Костенко С. В., ведущий методист департамента образования Администрации города Омска - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
В 1 квартале 2011 года Контрольно-счетной палатой города Омска завершена... 1 313.83kb.
Дополнительного образования детей города Омска 1 30.36kb.
Комитет образования, культуры, спорта и работы с молодежью администрации... 19 2707.62kb.
Конспект урока по курсу орксэ по модулю «Основы светской этики» Н. 1 60.94kb.
Доклад главы города А. Ю. Кузнецова на Торжественном заседании, посвящённом... 1 114.33kb.
Директор управления образования администрации муниципального образования... 7 1822.52kb.
Прокуратура быть в ладу 1 123.74kb.
Департамент образования администрации пуровского района 9 3612.2kb.
Отдел гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций, общственной безопасности... 1 207.95kb.
I. Принципы, цель разработки программы, её назначение 11 2239.97kb.
Заведующая отделом Директор мкоу «оош» с. Волконское образования... 14 2816.14kb.
Информатика в современной начальной школе 1 111.91kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Костенко С. В., ведущий методист департамента образования Администрации города Омска - страница №1/2




Федеральное государственное образовательное учреждение среднего

профессионального образования

«Омский колледж профессиональных технологий»


О.Г. Литвинова

Развитие познавательного интереса студентов при обучении математике
Методические рекомендации


Омск, 2008
Рецензенты:

Костенко С.В., ведущий методист департамента образования Администрации города Омска;

Виноградченко Н.Н., методист НМО ФГОУ СПО ОмКПТ

Развитие познавательного интереса студентов при обучении математике: Методические рекомендации // Автор-составитель: Литвинова О.Г. – Омск: ФГОУ СПО «ОмКПТ», 2008. - с. 47.


В пособии автор рассматривает различные подходы к развитию познавательного интереса студентов, которые представлены в нескольких направлениях. Даны различные рекомендации по организации учебных занятий, направленных на привитие интереса к предмету, развития внимания, творческого мышления, умения работать с научно-популярной литературой и формирования профессионально значимых навыков. Предлагаются сценарии некоторых занятий.

Материал пособия предназначен преподавателям, организаторам внеклассной работы, может быть полезен также студентам педагогических специальностей, слушателям курсов повышения квалификации.



Содержание

Введение ………………………………………………………………………..……4

Глава 1 ……………………………………………………………………………….5

Глава 2………………………………………………………………………………12

Глава 3 ……………………………………………………………………………...16

Глава 4 ……………………………………………………………………………...19

Сценарии занятий и внеклассных мероприятии ……………………………..…..21

Состязание эрудитов в области математики………………………………….…..34

Схема организации и проведение игры…………………………………………...38

Практическое занятие……………………………...................................................41

Список литературы……………………………………………………………..…..47

Введение
Недостаточно лишь понять задачу,



необходимо желание решить ее …

Где есть желание, найдется путь !
Д. Пойа
Одно из важнейших требований педагогики состоит в неразрывном единстве образования и воспитания. Это требование определяется основной целью нашей работы – целью подготовки всесторонне и гармонично развитых, активных членов общества. Разумеется, оно имеет прямое отношение и к преподаванию математики.

Основным условием повышения воспитательного воздействия любого занятия, в том числе и занятия по математике, является привитие студентам прочных знаний, умений и навыков по дисциплине, ибо высокий уровень воспитанности предполагает такой же уровень образованности.

Важное место в комплексе воспитательных задач обучения математике занимает проблема формирования познавательного интереса. Познавательный интерес – это одно из личностных свойств студента, черта его характера, проявляющаяся в виде пытливости, любознательности, активности; интерес проявляется в виде избирательного отношения студента к той или иной учебной дисциплине. Познавательный интерес и воспитательные функции взаимосвязаны: с одной стороны, познавательный интерес есть источник обеспечения воспитательных задач обучения, обогащающий и направляющий поступки студента, с другой стороны, познавательный интерес есть результат воспитательных воздействий, способствующий процессу освоения и добывания знаний по той или иной учебной дисциплине.

Одним из главных моментов в преподавании является создание условий для активного изучения. Но процесс не станет активным, если обучаемый не испытывает интереса к предмету. Многие авторы научно-исследовательской литературы утверждают, что процесс формирования познавательного интереса к дисциплине должен идти через заинтересованность студента к изучению той или иной темы. С ними трудно не согласиться.

Уже много лет моей методической темой является «Развитие познавательного интереса студентов при обучении математике». Я рассматриваю данную проблему в четырех направлениях:

- развитие познавательного интереса студентов при обучении математике посредством использования игровых ситуаций;

- развитие познавательного интереса студентов с гуманитарными наклонностями при обучении математике;

- использование материалов с практической направленностью для развития познавательного интереса студентов на занятиях по математике;

- развитие познавательного интереса студентов посредством использования на занятиях сведений из истории математики.

Основой формирования познавательного интереса у студентов в процессе обучения математике должен выступать принцип «каждый студент талантлив». Ценное познавательно-воспитательное воздействие на студентов оказывает занятие, на котором подчеркивается важность и существенность получаемых знаний, умений и навыков в овладении профессией, в трудовой деятельности, в быту и т.д. Такие занятия способствуют лучшему усвоению материала, стимулируют познавательную деятельность студентов, вызывают творческую инициативу как студентов, так и преподавателя.

Остается еще раз сказать, что студенты могут сделать и познать куда больше, чем это кажется на первый взгляд, нужно только увлечь, удивить и заинтересовать, а потом направить их.
Глава 1
«Использование игровых ситуаций для развития познавательного интереса студентов при обучении математике»
Предмет математики настолько серьезен,

что полезно не упускать случая, делать его

немного занимательным.
Б. Паскаль
Основная часть содержания курса математики состоит в изучении большого количества формул, техника применения которых, должна быть доведена до автоматизма. Это требует выполнения на занятиях большого числа однотипных заданий в течение всего курса.

В таких условиях эффективно использование игровых ситуаций на занятиях. Они обладают большими возможностями: повышают активность студентов, усиливают интерес к изучаемому материалу, создают благоприятный эмоциональный фон. Объем выполненной работы на таком занятии значительно выше, чем на обычном. Возникающие соревнования между командами способствуют раскрытию способностей, формированию чувства товарищества и умение работать в коллективе.

Игра – единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Френк утверждает, что игра для детей – способ научится тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования пространства и времени, вещей и т.д. Включаясь в процессе игры, дети научаются в нашем символическом мире – мире смыслов и ценностей, в то же время, исследуя, экспериментируя. Пиаже полагает, что игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является максимально важной. В игре происходит разрешение конфликтов и передача чувств. Игра – это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как наиболее полно выразить и исследовать свое собственное Я. Ребенок непрерывно открывает себя заново, пересматривая своё «Я», свои возможности и обязанности, изменения в своих отношениях с миром.

Если традиционно образовательный процесс связан с передачей – получением информации, отработкой репродуктивных навыков и познавательным творчеством, то в игре участник сам себе ставит цель, ищет способы ее достижения, отбирая материал, при этом он ответственен не только за свое поведение и результаты, но и за успех всей группы.

Игровая деятельность – одна из ведущих разновидностей деятельности. Феномен игры изучается философами, социологами, психологами, педагогами. В широком смысле игра трактуется как любая деятельность, приносящая удовольствие.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:



Развлекательная - являющаяся объективно ее основной функцией (развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес).

Коммуникативная – освоение диалектики межличностного общения и взаимодействия.

Самореализация в игре как полигоне человеческой практики.

Психотерапевтическая – преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности человека.

Диагностическая – определение отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры.

Коррекционная – внесение позитивных изменений в структуру личности.

Социализация – включение в систему общественных отношений, усвоение человеком норм человеческого общежития.

Наиболее важными моментами при создании игровых ситуаций является:

- разработка сюжета;

- отбор вопросов и задач;

- организация форм деятельности студентов.

При разработке сюжета, наряду с созданием оригинальных игр, можно позаимствовать фрагменты из наиболее популярных спортивных состязаний (футбол, хоккей) и идеи некоторых телевизионных передач.

Добиться разнообразия игровых ситуаций можно и не только за счет их содержания, но и за счет комбинирования различных форм организации работы студентов. Наряду с коллективной формой организации можно использовать групповую (в парах, четверках, рядах) и индивидуальную. Для этого удобно использовать классификацию Р.А. Хабиба, предложенную в работе «Организация учебно – познавательной деятельности учащихся». В ней выделено девять возможных вариантов сочетания коллективной (фронтальной), групповой и индивидуальной форм деятельности. На традиционном занятии реализуются, как правило, первые три формы.


№ п/п

Сочетание форм работы

1

2



3

4

5



6

7

8



9


К – Ие – К

К – Ие(+Ид) – К

К – Ид – К

К – Ге – Ие – Ге – К

К – Ге – Ие(+Ид) – Ге – К

К – Ге – Ид – Ге – К

К – Гд – Ие – Гд – К

К – Гд – Ие(+Ид) – Гд – К

К – Гд – Ид – Гд - к


К – коллективная работа, Ге – групповая (в парах, четверках, рядах) единая работа, Гд – групповая дифференцированная работа, Ие – индивидуальная единая работа, Ие(+Ид) – возможна и индивидуальная дифференцированная работа, Ид – индивидуальная дифференцированная работа.

В своей работе С.Г. Манвелов рассматривает следующие типы занятий с элементами игр: театрализованное занятие, занятие – соревнование, занятие с дидактической игрой, занятие – деловая игра, занятие – ролевая игра. Рассмотрим некоторые особенности таких занятий.

Театрализованное занятие. Проведение такого типа занятий связано с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов при изучении, закреплении или обобщении программного материала. Театрализованные занятия привлекательны тем, что вносят в студенческие будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяют студентам проявить инициативу, способствуют выработке у них чувства взаимопомощи, коммуникативных умений.

Как правило, театрализованные занятия разделяют по форме их организации: спектакль, салон, сказка, студия и т.д.

При подготовке таких занятий даже работа над сценарием и изготовление элементов костюмов становится результатом коллективной деятельности студентов и преподавателя. Здесь, равно как и на самом театрализованном занятии, складывается демократичный тип отношений, когда преподаватель передает студентам не только знания, но и свой жизненный опыт, раскрывается перед ними как личность.

Наполнение сценария фактическим материалом и его реализация на театрализованном занятии требует от студентов серьезных усилий в работе над учебником, первоисточником, научно-популярной литературой, при изучении соответствующих исторических сведений, что, в конечном счете, вызывает у них интерес к знаниям.

Непосредственно на самом занятии преподаватель лишается авторитарной роли обучающего, ибо он выполняет лишь функции организатора представления.

Занятие – соревнования. Основу занятия – соревнования составляют состязания команд при ответах на вопросы и решения чередующихся заданий, предложенных преподавателем.

Форма проведения таких занятий самая различная. Это поединок, бой, эстафета, соревнования, построенные по сюжетам известных игр: КВН, «Брейн ринг», «Поле чудес», «Аукцион», «Самый умный» и др.

В организации и проведении занятий – соревнований выделяют три основных этапа: подготовительный, игровой, подведение итогов. Для каждого конкретного занятия эта структура детализируется в соответствии с содержанием используемого материала и особенностей сюжета состязаний.

Занятие с дидактической игрой. В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата. Дидактическая игра имеет устойчивую структуру, включающую следующие основные компоненты: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.

Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решать на занятии, и придает игре познавательный характер, предъявляет к ее участникам определенные требования в отношении знаний.

Правилами определяется порядок действий и поведения студентов в процессе игры, создается рабочая обстановка на занятии. Поэтому их разработка ведется с учетом цели занятия и возможностей студентов. В свою очередь, правилами игры создаются условия для формирования умений студентов управлять своим поведением.

Регламентированные правилами игровые действия способствуют познавательной активности студентов, дают им возможность проявить свои способности, применить знания и умения для достижения целей игры. Преподаватель, руководя игрой, направляет ее в нужное дидактическое русло, при необходимости активизируя ее ход, поддерживает интерес к ней.

Основой дидактической игры является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах занятия различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений.

Характерной особенностью занятия с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию в качестве одного из структурных элементов занятия.

Занятие – деловая игра. В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы, и имитируется его реализация на практике. Деловые игры делятся на производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.

В рамках занятий чаще всего ограничиваются применением учебных деловых игр. Их отличительными свойствами являются:

- моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;

-поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение предшествующего этапа влияет на ход следующего;

- наличие конфликтных ситуаций;

- обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих предусмотренные сценарием роли;

- использование описания объекта игрового имитационного моделирования;

- контроль игрового времени;

- элементы состязательности;

- правила, системы оценок хода и результатов игры.

Методика разработки деловых игр включает следующие этапы:

- обоснование требований к проведению игры;

- составление плана ее разработки;

- написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игры;

- подбор необходимой информации, средства обучения, создающих игровую обстановку;

- уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкций для игроков, дополнительный набор и оформление дидактических материалов;

- разработка способов оценки результатов игры в целом и ее участников в отдельности.

Возможный вариант структуры деловой игры на уроке может быть таким:

- знакомство с реальной ситуацией;

- построение её имитационной модели;

- постановка главной задачи командам (бригадам, группам), уточнение их роли в игре;

- создание игровой проблемной ситуации;

- вычисление необходимого для решения проблемы теоретического

материала;

- разрешение проблемы;

- обсуждение и проверка полученных результатов;

- коррекция;

- реализация принятого решения;

- анализ итогов работы;

- оценка результатов работы.


Занятие – ролевая игра. Специфика ролевой игры, в отличие от деловой, характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия студентов в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом игры и распределенными ролями.

Занятия – ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на три группы:

1) имитационные, направленные на имитацию определенного профессионального действия;

2) ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;

3) условные, посвященные разрешению, например, учебных или производственных конфликтов и т.д.

Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разными: воображаемые путешествия, дискуссии на основе распределения ролей, пресс-конференции, занятия-суды и т.д.

Методика разработки и проведения ролевых игр предусматривает включение в полной мере или частично следующих этапов:

- подготовительный;

- игровой;

- заключительный;

- анализ результатов.

На подготовительном этапе решаются вопросы как организационные, так и связанные с предварительным изучением содержательного материала игры.



Организационные вопросы: распределение ролей; выбор жюри или экспертной группы; формирование игровых групп; ознакомление с обязанностями.

Предваряющие: знакомство с темой, проблемой; ознакомление с инструкциями, заданиями; сбор материала; подготовка сообщения; изготовление наглядных пособий; консультации.

Игровой этап характеризуется включением в проблему и осознанием проблемной ситуации в группах и между группами. Внутригрупповой аспект: индивидуальное понимание проблемы; дискуссия в группе, выявление позиций; принятие решения; подготовка сообщения. Межгрупповой: заслушивание сообщений групп, оценка решения.

На заключительном этапе вырабатываются решения по проблеме, заслушивается сообщение экспертной группы, выбирается наиболее удачное решение.

При анализе и результатах ролевой игры определяется степень активности участников, уровень знаний и умений, вырабатываются рекомендации по совершенствованию игры.

Проведение ролевой игры, как и всякой другой, построенной на использовании имитаций, связано с преодолением трудностей, заложенных в ее противоречивом характере. Противоречивость ролевой игры заключается в том, что в ней всегда должны иметь место и условность и серьезность. Кроме того, она проводится в соответствии с определенными правилами, предусматривающими элементы импровизации. Если хотя бы один из этих факторов отсутствует, игра не достигает цели.

Конечно, использование игровых ситуаций на занятиях не означает овладение математикой «легко и счастливо». Легких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы студенты учились с интересом, чтобы большинство их испытало и осознало притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.

Игровые ситуации очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в занятии игр делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у обучаемых бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес. Игра должна рассматривается как могущественный рычаг умственного развития обучаемого.

Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у обучаемых вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, студенты не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные студенты включаются в игру с большим желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Игра – не самоцель на занятии, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

Глава 2
«Развитие познавательного интереса студентов с гуманитарными наклонностями при обучении математике»
«Узоры математика, так же как узоры художника

или поэта, должны быть прекрасны; идеи, так же

как цвета или слова, должны гармонически

соответствовать друг другу. Красота есть первое

требование: в мире нет места для некрасивой

математики».
Харди

«…Лицеист Пушкин, увы, был зауряден в математике, наверное, и в физике тоже, если б ее преподавали в Царскосельском лицее. Представь, что я буду развивать природные способности нового Пушкина, я, не сведущий в поэзии, не чувствующий ее. Нет, пусть им занимаются другие, иначе загублю драгоценный талант»

В той или иной степени проблема обучения точным наукам студентов с гуманитарными наклонностями, поставленная героем повести Тендрякова «Ночь после выпуска», учителем П.П. Решетниковым, возникает перед каждым, преподающим математику. Решают эту проблему по-разному. Одни возводят в принцип единство требований программы ко всем студентам, другие усиливают эстетические элементы в преподавании математики, говоря о «красивых» теоремах, «изящных» доказательствах, «элегантных» решениях и тем самым находят верную дорожку к сердцу юного гуманитария. Третьи считают самым верным «не придираться» к студенту, которому «не дано», и ставят ему «тройки» за дисциплинированность и любовь к другим дисциплинам.

Наверное, ближе всего к правильному - второе решение. Но и его можно улучшить, если усилить межпредметные связи, если показать не только эстетику в математике, но и математику в эстетике.

Здесь работает все: и случайно брошенная фраза, и подсказка преподавателя о том, что есть такая книга, попробуй прочитать и разобраться, и специально организованные занятия, внеклассные мероприятия, конференции и т.д.

Вот один лишь пример: у известного московского учителя литературы С.А.Гуревича был ученик, который очень любил литературу и не очень математику. С.А.Гуревич предложил ему найти сведения о четырех больших писателях, серьезно занимавшихся математикой. Как выяснилось в дальнейшем, с этого разговора «между прочим» начался путь мальчишки к будущей профессии – он стал математиком.

Формы воздействия могут быть многогранны. Но наибольшего эффекта удается достичь тогда, когда сам заинтересованный студент активно изучает рекомендованное преподавателем и пытается поставить первые робкие эксперименты. Поэтому более симпатичны мероприятия, на которых студенты рассказывают об изученном, прочитанном, продуманном, опробованном.

Основные направления, которые может избрать преподаватель в таком воздействии:

- любителям музыки о математике;

- математика и литература;

- связь математики с живописью, скульптурой, архитектурой;

- математика и языкознание;

- история и математика.

Есть ли хоть что-то общее между столь возвышенной таинственной музыкой и сухой академической математикой? Любителям музыки можно предложить работы «Простая гамма. Устройство музыкальной шкалы» А.П. Шилова и «Машинный поиск вариантов при моделировании творческого процесса» Р.Х. Зарипова. Одни и те же понятия с одним и тем же смыслом существуют в математике и музыке (подобие, сдвиг, равновесие, инверсия, пропорция и т.д.). Об этом и других любопытных фактах можно узнать в работе Варги М.С. «Язык, музыка и математика». Студент с удивлением узнает, что великий Моцарт использовал основанное на теории вероятностей механическое устройство, при написании известных вальсов и менуэтов, а так же что веками существуют различные механические приспособления, облегчающие творческий труд композиторов.

Что касается математики и литературы. В начале прошлого века известный русский математик академик Марков применил теорию вероятностей и математическую статистику к исследованию текста «Евгения Онегина». Потребовалось создать новый математический аппарат для этих целей, который в современной математике называется цепями Маркова. Например, вероятность того, что Ленский будет сражен Онегиным, равнялась 0,59. Это довольно большая вероятность (события с такой вероятностью происходят 6 раз из 10), а вероятность попадания в Онегина значительно меньше – 0,31. Итак, Ленский был фактически обречен на дуэли.

Советский исследователь В.Я. Пропп, работавший в 20-е годы, занялся морфологией сказок. Оказалось, что многочисленные сказки имеют несколько схем развития сюжета, которые можно описать математическими средствами. Работы Проппа забылись, но были переизданы в 1969 году: ЭВМ приступили к сочинению сказок и исследования В.Я. Проппа понадобились вновь.

Знаменитый революционер Николай Морозов был и крупным ученным. Его гипотезы настолько дерзки, что неоднократно отвергались учеными. Морозов работал, в частности, над «формулой авторства», выявлением статистических особенностей в языке писателей и исторических личностей, которые позволяют однозначно определить их авторство по найденному тексту. Эти особенности – средняя линия предложений, частота использования предлогов, местоимений, глагола «быть» и т.д. Поиски «формулы авторства» продолжаются и по сей день.

Пожалуй, самые древние, дошедшие до нас произведения изобразительного искусства – это орнаменты. Они получаются из небольшого числа простейших элементов геометрическими преобразованиями (сдвигами, поворотами, симметрией и т.д.)

Другой широко известный факт – использование в искусстве так называемого «золотого сечения». Возьмем отрезок длины а и разделим его так, чтобы отношение большей части х к меньшей а – х удовлетворяло равенству

х:(а – х) = а:х

Такое деление называется «золотым сечением». Исследования показали, что эта пропорция соблюдается в скульптурах древних греков и рисунках художников эпохи Возрождения, в элементах архитектурных шедевров разных стран и времен.

Развитие живописи непосредственно связано с разработкой одного из разделов геометрии – теории перспективы. Огромный вклад в эту теорию внесли Леонардо да Винчи, Альбрехт Дюрер, Гвидо Ульбани, Жерар Дезарг и др. «В человеческом обществе, где геометрия занимает исключительное положение, как это наблюдается теперь, искусство и мысль не могут быть отделены от этого геометрического и математического феномена», - писал крупнейший архитектор 20-го века Ле Корбюзье.

Познакомившись с литературой по данной теме, студенты могут подготовить не только реферативную, но и исследовательскую работу. Тот же Ле Корбюзье разработал специальный измерительный прибор – модулор , в основу которого положил рост взрослого человека и «золотое сечение». Студент может пересчитать этот модулор для детских площадок и помещений. Знакомство с производными позволяет любознательному студенту найти оптимальные формы жилых домов, стадионов, сравнить их с существующими на практике.



Нельзя не упомянуть и об удивительных картинах Морица Эшера (Маурица Эсхера). В них художественно воплотились такие математические понятия, как «предел», «бесконечность», «преобразование», «симметрия» и т.д. Репродукциями с картин Эшера иллюстрированы многие научно-популярные книги (в том числе книги Г. Войля и К. Левитина).

Немало интересного из области математики могут почерпнуть для себя увлекающиеся языком, как русским, так и иностранным. Есть немало общего между правилами составления сложных предложений из простых и комбинированием составных высказываний в математической логике.

Математическая лингвистика – наука новая, и развивать ее придется молодым. Оригинальные задачи появились благодаря лингвистическим олимпиадам для студентов и школьников, которые много лет проводит Московский университет. Для решения олимпиадных задач нужно кое-что от математики, например, логика, кое-что от представлений о конструкции языков и смекалка, интуиция, чувство языка. Мальчикам особенно (да и девочкам тоже) нравятся загадки: расшифровка закодированных сообщений, раскрытие секретов древних языков. Простейшие дифференциальные уравнения позволяют получить интересную информацию о языках. Этим занимается глоттохронология; ее методы позволяют узнать, насколько родственны языки, когда началось их выделение из праязыков и т.д. При наличии исследовательских способностей студент может применить определенные формулы к анализу связей старославянского, болгарского, русского и украинского языков.

Математическая статистика накопила много сведений о русском языке. Взяв, например, тексты, содержащие 1 млн. слов, исследователи педантично подсчитали, сколько раз каждое слово в этом тексте встречается, и расположили слова в частотном словаре (издан в 1977 году) по мере убывания частоты их использования. Оказалось, что чаще всего (почти 43 тыс. раз) встречается предлог в, 36 тыс. раз – союз и, 20 тыс. раз – отрицание не, свыше 17 тыс. раз – предлог на и около 14 тыс. раз – местоимение я. Только в четвертом десятке появляется первый глагол (мочь), числительное (один), в шестом десятке – первые существительные (год) и прилагательные (большой).

В словаре записано 40 тыс. слов, но свыше 13 тыс. из них употреблялись в тексте лишь по одному разу, еще около 6 тыс. – по два раза. Такие частотные словари составлены и для других языков, например, английского.

Все это, конечно, интересно, но не более. Не так ли? Думающий подобным образом заблуждается. Мы хотим выучить иностранный язык. С чего начать, каким словам уделить особое внимание? Частотные словари позволяют ответить на эти вопросы. При использовании выше упомянутых материалов преподаватель должен иметь в виду следующее: в отличие от фактов канонизированных, уложенных в учебные схемы и потому бесспорных, математические методы в гуманитарных науках еще только начинают свой путь. Что-то станет бесспорным, что-то отсеется. Поэтому фанатичному превознесению математики, победоносно вторгающейся во все науки, мы предпочли бы здоровый скепсис и показ трудностей, возникающих из-за необходимости согласования различных подходов, логик, аргументов, стилей мышления. Желательно объяснить студентам, что машину «учат» писать стихи, музыку и сказки, играть в шахматы не для того, чтобы посрамить гуманитаров, а для того, чтобы глубже понять истину и обратить ее в практически полезные дела.

Глава 3
«Использование материалов с практической направленностью для развития познавательного интереса студентов»


Мир математики – не что иное,

как отражение в нашем сознании

реального мира.
Гиппократ

Одна из причин снижения интереса студентов к математическим знаниям состоит в том, что занятия по математике не дают достаточно убедительного ответа на вопрос: зачем все это нужно? Обещание благ в отдаленной перспективе не способствует усвоению абстрактных знаний.

В то же время роль математики в самых разнообразных сторонах жизни общества сейчас резко возросла и, несомненно, будет возрастать и далее. Между учебным предметом и математикой, применяемой на практике, возникла определенная пропасть. Мостом между ними может и должно послужить существенное усиление прикладной направленности курса математики.

Под прикладной направленностью обучения математике понимается формирование у студентов знаний, умений и навыков, необходимых для применения математики в других учебных дисциплинах, в трудовом процессе, в быту и т. п., а в идеале – и в развитии стремления к таким применениям.

Содержание учебных материалов, ориентированных на связь с практикой, определенным образом направляет познавательную деятельность студентов. Работа с такими материалами может способствовать формированию у студентов умений находить в жизненной ситуации существенные признаки математического понятия, подводить объект под понятие, использовать понятие в новых условиях. Овладение практически значимыми теоремами и аксиомами с помощью разрабатываемых учебных материалов предполагает умение выделять в формулировке утверждений объекты и отношения между ними, условие и заключение, применять утверждения в профессиональных ситуациях. Кроме того, материалы такого типа могут быть направлены на развитие пространственного воображения, вычислительных навыков и графических умений студентов, на расширение их профессионального кругозора, на формирование общетрудовых умений и навыков работы с измерительными приборами, таблицами, справочной литературой.

Психологами показано, что использование средств предметной и изобразительной наглядности при решении практических задач создает благоприятные условия для усвоения знаний. В связи с этим при разработке учебных материалов с практической направленностью необходимо учитывать, что в число компонентов содержания таких материалов часто входит кроме текстовой части предметная или изобразительная наглядность. Это выражается в дополнении текста учебного задания графиком, таблицей, плакатом, диапозитивом, инструментами, приборами, моделями различных объектов.

70% студентов, не любящих математику, указали причину – «на занятиях скучно, неинтересно». Для снятия этого фактора, отрицательно влияющего на формирование познавательного интереса, следует предложить студентам такие задачи, решение которых требует от них в большей степени частично-поисковой и исследовательской самостоятельности. Эти задачи должны быть такими, чтобы их содержательная сторона и процесс решения вызывали бы у студентов положительный отклик, делали саму учебную деятельность приятной и увлекательной. Уместно в связи с этим напомнить известную мысль Д. Пойа, сравнившего учителя математики с продавцом, который на каждом занятии должен «продавать немножко математики». А чтобы «продавать математический товар», студента надо заинтересовать.
Некоторые примеры заданий с практической направленностью:


    1. Издержки перевозки груза двумя разными видами транспорта вычисляют по формулам у1=100 +40х и у2 = 200 + 20х, где х – расстояние перевозок в сотнях километров, а у – транспортные расходы в рублях. На какие расстояния, каким видом транспорта экономичнее перевозить груз? (Линейная функция).




    1. В некоторой отрасли промышленности запланирован ежегодный прирост продукции 10%. Определить объем продукции в этой отрасли через t = 5, 10 и 20 лет. (Показательная функция)



    1. Определить время выполнения работы по закладке труб общей длиной 265 м бригадой из шести рабочих при следующих нормах на укладку 1 м трубы одним рабочим: 0,4; 0,66; 0,88 м/ч. (Логарифмическая функция)




    1. Найти границы изменения угла подъема стрелы крана для нижеприведенных данных:

Длина стрелы Наибольший вылет Наименьший

м стрелы, м вылет стрелы, м


15 12 4,5

30 22,5 8

40 30 10
5. Объем бетона в трапецеидальной части фундамента определяют по формуле объема усеченной пирамиды: V = h (F1+F2+), где h – высота, F1 и F2 – площади нижнего и верхнего оснований пирамиды. Определите по справочнику строителя, какой грузоподъемности кран следует выбрать для установки фундамента, если плотность бетона 2300кг/м3.


  1. Железнодорожная насыпь дана в разрезе, размеры указаны в метрах. Найти, сколько кубических метров земли приходится на 1 км насыпи.

8

14


  1. Куча щебня имеет коническую форму, радиус основания которой 2м и образующая 3,5м. Сколько надо сделать возов, чтобы перевезти щебень, уложенный в десяти таких кучах? 1м3 щебня весит 3т. На один воз грузят 0,5т.




  1. Стрелок произвел 20 выстрелов по круглой мишени. Были получены следующие результаты: 10, 10, 6, 7, 7, 9, 10 , 10, 9, 9, 8, 8, 7,10, 10, 10, 9, 8, 10, 10. Построить полигон частот.




  1. Вероятность попадания в цель при одном выстреле составляет 0,8. Найдите вероятность трех попаданий при четырех выстрелах.




  1. В шахматном турнире принимали участие 15 шахматистов, причем каждый из них сыграл только одну партию с каждым из остальных. Сколько всего партий сыграно в турнире?




  1. Вероятность попадания в кольцо с места броска для данного баскетболиста равна 0,6. Баскетболист сделал серию из 4 бросков. Какова вероятность того, что при этом было ровно 3 попадания?

Глава 4
«Развитие познавательного интереса студентов посредством использования на занятиях сведений из истории математики»




Боги открыли людям не все. В поиск

пустившись, люди сами открыли немало.
Ксенофан

Значение влияния интереса к предмету на усвоение программного материала общеизвестно, поэтому создание интереса к изучаемому разделу, теме, занятию является одной из непременных первостепенных задач преподавателя. Опытный преподаватель никогда не начнет изложение новой темы, не говоря уже о новом разделе, без надлежащей вводной части, возбуждающей интерес и внимание студентов. Такой вводной частью может быть 3-5-минутный увлекательный рассказ, связанный с историей математики.

Сообщение сведений из истории науки, способствует развитию познавательного интереса студентов, повышают активность обучаемых, создают благоприятный эмоциональный фон. Такое изложение материала дает возможность показать студентам при изучении каждого нового раздела или темы, что математика как наука о пространственных формах и количественных отношениях реального мира возникла и развивается в связи с практической деятельностью человека. Весь изучаемый материал – есть обобщение тысячелетнего опыта человечества. Введение сведений по истории математики убеждает студентов в том, что движущей силой в развитии науки являются производственные потребности.

Исторический материал может быть использован на любом этапе занятия. Иногда эти сведения полезно дать перед объяснением нового материала, иногда органически связать его с отдельными вопросами темы занятия, а иногда дать как обобщение или итог изучения какого-нибудь раздела, темы курса математики.

Наиболее часто применяемыми методическими приемами при сообщении исторического материала являются: рассказ преподавателя, эвристическая беседа, проблемное изложение, лекция, исследовательская работа студентов. При отборе исторического материала необходимо руководствоваться программой по математике. Отобранный материал должен отражать основные сведения развития математики как науки. При изложении исторического материала должны быть учтены уровень мышления студентов и уровень подготовки. Исторический материал нужно не пересказывать, а умело вплетать в программный материал и использовать его в воспитательных и образовательных целях. Например, при изложении темы «Определенный интеграл» у студентов , как правило, возникает вопрос: почему основная формула, используемая при вычислении определенного интеграла называется формулой Нбютона-Лейбница? Ну как тут не привести исторические сведения об этих двух замечательных ученных.

У всех на слуху такие исторические имена как Пифагор, Архимед, Евклид, Виет, Декарт и т.д., но мало кто знает, как они жили, в какую историческую эпоху, и какими достижениями, кроме общеизвестных, были прославлены. Оказывается, первой известной женщиной математиком была Гипатия Александрийская, жившая в 3-м веке до нашей эры. Историки утверждают, что именно Гипатии принадлежит честь изобретения ареометра, прибора для определения плотности жидкости, астролябии, прибора для определения долготы и широты, а так же планисферы - изображения небесной сферы на плоскости. И такого исторического материала вполне достаточно, чтобы использовать его практически на каждом занятии. Объем излагаемого исторического материала, который используется на занятиях, не должен быть большим, чтобы не превращать занятия математики в занятия по истории. Необходимо помнить основную цель его использования: исторический подход должен способствовать повышению интереса к математике, более глубокому ее пониманию.

При сообщении исторических материалов может быть использован так же проблемный подход. Объяснение нового материала можно начинать с постановки проблемы, которая логически вытекает из ранее пройденного и ведет к необходимости более высокой ступени познания окружающего мира.

В ходе занятий для сообщения биографических данных и творческой деятельности того или иного ученого привлекаются также студенты. Как показывает практика, даже студенты особо не увлекающиеся математикой, с удовольствием берутся за подготовку сообщений на исторические темы. При этом, чтобы приучить студентов к самостоятельности, материал сообщений можно постепенно усложнять.

Отбирая для занятия биографические данные ученого, целесообразно придерживаться следующих положений:



- определяя место, объем и содержание биографических сведений об ученом, необходимо учитывать его роль в развитии науки;

- изложение биографии ученого нужно сопровождать характеристикой эпохи, в которой он жил и творил, знакомить студентов с трудностями и препятствиями, которые возникали на его пути;

- излагая вклад ученого в науку, показать связь его работ с трудами предшественников и значение его научного наследия для дальнейшего развития науки;

- продумать возможность использования биографии ученого как материала, побуждающего студентов к активному отношению к жизни (постановке собственных задач и оценке своих поступков).

Систематическое применение исторических сведений на занятиях математики на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации познавательной деятельности студентов, и заслуживает право дополнить традиционные формы обучения и воспитания студентов. Ценное познавательно-воспитательное воздействие на студентов оказывает занятие, на котором подчеркивается важность и существенность получаемых знаний, умений и навыков в овладении профессией, в трудовой деятельности, в быту и т.д. Такие занятия способствуют лучшему усвоению материала, стимулируют познавательную деятельность студентов, вызывают творческую инициативу, как студентов, так и преподавателя.



Сценарии занятий и внеклассных мероприятий

Занятие - игра «Математический аукцион»
Цели:

  1. Развивать интуицию, догадку, эрудицию и владение методами математики;

  2. Пробудить математическую любознательность и инициативу, развивать устойчивый интерес к математике;

  3. Воспитывать культуру математического мышления.

КМО: Мультимедийный проектор, оценочные жетоны, инструкции

Структурная схема игры.


  1. Сообщение темы и целей игры.

  2. Сообщение плана проведения игры. Организационный момент.

  3. Содержание работы.

Игра проводится в рамках одного занятия в двух небольших группах. В игре принимают участие по три игрока из каждой группы. Остальные члены группы – болельщики.

Занятие проходит в форме игры «Аукцион». Название точно отражает построение игры. Перед началом каждый участник получает кредит 1000 знаков. В конце игры ребята должны вернуть кредит с процентами (30% за игру), т.е. заработать как минимум 1300 знаков. Если участник, купив вопрос, дал правильный ответ, то он получает то количество знаков, которое предложил в ходе торгов. Если же ответ дан неверный, то с него взимается штраф такого же размера. Максимально по каждому вопросу торги идут до предложения третьего игрока.

Участникам будут предложены три лота: Открытый лот, Полузакрытый лот и Закрытый лот. В Открытом лоте участникам задается конкретный вопрос, а право на ответ может купить любой. Стартовая цена каждого вопроса 100 знаков. Торговый шаг 50 знаков. В Полузакрытом лоте на продажу выставляются определенные темы. Участники слышат формулировку вопроса только после покупки лота. Стартовая цена каждого вопроса 300 знаков, торговый шаг 50 знаков. В Закрытом лоте участники покупают лот, не зная ни вопроса, ни темы. Стартовая цена вопроса 500 знаков, торговый шаг 50 знаков. Победителем торгов будет участник, набравший наибольшее количество знаков.



  1. Подведение итогов занятия.



следующая страница >>