Ix всероссийская конференция «Информатизация образования: опыт, проблемы, перспективы» - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
«Агроэкологические проблемы техногенного региона» 23 2007.45kb.
Программа Всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых... 1 284.69kb.
Административное судопроизводство: проблемы и перспективы противоречия... 1 159.61kb.
Информатизация образования предполагает использование современных... 2 502.39kb.
«Использование цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе... 2 954.01kb.
Женское и мужское языковое поведение: проблемы и перспективы лингвистического... 1 62.46kb.
Проблемы и перспективы развития финансово-кредитной системы России 1 111.64kb.
В. И. Вернадский и глобальные проблемы современной цивилизации программа 1 441.64kb.
И. В. Карасев Арахау. Опыт скороговорения Учебник 7 3004.42kb.
Конференция «Роль и ответственность мужа в семье» Ефесянам 5 Проповедует... 1 288.8kb.
Об архитектуре и структуре сайта Основные функции сайта образовательного... 1 142.89kb.
Ричард Лакс «Мастер 651 kjm» 1 141.69kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Ix всероссийская конференция «Информатизация образования: опыт, проблемы, перспективы» - страница №1/1


IX ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«Информатизация образования: опыт, проблемы, перспективы»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАФИКИ И ЗВУКА В ОБУЧЕНИИ ПРОГРАММИРОВАНИЮ

Таутинова Венера Мизановна vmtautinova@mail.ru

Муниципальное образовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа

с. Кировское Марксовского района Саратовской области


Одним из важнейших понятий курса информатики и информационных технологий основной школы является понятие алгоритма. Для записи алгоритмов используются языки блок-схем и структурного программирования.

Прежде всего, для полезного, занимательного и веселого изучения основных идей программирования существуют специальные учебные языки, рассчитанные на детей, такие как «Кенгуренок». «Кенгуренок» занимается рисованием на экране компьютера. Работая в этой среде, дети с большим увлечением создают программы управления графическим исполнителем. Это позволяет им хорошо освоить основные алгоритмические структуры.

Для первого знакомства с миром «серьезного» программирования, я использую Турбо Паскаль. Как научить детей программировать на Паскале? Нет недостатка в учебниках, содержащих описание грамматики и синтаксиса языка Паскаль, и они действительно необходимы для усвоения основных правил программирования. Но, прослушав курс лекций по программированию, невозможно овладеть навыками точного формулирования алгоритмов на языке высокого уровня. Необходима практика конструирования алгоритмов, и здесь невозможно обойтись без подходящего набора примеров и задач.

Любому новичку хочется поскорее написать какую-нибудь программу и почувствовать себя настоящим программистом. Уже на первых уроках учащиеся изучают операторы на примерах их работы в простых программах:



  • вычисление значений функции, при заданных значениях аргумента;

  • программа о пароле;

  • поиск максимального из трех чисел;

  • нахождение суммы арифметической прогрессии и другие.

Овладев навыками программирования на простых примерах, мы переходим к более сложным задачам. Ни одна профессиональная программа не обходится без процедур. Лучше всего смысл процедур пояснять на примере работы со звуком. Поэтому предварительно я рассказываю учащимся, как заставить компьютер звучать, то есть знакомлю учащихся с оператором Sound(n), который приказывает компьютеру включить ровный однообразный звук частотой n Гц, NoSound, который выключает звук и Delay(n), создающий паузу. Далее, используя процедуры, задающие определенные ноты, учащиеся, имеющие некоторое музыкальное образование, могут попробовать заставить компьютер исполнить простенькую мелодию из нескольких нот. Используя переменные величины и выражения в операторе Sound(n), можно смоделировать сирену милицейской машины, звук телефонного звонка и т.д. Решая эти интересные задачи моделирования звука, учащиеся хорошо осваивают программирование с использованием вспомогательных алгоритмов и циклов.

Кроме работы со звуком Паскаль предоставляет нам целый ряд процедур, позволяющих рисовать и заставляющих изображения двигаться по экрану. Я не раз слышала мнение учителей информатики, что графика на Паскале примитивна. Если рассматривать ее глазами профессионального программиста, то я с этим согласна. Но для учителя информатики разработка программ, использующих звук и графику, – это, пожалуй, один из наиболее эффективных способов обучения программированию в обычной школе. Ведь мы должны обучить программированию не только одаренных учащихся, но и «среднего» ученика. А повысить мотивацию обучения можно только личной заинтересованностью учащегося. Ведь недаром говорится, что научить программировать невозможно – программирование нужно любить.

Если ученик поймет, почему окружность движется по экрану, то он захочет написать программу, которая создает более сложную анимацию. Используя переменные величины вместо чисел в обращениях к графическим процедурам, учащиеся короткой программой рисуют множество элементов, создающих причудливые картинки. Использование случайных величин в программировании также можно продемонстрировать с помощью графических процедур. Например, изобразить на экране «мыльные пузыри», то есть, заполнить экран окружностями случайных радиусов и цветов в случайных местах. Посредством графики учащиеся закрепляют такие понятия, как вложенные циклы, вложенные операторы ветвления, подпрограммы и т.п.

На заключительном уроке по программированию учащиеся создают первую большую программу, над созданием которой они работают коллективно. Главная ее черта состоит в том, что она активно и последовательно использует процедуры, которые учащиеся пишут предварительно, работая самостоятельно над отдельной частью общей программы. Обычно результатом такого проекта является создание «мультфильма», содержащего графические объекты, анимацию и простую мелодию.



На уроках программирования учащиеся часто получают задания, некоторые из которых должны были выполняться ими ранее с помощью пакетов компьютерной графики. Подобный подход реализует один из важных методологических принципов — параллельное изложение со сравнением, что позволяет ученикам глубже постигать суть выполняемых операций. Ведь не секрет, что часто вместо постижения азов информатики современные школьники приобретают прагматические навыки и умения по работе с программным обеспечением компьютера, зачастую не подкрепленные теоретической базой и суть многих явлений и операций понимается ими поверхностно.

Работая с компьютерной графикой и звуком на языке программирования, обучаемые, прочнее усваивают базовые понятия программирования и легко приобщаются к алгоритмической культуре.