Конспект урока окружающего мира в 3 классе Тема: «Полезные ископаемые» - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Конспект урока окружающего мира в 3 классе Тема: «Полезные ископаемые» - страница №1/1


МКОУ Людковская СОШ

Конспект урока окружающего мира

в 3 классе

Тема:


«Полезные ископаемые»

Разработала:

Учитель начальных классов

Бычкова И.Т.

Людково 2013

Тема: «Полезные ископаемые»

Цели:

Познавательные – формирование представлений у учащихся о подземных богатствах; познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи;

Развивающие –

1) развитие анализирующего наблюдения на основе выделения различий полезных ископаемых;

2)Развитие логического мышления на основе отработки логических операций:


  • Анализ – на основе выделения существенных признаков полезных ископаемых;

  • Сравнение разных полезных ископаемых;

  • Обобщение при формулировке вывода;

3) развитие практических умений при выполнении практической работы;

Воспитательные –

  1. Воспитание бережного отношения к природе, учить экономно использовать богатства нашей планеты;

  2. Воспитание познавательного интереса;

  3. Воспитание культуры общения;

  4. Воспитание аккуратности при выполнении практической работы.

Оборудование урока:

Для учителя – образцы полезных ископаемых, картинки с изображением полезных ископаемых, физическая карта России, гвозди, лупы.

Для учащихся – учебник, тетрадь.

Тип урока: предметный.

Ход урока

Этапы урока

Содержание этапов

1.Орг. момент

- Дети, проверьте все ли у вас готово к уроку.

2. Проверка домашнего задания

- Какой раздел из курса окружающего мира мы начали изучать?

- Что такое экономика? Назовите «три кита экономики».

- Сегодня на уроке мы продолжаем работу в разделе экономика.

- Возьмите ручки. Сейчас вы выполните тест, который я вам радам. Подпишите фамилию.

1. Основу экономики составляют:

А) природные богатства

Б) промышленность

В) капитал

2. К природным богатствам относятся:

А) воздух

Б) животные

В) заводы

3. Капитал – это …

А) здания заводов, фабрик, ферм

Б) деньги

В) оборудование

4. Труд может быть:

А) тяжелым

Б) физическим

В) умственным

5. Успех труда зависит от:

А) образования человека

Б) места жительства человека

В) здоровья человека.

- О каком ките экономики идет речь: без него невозможно производство товаров и услуг?

- С какими природными богатствами мы уже познакомились? (Воздух, вода, почва, животные, растения.)



2.Актуализация имеющихся знаний и постановка проблемной ситуации

- Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле.

Какие хитрые секреты

Таят обычные предметы:

Блестят в солонке минералы!

Снежинки – это же кристаллы!

Фольга, скрывавшая конфету –

Металл такой же, как в ракетах.

Таит его простая глина,

Сестра сапфира и рубина!

А коль споткнешься ты о камень,

Не думай, что виной булыжник,

И тут всесильная природа

Тебе подсунула породу!

- Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь?

- Прочитайте тему урока. (Полезные ископаемые.)

- Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы? (Какие полезные ископаемые мы знаем. Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? Как их добывают?)

- Какую проблему ставим на уроке? (Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека.)

- Для чего нам необходимо это знать?

-Как будем узнавать неизвестное о полезных ископаемых? Как будем работать? (Будем работать в парах.)


3.Формирование новых знаний и умений

Работа по учебнику с. 49-50



- Поработайте в парах и попробуйте дать определение «Полезные ископаемые». (Полезные ископаемые – природные богатства, которые люди добывают из глубины земли и ее поверхности и используют.)

- Если мы знаем, что такое полезные ископаемые, то чтобы узнать как их использовать, где применять, как вы думаете, что еще мы должны о них знать? (Свойства.)

- Каждое полезное ископаемое обладает каким-либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем выявлять-исследовать и заносить в таблицу.

Свойства полезных ископаемых

Название

Состояние

Цвет

Основное свойство

Где используют

Нефть

Жидкое; легкая, маслянистая

Коричневый

Горючесть

Топливо

Каменный уголь

Твердое; тяжелый

Черный

Горючесть

Топливо

Гранит

Очень твердый; тяжелый

Красный, серый, белый

Прочность

Строительство

Нефть. Исследование. Показ учителя опытов и заполнение таблицы. Вывод.

Каменный уголь. Исследуйте по плану:

План изучения свойств каменного угля:


  1. Рассмотрите образец каменного угля. Определите его цвет. Имеет ли блеск?

  2. Опустите кусочек в воду. Он плавает на ее поверхности или тонет? Какой вывод можно сделать?

  3. Проведите ногтем по породе. Если остался след – то порода мягкая. Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый. Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.

  4. Уголь твердый, но предположим, что хрупкий. Докажите. Найдите способ доказательства.

  5. Где используют и на основании какого свойства.

- Сравните эти два полезных ископаемых, используя таблицу.

План изучения свойств гранита

  1. Рассмотрите в лупу кусочек гранита. Определите, какого цвета и из чего состоит? Подумайте, на какой фрукт похож и почему называется гранит?

  2. Определите легче или тяжелее воды.

  3. Сравните твердость гранита и твердость угля, оставляя на нем царапины ногтем, гвоздем.

  4. Убедитесь в особой прочности гранита. Проведите по стеклу гранитом и углем. Что оставляет след или царапину на стекле (уголь или гранит)?

- Вывод по таблице о граните.

- Давайте сравним по таблице уголь и гранит.

- А сейчас нам Алена с Максимом расскажут о природном газе и песке.

- Продолжаем работу. Нам предстоит еще многое узнать.

- Итак, зная свойства полезных ископаемых, что мы теперь можем узнать? (Где используют и как добывают.)

- Как вы думаете, кто такие геологи?

- Сейчас вы будете геологами-разведчиками. Вы отправляетесь на разведку и через несколько минут расскажете нам о способах добычи полезных ископаемых. В этом вам поможет учебник. Начинать свой рассказ будете со слов: «Мы геологи только что вернулись с экспедиции …» В помощь к вашему тексту есть дополнительная информация. Используйте ее.

- Перед рассказами поработаем с понятиями:



Геологи – люди, занимающиеся изучением и поиском полезных ископаемых

Месторождения – места, где в глубинах земли и на ее поверхности залегают полезные ископаемые.

Карьер – это открытый котлован.

Шахты – это глубокие колодцы.

(Дети читают приготовленные сообщения.)

Дополнительная информация:

Каменный уголь.

Уголь называют каменным, потому что он твердый и его долгое время считали камнем. А на самом деле уголь образовался из древних растений. Но вот пришли люди, увидели эти залежи. Уголь добывают двумя способами: открытым – добыча в карьере, и закрытым – добыча в шахтах.

Уголь – одно из самых необходимых полезных ископаемых. Он обогревает жилье. Дает своему другу-человеку лекарства. Без угля нельзя выплавить металл, приготовить пищу. А еще из него готовят духи и разные пахучие сиропы.

Нефть.

Наша страна очень богата нефтью. До сих пор ученые не пришли к единому мнению по тому, как я образовалась. Многие утверждают, что за сотни миллионов лет вещества, составлявшие когда-то водоросли, рыб и рачков, превратились в нефть. Без нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире. Более тысячи веществ изготавливают из этой маслянистой коричневатой жидкости. Например, чистейший бензин, для авиации и смазочные масла для машин. Из нефти получают духи, лекарства, фотопленки, пластмассы, из которых можно строить дома и делать машины.

Для того, чтобы добыть нефть строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

Железная руда.

С давних времен человек ищет месторождения руд, содержащих различные металлы. Из руд черных металлов выплавляют железо, чугун, сталь. А из руд цветных металлов – алюминий, медь, цинк, свинец. Как правило, изделия изготавливают не из чистых металлов, а из сплавов. Как много вокруг нас металлических предметов: ножницы, ложки, кастрюли, ведра … а станки на заводе, самолеты и автомобили, поезда на рельсах. Да и сами рельсы. Все это из металлов! А металлы получены из руд, добытых в природе.



Строительные материалы. Песок, глина, известняк.

Песок – это рыхлая порода, состоящая из мельчайших частиц. Это продукт разрушения твердых пород. Незаменим в стекольном производстве, строительстве дорог.

Глина – это широко применяемый строительный материал. Кирпич делают из глины. А еще делают красивую фарфоровую, фаянсовую посуду. Глина образуется в результате выветривания различных горных пород. В воде она намокает, становится вязкой, пластичной.

Известняк – залегает в земле громадными слоями. Обыкновенный камень белого или серого цвета. Из него иногда состоят целые горы. Используют в строительстве. Мелом пишут по доске. Белят стены. Используют при строительстве домов.

- Может ли наша экономика обойтись без природных богатств?

- Полезные ископаемые – это источник нашей жизни.

- Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли?

- Что же должен сделать человек, чтобы по-хозяйски использовать богатства подземных кладовых?



4.Этап закрепления изученного материала

5.Заключи-тельная беседа



- А сейчас я проверю с помощью загадок, как вы запомнили названия тех полезных ископаемых, о которых мы говорили:

Он очень прочен и упруг;

Строителям – надежный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит.)

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе.

Он и на стройке и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок.)

На кухне у мамы помощник отличный.

Он синим цветком расцветает от спички. (Природный газ.)

Без нее не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это? (Нефть.)

Он черный и блестящий.

Людям помощник настоящий.

Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить сталь,

Делать краски и эмаль. (Каменный уголь.)

Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (Мел.)

Она варилась долго

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи … (Железная руда.)

Покрывают им дороги,

Улицы в селении.

А еще он есть в цементе.

Сам он – удобрение. (Известняк.)

- Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые не возможно восстановить.

- А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства?


6.Оценка знаний учащихся, подведение итогов урока

- Какие задачи ставили в начале урока?

- Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

- Что помогло в работе?

- Какие открытия для себя сделали?



7.Домашнее задание

- Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение.

- Я предлагаю приготовить сообщение о любом полезном ископаемом.