Конспект занятия «Постановка хореографической композиции «Барыня-Сударыня» - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект занятия «Постановка хореографической композиции «Нестареющий... 1 177.77kb.
Конспект занятия по краеведению в подготовительной к школе группе... 1 48.51kb.
План-конспект для проведения лекционного занятия 1 314.7kb.
«Мой фантастический зверь» 1 50.09kb.
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и... 1 66.51kb.
Конспект занятия по экономическому воспитанию детей младшего школьного... 1 43.77kb.
План-конспект для проведения лекционного занятия 1 53.88kb.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим детей подготовительной... 1 66.08kb.
Конспект открытого занятия элективных курсов Работа со слоями Провела... 1 25.21kb.
Конспект занятия по рисованию на тему: «Воздушные шары» для детей... 1 40.5kb.
Конспект занятия в старшей группе с детьми зпр тема: «Наш чудо-нос» 7 1894.66kb.
«Формирование правильной осанки у дошкольников» Воспитатель старшей... 1 126.04kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Конспект занятия «Постановка хореографической композиции «Барыня-Сударыня» - страница №1/1


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей детско-юношеский центр «Прометей»

Конспект занятия


«Постановка хореографической композиции «Барыня-Сударыня»

Педагог дополнительного образования
Ольга Владимировна Чумейкина

Югорск 2010

ББК 74.202

Ч 81

Чумейкина О.В.



«Постановка хореографической композиции

«Барыня - сударыня»
Конспект занятия

Конспект занятия «Постановка хореографической композиции «Барыня – сударыня» будет интересен специалистам, работающим в области народного танца, занимающихся изучением и сохранением наиболее интересных в художественном отношении образцов народных танцев, созданных на основе сценических хореографических произведений.

Рассмотрено и утверждено методическим советом

от «____» _________________ 2010г. Протокол № ____

Председатель

методического совета_________________________Т.М. Нерода

Муниципальное бюджетное

учреждение дополнительного

образования детей

детско – юношеский

центр «Прометей», 2010

Содержание

Введение 4

1. Содержание танца 5

2. Описание костюмов 6

3. Описание танца 8

4. Описание движений 13

5. Список литературы 16

Приложение 1 17



Вариант танцевальных костюмов

Приложение 2 19



Схемы композиционных рисунков

Приложение 3



Хореографическая постановка «Барыня – сударыня»

… Пляска не только услаждает, но также

приносит пользу зрителям, хорошо их

воспитывает, многому научает.

Пляска вносит лад и меру в душу

смотрящего, изощряя взоры красивейшими

зрелищами, увлекая слух прекраснейшими

звуками и являя прекрасное единство

душевной и телесной красоты.

А если в союзе с музыкой и ритмом пляска

всего этого достигает, то за это она

заслуживает не порицания, а скорее похвалы.

ЛУКИАН

Введение

Народный танец, один из древнейших видов народного искусства складывался и развивался под влиянием географических, исторических и социальных условий жизни. Он конкретно выражает стиль и манеру исполнения каждого народа и неразрывно связан с другими видами искусства, главным образом с музыкой.

Народный танец – результат коллективного творчества. Переходя от исполнителя к исполнителю, из поколения в поколение, из одной местности в другую, он обогащается, достигая в ряде случае высокого художественного уровня, виртуозной техники. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции, пластический язык, особая координация движений и приемы постановки.

О разнообразии народных танцев, их различии по характеру и манере исполнения, а также об условиях, влияющих на формирование тех или иных черт в народных танцах, образно писал Н.В.Гоголь: «Посмотрите, народные танцы являются в разных углах мира: испанец пляшет не так как швейцарец, шотландец, как теньеровский немец, русский не так, как француз, как азиат. Даже в провинциях одного и того же государства изменяется танец. Северный русс не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финн. У одного танец говорящий, у другого бесчувственный, у одного бешеный, разгульный, у другого спокойный, у одного напряженный, тяжелый, у другого легкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражаются в танцах; народ климата пламенного оставил в своем национальном танце ту же страсть и ревность».

Специалисты, работающие в области народного танца, занимаются изучением и сохранением наиболее интересных в художественном отношении образцов народных танцев, созданных на основе сценических хореографических произведений. Эти и другие задачи решают многочисленные и любительские коллективы, научно-методические центры народного художественного творчества, учебные заведения культуры и искусства.

«Барыня – сударыня»

Цель данного конспекта занятий: Сформировать профессиональные компетенции у обучающихся при постановке хореографической композиции «Барыня – сударыня».

Задачи:


  1. Сформировать основу теоретических знаний при изучении хореографической композиции «Барыня – сударыня»;

  2. Обучить практическим знаниям танцевальной лексики;

  3. Обучить исполнительскому мастерству в национальном характере при исполнении хореографической композиции «Барыня – сударыня».

Ожидаемые результаты:

  1. Освоить теоретическую основу хореографической композиции «Барыня сударыня»;

  2. Уметь свободно выполнять танцевальные движения, при исполнении хореографической композиции;

  3. Уметь исполнять хореографическую композицию передавая национальный характер и колорит.

Содержание танца

Массовый танец «Барыня – сударыня», состоящий из 12 человек (6 юношей и 6 девушек), создан по мотивам фольклорных танцев. Танец состоит из шести частей, разных по содержанию, настроению и темам. В несложном сюжете передается большой смысл, раскрываются черты характера девушек и юношей русского народа через своеобразие композиционных перестроений, рисунков, особую пластику движений.

В летний вечер за селом собрались юноши погулять, попеть, потанцевать. У одного в руках гармошка, у другого балалайка. Неожиданно, прогуливаясь, выходит девушка, увидев парней, она зовет своих подружек. И начинается веселая русская пляска «Барыня». Вначале этого танца происходит знакомство, затем разворачивается веселый перепляс между парнями и девчонками. И в финале композиции танцующие соединяются в пары, заканчивая танец вместе. В последней части постановки «бесовка» или «уход» каждая из шести пар уходят индивидуально, согласно характеру движений каждой пары.

В хореографической композиции использованы речитативы частушек:

Барыня дробушку била

Себе палец отдавила

Барыня – барыня,

Сударыня – барыня!

Барыня пошла плясать

Невозможно устоять!

Барыня – барыня,

Сударыня – барыня!

Барыня не устает

Всех плясать с собой зовет!

Барыня – барыня,

Сударыня – барыня!

Наша барыня устала

Отдохнуть бы не мешало!

Барыня – барыня,

Сударыня – барыня!


Описание костюмов

Костюмы являются стилизацией женского и мужского.



Женский костюм:

– Платье прозрачным лифом с пышными рукавами до локтя, на горловине сборка.

– Юбка цветная, широкая с двумя пышными прозрачными подъюбниками.

– Душегрея цветная, пышная, на лямках, отороченная золотой тесьмой.

– Цветная лента на голове, отороченная золотой тесьмой, сзади большой прозрачный бант.

– На ногах полуботинки со шнуровкой.

– Платочки белые, однотонные с кружевами.

Мужской костюм:

– Рубаха цветная с горловиной и длинными рукавами.

– Брюки однотонные, длинные.

– Кушак однотонный (пояс).

– Фуражка однотонная, в цвет брюк.

– Сапоги высокие, черного цвета.



Описание танца

Юноши стоят друг за другом в последней правой кулисе, подготовившись к выходу, а девушки стоят друг за другом в первой левой кулисе, подготовившись к выходу.

Музыкальный размер 4/4

Вступление музыкального сопровождения (8 тактов).



Сцена пуста.

I часть «Выход»

1-14 такты

Из обеих кулис в продвижении по квадрату выходят основным шагом 6 юношей и 6 девушек, и встают в две линии лицом к зрителю (рис.1, приложение).

15-16 такты

Юноши приглашают девушек танцевать, которые отвечают им согласием и исполняют поворот в парах (рис.2, приложение).

17-20 такты

Пары, через одного, основным шагом перестраиваются на две колонны, в каждый по три пары.

21-28 такты

Девушки двумя колоннами по 3 человека основным шагом идут на встречу к друг другу, делают поворот, одновременно со взмахом платочка (приветствие), расходятся друг от друга на свои места и исполняют поворот в парах с юношами. В этот момент парни исполняют каблучную присядку с разножкой. (рис.3, приложение).

29-36 такты

Юноши двумя колоннами по 3 человека основным шагом идут навстречу друг другу, здороваются и исполняют каблучную присядку с разножкой в повороте, затем расходятся основным шагом на свои места и исполняют с девушками поворот. В конце поворота пары встают спиной к зрителю. Девушки в этот момент исполняют движения «припадание», и «моталочку» (рис.4, 5, приложение).

II часть «Завязка»

37-44 такты

Пары перестраиваются на 3 четверки и идут основным шагом по центральной части сцены и в конце музыкального отрезка расходятся по парам, перестраиваясь на круги, взявшись за руки в конце музыкальной фразы, исполняют тройной притоп (рис. 6,7, приложение).

45-52 такты

Юноши и девушки через одного, взявшись за руки исполняют 2 раза подряд 4 основных шага, 2 притопа с соскоком и 2 каблучных шага по кругу против часовой стрелки и в конце музыкального отрезка расходятся основным шагом по своим маленьким кружочкам, образуя большой круг (рис.8, приложение).

53-56 такты

Девушки по большому кругу исполняют 2 раза подряд 2 каблучных шага и 1 поворот с прыжком вокруг себя, а юноши исполняют 2 раза подряд хлопушку с подскоком и «метелочку» с круговым движением рук с ударами хлопков. Продвижение по кругу против часовой стрелки (рис.9,10, приложение).

57-60 такты

Девушки и юноши в противоположных направлениях друг от друга основным шагом перестраиваются на «плетень», так, что парни встают спиной к зрителю с левой стороны, а девочки лицом с правой стороны (рис. 9,10, приложение).

61-68 такты

Исполняется плетень основным шагом по часовой стрелке, взяв под руки друг друга, и в конце музыкального отрезка перестраиваются на полукруг для исполнения сольных кусков (рис.11, приложение).



III часть «Кульминация»

69-76 такты

Девушки исполняют речитатив 1-ой частушки. Далее исполняется первый сольный кусочек двумя девушками – дробные выстукивания (рис.12, приложение).

77-84 такты

Исполняется второй сольный кусочек одной девушкой - каблучный шаг с двумя вокруг себя вращениями (рис.13, приложения).

85-92 такты

Юноши исполняют речитатив второй частушки. Далее сольный кусочек с гармошкой исполняет мальчик одновременно с присядкой по первой прямой позиции (рис.14, приложение).

93-100 такты

Исполняется второй сольный мужской кусочек с балалайкой, одновременно исполняя 2 раза каблучную присядку с разножкой и на 3 раз разножку на воздух (рис.15, приложение).



IV часть «Развязка»

101-104 такты



Исполняется речитатив третьей частушки всеми участниками. Исполнители основным шагом перестраиваются на заднем плане сцены в общую линию через одного и встают лицом к зрителю, в конце музыкальной фразы исполняется тройной притоп (рис.16,17, приложение).

105-108 такты

Общая линия танцующих направляется лицом к зрителю, взяв под руки другу друга, исполняя 2 раза подряд 2 основных шага и 2 притопа с соскоком, тем самым, проходя к передней части сцены (рис.18, приложение).

109-112 такты

Линия из танцующих основным шагом перестраивается, на 2 линии, прощаясь парами друг с другом и в конце музыкальной фразы тройной притоп (рис.19,20, приложение).



V часть «Финал»

113-116 такты

В двух линиях танцующие исполняют в парах хлопки друг другу и друг от друга, движения в ногах выпады с переменой ног.

117-120 такты

В двух линиях танцующие исполняют по парам «до-за-до» основным шагом лицом к зрителю, в правую и линию стороны по маленьким кружочкам (рис.21, приложение).

121-122 такты

В двух линиях танцующие исполняют в парах боковое в правую и левую стороны, взявшись за руки, юноши стоят чуть позади, а девушки впереди (рис. 22, приложение).

123-124 такты

В двух линиях танцующие исполняют повороты в парах против часовой стрелки, взявшись за руки крест накрест, в ногах шаг галоп по кругу, в конце музыкальной фразы все исполняют прыжок с отжимом, и юноши опускаются вниз на присядку, а девушки встают на боковые переступания лицом к зрителю, на некотором расстоянии друг от друга.

125-128 такты

В двух линиях танцующие исполняют: девушки боковые переступания в правую и в левую стороны 4 раза и в конце притопом правой ноги III позиции ног, руки во II позиции, а юноши присядку – качалку с выносом ноги на каблук, в руках круговые движения и в конце музыкальной фразы выпад на колено; левая рука в III позиции, другая в I позиции.

129-132 такты

Танцующие исполняют речитатив четвёртой частушки, а затем поклон с кивком головы в правую и левую стороны, исходное положение ног I свободная позиция.

VI часть «Уход»

133-148 такты

Танцующие, перестраиваясь, идут по кругу основным шагом и уходят в правую ближнюю кулису. Каждая пара исполняет характерные ей движения (рис. 23, приложение).

Описание движений

Движение 1.

Основной шаг.

Исходное положение – VI позиция ног, руки в кулачках на талии, корпус отклонен чуть назад.
раз – шаг с правой ноги с каблука на всю стопу с высоким подниманием колена;

два – движение продолжить с другой ноги.



Движение 2.

«Моталочка».

Исходное – VI позиция ног, руки в кулачках на талии, корпус подтянут.

1 такт:


раз – подскочить на левой ноге, правую согнуть в колене и поднять назад;

два – подскочить на левой ноге, правую провести броском вперед, колено и подъем натянуты;

2 такт – исполнить «моталочку» накрест;

3 такт:


раз – продолжить движение с другой ноги.

Движение 3.

Двойная дробь.

Исходное положение – VI позиция ног, руки на талии в кулачках, корпус подтянут, ноги чуть согнуты в коленях.

Затакт – левую пятку поднять.

Раз – правую ногу приподнять и опустить с двойным ударом стопы;

два – левую ногу приподнять и отпустить с ударом стопы;

три – перейти на правую ногу и все продолжить с другой ноги.

Движение 4.

Боковые переступания с подскоком.

Исходное положение – позиция ног, руки на талии в кулачках, корпус подтянут.

Раз – подскочить на левой ноге, правую ногу вынести на каблук;

два – повторить то же самое;

три – переступить на правую ногу, затем на левую;

четыре – пауза;

раз – движение продолжить на левую ногу.



Движение 5.

Боковое в парах.

Исходное положение – III позиция ног, взявшись за руки, корпус подтянут.

Раз – шаг с правой ноги в сторону.

Два – левую ногу подставить в III позицию назад.

Три - шаг с правой ноги в сторону.

Четыре – левую ногу поставить на каблук в сторону.

Раз – продолжить движение с другой ноги.



Движение 6.

Припадание.

Исходное положение – III позиция ног, руки на талии в кулачках, корпус подтянут.

Затакт – приподнять правую ногу не высоко, вставая на полупальцы опорной ноги. Колени обеих ног и подъем правой – вытянуть.

Раз – опуститься с носка на всю стопу правой ноги вправо, подводя левую ногу стопой к щиколотке опорной сзади. Колени обеих ног согнуть, сохраняя выворотное положение. Подъем левой вытянуть.

Два – продолжить движение с другой ноги.



Движение 7.

Присядка – разножка с выходом на ребро каблука.

Исходное положение – неполная I позиция ног, руки на талии в кулачках, корпус подтянут.

Раз – с небольшого подскока опуститься в полное приседание, руки соединить в I позицию, ноги перевести на полупальцы, колени в выворотное положение;

два – перескочить на каблуке, разводя ноги в широкую II открытую позицию, руки раскрыть во II позицию;

Движение 8.

Присядка с «разножкой».

Исходное положение – VI позиция ног, руки на талии в кулачках, корпус подтянут.

Раз – с небольшого подскока опуститься в полное приседание по I прямой позиции ног;

два – проскользнуть на ребре каблука правой ноги вперед и на полупальцах левой ноги назад, поднимаясь до полуприседания.

Вытянуть в коленях обе ноги.

Три – продолжить движения с другой ноги.

Движение 9.

Присядка по I прямой позиции.

Исходное положение – VI позиция ног, руки на талии в кулачках, корпус подтянут.

Раз – с небольшого подскока опуститься в полное приседание по I прямой позиции, колени вместе, корпус держать прямо;

два – подскочить на полупальцы левой ноги, поднимаясь до полуприседания и резко раскрывая правую ногу не высоко вперед, колено и подъем вытянуть;

три – продолжить движение с другой ноги.



Движение 10.

Присядка с поочередным раскрыванием ноги на ребро каблука.

Исходное положение – неполная I позиция ног, руки на талии в кулачках, корпус подтянут.

Раз – перескочить на полупальцы левой ноги по I свободной позиции, проскальзывая правой ногой на ребро каблука вправо, колено вытянуть и раскрыть во II позицию;

два – перескочить на полупальцы правой ноги по I свободной позиции, проскальзывая левой ногой на ребро каблука влево, колено вытянуть, подъем сократить, положение рук сохраняется.

Список литературы
1. Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности» № 10; Танцы народов России. – М., изд. Советская Россия 1970

2. Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности» № 11; Танцы для детей. – М., изд. Советская Россия 1982

3. Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности» № 18; Рождение танца. – М., изд. Советская Россия 1970

4. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца – упражнения у станка. – М., изд. Владос 2003

5. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца – этюды. – М., изд. Владос 2004

6. Гусев Г.П. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. – М., изд. Владос 2004

7. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. – М., изд. Владос 2003

ПРИЛОЖЕНИЕ