Конспект урок литературы в 10 классе - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Н. В. Гоголя " Вечера на хуторе близ Диканьки" в 6 классе с использованием... 1 130.25kb.
Конспект урока литературы в 10 классе по теме «Проблемы выбора жизненного... 1 91.65kb.
Урок литературы в 7 классе "В жизни всегда есть место подвигу" 1 117.33kb.
Конспект урока в 7-м классе по теме Изготовление панно 1 41.72kb.
Урок литературы на тему: «Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук…» 1 94.01kb.
Урок-исследование в 10 классе Учитель Бульбас Нина Александровна м. 1 48.56kb.
Открытый урок русского языка в 6-м классе учителя русского языка... 1 39.23kb.
Босова Людмила Леонидовна Босова Анна Юрьевна уроки информатики в... 9 1406.55kb.
Урок в 6 классе на тему: «сами писанки расписываем» Тема урока рассчитана... 1 75.69kb.
На уроках русского языка и литературы антикоррупционное образование... 1 304.09kb.
«Нахождение нескольких процентов от числа» 1 53.44kb.
Ребенка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и ви­деть... 1 17.42kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Конспект урок литературы в 10 классе - страница №1/1


План-конспект урок литературы в 10 классе.

Учитель: Султанова Дания Султановна

Тема: Литературная игра по пьесе А.Н.Островского “Бесприданница”

Цель:

1) помочь учащимся лучше понять идейное содержание пьесы, её

проблематику;


  1. формировать навыки самостоятельного мышления;

  2. продолжить формирование внутреннего духовного мира учащихся средствами художественной литературы.

Оборудование:

    • потрет А.Н.Островского,

    • стенд «К уроку» с дополнительной

    • литературой, иллюстративный материал,

    • вопросник по пьесе,

    • магнитофонные записи песен из к/ф «Жестокий романс»,

    • текст пьесы,

    • песочные часы.

Словарь: искушение-соблазн, желание чего-нибудь запретного;

искушать-соблазнять.


Эпиграф: В такой пьесе, как «Бесприданница», подкупает не только мысль художника-мысль нравственная и гуманная. В ней сама глубь жизни, желание постичь её загадку, коснуться… доброго и дурного в людях».

В.Лакшин
Ход урока.



  1. Организационный момент.

  2. 1. Звучит музыка из кинофильма «Жестокий романс»

2. Вступительное слово учителя.

Ребята, мы закончили изучение пьесы А.Н.Островского «Гроза» и сегодня у нас урок внеклассного чтения по пьесе «Бесприданница», которую А.Н.Островский написал в 1879 году, то есть 125 лет назад. Эпиграфом к уроку я взяла слова известного литературоведа Лакшина. (Эпиграф зачитывается). Мы с вами заглянем в глубь жизни героев пьесы, постараемся понять их внутренний мир, попытаемся определить тематику пьесы и её актуальность в наше время.

Урок проведём в форме литературной игры. В игре будут участвовать две команды по 8 человек. Нам необходимо будет выбрать жюри для подсчёта очков и выявления команды – победительницы. Жюри будет учитывать активность каждого учащегося.

Жюри выбрали, теперь познакомимся с командами.

- «Горячие сердца» - команда X А класса.

«Чайки» - команда X Б класса.

Игра будет состоять из шести геймов.

Желаю вам удачи!

Первый гейм нашей игры.

Даётся минута. За это время нужно как можно быстрее ответить на максимальное количество вопросов. За каждый правильный ответ – 1 балл. Жюри следит за временем.



Вопросы I команде.

Узнайте героя.

    1. Блестящий барин лет за 30 из судовладельцев. Одни считают его идеалом, другие развратным человеком.

(Паратов).

    1. Очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы. Занимается перевозкой грузов.

(Вожеватов)

    1. Эта женщина создана для роскоши. Её сравнивают с бриллиантом.

(Лариса)


  1. Артистическая карьера этого человека не удалась. Он провинциальный актёр.

(Робинзон)
Чьи это слова?

1. «Дорогой бриллиант дорогой оправы требует» (Кнуров)



  1. «Что такое «жаль» этого я не знаю. У меня ничего заветного нет. Найду выгоду, так все продам, что угодно. (Паратов)

  2. Я человек смирный, знаете ли, семейный. Очень семеный». (Робинзон)

  3. Я очень много уколов перенёс для своего самолюбия, моя гордость не раз была оскорблена. Теперь я хочу и вправе погордится и повеличаться. (Карандышев)

  4. Без хитрости-то на свете не проживёшь. (Огудалова)

  5. Всё себя любят. Когда же меня-то будет любить кто-нибудь. Доведёте вы меня до погибели. (Лариса)

  6. Вещь принадлежит тому, кто её выиграл, вещь и обижаться не может. (Карандышев)

  7. Для меня нет теперь ни страха, ни закона, ни жалости, только злоба лютая и жажда мести душат меня. (Карандышев)



Вопросы II команде.

Узнайте героя.

    1. Вдова средних лет, принадлежит к порядочной фамилии дом всегда полон гостей.

(Огудалова)

    1. Пожилой человек с громадным состоянием, делец последнего времени, читает французские газеты.

(Кнуров)

    1. 3. Смешной человек, который старается принадлежать к избранному обществу.

(Карандышев)

    1. 4. В кабинете у него на стене прибит грошовый ковёр, навешаны кинжалы, пистолеты.

(Карандышев)

Чьи это слова?

    1. Всякому товару цена есть.

(Вожеватов)

    1. Мы люди бедные, нам унижаться- то всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески.

(Огудалова)

    1. Каждой вещи цена есть. Уж если быть вещью, то быть дорогой, очень дорогой.

(Лариса)

    1. Я ещё не совсем опошлился, не совсем огрубел, во мне врождённого торгашества нет, благородные чувства ещё шевелятся в душе моей.

(Паратов)

    1. В Ларисе Дмитриевне земного, житейского нет. Она создана для блеска. (Кнуров)




    1. Ларисе Дмитриевна знает, что не все то золото, что блестит. Она искала для себя человека не блестящего, а достойного.

(Карандышев)

    1. Давно уже точно во сне вижу, что кругом меня происходит. Нет, уехать надо, вырваться отсюда.

(Лариса)

    1. Я человек с правилами. Брак для меня дело священное.

(Паратов)
Жюри объявляет результаты I гейма.
II гейм игры.

Конкурс иллюстраторов и рассказчиков по иллюстрациям.

Жюри отдельно оценивает иллюстрации и рассказы по 5-балльной системе.


Пока команды готовят рассказы по иллюстрациям (время 1 мин), проведём конкурс для зрителей. (Вопросы из теста по пьесе «Бесприданница»). Слушаем рассказы по иллюстрациям.
III гейм. Заморочки из бочки.

«Заморочки» - бочонки, на них цифры. «Заморочки» достают по очереди участники команд, называют цифру, получают вопрос, который значится под этим номером.

    1. Как назывался пароход Паратова, который он собирался продать Вожеватому?

(«Ласточка»)

    1. Какое оригинальное средство борьбы с насморком предложил Кнурову Вожеватов?

(Шампанское натощак)

    1. Чей это завтрак: рюмка водки, стакан вина, котлета?

(Карандышев)

    1. Откуда Паратов знает так много русских пословиц?

(У бурлаков учился)

    1. Какой романс исполняла Лариса в пьесе?

(«Не искушай…» Боратынский)

Кстати, слово не искушай – значит, не соблазняй не вызывай желание что-нибудь сделать. Кому Лариса адресует слова этого романса?



(Паратова)

    1. Где собирался баллотироваться в мировые судьи Карандышев?

(В Заболотье)

    1. Как долго Карандышев добивался руки Ларисы Дмитриевны?

(Три года)

    1. Как Вожеватов называл лошадь Карандышева?

(Верблюд)

    1. Откуда у Карандышева пистолет?

(Из коллекции)

Почему Робинзон собирался курить сигареты Карандышева на природе?


IV гейм.

Конкурс инсценировок.

Сначала одна команда покажет свою инсценировку и задает вопрос команде - сопернице, потом другая команда покажет инсценировку и задает свой вопрос.

Жюри оценивает конкурс по 5- балльной системе.
Смотрим инсценировку, подготовленную командой «Чайки»

Вопрос: Какие черты характера Ларисы раскрылись в данной сцене?

Почему Ларису тянет в деревню?


Инсценировка, подготовленная командой «Горячие сердца».

Вопрос: Какими предстает перед нами Паратов в этой сцене? Имеет ли он

серьёзные намерения в отношении к Ларисе?


V гейм.

«Ты-мне, я – тебе»

Капитаны команд по очереди задают друг другу вопросы. В случае затруднения с ответом, капитан может посоветоваться с командой.

За каждый правильный ответ – 1 балл.
Вопросы команды «Горячие сердца»


    1. В каком городе происходят действия драмы?

(В Бряхимове)

    1. Кому принадлежат слова: «Я еду, еду не свищу, а наеду не спущу».

(Паратову)

    1. О ком Иван говорит: «Он каждое утро бульвар-то меряет взад и вперед, точно по обещанию».

(О Кнурове)
Вопросы команды «Чайки»

  1. Почему Паратов называет Аркадия Счастливцева Робинзоном?

(Нашёл его на пустом острове)

  1. Что берет в приданое Паратов?

(Золотые прииски)

  1. Как Робинзон называет Паратова?

(Ля Серж)
VI гейм игры.

«Гонка за лидером»

Вопросы задаются обеим командам. Одна команда имеет право дополнять ответ другой команды, выражать свою точку зрения. Дополнения будут учитываться жюри.




    1. Во времена А.Островского слово «бесприданница» имело 2 значения.

    2. девушка без приданого

    3. девушка с высокими моральными качествами, которой не требуется приданое.

В каком значении употреблено это слово в пьесе «Бесприданница»

(В обоих значениях)

    1. Что привлекает Ларису в Паратове?

(В глазах Ларисы Паратов – идеал мужчины: смелый, рискованный человек щедрый и широкой души)

    1. Каков Паратов на самом деле? Ваше отношение к нему?

(Бессердечный, душевно черствый, самовлюблённый эгоист, заставляет страдать любимого человека, напоминает Печорина, но Печорина деньги не интересовали, а для Паратова деньги – главное в жизни)

    1. Пароход, который продает Паратов Вожеватому называется «Ласточка». Имя Ларисы в переводе с греческого означает – «чайка». Какую параллель можно здесь обнаружить?

(Паратов так же легко расстается с «Чайкой» как и с «Ласточкой»; женится на владелице золотыми приисками)

    1. Как относится к Ларисе мать?

(Мать торгует своей дочерью, не понимает её чувств)

    1. Как Кнуров и Вожеватов относятся к Ларисе? Готовы ли помочь ей?

Разыгрывает Ларису в «орлянку»? Кнуров хочет сделать Ларису своей содержанкой, поехать с ней на выставку в Париж.

    1. Какие чувства вызывает у вас Карандышев? Любит ли он по-настоящему Ларису? Какие чувства руководят им?

Право владельца на собственность, жажда самоутверждения. Если любишь человека настоящему, то желаешь ему только счастья, а не смерти.

Вспомним пушкинское стихотворение «Я вас любил…». Один узник читает наизусть стихотворение.



    1. К какому решению пришла Лариса, когда поняла, что никто её по-настоящему не любит? Прочитайте её слова. Прослушиваем г/з «Любовь - волшебная страна»

(«Я любви искала и не нашла…» с. 399, д. 4, я.11)

    1. Почему выстрел Карандышева Лариса считает благодеянием?

(Его выстрел спас Ларису от духовного падения, ведь Лариса уже готова была пойти к Кнурову в содержанки)

    1. Как вы думаете, какую роль играет в пьесе образ Робинзона? К кому из героев он стоит ближе всего?

Человек – кукла, человек- вещь. Робинзон доверчивый, простодушный, не знает хитрости, его учат то французскому, то английскому языку.

    1. Какие причины привели героиню к гибели: социальные или духовные?

(И социальные и духовные)

    1. Почему А.Н.Островский дал своей героине имя Ларисы – чайка. Какая она?

(Тонкая, душевно богатая натура, стоит выше остальных героев, её душа летает, она вся в мечтах о большой любви, счастливой жизни, материальные блага, деньги её не интересуют)

    1. Сравните характеры Ларисы и Катерины из «Грозы» и причины их гибели.

Катерина – смелая, мужественная, решительная, вольная натура. Она глубоко религиозна, получила хорошее воспитание в семье. Лариса нерешительная, слабохарактерная, в ней нет твёрдого нравственного стержня, ведь если бы не выстрел Карандышева, она могла перешагнуть через свои нравственные принципы, но когда героиня благодарит своего жениха – убийцу за выстрел, мы понимаем, что для неё согласие стать содержанкой страшнее смерти. Лариса ушла из жизни чистой душой, простив всех, кто её продавал и предавал.

    1. Что хотел сказать автор своей пьесой? Какова идея пьесы?

Автор показал разлагающую власть денег, хотел сказать, что в обществе, где все продается и покупается нет и не может быть места настоящим, искренним чувствам. Люди с чистой душой и горячим сердцем не могут жить в таком обществе.

    1. Актуальность проблемы, поднятой в пьесе «Бесприданница» в наши дни. Чувствуется ли растлевающая человека власть денег? Какие примеры можете привести.

Мы, к сожалению, тоже живём в такое время, когда власть денег губит хороших людей. Некоторые девушки готовы ради денег продавать себя. Ведущий телепередачи «Жди меня» Игорь Кваша часто рассказывает о трагических судьбах девушек, которые в поисках лучшей жизни уходят из дома, торгуют своим телом, становятся вещью, игрушкой в руках новых русских, потом горько сожалеют о своих поступках. Деньги опьяняют людей. Центр Москвы, архитектурные памятники застраиваются бизнес центрами.

Очень хочется надеяться, что в вашей жизни всё будет хорошо и что вы никогда не попадёте под власть денег.



А теперь наша игра закончена, подведём итоги. Победители получают призы6 пятёрки.

Проигравшая команда получает домашнее задание: написать мини-сочинение на тему «Что сближает Катерину и Ларису».
Команда зрителей пишет сочинение – миниатюру «Моё отношение к Ларисе»

План-конспект внеклассного мероприятия по русскому языку.

Учитель: Султанова Дания Султановна
Тема. Речь людская – чудо.

Цель. 1) привитие навыков культурной речи;

2) обучение культуре общения.



Оборудование. 1) плакаты с русскими народными пословицами.

«Учись вежливости у невоспитанного»

«Одно хорошее слово лучше тысячи слов ругани»

«Прожуй, прежде чем проглотить, послушай, прежде чем говорить»

«Язык – один, уха – два, раз скажи, два раза послушай»

«Слово – серебро, молчание золото»

«Умей обойтись с глупым, а умный сам с тобой обойдётся»

«Язык не лопатка: знает, что горько, что сладко»


2) плакаты с высказываниями великих людей о русском языке:
Ход мероприятия.
Вступительное слово учителя о культуре речевого общения.
Общение между людьми существует не ради общения как такового. В общении мы лучше узнаем людей и самих себя, через общение получаем знания об окружающем мире, усваиваем социальные, нравственные, культурные ценности общества. Общение может быть содержательным, интересным, эмоционально насыщенным, а может обернуться скукой, надоевшим, пустым времяпрепровождением.

В словаре В. Даля слово «общение» означает изящество, обилие прекрасного, богатство, полноту, великодушие и щедрость. Культура общения предусматривает как внешнюю сторону проявления красоты во взаимоотношениях людей (скромность, тактичность, ненавязчивость, соблюдение основных требований культуры поведения, так и внутреннюю, характеризующуюся тем, на основе каких интересов происходит общение и к чему, в конечном счёте, оно сводится.

Культура общения предполагает способность правильно оценивать своих товарищей, окружающих людей, видеть достоинства у тех, кто по каким-либо причинам лишён броскости, внешней выразительности. Умение вступать в общение без предвзятости, не навязывать своих вкусов, предпочтений. Проявление доброжелательности, вежливости, терпимости, сдержанности, уступчивости в сочетании с принципиальностью. Это и культура чувств (благодарность, симпатия, соболезнование и т.п.) Большую роль в культуре общения играет умение ориентироваться в партнёрах, т.е. определять характер человека, его настроение, верно истолковывать поведение человека, учитывать его возраст, пол, адекватно откликаться на слова, поступки, действия партнёра по общению.

Куда бы ни пришел человек, он должен поздороваться, не дожидаясь приветствия в его адрес. Приветливая улыбка и небольшой вежливый наклон головы подчеркнет ваше расположение к людям. В. Солоухин пишет об улыбке следующее: «Посмотрите, почти всё у человека предназначено для самого себя: глаза – смотреть, находить, рот - поглощать пищу, все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы её никогда бы даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, легко и радостно. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся и ты никому не улыбнулся тоже. Душа зябнет и каменеет».

Если вам встретился человек, с которым вы уже здоровались, не делайте вид, что вы его не замечаете. Поздоровайтесь ещё раз, изменив форму приветствия, или просто приветливо улыбнитесь.

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем незнакомы.

- Здравствуйте! –

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали,

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
Ребята, сегодня мы собрались здесь в этом зале, чтобы провести мероприятие на тему «Слово – жизни краса, чистой зорьки роса». Каждый человек, я думаю, хочет, чтобы его считали культурным. Культура проявляется не только во внешнем виде, в поведении, но ив речи. Речь – показатель культуры человека, его воспитанности, начитанности, образованности, интеллигентности. Основа речевой культуры – правильность речи, т.е. умение владеть языковыми нормами и использовать выразительные средства языка.

В программе нашего мероприятия КВН между учащимися 10-11 классов. Участники игры должны будут показать нам, в какой степени они обладают культурой речи. А зрители должны будут поддержать представителей своего класса. В случае затруднений вы сможете помочь своим товарищам заработать дополнительные очки. Удачи всем!

Приглашаем команды. Выберите капитанов, объявите названия команд и ваши девизы.
Итак, начинаем нашу игру.

Первая игра называется «Коротко, но ясно».

Ведущий читает указанные ниже определения и, обращаясь по очереди к участникам команд, предлагает каждое из них одним словом, точно соответствующим данному понятию.


1. Самый низкий мужской голос (бас).

2. Обычные, непраздничные дни (будни).

3. Круглая площадка посреди цирка (арена).

4. Территория, на которой запрещена охота, рыбная ловля, рубка деревьев (заповедник).

5. Остановка в пути для отдыха (привал).

6. Умение определять размер на глаз (глазомер).

7. След, проложенный лыжником (лыжня).

8. Ансамбль из трёх певцов или музыкантов (трио).

9. Маленькие цветные бусинки для вышивания (бисер).

10. Группа артистов, выступающих как единый коллектив (ансамбль).


Уровень культуры каждого человека проявляется уже на уровне произношения. Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы владеете орфоэпическими нормами. Каждой команде предлагается отдельный набор слов для чтения.

1. Расставьте правильно ударения в словах и прочитайте их.


Карточка №1

Договор, алфавит, проценты, гусеница, добыча, искра, силос, звонит, обеспечение.


Карточка №2.
Инструмент, щавель, каталог, комбайнер, столяр, цемент, центнер, квартал, новорожденный.
2. Прочитать отрывок из стихотворения. Оценивается произношение.
Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.


Следующая игра называется «Грамоте учиться – всегда пригодится».

Участникам команд предлагается вставить вместо точек пропущенные буквы.

Выигравшей считается та команда, которая сделает наименьшее количество ошибок в правописании данных слов.


Абон..мент, ак(?редитв, ап(?)ел(?)яция, акц…я, ат(?)естат, бюл(?)етень, декларац…я, диаграм(?)а, д…ректива, изв…щение, инструкц…я, квитанц…я, ком(?)юнике, облигац…я, пат…нт, петиц…я, пре(?)скурант, ц…ркуляр, вед…мость, к…нтракт, л…цензия, р…естр.

Для зрителей разыгрывается сценка «Мама и дочка». Нужно определить, какие речевые ошибки допустила дочка.


Следующая игра называется «Объясни значение слова».

Участникам команд необходимо объяснить значение заимствованных слов.


Абитуриент, адаптация, альтернатива, валюта, вето, виза, девальвация, лицензия, прогресс, резюме, референдум, реформа, актуальный, лаконичный, негативный, позитивный, пунктуальный, аналогичный.
В это время для зрителей показывается сценка «Милиционер и мальчик». Нужно определить, какие речевые ошибки допустил мальчик.
Пятый конкурс будет называться «Объясни фразеологизмы»

Команды по очереди берут карточки с записанными на них фразеологизмами и объясняют их значение




  1. Брать себя в руки

  2. Бросаться в глаза кому-либо

  3. Как кошка с собакой

  4. Как с гуся вода

  5. На птичьих правах

  6. Тряхнуть стариной

  7. Как снег на голову

  8. Хоть отбавляй

  9. Через час по чайной ложке

  10. Каши не сваришь

Сколько, по-вашему, нужно человеку слов, чтобы успешно общаться, понимать и быть понятым другим. Разыгрывается сценка. Нужно ответить на вопрос: «Какой недостаток высмеивает автор?»




  • Здравствуй, Еленочка, а это что такое? Откуда стулья?

  • Хо-хо!

  • Нет, в самом деле?

  • Кр-расота!

  • Да. Стулья хорошие.

  • Зна-ме-ни-тые!

  • Подарил кто-нибудь?

  • Ого!

  • Как?! Неужели ты купила? На какие же сред­ства? Неужели на хозяйственные? Ведь я тебе тысячу раз говорил...

  • Эрнестуля! Хамишь!

  • Ну, как же так можно делать?! Ведь нам же есть нечего будет!

  • Подумаешь!

  • Но ведь это возмутительно! Ты живешь не по средствам!

  • Шутите!

  • Да, да. Вы живете не по средствам...

  • Не учите меня жить!

  • Нет, давай поговорим серьезно. Я получаю двести рублей...

  • Мрак!

  • Взяток не беру, денег не краду и подделывать их не умею...

— Жуть!

Эрнест Павлович замолчал.



  • Вот что,— сказал он, наконец,— так жить нельзя.

  • Хо-хо,— сказала Эллочка, садясь на новый стул.

  • Нам надо разойтись.

  • Подумаешь!

  • Мы не сходимся характерами. Я...

  • Ты толстый и красивый парниша.

  • Сколько раз я просил не называть меня парнишей!

  • Шутите!

  • И откуда у тебя этот идиотский жаргон!

  • Не учите меня жить!

  • О, черт! — крикнул инженер.

  • Хамите, Эрнестуля.

  • Давай разойдемся мирно.

  • Ого!

  • Ты мне ничего не докажешь! Этот спор...

  • Я побью тебя, как ребенка.

  • Нет, это совершенно невыносимо. Твои доводы не могут меня удержать от того шага, который я вынуж­ден сделать. Я сейчас же иду за ломовиком.

  • Шутите!

  • Мебель мы делим поровну.

  • Жуть!

  • Ты будешь получать сто рублей в месяц. Даже сто двадцать. Комната останется у тебя. Живи, как тебе хочется, а я так не могу...

  • Знаменито,— сказала Эллочка презрительно.

  • А я перееду к Ивану Алексеевичу.

  • Ого!

  • Он уехал на дачу и оставил мне на лето всю свою квартиру. Ключ у меня... Только мебели нет.

  • Кр-расота!

Умение разграничивать стили языка также является показателем владения культурой речи. Следующее задание нашего конкурса требует от вас умение пользоваться в определённой ситуации соответствующую лексику.



«Замените книжную лексику разговорной»
Карточка №1

Найдите в приведённых ниже предложениях примеры неуместного использования слов. Исправьте предложения, заменяя, где это необходимо, книжную лексику общеупотребительной или разговорной.




  1. Брат решил презентовать маме на её день рождения картину, которую написал инкогнито от всех.

  2. Своих домашних я всегда информирую, где базируюсь.

  3. На уроке учитель скрупулёзно проанализировал все дефекты наших сочинений.

  4. Наши возможности были ограничены слишком мизерной зарплатой.


Карточка №2

Замените предложения синонимичными разговорными конструкциями.




  1. По окончании занятий вы должны зайти к директору.

  2. Вслед за акробатами в представлении приняли участие иллюзионисты.

  3. В повести «Тарас Бульба» рассказывается о пламенной любви Тараса к родине и ненависти к врагам народа.

  4. Надо все взвесить, прежде чем принять окончательное решение.

  5. Если имеешь желание стать победителем конкурса, то должен серьёзно к нему подготовиться.

Сейчас команды получают задание Разрешите спорную ситуацию, связанную с умением использовать слово в правильной форме.


1 команде:

В рассказе известного русского сатирика Зощенко «Кочерга» говорится о том, как директор решил написать на склад требование. Вот это требование.

«Имея шесть печей при наличии одной кочерги, немыслимо предохранить служащих от несчастных случаев. А посему в срочном порядке прошу выдать подателю сего требования пять коче….

И здесь директор осекся. Он не знал, как диктовать. 1,2, 3, 4 кочерги – это ясно, а как сказать 5 (кочерг, кочерёг, кочережек). А вы, ребята, как думаете? помогите директору дописать требование.


2 команде:

Технический секретарь Аня влетела в секретариат, помахивая листком бумаги. Она швырнула листок машинистке Мариванне (Марии Ивановне) и выпалила:

_ Поправь и перепиши. Тараканыч ругается. Ни одной бумажки у вас, говорит, толком не перепишут, всегда наврут.

Тараканычем называли Тараса Ивановича. В учреждении резвые девицы всем надавали кличек. Мариванна спокойно прочитала бумажку и спросила:

- Где ошибка?

- Вот, - указала Аня пальцем, - «Согласно договору», а надо «Согласно договора»!

- я написала правильно, - сказала машинистка. – А договора – это неграмотно.

- ну, это не моё дело и не твоё тоже! – крикнула Аня. – Тараканыч лучше знает. Он приказал переписать.

- А я не перепишу, - сказала Мариванна. – Я написала правильно.
Пока жюри подводит итоги соревнований, вниманию зрителей предлагается сценка «Разговор по телефону». Какие правила культуры общения были нарушены участниками этого разговора?
Слово предоставляется жюри, подводятся итоги игры.
Заключительное слово ведущего.

Итак, ребята, вы, конечно, поняли, как важно умение человека

Владение правилами культуры общения способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение, позволяет человеку чувствовать себя непринуждённо и уверенно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избегать насмешек со стороны окружающих.

План-конспект урока русской литературы в 8 классе

Тема: « …Не дать погаснуть живому огню» (по произведению Е.И. Носова «Живое пламя»)
Учитель: Салахутдинова Лилия Гумяровна

Цели: формирование умения анализировать художественное произведение, выявлять основные проблемы, поднятые писателем, основную мысль, идею произведения,

развивать связную речь учащихся, обогащать словарный запас,

воспитывать нравственные качества


  1. Рапорт дежурного.

  2. Проверка домашнего задания. Работа по содержанию текста «Живое пламя».

  1. Назовите героев рассказа.

  2. Кем является повествователь для тёти Оли?

  3. О чём они спорят в начале рассказа?

  4. Как относится тётя Оля к макам?

  5. Что ей не нравится в маках? Зачитайте.

  6. Но герой-рассказчик всё же осмелился на что?

  7. Какая черта характера раскрывается в данном поступке?

  8. Что сделала тётя Оля с маками?

  9. Что дальше случилось? Пересказ.

  10. Итак, мы узнаём, что у тёти Оли был сын Алексей. Ещё один герой рассказа. Но он как бы находится за кадром.

  11. Зачитаем, что стало с клумбой.

  12. На что были похожи маки? Зачитаем. Рисунок.

  13. Обратим внимание на последующие слова тёти Оли.

  14. О ком напомнили ей маки?

  15. Чем они напоминают сына героини?

  16. Можно ли назвать маки полноправными героями рассказа?




  1. Анализ произведения.

  1. Задумаемся, а какую же проблему поднимает писатель этим произведением? О чём нам хочется говорить, прочитав рассказ? Об увлечениях хозяйки, о жителях окраины города или о памяти сердца?

  2. Зачитаем ещё раз отрывок, в котором содержится основная мысль текста, в котором содержится ответ на вопрос, что хотел сказать нам автор.

  3. Мы должны понять, что содержание этого рассказа подчинено главной мысли: память о погибших в Великой Отечественной войне живёт в сердцах родных и совсем незнакомых людей. Известные и безымянные бойцы, не пришедшие с фронта, возвращаются в нашу жизнь… дуновением лёгкого ветерка, лазоревым тихим утром, разросшимся под окном жасминовым кустом или… ярко вспыхнувшим цветком на клумбе.

4. Слово учителя о памяти.

«Сладость победы стирает горечь терпения», - гласит русская пословица. Стирает ли? Боль утрат и потерь никогда не утихнет в сердцах людей, встретивших войну лицом к лицу, прошагавших её кровавыми дорогами.

Память вновь и вновь возвращает ветеранов Великой Отечественной в окопы и землянки, на занимаемую горсткой солдат высотку или на переправу под прицельным огнём. Память. Она всегда с ними.

И о чём бы ни писали фронтовики много лет спустя, тема войны остаётся главной в любом их произведении. Главной потому, что нельзя забыть поднятую взрывами, как на дыбу, родную землю; нельзя вычеркнуть из памяти ужасов картины умирающих от голода детей, женщин и стариков. Евгений Иванович Носов тоже был фронтовиком.

Он ушёл на фронт восемнадцатилетним пареньком в 1943 году сразу после окончания, сражался в составе противотанковой бригады. На подступах к Кёнигсбергу в 1945 году был тяжело ранен. Вернулся домой.

Война в судьбе любого её участника не эпизод. Не случайно же позже год войны и рядовому, и генералу зачитывался за три. Прожитое, пережитое, испытанное на войне уплотняло, спрессовывало жизнь человека, делало детей взрослыми, юных – мужчинами.

Об этом говорят герои рассказа Носова «Шумит луговая овсяница» Павел Чепурин и Анфиса (отрывок из произведения зачитывают подготовленные ученики):

- Вот вспоминаю своё мальчишество, - сказал он задумчиво. – Кажется, оно было страшно давно. Как до Рождества Христова.

- А я будто вчера девчонкой бегала, - сказала Анфиска… - Даже платья, какие носила, помню.

- Тебе повезло. Всё-таки цельным куском живёшь. А я другой раз силюсь представить что-нибудь из тех лет, закрою глаза и вижу совсем не то… Какие-то балки огненные рушатся… Люди бегут… Чёрные против огня… Бегут и падают…

Анфиска зябко поёжилась.

- Насмотрелся ты за войну. Оттого и так…

- Может быть… Никак я не пробьюсь сквозь всё это в те свои годы… Где-то они остались по другую сторону… Как за лесным пожаром…

И всё это куда-то ушло… Самый лучший кусок жизни. Будто и не я тогда был на свете… Так вот и живу укороченный…


Мысли, чувства, судьба героя Носова, конечно же, во многом близки самому автору.

Из-за войны «он из детства вынырнул прямо взрослым парнем. Минуя юность».

«Перевязал верёвочкой свои физики-химии, недоделанные планеры на чердаке спрятал и – потопал… Думал, приду – доделаю… Я даже девчатам писем не писал: не успел завести…»

Потом дороги войны, госпиталь. И словно новое рождение: «Такое теперь ощущение, словно я впервые появился на свет не в родильном доме, как это положено, а в армейском госпитале. Вынырнул из хлороформа, будто из небытия, и, как младенец, смотрю на Божий мир. Ко всему нужно было привыкать заново…»

Носов вспоминает: «На фронте мне выпала тяжкая доля противотанкового артиллериста. Это постоянная дуэль с танками – кто кого… Или ты его, или, если промазал, он тебя… Уже в конце войны, в Восточной Пруссии, немецкий «Фердинанд» всё-таки поймал наше орудие в прицел, и я полгода провалялся в госпитале в гипсовом панцире.

К сентябрю 1945 года врачи кое-как заштопали меня, и я вернулся в школу, чтобы продолжить прерванную учёбу. На занятия я ходил с ещё не зажившими ранами, крест-накрест перевязанный бинтами, в гимнастёрке (другой одежды не было), при орденах и медалях. Поначалу меня принимали за нового учителя, и школьники почтительно здоровались со мной – ведь я был старше их на целую войну».


5. Продолжение анализа

4.Глубокая затаённая печаль переполняет женщину. Вы согласны со мной? В чём мы видим эту печаль? Оля жалуется на свою судьбу? Она плачет? В чём выражается скорбь женщины? (Иногда скорбь выражается в словах, мимике, жестах, осанке).

5. Сумел ли Евгений Иванович Носов на страницах небольшого рассказа показать жестокость войны? Для этого ему даже не понадобилось описывать бои, наступления, атаки. Евгений Иванович Носов в своих произведениях избегал описания боёв, самой войны.
Все в твоих руках.

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:


— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.

Подведение итогов урока

Написать сочинение-рассуждение о памяти сердца.



Прочитать рассказ Е.Носова «Кукла»

План-конспект внеклассного мероприятия «Слабое звено»

по русскому языку и литературе в старших классах

Учитель: Салахутдинова Лилия Гумяровна
Цели: выявление знатока русского языка и литературы.

Объяснение хода игры: ведущий быстро зачитывает вопросы, участник, которому задан вопрос, тоже должен быстро ответить. Времени на обдумывание не даётся. Слабые участники объявляются слабым звеном и постепенно выбывают из игры.

Вопросы

  1. «Человек есть тайна. Её надо разгадать и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Какому писателю принадлежат эти слова, какой писатель посвящает этой цели всю свою жизнь?

  2. оборот, служащий для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий, мыслей. (Ты – богат, я – очень беден. Ты – прозаик, я – поэт).

  3. «…боевой генерал 1812 года, полуграмотный, грубый, не злой, русский человек, всю жизнь свою тянул лямку, командовал сперва бригадой, потом дивизией и постоянно жил в провинции, где в силу своего чина играл довольно значительную роль».

  4. «…он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен».

  5. Кем работал отец Достоевского до получения потомственного дворянства?

  6. образное выражение, состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого. (Мою любовь, широкую, как море, вместить не могут жизни берега).

  7. «…жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались, читали вместе, играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты; она сажала цветы и наблюдала за птичьим двором, он изредка ездил на охоту и занимался хозяйством»?

  8. Новый градоначальник Органчик знает всего лишь два слова. Какие?

  9. Какая книга занимает важнейшее место в детские годы Достоевского?

  10. образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого. (Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка).

  11. «…барин лет сорока с небольшим, в запылённом пальто и клетчатых панталонах… мы видим его в мае месяце 1859 года, уже совсем седого, пухленького и немного сгорбленного, он ждёт сына, получившего, как некогда он сам, звание кандидата»?

  12. Назовите роман, в котором в переписке между бедным молодым человеком и семнадцатилетней Варварой Алексеевной Добросёловой Достоевский стремится показать безусловную ценность личности?

  13. По словам Достоевского, он и его друзья (всего 21 человек) пережили «десять ужасных, безмерно страшных минут». О каких минутах идёт речь?

  14. расположение членов предложения в особом, нарушающем обычный (прямой) порядок. (Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь).

  15. «…человек высокого роста, в длинном балахоне с кистями… обнажённая красная рука… ленивый, но мужественный голос», лицо «длинное и худое, с широким лбом…»?

  16. Герой этого романа восстаёт против бесчеловечных и губительных законов общества, считает, что разумная свободная личность может стать выше остальных обыкновенных людей. Назовите роман!

  17. Кто и кому так витиевато говорит: «А осмелюсь ли, милостивый государь мой, обратиться к вам с разговором приличным? Ибо хотя вы и не в значительном виде, но опытность моя отличает в вас человека образованного и к напитку непривычного. Сам всегда уважал образованность, соединённую с сердечными чувствами, и, кроме того, состою титулярным советником… Осмелюсь узнать: служить изволили?»

  18. Употребление слова или выражения в обратном буквальному с целью насмешки. Например: Отколе, умная, бредёшь ты голова? (в обращении к Ослу).(И.А.Крылов)

  19. «Аркадий оглянулся и увидел женщину высокого роста, в чёрном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнажённые её руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи лёгкие ветки фуксий…»?

  20. А чья речь выдаёт такую мелочную расчетливость и паучью деловитость: «вот-с, батюшка: коли по гривне в месяц с рубля, так за полтора рубля причтётся по сему же счёту вперёд двадцать копеек. А всего, стало быть, тридцать пять. Приходится же вам получить за часы ваши рубль пятнадцать копеек. Вот получите-с»?

  21. Чью комнату с таким мастерством описывает Достоевский: «Это была крошечная клетушка шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовало помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях, и служившая постелью…»?

  22. Наделение неодушевлённых предметов признаками свойствами человека (И звезда с звездою говорит)

  23. «…человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки… На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро…»?

  24. «это был человек лет за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большой лысиной, с отёкшим от постоянного пьянства жёлтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками…»

  25. то была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, ещё с прекрасными темно-русыми волосами и с раскрасневшимися до пятен щеками».

  26. (скрытое сравнение) – перенос названия с одного предмета (действия, качества) на другой на основании их сходства. (Костёр рябины красной. Железные нервы).

  27. Тургенев – автор шести романов: «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Дым», «Новь». Какой роман я не назвала?

  28. образованная и воспитанная и фамилии известной», пошла замуж за пьяницу, «плача и рыдая и руки ломая – пошла!»

  29. умирая, не хочет, чтобы к ней звали священника, и заявляет, что на ней нет грехов, «бог и без того должен простить», а перед смертью говорит: «Прощай, горемыка!.. Уездили клячу!... Надорвалась!?

  30. Художественное сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность. (Её уста, как роза, рдеют. Снежная пыль столбом стоит в воздухе.)

  31. «…утверждал, что «все люди друг на друга похожи, как телом, так и душой… небольшие изменения ничего не значат»?

  32. Этот герой злодей, развратник, повинен в самоубийстве крепостного лакея Филиппа, жестоко оскорбил девочку, отравил жену, шулер, живёт по принципу «всё дозволено» и вообще нет такого порока, который бы не гнездился в его душе?

  33. Употребление названия одного предмета на основании внешней или внутренней связи между ними. Связь может быть:

  34. а) между предметами и материалом, из которого предмет сделан. Не то на серебре – на золоте едал!(А.Грибоедов).

  35. б) между содержимым и содержащим. Ну скушай же ещё тарелочку, мой милый! (И.А.Крылов)

  36. в) между автором и его произведением. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.С.Пушкин)

  37. Кто из русских писателей положительно оценил роман Тургенева «Отцы и дети», написав статью «Базаров»?

  38. «Это была сухая крошечная старушенка лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая». ..

  39. Задумав жениться, захотел «взять девушку без приданого, и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение».

  40. спасая от голодной смерти детей, малолетних дочерей и сыновей своей мачехи, пошла «на улицу», на позор и унижение.

  41. «…Мечтал о том, чтобы в биографии его сына была фраза: «сын простого штабс-лекаря, который, однако, рано сумел разгадать его и ничего не жалел для его воспитания»?

  42. …страшно бедствуя, последние деньги свои, присланные матерью, отдаёт на похороны случайно встреченного им и раздавленного лошадьми человека?

  43. Образное определение предмета или действия. (Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льёт печально свет она).

  44. «…влюбившись в женщину с загадочным взглядом, десять лет прожил «бесцветно, бесплодно и быстро», постепенно состарился, остался холостым и стал жить в деревне, «всю жизнь свою устроил на английский вкус»?

  45. «…девушка лет восемнадцати, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими тёмными глазами. Она держала в руках корзину, наполненную цветами…»?

  46. «Вдруг он весь быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал её ногу», а когда девушка «в ужасе от него отшатнулась, как от сумасшедшего», он сказал ей: «Я не поклонился, я всему страданию человеческому поклонился»?

  47. даёт другому такую характеристику: «Ваш брат, дворянин, дальше благородного кипения дойти не может, а это всё пустяки… Ты славный малый; но ты всё-таки мякенький, либеральный барич…»?

  48. … прожив всю жизнь беспутно и развратно, кончил тем, что застрелился, однако перед этим сделал добрые дела, обеспечив сирот Мармеладовых и девушку, на которой собирался жениться?

  49. «…назвала Базарова хищным, а Аркадия Кирсанова ручным»?

  50. Такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее смысловое значение. (Пришёл, увидел, победил).

  51. «…кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пёстрой кофточке»?

  52. «..высокий худощавый человек, с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом, одетый в старый военный сюртук нараспашку. Он стоял, растопырив ноги, курил длинную трубку и щурился от солнца»?

  53. … хотела вступить в брак с нелюбимым человеком ради спасения от бедности своего брата и матери?

  54. «…Это была молодая женщина лет двадцати трёх, вся беленькая и мягкая, с тёмными волосами и глазами, с красными, детски-пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на её круглых плечах»?

  55. «… на кожаном полудиване полулежала дама, ещё молодая, белокурая, несколько растрёпанная, в шёлковом, не совсем опрятном платье, с крупными браслетами на коротеньких руках, с кружевной косынкой на голове…»?

  56. …»вступается за крестьян, но «говоря с ними… морщится и нюхает одеколон»?

  57. Подведение итогов мероприятия

  58. объявление и поздравление победителя игры