Конспект урока по биологии 6 класс Тема: Плод. Разнообразие и значение плодов. Учитель биологии моу сош №2 - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Конспект урока по информатике учителя информатики моу «сош №4» г. 1 117.5kb.
Учебно-опытный участок это лаборатория биологии под открытым небом... 1 77.84kb.
Конспект урока изобразительного искусства тема: «хохломская роспись»... 1 110.33kb.
Творческий проект Работа учителя биологии моу «Кудеснерская оош» 1 112.85kb.
Конспект урока Математика 4 класс III четверть Тема урока: Письменное... 1 91.16kb.
Васина наталия Александровна методика формирования компетентности... 2 406.25kb.
Рабочая программа учебного предмета по биологии для 7 класса 2 722.84kb.
Районный этап. Районная олимпиада по биологии. 9 класс. Задания. 2 406.43kb.
Рабочая программа дисциплины Проблемы современной биологии 1 170.81kb.
Рабочая программа по биологии- 6кл. I. Пояснительная записка Биология... 1 237.7kb.
Интегрированный урок в 11-ом классе 1 77.32kb.
Метод раздельного питания Герберта Шелтона 1 185.8kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Конспект урока по биологии 6 класс Тема: Плод. Разнообразие и значение плодов. Учитель - страница №1/1


Управление образованием администрации МО «Ахтубинский район»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная

школа №2 МО «Ахтубинский район».

Конспект урока по биологии 6 класс

Тема: Плод. Разнообразие и значение плодов.

Учитель биологии

МОУ СОШ №2

Якушкина Е.А.

Ахтубинск 2008

План урока.
Тема: Плод. Разнообразие и значение плодов.
Цель: Сформировать у учащихся знания о плоде, как о важном органе цветкового растения; о его строении и значении; продолжить экологическое воспитание учащихся, на основе изучения приспособленности растений к распространению семян; развивать навыки работы с натуральными объектами и наглядными пособиями; сформировать умения по классификации плодов и определении признаков приспособленности к распространению семян
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый.
Приёмы: объяснение, беседа, работа с таблицами и наглядным материалом, решение проблемных ситуаций, разгадывание кроссворда, работа со схемами.
Оборудование: таблицы «Сухие плоды», «Сочные плоды»; коллекции сухих и сочных плодов (натуральные объекты); папки с цветными картинками – «Многообразие плодов», «Образование плода», «Сухие и сочные плоды», «Односемянные и многосемянные» - по одной на парту; листы самоконтроля - «Строение цветка» - у каждого ученика.

Ключевые слова и понятия: цветок, плод, семязачаток, завязь, опыление, оплодотворение, сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные плоды, способы распространения плодов.
Ход урока.


  1. Организационный момент. Приветствие.

Здравствуйте! Я очень рада вас видеть. Надеюсь, что мы сегодня с вами очень плодотворно поработаем, и чтобы настроиться на хорошую работу послушаем стихотворение Николаю Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!»
Не позволяй душе лениться
Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день, и ночь, и день и ночь!





  1. Изучение нового материала.

1. Загадка: Весной повис-

Всё лето кис,

А сладок стал –

На землю пал.

(Плод)

Как вы думаете, о чём идёт речь?

2. Итак, сегодня мы с вами поговорим о плодах, об их образовании, значении и распространении. И в конце урока мы должны будем ответить на вопрос

«На месте чего образуются плоды и зачем они нужны»

Запись вопроса на доске.


3. Открываем тетради и записываем тему урока.

Плоды. Разнообразие и значение плодов.
4 .Решение проблемной ситуации:

Что же такое плод? Давайте поможем решить спор двум товарищам, один из которых утверждает что кочан капусты это плод, а другой с ним не согласен. Как Вы думаете, кто из них прав? – ученики высказывают свои предположения.

Обобщение ответов учащихся - кочан капусты это не плод, т. к. нет цветка. Кочан – это почка.

5. Беседа



  • На месте чего образуется плод? (На месте цветка)

Итак, весной цветут яблони, вишни, а затем на месте цветка образуется плод
6. Запись в тетради.

Плод образуется на месте цветка.

Плод – это орган цветкового растения.
7. Беседа:

  • Перечислите, у каких растений есть плоды.

8. Решение проблемной ситуации (на закрепление)

Есть ли плоды у ели? Обсуждение ответов учащихся – у ели нет цветков, поэтому не может быть плодов. Шишка это побег.

Итог: плод образуется только на месте цветка.
9. Как же происходит образование плода?

Давайте вспомним строение цветка. Возьмите листочки для самоконтроля, где нарисован цветок и подпишите части цветка обозначенные цифрами.


По окончании работы один ученик выходит к доске и подписывает части цветка на цветке, который заранее был нарисован на доске.

Ученики сами себя проверяют: если справились с заданием правильно, то на своих листах пишут МОЛОДЕЦ!, если допустили ошибку пишут повтори строение цветка.


10.Беседа

  • Какие процессы, должны произойти с цветком, чтобы на его месте появился плод?

  • Что такое опыление?

  • Что такое оплодотворение?

11. Запись в тетради (по итогам беседы)



Процессы, необходимые для образования плода.

  • Образование цветка

  • Опыление

  • Оплодотворение

  • Образование плода

12. Работа с индивидуальными папками (рисунок пестика и плода в разрезе)

Беседа:


  • Из какой части цветка образуется плод?

13. Запись в тетради:



После оплодотворения из семязачатков пестика развиваются семена, а из стенок завязи околоплодник.

Образование плода:

ЦВЕТОК (ПЕСТИК) ПЛОД

СЕМЯЗАЧАТОК--------------------------------СЕМЯ

СТЕНКА ЗАВЯЗИ------------------------------ОКОЛОПЛОДНИК
14. Беседа:


  • Самостоятельно сформулируйте определение ПЛОДА.

15. Обобщение и корректировка ответов учащихся и запись определения плода в тетради.



Плод – важнейший орган размножения цветковых растений, образующийся на месте цветка после опыления и оплодотворения.
16. Рассказ о разнообразие плодов – демонстрация плодов кокоса, лотоса, чилима – разнообразие плодов по форме, размерам, окраске.

Ученики работают так же с индивидуальными папками – рисунок «Разнообразие плодов».


17. Работа с коллекцией плодов ( у каждого ученика своя коллекция на отдельных тарелочках)

Постановка проблемы: На какие группы вы можете разделить эти плоды?

Предполагаемые ответы: (на каждую группу ученики предварительно раскладывают плоды по группам, затем проверка вместе с учителем)

  • Сухие (жёлудь, орех, зерновка, семянка, боб, крылатка, коробочка) и сочные (ягода, костянка, яблоко);

  • Односемянные (жёлудь, орех, зерновка, семянка, крылатка, костянка) и многосемянные (боб, коробочка, ягода, яблоко).



18. Работа с индивидуальными папками (рисунки сухих и сочных плодов; односемянных и многосемянных) и с таблицами на доске – ученики самостоятельно составляют в тетради схему «Классификация плодов».
КЛАССИФИКАЦИЯ ПЛОДОВ

СОЧНЫЕ СУХИЕ

Многосемянные Односемянные Многосемянные Односемянные

Ягода Костянка Коробочка Зерновка

Яблоко Боб Семянка

19. Решение проблемных ситуаций:



  • О ком позаботилась природа, создав вкусные плоды?

  • Почему зрелые ягоды никогда не бывают зелёного цвета?

  • Почему плоды вкусные?

  • Что находится внутри плода?

  • Для чего же появились плоды?

20. Обобщение и корректировка ответов учащихся; запись вывода в тетрадь



Плод – это приспособление цветкового растения к распространению семян.
21. Решение проблемной ситуации

  • Почему необходимо распространять семена? (Чтобы они не проросли рядом материнским растением, и не было конкуренции за питательные вещества, свет и воду).

22. Изучение способов распространения семян – разгадывание загадок, с последующей записью способов распространения в тетрадь.





  • Под забором у края степей

Сладко спал одинокий репей,

Спал и видел прекрасные сны,

Как он вцепится в заячью грудь

И в далёкий отправится путь.


Животными – крючки, липучки, сладкие, сочные, яркие.



  • Летят пушинки чистые

За луг, за сад, за лес…

И к нам парашютистами

Спускаются с небес.

(Одуванчик)




  • Пролетают вереницы –

Новосёлы – птицы;

Прилетят домой –

И крылья долой.

(Клён)
Ветром – лёгкие, имеются крылышки.




  • На сучке - арканчик

Держит чемоданчик.

Крышка открылась –

Всё развалилось

(созревшие семена гороха)





  • Под кустами, у плетня,

Не смолкает трескотня;

Пуля слева, пуля справа…

На кого идёт облава

(саморазбрасывание семян у акации)


Самораспространение – плоды, вскрываются самостоятельно.


  • Плывёт утица,

Ныряет, крутится,

От родного берега

Далеко очутится.

(Кокос)
Водой – лёгкие, маленькая плотность.




  • Выпускает он листы

Широченной широты.

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не обойдёшь –

На себе их все найдёшь!

(Лопух)


Человеком – крючки, липучки.
23. Запись в тетради:

Способы распространения семян

  • Животными

  • Ветром

  • Самораспространение

  • Водой

  • Человеком

24. Беседа на основе имеющихся знаний.

Итак, мы выяснили, что плоды нужны для распространения семян, а какое ещё значение имеют плоды в природе и жизни человека.
25. Обобщение и корректировка ответов учащихся и запись в тетради.
ЗНАЧЕНИЕ ПЛОДОВ

В ПРИРОДЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Развитие семени Продукты питания

Созревание семян Корм скоту

Расселение растений Лекарство

Пища для животных Сырьё в промышленности

Освоение новых территорий


26. Беседа.

Давайте вспомним тот вопрос, который мы задали в начале урока и ответим на него.

Вопрос: На месте чего образуются плоды и для чего они нужны?

Ответ (с записью в тетрадь):



  • Плоды образуются на месте цветка.

  • Плоды нужны для распространения семян.

27.Наш урок подходит к концу, давайте сядем на машину времени и совершим путешествие в мир детства – вспомните сказки, в которых вы встречались с плодами.



  • «Принцесса на горошине» - боб (Г. Х. Андерсен)

  • «Петушок и бобовое зёрнышко» - боб

  • «Конёк - горбунок» - зерновка (П. Ершов)

  • «Золушка» - тыквина (Ш Перо)

  • «Приключения Чиполино» - ягода – помидор, костянка – вишенка. (Д. Радари).


III. Оценки

IV. Д/З.: параграф Плод. Разнообразие. Распространение плодов; написать сказку с плодами в «главных ролях».