Как делается квн - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Как делается квн - страница №1/1






Практическое пособие "Как делается КВН" Сергей Осташко г. Одесса

1.
Парадоксы


КВН или вместо предисловия.

КВН —
игра изначально парадоксальная. Начать с того, что в КВН играют все — от


детских садов до почтенных ветеранских организаций. И что интересно, все эти
возрастные категории могут прекрасно уживаться в рамках одной команды. В команде
города Овидиополя, например, самому младшему члену команду было 10 лет, а самому
старшему — 55.

В КВН играют в


школах, институтах, селах, городах. КВНы, разных уровней отличаются друг от
друга приблизительно так же, как паровоз братьев Черепановых от самолета братьев
Райт: и у того, и у другого есть одно общее свойство — и те и другие братья.

На парадоксах


строится КВНовская реприза и весь конкурс. Именно парадокс, неожиданность в
конце шутки вызывает смех. Команда, изобредшая (зачастую от слова «бред»)
новый парадокс, немедленно входит в историю КВН.

Но, кроме


парадоксов, человек, начинающий играть в КВН, должен знать и некоторые законы,
требования, правила, которым эта игра подчиняется. И тем более их должны знать
те, кто собирается не играть в КВН, а его организовывать. Именно для них, в
первую очередь, предназначено это пособие.

Хочется отметить, что у большинства изложенных ниже


КВНовских законов жанра имеются исключения. Но, тем не менее, — это как раз те
исключения, которые подтверждают правила. Ведь ниспровергателями основ могут
выступать лишь команды, достигших вершин КВН. И достигли они вершин как раз
потому, что эти законы соблюдали (чем не парадокс).

Мы не
собираемся опровергать законы, наша задача гораздо скромнее — рассказать о тех


основных этапах, которые должен пройти человек, решивший провести первенство КВН
у себя в селе, районе, городе, стране или на всем земном шаре.

Должен
сказать, что сегодняшний КВН имеет такое многообразие форм организации и


проведения первенств, что пытаться проанализировать их все — занятие
безнадежное. Мы намеренно не будем акцентировать внимание на истории КВН, теории
и практике построения смешного, вопросах, связанных с организацией команды и ее
работы в период подготовки к игре. Все это изложено, по крайней мере, в двух
учебниках.

Один — «Что такое


КВН» — написан редакторами КВН АМИК Михаилом Марфиным и Андреем Чивуриным и
издан в Виннице в прошлом году.

Второй — «КВН для самоваров» — вышел


из-под пера редактора Ассоциации «КВН Украины» Александра Шемета. Эта молодежная
общественная организация, объединяющая КВНщиков со всей Украины, уже 8 лет
проводит всеукраинские первенства, и из ее недр вышли практически все
современные молодые украинские телевизионные команды.

И хотя некоторые


вопросы изложены в этих книгах с диаметральных точек зрения, все они (эти
точки) абсолютно правильные (еще один парадокс КВН). Думаю, что прочесть их (а
то и иметь их в качестве настольной книги) стоит и тем, кто сам собирается
играть в КВН, и тем, кто этот КВН будет организовывать. Точно так же, как данное
пособие, думаю, будет интересно и полезно не только организаторам, но и
участникам первенств КВН.

2.
КВНовские


жанры.

Заранее прошу простить некоторый избыток в этом разделе сравнений КВНа нынешнего


с КВНом прошлого. На мой взгляд, он необходим, причем вовсе не для того, чтобы
принизить качество и роль первого или второго.

Из 15-20 жанров,


существовавших в КВН-е 60-х, до настоящего времени сохранилось 6: приветствие,
разминка, музыкальный конкурс, СТЭМ, БРИЗ, конкурс капитанов и домашнее задание.
И причина этого ясна: выживали только конкурсы, дающие возможность максимальной
шоу-театрализации. Ушли практически все импровизационные и выездные конкурсы,
конкурсы с предметами, конкурсы художников, болельщиков, почил в бозе даже
изобретенный уже в «новом» КВНе (правда, в далеком 86-м году) конкурс «Жалоба».
Один из самых интересных конкурсов прошлого — БРИЗ — превратился в 1-2 минутный
придаток конкурса капитанов. На мой взгляд, КВН от этого хоть и приобрел большую
«смотрибельность» (ну и словечко), но потерял изрядную долю изящности (не правда
ли, это лучше) и привлекательности.

Усиленные


творческие поиски уже современных телевизионных команд привели к тому, что грани
между различными КВНовскими жанрами постепенно стираются. Команда может в одной
и той же игре показать приветствие, по форме напоминающее домашнее задание, и
«домашку» (такое непочтительное «народное» название закрепилось за домашним
заданием) в форме приветствия. Необходимость этого не всегда бывает
понятна, тем более что раскрытие темы в современном КВН не является таким уж
необходимым качеством, и можно просто, «привязавшись» к теме двумя фразами,
показать каждый конкурс на своем месте. Думаю, что если не будет изобретено
что-то принципиально новое, все рано или поздно вернется на круги своя.

Поэтому мы опять


же не будем анализировать весь спектр, а остановимся на классическом понимании
жанров.

А) Приветствие или визитка.

Приветствие — это
конкурс, в котором команда первый раз появляется перед зрителями. Поэтому важно,
какое впечатление произведет ее выход.

Из телевизионных


игр прошлого можно привести множество примеров оригинальных, вызывающих смех у
зрителей выходов команд. Вспомнить хотя бы неожиданное появление всей команды
(по-моему, МИСИ) из вывезенной на сцену громадной курительной трубки.

Еще пример, уже из


собственного опыта. В 1980-м, в преддверии московской олимпиады на физфаке ОГУ
команда преподавателей выходила на игру со студентами в образе футболистов.
Звучал футбольный марш, и на сцене появлялись 11 человек, одетых в спортивные
трусы и майки поверх обыкновенных брюк и рубашек. На майках у каждого были
буквы, которые складывались в название команды «Черноморец». На человеке,
стоящем в центре, трусов и майки не было, он был просто одет в брюки и рубашку.
Дождавшись, когда зал отреагирует на этот факт, команда отыгрывала на
центрального. Тот, засмущавшись и прикрыв руками интимные места, убегал за
сцену. После этого, команда, снимая возникшую неловкость и заполняя паузу, в
типичном футбольном жесте поднимала руки, как бы приветствуя восточные трибуны,
затем поворачивалась спиной к залу, и приветствовала западные трибуны. За это
время центральный успевал одеть трусы и майку с буквой и становился в строй.
Когда же команда опять, уже в полном составе поворачивалась лицом к залу,
зрители читали несколько измененное название команды «ЧерноЮморец». Таким
образом, был достигнут уникальный эффект: на сцене еще не было сказано ни одного
слова, а зал уже 4 раза смеялся и аплодировал.

Вообще, любое неожиданное движение,


внезапная, выпадающая из логики происходящего пантомима («гэг») на сцене всегда
вызывает смех. Вспоминается буря оваций зала, когда солидная возрастная команда
«Джентльменов ОГУ» в одном из приветствий вдруг синхронно сделала на сцене
кувырок.
Поэтому

желательно, чтобы само появление команды на сцене вызывало смех. Хотя в


современном КВНе и это не обязательно. Большинство команд предпочитают выходной
гэг заменить ритмичным, синхронным, прекрасно поставленным, но абсолютно не
смешным танцем. Можно, конечно, ограничиться и этим, но все же лучше, чтобы твое
появление вызывало не только вежливые аплодисменты твоих болельщиков, а смех
всего зала.

Строго говоря, следует упомянуть еще


один элемент приветствия — пролог, то есть фразу, которая звучит из-за сцены
перед появлением команды. По идее, эта фраза должна подготавливать зрителей к
тому, что сейчас будет происходить. На деле же происходит следующее: ведущий
объявляет команду, зал хлопает, из-за сцены начинает доноситься нечто невнятное,
что, тем не менее, сбивает аплодисменты, поэтому появление команды встречают
молчанием, потом это все вырезается из эфира, и в телевизионной картинке сразу
после слов ведущего возникает поющая или танцующая линия, что ничуть не вредит
смыслу происходящего. Поэтому если пролог не содержит достаточно крепкую
репризу, его вообще лучше не делать.

В качестве одного из редких удачных прологов можно привести объявление, которое


предшествовало появлению в игре городского первенства «Круиз по Одессе» команды
«Божьи коровки» Одесской церкви Христа.

Внимание, внимание! Белый пароход с голубой каемочкой «Остап Бендер» прибывает к


третьему причалу. (Грохот) Ко второму причалу (Грохот) К первому причалу.
(Грохот) К морвокзалу. Здравствуй, Одесса!

Следующий элемент


приветствия — выходная песня. Ее следует петь не в момент самого выхода,
а уже стоя у микрофонов. В крайнем случае, если это вызвано сценической
необходимостью, можно поставить сбоку у микрофона несколько человек, обладающих
определенным слухом и голосом — так называемую «подпевку», — которая будет петь
вместе с выходящими и доносить до зрителей текст песни в то время, когда
основные актеры будут плясать и кувыркаться.

Кстати о «подпевке». Она оправдана и в


том случае, если актеры сами не обладают достаточным слухом и голосом. Во всяком
случае, в массовых песнях использование «подпевки» всегда лучше, чем собственное
фальшивое пение или, тем более, плюсовая фонограмма, записанная с чужого голоса.

Выбирая мелодию


для выходной песни, не следует (если это не оправдано сценически) брать слишком
медленную или лирическую песню. Лучше всего для этого годится какая-то
современная ритмичная «попса». Также для выхода, как, впрочем, и в любой другой
КВНовской песне, не следует увлекаться многословием. Достаточно написать один,
максимум — два куплета или куплет с припевом.

И еще одно


требование, которое в современном КВНе, похоже, сходит на нет, так что его можно
назвать скорее пожеланием. Любая КВНовская песня, в том числе и выходная, должна
быть смешной. То есть в текст, кроме «привязки» к теме, слов «здравствуйте» и,
на худой конец, признания в любви к КВН, должна быть заложена и какая-то хотя
бы полушутка.

Все вышесказанное


относится и к уходной песне. Разница лишь в том, что уходная должна быть
более ритмичная, маршевая, под которую зал мог бы провожать команду овацией.
Впрочем, выходная и уходная песня могут быть написаны и на одну мелодию.

Приветствие — это наиболее насыщенный шутками конкурс. Его основным элементом и


составляющей частью является линия или линейка — то есть несколько
человек, стоящих у микрофонов вдоль авансцены. В старом КВНе число членов
команды было регламентировано — 11.
Поэтому линия
приветствия получалась слишком длинной, и на долю каждого из актеров доставалась
всего 1-2 фразы. Сейчас такого ограничения нет, и сложился оптимальный состав
линейки: 4-6 человек. В линейку ставят лучших актеров, которые и разыгрывают
репризы.

Трудно
воспринимать даже 7-минутное приветствие, когда шесть человек в линии


беспрерывно шутят на одну и туже тему. Поэтому классическое приветствие состоит
из нескольких тематических блоков (основная тема приветствия, мы и соперники,
«рога» (короткие новостные шутки, которые по стилистике построения могли бы быть
прочитаны в некоей юмористической программе «Время»), девушки, весна, реклама,
школа и т.п.). Желательно, чтобы блоки были разделены между собой перебивками:
музыкальными, песенными, сценическими и пр. Перебивки переключают внимание
зрителей и улучшают общее восприятие.

Перебивками могут служить и выходные персонажи, т.е. люди, которые в


определенном образе выходят из-за кулис, вступают во взаимодействие с линией,
говорят репризу и уходят. Если в приветствии один выходной персонаж выходит
несколько раз, то его последнее появление должно закончиться «бомбой», т.е.
шуткой, которая заведомо взорвет зал аплодисментами. Кстати, это же требование
применимо к любым «многоэтажным» шуткам, то есть шуткам, которые построены на
нескольких сходных подачах.

Желательно, чтобы на протяжении блока или даже всего приветствия прослеживалась


некая легкая сюжетная линия или хотя бы соблюдалась логическая связь между
произнесенными подряд шутками. Хотя, как говорили старые КВНщики: «Ты мне дай
шутки, я тебе привяжу их одну к другой одним простым русским словом «ведь». И
действительно в конструкции:

«Чтобы
уберечься от СПИДа, японцы начали выпуск одноразовых мечей для харакири,


ведь
«Даже
лучшие мозги состоят из серого вещества»

прослеживается глубокая логическая связь.

Часто команды спрашивают, должен ли
капитан участвовать в приветствии. Однозначного ответа на это нет. Один из
лучших капитанов 60-х Ефим Аглицкий (МФТИ), например, всегда появлялся в самом
конце приветствия с одной и той же фразой: «Команда Московского
физико-технического института приветствует своих противников, своих болельщиков
и болельщиков своих противников». Практически никогда не выходили в линейку
приветствия Святослав Пелишенко («Джентльмены ОГУ») и Михаил Агранат (ДПИ). В то
же время Андрей Чивурин (ХАИ) и Михаил Гуликов («Транзит») играли в приветствии
чуть ли не главную роль. И тут, очевидно, можно дать следующий совет. Если
капитан сам является хорошим актером и может внести в линейку дополнительный
шарм, его участие в приветствии оправдано, в противном случае лучше не
перегружать капитана. Он свое возьмет в капитанском конкурсе.

Б) Разминка.


В 60-х разминка
была, пожалуй, самым КВНовским конкурсом. Это объяснялось тем, что процесс
придумывания шутки происходил на глазах у зрителей. У многих сидящих в зале или
перед телевизором часто возникал свой вариант ответа, и ответ, прозвучавший со
сцены, в любом случае вызывал радость: или за любимую команду, если та
оказывалась остроумнее, или за себя.

В современном КВНе


это практически сошло на нет, и причина здесь вовсе не в том, что нынешние
КВНщики разучились быстро шутить. Дело, на мой взгляд, в современных условиях
разминки.

Из всего


многообразия форм разминки сегодня остался фактически только конкурс ассоциаций,
когда одна команда говорит фразу, а другая должна на нее как-то отреагировать.
Кроме того, зачастую тема разминки вообще не оговорена или сформулирована
настолько широко, что готовиться к ней заранее стало просто невозможно.

Придумать шутку на


конкретную тему гораздо легче, чем придумать шутку вообще. При слишком общо
сформулированной разминке невозможно предугадать круг ассоциаций, которые может
предложить тебе противник, и, соответственно, попытаться заготовить некие
универсальные ответы.

Все это вместе


привело к тому, что разминка стала самым неинтересным КВНовским конкурсом,
который вот-вот прекратит свое существование. Зато все большую популярность даже
на телевизионных играх приобретает так называемая, «разминка с залом».

В чем ее обаяние и


успех? Да в том, что из зала звучат не абстрактные фразы-ассоциации, а
конкретные, пусть даже не смешные и идиотские, но вопросы. А на вопросы всегда
отвечать легче.
Самый простой и самый распространенный
вид разминки — когда команды просто задают вопросы на заданную тему. Задаваемые
иногда дополнительные условия, типа обязательных фраз, с которых должны
начинаться вопрос и ответ, как правило, не привносят ничего нового, кроме
гипотетического оживления сценического действия. Поэтому, если вы и даете
командам эти фразы, не следует так уж сильно ругать, если они будут искажены или
к третьему вопросу вообще забыты.

Другой распространенный вид разминки —


ситуационная. Команды рассказывает о некоей необычной ситуации, а противник
должен рассказать, как из этой ситуации выйти.

Разновидностью ситуационной разминки является разминка типа «верю — не верю»:


одна команда рассказывает какой-то слух (новость), а другая должна обосновать,
почему это может или не может быть.

Команды обычно почему-то не любят


рисованных разминок, когда на сцене нужно придумать подпись к рисунку. Но,
несмотря на это, именно эти разминки, как правило, получаются наиболее удачными.

Получаются


удачными и конкурсы с предметами, когда одна команда выносит на сцену (или
называет) какой-то предмет, и нужно объяснить, что это такое. Разновидностью
конкурса предметов можно назвать «конкурс статуй»: команда изображает некую
застывшую или движущуюся композицию, а соперник должен угадать, что это
обозначает. Конкурс с предметами может быть усложнен. Например, в 1986 году
команды дарили друг сопернику подарки, и тот должен был придумать надпись на
этом подарке.

Практически всегда


получаются смешными стихотворные разминки. Любая чушь, сказанная в рифму на
рифмованный же вопрос, вызывает смех. Именно поэтому такая форма разминки почти
не встречается — чужой, придуманный на сцене ответ оказывается смешнее своего. И
я подчеркиваю это, в первую очередь, для того, чтобы подсказать командам: если у
вас на разминке спросили что-то в стихах, не нужно особо вникать в суть вопроса,
а быстро сочинить какое-нибудь двустишье по теме. Успех гарантирован.

Следует отметить


еще некоторые секреты подготовки разминки.
То, что в разминке команды задают
вопросы друг другу по очереди, знают практически все. Вариант, что часть
вопросов задает жюри, ничего не добавляет, кроме того, что свой ответ жюри не
только не обязателен, но и вреден — ответ, придуманный командами тут же на
сцене, в любом случае будет выглядеть лучше. А вот то, что команда, задавая
вопрос, должна и иметь, как минимум, два своих ответа — для многих начинающих
команд является откровением. А между тем, в разминке нет ничего хуже и позорнее
(кроме разве что использования старых анекдотов и чужих шуток), когда ты после
ответа соперника, выходишь к микрофону и говоришь: «Ответ правильный». Именно
второй ответ позволяет сделать хорошую мину при плохой игре и сказать: «Нам
очень понравился ваш ответ, но у нас он несколько другой». Причем сказать это
нужно так, чтобы все поняли: прозвучавшее только что чистая чушь, а вот сейчас
будет настоящий «отпад».

Второй ответ нужно давать и в случае так называемого «попадания в тему». Если,


например, ваш безумно смешной ответ связан с алкоголем, а слова «бутылка водки»
уже прозвучали в пусть даже слабом ответе соперника, лучше дать один из запасных
ответов. Этим вы лишите соперника дополнительных десятых баллов у жюри за то,
что «ну, не сформулировали, но все-таки угадали». Кстати, теория второго ответа
изобретена на заре КВНовского движения, когда разминка больше напоминала
викторину, и за правильный ответ присуждались два балла, а за остроумный —
только один.

Два, а то на


всякий случай и три своих ответа обязательно должны быть разноплановыми
(например, если свой ответ про алкоголь, то запасные — про космическую станцию
«Мир» и шахматиста Каспарова), чтобы у жюри и не возникло мысли о «попадании в
тему».

Если в игре


встречают не 2, а 3 и более команд, разминка обычно проводится по круговой
системе. Ответ следующей по порядку команды обязателен, а остальные — по
желанию. Сразу оговоримся, что это желание должно возникать только в том случае,
если вы действительно уверены, что придумали смешной ответ. В противном случае
ваши постоянные выходы с плохим ответом на незаданные вам вопросы могут только
навредить. Естественно, что при игре нескольких команд количество запасных
ответов возрастает. Единственное, что нужно иметь в виду: если соперник
(соперники) «не попали» ни в одну из ваших заготовок, не следует в качестве
своего ответа предлагать несколько вариантов, даже если все они кажутся вам
гениальными. Свой ответ должен быть только один.

Есть и другая сценическая форма


разминки для нескольких команд — разминка на выбывание или так называемый
«белорусский хоккей». Его лучше использовать на фестивалях и кубковых играх,
когда участвуют сразу 5-6 и более команд. От каждой команды на сцену выходят по
6 человек. Вопросы задает жюри. Если команда удачно отвечает на вопрос, она
остается в полном составе, если нет — жюри говорит «минус один» и один ее
участник покидает сцену. Побеждает та команда, которая, «выбив» соперников,
гордо остается на сцене (пусть даже в количестве одного человека).
Можно еще долго
перечислять конкретные виды разминки, но моя задача не в этом. Главное —
показать, что этот конкурс может быть достаточно разнообразен, а остальное
организаторы могут допридумать сами. Тем же, кто интересуется, как готовить этот
конкурс, советую достать книгу «Смейтесь, джентльмены» и прочесть в ней главу
«Общая теория разминки».

В) Музыкальный конкурс.

В многоконкурсной
игре КВН этот конкурс, как правило, идет после разминки, потому что зрителей
нужно отвлечь от тех потуг, которые на протяжении 15-20 минут демонстрируют
команды, пытаясь ответить на вопросы соперника.

В музыкальном


конкурсе главную роль играет, как легко догадаться, музыка. Различают короткие
музыкальные конкурсы — 3-4 минуты, и полноценные — 7-8 минут.

Наиболее


распространенной формой «музыкалки» является так называемый «музобоз» или
«лучшая десятка
MTV»
— по названиям популярных телепередач. Ведущий (или ведущие) по очереди и, по
возможности, смешно представляют несколько самостоятельных песен. У начинающих
команд при этом возникает сразу несколько типичных ошибок. Во-первых, они
почему-то считают, что если оригинал использованной ими песни содержит 8
куплетов, то все эти 8 куплетов, только переделанных, нужно выносить на
КВНовскую сцену. Вторая ошибка — это мнение, что чем больше будет песен, тем
лучше. Это приводит к бесконечному затягиванию выступления и отрицательно
сказывается на результате.

Оптимальным числом


песен в этой форме музыкального конкурса, по всей видимости, следует считать 3,
плюс, если надо, финальная песня, а оптимальным числом куплетов — 1-2. И вообще,
КВНовские песни не стоит затягивать. Редко кому удается КВНовская песня,
состоящая из 3-х куплетов, а 4 и более куплетов — это уже особый жанр, который
по-настоящему умеет делать только одна команда, которая в настоящее время
существует под названием «Театр КВН ДГУ». Вспомните их финальную песню 1988 г.
«Переведи меня на хозрасчет» — именно с нее все начиналось, или «Эммануэль»,
после первого же исполнения ставшая классикой.

Следующая форма


сейчас, к сожалению, почти забытая — музыкальное попурри или опера. Актеры,
разыгрывая сценическое действие, общаются переделанными музыкальными фразами из
различных песен. И чем точнее стыкуются между собой эти фразы, чем неожиданнее
перетекание одной мелодии в другую, тем больший комический результат
достигается. Классическим примером такой формы является «Изаура», показанная
«Джентльменами ОГУ» в полуфинале 1991 г.

Довольно оригинальной является еще одна форма музыкального номера, при которой


актеры вообще… не поют. Это синхробуффонада, когда звучит фонограмма реальной
песни, а под нее команда разыгрывает на сцене некую парадоксальную пантомиму.
Впервые в возрожденном КВНе эту форму использовала команда УПИ в 1992 г. в
прекрасной пародии «Еще не вечер». И оказалось, что оригинальные слова песни
идеально ложатся на пантомиму, исполняемую алкоголиком, одеколонщиком и
токсикоманом.

Кстати о пародиях. Они являются,


пожалуй, наиболее любимым жанром КВНовской песни КВНщиков всех возрастов и
уровней. Только начинающие почему-то забывают, что чистая пародия, имитирующая
внешнее сходство, голос и стиль поведения на сцене певца, является скорее жанром
эстрады. А в КВНе должен быть смешным еще и текст песни.

Поскольку все


КВНовские песни написаны на мелодии популярных шлягеров (исключение составляют
всего 2-3 за всю историю КВН финальные песни домашних заданий), то в погоне за
смешным можно идти двумя различными способами.

Первый — выбрав мелодию песни, написать на нее абсолютно новые, не связанные с


оригиналом слова. При этом желательна максимальная насыщенность песни
зарифмованными репризами. У лучших команд (например,
ДГУ) она может достигать 3, а то и 4 шутки на куплет. Но уж по крайней мере одна
шутка должна быть обязательна.

Кстати, здесь мы подошли ближе всего


еще к одному парадоксу КВН. Оказывается, что шутка, зарифмованная и спетая на
сцене на известную мелодию, выигрывает по сравнению с оригиналом, а тот же
рифмованный текст, будучи не спет, а продекламирован со сцены — проигрывает. Это
следует знать начинающим командам, которые часто грешат стихотворным конферансом
в музыкальном конкурсе, капитанским БРИЗом в стихах или даже поэтическим
приветствием. А потом удивляются, почему же никто не смеется.

Второй путь —


попытаться переделать исходный текст. И тут возникает еще один парадокс, которых
так много в КВНе. Оказывается, что чем меньше переделан «исходник», тем смешнее
получается результат.
В качестве
примера хочется привести песню, прозвучавшую в приветствии команды Одесской
суконной фабрики в 1987 году. И произошло это вскоре после памятного прилета на
Красную площадь Руста и последовавшей за этим смены руководства вооруженных сил.

Летчик над Москвою


точный курс найдет,

Прямо на поляну


посадит самолет,

Выйдет в


незнакомый мир, шагая по-хозяйски,

В
общем-то, зеленый, молодой пилот.

А ты, прилетающий
к нам самолет

В сердце своем


сбереги —

Поморгал самолет,


значит кто-то пойдет

В
зеленое море тайги.

Те, кто помнят
исходный текст, легко заметят, что в куплете изменено только одно слово, а в
припеве — строчка. Но как поменялся смысл!

Своеобразным синтезом оперы и синхробуффонады является приобретающая в последнее


время все большую популярность так называемая «нарезка». Актеры общаются фразами
из записанных на фонограмму популярных песен. И здесь главное — техническое
качество фонограммы и звуковоспроизводящей аппаратуры. Фонограмма должна быть
записана на профессиональной аппаратуре с профессиональных, желательно лазерных
дисков и все музыкальные фразы, взятые из разных песен разных исполнителей,
должны быть подогнаны по уровню. Самодельная хрипящая и сипящая фонограмма,
сделанная в домашних условиях с купленных на барахолке кассет или вообще с
эфира, дает отрицательный эффект. Тем более что в жюри, как правило, сидят люди
в возрасте, которые просто не знают популярных сегодня песен, и, не услышав за
хрипом текста, не понимают, почему так визжит от восторга зал. Еще одно
пожелание к командам, использующим «нарезку» — не затягивать. Невозможно следить
за происходящим на сцене и при этом воспринимать на слух музыкальные
переключения длительностью более 2-3 минут. Впрочем, «не затягивать» — это общее
пожелание ко всем начинающим КВНщикам во всех конкурсах.

В условиях


музыкального конкурса кроме темы могут быть оговорены и дополнительные
требования. Например, это может быть конкурс одной песни, в котором допускается
использовать только одну музыкальную тему. Соблюдение этих требований придает
дополнительное изящество выступлению, и, как правило, добавляет команде баллы.
Впрочем, и здесь возможны исключения, тем более, что опытные игроки научились
любое требование обходить с чисто КВНовской непосредственностью. Финал 1991 г.,
в котором практически не поющие «Джентльмены ОГУ» выиграли у двух самых на тот
момент музыкальных команд ДГУ и ДПИ — этому только подтверждение. Темой
музыкального конкурса тогда было «Я вас любил…», при дополнительных условиях,
что начинаться и заканчиваться он должен был фразами из этого романса. Одесситы
умудрились втиснуть в эти жесткие рамки три совершенно разные песни, причем
первая действительно начиналась словами «Я вас любил», а третья заканчивалась
фразой «Как дай вам Бог любимой быть другим».

Вообще раскрытие


темы и выполнение условий конкурса играет в современном КВНе все меньшую роль.
Даже Александр Васильевич Масляков позволяет себе в качестве темы визитки
назвать «Визитку», а в качестве темы музыкального конкурса — «Музыкальный
конкурс». Это, конечно, снимает вопрос о раскрытие темы, но лишает команды
возможности оригинальной трактовкой темы заработать дополнительные баллы. Не
говоря уже о том, что «гораздо труднее придумать шутку ни о чём, чем, к примеру,
о колбасе.
Г) СТЭМ

Название этого


конкурса произошло от популярного в 60-е и 70-е годы жанра самодеятельного
актерского творчества — Студенческого Театра Эстрадных Миниатюр. Перейдя в КВН,
этот жанр практически не изменился — актеры должны сыграть сценку на
определенную тему. Отличие одно, но принципиальное. Если на различных конкурсах
студенческие театры показывали в основном одно и то же и зачастую заимствовали
друг у друга драматургическую основу, преобразуя и осмысливая ее под себя, то в
КВНовском СТЭМе, как, впрочем, и в любом другом КВНовском конкурсе,
использование чужих текстов недопустимо. И судьи оценивают не только актерское
мастерство, но и оригинальность и свежесть идеи.

СТЭМ — более сложный жанр, чем приветствие, в котором шутки чередуются одна за


одной без особой логической связи. Здесь выступление должно подчиняться законам
драматургии, иметь по возможности свою завязку, кульминацию и развязку и быть
хоть миниатюрным, но все-таки спектаклем. Больше требований предъявляется и к
актерскому мастерству. Если шутку, как правило — путем соответствующей
тренировки, можно научить говорить практически любого, то в СТЭМе шутку нужно
говорить еще и в определенном сценическом образе, который, кстати, тоже может в
процессе 4-5 минут выступления трансформироваться и видоизменяться.

В современном


телевизионном конкурсе СТЭМ есть еще одно ограничение — на сцене не могут
одновременно находиться более 3-х человек. Это заставляет команды применять
всяческие ухищрения, типа ширмы, из-за которой появляется нужный по сценарию
персонаж, в то время как другой персонаж за ней скрывается и дает им
дополнительную пищу для реприз. Как пошутила, например, одна из команд, выходя в
образе трех мушкетеров и поглядывая на сидящего сбоку сцены Маслякова: «А
скажут, что нас было четверо». Впрочем, вводить это условие для молодых команд
на районных первенствах мне кажется нецелесообразным.

Д) БРИЗ.


Это название
впервые появилось в КВНе 60-х. Бюро изобретателей и рационализаторов КВН должно
было тогда предложить оригинальный и по возможности смешной путь для решения
какой-нибудь проблемы, например, новое использование обычных предметов. Потом
конкурс постепенно трансформировался и приобрел более широкое значение.
Например, БРИЗом стали называть литературный конкурс, когда команда должна была
объединить одним сюжетом нескольких персонажей или несколько предметов, выданных
ей соперником или организаторами. В современном понятии БРИЗ — это чисто
текстовой конкурс, который читают 2-3 человека. Продолжительность его 4-5 минут.
Текст строится, как правило, на каламбурах, хотя и здесь возможны варианты.
Допускается чтение с листа, но заведомо больший эффект будет, если текст все же
выучен наизусть, а в самом чтении есть элементы актерской игры.

Е) Капитанский конкурс.

Еще один конкурс, который в современном
КВНе сходит на нет. Когда-то капитан должен был выполнить 3-4 небольших задания,
в основе которых лежала импровизация. Это и ответы на вопросы без 30 секунд на
размышление, и буриме, написанное на полученные тут же рифмы, и совместное
литературное творчество, когда капитаны на сцене, по очереди говоря по несколько
фраз каждый, создают единое литературное произведение, и многое другое. Короче,
любой КВНовский жанр мог быть в минимизированном виде использован в капитанском
конкурсе 60-х.

В наше время


телевизионный конкурс капитанов свелся к тому, что каждый капитан читает
небольшой (1-2 минуты) БРИЗ на определенную тему, а затем отвечает на 2-3
вопроса, заданных соперником по этому тексту. Больше никаких талантов капитану
проявлять не разрешается. Это практически единственный в современном КВНе
конкурс, где, кроме названия, есть еще и задание, которое должен выполнить
капитан. Тем более важно, формулируя тему капитанского конкурса, дать ему
возможность максимально раскрыть себя.

Ж) Домашнее задание.

Самый большой (до
12-15 минут) и самый сложный КВНовский конкурс. Он может объединять в себе все
КВНовские жанры, поэтому все сказанное выше применимо и к нему. В домашнем
задании, или, как говорят КВНщики, «ДЗ», можно отойти от чистой «развлекаловки
и хохмачества» и подняться до более серьезных проблем.

Есть две основных


формы домашнего задания. Первая чем-то напоминает «музобоз», только основными
составляющими элементами в нем являются не песни, а сценки, раскрывающие с
разных сторон тему. Впрочем, «кирпичиками» ДЗ могут быть и песни, и монологи
(БРИЗы), и пантомима, и многое другое. Даже перебивки могут представлять собой
отдельные КВНовские номера.

Более сложная форма домашнего задания —


когда составляющие его миниатюры не независимы, а связаны единой нитью и
логически перетекают одна в другую. Это уже полноценная пьеса со сложным
сюжетом, разно- и многоплановыми актерами и своей драматургией. Это уже высший
пилотаж КВН.

Выходная песня в


домашнем задании уже не обязательна, а вот финальная, наоборот, желательна. И
здесь она может быть лирической и массовой, когда на сцене в последний раз
(перед объявлением результатов) появляется вся команда и как бы подводит итог
проблемам, поднятым в ДЗ. Единственное, чего следует стараться избежать, — это
слезливых «финалок», насыщенных псевдоглубоким смыслом.

В 60-х, когда


прилагательное «голубой» еще не имело уничижительносуществительного смысла,
перед финальной песней ДЗ часто практиковался так называемый «голубой монолог»,
в котором команда после шуток пыталась вызвать слезу и убедить зрителей, что на
самом деле она говорила о достаточно серьезных проблемах. Отдельные попытки
использовать этот прием делаются и в современном КВНе, но сморятся они, увы,
жалковато. Гораздо лучше, если все те мысли, которые ты хочешь сказать серьезно,
зарифмовать и спеть на красивую мелодию в качестве финальное песни.

Вот мы вкратце и перечислили, какие


конкурсы есть в современном КВНе. Более подробно говорить об их разновидностях
(например, о культивируемом в последнее время «Музыкальном ДЗ», которое
отличается от обыкновенного только большим количеством музыкальных «кирпичиков»)
и о том, как их готовить, нет смысла (интересующихся я отсылаю к уже упомянутым
двум учебникам). Сейчас, когда мы чуть-чуть начали ориентироваться в
терминологии и основных элементах современного КВН, самое время перейти к
главным вопросам, как, собственно, делается, вернее, организуется КВН, так
сказать «на местах».

Если Вы изъявили желание получить полный текст книги в электронном виде, присылайте запрос по адресу: sagdiev@ukr.net