Конспект занятия в старшей группе с детьми зпр тема: «Наш чудо-нос» - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и... 1 66.51kb.
Конспект занятия по краеведению в подготовительной к школе группе... 1 48.51kb.
План-конспект для проведения лекционного занятия 1 314.7kb.
«Формирование правильной осанки у дошкольников» Воспитатель старшей... 1 126.04kb.
23 февраля (В старшей группе) 1 50.41kb.
Занятие №1 «Разбуди в себе лидера!» 1 91.7kb.
Конспект занятия «Постановка хореографической композиции «Барыня-Сударыня» 1 161.5kb.
Конспект занятия «Постановка хореографической композиции «Нестареющий... 1 177.77kb.
«Мой фантастический зверь» 1 50.09kb.
План-конспект для проведения лекционного занятия 1 53.88kb.
Конспект занятия по экономическому воспитанию детей младшего школьного... 1 43.77kb.
Гештальт-терапия Фрица Перлза 6 1234.94kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Конспект занятия в старшей группе с детьми зпр тема: «Наш чудо-нос» - страница №1/7


СОДЕРЖАНИЕ




2

СОДЕРЖАНИЕ 3

Информация об опыте 7

ЧАСТЬ I 9

Оздоровление детей с ЗПР старшего дошкольного возраста 9

Формы и методы оздоровления детей в детском саду 11

Ожидаемые результаты работы 12

Часть II 13

Использование элементов здоровьесберегающих технологий в работе
с детьми ЗПР старшего дошкольного возраста 13

Психотерапия словом с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР 17

Точечный самомассаж в жизни детей с проблемами в развитии 19

Внедрение элементов фитотерапии в оздоровление детей с ЗПР 21

Закаливание детей с проблемами в развитии 23

Анализ результатов коррекционной работы по оздоровлению


старших дошкольников с ЗПР 25

Библиографический список 27

Приложение 1
(перспективное планирование) 28

Перспективное планирование по валеологическому воспитанию и


приобщению детей с ЗПР к здоровому образу жизни в старшей группе 28

Перспективное планирование по валеологическому воспитанию и приобщению


детей с ЗПР к здоровому образу жизни в подготовительной группе 38

Приложение 2


(виды гимнастик) 48

Комплекс дыхательных упражнений «Кто и как?» 48

«Пальчиковая гимнастика» 49

Игровой вариант массажа ушных раковин 51

Гимнастика глаз 53

Точечный массаж и дыхательная гимнастика перед общеразвивающими


упражнениями на утренней гимнастике, перед началом занятий и в свободное время 55

Гимнастика маленьких волшебников (Чупаха Н.В.) 56

Упражнения для суставов рук и ног 57

Релаксационные упражнения по предупреждению и коррекции


психоэмоционального напряжения у детей с ЗПР 58

Приложение 3


(конспекты занятий нетрадиционный формы) 62

Конспект занятия в старшей группе с детьми ЗПР


Тема: «Наш чудо-нос» 62

Конспект занятия в старшей группе с детьми ЗПР


Тема: «Наши умелые пальчики» 65

Конспект занятия в старшей группе с детьми ЗПР


Тема: «Мы любим свои глазки» 68

Практический показ


Тема: «Закаливающие мероприятия после дневного сна с детьми подготовительной группы с ЗПР» 71

Консультация с практическим показом с детьми подготовительной группы с ЗПР


Тема: «Чтоб здоровье улучшать – нужно носиком дышать» 74

Семинар-практикум


Тема: «Комплексный подход в использовании новых направлений и технологий коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР»
(внедрение новых технологий оздоровления на занятиях и в свободное время) 77

Сценарий


досуга по валеологическому воспитанию подготовительной группы детей с ЗПР
Тема: «Дорога к доброму здоровью»
84

Сценарий


досуга по валеологическому воспитанию подготовительной группы детей с ЗПР
Тема: «Путешествие в страну здоровья»
92

Приложение 4


(конспекты занятий классической формы, модернизированные занятия) 99

Конспект


Занятия в старшей группе с детьми с ЗПР
Тема: «Кожа» (часть I)
99

Конспект


Занятия в старшей группе с детьми с ЗПР
Тема: «Кожа» (часть II)
103

Конспект
Занятия в подготовительной группе с детьми с ЗПР


Тема: «Береги зубы»
107

Конспект
Занятия в подготовительной группе с детьми с ЗПР


Тема: «Самая быстрая улитка»
112

Конспект
Занятия в подготовительной группе с детьми с ЗПР


Тема: «Лес – наше богатство»
119

Сценарий


Валеологического праздника для старшей и подготовительной группы
с детьми с ЗПР
Тема: «Береги одежду снову, а здоровье – смолоду»
126

Упражнения для развития носового дыхания 130

Гимнастика для глаз 132

Доктора природы 135

Органы чувств 137

«Мои предпочтения в еде» 140

Коллаж «Кожа и уход за ней». Занятие «Кожа», часть 1, 2 (стр. 97, 101) 145

Коллаж «Уход за зубами». Занятие «Береги зубы» (стр. 105) 146

Коллаж «Органы слуха». Занятие «Самая быстрая улитка в мире» (стр. 110) 147

Коллаж «Лес». Занятие «Лес - наше богатство» (стр. 117) 148

Приложение 5
(подборка литературных ПРОИзведений) 149

Психогимнастика и сказка как фактор эмоциональной устойчивости детей 149

Сказки 150

Верные друзья 150

Путешествие пирожка 151

Бабушкина аптека 152

Зайка – зазнайка 153

Улитка 154

Рождественская история 155


Информация об опыте
Детям совершенно так же, как и взрослым,
хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься.

«Педагогика сердца» Януш Корчак
Все мы любим наших детей и хотим видеть их счастливыми и здоровыми. К со­жалению, последние медицинские исследования свидетельствуют о неутешитель­ных показателях их здоровья. На здоровье оказывает влияние целый ряд факторов. Один из них - это привычки и поведение. Очень важно, чтобы навыки безопасного для жизни и здоровья поведения строились на воспитании тех или иных привычек и формировались вовремя. В детском саду приоритет должен быть отдан воспита­тельным задачам.

Воспитывающее воздействие на детей в рамках занятия оказывают три фактора: личность педагога, преподаваемый на занятии материал, форма проведения занятия. Детское отношение к взрослому, который представляет собой творческую личность, вникает в интересы детей, строится на доверии. Ведь воспитание личностью - воспи­тание своим примером. Это относится и к родителям. Дети внимательны и чутки даже к мельчайшим деталям человеческой натуры - характерные речевые обороты, манера поведения, привычка одеваться. Педагог должен быть образцом в доброжелательном отношении к окружающим детям и взрослым, во внешнем виде, отсутствии вредных привычек, например, курении, что, к сожалению, среди педагогов не редкость.

Задания, упражнения и сказки, которые предлагаются, помогут сфор­мировать у детей правильное отношение к своему здоровью, будут способствовать развитию у них умений и навыков, подскажут, как взаимодействовать с природой и людьми. Дети научатся понимать, как надо себя вести и как не надо, чтобы сохра­нить здоровье.

Одной из самых актуальных проблем 21 века является проблема сохранения здоровья подрастающего поколения. Исследованиями ученых всего мира давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.

Работая с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) в детском саду, я установила, что элементы здоровьесберегающих технологий дети могут освоить, если работа с детьми по данному направлению проводиться систематически и целенаправленно. В своих исследованиях я попыталась изучить систему деятельности группы по здоровьесбережению детей с проблемами в развитии, обратить внимание на оздоровительные компоненты организации воспитательно-образовательного процесса.

Используя новые подходы в решении вопросов валеологического воспитания детей, занимаясь профилактикой заболеваний путем выработки здоровых навыков поведения в условиях детского сада, я пытаюсь научить воспитанников умениям укреплять свое здоровье. Организация занятий предполагает, что каждая встреча с детьми должна стать ступенькой открывающей ребенку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма.

Работа с детьми с ЗПР по валеологическому воспитанию должна быть динамичной, эмоционально-приятной, не утомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных так и не традиционных приемов в коррекционно-оздоровительной работе с детьми. Очень важно учитывать индивидуальные особенности детей, так как каждый ребенок с ЗПР воспринимает материал по-своему: один лучше запоминает услышанное, другой – увиденное, третий – проигранное. Следует также отметить, что важно неоднократное повторение излагаемого материала, иногда даже в одной и той же интерпретации. Закрепление тем проводиться в повседневной работе с детьми, включая элементы здоровьесберегающих технологий в режимные моменты.

Актуальность данной проблемы и ее практическая значимость определила выбор темы исследования: «Валеологическое воспитание старших дошкольников с задержкой психического развития в детском саду». В своем исследовании я попыталась изучить эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления, включая адаптированные элементы здоровьесберегающих методик Уманской А., Базарного В., Лазарева М., Чупаха В., Стрельниковой.

Практическая значимость исследования заключается в том, что рассмотрены используемые в условиях детского сада здоровьесберегающие технологии, позволяющие эффективно решать актуальную проблему – сохранение, формирование и укрепление здоровья детей с ЗПР дошкольного возраста. В опыт включены практические рекомендации, разработки занятий, конспекты, перспективные планы, семинары, представлены различные виды массажа, комплексы дыхательных упражнений, физкультминутки, методы саморегуляции.

ЧАСТЬ I

Оздоровление детей с ЗПР старшего дошкольного возраста
Здоровье ребенка закладывается в семье. Я же в силу специфики своей работы должна прививать навыки здорового образа жизни детям, учитывая их индивидуальные и возрастные особенности, и в зависимости от этого выбирать оптимальные методы и формы работы. Особенность педагогической деятельности в работе с детьми с задержкой психического развития состоит в том, чтобы у ребенка сформировать навыки необходимые для поддержания здоровья. Здоровье детей я рассматриваю как состояние физического, психического и социального благополучия.

Коррекционная направленность педагогического процесса по валеологическому воспитанию предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений. Комплексная, целенаправленная работа по валеологическому воспитанию составит существенное звено в коррекции психофизического развития личности ребенка. Содержание и структура позволяет научить детей использовать полученные знания на практике, на благо своему здоровью.

Любое занятие общеразвивающего или оздоровительного характера должно доставлять ребенку радость. Необходимо соблюдать при этом принцип: здоровые нагрузки, а не перегрузки укрепляют организм.
Цель организации валеологической среды - коррекция психофизического благополучия детей с ЗПР.

ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ по валеологическому воспитанию являются:



  1. Забота об охране и укреплении здоровья детей, овладение приемами закаливания;

  2. Улучшение работы функций нервной и сердечнососудистой системы, дыхания;

  3. Формирование умений произвольно управлять телом, регулировать эмоции;

  4. Развитие познавательной сферы ребенка на основе принципов здоровьесбережения.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

1. Подготовительный - составление плана мероприятий, привлечение к сотрудничеству всех участников педагогического процесса.

2. Организационно-диагностический - проведение диагностических исследований по проблеме приобщения детей к здоровому образу жизни

3. Практический - внедрение в учебно-воспитательный процесс комплекса мер, предусмотренных программой.

4. Заключительный - подведение итогов работы.

5. Аналитический - обобщение полученных результатов деятельности, составление рекомендаций.


Формы и методы оздоровления детей в детском саду




Формы и методы

Содержание

Контингент
детей

1

Обеспечение здорового ритма жизни

  • щадящий режим (адаптационный
    период);

  • гибкий режим;

все группы

2

Физические упражнения

  • утренняя гимнастика;

  • физкультурно-оздоровительные занятия;

  • подвижные игры;

  • профилактическая гимнастика
    (дыхательная, звуковая, зрения);

все группы

дети с ЗПР



3

Гигиенические и водные процедуры

  • умывание;

  • мытье рук;

  • игры с водой;

  • гигиенический душ (летний период);

все группы

4

Свето-воздушные ванны

  • проветривание помещений (в том числе сквозное);

  • сон при открытых фрамугах;

  • прогулки на свежем воздухе;

  • обеспечение температурного режима и чистоты воздуха;

все группы

5

Активный отдых

  • развлечения, праздники;

  • игры-забавы;

  • каникулы;

все группы

6

Арома- и фитотерапия

  • фитопитание (чаи, отвары);

  • ароматизирующие спальни;

все группы

7

Диетотерапия

  • рациональное питание;

  • индивидуальное меню(аллергия, хронические заболевания);

все группы

8

Свето- и цветотерапия

  • обеспечение светового режима;

  • цветовое и световое сопровождение среды и учебного процесса;

все группы

9

Спецзакаливание

  • игровой массаж;

  • обширное умывание;

  • дыхательная гимнастика;

  • точечный самомассаж;

дети с ЗПР

10

Психогимнастика

  • игры на снятие невротических состояний;

  • коррекция поведения;

  • учебная гимнастика;

индивидуальный

подход



Ожидаемые результаты работы
1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья;

2. Изменение отношения к своему здоровью;

3. Овладение навыками самооздоровления;

4. Снижение уровня заболеваемости.




Основные принципы организации
деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей

Целостности

Комплексности

Своевременности

Дифференцированного подхода

Последовательности

Учета психофизических особенностей

Систематичности


Информационно-методическое обеспечение педагога




Программа по физическому и нервно-психологическому развитию детей



Комплексы упражнений
здоровьесбережения





Методики оздоровления

Оздоровительные минутки




Спецзакаливание А. Уманской

Релаксационные упражнения




Вибрационно-вокальные упражнения
М. Лазарева

Психоэтюды




Дыхательная гимнастика
А. Стрельниковой

Самомассаж




Гимнастика глаз В. Базарного



Рекомендации педагогам и воспитанникам по сохранению индивидуального здоровья


Часть II

Использование элементов здоровьесберегающих технологий в работе


с детьми ЗПР старшего дошкольного возраста

Я веду тебя в мир того, каким надо быть
человеком - здоровым, умным, красивым

Н.Кант
В настоящее время медицинские работники совместно с педагогами ведут постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Мы понимаем, что для массового оздоровления должны использоваться эффективные, несложные в осуществлении методы, обеспечивающие максимально полный охват нуждающихся, и не нарушающие воспитательного процесса в детском саду.

Лучшими для решения данной проблемы являются методы:

1. Витаминотерапия;

2. Оптимальный двигательный режим и лечебная физкультура (по показаниям);

3. Физиотерапия;

4. Фитотерапия и аромотерапия;

5. Укрепление зрительного анализатора;

6. Строгое соблюдение продолжительности и организации прогулок на свежем воздухе;

7. Дневной сон при достаточном доступе свежего воздуха;

8. Проведение дыхательных упражнений и точечного самомассажа;

9. Оздоровительные занятия в сухом бассейне.

Чтобы комплексная система оздоровления, предназначенная для детей с ЗПР, влилась в общий ритм работы детского сада, мы скорректировали организацию воспитательно-образовательного процесса. Приняли решение: создать благоприятные условия для оптимального физического, психического и эмоционального благополучия каждого ребенка, а также для повышения его познавательной активности. На педсоветах, семинарах, консультациях обсуждались вопросы общего и индивидуального развития детей.

Для выявления индивидуальных особенностей каждого ребенка в детском саду ведется разработанная для этих целей документация:

- лист педагогического наблюдения за ребенком;

- лист здоровья, в котором отмечается состояние здоровья ребенка, назначения врача, рекомендации психолога;

- социально-биологическая анкета, её цель - изучение состояния здоровья каждого ребенка.

Мы уверены, что режим жизни детей с проблемами в развитии должен быть «подвижно - адаптирован» в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Очень важно учитывать индивидуальные особенности детей, так как каждый ребенок с ЗПР воспринимает материал по своему: один лучше запоминает услышанное, другой - увиденное, третий - проигранное. Следует также отметить важность неоднократного повторения излагаемого материала, иногда даже в одной и той же интерпретации.

Рекомендуем элементы здоровьесберегающих технологий вводить в утреннюю гимнастику, в режимные моменты, в свободное время, заменять ими динамические паузы на занятиях.

Изучение материала целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста на доступном для детей уровне, используя стихи, сказки, рассказы, исполнение песен из программы М. Лазарева «Здравствуй», организации подвижных игр.

Работа с детьми с ЗПР по валеологическому воспитанию должна быть динамичной, эмоциональной, неутомительной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных приемов в коррекционно-оздоровительной работе с детьми.

Дети должны знать, для чего они делают то или иное упражнение. Для этого педагогу необходимо доступно обосновать каждое упражнение, которое они предлагают сделать детям. Создать условия, при которых дети будут выполнять упражнение с удовольствием, легко, весело, без принуждения. Педагогам необходимо помнить о влиянии эмоций на деятельность детей. Умеренные эмоции являются организующими, а сильные - дезорганизующими.

Темы занятий в игровой форме с использованием элементов здоровьесбережения изучаются с детьми ЗПР 1 раз в неделю в свободное от занятий время. При работе педагогов с данной рекомендацией важен творческий подход, допускаются изменения, дополнения в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Занятия по валеологии объединены в циклы на основе единой темы. Первые занятия каждого цикла являются формирующими. На последующих занятиях умения и навыки совершенствуются и закрепляются.

Чтобы воспитательно-образовательная и оздоровительно- коррекционная работа положительно влияла на развитие детей, необходимо соблюдать следующие рекомендации:

1. Вырабатывать у детей с ЗПР положительную мотивацию на здоровый образ жизни, что приведет к улучшению их физического, психического и духовного благополучия;

2. Четкое чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток - суть рационального режим;

3. Коррекционно-оздоровительная работа, в частности профилактический точечный массаж, дыхательная гимнастика, релаксационные упражнения позволяют уравновесить повышенную возбудимость детей с ЗПР, снять мышечное и эмоциональное напряжение;

4. Оздоровительные мероприятия после дневного сна необходимо применять для постепенного перехода детей от спокойного состояния к бодрствованию;

5. Обеспечивать необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности, учитывая индивидуальные особенности детей с проблемами в развитии;

6. В полной мере использовать основные средства естественного закаливания - воздух, вода и солнце;

7. Используя закаливающие мероприятия необходимо соблюдать основные принципы: постепенности, системности, учета индивидуальных особенностей детей с ЗПР;

8. Настойчиво вырабатывать привычку к правильному дыханию - дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично.

9. Развивать у детей с ЗПР навыки личной гигиены и, в первую очередь, поддержание чистоты тела и одежды;

10. Изменение мировоззрения воспитателя, его отношения к себе, своему жизненному опыту с позиции проблем здоровьесбережения.

Невозможно воспитать ребенка словами без личного примера. Только личный пример порождает в детях искреннюю заинтересованность. Нельзя говорить о добре и в то же время быть сердитым. Нельзя говорить о вреде тех или иных продуктов, а самому употреблять их в пищу. Значимость педагога в привитии здорового образа жизни детям мудро подметил В.А. Сухомлинский «Забота о здоровье детей - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В современных условиях наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей. В связи с этим большое значение приобретает оздоровительно-воспитательная работа с разными категориями детей, т.к. взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья, т.к. дети под «присмотром» воспитателей проводят основную часть времени, и не помогать им сохранять здоровье было бы проявлением бездушия и непрофессионализма. Если же придерживаться точки зрения, что всеми вопросами здоровья должны заниматься медики, то с полной уверенностью можно сказать, что наша медицина занимается в большей степени не здоровьем, а болезнями, то есть не только профилактикой, а чаще всего лечением. Поэтому развивающая педагогика оздоровления считает, что главное действующее лицо, заботящееся о здоровье детей в общеобразовательном учреждении - не только медицинские работники, но и педагоги.

Наши дети относятся к 2 и 3 группам здоровья - это дети, имеющие хронические заболевания, врожденные пороки развития, дети инвалиды.

Эффективное оздоровление, воспитание и развитие ослабленного ребенка возможно при условии внедрения следующих здоровьесберегающих технологий:

1. Использование отдельных методов. Сюда входит (подбор мебели по росту детей, рациональное питание, проведение физкультминуток, организация фитобара, закаливание детей, введение дополнительных занятий по развитию моторики).

2. Внедрение отдельных технологий, нацеленных на решение конкретных задач здоровьесбережения, предупреждение переутомления, оптимизация физической нагрузки, предупреждение нарушения зрения, обучения детей здоровья.

Для внедрения в повседневную жизнь предполагаются следующие методики:

а) Дыхательная гимнастика.

Когда при дыхательных движениях грудная клетка сжимается, ребенок производит активный вдох, как бы принюхивается, затем задержка дыхания; при движении, когда грудная клетка расширяется - пассивный выдох.

При выполнении упражнения не надо стараться вдохнуть как можно больше воздуха - наоборот, вдох должен быть по объему меньше, чем возможно. Выдох должен быть вдвое продолжительнее вдоха.

Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечнососудистой системы, нарушению обмена веществ.

б) Точечный массаж по А.А. Уманской состоит из 9 биологически активных зон. Выполняется следующим образом: кончиком указательного пальца слегка нажимаем на зону и делаем вращательные движения по часовой стрелке, затем против нее - по 3-4 секунды в каждую сторону. Продолжительность массажа 3-4 минуты. Делать 2 раза в день: после завтрака и после сна. Во время эпидемии гриппа массаж проводить через каждые 3 часа - это повышает иммунитет.

в) Массаж ушных раковин - активизирует деятельность головного мозга.

г) Гимнастика для глаз по Базарному.

Физкультминутки проводятся с использованием офтальмотренажера. Это траектории, по которым дети бегают глазами. При этом движения глаз должны сочетаться с движениями головы, туловища. Каждая траектория отличается по цвету, это делает схему яркой, привлекает внимание.

Физкультминутка снимает зрительное утомление, тренирует шейные позвонки, повышает активность детей на занятиях, развивает зрительно- двигательную координацию. Результативность данной методики проявляется в работе с детьми с ЗПР.

е) Солевое закаливание включает в себя попеременное топтание на резиновых ковриках с шипами, фланелевой дорожке, пропитанной 20%-ным солевым раствором и сухой фланелевой дорожке. Время 3-4 минуты.

ж) Полоскание горла настоем трав. Настой трав готовит медицинская сестра для всех групп. Используются травы: шалфей, эвкалипт, ромашка, сосновые почки. Применение трав идет в чередовании через 2 недели.

з) Водные процедуры включают в себя умывание холодной водой, мытье шеи и рук до локтя.

Весь комплекс процедур при условии регулярного проведения дает хорошие результаты в укреплении здоровья и снижения заболеваемости детей.

Комплексное использование технологий, благодаря которым решаются задачи защиты, формирования и укрепления здоровья, воспитание у детей культуры здоровья, может быть названо здоровьесберегающей педагогикой.

Для этого необходимо, чтобы ребенок приобрел знания, умения и навыки, необходимые для ведения здорового образа жизни, и воспитать у них культуру здоровья, т.е. умение заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

Информация и умения необходимы для приобщения ребенка к процессу самосознания, выявления своих возможностей. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком неосознанной им информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к движениям токов в своем организме. Все, чему учат детей, они должны применять в реальной жизни на практике.

Особое внимание следует уделить таким компонентам ЗОЖ как:

- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;

- рациональное питание;

- закаливание организма;

- создание условий для полноценного сна;

- воспитание у ребенка сознательного отношения к природе, культуру поведения дома, в общественных местах;

- формировать основы самобезопасности (умение понять себя и окружающих и не вредить ни себе, ни им);

- формировать понятие о том, что полезно, а что вредно для организма;

- любое занятие оздоровительного характера должно доставлять ребенку радость.

Психотерапия словом с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР
Изучая опыт работы Марии Монтессори с детьми, имеющим проблемы в развитии я обратила внимание на её обычай беседовать с детьми, сидя вместе и дети, воспитатель в кругу. Мы использовали ковер на полу, где удобнее интереснее общаться. Для нас это место гармонизации, где проводит психотерапия разговорами, играми, беседами, разъяснениями, разговором- убеждением т.е. воспитание личности. Эти разговоры, игры «лечат» проблемы ребенка: его страх тревоги, обиды, неумение дружить, устанавливать контакты. При этом задача воспитателя - вместе учиться общаться и наслаждаться общением и жизнью. Вот любимые темы, которые обсуждаются в группе:

1) Как мы понимаем животных (кошку, собаку).

Умеют ли говорить животные. Как животные передают нам свое отношение, свои просьбы, как показывают настроение.

2) Наше отношение к другим людям. Настроение.

За что взрослые на нас сердятся.

За что сверстники на нас сердятся.

Мы все одинаковые и разные.

Чем мы похожи и чем отличаемся (лицом, поведением, мальчики и девочки).

3) Речевое поведение и понимание.

Какие правила вежливости я знаю?

Что мне надо ещё узнать?

Добрые слова. Какие я знаю добрые слова?

Почему злые слова портят жизнь?

Почему люди ссорятся, даже если они любят друг друга?

Волшебные слова. Слова делают чудо.

4) Я и болезни.

Почему плохо болеть?

Как уберечься от болезней?

Как стать сильным, красивым, здоровым, что для этого надо?

5) Я - мальчик. Я - девочка.

Мальчики сильнее девочек.

Все мужчины были мальчиками.

Как стать сильным. Как стать красивой.

Замечательные принципы Марии Монтессори:

1) Общепедагогический принцип «Не навреди!»

2) Поверь в ребенка, в его силу и возможность!

3) Не торопи! У каждого ребенка свои «сроки созревания»

4) Не делай за ребенка: помоги сделать самому.

5) Не забывай: «Главное для ребенка радость жизни, духовная свобода и духовная пища»

6) Помни, что «воспитание - это помощь психическому развитию ребенка»

Терапия словом использовалась испокон веков. «Словом можно убить, словом можно спасти» - эту истину, ставшую прописной, знают все.

В педагогической копилке любого специалиста собрано достаточное количество игр, историй, забав. Применять их надо не ко всем сразу, как было принято в традиционной методике, а индивидуально, как лекарство, избирательно.

Большинство детей сами находят повод для обсуждения (это дети с нормальным психическим развитием), а для детей с проблемами в развитии воспитатель сам предлагает тему, и смотрит, интересна ли она детям.

Важно научить человека понимать себя, уважать себя, защищать себя с помощью слова. А начинать надо с самообучения активному слушанию и присоединению.

Активно слушать - значит, все внимание уделить ребенку: смотреть на него чувствовать и понимать его. Воспитатель должен мимикой сообщать ребенку, что он его чувствует.

Мария Монтессори утверждала, что без эмоциональной зрелости, интеллект мало значим. Вся её работа была нацелена на создание условий для эмоционального созревания (сначала ощущение, чувства, эмоции, затем слова, мысли).

В настоящее время исследования ученых показывают, что гораздо больше достигают в жизни и работе те люди, которые учились не только на отлично, а те, которые учились средне, но имели устойчивое эмоциональное развитие. Значит, вера в себя, в свои силы, важнее для успеха в жизни, чем интеллект. Поэтому важно сформировать в ребенке самоуважение.

Беседуем мы, сидя на ковре по кругу - это место постоянной терапии словом. Каждый вечер дети рассказывают, чем был интересен день, чему научились, что сделал не так.

В копилке нашей группы есть тексты - благодарения, ведь «Благодарность - это богатство, а жалоба - нищета». Главный смысл благодарений «воспевание». Утром дети, встречаясь на круге, любят произносить:

«День наступает,

Природа оживает.

Солнышко встает -

Нам светло дает.

Мы собираемся -

В добрый путь отправляемся.

Друг на друга поглядим,

Про себя поговорим:

«Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий,

Вовочка хороший,

Вовочка пригожий,

Он вчера хорошо играл…» и т.д.

Особо детям нравится стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молитва». Магия слов оказалась сильнейшей: запомнили слова очень быстро, часто используем для воспитания уважения к себе.

«В минуту жизни трудную

Теснится в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучьях слов живых.

И дышит непонятная

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненья далеко.

И верится, и плачется,

И так легко, легко.

А вот ещё стихи Ф.И.Тютчева оказались «молитвой - заговором» против всяких неприятностей.

«Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись. В день уныния смирись. День веселья, верь, настанет, Сердце в будущем живет. Настоящее уныло, Всё мгновенно... Всё пройдет...

Что пройдет - То будет мило».

А вот ещё благодарения, которые дети полюбили. «Спасибо солнышку за свет, Спасибо няне за обед, Спасибо всем моим друзьям, Спасибо вам, и вам, и вам».

«Вас благодарю - спасибо говорю. Говорю слова волшебные, говорю слова лечебные».


Точечный самомассаж в жизни детей с проблемами в развитии
Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Забота об укреплении здоровья детей проблема не только медицинская, но и педагогическая. Задача воспитателей помочь детям овладеть самомассажем биологически активных точек, который является наиболее перспективным и простым, общедоступным методом в оздоровлении детей.

Точечный массаж, как элемент психофизической тренировки, способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения воздействуя на некоторые активные точки. В основном это массаж активных точек на пальцах рук, на лице, ушах, на подошве и пальцах ног.

В коррекционных группах необходимо точечный массаж проводить систематически. За 3 - 4 минуты, проведенного массажа, повышается устойчивость организма к холоду, вирусам. Это элементарный прием самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своем здоровье, уверенности в том, что ребенок сам может помочь себе улучшить свое самочувствие.

Массаж активных точек влияет на улучшение кровообращения, тонизирует и активизирует работу всего организма, улучшает память, собирает внимание. Благодаря точечному массажу повышается устойчивость организма к холоду, сырости, вирусам и микробам. Философ Анаксагор говорил: «Рука у каждого человека таит в себе чудодейственную силу излечения болезней». Регулярный массаж большого пальца способен повышать функциональную деятельность головного мозга. Указательный палец активизирует деятельность желудка, средний - деятельность кишечника, безымянный нормализует функцию печени, мизинец стимулирует работу сердца.

Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благотворно влияет на деятельность головного мозга и тонкой моторики.

Массаж «волшебных» точек ушей, расположенных на ушной раковине рефлекторно связан со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения и активизации работы всего организма.

Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делаю с детьми ежедневно после дневного сна.

Перед самомассажем детям необходимо тщательно вымыть руки, вытереть.

Для того чтобы точечный массаж не выполнялся чисто механически, необходимо создать соответствующий эмоциональный настрой.

Все упражнения выполняются спокойно, без малейшего напряжения мышц, не прилагая особых усилий, чтобы детям было приятно.



Схема самомассажа

Внедрение элементов фитотерапии в оздоровление детей с ЗПР
Для массового оздоровления детей необходимо использовать эффективные, несложные в осуществлении методы.

Одним из лучших способов решения данной проблемы является фитотерапия. Метод комплексного профилактического лечения, включающий широкое использование целебных факторов природной среды, лекарственные растения не только эффективно воздействуют на очаги патологии, но и существенно повышают защитные силы организма.

Настои трав готовит медицинская сестра для всех групп. Используются травы: шалфей, эвкалипт, ромашка, календула, шиповник, мята.

Применение трав идет в чередовании через 2 недели, весной и осенью в качестве профилактических средств.


следующая страница >>