Консультация для родителей - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Консультация для родителей - страница №1/1

Консультация для родителей.


«Природа – помощник в воспитании»

Подготовила:

Евграфова Т. А.

г. Нижневартовск.



ПРИРОДА – ПОМОЩНИК В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ.

Замечательный педагог В. А. Сухомлинскии писал: «Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, долж­но использоваться для его приобщения к богатст­вам духовной культуры. Мир, окружающий ре­бенка, — это прежде всего мир природы с без­граничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник дет­ского разума».

Родителей всегда волнует, какими вырастут дети. Мы хотим видеть их добрыми, трудолюби­выми, честными, искренними, отзывчивыми, са­мостоятельными. Заложить все эти качества в ребенке — наша мечта.

В нашей семье растет двое детей: Марина че­тырех лет и Оля семи лет. Я И муж имеем сред­нее образование. Я работаю в ателье, муж — ма­стером на текстильной фабрике. Живем в одном из самых зеленых районов нашего города — Из­майлово. Рядом лес, и мы имеем возможность ежедневно общаться с природой.

Это очень важно для нас, так как мы считаем, что природа — помощник в воспитании. В про­цессе непосредственного общения с ней рождает­ся и крепнет у детей бесценное свойство челове­ческой личности — доброта. И кем бы ни стали наши дети в будущем, какую бы они ни выбрали профессию, это качество для них всегда будет необходимым, так как человек с добрым сердцем непременно окружен людьми, у него всегда най­дется друг, готовый поддержать его в трудную минуту.

Сама я росла на лоне природы, отец мой был на Урале лесником. Привязанность к лесу, жи­вотным сохранилась во мне и после того, как я стала жить в Москве. Эту любовь к природе и свои знания о.ней стремлюсь передать теперь де­тям. Стараюсь, чтобы они замечали красоту род­ного края и, главное, учились беречь природу.

Всей семьей совершаем прогулки в лес в раз­ное время года.

Осень. Листопад. Листья шуршат под ногами, кружатся на ветру. Ну как не залюбоваться! Учим детей видеть прекрасное.

— Посмотрите, какой красивый клен, сколько на нем листочков разного цвета: и желтые, и зе­леные, и красные, и оранжевые.

И сразу вопросы; «Как это, все листочки были зеленые, а откуда же желтые и красные?» Ста­раюсь ответить понятно, чтобы одновременно поддержать в детях любознательность.



  • Почему дуб не сбрасывает свои листья? - интересуются дети. Предложила понаблюдать за дубом:

  • Тогда вы и получите ответ на свой вопрос.

  • Гуляя, дети рассматривали разные виды де­ревьев. Вот Марина потрясла слегка веточку бе­резки, и листья посыпались дождем. Говорю детям:

— Посмотрите на то место, где были листочки,
что вы видите?

Оля с радостью сообщает, что на веточке кро­шечные почки. Марина взволнованно спрашива­ет:



  • А листочки вырастут снова?

  • Ну, конечно, — отвечает авторитетно Оля.

Дети с удовольствием собирали опавшие ли­стья. Старшая дочь делала гирлянды 'и учила этому Марину. Обращаю внимание на то, что все листья имеют разную форму и окраску, предла­гаю отобрать самые красивые и взять их домой для букета и для' составления аппликаций.

А вот и первый снег. Стараюсь не пропустить этого чудесного дня, когда все вокруг преобра­жается как в волшебной сказке. Хорош зимой лес! На деревьях пышный снежный покров. Вот Оля увидела заснеженную ель:

— Посмотрите, как снежная королева, прав­
да? Действительно, ель окутана белым снегом,
только макушка не покрыта снегом, будто и
впрямь корона надета.

Детей интересует все: почему снежинки мед­ленно кружатся? Что интересного там, под сне­гом?

Разбросали снег лопатками и посмотрели. Ка­ково же было удивление, когда увидели травку — кисличку, брусничку, медвежье ушко. Снова при­крываем травку снегом: под снегом ей и мороз трескучий, и ветер колючий не страшны. Так по­могаю увидеть интересное рядом, проявлять забо­ту о растениях.

... Ранняя весна. Еще не сошел снег, а деревья меняют цвет.

— Березки кажутся голубенькими, а елочки
издали черные, — подмечает Оля. И сразу воп­
рос: почему? Объясняю, что деревья выглядят
неодинаково: березка нежно-салатовая, осин­ка — коричневая, а ива стоит нарядная, как на празднике — с сережками.

По пути в детский сад обращаю внимание на то, что весь сквер усыпан желтыми одуванчика­ми. «Как огоньки, — говорит Марина, — не бу­дем их срывать, пусть они украшают нашу ули­цу». Вечером, возвращаясь домой, Оля замеча­ет, что сквер весь покрыт зеленой травой.

— А куда же делись наши цветочки, неуже­ли их сорвали?

Рассказала детям о цветочных часах, вспом­нили, что они видели на пруду, как «укладыва­ются спать» кувшинки, как раскрываются цвет­ки душистого табака вечером.

Много радости приносят детям наблюдения за животными- Они особенно привлекают ребенка. В. А. Сухомлинский писал: «Надо развивать в детях бережное и заботливое отношение к беспо­мощным, маленьким существам которых обидеть ничего не стоит, но, пожалев, защитив их, ребе­нок почувствует себя добрым и сильным».

Мы не препятствуем желанию детей погладить кошку, собаку, покормить их. Поддерживаем стремление помочь слабому, беззащитному. Уча­ствуют девочки в изготовлении простых корму­шек для птиц и животных. Объясняю, что осо­бенно трудно им зимой добывать корм, когда все покрыто снегом. Вместе с детьми кормим бе­лок, синичек, воробьев, сорок. Сколько радости в глазах детей, когда белка берет орешек прямо с ладошки! Много нового узнали дети и о по­вадках животных. Вот белка прячет орешки про запас, вот она ищет что-то в травке, наверное, припрятанный лакомый кусочек. А как забавно она грызет орехи и посматривает по сторонам глазками-бусинками.

Рассказываем детям о заботе людей о живот­ных: в лесу много кормушек для птиц. «Теперь у них своя столовая», — отмечают с удовлетво­рением дети. Рассказываем о том, какую пользу приносят птицы.

Малышам трудно понять, что в природе хоро­шо, а что плохо. Они считают, если красивая бу­кашка, значит, хорошая, добрая, некрасивая — злая, противная. Объясняю детям, что часто не­взрачное насекомое приносит большую пользу.

Однажды, отдыхая на берегу подмосковного пруда, мы наблюдали такую картину: мальчик лет четырех, зажав в кулаке лягушонка, торо­пится к своей маме: «Мамочка, смотри!» «Немед­ленно брось эту гадость», — ответила мама. Ото­ропевший мальчик разжимает пальцы, лягушо­нок падает в траву.

В глазах наших детей недоумение. Как объяс­нить им, что взрослые тоже бывают не правы?

Привлекаю к наблюдениям за насекомыми. Раздвинули травку, и открылся целый мир, пол­ный своих дел, забот. Вот ползет по ноге мура­вей. Бережно снимаю его и отпускаю на утоп­танную тропинку: «Давайте посмотрим, что он будет делать?» Муравей подхватил на пути иго­лочку от ели: Говорю, что муравей — санитар леса, он приносит пользу. Идем к муравейнику, наблюдаем, что происходит возле муравьиного дома. Кладу недалеко от муравейника кусочек смоченного в воде сахара. И вот уже к нему по­тянулся живой ручеек. Дети видят, как быстро этот кусочек становится черным от муравьев. Те­перь, когда мы идем в лес, берем с собой лаком­ство для них.

Летом часто бываем на своем садовом участке. Он находится в живописном месте, недалеко от станции «Турист».

Вечер. Сидим на террасе и прислушиваемся к тишине. Вот залаяли собаки, вот прошуршали мышки-полевки и опять тихо. А вот заквакали лягушки; будто соревнуясь Друг с другом. Спра­шиваю: «А вы знаете, почему лягушки расквакались?» «Нет». Объясняю, что так дружно и гром­ко лягушки квакают перед ненастьем. "А ночью действительно пошел дождь. Эта примета заин­тересовала Олю: «А еще как можно узнать, что будет дождь?» Предложила понаблюдать за но­готками, когда они закрывают свои головки. И ласточки низко летают над землей. Народ из­давна замечал, что животные и растения опре­деленным образом ведут себя перед сменой по­годы.

Используем и народные загадки. Девочки сами любят придумывать загадки. Например: «Не птичка, а с крыльями». Это и жук, и бабочка, и стрекоза, и комар.

Большие возможности предоставляет наш са­довый участок для воспитания у детей трудолю­бия. Детям выделили место для грядок. Решили посеять горох, редис, посадить четыре кустика клубники. Ухаживала за грядками старшая, Оля: и сажала, и полола, и поливала. А в этом году ей помогала Марина. Сколько радости, когда собираем урожай. Девочки с удовольстви­ем угощают соседей и детей детского сада тем, что вырастили сами. Учу детей наблюдать и уха­живать за растениями. Объясняю: «Клубнику по­ливают чаще до цветения и после сбора ягод. Землю надо чаще рыхлить, особенно ранней вес­кой». Дети знают, что редис надо полизать еже­дневно, лучше вечером. Так, в процессе ухода за растениями дети узнают, что необходимо для их выращивания.

Сажаем цветы и ухаживаем за ними все вме­сте. Девочки рыхлят землю, поливают растения. Срезанные цветы дарят друзьям, приносят в дет­ский сад.

Стараемся воспитывать у детей бережное от­ношение к природе. Рассказала о том, что суще­ствует Красная книга, в которую записывают редкие виды животных и растений. Это те, ко­торых осталось мало. Показала растения наше­го леса, которые нельзя рвать (ландыш, переле­ска, фиалка, колокольчик, подснежник). Объяс­нила, что те, которые можно рвать, нужно сры­вать осторожно, стараясь не повредить корешков и листьев. Много цветов рвать нельзя.

Сколько было негодования у девочек, когда в вагоне электрички они увидели охапку завядших и кем-то оставленных цветов. «Мама, ведь нельзя столько рвать, они же погибли», — сказала Оля. В эту минуту я промолчала, просто не нашла, что ответить, и в то же время обрадовалась, зна­чит, что-то запало в душу девочек.

Хорошим нашим помощником стали телепере­дачи «В мире животных», «Ребятам о зверятах». Смотрим их всей семьей, делимся впечатлениями об увиденном. Вот уже несколько лет мы выпи­сываем журнал «Юный натуралист», где черпа­ем большой познавательный материал для себя. Раздел «Рассказы следопытов» помогает приоб­щить детей к чтению снежных страниц лесной книги. Следы птиц и животных станут понятнее. Вот глубокие следы вороны: шаг широкий, след

от следа далеко. Галочьи следы похожи, но помельче.

Используем мы и диафильмы. После просмотра беседуем с детьми: что понравилось, что они уз­нали нового. У нас накопилось немало диафиль­мов, таких, как «Пичугин мост», «Пушистый и не очень пушистый», «Зима», «Дикие лебеди», др.

В доме много книг о природе: «Определитель птиц», «Советы юному натуралисту», о цветовод­стве, животных, различная справочная литерату­ра. И конечно, книги для детей, которые знако­мят с русской природой. Это рассказы М. При­швина, Е. Чарушина, Г. Скребицкого, В. Бианки и др. Прочитали детям рассказ М. Пришвина «Золотой луг» и вспомнили, как сами наблюдали за одуванчиками, захотелось еще раз полюбо­ваться ими, их схожестью с солнышком. А сколь­ко нового узнали из рассказа В. Биаики «Кто о чем поет», и очень жаль было зайчиков в сти­хотворении «Дедушка Мазай и зайцы» Н. Некра­сова, и как радовались, когда зайцы были спа­сены. '

Книги помогают детям глубже понять приро­ду, ее закономерности.

Постоянную помощь нам оказывают педагоги детского сада: советами, консультациями, педа­гогической литературой. А систематические вы­ставки в детском саду дают нам практические советы, что смотреть с детьми в данный сезон, как изготовить кормушку, какие, растения нахо­дятся под особой охраной.

Мы стараемся прививать детям любовь к род­ному краю, к родной природе, ко всей необъят­ной стране. Хочется верить, что воспитаем своих детей добрыми, чуткими, умеющими видеть пре­красное в окружающей жизни, ценить и беречь природу. Ведь так зарождается чувство Родины.

МДОУ ДСКВ № 52



«Самолётик»