Итак, дошкольный период развития ребенка подходит к концу. И тут родители отмечают, что ребенок становится непослушным, капризным, р - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Итак, дошкольный период развития ребенка подходит к концу. И тут родители отмечают - страница №1/1


КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ

Итак, дошкольный период развития ребенка подходит к концу. И тут родители отмечают, что ребенок становится непослушным, капризным, раздражительным. Он часто вступает в конфликты с взрослыми, у него возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям. Это значит, что у ребёнка наступил так называемый кризис 7 лет. Проявляется это, прежде всего, утратой детской непосредственности. Утеря непосредственности означает привнесение в поступки интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком. (конфликт "хочу" - "надо").

Два основных симптома кризиса семи лет: манерничанье и кривлянье. Ребенок начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье, клоунада; ребенок строит из себя шута.

Характерными поведенческими реакциями семилетнего ребёнка также являются:



Пауза. Это промежуток времени между обращением к ребенку (указанием, требованиями, приказами, напоминаниями или просьбами) и реакцией ребенка. Реакция выражается как собственно в невыполнении действия, так и в отказе от выполнения или оттягивании его. Создается впечатление, что дети "не слышат, о чем их просят", "делают вид, что не слышат", "не реагируют" и т. п. Анализ ситуаций показывает, что пауза возникает в ответ на указание, напоминание сделать что-либо, в привычных ситуациях, ранее не вызывавших возражений.

Спор. Ребенок в ответ на просьбу, приказ, требование начинает оспаривать необходимость требуемого или время выполнения, возражать. Частым аргументом в споре является сравнение себя с другими членами семьи, в основном с братьями и сестрами. Поводом для спора может быть не только само требование, но и время выполнения. В этом случае ребенок обычно ссылается на занятость, на собственные дела. Как правило, настаивание родителей на своем указании не приводит к прекращению спора, он угасает сам по себе, иногда превращаясь в упрямство.

Непослушание, т.е. невыполнение привычных требований или установлений, отказ от участия в привычных делах, противопоставление своих дел или намерений требованиям родителей. Например, родители просят ребенка сделать что-то, в ответ на просьбу возникает возражение (в форме паузы или спора), но ребенок может и согласиться или ничем не выразить своего несогласия. Далее, когда родители спрашивают о сделанном, обнаруживается, что ребенок не выполнил обещанного. В ответ на претензии ребенок каким-то образом объясняет невыполнение, может схитрить, чтобы избежать наказания или другой ответственности. К непослушанию также относится отказ прекратить некоторое неприятное или нежелательное действие. Часто такое действие бывает демонстративным.

Хитрость. Нарушение привычных установлений или требований родителей в скрытой форме, намеренное создание ситуаций, в которых ребенок может извлечь некоторую выгоду для себя. Хитрость носит, как правило, игровой характер, не превращаясь в злостные формы избегания наказания или сокрытия правды. Хитрость не обязательно связана с избеганием возможного наказания.

"Взрослое поведение". Частный случай манерничанья и кривлянья, при котором ребенок ведет себя демонстративно "по-взрослому", что выражается в демонстративной рассудительности, в поведении - в карикатурной взрослости.

"Рассудительность" возникает в споре или иной ситуации, требующей противопоставления своего желания (намерения) требованиям (просьбам) родителей. Ребенок начинает пространно рассуждать о причинах своего нежелания сделать что-то, приводя "логические" основания для своих выводов. Аргументация имеет характер повторения слышанного от взрослых, своеобразного резонерства. Подобная рассудительность оказывается вязкой: если вступить с ребенком в обсуждение его аргументации, дискуссия может продолжаться бесконечно долго.

"Взрослость". Нарочито взрослое поведение. Может возникать просто как форма поведения (например, возвращаясь из детского сада, копирует отца в момент прихода с работы) или в стремлении к выполнению каких-то новых "взрослых" обязанностей. Как правило, выполнение обязанностей долго не продолжается. Если же оно закрепляется, то возникает самостоятельность.

Упрямство. Возникает самопроизвольно или как продолжение спора. Характерной чертой упрямства 7-летнего ребёнка является настаивание на своем не потому, что ему действительно хочется чего-то (или не хочется), но потому, что он уже высказал свое желание или нежелание.

Требовательность. Настаивание на своем, навязчивое напоминание об обещанном. Возникает вначале как напоминание об обещанном родителями или как просьба о чем-то желаемом. Неосторожное обещание родителей или просто недостаточно твердый отказ выполнить требуемое провоцирует настойчивое напоминание, "занудство", упреки.

Следует отметить, что кризис семи лет - первый из критических возрастов, когда возможны словесные формы помощи ребенку в проживании трудного периода. Если ребенок склонен "занудно" обсуждать свои требования и желания, это дает возможность воссоздать действие в словах, не проигрывая их в реальности. При всей возможной утомительности такого поведения для окружающих подобное решение ситуации весьма полезно. Можно поразмышлять с ребенком на тему "действие - его последствия", проследив, что будет в случае выполнения или невыполнения требований ребенка взрослым.

При негативизме следует спокойно и твердо настаивать на семейных требованиях, объясняя ребенку, почему в семье возникли такие правила и уклад – ребенок уже в состоянии воспринять логические доводы и обоснования. Впрочем, есть вещи (уважение к старшим, некоторые запреты), которые могут и должны оставаться в области иррационального ("так принято").

Если ребенок стремится к самостоятельным занятиям, ему нужно помочь, предоставить возможности для новых форм деятельности. Можно предлагать ребенку новые формы занятий и предоставить возможность взять на себя какие-то новые обязанности. Если же ребенок через короткое время "забудет" о том, что взялся за самостоятельное выполнение какого-то поручения, следует напомнить ему об этом. При этом желательно выразить надежду на то, что ребенок с этим справится.

Следует поддерживать интерес ребенка к миру людей и вещей, давать ему пищу для развития (походы в музеи, на экскурсии). Не стоит жалеть времени на разговоры об увиденном.

Не стоит отказывать ребёнку в помощи, если он в ней нуждается, нужно эмоционально поддерживать его. При этом следует останавливать негативные проявления, разрушающие семейный уклад. Такая отношение к ребёнку поможет ему построить собственное поведение, найти свое место в изменяющихся условиях жизни.

И еще один момент. Даже в самых простых ситуациях можно дать ребенку почувствовать свою самостоятельность и ответственность за принимаемые решения. Иногда взрослым не стоит бояться проявить свою "слабость", особенно если у ребенка ярко выражено стремление к взрослости. Детям нужно давать возможность позаботиться о родителях, тогда они вырастут более чуткими к нуждам других людей.

Помните, что, как и в любой кризисный период, 7-летний ребенок становится более уязвимым, чувствительным к различным неблагоприятным воздействиям. Ему необходима эмоциональная поддержка и чувство стабильности, защищенности в семейной ситуации.

К тому же, как выяснилось, дети, остро переживающие кризис, оказываются лучше готовы к школе, чем их сверстники со "стертыми" симптомами кризиса, - это подтверждают экспериментальные исследования.

Оказалось, что у детей с более высоким уровнем психологической готовности к школьному обучению наиболее выражены все симптомы кризиса. У этих детей наблюдается "негативистское" конфликтное поведение, отмечаются такие симптомы, как спор, паузы, непослушание, несколько реже встречаются упрямство, хитрость, капризы, болезненная реакция на критику.



Начало учебной деятельности приводит к благополучному разрешению кризиса семи лет. Осуществляется переход к новому типу деятельности, создаются возможности для проявления возросшей самостоятельности ребенка, ребенок занимает новое положение, приобретает новый статус. Меняется структура прав и обязанностей ребенка как в школе, так и в семье. Постепенно те поведенческие реакции, которые создавали определенные трудности для родителей, начинают исчезать.