Как подготовить слепого ребёнка к успешному проживанию в школе интернате «непослушная» одежда и как с ней справляться - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Как подготовить слепого ребёнка к успешному проживанию в школе интернате «непослушная» - страница №1/1


КАК ПОДГОТОВИТЬ СЛЕПОГО РЕБЁНКА К УСПЕШНОМУ ПРОЖИВАНИЮ В ШКОЛЕ – ИНТЕРНАТЕ

«НЕПОСЛУШНАЯ» ОДЕЖДА И КАК С НЕЙ СПРАВЛЯТЬСЯ

Одна из самых важных и трудных задач для родителей, воспитывающих ребенка с нарушенным зрением, ─ формирование у него навыков самообслуживания. От того, умеет ли ребенок самостоятельно одеваться, содержать в порядке свою одежду, контролировать свой внешний вид зависит атмосфера в семье, его положение в школе - интернате, восприятие ребенка окружающими людьми и его отношение к самому себе.

Начинать учить ребёнка одеваться и раздеваться нужно с того времени, когда он уже понимает обращенную к нему речь, способен выполнять определенные действия, если вы попросите его об этом. Плохо, если при одевании и раздевании вы не используете возможности малыша, ведь он может вам помочь. Например, вы можете его попросить: «Подними ногу», «Подними руки», «Наклони голову», «Повернись» и т. д. Старайтесь, чтобы ребенок не был ватной куклой в ваших руках, стремитесь активизировать его действия, максимально использовать его возможности. При этом не забывайте сопровождать каждое действие словами. Например: «Наденем колготки, а кофточку снимем...».

Безусловно, смотреть, как слепой малыш мучается с колготками или свитером, тяжело. Задача родителей ─ помочь ребенку преодолеть эту беспомощность и научить справляться с непослушными вещами.

Учить необходимо методично, терпеливо, без спешки. На первых этапах используйте прием совместных действий, сопровождаемых речевыми комментариями взрослого. Применять данный прием нужно, когда ребенок встретится с новой деталью или видом одежды.

Мера самостоятельности ребенка изменяется постепенно. Сначала он только помогает взрослому. Со временем малыш уже в состоянии снять с себя самостоятельно некоторые детали одежды: носочки, штанишки, колготки. При этом необходимо приучить ребенка не бросать вещи, а складывать на стульчик, постепенно обучать расправлять вещи, развешивать на спинке стула.

Взрослые должны поддерживать каждое проявление самостоятельности ребенка, строго дозируя свою помощь. Можно и нужно помочь ребенку в тех случаях, когда он недостаточно твердо усвоил какое-либо действие. Постепенно помощь должна уменьшиться до простого наблюдения за действиями ребенка.

Никогда не будет излишним выражение искренней радости даже от самого незначительного прогресса в обучении ребенка.

Учите ребенка быть внимательным при одевании. Сначала совместными действиями (рука ребенка в руках взрослого) рассмотрите одежду, аккуратно разложенную на диване или висящую перед ребенком на «плечиках». Обратите внимание ребенка на то, где у платья передняя сторона (какие детали платья расположены спереди), а где задняя; научите малыша определять лицевую и изнаночную сторону одежды по отдельным деталям (карман, пуговицы, вышивка и пр.), по фактуре ткани, по рубчику, образуемому швами с изнаночной стороны. В случае если изнанку определить трудно (а это часто бывает, например, с колготками), необходимо пришивать метку; яркую пуговку или маленький лоскуток ткани. Так, пуговка, пришитая к колготкам спереди, может быть для ребенка ориентиром, помогающим определить переднюю - заднюю и лицевую -изнаночную стороны колготок. Такая пуговка-подсказка может стать личной меткой одежды вашего ребенка, по которой он сможет отличить свою одежду от чужой в интернате. Такая метка должна быть хорошо усвоена ребенком и зрительно, и с помощью осязания.

Для проживания ребёнка в интернате необходимо, чтобы на всей одежде ребёнка были одинаковые метки. Можно сделать метки и на обуви, чтобы ребенок не путал левый и правый башмачки. Так, на всех правых сандаликах, тапках в удобном месте можно наклеить кусочек лейкопластыря. Постепенно ребенок научится определять правый и левый башмачки без использования меток.

Чтобы ребенок не путался в одежде, выработайте у него определенную схему последовательности одевания, а также приемы одевания каждой детали одежды. Например: «найди у свитера переднюю сторону, разложи его на диване так, чтобы передняя сторона оказалась внизу, найди самое большое отверстие и просунь в него голову, найди отверстие для головы ─ это горловина свитера, затем просунь руки в рукава, расправь надетый свитер».

Справиться с пуговицами и шнурками можно лишь при условии, если хорошо развиты пальцы рук. Если ребенку трудно просунуть пуговицу в петлю, пальцы его не слушаются, необходима тренировка. Помимо общих упражнений для развития и укрепления пальцев рук необходимы специальные игры-упражнения с пуговицами и другими застежками. Чтобы превратить эти занятия в интересную игру можно изготовить специальный коврик-тренажер. К полотну с помощью пуговиц прикрепляют вырезанные из отрезков ярких тканей различные детали, образуя единый сюжет. Можно изготовить из обрезков тканей веселых зверушек: зайчиков, котят, мишек. Прежде чем поиграть с такой игрушкой, ребенку предстоит ее собрать, так как детали ─ голова, лапки, ушки, хвостик ─ пристегиваются к туловищу игрушки пуговками.

Постепенно задания можно усложнять, например, дополняя коврик-тренажер новыми деталями: ленточками для завязывания узелков и бантиков, кнопками, крючками, пряжками и пр.

Со шнурками на обуви справиться сложнее. На первых порах их можно заменить, вставив в отверстия выкрашенную в цвет обуви бельевую резинку. Ботинок при этом шнуруется резинкой, вместо узелка концы зашиваются. Постепенно ребенка необходимо учить шнуровать ботинки. Для этого рекомендуем еще один тренажер: кусочек фанеры или плотного картона с двумя параллельно расположенными рядами отверстий и разноцветные шнурки.

С самого раннего возраста ребенок должен иметь свое место для вещей и хорошо знать, где оно находится. Это может быть тумбочка, полка в шкафу, ящик комода, главное, чтобы оно было доступным для ребенка.

Приучайте ребенка аккуратно складывать одежду и обувь в определенном месте (на стуле, на полке шкафа). Старайтесь быть твердыми и последовательными в своих требованиях.

Важно научить ребенка с нарушенным зрением контролировать свой внешний вид. Обучите ребенка приемам контроля над своим внешним видом. Например: «Застегнувшись, проведи рукой по пуговкам. Все ли они застегнуты, каждая ли пуговица нашла именно свою петельку. Проверь воротничок. Одерни платье спереди и сзади (нагнувшись, одерни брюки) и т. д. Добивайтесь, чтобы такой контроль стал привычкой для вашего ребенка, непременным действием, сопровождающим и заканчивающим процедуру одевания.

Ребенок должен чувствовать себя в одежде свободно, раскованно, должен уметь самостоятельно обслужить себя (одеваться и раздеваться) и учиться следить за своей одеждой (повесить, расправить). Поэтому, покупая одежду и обувь для ребенка, подумайте:

- будет ли она удобна для малыша (не сковывает ли движений, приятна ли на ощупь ─ для слепого ребенка, воспринимающего мир с помощью осязания, это чрезвычайно важно).

- сможет ли ребенок, пользуясь этой одеждой и обувью, быть самостоятельным (Большие сложности представляют застежки на спине, крючки, разъемные молнии, шнуровка на ботинках и сапогах, обилие мелких пуговиц на платьях, рубашках и пр.).

- достаточно ли практична одежда (легко ли поддаётся стирке, чистке).

- обратите особое внимание на цветовую гамму одежды. Желательно, чтобы доминировали яркие, выразительные цвета, ведь ребенку (даже тотально слепому) очень важен цвет одежды.

- сможет ли ваш ребенок легко распознавать свою одежду. А для этого нужна какая-нибудь оригинальная деталь: кармашек, вышивка, воротничок, бантик и пр.

- соответствует ли эта одежда и обувь вкусам самого ребенка.



Обучение детей с нарушениями зрения несовместимо со спешкой, раздражительностью. Выбирайте время для занятий, когда ребенок в хорошем настроении, здоров, когда вы никуда не торопитесь. Старайтесь, чтобы обучение ребёнка приёмам самообслуживания не было излишне академичным. Оживляйте процесс игрой, прибаутками.

Не забывайте выражать свое отношение по поводу успехов и неудач сына или дочери. И пусть оно всегда будет искренним, будь то радость, огорчение, разочарование или удивление. Ведь ребенку так важно чувствовать ваше живое участие в его жизненно важных делах.