Как организовать проектную деятельность учащихся практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций... 21 6809.18kb.
К вопросу о нормировании труда библиотечных работников общеобразовательных... 1 199.33kb.
В теории и практике социально-воспитательной работы в настоящий момент... 3 482.39kb.
Сценарий профориентационного мероприятия 4 516.61kb.
Как организовать питание во время экзаменов? Каждый согласится, что... 1 76.37kb.
Примерный перечень и характеристики современного спортивного оборудования... 5 1431.71kb.
5 Английский язык 6 657.07kb.
Рабочая программа по технологии для 6 классов на основании программы... 1 393.78kb.
Инструкция по применению дезинфицирующего средства "Стабимед " фирмы... 1 150.29kb.
Учебной мотивации. Рекомендации для учителя 1 381.32kb.
Центр социально-трудовых прав 6 891.17kb.
Xviii. Разум и сверхразум 1 207.21kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Как организовать проектную деятельность учащихся практическое пособие для работников - страница №1/3



И.С. Сергеев

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ



И.С. Сергеев

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДНЯ РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

МОСКВА


2005


Сергеев И.С.

С 32 Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — 2-е изд., испр. и доп.— М.: АРКТИ, 2005. — 80 с. (Метод, биб-ка).

ISBN 5-89415-400-6

Предлагаемое пособие посвящено рассмотрению одной из актуальных педагогических проблем — проблеме внедрения в школьную образова­тельную практику так называемого «метода проектов». В краткой и по­пулярной форме в книге изложены подходы ко всем основным вопросам организации проектной деятельности учащихся в школе: что такое про­ектный метод, каковы основные требования к проекту, как правильно спланировать проектную деятельность на уроке и в масштабах школы, каковы основные проблемы и трудности метода проектов и мн. др.

В пособии приведены многочисленные примеры проектной деятель­ности, базирующиеся на передовом педагогическом опыте российских и зарубежных школ.

Пособие имеет очевидную практико-ориентированную направлен­ность и адресовано педагогическим работникам, планирующим и орга­низующим проектную деятельность в школе, — учителям-предметни­кам, руководителям школьных методических объединений, заместите­лям директора по учебной и научной (инновационной) работе.

УДК 373 ББК 74.202.4

©Сергеев И.С., 2005


ISBN 5-89415-400-6 ©АРКТИ, 2005

ВВЕДЕНИЕ

Что такое «метод проектов»?

Произошедшие в последние годы изменения в практике отече­ственного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы лично-стно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъектности в обучении потребовали в первую очередь новых мето­дов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:



  • формировали бы активную, самостоятельную и инициа­
    тивную позицию учащихся в учении;

  • развивали бы в первую очередь общеучебные умения и на­
    выки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

  • формировали бы не просто умения, а компетенции, т. е.
    умения, непосредственно сопряженные с опытом их при­
    менения в практической деятельности;

  • были бы приоритетно нацелены на развитие познаватель­
    ного интереса учащихся;

- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале

мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учеб­но-познавательной деятельности школьников на результат, кото­рый получается при решении той или иной практически или теоре­тически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат — опыт деятельности — становится бес­ценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей дей­ствительности, из жизни.

Г-1996

Цели имеют право на существование!

Не будет сильным преувеличением, если сказать, что подавляю­щее большинство из тех, кто держит в руках эту книгу, почти все свое рабочее время проводят в ритме, заданном классно-урочной си­стемой жизни. Этот ритм очень удобен своей определенностью, чет­костью и организованностью. Он близок тому учителю, который при­вык плыть по течению, не задумываясь о целях своей деятельности и о целях своих учеников.

Надеемся, что наш читатель не относится к этой категории. И что его хотя бы раз посещал вопрос о том, каковы же реальные цели каждого участника классно-урочного процесса? Именно ре­альные цели, а не абстрактное, заданное извне «формирование гар­моничной, разносторонне развитой личности». Может быть, «со­здание условий для развития личности»? «А что за условия и как их создавать?» — спросит учитель-практик и, скорее всего, оста­нется без ответа.

Честный разговор о целях будет, скорее всего, примерно таким:



  • единственная реальная цель учителя — пройти програм­
    му;

  • цель ученика в лучшем случае — стать умнее, в ином —
    выучить то, что пригодится для экзамена, в худшем — пе­
    ретерпеть годы школьной учебы.

Насколько велика будет ценность обезличенной образованности в наступившем столетии, сказать сложно. Во всяком случае боль­шинство школьников перестали мотивировать идеал «человека зна­ющего» — продукта классно-урочного обучения. Но есть ли альтер­натива?

Вашему вниманию предлагается принципиально иная (хотя и не новая) философия построения образовательного процесса. Как принято считать, она берет свое начало в трудах Джона Дьюи. Имен­но этот американский ученый сто лет назад предложил строить обу­чение на активной основе, через целесообразную деятельность уче­ника, сообразуясь с его личным интересом и личными целями. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реаль­ной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения кото­рой ему предстоит применить уже полученные знания и умения, а также и новые, которые еще предстоит приобрести.

«Решить проблему» значит применить в данном случае необхо­димые знания и умения из различных областей жизни, получив ре­альный и ощутимыйрезуль/пат.


«Представьте себе девушку, которая сшила себе платье. Если она вложила душу в свою работу, работала охотно, с любовью, самостоя­тельно сделала выкройку и придумала фасон платья, самостоятельно его сшила, то это и есть образец типичного проекта, в самом педагоги­ческом смысле этого слова». Так писал в 1918 г. один из основопо­ложников «метода проектов», последователь Джона Дьюи, профес­сор педагогики учительского колледжа при Колумбийском универси­тете Уильям Херд Килпатрик.



Из истории метода проектов

Основоположником педагогического метода проектов считается Дж. Дьюи (1859-1952), американский философ-прагматик, психо­лог и педагог. Правда, ни в одной из своих работ он не употребляет слово «проект» применительно к педагогическому методу. Однако каждая страница, написанная рукой Дьюи, излучает пафос связи школы с жизнью, с личным опытом ребенка и коллективным опы­том человеческого общества. Все это — признаки школы, основной формой организации образовательного процесса в которой является проектная деятельность.

С начала XX в. метод проектов становится необыкновенно попу­лярным в американской школе. Он как нельзя лучше соответствует духу и укладу жизни предприимчивых и жизнелюбивых жителей Соединенных Штатов. Американцы назвали метод проектов — «наш метод школьной работы».

В 1910-е гг. профессор Коллингс, организатор продолжитель­ного эксперимента в одной из сельских школ штата Миссури, пред­ложил первую в мире классификацию учебных проектов:



  1. «проекты игр» — детские занятия, непосредственной целью
    которых является участие в разного рода групповой деятельности
    (различные игры, народные танцы, драматизации, разного рода раз­
    влечения и т. д.);

  2. «экскурсионные проекты», которые предполагали целесооб­
    разное изучение проблем, связанных с окружающей природой и об­
    щественной жизнью;

  3. «повествовательные проекты.» — разрабатывая их, дети
    имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнооб­
    разной форме»: в устной, письменной, вокальной (песня), художе­
    ственной (картина), музыкальной (игра на рояле) и т. д.;

  4. «конструктивные проекты» нацелены на создание конкрет­
    ного, полезного продукта: изготовление кроличьей ловушки, приго­
    товление какао для школьного завтрака, строительство сцены для
    школьного театра и др.

В экспериментальной школе, работавшей под руководством Кол-лингса исключительно по методу проектов, за один первый год работы было задумано, проработано и доведено до конца самими детьми 58 «экскурсионныхпроектов»; 54 «проектаигр»; 92 «конструктивных проекта»; 396 «повествовательных проектов». Руководила всеми шес­тьюстами проектами единственная учительница этой школы.

На рубеже 1910-20-х гг. метод проектов входит в практику оте­чественной школы. Это история, полная драматизма. Сначала — «перспективный», а вскоре и «универсальный метод». Через пять с небольшим лет — «легкомысленное прожектерство». Так колеба­лись оценки метода проектов в официальной педагогике.

Современные исследователи истории педагогики отмечают, что использование «метода проектов» в советской школе в 1920-е гг. действительно привело к недопустимому падению качества обуче­ния. В качестве причин этого явления выделяют:



  1. отсутствие подготовленных педагогических кадров, способ­
    ных работать с проектами;

  2. слабая разработанность методики проектной деятельности;

  3. гипертрофия «метода проектов» в ущерб другим методам обу­
    чения;

  4. сочетание «метода проектов» с педагогически неграмотной
    идеей «комплексных программ».


«АНАТОМИЯ» УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

Основные требования к проекту

Работа по методу проектов это относительно высокий уро­вень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвест­ных методов обучения требуют наличия лишь традиционных ком­понентов учебного процесса — учителя, ученика (или группы учени­ков) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требо­вания к учебному проекту — совершенно особые.

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (пробле­


мы) — исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом — это разрешение данной про­блемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком. Например: учащиеся школы посеща­ют спортивный клуб, руководство которого заказало проектной груп­пе дизайн оформления помещений клуба. Однако в роли заказчика может выступать и сам учитель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами учащиеся (проект, наце­ленный на разработку и проведение школьного праздника).



Поиск социально значимой проблемы одна из наиболее труд­ных организационных задач, которую приходится решать учителю-ру­ководителю проекта вместе с учащимися — проектантами.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий


по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования са­
мого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы
презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная раз­работка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проек­ты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской рабо­
ты учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельнос­ти поиск информации, которая затем будет обработана, осмыс­лена и представлена участниками проектной группы.



4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом
проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое раз­
работали участники проектной группы для разрешения поставлен­
ной проблемы.



ПРОЕКТ




+









> 1




ПРЕЗЕНТАЦИИ •







Продукта




продукта

Выбор

Подго-

Презента-

Само-







Изготовле-

Оформле-

формы

товка

ция

оценка

ние про-

ние про-

презен-

презен-




и само-

дукта

дукта

тации

тации




анализ

февраль (Проведение

Март (Подготов-

Апрель (Работа с подготов-

Май (Защита)

исследо-

ка чистово-

ленным текстом оп-




вания)

го вари-

понентов и

рецен-







анта)

зентов, подготовка










доклада)




Третий день

Третий — четвертый

ДНИ

Пятый день




2-й урок




3-4-й уроки (спаренные)







Одна-три недели между 2-м и 3-4-м уроками







Второй урок

второй уроки




(в числе двух

50-я минуты




спаренных)







50-я — 70-я — 80-я







70-я минуты







минуты

2-1996

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказ­чику и (или) представителям общественности, и представлен до­статочно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презен­тации своего продукта.

То есть проект — это «пять П»:

Проблема — Проектирование (планирование) — Поиск инфор­мации — Продукт — Презентация.

Шестое «П» проекта — его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, днев­ные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!



Циклограмма работы над проектом: альтернативные варианты

Ответив в общих чертах на вопрос, что есть учебный проект, рас­смотрим, как он может быть реализован в образовательном процессе.



В современной мировой и отечественной педагогике существу­ет несколько десятков детально разработанных технологий про­ектной деятельности. Наибольший интерес представляют, несом­ненно, те из них, которые апробированы в отечественных школах и на практике доказали свою жизнеспособность. Предлагаем Вашему вниманию некоторые из них.

Модель № 1

  1. Определение предмета, темы, цели и задачи проекта, выбор
    руководителя (1-2 месяца).

  2. Выполнение работы (2-3 месяца).

  3. Предзащита работы в своем или другом классе с целью выяв­
    ления уровня понимания и владения материалом, а также выработ­
    ки умения понимать вопросы и отвечать на них (1 месяц).

  4. Собственно защита на экспертном совете школы (2 месяца).

  5. Подведение итогов: общешкольная конференция по итогам
    года.

Предложенная схема работы заимствована из практики работы научного общества учащихся (НОУ), которые получили широкое распространение в отечественной школе на рубеже 1980-1990-х гг.

Однако, в отличие от проектной деятельности, работа НОУ огра­ничивалась чисто исследовательским кругом тем, предпочтением монопредметных проблем, не всегда заметной связью с практичес­кой внешкольной жизнью учащихся, а также невниманием к твор­ческой форме продукта исследования.



Модель № 2

Работа над проектом начинается с решения школьного парла­мента о защите проекта. Затем заведующие кафедр обозначают про­блемы, создают «мастерские», в которые имеет право включиться любой ученик школы, интересующийся этими вопросами. Группа разработчиков (заведующие кафедрами) выстраивают концепцию, выделяют приоритетные задачи проекта. Дети намечают промежу­точные задачи, ищут пути их решения, координируют свою деятель­ность.

Предметные индивидуальные проекты приравниваются к сдаче предметного экзамена.

Модель № 3

В течение учебного года выполняется 4 масштабных, долгосроч­ных и, как правило, межпредметных проекта (в течение учебной чет­верти реализуется один проект). Приводим циклограмму работы в каждой четверти.



  1. Педсовет, посвященный проектной работе. Выбор направле­
    ния и тем. Уточнение руководителей проектов. Планирование про­
    ектной работы школы на четверть (для административного контро­
    ля) (1-я неделя четверти).

  2. Формирование состава проектных групп. Обсуждение прин­
    ципов работы в творческих группах. Постановка исследовательских
    задач, планирование работы в группах (2-я неделя четверти).

  3. Информационный этап работы над проектами. Выбор формы
    продукта (3-я неделя четверти).

  4. Выполнение практической части проектов, оформление про­
    дукта и портфолио проекта (4-я и последующие недели четверти).

  5. Презентация проектов. Торжественный заключительный ве­
    чер, на котором демонстрируются фрагменты презентаций лучших
    проектов четверти. (Предпоследняя неделя четверти.)

  6. Оценка преподавателями деятельности участников проект­
    ных групп и составление рейтинга участия учащихся в проекте (по
    100-балльной шкале.) Педсовет по подведению итогов проектной
    работы в данной четверти. Общешкольная линейка с вынесением
    благодарности активным участникам проекта. (Последняя неделя
    четверти.)

Модель № 4*

Базируется на «технологии проектной деятельности», разрабо­танной E.G. Полат.



  1. Установочное занятие: цели, задачи проектных работ, основ­
    ной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущих про­
    ектов.

  2. Стендовая информация о проектной работе.

  3. Выдача письменных рекомендаций будущим авторам (темы,
    требования, сроки, графики консультаций и проч.).

  4. Консультации по выбору тематики учебных проектов, форму­
    лирование идей и замыслов.

* Пункты 3, 14, 16 настоящей циклограммы не могут являться общеобяза­тельными. Привязка данной схемы к недельным или к долгосрочным проектам требует ее коррекции.


  1. Формирование проектных групп.

  2. Групповое обсуждение идей будущих проектов, составление
    индивидуальных планов работы над проектами.

  3. Утверждение тематики проектов и индивидуальных планов
    работы над ними.

  4. Поисковый этап.

  5. Промежуточные отчеты учащихся.




  1. Индивидуальные и групповые консультации по содержанию
    и правилам оформления проектных работ.

  2. Обобщающий этап: оформление результатов.

  3. Предзащита проектов.

  4. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.

  5. Формирование групп рецензентов, оппонентов и «внешних»
    экспертов.

  6. Подготовка к публичной защите проектов.

  7. Генеральная репетиция публичной защиты проектов.

  8. Координационное совещание лиц, ответственных за мероп­
    риятие.

  9. Заключительный этап: публичная защита проектов.

  10. Подведение итогов, анализ выполненной работы.

  11. Итоговый этап. Благодарности участникам, обобщение ма­
    териалов, оформление отчетов о выполненной работе.


Классификация проектов

по доминирующей деятельности учащихся

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, име­ет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобрать­ся в них, требуются по крайней мере три различные классификации. Начнем с самой основной, определяющей содержательную специфи­ку каждого проекта.

Практика-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разно­образна — от учебного пособия для кабинета физики до пакета реко­мендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить ре­альность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.


Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обо­значение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.



Информационный проект направлен на сбор информации о ка­ком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представ­ления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ. в т. ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и со­здание информационной среды класса или школы.



Творческий проект предполагает максимально свободный и не­традиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изоб­разительного или декоративно-прикладного искусства, видеофиль­мы и т. п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наи­более сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли лите­ратурных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и зак­лючен договор?

Конечно, все пять перечисленных целевых направлений деятель­ности учащихся-проектантов реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект — исследовательский, точно так же как любой — творческий, ролевой, практико-ориентированный или ин­формационный. Поэтому подчеркнем: речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.



Классификация проектов по комплексности и характеру контактов

По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержатель­ной области) можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного пред­


мета или одной области знания, хотя и могут использовать инфор­
мацию из других областей знания и деятельности.

Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, консультантом —• учитель другой дисциплины.

Такие проекты могут быть, например, литературно-творчески­ми, естественно-научными, экологическими, языковыми (лингвис­тическими), культуроведческими, спортивными, историческими, географическими, музыкальными.

Интеграция осуществляется в данном случае на этапе подготов­ки продукта и презентации: например, компьютерная верстка лите­ратурного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника.

Такие проекты могут проводиться (с определенными оговорка­ми) в рамках классно-урочной деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно


во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов
в различных областях знания.

Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.

Например, проект по теме «Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX-XIX вв.» требует присутствия одновре­менно исторического, литературоведческого, культурологического, психологического и социологического подходов.

Проекты могут различаться и по характеру контактов меж­ду участниками. Они могут быть:


  • внутриклассными;

  • внутришкольными;

  • региональными (разного масштаба)*;

  • межрегиональными (в рамках одного государства);

  • международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международ­ные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.
* Рамками регионального проекта может быть, например, муниципальный район Кунцево г. Москвы, а может — Дальневосточный федеральный округ Российской Федерации.

Классификация проектов по продолжительности

Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.

Их разработка наиболее продуктивна на уроках иностранного языка.



Пример: проект «Составление рекламного модуля на английском языке», 11 класс; работа в группах; продолжительность — 20 минут (10 минут на подготовку, по 2 минуты на презентацию каждой группы).

Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.



Пример: проект «Элемент XX века», химия, 10 класс; работа в группах; продолжительность — 4 урока. 1-й урок: определение со­става проектных групп; определение задания проектных групп — сбор информации по своим элементам. 2-й урок: отчеты групп по собранной информации, определение продуктов и форм презентации. 3-й и 4-й спаренные уроки: презентация готовых проектов, их об­суждение и оценка.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком прохо­дит при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внекласс­ными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это в сочетании с глубоким «погружением» в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной деятельности.



Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.

В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках учени­ческих научных обществ. Весь годичный проект — от определения проблемы и темы до презентации (защиты) выполняются во внеуроч­ное время*.

С точки зрения организации, в наибольшей степени отличаются друг от друга следующие наиболее популярные виды проектов:

Примеры недельных и годичных проектов приведены на страницах 46—54 данного издания.




  • проекты, выполняемые в ходе уроков (мини-проекты и
    среднесрочные);

  • проекты, выполняемые в ходе проектной недели;

- телекоммуникационные проекты (седне- и долгосрочные).
Каждому из этих трех видов проектов посвящен особый раздел

этой книги.



Формы продуктов проектной деятельности

Выбор формы продукта проектной деятельности важная организационная задача участников проекта. От ее решения в зна­чительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта — презентабельной и убедитель­ной, а предложенные решения — полезными для решения выбран­ной социально значимой проблемы.

Иногда бывает, что вид продукта сразу обозначен в самой теме про­екта. Хрестоматийным является проект «Изготовление воздушного змея», выполняя который американские школьники в 1920-е гг. изу­чали важные законы физики. Но чаще всего выбор продукта — не­простая творческая задача. Проект под названием: «Исследование влияния климата природных зон на растительный и животный мир » может завершиться защитой обыкновенного реферата, а может вы­литься в увлекательную подготовку Атласа несуществующего мате­рика.

Приведем перечень (далеко не полный!) возможных выходов про­ектной деятельности:


  • Web-сайт;

  • Анализ данных социологического опроса;

— Атлас;

  • Атрибуты несуществующего государства;

  • Бизнес-план;

  • Видеофильм;

  • Видеоклип;

  • Выставка;

  • Газета;

  • Действующая фирма;

  • Журнал;

  • Законопроект;

  • Игра;

  • Карта;

— Коллекция;

  • Костюм;

  • Макет;

  • Модель;

  • Музыкальное произведение;

  • Мультимедийный продукт;

  • Оформление кабинета;

  • Пакет рекомендаций;

  • Письмо в ... ;

  • Праздник;

  • Прогноз;

  • Публикация;

  • Путеводитель;

  • Серия ил люстрации;

  • Система школьного самоуправления;

  • Сказка;

  • Справочник;

  • Сравнительно-сопоставительный анализ;

  • Статья;

  • Сценарий;

— Учебное пособие;

  • Чертеж;

  • Экскурсия.

Некоторые примеры удачно выбранных продуктов проектной деятельности:

  1. дневник путешествия по римским провинциям эпохи распа­
    да Империи и по СССР конца 1980-х гг. (видеомонтаж с собствен­
    ным комментарием);

  2. популярное пособие «Право на каждый день» (брошюра с ре­
    комендациями и видеофильм);

  1. частотный словарь английского молодежного сленга;

  2. главы из учебника будущего « Биология и экология »;

  1. Манифест Николая II «О даровании народу России Консти­
    туции», каким он мог бы быть;

  2. экологические программы мониторинга и лабораторного ана­
    лиза питьевой воды, состояния радиационного фона и воздушное
    среды в микрорайоне (по заказу Управы района);

  3. сборник научно-фантастических сочинений учащихся 6-г
    класса «Как принимали гостей в Средневековье»;

  4. коллекция софизмов, невозможных математических объек
    тов и интересных чисел.

Паспорт проектной работы

Паспорт проектной работы используется дважды, а иногда и трижды.



Вначале — как методическая разработка проекта, которую руководитель проектной группы утверждает у заместителя директо­ра школы перед началом работы над проектом.

Затем уточненный паспорт проекта становится необходимым вступлением к проектной папке (портфолио проекта), представ­ляемой на защите проекта.

Наконец, расширенный вариант паспорта проектной работы может, стать описанием проекта, подготовленным для публика­ции или для хранения в школьной медиатеке.

Как правило, паспорт проектной работы, состоит из следую­щих пунктов*:



  1. Название проекта.

  2. Руководитель проекта.

  3. Консультант(ы) проекта.

  4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по
    проекту.

  5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.

  6. Возраст учащихся, на который рассчитан проект.

  7. Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).

  8. Тип проекта (реферативный, информационный, исследова­
    тельский, творческий, практико-ориентированный, ролевой).

  9. Заказчик проекта.




  1. Цель проекта (практическая и педагогическая цели).

  2. Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!).

  3. Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по
    теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе
    его выполнения).

  4. Необходимое оборудование.

  5. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне
    школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект,
    кратко — содержание).

  6. Предполагаемые продукт(ы) проекта.

  7. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать фор­
    му, продолжительность и место работы учащихся, содержание рабо­
    ты, выход этапа).

  8. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

* В зависимости от специфики образовательного учреждения и конкретного проекта в паспорт проектной работы могут быть внесены разнообразные изме­нения и дополнения.

19

Оформление проектной папки

Проектная папка (портфолио проекта) — один из обязательных

выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта.

Задача папки на защите — показать ход работы проектной группы.

Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:


  • четко организовать работу каждого участника проектной
    группы;

  • стать удобным коллектором информации и справочником
    на протяжении работы над проектом;

  • объективно оценить ход работы над завершенным проектом;

  • судить о личных достижениях и росте каждого участника
    проекта на протяжении его выполнения;

  • сэкономить время для поиска информации при проведении
    в дальнейшем других проектов, близких по теме.

В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:

  1. паспорт проекта;

  2. планы выполнения проекта и отдельных его этапов*;

  3. промежуточные отчеты группы;

  1. вся собранная информация по теме проекта, в том числе необ­
    ходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета;

  1. результаты исследований и анализа;

  2. записи всех идей, гипотез и решений;

  1. отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «моз­
    говых штурмах» и т. д.;

  2. краткое описание всех проблем, с которыми приходится стал­
    киваться проектантам, и способов их преодоления;

  1. эскизы, чертежи, наброски продукта;




  1. материалы к презентации (сценарий);

  2. другие рабочие материалы и черновики группы.

В наполнении проектной папки принимают участие все участни­ки группы.

Записи учащихся должны быть по возможности краткими, в форме небольших набросков и аннотаций.

В день презентации проектов оформленная папка сдается в жюри.

* Для долгосрочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы.

Для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, — ежедневные.

В таких планах указывается индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в це­лом, форма выхода очередного этапа.



20


Виды презентаций проектов

Выбор формы презентации проекта — задача не менее, а то и бо­лее сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентации, вообще говоря, весьма огра­ничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов — артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т. д.).

Виды презентационных проектов могут быть различными, на­пример:


  • Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).

  • Деловая игра.

  • Демонстрация видеофильма — продукта, выполненного
    на основе информационных технологий.

  • Диалог исторических или литературных персонажей.

  • Защита на Ученом Совете.

  • Игра с залом.

  • Иллюстрированное сопоставление фактов, документов,
    событий, эпох, цивилизаций...

  • Инсценировка реального или вымышленного историчес­
    кого события.




  • Научная конференция.
    — Научный доклад.

  • Отчет исследовательской экспедиции.

  • Пресс-конференция.

  • Путешествие.

  • Реклама.

  • Ролевая игра.

  • Соревнования.

  • Спектакль.

  • Спортивная игра.




  • Телепередача.

  • Экскурсия.

Примеры удачных презентаций проектов:

  1. инсценировка-диалог Сознания, Самосознания и Бессозна­
    тельного;

  2. пресс-конференция участников экспедиции на неизвестный
    материк;

3)ролевая игра, имитирующая поведение муравьев неизвестного науке вида в муравейнике;

4) инсценировка драматической постановки на тему алхимии, включающая демонстрацию реальных химических опытов-пара­доксов;

5) диалог с участием Чацкого, представителей «Фамусовской Москвы» и «современных людей» по теме «Проблема ума и безу­мия».

Система оценки проектных работ

Выработка системы оценки проектных работ требует предвари­тельного ответа на следующие вопросы:

- Предполагается ли включение самооценки участников проектных групп в общую оценку проекта?

- Предполагается ли присуждение мест (I, II, III) или номи­наций (за лучшее исследование, за лучшую презентацию и

т. д.)?

- Предполагается ли оценка проектов по предметным сек­циям (например, лингвистической, естественно-научной, гуманитарной), или «единымсписком»?



Проблемными местами в оценке проектных работ обычно явля­ются:

- предметная компетентность жюри (жюри должно обя­зательно включать специалистов по всем предметам, ох­ватываемым проектами данной секции);

- все участники проектной работы приложили усилия, но не все получили места и номинации.

В этом случае лучше обнародовать рейтинговые оценки всех пред­ставленных проектов, чтобы свой итоговый балл видели и те проек­танты, которые не удостоились наград.

Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов оптимальности по числу (не более 7-10) и доступности для учащих­ся каждого возраста.

Критерии должны оценивать качество не столько презентации, сколько проекта в целом.

Очевидно, что эти критерии должны быть известны всем проек­тантам задолго до защиты.

Приведем перечни критериев, использовавшихся на проектной неделе.

22

Критерии оценок, использовавшиеся в практике негосударствен-
ной школы*:

1) самостоятельность работы над проектом;

2) актуальность и значимость темы;

3) полнота раскрытия темы;

4) оригинальность решения проблемы;

5) артистизм и выразительность выступления;

6) как раскрыто содержание проекта в презентации;

7) использование средств наглядности, технических средств;

8) ответы на вопросы.

Критерии оценок, использовавшиеся в практике государствен­ной школы:

1) важность темы проекта;

2) глубина исследования проблемы;

3) оригинальность предложенных решений;

4) качество выполнения продукта;

5) убедительность презентации.

* Первые четыре критерия — оценка проекта, последние четыре (т. е. № 5-8) — оценка презентации.

ВОПРОСЫ И ПРОБЛЕМЫ

Какова роль учителя?

Проектная деятельность требует от учителя не столько объяс нения «знания», сколько создания условий для расширения познава тельных интересов детей, и на этой базе — возможностей их само­образования в процессе практического применения знаний.

Именно поэтому учитель — руководитель проекта должен обла­дать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих спо­собностей. И прежде всего — развитой фантазией, без которой он не сможет быть генератором развития интересов ребенка и его творчес­кого потенциала. Авторитет учителя базируется теперь на способ­ности быть инициатором интересных начинаний. Впереди оказы­вается тот, кто провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности.

В определенном смысле учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.

Как именно учителю предстоит создавать условия для развития учащихся в ходе проектной деятельности?

Ответ на этот вопрос даст список ролей, которые предстоит «про­жить» педагогу в ходе руководства проектом:

1) энтузиаст (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в сторону достижения цели);

2) специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких — не во всех! — областях);

3) консультант (организатор доступа к ресурсам, в т. ч. к дру­гим специалистам);

4) руководитель (особенно в вопросах планирования времени);

5) «человек, который задает вопросы» (по Дж. Питту— тот, кто организует обсуждение способов преодоления возникающих труд­ностей путем косвенных, наводящих вопросов; тот, кто обнаружи­вает ошибки и вообще поддерживает обратную связь);

6) координатор всего группового процесса;

7) эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного про­екта).

Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельнос­ти учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие — сами уча­щиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве?

24
Готового ответа на эти вопросы нет и никогда не будет. Очевид­но, что степень самостоятельности учащихся зависит от множества факторов: от возрастных и индивидуальных особенностей детей, от их предыдущего опыта проектной деятельности, от сложности темы проекта, от характера отношений в группе и др.



Для учителя важно избежать перегибов как в ту, та и в другую сторону.

Вспомним, что одним из основных направлений критики метода проектов в 1920-е гг. стало именно «принижение роли учителя». В отечественной практике проектной деятельности начала XXI в. пре­обладает противоположная крайность. Даже в проектах, выполнен­ных старшеклассниками, зачастую явно ощущается «рука руководи­теля». А ведь развивающий эффект проектной деятельности нахо­дится в прямой зависимости от степени ее самостоятельности. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода подобрать такие виды и продукты проектной деятельности, которые были бы адекватны возрасту. Так, в начальной школе проектом может быть рисунок, ка­кая-то композиция, выполненная своими руками, и т. п. Точно так же важно, что тема проекта не должна задаваться взрослыми. В край­нем случае допустим выбор одной из предложенных тем. Еще луч­ше — совместная выработка темы в группе « учащиеся + учитель » по принципу скрытой координации. Планирование, реализация и оцен­ка проектов также должны осуществляться в первую очередь самими детьми. Не будем забывать, что ученик подавляющую часть своего времени занят традиционным классно-урочным обучением, где он об­речен играть лишь одну роль — роль исполнителя.



Проект и урок: вместе или врозь?

Вопрос о том, совместима ли проектная деятельность учащихся с классно-урочной системой, по-прежнему остается дискуссионным.

Современные ученые-педагоги различают проектную форму орга­низации учебного процесса, альтернативную классно-урочной систе­ме, и метод проектов, который может быть использован на уроках наряду с другими методами обучения.

Практика работы отечественных школ рубежа XX-XXI вв. по­казывает, что проект, действительно, «не вписывается» в урок продолжительностью 40-45 минут.

Полноценная реализация каждого из этапов проекта требует не­сколько большего времени, хотя бы спаренного урока (в таком случае мы имеем «мини-проект», например, «Разработка рекламного посте­ра» на интегрированном уроке иностранного языка и информатики).

Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4-7 уроков, когда в качестве домашних заданий к очередному уроку уча­щиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываясь о проделанной работе в начале следующего урока. Последние два урока (спаренные) используются для презентации подготовленных проектов.

Существуют программы курса «Технология», целиком построен­ные на методе проектов. Выполнение одного проекта соответствует про­хождению одной темы и может занимать до 20 уроков.

И все-таки наиболее глубокие и содержательные проекты, вы­полняются, как правило, в ходе внеклассной деятельности. Это от­носится:

- к проектам, выполняемым в ходе проектной недели (в ходе проектной недели уроки не проводятся, поэтому общая продолжительность времени для выполнения проекта со­ставляет 40-48 ч);

- к среднесрочным ролевым и исследовательским проектам, предполагающим полевой (выездной) этап;

- к продолжительным (годичным) проектам, носящим, как правило, исследовательский характер.

Каждая школа, приступающая к реализации проектной деятель ности, со временем сама определяет оптимальное соотношение време ни, отводимого на традиционную классно-урочную и на проектную де ятельность. Но независимо от вариантов, роль системообразующег фактора обучения всегда сохраняется за уроком.



Персональные или групповые проекты: что эффективней?

Единой точки зрения на этот счет не существует. Система «Мек дународный бакалавриат» допускает только персональные прое; ты. Напротив, одна из крупнейших современных исследователе учебных проектов, E.G. Полат (Москва), считает, что метод прое; тов может быть эффективен лишь в сочетании с «технологией раб ты в группах сотрудничества».



Преимущества персональных проектов: 1) план работы над проектом может быть выстроен и отслеж! с максимальной четкостью;

26
2) у учащихся полноценно формируется чувство ответственнос­ти, поскольку выполнение проекта зависит только от него самого;

3) учащийся приобретает опыт деятельности на всех без исклю­чения этапах выполнения проекта — от рождения замысла до ито­говой рефлексии;

4) формирование у учащихся важнейших общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) ока­зывается вполне управляемым процессом.

Преимущества групповых проектов:

1) у участников проектной группы формируются навыки сотруд­ничества;

2) проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносто­ронне;

3) каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера*, и, наоборот, каждый учащийся, в зависимос­ти от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определен­ный этап работы;

4) в рамках проектной группы могут быть образованы подгруп­пы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипо­тезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на каче­ство выполнения проекта.

* Лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации.



Какие общеучебные умения и навыки формируются в проектной деятельности?

Всем известно, какие трудности вызывает у учителя ответ на «за­ковыристый » вопрос методиста: « А каковы были цели вашего урока? »

Не менее сложно определить и грамотно сформулировать ответ на вопрос о том, каковы педагогические цели определенного учебно­го проекта*.

Вообще говоря, главная педагогическая цель любого проекта — формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства лич­ности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

Однако внешне компетенции проявляются, как правило, в форме умений. Поэтому наиболее простой и вполне грамотный путь формули­ровки целей проекта — выбор подходящих для данного проекта обще­учебных умений и навыков из предложенного ниже списка (2-3 пози­ции). В случае монопредметного проекта выбранные позиции могут быть дополнены перечнем предметных знаний и умений, формирующихся в процессе работы над ним.

Общеучебные умения и навыки,

формирующиеся в процессе проектной деятельности

1. Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недоста­точно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для ре­шения поставленной задачи?

2. Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобре­тать способ действия, привлекая знания из различных областей;

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

* Помимо педагогических, каждый проект имеет еще и практическую цель: разре­шить обозначенную социально значимую проблему (например, предложить путь I благоустройства пришкольного участка, разработать проект письма в ЮНЕСКО о необходимости сохранения памятника А.С. Пушкину в городе... и т. п.).

— умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умения коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

- навыки делового партнерского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5. Менеджерские умения и навыки:

- умение проектировать процесс (изделие);

- умение планировать деятельность, время, ресурсы;

- умение принимать решения и прогнозировать их послед­ствия;

- навыки анализа собственной деятельности (ее хода и про­межуточных результатов).

6. Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослы­ми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.

7. Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.



Что такое «принцип проживания»?

Пожалуй, в современной школе только проектная деятельность позволяет в полной мере реализовать принцип проживания, в со­ответствии с которым осуществляется абсолютное личностное при­нятие каждым учащимся целей и содержания обучения.

Независимо от преобладающей цели и ведущей деятельности уча­щихся (т. е. является ли проект исследовательским, творческим, информационным или практико-ориентированным) каждый проект в первую очередь должен рассматриваться как ролевой, с обяза­тельным определением роли каждого учащегося, которую он дол­жен прожить, а не сыграть в ходе проекта. Это может быть роль:

- представителя любой из человеческих профессий: врача, военного, предпринимателя, политического деятеля и др.;

- ученого-специалиста или эксперта в одной из областей знаний (эколога, энтомолога, лингвиста и пр.);

- литературного персонажа;

- исторического героя или очевидца какого-либо события;

- представителя иной национальности, жителя другой стра­ны и т. д.;

- « гостя из будущего »;

- и так далее (число вариантов практически бесконечно).

В зависимости от этапа, на котором находится проект, все его уча­стники проходят через несколько обязательных ролей: менеджера — исследователя — сценариста, режиссера, PR-мена — эксперта.

При работе в микрогруппе каждый из ее участников находится в одной из стандартных ролей, описанных в социальной психоло­гии: лидер-генератор идей, лидер-организатор, эмоциональный ли­дер, критик и др.

Таким образом, традиционная классно-урочная система создает «содержание образования» (точнее сказать — «содержание образо­ванности»), тогда как проектная деятельность при правильной ее организации, способна наполнить смыслом жизнь и деятельность детей в ходе выполнения проекта*.

Не менее важно, что в проектной деятельности формируется и «откладывается про запас» опыт ребенка «быть личностью» — лич­ностный опыт. В обобщенном виде — это опыт осмысленного и

" Как представляется, задача школы состоит не только в том, чтобы подгото­вить ребенка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. Ведь полноценная, обогащающая ценностным личностным опытом жизнь «сегодняшнего дня» — лучшая подготовка к жизни «завтрашнего дня».

рефлексируемого поведения в мире, что значительно важнее и пред­метных ЗУНов, и «умений проектирования». Внутренним результа­том проектной деятельности для ребенка является накопление смыс­лов, оценок, отношений, поведенческих диспозций.



«Подводные камни» проектного метода

Приступая к внедрению метода проектов в образовательную практику школы, необходимо учесть и другие проблемные момен­ты, которые неизбежно возникнут на этом пути. Некоторые из таких «подводных камней» мы охарактеризуем ниже.

1) Всегда существует опасность переоценить результат проек­та и недооценить его процесс.

Это связано с тем, что оценка дается по результатам презента­ции, а презентуется именно результат проекта.

Чтобы оценка была максимально объективной и разносторон­ней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последую­щему анализу портфолио проекта («проектной папке»). Грамотно составленный портфолио характеризует ход проекта, когда сам про­ект уже завершен.

2) Главная опасность при выполнении исследовательского про­екта — его превращение в реферат.

Конечно, реферативная часть обычно присутствует в любом ис­следовании, и умение писать рефераты необходимо. Но создавать у детей представление о научной деятельности как о компиляции чу­жих мыслей не стоит.

Недостаточно изучить какие-либо работы и грамотно изложить их содержание. Проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под кото­рым он будет рассматривать реферируемые источники.

Необходимо использование и разнообразных методов научного исследования, помимо анализа литературных источников.

3) При организации системы проектов в школе не всегда удается обеспечить содержательное единство тем.

Эта проблема особенно характерна при избытке в коллективе творческих педагогов и «звездном» типе корпоративной культуры. Приведем удачные примеры согласования различных тем и форм про­дуктов в рамках единой общешкольной темы. Общая направленность проектной деятельности: «Тема любви в литературе».

Тема проекта для 5-го класса была определена, как « Объяснение в любви литературных героев (на материале сказок Пушкина)», про­дукт — театрализация.

Тема, выбранная 7-м классом: «Дуэль во имя любви».

Проект 8-го класса: «География любовных сюжетов».

Некоторые учащиеся 7-9-х классов выполняли индивидуальна проекты, имеющие общую тему: «Письма, портреты, высказыванпд великих о любви» *.

Групповой проект 10-го класса: «Музей символов любви», прс-дукт — экспозиция художественных деталей с экскурсией. Учениш 10-го класса предложила индивидуальный проект:«Цветовое воспри­ятие темы любви в драме «Гроза», продукт — сочинение-исследовг ние.

Проект 11-го класса: «Тема любви в русском романсе».

Был выполнен и общешкольный проект (5-11-е классы): «Ал-манах любовной лирики», продукт — выпуск печатного сборник^ собственных произведений ребят.

4) Одним из наиболее сложных является вопрос о реализаци: воспитательных задач в ходе проектной деятельности.

Попробуем сравнить. В традиционной системе обучения воспитг тельные вопросы рассматриваются, как правило, с интеллектуал! ной стороны, и лишь потом — с эмоциональной. Моральные приш пы должны быть поняты. В философии образования, основанной щ проектной деятельности, основные моральные принципы — отзыв-] чивость, верность долгу, ответственность за принятые решения основываются на действии, они должны быть прожиты.

' Формы творческих продуктов в каждом случае выбирались индивидуальнс

ПРОЕКТ НА УРОКЕ

На каких предметах лучше всего «работает» метод проектов?

По своей целевой направленности учебные предметы могут быть разделены на две большие группы.

Первая группа — это предметы, формирующие систему специ­альных и общеучебных знаний и умений учащихся.

Ведущую роль в логике построения образовательного процесса на этих предметах занимает содержание обучения. Систематическое построение учебной программы — условие высокого качества зна­ний «на выходе» — диктует жесткий отбор форм и методов обуче­ния. В обыденном сознании это «серьезные» предметы, такие как родной язык, литература, история, география, биология, химия, физика, математика.

На уроках этой группы метод проектов имеет относительно низ­кую эффективность, что доказала и мировая, и отечественная прак­тика.

Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам луч­ше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов.

Вторая группа предметов ориентирована на формирование ком-петентностей (гражданской, информационной, коммуникативной и других).

Эти предметы не так тесно связаны со своей научной основой и носят в значительной степени интегративный и/или прикладной характер. Кроме того, все они тесно связаны с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников. В данную группу входят такие предметы, как: инос­транные языки, информатика, изо, технология, граждановедение, экология. Для данных предметов вопрос о том, как их изучать, име­ет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать в рамках данных курсов.

Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и тре­бует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во вне­урочную деятельность учащихся.

ПРОЕКТ НА УРОКЕ

На каких предметах лучше всего «работает» метод проектов?

По своей целевой направленности учебные предметы могут быть разделены на две большие группы.

Первая группа — это предметы, формирующие систему специ­альных и общеучебных знаний и умений учащихся.

Ведущую роль в логике построения образовательного процесса на этих предметах занимает содержание обучения. Систематическое построение учебной программы — условие высокого качества зна­ний «на выходе» — диктует жесткий отбор форм и методов обуче­ния. В обыденном сознании это «серьезные» предметы, такие как родной язык, литература, история, география, биология, химия, физика, математика.

На уроках этой группы метод проектов имеет относительно низ­кую эффективность, что доказала и мировая, и отечественная прак­тика.

Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам луч­ше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов.

Вторая группа предметов ориентирована на формирование ком-петентностей (гражданской, информационной, коммуникативной и других).

Эти предметы не так тесно связаны со своей научной основой и носят в значительной степени интегративный и/или прикладной характер. Кроме того, все они тесно связаны с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников. В данную группу входят такие предметы, как: инос­транные языки, информатика, изо, технология, граждановедение, экология. Для данных предметов вопрос о том, как их изучать, име­ет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать в рамках данных курсов.

Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и тре­бует введения метода проектов как в классно-урочную, так и во вне­урочную деятельность учащихся.

Вопросы к целевому анализу (самоанализу) урока-проекта

Предлагаемый ниже список вопросов вполне может быть использован, например, в рамках школьного семинара-практикума, включающего несколько открытых уроков проектного характера и последующий «круглый стол» с их обсуждением. В любом случае, учитель руководитель урочного проекта, если он хочет работа1^ осмысленно, должен заранее прикинуть ответы на некоторые из приведенных ниже вопросов, а другие обсудить с проектной группой пой после завершения проекта.

1) Каковы цели и задачи урока, насколько были они реализованы?!

2) Чем был обоснован выбор проектного метода именно на данных уроках, при изучении именно данной темы?

3) К какому типу относится проект? Почему?

4) На сколько уроков был рассчитан проект?

5) Какие этапы проекта были представлены на уроке?

6) Насколько четко была структурирована деятельность учащихся на уроке?

7) Какие исследовательские методы использовались в ходе рая ты над проектами и на каких этапах?

8) Какова была степень самостоятельности учащихся (коллективности принятия решений учащимися)?

9) Как учитывались индивидуальные особенности учащихся в ходе работы над проектом?

10) Использовался ли на уроке метод работы учащихся в группах сотрудничества?

11) Насколько глубоко были реализованы межпредметные связи

12) Использовались ли современные информационные технология

13) Лежит ли в основе проекта актуальная, значимая проблема?]

14) Насколько грамотно были сформулированы гипотезы проекта

15) Была ли достаточной глубина анализа проблемы учащимися

16) В чем продвинулись учащиеся в ходе выполнения проекта!

17) Достигнуты ли в ходе выполнения проекта доставлении учителем цели?

18) В чем, с Вашей точки зрения, преимущества и недостатя использования метода проектов на уроках? Когда целесообразн: | когда нецелесообразно их применять? Как часто?



Мини-проекты на уроках граждановедения

Преподавание граждановедения в 5-7-х классах сопряжено с рядом трудностей, одна из которых — неотработанность методики. Сухое «пережевывание» основных понятий, чтение текстов учебников, репродуктивные вопросы и ответы в сочетании с возрастными особенностями уча­щихся здесь не дают практически никакого результата. С другой сторо­ны — предмет часто воспринимается как «несерьезный» и учителями, и (в результате) учащимися.



Четкая организация разнообразной деятельности учащихся с ис­пользованием метода проектов позволяет разрешить все эти пробле­мы, сделать ведение курса граждановедения занимательным и полез­ным. При этом вряд ли есть смысл «зацикливаться» на узкоправовой тематике. Структура понятия «гражданское образование» гораздо шире и включает в себя моменты, связанные с самопознанием, навыками общения, сформированием нравственной позиции учащегося и др.

Примеры мини-проектов «широкой» тематики

Презентационный мини-проект «Жизненная позиция в рисунках»

Каждой проектной группе предстоит изобразить на листе ватма­на рисунок на тему «Люди в экстремальной ситуации» и потом за­щитить его перед классом. Для этого обсуждаются возможные типы экстремальных ситуаций (пожар, наводнение, война, нападение бан­дитов и т. д.).

Группы формируются по 7-10 человек так, чтобы «любители» ка­кой-то одной экстремальной ситуации были собраны в одну группу.

Задание группам: наглядно изобразите, как ведут себя в данной ситуации люди, имеющие различную жизненную позицию (к этому моменту основные жизненные позиции, например, Жертвы и Ответ­ственного человека, уже были обозначены и охарактеризованы).

Во время защиты мини-проектов группа объясняет:

- что делают герои рисунка, что они в этот момент думают;

- что обозначают позы, жесты, выражения лиц героев ри­сунка.

Презентационный мини-проект «Защита Поступка»

Разбившись на группы по 7-10 человек, учащиеся в течение не­дели находят примеры настоящих поступков (из книг, фильмов или из жизни).

На втором этапе отбирают лучший (один на группу) и готовят выступление. Поскольку цель выступления каждой группы — пред­ставить поступок как можно убедительнее, используются разные формы. Например, не просто сообщение, а театральная сценка.
Творческий мини-проект «Общение без слов»

Задание для группы (вариант 1): Вы — команда спелеологов (не следователей пещер). В результате обвала вы можете оказаться; мурованы в пещере, так что общение с товарищами может осуществляться только с помощью стука (примерно как в Петропавловске крепости). Придумайте свой «язык», с помощью которого вы сможете общаться без слов. На презентации разыграйте сценку общения двух «замурованных спелеологов» с группой спасателей.

Задание для группы (вариант 2): Вы — команда разведчиков, которой предстоит работать в чужой стране. Изобретите шифр, с помощью которого вы сможете отправлять друг другу письменные сообщения. Этот шифр, во-первых, не должен ни вызывать у посторонних особых подозрений и, во-вторых, не должен слишком легко «раскрываться» (например, уважающий себя разведчик никогда; будет пользоваться таким примитивным шифром, как 1 = А, 2 =. 3 = В, 4 = Г и т. д.). На защите разыграйте сценку из жизни разведчг ков, пользующихся шифром.

Исследовательский мини-проект «Социологический опрос

Проект готовит «группа социологов» (3-4 человека).

Все учащиеся класса на отдельных листочках кратко отвечав на вопрос: «Зачем я учусь?», указывая только самое главное. Лис точки сдаются «социологам».

После урока социологи (сами или с помощью учителя — в зависимости от реальных возможностей учащихся) распределяют листов на группы: в каждой группе — одинаковые или похожие ответы.

На следующем уроке социологи докладывают классу, какие разные типы ответов на заданный вопрос были даны, и сколько было дано ответов каждого типа. Такие же опросы могут проводиться i вопросам: «Какими качествами должен обладать настоящий друг? > «Что я больше всего ценю в жизни?» и т. д. Очевидно, что учитель может опираться на результаты опросов, организуя индивидуальный и дифференцированный подход в процессе гражданского образования и воспитания данных учащихся.

Творческий мини-проект «Символика нашего класса»

Задание группе (3-5 человек): «Вы знаете, что не только rocударства, но и отдельные города (например, Москва), а также фирм; и другие организации имеют свою символику — герб, флаг и гимн В этой символике отражаются ценности и интересы организации, и главные достижения и другие особенности — все то, чем

36
по праву гордиться. Разработайте и предложите на конкурс вариан­ты символики своего класса. Не забудьте обосновать, почему имен­но такие символы вы решили выбрать и как они связаны с жизнью именно вашего класса».

Защита проекта проводится в форме конкурса, на который в ка­честве жюри могут быть приглашены классный руководитель, учи­тель изо, старшеклассники — представители школьного самоуправ­ления.



Исследовательский мини-проект «Сила воли»

Проект проводится индивидуально и только желающими уча­щимися.

Цель проекта — исследование силы воли.

Задание каждому учащемуся: «Попробуй в течение недели:

- не употреблять сладкого;

- никуда не опаздывать;

- вставать на час раньше, чем всегда;

- воздерживаться от грубых ответов на замечания родите­лей и других старших;

- не говорить ничего плохого о других.

При этом каждый день веди записи, отвечая на вопросы: 1) Что сего дня удалось, а что — не удалось? 2) Если не удалось, то что поме­шало? 3) Если удалось, какие трудности пришлось преодолеть?

По итогам исследования ответь на вопрос: «Что было для меня самым сложным и почему?»
37


ПРОЕКТНАЯ НЕДЕЛЯ

Годичная циклограмма

подготовки и проведения проектной недели

Проектная неделя — организационно сложная форма работы, тре­бующая солидной подготовки. В определенном смысле можно сказать, что проектная неделя длится весь год, что ясно видно из следующей циклограммы. Как показала наша практика, игнорирование хотя бь: одного этапов этой циклограммы чревато срывом всей проектной не­дели.



Мероприятие

Срок

Исполнители

Контроль

Научно-методический совет школы: определе­ние общей направлен­ности и особенностей проведения проектной недели в наступившем учебном году

Октябрь

Члены научно-ме­тодического сове­та (НМС)

Председатель НМС

Определение тем проектов

1 ноября

Все учителя школы

Зам. директора по инновациям

Первичное формирова­ние проектных групп

1 декабря

Учителя, классные руководители

Зам. директора поУМР

Подготовка методичес­ких разработок проектов и их утверждение

15 января

Учителя — руково­дители проектов

Зам. директора по инновациям

Окончательное утверж­дение числа и состава проектных групп, тема­тики проектов, плани­руемых форм презента­ций и выходов

15 февраля

Зам. директора по ИД

Директор

Уточнение Положения о проведении проектной недели, Основных поло­жений организации про­ектной недели, Правил внутреннего распорядка в ходе проектной недели

15 февраля

Зам. директора по оргвопросам

Директор

Распределение проект­ных групп по кабинетам, определение состава секций и состава жюри

15 февраля

Зам. директора поУМР

Директор

38



Проектная неделя

Четвертая неделя февраля

Весь коллектив школы

Директор

Понедельник

С утра в понедельник в вестибюле школы оформлен стенд «Про­ектная неделя»:

• Правила внутреннего распорядка в ходе проектной недели.

• Полный перечень проектов с указанием руководителей, консультантов, состава проектных групп, кабинетов шко­лы, в которых проходит работа каждой группы.

• Лист «Место работы проектной группы», обновляемый ежедневно. На листе указывается, где будет производить­ся работа участников каждой проектной группы.

• График работы групп в компьютерном классе.

8.00-8.15. Директор школы (заместитель) проводит совещание руководителей проектных групп.

8.30-15.30. Работа проектных групп. 1-й урок: установочные собрания, планирование работы над проектом. 2-7-й уроки — этап сбора информации: установочные лекции, экскурсии, работа в Ин­тернете. 8-й урок: обсуждение итогов работы задень, уборка кабине­тов (ежедневно). Выход дня: подробный план работы над проектом.

Вторник

С утра оформлен стенд пресс-центра проектной недели (обновля­ется ежедневно).

8.30-15.30. Работа проектных групп. Уточнение формы выхода проекта. Завершение этапа сбора информации, начало оформления выхода проекта. Выход дня: собранная информация по теме проекта.



Среда

8.30-15.30. Работа проектных групп. Уточнение формы презен­тации проекта. Оформление выхода проекта, начало подготовки пре­зентации. Выход дня: сценарий презентации проекта.



Четверг

8.30 — 15.30. Работа проектных групп. Обсуждение, что необ­ходимо выполнить за оставшийся день. Окончательное оформление выхода проекта, подготовка презентации, генеральная репетиция. Выход дня: подготовленные продукт и презентация проекта.

16.00. Совещание при директоре (заместителе). Распределение проектов по секциям для зашиты, уточнение состава жюри.

39

Пятница



С утра на стенде « Проектная неделя » — график защиты проектов

8.30-12.00. Защита проектов.

12.00-12.30. Работа объединенного жюри. Одновременно — де монстрация видеохроники проектной недели, подготовленной пресс центром.

12.30-13.00. Общее собрание. Награждение победителей.

13.00-14.00. Подведение итогов работы в группах.

15.00. Совещание при директоре (заместителе): общее подведе ние итогов проектной недели.



Анкетирование учащих­ся и педагогов по ито­гам проектной недели

4-я неделя февраля

Психологическая служба

Зам. директора по инновациям

Совещание при дирек­торе по итогам проект­ной недели

1 марта

Учителя — руково­дители проектов

Директор

Сдача описаний проек­тов

10 марта

Учителя — руково­дители проектов

Зам. директора по инновациям

Издание буклета «Лучшие проекты года»

20 апреля

Зам. директора по ИД

Директор

Распределение учащихся по проектным группам

Решение этой педагогической задачи требует совмещения прин ципов самостоятельности учащихся в выборе темы и равномерно! наполняемости проектных групп. Оптимальная схема распредели ния учащихся по проектным группам такова:

1-й этап. Определяются минимальный и максимальный размерь проектной группы. Например, для школы, в которой на одного учи теля приходится 15 учащихся, эти цифры выглядят так: от 10 до 21 учащихся в одной группе. (Практика показывает, что оптимально* число членов группы — 7-10 человек, но это реально лишь в услови ях частной школы.) Минимальное число участников необходимо он ределить так, чтобы работа групп и их руководителей проходил* в равных условиях; максимальное — поскольку слишком болыпш группы педагогически неуправляемы.

2-й этап. Каждый учитель школы предлагает свою тему проекта (Темы могут предлагаться учителями самостоятельно, обсуждаться на заседании кафедры или вырабатываться в ходе «мозгового штур ма>> с участием учащихся.) Таким образом, число тем совпадает с числом учителей.

40
3-й этап. За три месяца до начала проектной недели на стенде размещается таблица «Подготовка к проектной неделе», включаю­щая следующие графы:

- Ф.И.О. учителя — руководителя проекта (и, если есть, Ф.И.О. консультанта);

- тема проекта;

- учебные предметы;

- классы, на которые рассчитан проект;

- Ф.И.О. участников проекта (пустая графа).



4-й этап. Каждый ученик, руководствуясь своим интересом, вы­бирает одну тему проекта и вписывает свою фамилию в соответству­ющую графу таблицы.

Учащимся, затрудняющимся в выборе, оказывают помощь класс­ные руководители, учителя-предметники, педагоги-психологи.



5-й этап. За два месяца до начала проектной недели формирование проектных групп должно быть в целом завершено. После этого переход учащихся из группы в группу возможен лишь в порядке исключения.

Пресс-центр проектной недели

Необходимое оборудование: диктофон, видеокамера с видеомаг­нитофоном, фотоаппарат, стенд.

Роли: Корреспонденты, Видеооператор, Фотограф, Редактор (воз­можны варианты).

Продукты: видеофильм « Проектная неделя»; пара репортажей о работе каждой проектной группы, снабженных фотоиллюстрациями; аналитическая записка о ходе и результатах проектной недели.

Ход проекта

Понедельник

Стартовая планерка: цели и задачи, принципы работы. Опреде­ление маршрутов поездок участников группы (в соответствии с про­граммой работы других проектных групп).

Проведение анкетирования учителей и учащихся «Чего я жду от проектной недели».

Участие корреспондентов в наиболее интересных выездных ме­роприятиях проектных групп (экскурсии, посещение музеев, интер­вью, встречи с интересными людьми и др.), фото- и видеосъемки.

Итоговый сбор группы — обмен собранной информацией, офор­мление репортажей.

41

Вторник



С утра оформлен стенд пресс-центра. На стенде — фотохроника репортажи о минувшем дне проектной недели, почтовый ящик, обратной связи.

В течение дня: участие в выездных мероприятиях проектнь групп, интервьюирование проектантов, руководителей, админис!| рации школы о ходе проектной недели.

Итоговый сбор группы.

Среда, четверг

Обновление стенда пресс-центра.

Фото- и видеосъемки работы групп по кабинетам (изготовлен! выходов проектов, репетиции презентаций), интервьюирование уч^ стников проектов.

Монтаж видеофильма «Проектная неделя», оформление паш репортажей.



Пятница

Участие учащихся-проектантов в жюри на конкурсе проектов.] Демонстрация видеофильма «Проектная неделя». Презентащ

папки репортажей.

Анкетирование учителей и учащихся «Итоги проектной недели» Подготовка аналитической записки о ходе и результатах npoei

тной недели на основе анкетирования, интервью, других данных,

сдача ее руководству школы.


Проектная неделя: подведение итогов

Подведение итогов в проектных группах проводится в пос.и дний день проектной недели, непосредственно после объявления pi зультатов конкурса.

Организуя процесс обсуждения, руководитель должен затронут различные стороны прошедшей работы над проектом: процесс и р -зультат, позитив и негатив, объективную оценку продукта и субъез тивную степень удовлетворенности каждого участника.

Вопросы для обсуждения могут быть, например, такими:

1) Достигнута ли цель проекта?

2) Были ли достигнуты в ходе выполнения проекта какие-лио твои собственные цели?

42

3) В чем заключался личный прирост каждого участника груп­пы? Что ты узнал, чему научился, что понял, к чему стал по-другому относиться, в чем изменился?



4) Какой из этапов работы над проектом запомнился тебе боль­ше всего и почему?

5) Что бы ты в следующий раз сделал по-другому и почему?

6) Что в проектной неделе тебе понравилось больше, а что — мень­ше в сравнении с обычными учебными неделями?

7) Возникали ли у тебя в ходе проектной недели пожелания что-либо изменить, улучшить в содержании и организации работы?



Общешкольное подведение итогов организуется в конце дня, пос­ле того как закончится процесс обсуждения в группах. Оно может проводиться в различных формах, например:

- в форме совещания педколлектива при директоре (замес­тителе директора);

- в форме собрания рабочей группы, включающей, кроме руководства школы, по одному взрослому и одному юному представителю от каждой проектной группы.

По итогам проведенных обсуждений, на основе сданных описа­ний проектов и аналитической записки, подготовленной пресс-цен­тром, заместителем директора (координатором проектов) готовится отчет по итогам проектной недели. Отчет сдается директору школы, а также может стать предметом коллективного анализа на очеред­ном педагогическом совете.

43

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

Особый тип проекта

Телекоммуникационный проект это проект, выполняемы! с использованием таких компьютерных средств, как электронн^ почта и WWW (сеть Интернет-сайтов).

Такие проекты почти всегда носят межпредметный и, часто, ме;-а дународный характер.

Проблематика и содержание телекоммуникационных проекте должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естествен но требовало привлечения средств компьютерной телекоммуника ции. При использовании телекоммуникаций в отечественной и зар>: бежной школе хорошо себя зарекомендовали:

- интерактивные приключенческие игры между двумя илз более школами;

- межшкольные литературные журналы, газеты и т. п.;

- проекты, предполагающие сбор разнообразных фактов и.т данных и статистическую обработку;

- экологические проекты;

- совместное написание литературных произведений разл;: ных жанров;

- сравнительное изучение курсов истории, географии и т.; преподающихся в школах разных стран;

- изучение и анализ спортивных результатов и проведен: совместных спортивных мероприятий.

Ряд телекоммуникационных проектов в развитых странах ин; циируется научными центрами, которые обращаются к школьн: кам, имеющим опыт элементарной исследовательской деятельно ти, с предложениями включиться в работу по наблюдению за зве; ным небом, климатом, экологическими загрязнениями и т. п.

Известна серия международных проектов, выполненных в И: тернете под руководством В. Гезергуда, сотрудника Иллинойскс: университета, США. Эти проекты посвящены осмыслению сов; менной молодежью литературных произведений. Одна группа ектов носит название «Проекты знакомства с культурой», другая «Литературная персонификация». Их общая цель — помочь дет,; и учителям в разных странах мира расширить их понимание ок; жающего, понять сходство и различия между культурами народов.

44

Прием «скрытой координации»

В ходе телекоммуникационных проектов иногда используется прием «скрытой координации».

В одной из американских школ учитель предложил двум учени­кам написать электронное письмо В. Шекспиру с пояснениями, почему они так плохо ведут себя на уроках по его произведениям.



Ученики: «На уроках родного языка нас заставляют изучать Ваши произведения, м-р Шекспир, — написали сорванцы. — Нам это не нравится ».

В. Шекспир": «Я не обижаюсь. Вы ведь не сказали, что вам не нрав­люсь я. Вы сказали, что вам не нравится "это". Отсюда я делаю вывод, что вам не нравится, как вас учат. Поверьте мне, что за прошедшие 400 лет было много попыток изучать мои пьесы в школах. Вы думае­те, это случайно? Многие мои современники, тоже писавшие пьесы, преспокойно почили, и мало кто читает мои пьесы сейчас. А в моих пьесах есть что-то, что приносит людям удовольствие, не­смотря на учителей и, тем более, не благодаря им. Я надеюсь, что смогу поделиться с вами, что же это такое. Но для этого мне надо знать, кто вы и где вы находитесь».

Ученики: «Мы должны заниматься этой работой в свободное вре­мя, — писали ученики в ответном послании, — а учитель не слиш­ком-то помогает».

В. Шекспир: «Что такое свободное время? В течение 20 лет я ру­ководил театральной труппой, написал и опубликовал почти 200 больших поэм, играл в своих спектаклях и спектаклях других авто­ров, написал 37 довольно хороших пьес... Многие удивляются, ког­да я успел столько сделать? Даже сегодня, несмотря на свой пре­клонный возраст, я работал весь день, беседуя с учениками вроде вас в двенадцати странах мира».

Завязалась переписка учеников с «Шекспиром», в результате которой школьники не просто заинтересовались творчеством вели­чайшего английского писателя, но и научились читать литератур­ный текст, осмысливая идеи и чувства писателя, доходящие до нас через века.

В роли В. Шекспира, как вы наверное догадались, тайно выступал учитель.
45

ПРИМЕРЫ ПРОЕКТОВ

Исследовательский проект


следующая страница >>