером, осужденным в СССР за шпионаж и после срока в Соловках сосланным в Иркутск (после второго ареста был в 1941 расстрелян).

Бородин родился в Иркутске в семье учителей, учился в Иркутском университете на историческом отделении. Работал на шахтах Норильска, строил Братскую ГЭС, заочно учился в педагогическом университете в Улан-Удэ, работал учителем на железнодорожной станции на Байкале. В 1965г. приехал в Ленинград.

С середины 1960х Бородин Л.И. - член социально-христианского кружка под названием Всероссийский социал-христианский союз освобождения народа (ВСХСОН). В 1967-1973 и 1982-1987 за свои убеждения был в заключении в лагере. С 1992 главный редактор православно-патриотического журнала “Москва”. Основные соч.: “Правила игры” (1973), “Третья правда” (1981), “Расставание” (1987), “Божеполье” (1993). Свои лагерные впечатления выразил в рассказе «Полюс верности» (1975) и повести «Правила игры» (1985), которые ставят его в один ряд с такими писателями, знатоками лагерного быта, как А.Солженицын и В.Шаламов.

«За творчество, в котором испытания российской жизни переданы с редкой нравственной чистотой и чувством трагизма; за последовательное мужество в поисках правды» в 2003 Бородину присуждена литературная премия «России верные сыны» им. Александра Невского. А Русская Православная Церковь награждает его орденом Преподобного Сергия Радонежского.

3. Учитель: Рассказ «Льдина» напечатан в 2011 году в журнале «Москва» (№6). «Любовью к Родине наказан», - так писал о себе Бородин.

Давайте посмотрим, как на материале небольшого рассказа, написанного в конце творческого пути, автор показывает, что значит для него любить Родину. Бородин Л.И.признавался: «Духовно мне близки люди, которые любят Россию. С теми же, кто считает ее историческим недоразумением, у меня не может быть ничего общего. Многие из этих людей в лагерях вели себя достойно, но для будущего России важны не человеческие страдания, а любовь к Родине».



4. Учитель ствит перед учащимися основные задачи:

1) Определить основные грани темы «Любовь к Родине»:

(запись на доске и в тетрадях):


  1. Любовь к родным местам – где родился и вырос, к родной сибирской природе: Байкалу, Ангаре. Это то, что засело в пямяти навсегда.

  2. Знание истории страны. По факту биографии Бородин – историк.

  3. Родина – род = семья. Интерес к собственным корням, попытка разобраться в трагическом прошлом не только страны, но и своей семьи.

2) Проследить по рассказу не только что, но и как автор раскрывает эти грани.

Задания учащимся:

1. Докажите примерами из текста, что Ангара для Бородина, а вслед за автором и для читателя, удивительная река.

(Подборка учащихся:

« …великая река, которая разливается осенью! Причем поздней осенью. Возможно, она одна такая во всем мире».

«Триста шестьдесят рек, речушек и ручьев даже в самые дождливые сезоны Ангара выносит из Байкала без особого ущерба для берегов и прибрежных деревень и сел».

«У Байкала тьма дивных свойств. Так, может быть, умеет он «вспучиваться» и держать лишнюю воду при себе какое-то время, а когда уже невтерпеж, тогда сбрасывает «лишняк» в Ангару?..»)

2. Индивидуальное задание для 1 ученика – подытожить, на основе какого материала строит свой рассказ автор.

( Рассказ об Ангаре построен на основе не только взрослых наблюдений и знаний, но и по детским воспоминаниям: Бородин пишет, что ему «случалось бывать почти на всех реках Сибири» - отсюда возможно сравнение их с Ангарой. Он был свидетелем наводнения в Иркутске то ли в 1949, то ли в 1950г. Он рассказывает о том, как ребенком переплывал Ангару, «шел на шестах» - «великое искусство» управлять лодкой, не позволяя ей « крутиться-выкручиваться». Пишет о крутых нравах северного рукава Ангары, который способен вырыть под высоким берегом реки пещеру, где отсиживалась царь-рыба таймень, «который в те времена еще, случалось, попадал на стол иркутянам».)

3. Учитель: Бородин в одном из интервью признавался, что с Байкалом связано его « счастливое детство…Детство прошло в раю: Байкал и хорошие люди».

Можно ли сказать, что в рассказе «Льдина» Ангара отражает это восторженное восприятие автора?

(Ответ: Да !Но при этом к ощущению величия реки добавляется тревога, предчувствие беды!

( (а)«прекраснейшие острова»,б) «река-то нынче как распузырилась. Не дай бог попасть в такую воронку на плоскодонке, вмиг засосет». «Да, раздухарилась река. Как бы поводка не случилось». «Не знаю крупной реки, по ярости течения равной Ангаре в ее истоке». «И горе этому берегу, если он породисто мягок, податлив, уступчив». «…река сердилась! Иначе не скажешь! Она рычала совсем рядом, будто под ногами, она угрожала и предупреждала…)


  1. Вопрос: Какова роль пейзажных зарисовок в рассказе?

А) Это место действия в рассказе (берег Ангары, Глазковское предместье, недалеко от нового моста).

Б) Ангара – участник событий. Бородин предлагает читателю историю, которая была или могла быть в далеком 1939год- по версии автора -- это год расстрела его отца..

5. Сам автор пишет: «Можно подумать, что вот, мол, описано некое, отнюдь не оригинальное по тем временам событие – ну и что?»

Нам уже известны факты из биографии отца Бородина и самого писателя. Лагерная тема хорошо знакома автору. Несмотря на то, что Леонид Иванович 11 лет провел в лагерях, лишь одна его повесть - "Правила игры" - посвящена лагерной тематике. Он считает, что к написанному Солженицыным и Шаламовым добавить нечего. Его повествование достаточно скупо. Автор приводит один эпизод из ряда подобных. Но как он об этом пишет!



6.Работа с текстом (по группам):

А) Как изображены заключенные? («то ли люди, то ли нежити» в затертых, штопаных - перештопанных телогрейках с номерами на груди… в заношенных матерчатых, лишь с намеком на вату внутри шапках-ушанках», «доходяги», у них подмороженные ноги).



Вывод: Подобные примеры читали у А.Солженицына («Один день Ивана Денисовича»), у В. Шаламова («Колымские рассказы», у О.Волкова («Погружение во тьму»), у А.Жигулина ( «Черные камни»). Они показывают нечеловеческие условия пребывания заключенных в лагерях.

Б) Как ведут себя? ( «Зная порядок, сами выстроились напротив солдат», «работали молча», «За быстроту и качество работы вечером их ждала премия – три пачки чая», «за работой не наблюдали. Не было надобности». «Собачки привычно надрывались в хрипе, но никого не пугали, потому что никто не собирался нарушать строй. Радостно запрыгивали мужики в «воронок» - они успевали к обеду, когда он еще горячий»)



Вывод: Фразы короткие. Отсутствие любых эмоций. Страшная неряшливость во внешнем виде как уже начавшееся проявление распада личности. Единственное желание – поесть. Тупая покорность. Безразличие. Безысходность.

-…Нормалек! – сказал один.

- А то! Хоть сам ложись!

- И ляжешь, придет время.

- Что же рыли они в этой промерзшей земле? Они копали очередную могилу!

Уже вечером того же дня здесь будут расстреляны 12 человек.

В) Как относится автор к участникам расстрела? Найдите примеры и прокомментируйте их.

( 1) Надрывались «красивые собаки-человекодавы».



( Парадоксальное определение. Хотя, почему нет? С одной стороны, овчарки действительно красивы. И не их беда, что им выпала подобная миссия – охота на человека. Вспоминаем попутно рассказ Г.Владимова «Верный Руслан» С другой стороны, они своим до хрипоты лаем показывают свою силу и власть над «доходягами». И как радостно читать строки, когда «собачки не гавкали, они скулили», почуяв опасность и силу со стороны Ангары, «которая рычала совсем рядом…она угрожала и предупреждала».)

2) Бородин изображает сцену расстрела. Об этом уже мы читали в рассказах Шаламова. Но автор как бы не спешит обвинить исполнителей, он как бы хочет оправдать их действия: «…эти люди (заключенные) были нелюди. Ведь подумать только! За всю историю человечества впервые строится государство-страна, где человек если не проходит, то вот-вот пройдет «как хозяин Родины своей!» Какой нормальный от роду будет мешать этому? Только злобный выродок…Разоблачены и сами признались во всех своих пакостях. Истинно выродки!» «Контра». «В общем-то противное это дело – «шлепать» людей, даже если они нелюди. Кому-то, конечно, нравится. Кто-то привык. Но не многие… Кому-то надо же «исполнять»!

Но автор пишет эти строки не для того, чтобы объяснить, истолковать сложность определенного момента истории. А для того, чтобы в очередной раз вынести приговор тоталитарному режиму, который уничтожил не только миллионы неповинных людей, но и морально разложил, уничтожил как личность тех, кто в то время чинил расправу над людьми.

3) Бородин рисует ужасные картины. Они страшны своей будничностью, делом, поставленным на поток («-Придется близко к берегу копать, а? Самое время с этим местом заканчивать и переходить на Малую разводную. – Там поселок рядом. – Отгородимся. Не впервой».)

4) Поражает то, как ведут себя «исполнители».



(«Не церемонились», «последовала команда: «Раздевайсь!», «Крохотный кайф, какого ожидали для себя, - это чтоб каждый подстреленный после выстрела сделал сальто и лег в канаву ровненько пятками к Ангаре. Не всегда так получалось, и солдаты- собаководы делали между собой грошовые ставки – чей край уляжется ровней». «Стрелять в затылок тоже надо с толком – в мозжечок, тогда толчковый момент сильнее и сальто обеспечено». «Первый отстрелялся… самому себе сказал с тихой гордостью: «Вот так вот!»)

Страшный цинизм!

7. Учитель: Рассказ «Льдина» имеет подзаголовок «Рассказ о том, как это было или как могло быть». Оказывается, среди 12 расстрелянных, по версии автора, был его отец! «Не двенадцать – одиннадцать человек вывели к яме. Последнего солдаты вытащили из автобуса, сам он ходить не мог – ноги распухли, потому был бос и вообще фактически нежить. Его подволокли к яме…» Нельзя сказать, что в момент его расстрела все кончилось. Как пишет Бородин, «…событие только началось!» Именно в это время в историю вмешалась Ангара! «Мертвяк» неожиданно в полном смысле этого слова провалился сквозь землю, а на том месте, где он только что лежал, забурлила-закипела желтая вода». От берега оторвалась льдина. Тайного захоронения не получилось! Несколько трупов было потом обнаружено. Но переполох умело свели на нет. И вообще, «непосезонные» морозы держали иркутян в содрогании, некоторые пропустили сообщения по радиотарелкам мимо ушей, что и могло привести к трагическим последствиям.

8. Вопрос: Зачем автор моделирует фрагмент из прошлого своей семьи?

(Рассказ о том, как это было или как могло быть)

Что он знает о своей семье? Откуда узнает о деталях смерти отца? Зачем нужны человеку эти «нерадостные» знания?


  1. (По ходу повествования Бородин упоминает о дядьке и двоюродном брате, с которыми они совершали «лодочные походы» через Ангару, упоминает о матери, которая работала на понтонном мосту - продавала билеты, о брате, который встречал ее вечерами, охраняя от воришек и бандитов.

Семья достаточно большая, воспоминания о родных теплые.

  1. О смерти отца автор узнал от «некого очевидца».)

9. Задание: Вслед за автором попытайтесь смоделировать ситуацию – предложите свою версию того, кто это мог быть и при каких обстоятельствах тот оказался свидетелем.

(Вряд ли это бывший заключенный – свидетелей расстрела не могло быть. В лучшем случае он помнил отца Бородина по зоне, и эти воспоминания закончились бы тем, как однажды вечером отца увезли в «воронке» на расстрел.



Может быть, один из «исполнителей»? Его случай свел с автором, он испытывал запоздалое раскаяние?

Может быть, дороги автора и «исполнителя» пересеклись в местах заключения? Произошел, как пишет Бородин, «необычный оборот», и бывший «исполнитель» занял место «врага народа»?)

10. Учитель: В тексте все герои безымянные. Поименно обозначены вскользь двое: Маленков и «модный тогда в Иркутске» писатель Исаак Гольдберг. Но это реальные персонажи из истории страны. Что вам о них известно? Зачем автор упоминает о них? (задание с домашней подготовкой)

(а) Маленков – политик, партийный деятель, стоял у основ сталинских репрессий в 1937-38гг., поддерживал тесные контакты со Сталиным, Ежовым, Берией. В работе отличался грубостью и жестокостью. В последующем исключен из партии. Наверное, Маленков отражает типичного представителя власти той эпохи.



Б) На самом деле в СМИ значится, что Гольдберг Исаак Григорьевич – это видный, а не «модный» сибирский писатель, член партии социалистов-революционеров. Он писал романы о гражданской войне и об индустриализации. Видно, упоминание о нем не случайно. По версии автора, именно Гольдберг, доказывавший ранее, что мост через Ангару будет самым большим мостом в СССР, именно он «проплывал под свое мечтой вместе с десятью другими, не заслуживающими нормальной человеческой могилы».) Его трагическая судьба – это обвинение режиму. Мечтатель, идеалист, стал жертвой своих надежд.

Так реальные события из истории страны пересекаются в рассказе с предполагаемыми, вымышленными автором. Стиль повествования, близость к очерку (указание на время и место событий, упоминание реальных лиц, воспоминания из собственной жизни) лишний раз убеждают читателя в верности предположения автора: так могло быть.

11. Вопрос: Зачем Бородину необходимо знать горькую и трудную правду о прошлом своей семьи, своего народа?

(Этот рассказ – глубоко личный. Но он адресован современному молодому читателю. Почему? Старшее поколение имеет представление о том времени и событиях. Современная молодежь плохо знает свою историю, Зачастую взрослые пытаются оградить своих детей от знания этих тяжелых, трагических событий прошлого как страны, так и конкретно семьи. В построении текста автор использует вводные предложения (« Наверное, пояснить бы надо современному человеку…») На личном примере он показывает, что знание прошлого «не всегда радость». Но знание этих трагических страниц еще не есть причина, по которой можно отказать Родине в любви. «Любовью к Родине наказан…» Память – это часть нашего патриотизма).



12. В заключение хочется привести строки из стихотврения Анатолия Жигулина «Не надо бояться памяти…»

Снег над соснами кружится, кружится.

Конвоиры кричат в лесу...

Но стихи мои не об ужасах.

Не рассчитаны на слезу.

И не призраки черных вышек

У моих воспаленных глаз.

Нашу быль все равно опишут,

И опишут не хуже нас.

Я на трудных дорогах века,

Где от стужи стыли сердца,

Разглядеть хочу человека -

Современника

И борца.


И не надо бояться памяти…
13. Домашнее задание: Напишите миниатюру «Разглядеть хочу человека… Л.Бородина»