Конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос» номинация «Гуманитарно-экологические исследования» - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос» номинация «Гуманитарно-экологические - страница №1/1



Муниципальное образовательное учреждение

«Плехановская средняя общеобразовательная школа №1»
Региональный этап Всероссийского конкурса

«Моя малая родина: природа, культура, этнос»

номинация «Гуманитарно-экологические исследования»

учебно-исследовательская работа



Автор: Ендовицкая Ольга

александровна,

15 лет, 10 класс

Объединение дополнительного

образования «Валеология»

ГОУ ДОД ТО «Областной эколого-

биологический центр учащихся»
Руководитель: Царева Ольга

Анатольевна, учитель химии,

биологиии информатики

Муниципальное образование рабочий поселок Плеханово

Ленинского района Тульской области

2012 год

Содержание



1. Введение ……………….……………….……………….

……………….


3


2. Объект и методы исследования ……………….

……………….

4

3. Результаты исследования ……………….……………….

……………….

5

Социологический опрос подростков поселка Плеханово

……………….

5

Подготовка к интервью с лидером цыганской общины

……………….

6

История цыганского поселения

……………….

8

Цыганские ремесла

……………….

10

Образование цыганских детей

……………….

10

Особенности культуры цыган пос. Плеханово

……………….

12

Взаимодействие цыганского населения и муниципальных властей

……………….

13

4. Заключение ……………….……………….……………….

……………….

16

5. Список использованной литературы.

……………….

18

Приложение 1




19

Приложение 2




20


Введение

Лохмотьев ярких пестрота,


Детей и старцев нагота,
Собак и лай и завыванье,
Волынки говор, скрып телег,
Всё скудно, дико, всё нестройно,
Но всё так живо-неспокойно,
Так чуждо мертвых наших нег…

А.С. Пушкин



Россия - страна многонациональная, и одной из этнических групп в ней являются цыгане. По данным Всероссийской переписи 2002 года (национальный состав населения по переписи 2010 года еще не опубликован) в нашей стране 0,2% цыган.[2] Это далеко не самая крупная этническая группа в России. Но…

Территория муниципального образования рабочий поселок Плеханово составляет 407 гектаров, в населенном пункте проживают порядка 10 000 жителей. Здесь существует самая большая цыганская община в России.



Цыгане – всем знакомые и никому не известные до конца; всемирно распространенное таинственное племя… Для многих образ цыганки связан исключительно с гаданием, а образ цыгана – с конокрадством.[3] К сожалению, это всё, что большинство людей знает о цыганах. А кто же они– эти всем известные незнакомцы? 

Цель учебно – исследовательской работы: собрать сведения о цыганском поселении в муниципальном образовании рабочий поселок Плеханово.

Задачи учебно – исследовательской работы:

  • анкетирование с целью сбора информации о наличии у учащихся муниципального образовательного учреждения «Плехановская средняя общеобразовательная школа №1» историко-культурных сведений о цыганах поселка Плеханово;

  • используя литературные источники и электронные ресурсы познакомиться с цыганской историей, особенностями их жизненного уклада; 

  • на основе реализации 1 и 2 задач подготовить материал и взять интервью у барона цыганского поселения и Главы муниципального образования рабочий поселок Плеханово;

  • публичное представление результатов учебно-исследовательской работы.

Объект и методы исследования

Объект исследования – цыганское поселение в поселке Плеханово (рис.1). Наш объект исследования можно характеризовать по многочисленным параметрам, но в соответствии с целью учебно-исследовательской работы были отобраны следующие:



месторасположение: муниципальное образование рабочий поселок Плеханово Ленинского района Тульской области (улица Свердлова и ул. Микрорайон – I);

описание: поселение с хаотичной застройкой (без улиц);

площадь: 30 га (из них 10 га Микрорайон I);

Рис.1. Цыганское поселение в пос. Плеханово

В учебно-исследовательской работе использовались следующие методы:


  • диагностическое анкетирования учащихся старших классов;

  • работа с литературными источниками, для выяснения истории нашего поселка, сборе историко-культурных сведений о жизни цыган;

  • обзор интернет - ресурсов, для получения данных о цыганах;

  • интервьюирования:

    • цыганского барона Ёно Григорьевича Михая,

    • главы муниципального образования рабочий поселок Плеханово Анатолия Вячеславовича Борзова

    • отражения результатов учебно-исследовательской деятельности с использованием возможностей текстового и табличного процессора.

Результаты исследования

В 2008 учебном году группой учащихся 9,11 классов под руководством Царевой О.А. была представлена учебно-исследовательская работа «Экологические аспекты обследования ручья поселка Плеханово», авторы работы обращались к архивным источникам и справочной краеведческой литературе (Приложение 2) в краеведческий сектор Тульской областной универсальной научной библиотеки и выяснили следующее: рабочий поселок Плеханово был создан в 1938 году (Приложение 1- материал предоставлен администрацией поселка Плеханово) путем объединения населенных пунктов: селения Плеханово (до 16.12. 1923 это селение Протопопово), а также деревень Клоково и Банино, станционного поселка входивших ранее в состав Хрущевской волости Тульского уезда.

В целях выявления наличия историко-культурных сведений о выбранном объекте исследования, был проведён небольшой социологический опрос среди подростков поселка, являющихся учениками Плехановской средней общеобразовательной школы №1. Ребятам 9-11 классов нашей школы была предложена небольшая анкета:

1. Цыгане на территории рабочего поселка Плеханово живут:

А) примерно 50 лет

Б) примерно 100 лет

В) всегда

2. Как Вы считаете, какова доля цыганского населения в нашем поселке?

А) примерно 50 %

Б) примерно 20 %

В) примерно 70 %

3. Цыгане пос. Плеханово:

А) православные

Б) мусульмане

В) атеисты

4. В цыганской школе преподают на:

А) цыганском языке

Б) русском языке В) на 2-х языках цыганском и русском


В анкетировании приняли участие 60 учащихся. В результате обработки результатов были получены следующие данные:

Цыгане на территории рабочего поселка Плеханово живут:


Как Вы считаете, какова доля цыганского населения в нашем поселке?

Цыгане пос. Плеханово

В цыганской школе преподают на:




Анализируя ответы ребят на 1 вопрос, можно сделать вывод, что примерно 40 % учащихся не знают не только историю цыганского поселения на своей малой родине, но и временные рамки образования самого рабочего поселка Плеханово (ведь нашему поселку всего 73 года).

Только 38 % учащихся старших классов понимают, что 1/5 часть населения поселка - это цыгане, все остальные в разы преувеличивают их количество.

Ответы на 3 вопрос показали, что 48 % опрошенных подростков знают о православных корнях наших цыган.

36 % учеников считают, что цыганские дети имеют возможность изучать родной язык в школе (4 вопрос анкеты).



Используя литературные источники и электронные ресурсы, я ближе познакомилась с историей цыган, особенностями их жизненного уклада и подготовила материал для интервью у барона цыганского поселения.
Вопросы для интервью:

  1. Самый ранний документ о цыганах в России относится к 1733 г. (о налогах на содержание армии). Скажите, пожалуйста, а когда появилось поселение цыган в поселке Плеханово?

  2. Знаете ли Вы, сколько домов в поселении? Сколько здесь проживает цыган?

  3. Есть ли еще в Тульской области поселения подобные вашему? Общаетесь ли вы друг с другом?

  4. В истории цыганским делом считалось ремесло артиста, дрессировщика или кузнеца. Сейчас цыгане Плеханово занимаются ли этими профессиями?

  5. После гражданской войны бывшие зажиточные пытались ограничить общение своих детей с не цыганами, не пускали их в школы, чтобы не выдать происхождение родителей. Возникла проблема безграмотности. Как в наши дни учатся дети цыгане? В каком возрасте они идут учиться?

  6. Цыгане разговаривают на цыганском языке, у которого много диалектов. Кто учит детей правильно разговаривать, писать, читать на родном языке?

  7. Где вы берете цыганскую литературу?

  8. Продолжают ли свое образование ребята после школы?

  9. Во время Великой Отечественной войны более миллиона цыган были уничтожены нацистами, из них 30 000 были гражданами СССР, часть из них были пехотинцы, танкисты, летчики. Есть ли в поселении ветераны войны, их потомки, как вы бережете память о воинах?

  10. Цыганское творчество всегда привлекало людей, кто и где обучает талантливых детей искусству красиво петь, танцевать?

  11. 8 апреля День цыган. Вы празднуете этот праздник? А какие для цыган поселка Плеханово самые почитаемые и важные праздники?

  12. Я учащаяся эколого-биологического центра, всех ребят центра всегда волнуют взаимоотношения человека и природы.

  13. Учат ли цыганских детей любить и сохранять окружающую среду? Кто отвечает за поддержание чистоты и порядка в поселении?

  14. Все учащиеся нашей школы постоянно участвуют в общественно-полезном труде, убирают мусор на территории школы, делают ли это цыганские дети?

Интервью с цыганским бароном состоялась 7 ноября 2011, организовать встречу помог представитель администрации рабочего поселка Лебедев Анатолий Афанасьевич. Анатолий Афанасьевич в 10 часов утра повез нас в цыганское поселение, в таборе было тихо, проулки пусты: не было видно ни машин, ни детей, ни взрослых (рис.2). Так мы познакомились с одной из особенностей уклада жизни цыган - наши соседи не любят рано просыпаться. Барон – Ёно Григорьевич встретил нас у своего дома, который находится рядом с цыганской начальной школой.









Рис.2. Осеннее утро в цыганском поселке.

Ёно Григорьевич пригласил нас в свой дом, подробно расспросил о целях нашего визита, о конкурсе для которого делается эта работа, согласился на запись нашей беседы на диктофон (рис.3).

Жена барона, Лариса, любезно усадила нас за стол и тоже приняла участие в разговоре
Рис. 3. В гостях у цыганского барона.

Ёно Григорьевич Михай рассказал нам следующее.

История цыганского поселения в поселке Плеханово началась в 1964 году, сюда приехали 10 цыганских семей (Рабино, Савва, Мунтян и др.), а сам табор, пришел в Россию, когда началась Первая мировая война: тогда из западных областей и провинций от войны бежали не только цыгане. Семья Григория Владимировича Михая, отца Ёно Григорьевича пришла из Молдавии и искала тихой жизни подальше от стрельбы и бомбежек. Вскоре семья Михай обосновалась на окраине Москвы. В самом начале войны цыгане, бросив дома, кинулись подальше от гитлеровских войск, точнее — в Среднюю Азию. По дороге, все, что могли, обменивали на еду. Как только стало известно, что немцы отошли от Москвы, цыгане подались сначала из Средней Азии на север, к Уралу, а потом и в Сибирь. Но когда война ушла с территории Советского Союза, они повернули снова на юг, к Дону. В пятидесятые годы семейство Михай осело в Ростове-на-Дону. Здесь и застал их указ об оседлой жизни (5 октября 1956 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством», приравнивающий кочевых цыган к тунеядцам и запрещающий кочевой образ жизни.)

Дома построили, обжились, здесь Ёно Михай учился в школе и окончил 4 класса. но кочевая жизнь манила и звала в дорогу, через десять лет сорвались с места и снова повернули в сторону Молдавии— потянуло на историческую родину.

Потом жили во многих местах по несколько лет. И переезд в Тульскую область в 1964 г., в поселок Плеханово, стал последним кочевьем в истории табора.

К


Места поселения цыган в России
оличество домов в таборе за полвека выросло до 200, а число жителей - цыган до 2000. По рассказу барона - это самое крупное поселение цыган в России.
Рис. 4 Цыганские поселки на территории России [11]
В Тульской области много мест где проживают цыгане (в Мясново – это крымские цыгане, в Пролетарском районе - венгерские цыгане, а в с. Хрущево – русские), но плехановские цыгане поддерживают тесные, дружеские отношения с молдавскими цыганами из пос. Ново-Медвенский и пос. Косая гора.

В нашем поселке компактно проживают цыгане-котляры. Цыгане-котляры живут в соответствии со своими особенными понятиями, обычаями и в других регионах нашей большой страны, в десятках своеобразных поселков - в Волгограде и Перми, во Владимире и Тамбове, в Самаре и в Московской области, в Ленинградской и в Новгородской областях, в Ульяновске, да и во многих других городах Поволжья, Урала, Сибири, Кавказа (рис. 4). [5]

В других странах котляры тоже хорошо известны, и называют их там "кэлдэрарь", что по-румынски значит то же, что и по-русски "котляры", то есть "котельных дел мастера".

Ёно Григорьевич рассказал, цыгане - котляры всегда были связаны с металлом, занимались кузнечным делом, старики передали свое исконно цыганское дело детям и в наши дни сыновья и внуки старых умельцем могут изготовить нужные для дома изделия (например казаны). С 1964 года на протяжении полутора десятков лет все мужчины табора работали в бытовом обслуживании. Существовала выездная бригада лудильщиков, паяльщиков обслуживающая мясокомбинаты, молокозаводы и хлебозаводы Тульской области. Позже почти все мужчины табора работали с колхозами и совхозами, изготовляли кормушки, поилки для скота, строили ангары. В конце восьмидесятых были организованы кооперативы, у цыган были хорошие заработки, плехановские цыгане не торговали, они обменивали свою продукцию на продукты питания (занимались бартером). В то время, по рассказу Ёно Григорьевича, бароном был его отец Григорий Владимирович, который проявлял заботу о стариках и раздавал продукты старым цыганам либо бесплатно, либо за символические деньги. Вообще все цыгане с большим уважением относятся к старым людям.



Очень важное положительное изменение за последние годы, по мнению барона, заключается в более ответственном и серьезном отношении нового поколения родителей к образованию своих детей. [4]

Цыганские дети начинают обучение в школе с 6-7 лет. Школа находится непосредственно в таборе, рядом с домом барона. Местной начальной школе чуть больше десяти лет от роду. Первое здание сгорело, некоторое время дети вообще не учились, Ёно Григорьевич Михай выделил один из домов в таборе под школу. Теперь в начальной цыганской школе в две смены обучаются 156 цыганских детей с 1 по 4 класс, здесь всего 7 небольших учебных классов, но есть своя маленькая столовая, где всех ребят кормят горячими завтраками.










Рис. 5 Цыганская начальная школа п. Плеханово

Для сравнения: в нашей школе (а это самое большое образовательное учреждение Ленинского района) в начальной звене обучается 190 учеников. Учителя (их всего четверо) в цыганской начальной школе русские и преподают на русском, только учитель английского языка может немного общаться с детьми на их родном языке. Писать и читать на цыганском детей никто не учит, да и читать не чего. В таборе нет ни учебной, ни периодической литературы на цыганском языке, только после поездки учителей начальной школы в Швецию (для обмена опытом со школой в Стокгольме, в которой цыганские дети могут пойти в специальный класс, где преподавание ведется на цыганском языке, а учителями работают сами цыгане) появились словари на родном для цыган языке. [4]

В классы средней школы переходят далеко не все


выпускники начальной. Хотя ребятам есть где учиться дальше — сравнительно недалеко находится МОУ «Плехановская СОШ № 17». Но там только с 2007 года существует пятый класс для детей-цыган из таборной начальной школы. Многие родители-цыгане считают, что начального образования детям вполне хватает для дальнейшей жизни. Правда, в настоящее время эта тенденция начинает постепенно меняться, и родители отправляют детей получать среднее образование. На данный момент в Плехановской СОШ №17 в 5 классе обучается 12 детей, в 6 классе – 6, в 8 классе -16, в 9 классе -5 учеников – цыган. Для большинства цыганских детей школьное образование – последние, они редко имеют возможность получить профессиональное или высшее образование.

Настоящей гордостью цыган является Екатерина Абальмаз, которая закончила 11 классов в школе №17 с серебряной медалью и продолжила обучение в филиале Юридического института МВД РФ в г. Туле.

Ёно Григорьевич рассказал, что цыгане чтят память о погибших во время Великой Отечественной войны, но ветеранов войны в таборе нет, и никто в таборе не собирает материалы военных времен.

К
12
ультура цыган очень разнообразна и богата. Цыганское творчество всегда привлекало людей и в нашем поселке традиционно проходят концерты в КДЦ п.Плеханово с участием цыган (рис.6), глава цыганского поселения уточнил, что искусству вокала и народного танца цыганских детей никто из специалистов не обучает.

Рис.6 Выступление цыган в КДЦ



Вероисповедание  у плехановских котляров - православное. Главные для них

праздники — это Рождество, Троица, Пасха. Детей крестят в обязательном порядке. Ёно Григорьевич рассказал, что обычно малышей крестят в храме Благовещения Пресвятой Богородицы и  храме Вознесения Господня. Отмечают цыгане не только православные, но и светские праздники, а любимый для каждого – это его день рождения.

Для плехановских цыган важная дата – 8 апреля, день памяти цыган. В этом году глава цыганского поселения был участником панихиды по цыганам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, проходившей на Берсеневской набережной в Москве, по окончании которой по цыганской традиции, пустили по Москве-реке венки и цветы.

Более двух тысяч людей живут в нашем цыганском поселке в условиях скученности и тесноты. На вытоптанном пространстве между домами увидишь мало деревьев, травы. Нет ни садов или огородов, ни детских площадок и лужаек, мест для отдыха взрослых или игр детей. На улицах и в проходах между домами играют дети, паркуются немногочисленные машины, веселится молодежь, да и все прочие жители табора, отмечая свадьбы и другие праздники. Цыгане пытаются привить своим детям любовь к окружающей их природе, взрослые и дети сажают деревья, где позволяет пространство, убирают мусор. Ребята школьники вместе с учителями тоже стараются поддержать тер-риторию в над-лежащем порядке, но вопрос с мусором в цыганском по-селении далеко не решен (рис.7) и находясь в проулках табора становиться видно насколько он актуален. Рис.7. У цыганского дома.



Плехановский табор - положительный пример из жизни российских цыган. Действительно, местные Тульские власти, относятся к проблемам табора с пониманием. Поэтому за дополнительной информацией по цыганской общине мы обратились к Главе муниципального образования рабочего поселка Анатолию Вячеславовичу Борзову.

Рис.8. Интервью с Борзовым А.В.

Из беседы с ним мы выяснили, что понимание и поддержку местных властей цыганские семьи получили с первых дней проживания на Плехановской земле, тогда еще от председателя поселкового совета народных депутатов Тропыниной Серафимы Ивановны. Она налаживала обеспечение строительными материалами новых жителей рабочего поселка. А лидер цыганской общины тех времен Януш Петрович Савва был первым народным депутатом среди цыган в поселковом совете.

И сейчас работники администрации помогают оформлять документы на землю, дома, ищут работу для цыганского населения. Но это далеко не всегда удается: временную, неквалифицированную работу еще можно найти, а на места, где требуется хоть какая-то квалификация, цыган не берут – у них нет ни образования, ни специальности. Сейчас цыгане работают по трудовым договорам на определенный срок на полях СПК «Приупские зори», грузчиками на оптовых, строительных базах (расположенных на Алексинском шоссе), временную сезонную работу цыганскому населению систематически предоставляет администрация нашего муниципального образования.

В цыганской общине есть свой избирательный участок (УИК-497), количество официально зарегистрированных избирателей в нем составляет 695 человек.

В цыганском поселении низкий уровень жизни, в данный момент цыгане народ не конкурентноспособный. Цыганская община живет по собственным неписаным законам, имеет иерархию и управление. В ней сильны традиции, обычаи, ее трудно контролировать, но лидеры цыганской общины стремятся к сотрудничеству с администрацией и местным населением нашего поселка.

Последняя задача, которую я поставила в своей учебно - исследовательской работе, это ее представление учащимся нашей школы, которые участвовали в социологическом опросе. Результаты исследования я донесла до учеников нашей школы (рис.9), которые являются и учащимися ГОУ ДОД ТО «Областной эколого-биологический центр учащихся» на занятии объединения дополнительного образования 17 ноября 2011 года.

Рис.9. Презентация учебно-исследовательской работы.



Заключение.
В нашей стране проживает большое количество наций. На протяжении всей истории Российского государства, разные народы нашей страны жили в мире и согласии, четко давая отпор внешнему врагу.

В поселке Плеханово по данным переписи 2010 года проживает 9098 человек [1], более 2000 из них это представители одной из самых ярких и колоритных наций нашей страны – цыгане.



Реализуя цель своей учебно- исследовательской работы, я многое узнала о наших ближайших соседях, сбор сведения о цыганском поселении в муниципальном образовании рабочий поселок Плеханово помог узнать и мне, и учащимся нашей школы историю цыганской общины, а понимание жизненного уклада, трудностей современной жизни цыган помогает всем нам относится миролюбивее, терпимее к окружающим нас людям.

 В ходе выполнения поставленных в учебно-исследовательской работе задач были получены следующие выводы:



  • Анкетирование учащихся МОУ «Плехановская СОШ№1» показало, что ребята не имеют в полном объеме сведений об истории цыганского поселения и особенностях жизни этого народа: примерно 40 % учащихся не знают не только историю цыганского поселения на своей малой родине, но и историю своего поселка Плеханово ; 60 % анкетируемых в разы преувеличивают количество цыган в поселке; только половина опрошенных подростков знают о православных корнях наших цыган, а 36 % учеников считают, что цыганские дети изучают родной язык в школе.

  • В фондах Тульской областной универсальной научной библиотеки [6-9] и всемирной системе объединённых компьютерных сетей присутствует большое количество информационных ресурсов по истории, структуре, иерархии цыганского поселения в рабочем поселке Плеханово Ленинского района Тульской области.

  • Лидеры цыганской общины и представители администрации рабочего поселка готовы к диалогу с учащимися нашей школы, для инициализации просветительской работы по вопросам взаимоотношения наций на территории поселка Плеханово.

  • Результаты учебно-исследовательской деятельности представлены, тем самым учащиеся МОУ «Плехановская СОШ №1» дополнили историко-культурные сведения о населении своей малой Родины.

Будущее нашего поселка, родного города, великой страны совсем скоро окажется в руках современных грамотных талантливых подростков, и неважно к какой нации они принадлежат, главное что они принимают себя полноправными гражданами России.

Рис. 10 Екатерина Абальмаз (слева) и учащиеся МОУ «Плехановская СОШ №1» на сцене культурно-досугового центра п. Плеханово



Список используемых источников и литературы

1. http://www.perepis-2010.ru/ Портал Всероссийская перепись населения 2010 года"




2.http://ru.wikipedia.org/wiki/Тульская_область#.D0.9D.D0.B0.D1.86.D0.B8.D0.BE.D0.BD.D0.B0.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D0.B9_.D1.81.D0.BE.D1.81.D1.82.D0 Национальный состав населения По данным Всероссийской переписи населения 2002 года:

3. http://criminalnaya.ru/publ/7-1-0-872 ЦЫГАНЕ И КРИМИНАЛ: разделимы ли эти понятия?


4. http://memorial.spb.ru/www/859.html Наталья ШКУРЕНОК, ТАБОР УХОДИТ В ШКОЛУ 06.07.2011; ОБРАЗОВАНИЕ: ТАБОР СТАНОВИТСЯ ГРАМОТНЫМ 23.07.2011

5. http ://gypsy-life.net/prava-main.htmСтатья Стефании Кулаевой, посвящённая социальным проблемам цыганских посёлков на Северо-Западе Росси


6. Корнилкова, Е. Когда уходит табор / Е. Корнилкова // Тула вечерняя. – 1992. – 25 июля. (Место хранения: ОРК).
О цыганском таборе в д. Банино Ленинского р-на.

7. Кочетков, В. Табор с улицы Свердлова : цыганский барон Януш Савва справляет в этом году 35-летний юбилей оседлой жизни / В. Кочетков // Новые Известия. – 1999. – 28 мая. – С. 6. (Место хранения: КХ).


Об оседлом цыганском таборе в пос. Плеханово под Тулой.

8. Савенков, А. А барон ушел на отдых. За ненадобностью / А. Савенков // Мол. коммунар. – 1994. – 15 февр. (Место хранения: КХ).


Об обычаях и нравах цыган, проживающих в пос. Плеханово Тул. обл.

9. Савенков, А. Не хочешь замуж – ставь три ящика водки / А. Савенков // Россия. – 1993. – № 19. – С. 6-7. (Место хранения: КХ).


О цыганском поселении в пос. Плеханово Тул. обл.

10. Тульские цыгане пожаловались в Страсбургский суд [Электронный ресурс] // ТСН «Тульская Служба Новостей» : [офиц. сайт]. – Тула, 2009. – URL: http://http://www.tsn-tv.ru/mod_fullnews_tulskie_cygane_pozhalovalis_v_strasbugskiy_sud.html (06.11.2011)



11. http://www.policy.hu/kelderari/ САЙТ о жизни современных кэлдэрарских посёлков.




ПРИЛОЖЕНИЕ 2