Конспект урока по теме «стихотворение в. А. Жуковского - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект урока в 7-м классе по теме Изготовление панно 1 41.72kb.
Конспект открытого урока в 4-м «А» классе по теме «My favourite colour» 1 51.62kb.
Конспект открытого урока по предмету «Трудовое обучение» в 5с, 7с... 1 130.29kb.
Конспект урока литературы в 10 классе по теме «Проблемы выбора жизненного... 1 91.65kb.
Конспект урока русского языка в 6 классе. «Повторение по теме «Фразеология» 1 277.45kb.
Конспект урока математики в 7 классе с учеником надомного обучения... 1 63.5kb.
Конспект урока по теме «воздействие человека на природу» 1 52.78kb.
Конспект урока по Технологии по теме 1 56.73kb.
Урока: Рисование с натуры человека (карандаш) 1 31.58kb.
Конспект урока по рассказу Г. Паустовского «Телеграмма» 1 91.2kb.
2014 год Конспект урока письма в послебукварный период. Тема урока... 1 168.32kb.
Рабочая программа дисциплины «Бухгалтерский учет» для специальности... 2 471.98kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Конспект урока по теме «стихотворение в. А. Жуковского - страница №1/1


ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ «СТИХОТВОРЕНИЕ В.А.ЖУКОВСКОГО «ВЕЧЕР» КАК ЭТАПНОЕ В СТАНОВЛЕНИИ РУССКОГО РОМАНТИЗМА»

(Интерпретация поэтического текста, 10 класс).



Тип урока: изучение нового материала, повторение.

Цели: 1)образовательные:

-проанализировать стихотворение «Вечер», показать, как происходит переход от сентиментализма к романтизму;

-познакомить с приемами, на которых строится данное стихотворение;

2)развивающая:

- развитие аналитических способностей, позволяющих видеть, сопоставлять разные направления в литературном процессе;

- развитие навыков выразительного чтения;

3)воспитательная: воспитание любви к поэтическому слову поэта эпохи сентиментализма – становления романтизма; воспитание нравственных качеств на материале произведения (любовь к природе, верность дружбе и т.д.).
Оборудование: портрет В.А.Жуковского, аудио- или грамзапись оперы П.И.Чайковского «Пиковая дама».

Методы: исследовательский (анализ), наблюдение, беседа.

Словарная работа:

Элегия - лирическое стихотворение, проникнутое грустью.

Филомена – соловей.

Струги – лодки.

Бразды – борозды.

Оратаи – пахари.

Петел – петух.

Фимиам- запах.

Зефир – легкий ветерок.
Ход урока.
1. Задание классу: вспомнить, что называется «сентиментализмом», характерные признаки этого направления показать на элегии «Сельское кладбище» (знакомство и изучение состоялось на предыдущем уроке).

2.Аналитическая работа по стихотворению «Вечер».

Стихотворение относится к жанру медитативной элегии. В отличие от «Сельского кладбища», размышления (медитации) сосредоточены здесь вокруг лирической темы. Воспоминания об утраченных друзьях, об уходящей молодости слиты с мечтательно-меланхолическим восприятием вечернего пейзажа.

1) Чтение (учителем или подготовленным учеником) стихотворения.

2) Беседа по содержанию.

- Найти примеры сентиментализма. (Идиллическое начало стихотворения – трогательное описание природы, чувствительный, идиллический пейзаж). Вспомнить содержание стихотворения «Сельское кладбище». Сравнить пейзаж.

- Привести примеры и понаблюдать, где читатель видит разницу в описании пейзажа, как он постепенно становится «подвижным»?

На доске учителем, а в тетради учениками происходит оформление записи:


Объекты наблюдения

их « движение»


Ручей


…виющийся по светлому песку

Стада

…бегут…


облака


…померкнули края…


луч зари

…на башнях умирает…


волшебный луч

…мелькнул…


хребты

…воспламенились…


луны ущербный лик

…встает из-за холмов…


тихое небес светило

…как зыблется твой блеск.

…как бледно брег ты озлатило и т.д.






Запись вывода: в сентиментализме пейзаж статичен, декоративен, нет движения природы. Ж. показывает смену состояний, движение этого вечера (через глаголы-сказуемые).

Задание: понаблюдать, как вечер переходит в ночь. Чтение вслух отдельных примеров:

…Уж вечер…

…Все тихо…

…Но что?..Какой вдали мелькнул волшебный луч?

…Луны ущербный лик…
Подводим детей к выводу, что все происходит естественно, пластично. Обратим внимание на то, что слово ночь отсутствует.

- Кого вводит поэт в пейзаж? (человека, самого поэта). Для чего еще, по вашему мнению, нужен автор в пейзаже? (В самом описании пейзажа прежде всего присутствует воспринимающий его и умеющий насладиться им поэт).

Чтение строфы:

…Как слит с прохладою растений фимиам …

- Что это придает пейзажу? ( Еще большую подвижность, динамичность).

Комментарий учителя. Присутствие автора Ж. многократно обнажает. Он – частичка пейзажа, природы, гармоничная часть природы. От этого присутствия пейзаж сразу утепляется, становится одушевленным. Автор нужен и для того, чтобы понять чувства прекрасного в природе, настроить читателя на нужную эмоциональную волну (« сижу задумавшись…»). Восхищение человека передано в трехкратном повторении одной и той же конструкции восклицания (…как слит, как сладко, как тихо…) (прием анафоры). Внутренний мир человека сам по себе является неким объективным фактом, подлежащим раскрытию в лирике.

Новаторство Ж. Ж.- первый русский поэт . сумевший не только воплотить в стихах реальные краски, звуки и запахи природы – все то, что для человека составляет его прелесть,- но как бы одухотворит природу чувством и мыслью воспринимающего ее человека.

Наступление ночи навевает печаль, грустные воспоминания.


Задание: найти строки, в которых присутствует герой и определить, чему они посвящены, с каким настроением написаны.

Строки посвящены минувшему, далекой юности, друзьям, которые уже никогда не вернутся:

…Где вы, мои друзья?..

…Где наш священный круг?..

…Где Вакховы пиры?..

…Иль всяк своей тропою тащиться осужден?..

…один - почил…( речь идет об А.И.Тургеневе);

…другой – о небо правосудно!...(о С.Е.Годзянко, после окончания Благородного пансиона сошедший с ума );

…Ужель дерзнем друг другу чужды быть…

Комментарий учителя. Сентименталистская идиллия превращается в горячее искреннее восхищение. В этот умиротворенный образ вечера входит меланхолический жанр. Стихотворение превращается в чисто романтическое произведение - элегию.

(Обращаемся к помещенному на доске справочнику).

Этот жанр прочно связан с любовной лирикой. Элегия связана с темой дружбы. Эта тема пушкинская. Именно Ж.передает эту тему Пушкину.

Элегия строится на системе контрастов.



Задание: определить, где эта контрастность. (В природе все гармонично, а на душе печаль. Предмет поэзии – внутренний мир человека, полный глубокого драматизма. Человеческой душе присуще стремление к счастью и блаженству.

Комментарий учителя.

Как и в предшествовавших элегиях – тот же самый эффект постепенно гаснущего света, привычные контуры изменяются глубокими тенями. «Включается» луна – и появляется необычное, днем невозможное: бледная золотая дорожка лунного света на воде. Дневная явь сменяется ночной зыбкостью – и соответственно иной стала тональность чувств, иным стал предмет раздумий.

Вопрос следует за вопросом – и все они клонятся к познанию одной проблемы: в природе нет несправедливости, потому что смена весны, лета, осени, зимы в своем кругообороте, в постоянной повторяемости цветения и умирания запечатлена вечность. Но по отношению к человеку изначально заложена несправедливость: дитя природы, лучшее ее создание – он не вечен, он неповторим как личность, он обречен на полное исчезновение. Он словно куда-то властно увлечен. Но куда, зачем, какова цель этого торопливого стремления в таинственное будущее? И что оно обещает человеку, кроме могильной плиты над истлевшим прахом? Куда уйдут эти яркие, сильные чувства, украшавшие человеческое существование, эти жгучие слезы разочарований, эти страсти, от которых закипал мир, колебались царства, открывались новые перспективы перед человечеством?).

Затем элегия переходит в дружеское послание.



Задание: найти эти строки и зачитать.

…Где вы, мои друзья?..

…Где наш священный круг?.. и т.д.

Комментарий учителя. Этот жанр пришел в романтическую поэтику из классицизма. Поэт обращается к друзьям, он верит в дружбу, в свое предназначение. Священный круг – это понятие нравственное или общеидеологическое. Песни могут быть унылые или веселые, приятные или раздражающие, исполненные мастерски или неуклюже. Здесь же пламенные песни взяты в переносном значении – как зажигательные, вольнодумные, политические славословия не только в честь муз, поэзии, творчества, но и свободы. И это в крепостнической России в 1806 году. И в тот момент, когда реакционный союз трех монархов (Пруссии, Австрии и России) пытался сокрушить французскую армию, еще не утратившую ореол освободительницы европейских народов!

Ж. заявил о своей индивидуальности. Самобытность поэта в том, что он предельно искренен. Он говорит о том, что сам чувствует. 1-й период творчества Ж. – переход от сентиментализма к романтизму. Ж. утверждает личностное начало поэта. Ж. ввел в поэзию лирического героя – самого автора.



Задание: найти в тексте подтверждение этому ( строфы)

... Мне рок судил брести неведомой стезей…

…Творца, друзей, любовь и счастье воспевать…

…о песни чистый плод невинности сердечной… и т.д.



Комментарий учителя.

В этой элегии молодой русский поэт заговорил не только о своих сокровенных раздумьях и даже не только о том, что волновало русских интеллигентов, склонных к осмыслению жизни в раннеромантическом, элегическом духе. Жуковский поднял проблему общечеловеческого плана. Вопрос о смысле бытия, о личной смерти и бессмертии, о назначении человека стоял буквально перед всеми мыслящими людьми – во все времена и у всех народов.



Новаторство Ж. Заслуга Жуковского в том, что эту всечеловеческую проблему он изложил впервые в русской литературе на уровне вполне оригинальной, высокой поэзии с громадной заражающей силой.
3) Работа над музыкальностью стиха.

Музыкальность стиха достигается за счет использования приемов поэтического выражения:

- олицетворение мечтательных душевных переживаний( «…о дней моих весна…»);

- эмоциональные эпитеты, выражающие не столько свойства предметов, сколько впечатление, которое они производят на поэта («…волшебный луч мелькнул..» );

- взволнованность стиха (восклицательные, вопросительные предложения, эмоциональные обращения, словесные повторы).

Ученики приводят примеры, доказывая музыкальность.



Комментарий учителя. Жуковский показал умение уловить и передать тончайшие переливы красок – шорохи, трепеты, отблески угасающей вечерней природы. Строфы 6-8 использованы П.И.Чайковским в опере «Пиковая дама» для дуэта Лизы и Полины.

3.Домашнее задание: по выбору:1) выполнить письменный анализ стихотворения; 2)произвести сопоставительный анализ стихотворения «Вечер» с поэзией А.С.Пушкина о дружбе (стихотворение на выбор).