Конспект урока по теме «воздействие человека на природу» - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект урока по теме «стихотворение в. А. Жуковского 1 69.54kb.
Конспект урока в 7-м классе по теме Изготовление панно 1 41.72kb.
Конспект открытого урока в 4-м «А» классе по теме «My favourite colour» 1 51.62kb.
Урока: Рисование с натуры человека (карандаш) 1 31.58kb.
Конспект открытого урока по предмету «Трудовое обучение» в 5с, 7с... 1 130.29kb.
Конспект урока литературы в 10 классе по теме «Проблемы выбора жизненного... 1 91.65kb.
Конспект урока по технологии 2 класс III четверть 4 урок 1 61.13kb.
Конспект урока русского языка в 6 классе. «Повторение по теме «Фразеология» 1 277.45kb.
Конспект урока математики в 7 классе с учеником надомного обучения... 1 63.5kb.
Конспект урока по Технологии по теме 1 56.73kb.
Урока «Оптические явления в атмосфере» 1 115.23kb.
Предложения республики Молдова по рвпз в соответствии с решением... 1 105.16kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Конспект урока по теме «воздействие человека на природу» - страница №1/1


КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ

«ВОЗДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ПРИРОДУ»

7 КЛАСС

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: КОНСТАНТИНОВА ГЮЛЬНАРА ХАЛИДОВНА
Задачи урока: продолжить формирование у школьников понятия о природном комплексе; показать значение природы для жизни и хозяйственной деятельности человека, изменение природных комплексов под влиянием этой деятельности; содействовать самостоятельности мышления школьников при решении познавательных задач.

Оборудование: физическая карта мира, политическая карта мира, транспарант «Понятие о природном комплексе», карточки с изображением важнейших растительных культур.

На доске: «Охрана природы – забота каждого».

Ход урока:


  1. Повторение курса 6 класса темы «Природный комплекс».

Вспомнить, что такое природный комплекс? Что вы можете рассказать о составе природного комплекса?

Обобщая ответы учащихся, учитель называет главные признаки природных комплексов Земли (их рекомендуется записать в тетради):



  • В состав комплекса входят компоненты природы – горные породы, рельеф, увлажнение, воды, почвы, растительность, животные;

  • Компоненты в комплексах существуют не самостоятельно, а во взаимосвязи и взаимодействии, поэтому при изменении свойств одного из компонентов природы изменяются свойства и других компонентов;

  • Каждый комплекс формируется длительное геологическое время и продолжает развиваться и в настоящее время под действием Солнца, взаимодействия компонентов и влияния деятельности людей.

Приглашаются две пары учащихся. Им предлагается сразиться в экологическом турнире. Кто из ребят предложит больше последствий влияния человека на природный комплекс, тот и выиграл турнир. Предлагаются следующие ситуации: «Что случится, если вырубили лес» и «Что случится, если построили плотину на реке».



Возможные варианты ответов ребят:

  1. Вырубили лес.

А. Улетят птицы, уйдут звери. Б. Уменьшится поступление кислорода в атмосферу.

В. Начнется рост оврагов. Г. Понизится уровень грунтовых вод. Д. Изменяться почвы.



  1. Построили плотину на реке.

А. Увеличится площадь водной поверхности. Б. Повысится испарение и увеличится влажность.

В. Замедлится течение реки. Г. Начнется процесс заболачивания. Д. Изменятся растения и животные.






  1. Объяснение нового материала.

Человек и его влияние на живые организмы

1. Переселение организмов из одного места в другое.

Из Северной Америки в Евразию: ондатра, подсолнечник, кукуруза, картофель, табак, томат.

Из Южной Америки в Евразию: нутрия.

Из Азии на другие материки: лошадь.

Равновесие – один из важнейших законов природы. Переселение животных иногда дает ошибки в равновесии. Например, в Австралии.

«Австралийская кроличья эпопея известна всем. Размножившиеся кролики угрожали погубить овцеводство – основную статью дохода Австралии. Кроликов уничтожали всякими способами, и, наконец, микробиологи вызвали у зверьков эпидемию, и болезнь в короткое время извела грызунов. Равновесие, успевшее сложиться за сотню лет. Опять резко нарушилась. Дикие собаки динго, процветавшие при обилии кроликов, теперь нападают на овец».

2.Уничтожение организмов. За последние 400 лет в мире уничтожено более 150 видов зверей и птиц. Исчезли с лица Земли стеллерова корова, сумчатый волк, дикая лошадь тарпан, громадный сильный бык тур и многие др. Под угрозой исчезновения сейчас находятся еще около 600 видов. Из 400 тысяч видов растений 25 тысяч находятся под угрозой исчезновения.

Морская корова была открыта в 1741 г. в северной части Тихого океана участником экспедиции Витуса Беринга Г. Стеллером. Это крупное доверчивое млекопитающее (длиной до 8 м) совершенно не боялось человека. Оно питалось водорослями (морской капустой), поэтому жители Камчатки назвали это животное «капустник». Животное так близко подпускало к себе людей, что до него можно было дотронуться рукой и погладить. В связи с тем, что мясо морской коровы было очень вкусное, она подверглась нещадному истреблению и через 28 лет после открытия была полностью уничтожена. В настоящее время только в музеях можно увидеть скелеты этого животного.

Из списка пернатых обитателей планеты навсегда вычеркнут вид бескрылая гагарка. Последний экземпляр уничтожен в Исландии около 1844 г.

3. Уничтожение леса на планете.

Появление и развитие земледелия 7 тыс. лет назад положило начало массовой вырубке лесов. По оценкам ученых, к моменту появления человека на Земле леса занимали 60% ее поверхности, а сейчас – только 30% или 4 млрд. га. Однако темпы вырубки лесов высоки: в год исчезает около 110 тыс. кв.км лесов или 20 га в минуту. В настоящее время нетронутые человеком леса сохранились в тайге России и Канады, а также в тропических лесах Амазонии.






Влияние человека и его хозяйственной деятельности на окружающую среду

Загрязнение рек и морей.

Масштабы загрязнения внутренних вод принимают в настоящее время угрожающие размеры. От болезней, возникающих вследствие их загрязнения, ежегодно страдают на Земле 500 млн. человек. Сброс в реки и водоемы сточных вод приводит к гибели не только рыб, но и к уничтожению их нерестилищ, многих кормовых организмов.

Миссисипи сделалась грязным сточным потоком, Сена и Рейн – белыми от химической пены. «Химический взрыв» на Рейне.

Известный норвежский ученый, путешественник и писатель Тур Хейердал, переплывший на бальзовом плоту значительную часть Тихого океана, вспоминает, что он и его товарищи на «Кон-Тики» были глубоко взволнованы красотой и поразительной чистотой океана. Но недавно ученый заявил: «Загрязнение океана продуктами деятельности человека заметно не только вблизи берегов, но и на обширных пространствах в его центральной части». Они повсюду встречали пластиковые сосуды, выдавленные тюбики и др.

Просмотр отрывка из видеофильма на кассете «География» «Кольский полуостров».

Вопрос к учащимся: какие еще примеры влияния человека на живые организмы и окружающую среду вы знаете?

Происхождение центров культурных растений

Во всем мире выращивается около 3000 видов растений. Выделяют 7 центров происхождения культурных растений.



Работа учащихся с учебником с. 270 рис. 117. Ребята изучают этот рисунок. Затем к доске вызывается один из учеников, который при помощи карточек с изображением культурных растений и магнитиков, показывает на физической карте мира важнейшие центры их происхождения. При этом он дает название тех географических объектов, на месте которых он прикрепляет карточку. Например, центр происхождения подсолнечника – Центральная Америка.



  1. Закрепление нового материала.

  1. Почему нельзя проводить охрану природы только в одной стране? (Привести пример кислотных дождей).

  2. Поясните понятия: экологический кризис, обезлесивание, опустынивание, озоновая дыра.

  3. Заполните таблицу «Экология материков»




Материки

Экологические проблемы

Пути решения проблем

1. Африка

Наступление пустыни Сахара; разрушение среды обитания животных и растений; подавление африканских видов видами, переселенными человеком.




2. Австралия

Изменение природы; ????




3. Южная

Америка


Сокращение площади лесов; ???




4. Северная Америка

Эрозия почв в прериях; уничтожение животных; ???




5. Евразия

???





В конце урока проводится проверка таблицы.