Исследовательская работа по предмету: «Основы безопасности жизнедеятельности» - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (базовый... 1 131.78kb.
Основы Безопасности Жизнедеятельности 1 85.86kb.
Всероссийская олимпиада школьников по основам безопасности жизнедеятельности... 3 642.4kb.
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (базовый... 1 149.74kb.
Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности... 1 75.6kb.
Икона глазами химика научно-исследовательская работа 1 200.18kb.
Исследовательская работа Исследование влияния современной и классической... 1 323.89kb.
Исследовательская работа «Наши земляки участники Великой Отечественной... 1 184.38kb.
Исследовательская работа на тему: «Влияние процесса ухаживания за... 1 363.19kb.
Изготовление различных сортов мыла и исследование их качества 1 212.3kb.
Исследовательская работа по краеведению Советскому солдату освободителю... 1 121.17kb.
Р. Барабанова гл. V, § 4, гл. VI; канд филос наук, доц 41 5807.55kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Исследовательская работа по предмету: «Основы безопасности жизнедеятельности» - страница №1/1




«МБОУ Какинская основная общеобразовательная школа»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
По предмету: «Основы безопасности жизнедеятельности»
Тема:
«Компьютерная зависимость и здоровье человека»

Автор: Ученик 9 класса

Лядов Вадим
Руководитель: Учитель ОБЖ

Лядова Л.А

Какино

2012 год


Оглавление:

Введение…………………………………………………………………….......3

Причины возникновения компьютерной зависимости………………………5

Основные симптомы компьютерной зависимости…………………………...8

Влияние компьютерной зависимости на человека…………………………..10

Практическая часть исследования…………………………………………….12

Лечение компьютерной зависимости…………………………………………14

Правила техники безопасности при работе за компьютером……………….15

Заключение……………………………………………………………………..16

Список литературы…………………………………………………………….17

Приложение…………………………………………………………………….18

Введение
Далеко не во всем мире компьютерная и игровая зависимость считается болезнью. Однако, факты пагубного влияния чрезмерного увлечения виртуальным миром говорят сами за себя.
Собственно, понятие термина "зависимость" определяется как патологическая страсть субъекта по отношению к чему-либо. На данный момент, хорошо известна зависимость по отношению к разного рода химическим веществам. Это токсикомания, наркомания, алкоголизм, и прочее. Существует также зависимость от азартных игр, еды, секса, видео и компьютерных игр.

Сам термин "компьютерная зависимость" определяет патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером. Впервые, об этой зависимости заговорили в начале 80-х годов американские ученные. В современном мире, термин "компьютерная зависимость" все еще остается не признанным многими ученными, которые занимаются проблемами психических расстройств. Но тем не менее, феномен формирования патологической связи между человеком и компьютером стал весьма очевиден и приобретает с каждым годом все больший и больший размах. Кроме компьютерной зависимости, четко выделяют отдельные родственные виды зависимостей, такие как интернет-зависимость и игромания.

Характерной особенностью зависимостей всевозможного типа являются: синдром абстиненции, стремление заполучить объект зависимости, поведение, направленное на приобретение объекта зависимости, снижение критического восприятия негативных сторон зависимости, полная или частичная потеря интереса относительно социальной стороны жизни, своему внешнему виду, удовлетворению других потребностей.

Актуальность темы исследования определяется большой значимостью влияния компьютера на здоровье человека. Человечество шагнуло за широкую ступень научно – технического прогресса, тем самым во многом облегчая свой труд. Но с другой стороны тот же самый аспект является опасным явлением для общества, так как человек все больше и больше времени проводит за компьютером, не замечая за собой этого факта и не подозревая о его последствиях….
Цель работы:


  • Выявление особенностей компьютерной зависимости, влияющих на здоровье и поведение человека


Задачи исследования:

  • Проследить динамику влияния компьютерных факторов на здоровье человека

  • Проанализировать полученные факты исследования

  • Разработать методы борьбы с компьютерной зависимостью


Методы исследования:

Проведение анонимного опроса среди учащихся школы, сопоставление данных фактов


Причины возникновения компьютерной зависимости

Человек – существо мыслящее. Информация для него имеет гораздо большее значение, чем для любых других живых существ. Компьютер является мощным инструментом обработки и хранения информации, кроме того, благодаря компьютеру стали доступными различные виды информации. Именно эта особенность является наиболее привлекательной для людей, страдающих компьютерной зависимостью, так как в определенном смысле они страдают нарушением процессов обмена информацией.

В основе формирования патологического пристрастия к компьютеру лежит нарушение психических механизмов восприятия мира и обработки информации. Уровень развития компьютерной техники и программного обеспечения на данный момент создают иллюзию реальности, в которую погружается человек, работающий за компьютером. По не известным еще причинам наш мозг «любит» решать различные логические задачи и выполнять различные простые действия, моментально приносящие результат. Сама по себе работа за компьютером это последовательность логических операции и действий, которые могут полностью овладеть вниманием работающего и на время изолировать его от окружающего мира.

Появление всемирной сети Интернет создало возможность, так называемого интерактивного общения. Интерактивное общение чрезвычайно привлекательно для людей отчужденных и неуверенных в себе, которые при этом хотят общения, но не находят его в окружающем их обществе. Кроме того, благодаря Интернету значительно расширился горизонт возможностей удовлетворения информационных потребностей человека. Признаками Интернет-зависимости являются навязчивое желание проверить электронную почту, длительное просиживание в чатах, неконтролируемое желание поиска и чтения информации различного рода в сети. В некоторых случаях люди пристращаются к просмотру порнофильмов и чтению порнолитературы на различных сайтах. Этот феномен нельзя назвать Интернет-зависимостью, если кроме этого человек любит читать обычные порножурналы и смотреть порнофильмы по телевизору. В данном случае Интернет является лишь источником информации, а само пристрастие следует рассматривать как нарушение сексуального поведения или сексуальную зависимость.

Немного по-другому обстоит дело с видеоиграми и зависимостью по отношению к ним. В данном случае, как и в случае просмотра порносайтов, компьютер является лишь средством реализации доступа к желаемой информации, сама по себе работа за компьютером, людей страдающих игровой зависимостью, не привлекает.

Поклонниками электронных игр в основном являются подростки и люди молодого возраста. Одной из особенностей современных компьютерных игр является развитое звуковое и видеосопровождение, которые могут создать ощущение реальности и на время отстранить пользователя от восприятия окружающего мира. Многие электронные игры подразумевают не только решение логических задач, но и определенную эмоциональную нагрузку, которая, по сути дела и лежит в основе большинства случаев патологической привязанности к играм. Электронные игры значительно отличаются по жанру и содержанию. Наименее опасны так называемые аркадные игры, с простой графикой и звуком. За этими играми, как правило, «убивают время», они не могут вызвать длительной привязанности. Другое дело – ролевые игры, во время которых игрок «перевоплощается» в управляемого им героя и с головой погружается в его мир. В таких играх ощущение реальности может быть очень велико и надолго удерживать внимание играющего.

Наибольшую опасность представляют «стрелялки», которые характеризуются весьма примитивным сюжетом, основанном на насилии. Такие игры могут отрицательно сказаться на психике ребенка и стать причиной чрезмерной агрессивности.

В большинстве случаев компьютерная, Интернет- или игровая зависимость возникают на фоне срытой или явной неудовлетворенности окружающим миром и невозможности самовыражения, при страхе быть непонятым.

Как правило, компьютерная зависимость (или ее разновидности) вызывают возмущение и осуждение со стороны окружающих, что еще более углубляет конфликт, а, следовательно, усиливает пристрастие к проведению времени за компьютером.

Основные симптомы компьютерной зависимости.

Несмотря на то, что, термин "компьютерная зависимость" все еще не признан на международном уровне, существует определенный ряд диагностических критериев, с помощью которых можно определить наличие патологического пристрастия по отношению к работе за компьютером. Эти симптомы компьютерной зависимости бывают двух типов: физические и психические. Рассмотрим каждую из групп в отдельности.


Психические признаки компьютерной зависимости.
Психические признаки компьютерной зависимости, в принципе, схожи с признаками психических зависимостей другого рода. Самыми распространенными психическими признаками зависимости от компьютера, являются "потеря всякого контроля" над временем, проводимым за компьютером. Невыполнение, или простое забывание обещаний данных самому себе или другим людям, относительно уменьшения времени, проведенного за компьютером. Намеренное преуменьшение или ложь относительно времени потраченного на компьютер, полная или частичная утрата интереса к социальной жизни и собственному внешнему виду, попытки любым способом оправдать собственное поведение и пристрастие.

Важнейшим симптомом компьютерной зависимости являются некое смешанное чувство радости и вины во время работы за компьютером. Также, чрезмерно раздраженное поведение, проявляющееся, в том случае, если по каким-либо причинам время работы за компьютером уменьшается, или отсутствует продолжительное время.



Физические признаки компьютерной зависимости.
Физическими признаками компьютерной зависимости, являются нарушениями со стороны глаз. Ухудшение зрения, дисплейный синдром, синдром "сухого глаза", а также нарушения работы опорно-двигательного аппарата, искривление позвоночника, нарушения осанки, карпальный синдром, нарушение работы пищеварительной системы нарушение питания, хронические запоры, геморрой. Физические признаки компьютерной зависимости несколько менее специфичны, и, в основном, вызываются длительным нахождением за компьютером. Некоторые из них, способны возникнуть и у людей совсем не страдающих компьютерной зависимостью, но которые вынуждены в силу определенных обстоятельств, проводить долгое время за компьютером.

Самостоятельно провести диагностику компьютерной зависимости можно при помощи различных on-line тестов. Но в большинстве случаев, человеку, страдающему от компьютерной зависимости, будет весьма трудно поверить в правдивость результатов тестов.



Влияние компьютерной зависимости на человека.

 
В разумных пределах работа за компьютером, пользование Интернетом или некоторые видеоигры способны быть очень полезными для человека. Это средства развивающие, укрепляющие логику, внимание и мышление. Существует большое количество компьютерных игр, которые могут послужить в качестве средства развлечения, укрепления памяти, логики и для обучения. Во Всемирной Паутине, можно прочесть много полезной и интересной информации. Проблемы возникают тогда, когда время, проводимое за компьютером превосходит все допустимые пределы. Возникает патологическое пристрастие, и явная необходимость проводить за компьютером все больше и больше времени. Очень сильно выражено негативное влияние компьютерной зависимости на всевозможные социальные качества человека, такие как дружелюбие, открытость, желание общения, чувство сострадания. При ярко выраженной компьютерной зависимости наблюдается колоссальная деградация всех социальных связей личности, появляется так называемая социальная дезадаптация личности. Которая достаточно часто развивается у детей и подростков, проводящих очень много времени за компьютерными играми и в сети Интернет. Всесторонняя деградация социальных связей, в данном случае развивается по причине вытеснения объективной реальности, виртуальной. На этом фоне социальной дезадаптации и углубления в "другой мир" есть возможность проявления избыточной агрессивности, часто с выражением антисоциального настроя личности.

Человек, который страдает от компьютерной зависимости, обычно, уделяет меньше внимания работе и исполнению разного рода социальных функции. Данный факт, может стать основной причиной серьезных проблем на профессиональном и семейном уровне. Неряшливый вид и наглядная отчужденность "компьютерщика" делает его непривлекательным для общества, что собственно, в свою очередь максимально усугубляет, провоцирует конфликт между обществом и человеком.

Также, физические аспекты компьютерной зависимости наглядно характеризуются все целостным истощением организма, и часто, хронической усталостью. Очень часто, люди "компьютерщики", пренебрегают отдыхом и сном. При чем, эйфория и возбужденность, вызванная играми или пребыванием в Интернете, могут легко маскировать усталость, и это в свою очередь становится причиной еще большего, общего утомления организма. На фоне компьютерной зависимости, способны возникнуть и развиться разнообразные нарушения психики и поведения в целом.

Практическая часть исследования
Среди учащихся школы был проведен анонимный опрос о том, что представляет для них компьютер и сколько времени они за ним проводят. По результатам опроса наблюдалось следующее:


  • На вопрос о том, «сколько времени вы проводите за компьютером?» 85% учащихся ответили: «более двух часов в день»;




  • На вопрос о том, «Какова ваша потребность в компьютере?» 60% учащихся ответили: «испытываю ежедневную потребность» и 40 % «периодически возникает потребность»;




  • На вопрос о том, «Как влияет компьютер на ваше общение с окружающими?» 15% учащихся ответили: «никак не влияет», 30 % отметили, что «с появлением компьютера стал (а) меньше общаться с друзьями» и 55 % заявили, что «компьютер заменяет мне реальное общение»;




  • На вопрос о том, «Влияет ли компьютер на вашу учебу (работу)?» 20% учащихся ответили: «не влияет», 75 % отметили, что «помогает мне учиться (работать)» и 5 % заявили, что «мешает учебе (работе)»;




  • На вопрос о том, «Как вы считаете, компьютер влияет на ваше здоровье» 15% учащихся ответили: «не влияет», 20% отметили, что «влияет незначительно» и 65 % заявили, что «здоровье значительно ухудшилось»;

Из результатов исследования можно сделать вывод о том, что большинство учеников проводит за компьютером наибольшую часть своего времени, при этом истинная потребность в компьютере не так уж и велика. Также, опрашиваемые показали, что компьютер стал заменять им реальное общение с друзьями, что объясняется не очень хорошим результатом. Многие отметили, что компьютер помогает им учиться, но в то же время иногда отвлекает их от учебы. И самый главный факт – это немалое влияние компьютера на здоровье человека. Многие признались, что с появлением компьютера их здоровье ухудшилось, значит, реальная угроза все-таки существует.


Таким образом, каждому из нас следует задуматься о том, сколько мы проводим времени за компьютером, с какой надобностью и как это все влияет на наше здоровье. Если вы не враг самому себе, то должны решить для себя: «Что для вас важнее? Ваше здоровье или чрезмерная увлеченность новыми технологиями?». Пора задуматься о том, что ждет вас впереди. Попытайтесь сохранить свое здоровье и сократить время пребывания за компьютером.
Подтвердилась настоящая опасность того, что люди уже не замечают за собой никакой зависимости, они не видят существующей реальной проблемы, которую стоит решать. Чтобы отвлечься от компьютера, займитесь, к примеру, здоровым образом жизни, и вы поймете, как вам дорого ваше здоровье и как мала потребность в компьютере и Интернете.

Лечение компьютерной зависимости

Если вы выявили у себя все выше перечисленные аспекты компьютерной зависимости, то в борьбе с ними вам могут помочь:


  • Психолог
    Соберитесь с силами и сходите к профессиональному психологу, они неоднократно встречаются с этой проблемой и знают оптимальные способы борьбы с ней;

  • Близкие люди
    Помощь родных будет очень кстати, они должны поддержать и направить на путь исцеления;

  • Осознание красоты реальной жизни
    Реальный мир намного ярче виртуального, в нем есть много интересных и захватывающих вещей. Что бы помочь человеку оторваться от виртуального мира, сводите его в боулинг, каток и т.д. Он должен почувствовать, насколько прекрасно в реальном мире и попытаться выбраться.


Правила техники безопасности при работе за компьютером

  • Проработав за компьютером 1,5 часа нужно сделать гимнастику для глаз. Каждые 40 минут делать перерывы в работе.

  • Регулярная влажная уборка –  острая необходимость, обусловленная спецификой компьютерного монитора: его способностью собирать на себе пыль, что вызывает высыхание кожи и слизистой носоглотки, слезливость глаз и другие аллергические реакции.

  • Компьютер лучше всего ставить в углу, чтобы обезопасить себя от излучения.

  • Монитор должен находиться в 60 -70 сантиметрах от пользователя и чуть выше уровня глаз.

  • Ребёнку до 7 лет нежелательно взаимодействовать с компьютером. Если же родителям очень хочется приобщить своего малыша к информационным технологиям, то по крайней мере не разрешайте ему сидеть за компьютером более 20 минут в день и чаще чем раз в два дня.

  • Для детей 7 – 12 лет компьютерная норма – 30 минут в день.

  • 12 – 14 – летние могут проводить за компьютером 1 час в день.

  • От 14 до 17 лет максимальное время для работы за компьютером 1,5 часа.

  • Каждый работающий за компьютером должен делать обязательный выходной раз в неделю, когда за компьютер не садиться ни на какое количество времени.


Заключение
Наш мир достиг высоких технологий. С появлением компьютера человеку стало намного проще решать многие задачи, но вместе с тем чрезмерное увлечение им наносит большой и непоправимый вред здоровью человека. Частенько люди не замечают за собой, как долго и порой бессмысленно убивают свое время за компьютерами, а ведь это реальная проблема, о которой стоит задуматься каждому. На фоне компьютерной зависимости у человека появляются различные серьезные заболевания, о причинах возникновения которых, он может и не догадываться. Среди таких заболеваний: ухудшение зрения, искривление позвоночника, заболевания костей и суставов, болезни желудка и двенадцатиперстной киши, гастрит, нервное и психическое истощение и т.п.Так же, благодаря компьютерной зависимости теряют смысл все жизненные ценности. Человек подвергается воздействию посторонних факторов и вредному излучению.
Если вы не враг самому себе, задумайтесь о своем здоровье. Не стоит излишне увлекаться работой за компьютером. Постарайтесь четко распределить свое время и не просиживать больше нормы. Отличным помощником в этом будет являться здоровый образ жизни, и распорядок дня, при котором вы сможете решить сразу две проблемы – закрепить свое здоровье и все успеть!

Список литературы:


  1. Москаленко В.Д. Зависимость: семейная болезнь, М.:Проспект, 2008

  2. Демирчоглян Г.Г. Человек у компьютера: как сохранить здоровье? – М.: Новый Центр, 2007

  3. Морозов А.А. Экология человека, компьютерные технологии и безопасность оператора. // Вестник экологического образования в России. – 2009, № 1.

  4. Т.Богатова, И.Лапрун « Компьютер и здоровье – это совместимо?» - М: 2005

  5. О.Тимофеев «Компьютер на здоровье: как сохранить при работе с ПК», М.Проспект, 2010

6. rzdfartuna.rupubl/kompjuternaja_zavisimost/1-1…18

7. school6nojabrsk.narod.rupk_zavisimost.htm

8. vse-sekrety.ru15-kompyuter-i-zdorove.html

9. images.yandex.ruвлияние компьютера на здоровье человека



Приложение

Анкета для опроса учащихся





  1. Сколько времени вы проводите за компьютером?

а) менее двух часов в месяц;


б) более двух часов в месяц;
в) более двух часов в день;
г) более пяти часов в день.



  1. Как компьютер влияет на ваше общение с окружающими?

а) никак не влияет;


б) с появлением компьютера стал (а) меньше общаться с друзьями;
в) компьютер заменяет мне реальное общение;



  1. Влияет ли компьютер на вашу учебу (работу)?

а) не влияет;


б) компьютер помогает мне учиться (работать);
в) мешает учебе (работе);



  1. Как вы считаете, компьютер влияет на ваше здоровье?

а) не влияет;


б) влияет незначительно;
в) здоровье значительно ухудшилось.
в