Исследовательская работа на тему: «Влияние процесса ухаживания за комнатными растениями на саморегуляцию поведения подростков» - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Изготовление различных сортов мыла и исследование их качества 1 212.3kb.
Исследовательская работа Тема работы: «Исследование особенностей... 1 41.75kb.
Икона глазами химика научно-исследовательская работа 1 200.18kb.
Цикл наблюдений за цветущими травянистыми растениями участка. 1 383.1kb.
Исследовательская работа Исследование влияния современной и классической... 1 323.89kb.
Исследовательская работа «Наши земляки участники Великой Отечественной... 1 184.38kb.
Презентация на тему: «Правда о пиве» 1 45.44kb.
Классный час на тему "Наши права и обязанности". 1 77.55kb.
Москва, 24 января Аиф-москва 1 12.46kb.
Исследовательская работа по краеведению Советскому солдату освободителю... 1 121.17kb.
Программа «Путешествие во времени». Работа в программе "Путешествие... 1 225.79kb.
1. Чтение родителями «Слова к родителям» книги для развития детей... 1 325.89kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Исследовательская работа на тему: «Влияние процесса ухаживания за комнатными растениями - страница №1/1





Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) средняя общеобразовательная школа № 15»

Исследовательская работа на тему:
«Влияние процесса ухаживания за комнатными растениями на
саморегуляцию поведения подростков».

Выполнил:

ученик 8 класс Илья Гуляев


Руководитель:

Е.А.Неустроева – учитель психолог

Н.В.Сабирова – учитель технологии

(растениеводство)


2011
Содержание:


Введение. 3


  1. Основная часть.

    1. Значение комнатных растений и их влияние на организм человека. 6

    2. Наш правильный выбор. 8

    3. Общие правила ухода за горшечными культурами. 9

    4. Друзья на подоконнике. 11

2. Экспериментальная часть.

2.1. Организация и методики исследования. 15

2.2. Анализ результатов исследования. 16


  1. Заключение. 24

  2. Список литературы. 25

5. Приложения. 26

Введение.
В настоящее время из 35,9 млн детей, проживающих в России, 16 млн, а это 4,5 %, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, а именно те, кто имеет различные отклонения в психофизическом и социально-личностном развитии и нуждаются в специальной помощи. Среди них выделяются дети, у которых на первый план выступают расстройства в эмоционально-волевой сфере. Категория таких детей крайне не однородна, но основной особенностью их является нарушение или задержка в развитии высших социализированных форм поведения, предполагающих взаимодействие с другим человеком, с учётом его мыслей, чувств, поведенческих реакций.

Данной проблеме сейчас уделяется значительное внимание и предметом специального изучения она стала в работах таких авторов как: Мамайчук, Захарова, Мясищева,Фрейда и др. Психологи Выготский, Лебединский отмечают, что у подростков с нарушением саморегуляции поведения отчётливо выступают черты личностной незрелости: доминирование эмоциональной мотивации и неспособность к волевому усилию, непосредственная и малая глубина переживаний, несамостоятельность и внушаемость, низкий самоконтроль и повышенная агрессивность.

О роли эмоций как регулятора поведения и социальных контактов говорится в работах Ольшанникова и Вершинина, где они отмечают положительную, адаптивную роль эмоций. В рамках такого подхода основными функциями эмоциональных отношений человека с окружающими является содержание усвоенных личностью общепринятых мнений, суждений, установок.

Особое благотворное воздействие на личность ребёнка оказывает природа. Она в деятельности школьников выступает разносторонне, требуя проявления соответствующих разносторонних способностей. Ещё Сухомлинский высказывал глубокие мысли об использовании природы для умственного, нравственного и эстетического развития. Если ребёнок умеет увидеть красивое в природе, умеет этой красотой наслаждаться, а главное, умеет что-то сделать своими руками для сохранения этой красоты, вряд ли он будет способен после этого на дурной поступок.

Вместе с тем, по данным ВОЗ, отмечается рост количества детей с эмоционально-волевым расстройством. Эпоха перемен, современная социально-экономическая ситуация оказывает негативное воздействие на физическое и душевное здоровье подрастающего поколения. В настоящее время нарушение саморегуляции поведения в подростковом возрасте – явление настолько распространённое, насколько сложное и многообразное по своим проявлениям и причинам. Оно накладывает тень на жизнь подростка, являясь источником непрекращающихся трудностей в общении, проблем в поведении и обучении.

В соответствии с вышеизложенным, проблема исследования саморегуляции поведения в подростковом возрасте представляет особую актуальность.



Цель: Изучение уровня развития саморегуляции поведения у учащихся, занимающихся «Растениеводства».

В соответствии с целью исследования была сформулирована гипотеза.

Предполагаем, что систематический уход за комнатными растениями развивает и повышает саморегуляцию поведения.
Объект исследования: учащиеся С(К)СОШ № 15, посещающие школьный кружок «Растениеводство», которые систематически ухаживают за горшечными культурами.

Контрольная группа: ученики нашей школы не занимающиеся в данном кружке.

В исследовании приняли участие 24 человека.

Предмет исследования: уровень саморегуляции поведения.
Задачи:


  1. Рассказать о значении комнатных растений и их влиянии на организм человека.

  2. Рассказать о тех культурах, за которыми ухаживают ученики из кружка «Растениеводства».

  3. Раскрыть влияние процесса ухаживания за комнатными растениями на саморегуляцию поведения.

  4. Провести диагностическое исследование самоконтроля поведения учащихся из кружка «Растениеводства».

  5. Анализироать результаты исследования.

  6. Сделать заключение по результатам исследования.

Для решения задач исследования были использованы следующие методики:

- Диагностика коммуникативного контроля (автор М.Шнайдер).

- Диагностика потенциала коммуникативной импульсивности (автор А.А. Лосенков).


    1. Значение комнатных растений и их влияние на организм человека.

В современных условиях весьма важной является проблема сохранения и оздоровления среды, окружающей человека; формирование в городе условий

Благотворно влияющих на психо-физическое состояние людей.

Растения обладают возможностью изменять и облагораживать климат, при –

давать окружающей среде комфортные и санитарно-гигиенические свойства.

Это, прежде всего, способность поглощать углекислый газ и выделять в атмосферу кислород. Вместе с тем растения уменьшают концентрацию в воздухе вредных примесей: сероводорода, паров кислот, окиси азота.

Трудно представить себе в наше время дом без цветов или окно, не украшенное зеленью. С помощью комнатных растений мы, жители городов, стараемся восполнить дефицит общения с природой, который неизбежно возникает среди однообразия домов, раздражающего шума машин, стен офисов, не гаснущего часами экрана телевизора… Кстати, то, что мы испы –

тываем на уровне ощущений, учёные не так давно стали определять термином «видеоэкология»,- эта область знаний выясняет взаимоотношения людей с тем, что находится перед их глазами. Учёные утверждают, что механизм движения глазного яблока у человека таков, что переодически в какие-то моменты глаз ищет, за чтобы «зацепиться», чтоб немного отдохнуть

Если мы находимся за городом, то ничего специально предпринимать не надо – окружающая природа благотворно действует на наши глаза, а соответственно и на нашу нервную систему, поскольку в нашем организме всё взаимосвязано.

Один из советов, которые дают нам специалисты по « видеоэкологии», состоит в том, что люди в помещении, где они находятся подолгу, обязательно должны завести комнатные растения или в крайнем случае повесить букетики из засушенных цветов. Правда, вряд ли засушенные цветы могут заменить общение с живыми.

Однако, если у Вас возникают сомнения в том, что Вы будете внимательны к живым растениям, лучше приобрести искусственные цветы, которые, правда, не подарят аромата, ни свежести, не доставят удовольсьтвия полюбоваться распускающимся бутоном и будут также равнодушны к Вам, как и Вы к ним.

Гёте говорил: « Растения подобны несговорчивым людям, от которых мы можем добиться всего, если в общении с ними учитывать их характер. Спокойное наблюдение, спокойная последовательность в том, чтобы во всякое время года и каждый час было сделано всё, что нужно». Необходимо наблюдать за развитием и цветением растений, чтобы понять потребности и характер цветов.



1.2. Наш правильный выбор.
В 2004 году школа выиграла проект «Любить свою школу – значит делать её лучше и краше». В результате реализации проекта у нас появилось «Царство любимых растений» - большое количество горшечных культур.

Стремление преобразить часть природы вокруг себя – естественная потребность и детей и взрослых нашей школы. Она сформирована желанием создать особые качества школьной среды, которые делают её максимально комфортной, эстетичной, экологически чистой, а значит здоровьесберегаю –

щей. Сухое однообразие школьных кабинетов может быть смягчено только живым материалом, именно растения вносят неповторимость в интерьер школы, по новому открываются каждое время года.

Школа как объект озеленения обладает множеством индивидуальных особенностей, которые определяются её социальным назначением и спецификой контингента. Недаром мы выбрали эколого-биологическое направление. Создан и работает экологический кружок «Чип и Дейл», в начале 2006 учебного года наша школа получила лицезию А № 192463 на право ведения образовательной деятельности начальной профессиональной подготовки по профессии «Растениевод». В настоящее время идёт реализация образовательной программы в данном направлении.

По данным опроса учащихся, большинство из них любит ухаживать за растениями, наблюдать за их ростом, развитием и созреванием плодов.

Для доступности обучения создаётся «Коллекция электронных материалов» по растениеводству.




    1. Общие правила ухода за комнатными растениями.

Уход за комнатными растениями – это очень трудоёмкий процесс, требующий от человека внимания, терпения, силы воли и много времени.

Родина одних видов горшечных культур – влажные тропические леса, других – субтропики, третьих – жаркие безводные пустыни, четвёртых –водоёмы. Это растения различных жизненных форм, с разнообразными приспособлениями к условиям обитания, которые сохраняются и при выращивании в комнатгых условиях. Поэтому в комнатной культуре следует учитывать условия, в которых они росли у себя на родине. И необходимо пытаться создать им сходные условия, что достигается следующим образом: путём составления специальных земляных смесей, регулированием водного, теплового и светового режимов.

Одним из главных приёмов выращивания растений в помещении является полив. Как недостаточное, так и избыточное увлажнение почвы очень вредны комнатным растениям. Потребность в воде зависит от вида цветка, фазы его развития, размеров ёмкости и корневой системы, местораположения.

Верхний слой почвы следует рыхлить на другой день после полива, что способствует сохранению влаги в земляном коме, препятствует её испарению

Цветы нуждаются в различных условиях освещения, что следует учитывать при их расстановке в интерьере. Недостаток света зимой- причина их полохого роста в этот период. У северного окна или в глубине комнаты хорошо растут растения тропиков (монстера, филодендрон,фикусы); у восточного окна – растения более требовательные к свету (аспарагусы, фиалки, бегонии, амарилис); западное окно следует отвести пальмам, плющу;

а южное – для кактусов, алое и др.

Различные комнатные растения в зависимости от места происхождения по-разному требовательны к теплу. Из тропических стран и пустынь – круглый год нуждаются в тёплых помещениях. Цветам, завезённым из субтропиков, зимой необходима пониженная температура (плюс 5 – 10 градусов).

Одним из элементов ухода является опрыскивание горшечных культур, особенно весной и летом. В сухих тёплых помещения с центральным отоплением рекомендуется производить опрыскивание и зимой.

Следует уделять большое внимание чистке листьев у цветов. Она улучшает процесс фотосинтеза, предупреждает заболевание растений и попадания на них вредителей.

В соответствии с биологическими особенностями цветов и времени года при уходе за ними проводятся пересадка, перевалка и защита от вредителей и болезней.

Важным мероприятием по уходу за горшечными цветами является систематическое обмывание листьв водой и опрыскивание всего растения.

Всё это необходимо делать регулярно в срок, как того требуют наши домашние зелёные питомцы. И тогда комнатные растения очистят воздух и наполнят дом жизненной энергией. Но только здоровые и ухоженные культуры. Больные и слабые приводят к её застою. Такое же явление наблюдается при сбрасывании листьев и цветов.Поэтому очень важно обеспечить цветам постоянный уход и внимание, вовремя удалять весь растительный мусор и убирать больные растения из жизненно – важных зон.

1.4. Друзья на подоконнике.
Школьная жизнь – серьёзное испытание для большинства детей, а для детей с огрниченными возможностями особенно. Они должны привыкать к школьному коллективу, к требованиям, которые предъявляет учитель, к повседневным обязанностям.

Чтобы школьник мог сознательно регулировать поведение, нужно научить адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций. Если не сделать этого, неотреагированные чувства будут долго определять жизнь ребёнка, создавая всё новые субъективные трудности.

Как уже говорилось выше, особое благотворное воздействие на личность ребёнка оказывает природа. Она в деятельности школьников выступает разносторонне, требуя проявления соответствующих разносторонних способностей. Правильное поведение в природе, исключающее нанесение ей вреда, формируется у учащихся при непосредственном участии в охране окружающих растений, в заботе о них.

В процессе ухаживания за комнатными растениями происходит понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества, развитие потребности общения с природой, восприятие её облагораживающего воздействия в соответствии с нашими моральными ценностями, стремлении к познанию реального мира в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями – всё это в конечном счёте определяет будущие взаимоотношения учащихся с окружающей природой, а значит и с окружающими людьми.

Начиная заниматься в кружке растениеводства «Чип и Дейл», ребята знакомятся с комнатными растениями школы, где цветы расставлены не только с учётом их биологических особенностей, но и с точки зрения эстетического восприятия детьми.

Изучение горшечных культур (название и отличительные признаки), правила ухода за ними (полив, содержание в чистоте) – занимают одно из важных мест в темах: «Наш дом», «Наша школа», «Родная страна».

Изучая тему «Наш дом», дети знакомятся с культурами «Царства любимых растений», обращается большое внимание на правильное название и методы ухода за ними; в теме «Родная страна» учащиеся получают дополнительные знания о биологических особенностях горшечных культур. Например: детям из кружка растениеводства очень нравится герань с интересным названием «Журавлиный носик». Сходство, действительно, есть. И ребятам известно, что эта «простодушная, милая герань доверчива как ребёнок, которому необходима любовь и поддержка во всём. Она неприхотлива, ощутимо гармонирует и стабилизирует обстановку в помещении. Успокаивает, находящихся рядом с ней, способствует проявлению в них лучших человеческих качеств – делая добрее, мягче, терпимее».

Или, например, фикус «Резиновое дерево». Такое название цветок получил из-за содержания в нём густого белого сока, из которого делают каучук. Фикус – основательный, надёжный, флегматично-упрямый. Он «непроби –

ваемо» спокоен и мягок. Людям, в чьём доме он плселился, фикус придаёт своё состояние покоя, уравновешенности, надёжности, ощущение стабильности в этой жизни, незыблемость её законов и устоев. Фикус-цветок для людей практичных, спокойных, педантичных и дисциплинированных, для тех, кому важнее всего в жизни порядок и определённость.

В нашей школе очень много фиалок. А фиалка – это нежный, застенчевый цветок, полный прелести и лукавства. Она не терпит присутствия грубых людей, ей не нравятся громкие голоса, скандалисты, напряжённая обстановка

Она также не выносит «панибратства» в отношении к себе. Если Вы раздражены и устали, она не сможет уравновесить Ваше эмоциональное сосотояние, но очень огорчится сама. Любые проявления отрицательных эмоций могут погубить фиалку. Полезно иметь фиалки в доме, где есть проблемы с воспитанием детей, связанные с их повышенной неврозностью. Своей ненавязчивой опекой она благотворно действует при лечении малышей от заикания, детских страхов. Фиалка прекрасно снимает детскую агрессию, усмиряет излишнее упрямство детей и смягчает присущий им эгоцентризм.

На высоте двух с половиной тысяч метров над уровнем моря изнывает от сухой жары мексиканское плоскогорье – страна кактусов. Все одного серо-зелёного цвета, кактусы разнообразны и на редкость причудливы по форме. Такая маленькая страна кактусов есть и в нашем «Царстве любимых растений».

Кактус – верный и преданный друг, но имеет противоречивый характер. Если с ним дружить, то он будет охранять Вас и Ваш дом от всяческих бед. Будучи чем-то недоволен, он ощетинится и выставит свои энергитические колючки, которых у него не меньше, чем видимых глазом.

Вообще, кактус – цветок-воин и цветок-защитник. Он очень хорош для людей гиперактивных, страдающих от переизбытка неконтролируемой энергии, потому что охотно забирает её излишки.

Алое произрастает в Африке, на самом её юге – мыс Доброй Надежды, плоскогорье Карру. Почва там состоит из глины и железистого песка. В жару затвердевает как кирпич. И на этой жуткой голой земле высятся двадцати –

метровые гиганты – алое древовидное. Арабы считали его символом терпения – за стойкость к засухе и неприхотливость, а сгущенный затвердевший сок называют «сабур» - «терпение».

Страсть и цель жизни алое – помогать людям. В то же время в их характере есть много ребяческого – наивного, весёлого, храброго и оптимистичного. Однако тот, кто отнесётся к нему с антипатией или насмешкой, рискует приобрести в его лице врага. Листья – стрелы алое могут лечить, помогать вам в трудные минуты жизни, но могут и ранить своими небольшими, но весьма острыми колючками, если вы позволите себе обращаться с ним небрежно или раздражённо.

Алое не любит жить в домах легкомысленных, болтливых, невоспитанных людей. Его идеал – надёжность, дисциплина, добровольное служение людям.

Это - цветок высокодуховный, но духовность его не артистичная, а скорее земная, требующая ежедневной работы и непрерывного самосовершенство-

вания.


Вот за такими и за многими другими очень интересными, красивыми, полезными комнатными цветами ухаживают ребята из кружка «Растениеводства». За своими «зелёными друзьями» дети наблюдают в течение всего года, учавствуют в правильной их расстановке в школьных помещениях.

Такая учебная работа, систематически выполняемая, способствует формированию у школьников наблюдательности, саморегуляции поведения, познавательной самостоятельности и интереса к живым растениям.



2. Экспериментальное исследование саморегуляции поведения у учащихся кружка «Чип и Дейл»
2.1 Организация и методики исследования.

Исследование проводилось на базе С(К)СОШ №15 г.Чусовой в два этапа. Первый этап – апрель 2007 г., второй этап – ноябрь 2007 года. В исследовании принимало участие 24 человека в возрасте от 13 до 15 лет.

Эксперементальную группу составили учащиеся кружка растениеводства «Чип и Дейл». Для сравнения привлекались подростки этой же школы, но не занимающиеся в данном кружке.
Исследование решало следующие задачи:


  1. Определить уровень коммуникативного контроля.

  2. Определить уровень коммуникативной импульсивности.

Для решения задач исследования были использованы следующие методики:




  1. Диагностика коммуникативного контроля. (Автор М. Шнайдер).

Цель: Изучение уровня коммуникативного контроля.

  1. Диагностика потенциала коммуникативной импульсивности. ( Автор В.А. Лосенков).

Цель: Изучение уровня импульсивности.
2.2. Анализ результатов исследования.

1 этап диагностического исследования проводился в апреле 2007 года.

После качественной оценки результатов диагностики коммуникативного контроля у подростков экспериментальной группы получены следующие данные.



51% испытуемых имеют низкий коммуникативный контроль, что характеризует их как подростков, которые проявляют высокую импульсивность в общении, открытость, раскованность. Их поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносятся с поведением других людей

33% испытуемых показали средний уровень коммуникативного контроля. В общении такие подростки непосредственны, искренне относятся к другим, но сдержанны в эмоциональных проявлениях, соотносят свои реакции с поведением окружающих людей.

16% испытуемых имеют высокий коммуникативный контроль. Такие подростки постоянно следят за собой, хорошо осведомлены где и как себя надо вести, управляют своими эмоциональными проявлениями.
Распределение подростков экспериментальной группы по уровню развития коммуникативного контроля представлено на диаграмме № 1.

Диаграмма №1



1- низкий уровень

2- средний уровень

3 – высокий уровень
Анализ результатов определения уровня коммуникативного контроля у учащихся контрольной группы.
66% испытуемых контрольной группы показали низкий уровень развития коммуникативного контроля т.е они проявляют высокую импульсивность в общении, открытость, раскованность. Их поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей.

34% испытуемых контрольной группы показали средний уровень развития коммуникативного контроля. Эти учащиеся сдержанны в эмоциональных проявлениях, соотносят свои реакции с поведением окружающих людей.

В контрольной группе не оказалось ни одного учащегося с высоким уровнем развития коммуникативного контроля.


Распределение подростков контрольной группы по уровням развития коммуникативного контроля наглядно представлено на диаграмме №2


Диаграмма №2


1- низкий уровень

2- средний уровень


Диагностика коммуникативной импульсивности учащихся экспериментальной группы в апреле 2007 года.
В результате проведённого диагностического исследования были получены следующие результаты.
41% испытуемых экспериментальной группы показали высокий уровень коммуникативной импульсивности, т. е. они характеризуются как подростки с недостаточным самоконтролем в общении и деятельности.

52% имеют средний уровень коммуникативной импульсивности, т.е. это подростки, которые могут конгтролировать своё поведение в общении и деятельности, но у них нет устойчивых интересов, они увлекаются то одним, то другим.

17% имеют низкую коммуникативную импульсивность. Они целенаправленны , обладают достаточным самоконтролем в общении и деятильности, проявляют настойчивость в достижении поставленной цели.


Диагностика коммуникативной импульсивности учащихся контрольной группы в апреле 2007 года.
66% учащихся контрольной группы показали высокий уровень коммуникативной импульсивности.

34% учащихся контрольной группы показали средний уровень коммуникативной импульсивности.

Нет ни одного учащегося с низким уровнем коммуникативной импульсивности.


Сравнительные результаты исследования коммуникативной импульсивности экспериментальной и контрольной групп наглядно

представлены на диаграмме №3.
Диаграмма №3



1- высокий уровень.
2 – средний уровень.
3 – низкий уровень.

1 ряд – эксперементальная группа

2 ряд – контрольная группа


2 этап диагностического исследования был проведён в ноябре 2007 года.
В результате исследования коммуникативного контроля у учащихся экспериментальной группы были получены следующие данные.

41% учащихся экспериментальной группы показали высокий уровень коммуникатиного контроля т.е. они

хорошо осведомлены где и как себя надо вести. Управляют своими эмоциональными проявлениями.



50% учащихся показали средний уровень коммуникативного контроля, т.е. В общении такие подростки непосредственны, искренне относятся к другим. Но сдержанны в эмоциональных проявлениях, соотносят свои реакции с поведением окружающих людей.

9% учащихся показалинизкий коммуникативный контроль, т. е. их поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей.

Наглядно результаты исследования коммуникативного контроля у экспериментальной группы в ноябре 2007 года прнедставлены на диаграмме № 4

Диаграмма №4







1- высокий уровень
2 – средний уровень
3 - низкий уровень

Диагностика коммуникативного контроля у учащихся контрольной группы.
9% учащихся контрольной группы показали высокий уровень коммуникативного контроля.

41% учащихся контрольной группы показали средний уровень коммуниуативного контроля.

50% учащихся показали низкий уровень коммуникативного контроля

Наглядно распределение учащихся контрольной группы по уровню коммуникативного контроля представлено на диаграмме № 5.

Диаграмма №5



1-ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ.
2- СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ.
3- НИЗКИЙ УРОВЕНЬ.

Сравнивая результаты исследования экспериментальной и контрольной группы можно сделать вывод, что по уровню коммуникативного контроля учащиеся кружка «Растениеводство» значительно отличаются от учащихся которые не посещают этот кружок, а именно:



41% учащихся экспериментальной группы имеют высокий уровень комму-

никативного контроля, когда у учащихся контрольной группы только 9%.



9% учащихся экспериментальной группы имют низкий коммуникативный контроль, а у учащихся контрольной группы этот показатель составляет 50%.

Диагностика коммуникативной импульсивности в ноябре 2007 года.

Учащиеся экспериментальной группы.



23% учащихся экспериментальной группы показали низкий уровень коммуникативной импульсивности, а значит обладают достаточным самоконтролем в общении и деятильности, проявляют настойчивость в достижении поставленной цели.

68% учащихся показали средний уровень комуникативной импульсивности. , т.е. это подростки, которые могут контролировать своё поведение в общении и деятельности, но у них нет устойчивых интересов, они увлекаются то одним, то другим.

9% учащихся показали высокий уровень коммуникативной импульсивности, т. е. они характеризуются как подростки с недостаточным самоконтролем в общении и деятельности.
Учащиеся контрольной группы.

17% учащихся экспериментальной группы показалинизкий уровень коммуникативной импульсивности.

25% учащихмя показали средний уровень коммуникативной импульсивности.

58% учащихся показали высокий уровень коммуникативной импульсивности.

Сравнительные результаты исследования коммуникативной импульсивности учащихся экспериментальной и контрольной групп представлены на диаграмме№ 6.



Диаграмма №6




1 - высокий уровень.

2 – средний уровень.

3 – низкий уровень.
1 ряд – экспериментальная группа 2 ряд - контрольная группа

Таким образом, можно сделать вывод, что учащиеся экспериментальной группы отличаются от учащихся контрольной группы, а именно большинство учащихся экспериментальной группы показали средний уровень коммуникативной импульсивности. Большее количество учащихся контрольной группы показали высокий уровень коммуникативной импульсивности.




Заключение.
Делая выводы можно сказать, что гипотеза в большей степени подтвердилась. Действительно, мониторинг исследования показал, что подростки, которые занимаются в кружке по ухаживанию за комнатными растениями школы « Чип и Дейл», улучшили свои показатели и по уровню коммуникативного контроля и по уровню коммуникативной импульсиности. Эти подростки способны упралять своими эмоциональными проявлениями, соотносят своё поведение с поведением других людей в зависимости от ситуации общения, целенаправленны, проявляют настойчивость в достижении поставленной цели.

У учащихся контрольной группы тоже есть небольшая положительная динамика, но всё равно большинство подростков остаётся с низким коммуникативным контролем и высокой коммуникативной импульсивностью. То есть в общении они высоко импульсивны, открыты , раскованны. Их поведение мало подверженно изменениям в зависимости от ситуации, и не всегда соотносится с поведением окружающих. Они могут восприниматься окружающими как излишне прямолинейные и навязчивые. У них нет устойчивых интересов.

Таким образом, можно подвести итог, что занятия в кружке « Чип и Дейл», который в основном занимается систематическим уходом за комнатными растениями школы, способствуют развитию и повышению саморегуляии поведения, которая необходима при коммуникативных контактах со взрослыми.

Список используемой литературы.
1.Глазкова Н.М., Растения, применяемые в быту, М., Красный пролетарий, 1965 г.

2.Головач А.Г., Зелёный наряд села, Л., Лениздат, 1982 г.

3.Дрягина И.В., Цветы для Подмосковья, М., «Московский рабочий»,1982 г.

4.Епанчиков А.В., Комнатные цветы в нашем доме и школе.- Екатеринбург: Диамант, 1992. – 200.

5. Ерохина В.И., Озеленение населённых мест, справочник, М., Стройиздат, 1987 г.

6.Лунц Л.Б., Озеленение городов России, М., Россельхозиздат,

1986 г.

7.Лявер Н.С., Азбука цветовода, Минск, ООО «Парадокс»,1999 г.



.8.Николаевская И.А., Благоустройство территорий, учебное пособие, М., Акаденмия, 2002 г.

9.Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: Практическое пособие.- 2- изд.- М.; Айрис – пресс, 2004.-256с.

.10. Семёнова А.Н., Комнатные растения друзья и враги, «Невский проспект», Санкт-Петербург, 1999 г.

11.Фетискин Н.П., КозловВ.В., Мануйлов Г.М. Социально – психологическая диагностика развития личности и малых групп.- М., Изд- во Института психотерапии. 2002. – 490с.

12. Цветкова М.В., Азбука цветовода, Харьков, «Феникс», 2002 г.
.

Приложение № 1



Таблица «сырых данных » диагностики коммуникативного контроля учащихся экспериментальной группы


Апрель 2007 год




НОЯБРЬ 2007 ГОД

ИНИЦИАЛЫ

ВЫСОКИЙ

СРЕДНИЙ

НИЗКИЙ




ВЫСОКИЙ

СРЕДНИЙ

НИЗКИЙ

1.Ж.А.

+







+







2.Н.В.







+




+




3.Б.Д.




+




+







4.Ч.Н.




+




+







5.Л.А.




+







+




6.М.С.







+




+




7.Г.И.




+




+







8.Х.М.







+




+




9.К.М.







+




+




10.Б.К.







+







+

11.М.С.







+

+







12.Г.А.







+




+






.

Приложение № 2.


Таблица «сырых данных » диагностики коммуникативного контроля учащихся контрольной группы


Апрель 2007 год




НОЯБРЬ 2007 ГОД

ИНИЦИАЛЫ

ВЫСОКИЙ

СРЕДНИЙ

НИЗКИЙ




ВЫСОКИЙ

СРЕДНИЙ

НИЗКИЙ

1..М.Д.



+







+




2.Д.М.




+







+




3..М.В.

+







+







4..Я.С.

+







+







5..К.Е.

+










+




6.М.Т.




+







+




7.С.М.

+







+







8..Ф.А.

+







+







9.Н.А.

+







+







10.Л.И.

+







+







11..Г.Д.

+










+




12.Л.М.




+










+

Приложение № 3.



Таблица сырух данных диагностики коммуникативной импульсивности учащихся экспериментальной группы..


Апрель 2007 год




НОЯБРЬ 2007 ГОД

ИНИЦИАЛЫ

ВЫСОКИЙ

СРЕДНИЙ

НИЗКИЙ




ВЫСОКИЙ

СРЕДНИЙ

НИЗКИЙ

1.Ж.А.



+










+

2.Н.В.

+










+




3.Б.Д.




+










+

4.Ч.Н.







+







+

5.Л.А.




+










+

6.М.С.

+










+




7.Г.И.




+







+




8.Х.М.







+




+




9.К.М.

+










+




10.Б.К.

+







+







11.М.С.

+










+




12.Г.А.

+













+

Приложение №4.



Таблица с сырыми данными диагностики коммуникативной импульсивности учащихся контрольной группы..


Апрель 2007 год




НОЯБРЬ 2007 ГОД

ИНИЦИАЛЫ

ВЫСОКИЙ

СРЕДНИЙ

НИЗКИЙ




ВЫСОКИЙ

СРЕДНИЙ

НИЗКИЙ

1..М.Д.



+







+




2.Д.М.

+










+




3..М.В.

+







+







4..Я.С.

+







+







5..К.Е.




+




+







6.М.Т.




+







+




7.С.М.

+







+







8..Ф.А.

+







+







9.Н.А.

+







+







10.Л.И.

+







+







11..Г.Д.

+













+

12.Л.М.




+










+

Диагностика коммуникативного контроля.

Автор М. Шнайдер.
Инструкция: Внимательно прочитайте 10 высказываний, отражающих реакции на некоторые ситуации общения. Каждое из них оцените как верное(в) или неверное (н) применительно к себе, поставив с каждым пунктом соответствующую букву.
Опросник.


  1. Мне кажктся трудным подражать другим людям.

  2. Я смог бы свалять дурака, чтобы привлеч внимание окружающих

  3. Из меня мо8г бы выйти неплохой актёр.

  4. Другим людям иногда кажется, что мои переживания более глубоки, чем это есть на самом деле.

  5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

  6. В различных ситуациях в общении с другими людьми я часто веду себя по разному.

  7. Я могу отстаивать только то в чём искренне убеждён.

  8. Чтобы преуспеть в делах и вотношении с людьми, я часто бываю именно таким каким меня ожидают увидеть.

  9. Ямогу быть дружелюбным с людьми, которых не выношу.

  10. Я не всегда такой каким кажусь.

Диагностика потенциала коммуникативной импульсивности.

Автор В.А. Лосенков.

Инструкция: Внимательно прочитайте вопрос и обведите кружочком букву выбранного вами ответа. Предпочтительнее тот ответ, который первый пришёл в голову. Постарайтесь почувствовать себя свободно и отвечать искренне. В тесте нет плохих или хороших ответов.


Опросник.

  1. Если вы берётесь за какое –то дело, то всегда доводите его до конца?

А. определённо да.

Б.пожалуй да.

В. Пожалуй нет.

Г. Нет, невсегда

2.Вы всегда спокойно реагируете на резкие или неудачные замечания в свой адрес?

А. определённо да

Б. пожалуй да

В. Пожалуй нет.

Г. Определённо нет.

3. Вы всегда выполняете свои обещания?

А. определённо да

Б. пожалуй да

В. Пожалуй нет.

Г. Определённо нет.

4. Вы часто говорите и действуете под влиянием минутного настроения?
А. очень часто.

Б. довольно часто.

В. Довольно редко.

Г. Почти никогда.

5. В критических, напряжённых ситуациях вы всегда владеете собой?

А.да всегда владею.

Б. пожалуй всегда.

В. Пожалуй нет

Г. Нет не владею.

6. У вас часто без видимых причин меняется настроение?

А. такое случается очень часто.

Б.бывает время от времени.

В. Такое случается редко.

Г. Такое вовсе не бывает.

7. Вам часто приходится делать что – то наспех когда поджимают сроки.

А. определённо да.

Б. пожалуй да.

В.пожалуй нет.

Г. Определённо нет.

8. Вы могли бы назвать себя себя целеустремлённым человеком?

А. да, определённо мог бы.

Б. Пожалуй мог бы.

В. Скорее всего не мог бы.

Г. Нет, определённо не мог бы.

9. В словах и поступках выф при держиваетесь пословицы « Семь раз измерь, а потом отреж».

А. да, всегда.

Б.часто.

В. Редко.

Г. Нет, почти никогда.

10 Вы подчёркнуто равнодушны к тем, кто несправедливо ворчит и задирает вас.

А. так я реагирую почти всегда.

Б.Так я реагирую довольно часто.

В. Я редко так реагирую.

Г. Я никогда так не реагирую.

11. Вы сомневаетесь в своих силах и способностях?

А.да,часто

Б.иногда.

В. Редко.

Г. Почти никогда.

12. вы легко увлекаетесь новым делом, но можете бычтро к нему охладеть?

А. определённо да.

Б. пожалуй да.

В.пожалуй нет.

Г. Определённо нет.

13. Вы умеете сдерживаться, когда вас кто – нибудь незаслуженно упрекнёт?.

А. определённо да.

Б. пожалуй да.

В.пожалуй нет.

Г. Определённо нет

Вам кажется что вы ещё не нашли себя?

А. согласен, именно так оно и есть.

Б.скорее всего это так.

В. Я с этим вряд ли соглашусь.

Г. Я с этим опреде лённо не согласен.

15. Может ли под влиянием каких – либо обстоятельств ваше мнение о самом себе не раз измениться?

А.наверняка так.

Б. весьма вероятно.

В.маловероятно.

Г. Почти невероятно.

16. Обычно вас трудно вывести из себя?

А. определённо да.

Б. пожалуй да.

В.пожалуй нет.

Г. Определённо нет

17У вас возникают желания, которые поразным причинам неосуществимы?.

А. часто.

Б. время от времени.

В. Редко .

Г. Не возникают.

18. Обсуждая с кем- либо важные проблемы, вы замечаете , что ваши собственные взгляды не совсем определились.?

А. да.

Б. иногда.



В. Редко.

Г.нет.


19. Случается ли, что какоето дело вам так надоедает, что не закончив его, вы берётесь за новон?
А. да.

Б. иногда.

В. Редко.

Г.нет


20. Вы несколько неуравновешенный человек?.

А. определённо да.

Б. пожалуй да.

В.пожалуй нет.



Г. Определённо нет