Костенко С. В., ведущий методист департамента образования Администрации города Омска - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
В 1 квартале 2011 года Контрольно-счетной палатой города Омска завершена... 1 313.83kb.
Дополнительного образования детей города Омска 1 30.36kb.
Комитет образования, культуры, спорта и работы с молодежью администрации... 19 2707.62kb.
Конспект урока по курсу орксэ по модулю «Основы светской этики» Н. 1 60.94kb.
Доклад главы города А. Ю. Кузнецова на Торжественном заседании, посвящённом... 1 114.33kb.
Директор управления образования администрации муниципального образования... 7 1822.52kb.
Прокуратура быть в ладу 1 123.74kb.
Департамент образования администрации пуровского района 9 3612.2kb.
Отдел гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций, общственной безопасности... 1 207.95kb.
I. Принципы, цель разработки программы, её назначение 11 2239.97kb.
Заведующая отделом Директор мкоу «оош» с. Волконское образования... 14 2816.14kb.
Информатика в современной начальной школе 1 111.91kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Костенко С. В., ведущий методист департамента образования Администрации города Омска - страница №2/2


Инструкция

Перед началом каждый участник получает кредит 1000 знаков. В конце торгов надо вернуть кредит с процентами (30% за игру), т.е. заработать как минимум 1300 знаков. Если участник, купив вопрос, дал правильный ответ, то он получает то количество знаков, которое предложил в ходе торгов. Если же ответ дан неверный, то с него взимается штраф такого же размера. Максимально по каждому вопросу торги идут до предложения третьего игрока.



  1. Открытый лот

Участникам задается конкретный вопрос, а право на ответ может купить любой. Стартовая цена каждого вопроса 100 знаков. Торговый шаг 50 знаков.

  1. Полузакрытый лот

На продажу выставляются определенные темы. Участники слышат формулировку вопроса только после покупки лота. Стартовая цена каждого вопроса 300 знаков, торговый шаг 50 знаков.

  1. Закрытый лот

Участники покупают лот, не зная ни вопроса, ни темы. Стартовая цена вопроса 500 знаков, торговый шаг 50 знаков.

Победителем торгов будет участник, набравший наибольшее количество знаков.



Приложение
Тема занятия «Математика вокруг нас»


  1. «Открытый лот»

1) Когда произведение двух чисел равно их частному?

( Если одно из чисел 1)


2) Какой русский писатель окончил физико-математический факультет университета? ( А.С. Грибоедов)
3) На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось, и на 20-й день заросло все озеро. На какой день заросла половина озера?

(на 19-й)


4) Впишите в клеточки нужные цифры.
















-

= 1 (100-99 = 1)


5) Расшифруйте анаграмму: ИТЛИЬЛЕСЧ (числитель)




  1. «Полузакрытый лот»

1) Тема «Геометрия». Вопрос «Сколько на этом чертеже различных треугольников? (10)


2). Тема «Дроби». Вопрос «Исключите лишнюю дробь».

()
3) Тема «Проценты». Вопрос «Бизнесмен положил в банк 100000 р. Через год он забрал из банка 150000 р. Сколько % составила прибыль?

(150 %)
4) Тема «Математические понятия». Вопрос «Утверждение, не требующее доказательств» (Аксиома)


5) Тема «История математики». Вопрос «В древности такого термина не было. Его ввел в 17 веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского он означает «спица колеса». Что это?

(Радиус).



  1. «Закрытый лот»

1). У одного старика спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25. Как это могло быть? (День рождения 29 февраля)
2) Все высоты данного треугольника пересекаются в одной из его вершин. Какой это треугольник? (Прямоугольный).
3) Что означает в переводе с греческого слово «геометрия»?

(землемерие, «гео» - земля, «метрио» - измеряю).


4) Восстановите скобки: 20:5 · 2 + 62 = 38

( 20:(5 · 2) + 62 = 38)

5) Назовите, используя 3 цифры, наибольшее возможное число.

( )



Тема занятия «Показательная и логарифмическая функции»


  1. «Открытый лот»

1) Как звучит определение показательной функции? (Функция вида y = ax, где

а > 0, а ≠ 1, называется показательной).


2) Сформулируйте основное свойство степени. (При умножении двух степеней с одинаковыми основаниями показатели степеней складываются: (an am = an+m ).
3) Как звучит определение логарифма? (Логарифмом числа х по основанию а называется показатель степени, в которую надо возвести а, чтобы получить х).
4) Какое уравнение называется показательным? (Уравнение, которое содержит неизвестное в показателе степени, называется показательным).
5) Что является областью определения логарифмической функции?

(х > 0)




  1. «Полузакрытый лот»

1) Тема «Основные свойства степени».

Вопрос «Сформулируйте свойство степени с нулевым показателем»

0 = 1)
2) Тема «Показательные уравнения».

Вопрос «Назовите основные методы решения показательных уравнений», (метод сравнивания оснований, метод группировки, метод введения новой переменной).


3) Тема «Понятие логарифма».

Вопрос «Назовите 4 основных свойства логарифмов», (Логарифм произведения, логарифм частного, логарифм степени, формула перехода от одного основания логарифма к другому.)


4) Тема «Логарифмические уравнения и неравенства».

Вопрос «Какое свойство логарифмической функции используется при решении логарифмических неравенств?», (Если а > 1, то функция возрастает. Если 0 < а < 1, то функция убывает)


5) Тема «Показательная функция».

Вопрос «Через точку, с какими координатами проходят графики всех показательных функций, и почему?»,

(Через точку с координатами (0;1), т.к. а0 = 1)


  1. «Закрытый лот»

1) Чему равен log81? (-4)

2) Сформулируйте определение логарифмической функции. (Функция вида y = logax, где а > 0, а ≠ 1, называется логарифмической).


3) В какую степень надо возвести число 2, чтобы получить число 128 ? (7).

4) Назовите два замечательных логарифма. ( logaa = 1, loga1 = 0)


5) Какое обязательное действие нужно произвести при решении логарифмического уравнения и почему? (Во избежание потери корней или приобретения посторонних корней необходимо сделать проверку).
Практическое занятие

Тема: Площади поверхностей и объемы тел
Цели:

Образовательные цели: Формирование практических умений и навыков при решении задач. Систематизация, конкретизация и углубление теоретических знаний.
Развивающие цели: Развитие интеллектуальных, исследовательских умений и навыков.
Воспитательные цели: Выработка при решении поставленных задач следующих профессионально значимых качеств: самостоятельность, точность, творческая активность, взаимовыручка.

КМО занятия: Мултимедийный проектор, карточки заданий, планшетки, оценочные карточки,

магнитная доска, модели пространственных фигур.


Форма организации самостоятельной деятельности студентов: групповая.
Методы: Репродуктивный, частично-поисковый.

Структурная схема практического занятия




  1. Сообщение темы и целей практического занятия.

  2. Сообщение плана занятия. Организационный момент.

  3. Проверка теоретической готовности студентов.


1 этап. Дидактическая игра «Форточки». Каждая группа получает карточки –задания, при помощи которых происходит проверка знаний студентов основных формул по заданной теме.(Оценивается скорость и правильность ответов)
2 этап. «Мозговая атака». Группам задаются вопросы и предлагаются варианты ответов. Плюс получает группа, первой правильно давшая ответ.


  1. Содержание работы.

а) Домашнее задание.

За неделю до практического занятия группы получили домашнее задание: подготовить сообщения на тему «Многогранники и тела вращения», начинающиеся со слов «знаете ли вы, что…».
б) «Выездные группы».

Группы «командируются» на производства:

- сельское хозяйство;

- воинская часть;

- стройка.

Группам рекомендуется решить задачу, связанную непосредственно с тем производством, куда их направили, применяя знания, полученные по данной теме. (Оценивается скорость и правильность решений).


в) «Исследовательская работа».

Группы получают задание на определение коэффициента комфортности различных жилищ, изготавливаемых из тонких материалов. Чем больше коэффициент, тем удобнее жилище, так как больший объем приходится на единицу площади.(Учитывается скорость и правильность решений).




  1. Подведение итогов практического занятия.

Инструкция

За каждый правильный и быстрый ответ группа получает красную карточку.
1. «Форточки» (5 мин)

Группам предлагается заполнить пустые клетки в таблице соответствующими формулами. (Учитывается скорость и правильность ответов).




  1. «Мозговая атака»

Группам предлагаются вопросы по изученному материалу.(Учитывается скорость и правильность ответов).


  1. Домашнее задание «Знаете ли вы, что…»




  1. «Выездные группы» (10 мин)

Группам предлагаются задачи, связанные с тем или иным производством. (Учитывается скорость и точность расчетов), П = 3,14.


  1. «Исследовательская работа» (10 мин)

Группы исследуют коэффициент комфортности различных жилищ. (Оценивается скорость и точность расчетов, П = 3,14)


  1. «Задача на десерт»




  1. Подведение итогов.

Лучшей считается группа, набравшая наибольшее количество красных карточек.

Приложения




    1. «Форточки»







Sбок

Sпол

V




Sбок= П(r + r1)l




V = H(S1+S2+)

Пирамида




Sпол = Sбок + Sосн




Цилиндр







V = Sосн H

Усеченная пирамида

Sбок = (P1+P2)d







Сфера и шар



















V = abc




Sбок = Пrl







Призма

Sбок = Pосн H










    1. «Мозговая атака»




  1. Какая из изображенных фигур является лишней и почему?



а) b) c) d)


2. Многогранник, образованный одним n-угольником и n треугольниками называется…?


а) Призма b) Пирамида с) Параллелепипед d) Многоугольник
3.Высота боковой грани правильной пирамиды называется…?

а) Медиана b) Биссектриса с) Образующая d) Апофема


4.Тело, образованное кругом и конической поверхностью называется…?

а) Цилиндр b) Конус с) шар d) Усеченный конус


5. Объем цилиндра вычисляется по формуле:

а) V = ПRH b) V = ПR2H c) V = П RH d) V = ПR2H


6. В каком из данных изображений есть ошибка?
a) b) c) d)

7. Сферой называется множество точек пространства, расположенных…


а) на расстоянии от некоторой точки О;

b) на расстоянии R от данной точки О;

с) на расстоянии R от некоторой точки;

d) на расстоянии от данной точки.


8. Площадь боковой поверхности правильной пирамиды вычисляется по формуле:

а) Sбок = Pосн H b) Sбок = Pосн d c) Sбок = 2 Pоснd d) Sбок = P Hосн





    1. «Выездные группы»

а) Сельское хозяйство

Коническая куча зерна имеет высоту 2,4 метра, а окружность основания 20 метров. Сколько тонн зерна в куче, если масса 1 м3 равна 750 кг?


  1. Воинская часть

Бомба дает при взрыве воронку диаметром в 4 м и глубиной 1,5 м. Какое количество земли (по весу) выбрасывает эта бомба, если 1м3 земли весит 1850 кг?



  1. Стройка

Цилиндрическая дымовая труба с диаметром в 65 см имеет высоту в 18 м. Сколько кв. метров жести нужно для ее изготовления, если на заклепку уходит 10% всего требующегося количества жести?


    1. «Исследовательская работа»

а) Чукотская яранга:


R
R


= 2 м К =

б) Индейский вигвам:

H
L
= 4м К =


H

R = 3м

L
R


= 5м
в) Современный полярный балок:

a = 4м К =


a

R
R
= 1,5м



    1. «Задача на десерт»

Что вы предпочли бы съесть: арбуз R = 5см вчетвером, или арбуз R = 20см ввосьмером?
Эталоны ответов:


    1. «Мозговая атака»

  1. С

  2. В

  3. Д

  4. В

  5. Д

  6. Д

  7. В




    1. «Выездные группы»

  1. «Сельское хозяйство» - 19т

  2. «Воинская часть» - 10т

  3. «Стройка» - 40м2




    1. «Исследователи»

  1. Чукотская яранга – 1,9

  2. Индейский вигвам – 0,29

  3. Полярный балок – 1,3




    1. «Задача на десерт»

Вчетвером: 3532 см3

Ввосьмером: 4186 см3


Сообщения, подготовленные студентами:




Ц И Л И Н Д Р
Знаете ли вы, что по проекту архитектора Константина Мельникова в Москве был построен дом, который имеет форму двух соприкасающихся цилиндров. Стены одного из цилиндров изрезаны окнами - правильными шестиугольниками. Второго такого дома нет. Этот дом находится в Москве на Кривоарбатском переулке д. 10.

Строился дом с 1927 по 1929 годы.




П И Р А М И Д А
Знаете ли вы, что в Гизе, неподалеку от нынешнего Каира, отбрасывая на песок четкие тени, стоят три громадных геометрических тела – безупречно правильные четырехгранные пирамиды, гробницы фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина. Они стоят уже больше сорока веков. Ни люди, ни время не смогли нарушить идеально устойчивую, монолитную форму этих сооружений. Высочайшая из них пирамида Хеопса, до сих пор не имеет себе равных по величине среди каменных построек всего мира. Ее высота 146 метров, а длина основания каждой грани – 230 метров. В пирамиде Хеопса, если бы она была полая внутри, мог бы уместиться весь ансамбль собора св. Петра в Риме. Подсчитали, что для того, чтобы перевезти все камни, из которых сложена пирамида Хеопса, сейчас понадобилось бы 20 тысяч товарных поездов, каждый по 30 вагонов.

П Р И З М А
Знаете ли вы, что за долго, быть может, до появления человека на земном шаре пчелы решили задачу, представляющую немалые геометрические трудности. Архитектура сот с их шестигранными ячейками известна всякому. Однако далеко не все знают, с каким поистине поразительным расчетом они сооружаются. Стремясь возможно экономнее использовать место в тесном улье и возможно меньше затратить драгоценного воска, пчелы показали себя не только трудолюбивыми архитекторами, но и отменными математиками.

Почему пчелы отдали предпочтение шестиугольной форме ячеек? Перед ними стояла задача – заполнить данную плоскость многоугольниками сплошь без просветов, ибо улей тесен и надо использовать каждое местечко. Какие многоугольники годятся для этой цели? И пчелы нашли правильное решение – правильные шестиугольники.

Состязание эрудитов в области математики

(Учебная модификация телевизионной игры «Звездный час»)


Цели: 1. Разбудить интерес к математике, расширить математическую эрудицию.

2. Воспитывать раскованность, уверенность в себе, уверенность

в общении.



3. Воспитывать культуру математического общения.
Количество часов: 2 часа.
КМО: 8 таблиц с заданиями, «лопатки» с номерами

Подготовка к игре:

    1. Заранее познакомить участников с правилами игры.

    2. Начертить и заполнить таблицу с заданиями, изготовить «лопатки» с номерами.

    3. Приготовить бумагу, ручки.



Правила игры:

  1. В игре участвует 7 игроков, и столько же помощников.

  2. В начале игры участники вместе с помощниками выстраиваются в ряд на стартовой линии. Давшие правильный ответ на заданный вопрос, продвигаются на шаг вперед.

  3. Помощники, играющие без ошибок (допускается одна), остаются в игре до конца.

  4. Помощники, допустившие 2 ошибки, выходят из игры. После каждого тура участники, набравшие наименьшее количество баллов, также выбывают из игры. Остальные возвращаются на исходную линию. Всем, выбывшим из игры, вручаются утешительные призы.

  5. За верный ответ – 10 баллов. Если ответы верные и у игрока , и у помощника – сумма баллов за ответ удваивается.

  6. На каждый вопрос дается одна минута на обдумывание.

  7. По каждому вопросу на доске вывешивается таблица с вариантами ответов, среди которых один верный. Каждому ответу присвоен свой номер. Участники, отвечая, поднимают номер ответа, который заготовлен на «лопатке».

  8. У ведущего 2-3 помощника, которые фиксируют ответы, следя за порядком игры.

Содержание игры.
Первый тур «Великие математики»

Таблица 1.

Вопрос 1: Кто из великих древних математиков сделал в математике самые первые открытия? (4 – Фалес)


Вопрос 2: Кто автор знаменитой древней книги «Начала» открывшей геометрию? (3 – Евклид)
Вопрос 3: Кто из великих математиков впервые открыл связь математики с музыкой? (2 – Пифагор)
Вопрос 4: Кто из великих математиков впервые ввел в математику буквы х и у латинского алфавита? (6 – Декарт)

Второй тур «Геометрия»

Таблица 2

Вопрос 1: Какие из записанных терминов являются основными понятиями стереометрии? (2, 4, 5 – прямая, плоскость, точка)


Таблица 3

Вопрос 2: Школьная геометрия состоит из двух разделов: планиметрия и стереометрия. Какая из перечисленных фигур не является фигурой планиметрии? (3 – шар)


Таблица 4

Вопрос 3: Найдите гипотенузу данного прямоугольного треугольника (3 - )


Таблица 5

Вопрос 4: Найдите площадь того же треугольника (1 – 1)


Пока счетная комиссия подводит итоги первых двух туров, проводится игра со зрителями. Разыгрывается приз.

Вопрос: Кто из великих полководцев любил составлять задачи по геометрии? (Наполеон)



Третий тур «Составление слов»

Задание: Составьте слова, которые обозначают математические термины из предложенных букв.

Ч Ы У Т А С О В Р К Г
(точка, круг, высота и др.)
Если участники записали не все термины, то в игру включаются зрители. Победитель получает приз. Можно предложить победителю игру «Махнем не глядя» (заранее готовятся коробки с номерами, в которых лежат различные призы). Игрок называет номер коробки и получает приз из коробки, а свой приз возвращает.
Четвертый тур «Арифметика и алгебра»

Таблица 6

Вопрос 1: На какое число надо разделить 5, чтобы получить 10? ( 3 – 1/2)


Таблица 7

Вопрос 2: Какое из записанных чисел делится на 3? (3 – 765)


Таблица 8

Вопрос 3: Найдите правильный ответ для (- 3)-2 (2 – 1/9)


Пока счетная комиссия подводит итоги тура, проводится игра со зрителями.

Вопрос: Кто из великих русских писателей закончил физико-математический факультет? (Грибоедов)


Пятый тур «Финал»

В финал вышли два игрока, набравшие наибольшее количество баллов.

Задание: Кто составит больше слов, не повторяя букв в одном слове. Слова существительные единственного числа).
Т Р Е У Г О Л Ь Н И К
Победителю вручается приз.

Приложения:



Таблица 1


  1. Архимед

  2. Пифагор

  3. Евклид

  4. Фалес

  5. Демокрит

  6. Декарт

  7. Виет

Таблица 2


  1. Медиана

  2. Прямая

  3. Отрезок

  4. Плоскость

  5. Точка

  6. Биссектриса

  7. Сектор

Таблица 3


  1. Круг

  2. Треугольник

  3. Шар

  4. Ромб

  5. Прямоугольник

  6. Трапеция

  7. Окружность






Таблица 6


  1. 2

  2. 50

  3. ½

  4. -2

  5. -5

Таблица 7


  1. 413

  2. 289

  3. 765

  4. 356

  5. 971

Таблица 8


  1. 9

  2. 1/9

  3. -9

  4. -1/9




Схема организации и проведения игры

«Математическая шкатулка»
Цели: 1. Учится применять знания, умения и навыки при решении познавательных и практических задач.

  1. Развивать навыки коллективного труда, взаимовыручки.

  2. Развивать активность, коммуникабельность, настойчивость, инициативу.

КМО: Раздаточный материал, карточки-задания, оценочная таблица.

Игра проводится в рамках одного занятия в одной группе. В игре принимают участие две команды по 6 человек. Жюри 4 человека из числа студентов группы. Остальные члены группы – болельщики.
1 конкурс: «Эстафета-разминка».

На столе две стопки листочков надписями вниз. Команды становятся по разные стороны стола в колонку. Каждый участник по очереди берет лист из своей стопки и выполняет задание на доске. В качестве эстафетной палочки передается кусочек мела. Выигрывает та команда, которая раньше и правильнее выполнит все задания. За каждое, неверно выполненное, задание минус один балл.(5 баллов)


«Конкурс болельщиков».

На доске в течении всей игры дано задание. Болельщик, правильно решивший задание, вправе дать два балла команде, за которую болеет.


2 конкурс «Отгадай, что это»

Команды из нескольких предложенных конвертов выбирают один, в котором на листочке записано математическое понятие (отрезок, трапеция, параллельные линии, вектор, квадрат и др.). Каждая команда должна в течении 3 мин подумать, а затем показать выбранное понятие. Соперники должны отгадать.(6(3+3) баллов).


3 конкурс «Конкурс художников»

На листах бумаги указаны координаты точек. Команды восстанавливают изображение на координатной плоскости. Строят точки и последовательно их соединяют.(5 мин)

Учитывается скорость и правильность выполнения.(5 баллов)
4 конкурс «Игра со зрителями»

Во время 3 конкурса проводится игра со зрителями. Задаются вопросы и зритель первый, верно давший ответ дает один балл той команде, за которую болеет.


5 конкурс «Игра в слова»

Вызываются по одному участнику из каждой команды. Один называет математический термин, а другой должен назвать термин, начинающийся с последней буквы слова, названного первым участником и т.д. Выигрывает тот, кто последним назовет слово.(5 баллов)


6 конкурс «Инсценировка математического определения»

Каждая команда получает по одному математическому определению. За 3 мин они должны придумать инсценировку данному определению.(5 баллов)


В это время проходит игра со зрителями.
Между конкурсами жюри подводит итоги, которые заносятся в оценочную таблицу на доске.
Приложения.
1. «Эстафета»

1 команда 2 команда

1. 5 – (1 – ½) 4,5 1. 4 + (1 – 1/3) 4

2. - 4 2. - 3 -

3. 3 3. 4

4. 4.

5. 0,1 ∙ 0,2 0,02 5. 0,3 ∙ 0,1 0,03

6. 6.
2. «Конкурс болельщиков»

Запишите, пользуясь тремя пятерками и знаками действий 1(единицу)

(Вариант: )

3. «Конкурс художников»



1 команда 2 команда

(1;7), (0;10), (-1;11) (-9;7), (-7;8), (-6;10)

(-2;10), (0;7), (-2;5) (-3;10), (-1;7), (8;1)

(-7;3), (-8;0), (-9;1) (15;-2), (13;-4), (6;0)

(-9;0), (-7;-2), (-2;2) (4;-1), (3;-1), (1;-7)

(-3;1), (-4;-1), (-1;3) (-1;-7), (1;-6), (2;-1)

(0;-2), (1;-2), (0;0) (0;-1), (-2;-7), (-4;-7)

(0;3), (1;4), (2;4) (-2;-6), (-1;-1), (-5;-2)

(3;5), (2;6), (1;9) (-6;5), (-7;6), (-9;7)

(0;10), глаз (1;6) глаз (-5;8)


4. «Игра со зрителями»
1) Журавль, стоя на одной ноге, весит 2 кг. Сколько весит журавль, стоя на двух ногах? (2 кг)

2) На какое число надо умножить 4, чтобы получить 2? (1/2)

3) В семье два сына, два отца и два деда. Сколько человек в семье? (3)

4) Назовите пословицы, которые содержат числа.

5) Все высоты данного треугольника пересекаются в одной из его вершин. Какой это треугольник? (прямоугольный)

6) Верно, ли считать четырехугольник квадратом, если его стороны имеют равные длины? (нет)

7) Сколько гектаров в одном м2 ? (0,0001)

8) В семье пять сыновей и у каждого есть сестра. Сколько детей в этой семье? (6)

9) Когда делимое и частное равны между собой? (делитель 1)

10) При каком царе впервые русские меры (верста, сажень, аршин, вершок, дюйм, фут, пуд, фунт, золотник) были определены в определенную систему? (при Петре I)

11) Согласны ли вы с утверждением: «Если участки огорожены заборами одинаковой длины, то площади этих участков равны»? (нет)

12) Какую долю составляют сутки от года? (1/365)



Практическое занятие

Тема «Логарифмическая функция»
Цели: 1. Закрепить определение логарифма, показать практическую направленность использования графиков и свойств логарифмической функции, проверить умение решать уравнения, содержащие логарифмы.

  1. Создать для студентов разных уровней равные возможности для проявления способностей в реализации навыков, приобретенных на предыдущих занятиях.

  2. Прививать навыки работы в коллективе, чувство товарищества.

КМО: Мультимедийный проектор, карточки-задания, цветные карточки, оценочная таблица.
Подготовка к занятию.

Студенты делятся на две команды, выбираются капитаны и ведущий. Заранее выдается командам «домашнее задание» - подготовить материал, рекламирующий логарифмическую функцию. Готовятся карточки-задания и материал, проецирующийся на экран.


Ход занятия.

1 конкурс: «Выездные группы». По 2-3 человека из каждой команды «выезжают» на первые парты. Им выдаются карточки с индивидуальными заданиями, правильность выполнения которых можно будет проверить с помощью проектора. За каждый правильный ответ участник приносит команде по одному баллу.

А в это время специально подготовленный студент делает небольшое сообщение из истории развития логарифмов.


2 конкурс: «Разминка. Математический диктант». На экране появляются 20 выражений (по 10 на каждую команду). Командам предлагается по цепочке выбегать к доске и записывать примеры вместе с ответами. Учитывается скорость и правильность ответов. Баллы подсчитываются по количеству правильных ответов.
3 конкурс: «Конкурс капитанов. Игра в «подкидного». У каждого капитана по 6 карт с заданиями. Капитаны подбрасывают карты, по очереди быстро проговаривают задание. Если соперник ответил, то карта бита, если не ответил, то противник забирает ее себе. Всего шесть подбрасываний. Баллы по количеству правильных ответов.
4 конкурс: «Домашнее задание». Рекламируется логарифмическая функция, и ее применение в реальной жизни. Для рекламирования лучше подобрать ребят с хорошо развитой речью. Критерии оценки: математическая грамотность и оформление работы. Оценка – 5 баллов.
5 конкурс «Конкурс команд». Каждая команда получает по два примера, которые решают в рабочих тетрадях. По одному участнику от каждой команды выходят к доске и решают примеры на оборотных сторонах доски. По окончании работы примеры открываются и проверяются командой соперников. Оценка – 7 баллов.
6 конкурс: «Конкурс вундеркиндов». К доске выходят по одному человеку от каждой команды. На экране усложненные задания. Выигрывает тот, кто быстрее сориентируется в правильном решении.
Подведение итогов. Подсчитываются баллы. Команда, набравшая большее количество баллов, считается победившей. Преподаватель употребляет при этом слова: интересно, дружно, весело, молодцы, отличились и т.д.
Приложения.
1 конкурс: «Выездные группы».


Математические

действия


Варианты ответов

1

2

3

4

log2







-3

lg1

0

10

1



Log33



3

1

5


Математические

действия


Варианты ответов

1

2

3

4

2-3



6

8

9

10-1

10



0,1

0,01







2



Ответ: 1) 1,3,3 2) 3,1,3

2 конкурс: «Разминка. Математический диктант»


1 команда

2 команда

1)log7343 (3) 1) log33 (1)

2) log91/8 (-2) 2) lg 10000 (4)

3) lg 100 (2) 3) lg 0,1 (-1)

4)lg 0,001 (-3) 4) log2 (1/2)

5) log81 (0) 5) log1/864 (-2)

6) log88 (1) 6) log3,41 (1)

7) log5125 (3) 7) log41/16 (-2)

8) lg 1/10 (-1) 8) lg 10-3 (-3)

9) log381 (4) 9) log232 (5)

10) log1/264 (-6) 10) log1/525 (2)

3 конкурс: «Конкурс капитанов. Игра в подкидного»
1 капитан 2 капитан

1) х2 + 3х + 2 = 0 1) х2 + 7х + 12 = 0

Ответ: -1;-2 Ответ: -3;-4

2) Записать число 0,001 в виде 2) Записать число 1/32 в виде

степени с основанием 10. степени с основанием 2.

Ответ: 10-3 Ответ: 2-5

3) Записать число 1 в виде 3) Записать число 1 в виде

степени с основанием 3 степени с основанием 2

Ответ: 30 Ответ: 20

4) Вычислить: 4) Вычислить:

Ответ: 13 Ответ: 7

5) Какие значения может 5) Найти область определения

принимать х? log2(x-3) функции: log3(x-2)

Ответ: х > 3 Ответ: х > 2

6) Существует ли такое выра- 6) Возможно ли существование

жение: log2(-3)? Если нет, то такого выражения: log5(-25)?

почему? Ответ: аналогично

Ответ: нет, т.к. 1 варианту.

логарифмы отрицатель-

ных чисел не существуют

при а > 0.
4 конкурс: «Домашнее задание»
Примерные варианты рекламирования:

1. Шаговое напряжение. Допустим, вы собираетесь по грибы; неподалеку от высоковольтной линии упала опора. Вокруг на некоторой территории создается шаговое напряжение, которое изменяется по логарифмической кривой и зависит от расстояния до места падения провода. Поэтому чем ближе к опоре, тем больше опасность поражения электрическим током. Будьте осторожны.

2. Дозатор весового непрерывного действия. Производительность весов запрограммирована. Если масса поступает быстрее, то скорость транспортера автоматически уменьшается. Если масса поступает недостаточно, то скорость транспортера автоматически возрастает. Зависимость массы от скорости изменяется по логарифмической кривой.

3. Формула Циолковского. Эта формула, связывающая скорость ракеты v с ее массой m, такова: v = vrln(m0/m), где vr – скорость вылетающих газов, m0 – стартовая масса ракеты. Скорость истечения газа при сгорании топлива vr невелика (в настоящее время она меньше или равна 2 км/с). Логарифм растет очень медленно, и, для того чтобы достичь космической скорости, необходимо сделать большим отношение m0/m, т.е. почти всю стартовую массу отдать под топливо.

4. Коэффициент звукоизоляции стен измеряется по формуле D = A lg (p0/p), где p0 – давление звука до поглощения, p – давление звука, прошедшего через стену, А – некоторая константа, которая в расчетах принимается равной 20 дБ. Если коэффициент звукоизоляции D равен, например, 20 дБ, то это означает, что lg (p0/p) = 1 и p0 = 10p, т.е. стена снижает давление звука в 10 раз (такую звукоизоляцию имеет деревянная дверь).
5 конкурс: «Конкурс команд»
1 команда 2 команда

а) logx(2x2 – 7x + 12) = 2 a) lg 5x + lg (x – 1) = 1

б) lg2x + 2lg x = 3 б) 2lg2x + 3 = 7lg x

Решения: Решения:

a) logx(2x2 – 7x + 12) = 2 a) lg 5x + lg(x – 1) = 1

2x2 – 7x + 12 = x2 lg(5x ∙ (x – 1)) = 1

2x2 – x2 – 7x + 12 = 0 5x (x – 1) = 101

x2 - 7x + 12 = 0 5x2 – 5x = 10

x1 = 3, x2 = 4 x2 – x – 2 = 0

Ответ: 3; 4 x1 = 2, x2 = - 1

Ответ: 2; (- 1 – посторонний корень).

б) lg2x + 2lgx = 3 б) 2lg2x + 3 = 7lgx

lgx = y 2lg2x – 7lgx + 3 = 0

y2 – 2y = 3 lgx = y

y2 – 2y – 3 = 0 2y2 – 7y + 3 = 0

y1 = 3, y2 = - 1 y1 = 3, y2 = ½

lg x = 3 lg x = -1 lg x = 3 lg x = ½

x = 103 x = 10-1 x = 103 x = 101/2

x = 1000 x = 1/10 x = 1000 x =

Ответ: 1000, 1/10 Ответ: 1000,


6 конкурс: «Конкурс вундеркиндов».
а) Как решается уравнение такого вида: lg lg lg x = 0?

б) Чему равно такое выражение: ?

в) Вычислить:

Ответ: а) 1010 б) 7 в) 1042


Сведения из истории математики. Логарифмы были введены шотландским математиком Дж. Непером (1550 – 1617) и независимо от него швейцарским механиком и математиком И. Бюрги (1552 – 1632). Бюрги пришел к логарифмам раньше, но опубликовал свои таблицы с опозданием (в 1620 г.), и первой в 1614 появилась работа Непера «Описание удивительной таблицы логарифмов».

Первые таблицы десятичных логарифмов были составлены изобретательным и остроумным вычислителем, английским математиком Г. Бриггсом (1561 – 1630). На русском языке первые логарифмические таблицы были изданы в 1703 г.



Литература:




  1. Варданян С.С. Задачи по планиметрии с практическим содержанием: - М.: Просвещение, 1989.

  2. Борода Л.Я. Некоторые формы работы по привитию интереса к математике/ Математика в школе, 1990, № 4.

  3. Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике: - М.: Просвещение, 1996.

  4. Киселев А.В., Рыбкин Н.А. Геометрия: Стереометрия: Учебник и задачник. – М.: Дрофа, 1995.

  5. Пичурин Л.Ф. Воспитание учащихся при обучении математике: - М.: Просвещение, 1987.

  6. Терешин Н.А. Сборник задач по математике для средних сельских профтехучилищ. – М.:Высш. Шк., 1984.

  7. Шамсутдинов М. М. К методике прикладной направленности обучения математике/ Математика в школе, 1988, № 2.

  8. Гончарова Л.В. Предметные недели в школе. Математика.: Волгоград, 2002.

  9. Журналы «Математика в школе», 1999, № 3, 4, 6.

10. Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка. М.: Учпедгиз, 1984.

11. Киселев А., Рыбкин Н. Геометрия: Стереометрия: 10-11 кл.: учебник и задачник. – М.: Дрофа, 1995 г.

12. Бутузов В. И др. Математика: учеб. Пособие для 11 кл. – М.: Просвещение, 1996 г.

13. Ситянов А. и др. Система тренировочных задач и упражнений по математике.- М.: Просвещение, 1991 г.

14. Александров А. Геометрия: Учеб. Для 10-11 кл.-М.: Просвещение,1998 г.

15. Кожабаев К.Г. О воспитательной направленности обучения математике: - М.: Просвещение, 1988.

16. Курдюмова Н.А. Нестандартные уроки математики: - М.: Школьная пресса, 2004.

17. Симонов В.М. Калейдоскоп учебно-деловых игр в старших классах: - Волгоград: Учитель, 2005.

18. Гончарова Л.В. Предметные недели в школе. Математика: - Волгоград.: Учитель, 2001.

19. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: - М.: Просвещение, 1990.

20. Пухначев Ю.В, Попов Ю.П. Математика без формул: - М.: КомКнига, 2007.

21. Болгарский Б.В. Очерки по истории математики. – Мн.: Выш. Школа, 1979.

22. Трейвиш М.И, Вольперт В.В. Алгебра познания. – М.: Интерпракс, 1994.

23. Башмаков М.И. Алгебра и начала анализа.- М.: Просвещение, 1993.




<< предыдущая страница