Конспект лекций по специальности 052400 «Дизайн среды» - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Для студентов, обучающихся по специальности 070601 4 687.09kb.
Конспект лекций Москва 2005 ббк 32. 844-02 12 1191.59kb.
Сост. Э. В. Лихачева. Курс лекций. Балашиха, 2011. 198с 19 3433.44kb.
Предложение по разработке сайта для ООО «Надежда» Дизайн 1 40.06kb.
Название категории Ваши предложения (в этом столбце измените значения... 1 39.64kb.
Новые книги, поступившие в библиотеку пвгус в 2010 г 22 775.95kb.
Учебно-методическое пособие для слушателей заочной формы обучения... 13 829.31kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Лингвострановедение и... 2 500.87kb.
Курс лекций по прикладному программному обеспечению (Учебное пособие) 6 1131.74kb.
Учебно-методический комплекс По дисциплине «Страноведение» для студентов... 5 452.78kb.
Конспект «Великая Отечественная война» 1 121.85kb.
Подразделение лазерной резки трафаретов 1 121.08kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Конспект лекций по специальности 052400 «Дизайн среды» - страница №1/10




Министерство образования и науки Российской Федерации
Владивостокский государственный университет

экономики и сервиса

_________________________________________________________

Л.Л. ВАХРУШЕВА



ИСТОРИЯ ДИЗАЙНА, НАУКИ
И ТЕХНИКИ

Конспект лекций
по специальности

052400 «Дизайн среды»

Владивосток

Издательство ВГУЭС

2007

ББК 30


В 22

Вахрушева Л.Л.

В 22 История дизайна, науки и техники [Текст]: конспект лекций. – Владивосток: Изд-во вгуэс, 2007. – 96 с.

Конспект лекций по дисциплине «История дизайна, науки и техники» составлен в соответствии с требованиями государственного стандарта России.

Предназначена студентам 3–4 курса специальности 052400 «Дизайн».

ББК 30


Печатается по решению РИСО ВГУЭС

© Издательство Владивостокского

государственного университета

экономики и сервиса, 2007


Введение


В последнее время термин «дизайн» стал необыкновенно популярен. С развитием массового производства мы все больше осознаем тот факт, сто живем в «спроектированном» мире, что почти все, что нас окружает – результат проектной деятельности. В идеале – любое проектирование должно стать дизайнерским, то есть отличающимся неординарным подходом, эстетическим результатом, оптимальным и эргономичным решением. Лучший способ понять явление – изучить его историю, определить основные тенденции и на этой основе прогнозировать будущее.

Дисциплина «История дизайна» тесно связана с курсами «Мировая художественная культура», «История науки и техники», «История интерь­ера», «Теория дизайна».

В первой части конспекта лекций достаточно подробно были рассмотрены предыстория дизайна, основные тенденции и направления, сложившиеся в архитектуре и дизайне в период с начала века и примерно до начала второй мировой войны, выделены наиболее заметные работы архитекторов и дизайнеров.

Во второй части конспекта лекций будут рассмотрены работы наиболее выдающихся мастеров архитектуры и дизайна, созданные в период с 30-х годов ХХ века до настоящего времени.


Организационно-методические указания

Цели и задачи учебного курса


Цель изучения дисциплины: формирование у будущих специалистов осознания сложной координирующей роли дизайна, обобщение и упорядочение отдельных фактов дизайнерской практики в цельную картину развития дизайна как одной из форм мировоззрения и мировосприятия действительности.

Задачи изучения дисциплины: ознакомление с хронологией и основными периодами развития дизайна;

- знакомство с основными течениями и направлениями, творчеством самых известных мастеров-дизайнеров и архитекторов и содержанием их творческих концепций;

- понимание перспектив и направлений будущего развития дизайна.

Требования к знаниям и умениям,
приобретенным при изучении курса, в соответствии
с квалификационной характеристикой выпускника


В результате изучения дисциплины студент должен знать:

- основные стили и направления дизайна, их хронологические рамки;

- творчество известных мастеров дизайна и архитектуры;

- их творческие концепции и программные работы.

Студент должен уметь применять знания, полученные при изучении курса, в своей практической деятельности.

Объём и сроки изучения курса





Всего часов

Семестры (час)

6-ый

7-ой

Лекции

68

34

34

Виды контроля:




экзамен

экзамен



Содержание курса

Семестр 6

Тема № 1. Предыстория дизайна.
Ремесленный дизайн с древнейших времен


Замена ремесленного производства крупной машинной промышленностью, массовое производство дешевых высококачественных товаров. Кризис художественной ситуации – упадок ремесел, разрыв между смыслом и формой, нарушение фундаментальных «вечных» принципов формообразования. Международные промышленные выставки. Лондонская выставка 1851 года. Хрустальный дворец Дж. Пэкстона – провозвестник современной архитектуры.

Значение самого слова «дизайнер» определяется его этимологией. Оно происходит от лат. «desingare» с двойным смыслом – обозначать и определять назначение. Соответствующее английское слово «design» так­же заключает в себе двойной смысл – рисунок и проектирование и пре­красно выражает явление, заключающееся в определении функции пред­мета и установлении всех фаз его изготовления – формальных, концепту­альных, утилитарных.

Дизайнер не занимается теми проблемами устройства предмета, которые являются областью инженера, в его компетенцию входит размещение, соотношение и контуры элементов, которые облекают конкретную функцию в оригинальную и притом выразительную форму. Дизайнер чутко прислушивается к художественным веяниям, подчиняет свой замысел программе, разработанной инженером, оценивает с помощью специалистов по сбыту реакцию потребителей, учитывает требования рентабельности, не становясь рабом «прибыли», проектирует и продвигает новые модели, не позволяя себе полной свободы и художественных излишеств, словом, дизайнер должен сотрудничать с предприятием на всех стадиях производства. В настоящее время человечество переживает период синтеза потребностей рынка и потребностей покупателя, при котором эстетическое качество предмета должно отвечать его назначению и вытекать из него. Кроме того, дизайн призван содействовать врастанию нужного предмета в рамки повседневной жизни, на которую затем этот предмет сам оказывает решающее влияние.

Современные формы взаимодействия архитектуры и дизайна вытекают из общих задач архитектурного проектирования и из условий строительного и промышленного производства, приведших к выделению дизайна в самостоятельную область человеческой деятельности.


Первые орудия труда и механизмы

История дизайна неразрывно связана с эволюцией предметного окружения человека, историей развития техники и технологии.

Первые орудия труда человека. Первые понятия об удобстве.

Изобретение рукоятки.

Изобретение лука и стрел.

Колесо и повозка.

Плетение и ткачество.

Первые предметы быта из керамики.

Литье металла.

Разделение труда и обособление ремесла.

Войны и развитие техники.



следующая страница >>