Исследовательская работа Исследование влияния современной и классической музыки на человека - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Изготовление различных сортов мыла и исследование их качества 1 212.3kb.
Исследовательская работа по предмету: «Основы безопасности жизнедеятельности» 1 150.33kb.
Исследовательская работа Тема работы: «Исследование особенностей... 1 41.75kb.
Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности... 1 75.6kb.
Икона глазами химика научно-исследовательская работа 1 200.18kb.
«юность, наука, культура» 1 235.87kb.
Исследовательская работа «Наши земляки участники Великой Отечественной... 1 184.38kb.
Исследовательская работа на тему: «Влияние процесса ухаживания за... 1 363.19kb.
Борис Леонидович Пастернак (1890-1960) — русский писатель. В поэзии 1 75.61kb.
Исследовательская работа по краеведению Советскому солдату освободителю... 1 121.17kb.
Калинин Алексей Иванович, двадцитипятитысячник, бессменный председатель... 1 246.71kb.
Каждый человек, приезжая в чужую страну, сталкивается с некоторыми... 1 102.54kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Исследовательская работа Исследование влияния современной и классической музыки на - страница №1/1




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Чалтырская средняя общеобразовательная школа №1

______________________________________________________




Исследовательская работа
Исследование влияния современной и классической музыки на человека

Работу выполнили:

Ученицы 9 класса

Мошиян Кристина и

Хатламаджиян Виктория

Руководитель:

учитель технологии

Гайбарян


Валентина Мнацагановна

с. Чалтырь

2014

Содержание



Введение____________________________________________________3

Глава I. Влияния музыки на эмоциональное состояние детей подросткового возраста ______________________________________________________5

1.1.Особенности влияния музыки на психику_____________________5

1.2.Слуховой путь и сила воздействия классической и рок музыки на людей____8


1.3.Роль музыки и её влияние на человека__________________________16
Глава II. Определение влияния музыки на эмоциональную сферу и поведение учащихся____________________________________________19

Заключение____________________________________________________21


Литература___________________________________________________23

Введение
Звук — это энергия. В зависимости от частоты звуковых колебаний, уровня громкости, ритма и гармонии, звук может воздействовать на человека положительно или отрицательно. Правильно подобранные звуковые колебания способны активизировать резервы человека. С помощью звука такие физиологические функции, как пульс, сердечный ритм, дыхание, пищеварение, могут быть скоординированы. Особое влияние оказывает звук и на психическое состояние человека. Корифеи античной цивилизации — Пифагор, Аристотель, Платон — об этом знали и использовали целебную силу музыки. Она, по их мнению, устанавливала пропорциональный порядок и гармонию во всей Вселенной, в том числе и нарушенную гармонию в человеческом теле.

С самых незапамятных времен люди знали о том, что звуки обладают особой чудотворной силой и, прежде всего, звуки музыки. В древнем Египте хоровым пением лечили разные болезни тела и души. Великий мудрец Пифагор каждый день свой и свих учеников начинал и заканчивал пением. Большое значение лечебным возможностям музыки предавал Авиценна.

Современные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, человек становится чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся. На уроках применяются различные методики здоровьясбережения. Мы считаем, что широкое использование в процессе обучения средств музыкального искусства является одним их способов улучшении психического состояния и физического здоровья школьников. Терапия музыкальным искусством может стать методом лечения школьных неврозов, улучшить состояние сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и т.д.

Оздоровление организма средствами музыкального искусства доступно всем, поскольку не связано со значительными затратами времени и материальных ресурсов, а значит, знания о том, как заниматься оздоровлением, необходимо всем. Это и обусловлено актуальностью темы данного проекта.

Исследованием над воздействием музыкального искусства на восстановительные функции человеческого организма и формирование духовного мира занимаются ученые всего мира и в наше время. Следовательно, эта тема актуальна и сегодня.



Цель работы:

Изучить и проанализировать силу воздействия классической и современной музыки на человека.



Задачи:

подобрать и проанализировать литературу по данной теме

провести опыты по изучению влияния музыки на человека.

выявить ее возможности воздействия на человека;



Гипотеза: музыкальные композиции различных стилей оказывают разное воздействие на человека, классическая музыка окажет положительное влияние на поведение учащихся, а также будет способствовать формированию их нравственной воспитанности, рок- оказывает противоположное действие.

Объект исследования: музыкальное искусство.

Предмет исследования:эмоциональное состояние и поведение учащихся.

Методы исследования:метод проблемно – поисковый;

метод сравнения и анализа



Глава I. Влияния музыки на эмоциональное состояние детей подросткового возраста

1.1 Особенности влияния музыки на психику


Магическая сила звуков может привести человека в отчаяние, заставить смеяться или, наоборот, успокоить. Но музыка еще и мощное лечебное средство, способ глубоко воздействовать на физическое и психическое состояние человека. Ч. Дизренс в своей книге «Влияние музыки на поведение», ссылаясь на ряд психофизиологических исследований, проведённых другими авторами приходит к следующему заключению: «Разумеется верен тот факт, что музыка оказывает глубокое влияние на физиологические реакции и среди исследователей, занимающихся этой проблемой, достигнуто соглашение по следующим пунктам. Музыка усиливает метаболизм в теле, усиливает или уменьшает мускульную энергию, ускоряет дыхание и уменьшает его правильность, оказывает заметное, но изменяющееся влияние на объём крови, пульсацию и кровяное давление, таким образом, даёт физическую основу для генезиса эмоций»

В своём исследовании, посвящённом восприятию музыки В.С. Марахасин и В.М. Цехановский так же заметили особое влияние музыкального ритма произведения на организм слушателя. В результате одного из проведённых данными учёными эксперимента, было установлено, что ритм сердечной деятельности существенно меняется в зависимости от характера музыкального воспринимаемого произведения. «Это изменение состояло в том, что в каждом отдельном случае электрокардиограмма испытуемого фиксировала некоторую доминирующую частоту сердечной активности, возникающей под влиянием прослушиваемой музыки. Сердце, несомненно, является весьма чувствительным индикатором эмоционального состояния индивида, так как находясь под непрерывным контролем центральной нервной системы, оно, по существу, отражает в своём поведении процессы, происходящие в мозге» (Марахасин В.С, Цехановский, 1987).

В работе Н. Черкаса подчёркивается, что «не только музыка как таковая, но даже простые отдельные музыкальные тона производят в организме резко выраженные физиологические изменения». Автор приводит данные, согласно которым в зависимости от интенсивности звука и его окраски меняется давление крови в сосудах.

Гипоталамус выполняет в организме роль регулятора биологических ритмов, что немаловажно в вопросе рассмотрения воздействия музыки и её ритмов на организм слушателя. И что интересно именно в гипоталамусе находится так называемый “центр удовольствия”. Многочисленными экспериментами была доказана способность этого участка гипоталамуса вызывать состояние удовольствия.

«Воспринимая музыку как особый вид биоритмов, гипоталамус хранит в своей памяти наиболее правильные комбинации музыкальных циклов. Информация о том, что именно считать правильным, формируется в течение всей жизни человека, но её общие элементы являются врождёнными. Как уже говорилось, этими элементами является желательная синхронизация и определённые соотношения звуковых периодов» ( Блум Ф., Лезерсон А., Иофстедтер 2006).

Музыка влияет на человека, на его психическое состояние. Она не однородна. Ее можно классифицировать по разным основаниям. Отсюда и многообразие ее воздействий. В свою очередь психические состояния от различной музыки могут существенно изменяться как в сторону повышения психоэмоционального тонуса, так и в сторону понижения. При этом человек испытывает положительные или отрицательные эмоции.

Какие же еще связи существуют между музыкой и состояниями человека. Для того, чтобы облегчить определение вариантов связей музыки и психических состояний, зададимся вопросом: а для чего нужна музыка?

1. Воздействие музыкой с целью улучшения здоровья человека. В данном случае речь идет о больных людях, которые проходят курс музыкотерапии для улучшения своего состояния, повышения жизненного тонуса.

В настоящее время имеются различные программы, где четко прописано, какие музыкальные произведения используются для лечения каких заболеваний. При этом используется пассивное слушание. Но в музыкотерапии используются и методы взаимодействия музыки с активными формами поведения пациентов. Эффект такого взаимодействия намного выше. Например, когда больные поют или «играют» на музыкальном инструменте, или когда они танцуют под музыку.

2. Воздействие музыки с целью релаксации, медитации. Исследования показали, что до 20% молодых людей используют музыку для расслабления, успокоения.

3. Воздействие музыки с целью оптимизации состояния. В данном случае речь идет не только о повышении настроения, но и понижении, если произошло перевозбуждение. 12-17% молодых людей используют музыку для оптимизации своего психического состояния.

4. Использование музыки с целью выражения эмоций и чувств. 7-10% юношей и девушек (на разных выборках) отмечают, что им часто хочется переживать, погрустить, попечалиться и даже поплакаться.

5. Использование музыки с целью зарядиться энергией. Примерно 3-6% юношей и девушек предпочитают музыку для того, чтобы зарядиться энергией, повысить свой психоэмоциональный тонус.

6. Использование музыки для веселья. 2-8% испытуемых отметили, что им нужна музыка для веселья, то есть для укрепления, поощрения позитивного состояния.

7. Музыка от скуки. Для некоторых испытуемых (2-3%) музыка нужна как средство от скуки.

8. Музыка для настроя. Для 1-4% молодых людей музыка нужна для настроя, то есть настроя на какую-либо деятельность или совершения какого-либо действия, поступка.

9. Музыка для мечтания, воспоминания. 1-3% молодых людей используют музыку для того, чтобы помечтать, повоспоминать, то есть музыка помогает актуализировать состояние, располагающее к мечтанию и воспоминанию.

Кроме перечисленных вариантов связей музыки и состояний встречаются и более сложные взаимосвязи, рассмотренные ниже.

10. Воздействие музыки с целью самопознания. Особого рода состояние, когда использование музыки в качестве инструмента терапии, оказывается возможностью познать самого себя. При этом человек должен быть подготовленным в плане терапии (пример музыкального терапевта).

11. Использование музыки для профилактики своего духовного состояния. Это состояние встречается у профессиональных музыкантов, которые владеют искусством импровизации. Импровизируя, музыкант следует указаниям своей внутренней логике. «Я весь в напряжении и без конца проверяю постоянно меняющиеся взаимоотношения между уже сыгранным и тем, что еще не родилось, – отмечает музыкант. – Я верю, что вкладываю при этом в игру всю свою душу. Благодаря чему и узнаю, все ли в ней ладно и созвучно или же появились черные провалы и глубокие впадины, придающие моему существованию излишнее напряжение»(Сулейманов, 2008).

Восприятие музыки очень индивидуально. К тому же оно меняется в зависимости от окружающей обстановки, нашего настроения, общего психологического и физического состояния. Музыка делится на множество стилей, обладающих своим своеобразием. Рассмотрим как влияют некоторые музыкальные стили на психику человека.

1. Медленная музыка в стиле барокко (Бах, Гендель, Вивальди, Корелли) дает ощущение устойчивости, порядка, безопасности и создает духовную стимулирующую среду, которая подходит для занятий или работы.

2. Классическая музыка (Гайдн и Моцарт) отличается ясностью, элегантностью и прозрачностью. Она способна улучшать, память и пространственное восприятие.

3. Музыка импрессионистов (Дебюсси, Фавр и Равель) основана на свободнотекущих музыкальных настроениях и впечатлениях. Она вызывает приятные образы, как в сновидениях. Четверть часа сладкой дремы под такую музыку могут пробудить ваши творческие импульсы.

4. Джаз, блюз, регги и другие музыкальные и танцевальные формы, в основе которых лежат выразительные африканские мелодии, могут поднять настроение и вдохновить, дать выход радости, рассеять печаль, обострить юмор и иронию, повысить общительность.

5. Румба обладает живыми ритмами и импульсивностью, что повышает сердцебиение, делает дыхание более частым и глубоким, заставляет все тело двигаться. Самба, тем не менее, отличается редкостным свойством возбуждать и успокаивать одновременно.

6. Поп-музыка, а также народные мелодии провоцируют телодвижения, создают ощущение благополучия.

7. Рок-музыка может пробудить чувства, стимулировать активные движения, снять напряжение, ослабить боль и снизить неприятный эффект громких и резких звуков, присутствующих в окружающей среде. Эта музыка также способна создать напряжение, вызвать диссонанс, стресс и боль в организме.

8. Спокойная фоновая музыка или современные оркестровки, в которых нет четких ритмов, усиливает состояние расслабленной готовности.

9. Религиозная и обрядовая музыка, включая барабаны шаманов, церковные гимны, храмовую музыку, может успокоить и привести в состояние умиротворения. Наблюдая за переменами в состоянии мозга и поведении, вызванными звуком, речью и музыкой, мы можем глубже понять явления, которые происходят с нами.

Таким образом, музыка оказывает серьезное воздействие на психику, а звучащая палитра лишь актуализирует те или иные эмоции, чувства, состояния человека.

1.2.Слуховой путь и сила воздействия музыки на людей.


В психологии существует такой термин как "Слуховой путь" ("Царственный путь"). Это путь от начала звука до результата, который достигается раздражением одного или нескольких нервных центров мозга. Каждое слово, музыкальное произведение или просто звук имеют свои слуховные пути. Например: скрип дверей или звук трения песка о стекло имеет известный слуховой путь. Результат его - сильное раздражение и неприятное ощущение, желание немедленно прекратить этот звук.

Слуховой путь этих звуков заранее известен. Он проходит через слуховой канал к центру движения руки или ноги, к центру сердечно-сосудистой деятельности, стимулирует центры положительных эмоций, вызывает подъем духа, человек улыбается (центры движения губ, глаз) и оканчиваться этот путь может в центре удовольствия.

Классическая музыка имеет свои слуховые пути. В основном, она написана в ритме работы сердца (60-70 ударов в минуту) и поэтому благотворно влияет на основные функции всего организма. Некоторые произведения, музыкальные фразы, проникая в мозг, успокаивают возбужденные нервные центры (например: гнева или недовольства), снимают состояние стресса, снимают боль, улучшению процессов обмена. Всё это происходит под воздействием духовной христианской классической музыки

таких композиторов, как Бах, Бетховен, Моцарт. Но каждое произведение имеет свой слуховой путь, свое воздействие и свой результат на психическую деятельность. Нельзя к таким прекрасным результатам присоединять абсолютно все произведения классики. Классическая музыка в принципе морально небезупречна. Огромную роль в результатах прослушивания играет авторство. С каким настроением писал композитор данное произведение, какая цель его создания, какие отношения у него были с Богом, со своим близким и далеким окружением, кто его вдохновлял на этот труд - все играет огромную роль в результатах прослушивания произведения.

"Музыка была создана, чтобы служить святой цели, направлять мысли к тому, что чисто, благородно, возвышенно, и пробуждать в душе человека преданность и благодарение Богу. Какая огромная разница между применением музыки в древности и той, далеко не благородной целью, какой она нередко служит сегодня!" («Вести для молодежи» ст.242)

Почему уже третье столетие подряд человечество заслушивается «Лунной сонатой» Бетховена, а на концертах авангардной музыки слушателе порой меньше чем на сцене музыкантов? Почему классиков никогда не забывают, а современные группы появляются и исчезают, и о них не вспоминают уже через год?

Оказывается, «Лунная соната» снимает раздражение и служит для человека своеобразным немедикаментозным транквилизатором.

Тайну власти музыки над человеческими эмоциями пытались разгадать музыканты отдельно, врачи отдельно. Между тем отношения человека с музыкой входят в рамки «Искусство для искусства» Из них нельзя исключить физическое воздействие музыкальных волн на организм человека. Мы легко соглашаемся с тем, что музыка может гармонизировать психику, а вот с лечебным эффектом уже сложнее. Но российские врачи смогли доказать и это.

Стало известно, что воздействие музыки, различной по форме и содержанию, может производить клинический эффект. Это своего рода музыкальная фармакология, в которой выделяют две стороны лечебного воздействия: стимулирующую и успокаивающую. Музыкотерапия предусматривает как самостоятельное использование музыки в качестве основного фактора воздействия, так и музыкальное сопровождение в комплексной терапии для повышения эффективности лечения.

Специальные физиологические исследования выявили, что музыка является не только средством, снижающими устраняющим эмоциональное напряжение, но и вызывает физиологические изменения у пациентов, адекватные определенным типам музыкального воздействия. Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способности усвоения ритма. Музыка, как ритмический раздражитель, стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично. Ритмы отдельных органов человека всегда соразмерны. Между ритмом движения и ритмом внутренних органов существует определенная связь. Используя музыку как ритмический раздражитель, можно оптимизировать гомеостаз.

«Центр восприятия» музыки находится в области диафрагмы. Это звено вегетативной системы, которое включает центральную область тела - между верхней границей брюшной полости и нижней границей грудной клетки. Эта зона функционирует, как единый сенсорно-мышечный комплекс. В этой части тела, вибрирующей как внутри, так и снаружи, координируются действия различных мышц и нервных окончаний. В музыкотерапии главным является достижение синхронизации с ритмами этой части тела: диафрагма - это место первого контакта тела с музыкой.

Правильный выбор музыкальной программы - ключевой фактор музыкотерапии, так как действие музыкальных раздражителей может быть разным по характеру в зависимости то высоты, силы звука и тембра

Не вся, даже очень красивая и приятная музыка оказывает лечебное действие. Редчайший дар сознательно вкладывать в произведения лечебную информацию, точно «нацеленную» на больной орган. Такая способность есть у Рушеля Блаво, создавшего в Петербурге при НИИ музыкальной терапии «Центр традиционной и народной медицины». Его «музыка здоровья» десяткам тысяч россиян вернула утраченный интерес к жизни и здоровье.

Теория музыки Р. Блаво основана на хорошо известном механизме. Музыка в виде физической волны попадает в слуховой аппарат, где звуковая волна преобразуется в нервный импульс, попадающий по слуховому нерву в определенные области центральной нервной системы. И то того, какая будет суггестивная программа, закладываемая автором, зависит и развитие рефлекторной реакции. «Мозг - это наша биологическая аптека», говорит Р. Блаво «Он сам вырабатывает лекарственные вещества, нужно только помочь ему' избавиться то негативной информации. Если ее стереть, повышается общий иммунитет, организм начинает бороться с ее последствиями».

В Петербурге врачи-исследователи центра спортивной медицины при школе олимпийского резерва, изучающие психофизическое здоровье спортсменов, открыли еще один сенсационный эффект музыки Р. Блаво. «После прослушивания установлен эффект энергетического повышения биологически активных точек. Следствие этого - повышение энергетического уровня функциональных систем и органов, явление скрытых нарушений. Все перечисленные изменения сопровождались клиническим лечебно-оздоровительным эффектом» - заключил доцент НИИ физической культуры Владимир Загрянцев (11; с. 104).

Для того, чтобы музыка производила максимальный терапевтический эффект, ее воздействие предполагает трехэтапность. На первом этапе музыка соответствует эмоциональному состоянию больного (как правило, минорное произведение). На втором этапе – произведения нейтрального характера, не вызывающие ярких эмоциональных реакций или ассоциаций, как положительного, так и отрицательного характера. И, наконец, третий этап - непосредственная музыкотерапия (музыкальные произведения, настраивающие на мажорный лад). Продолжительность этапов регулировалась самими пациентами, что соответствовало фундаментальным представлениям об организме, как саморегулирующейся и самовосстанавливающейся системе

Как показали наблюдения за больными, их самочувствие заметно менялось при прослушивании музыки доставляющей удовольствие и создающей приятное настроение. При этом, такие произведения, как тяжелый рок, ухудшали функциональное состояние органов. Это соответствует мнению русского клинициста В. М. Бехтерева высказанного еще в 1916 г.: «Музыкальное произведение, по своему состоянию совпадающее с настроением слушающего, производит сильное впечатление.

Произведение, дисгармонизирующее с настроением, может не только не нравиться, но и раздражать» (5; с. 26).

Под воздействием серии сеансов у больных улучшалась работа всех внутренних органов и систем.

Мы живем в океане различных звуков - звуков издаваемых собственным голосом, музыкальных звуков и т. д. Если даже на самое короткое время лишить человека вибраций (акустических колебаний воздуха), то у него начнется расстройство психики. Всем известны опыты, когда люди, помещенные в полностью изолированные камеры, уже через несколько минут ощущали дискомфорт. Различные формы звукового воздействия использовались веками как мощное средство изменения сознания человека, психики, сознания. Музыка может навредить здоровью, но с помощью звуков голоса и музыки можно говорить и об обретении здоровья, о возможностях и эффективности этого бесплатного лекарства.

Монотонная барабанная дробь в течение определенного времени может вызвать утомление слухового аппарата и последующее за этим торможение в коре головного мозга, что вызывает гипотоническое состояние. Согласно лабораторным данным барабанные ритмы вызывают состояние транса, именно поэтому их используют шаманы.

Тембр и окраска звука по-разному воздействуют на людей. Давно замечено, что по голосу человека, по его тембру, звуку, можно определить не только его характер, но и чем именно он болен. Если человек часто повышает голос, то у него заболевает печень, если в голосе слышится тоска, печаль, то слабеют легкие, при испытании страха страдает желудок. Поэтому лечить человека надо мажорной светлой музыкой, она постоянно должна звучать в доме, как бы сметая все наши печали, болевые синдромы.

Во Франции каждый день звучит настройка ноты «ля». Звук «ля» благотворно воздействует на наше сердце. Радостная светлая музыка также способствует работе сердца, но в умеренных дозах, так как в больших количествах сердце не переносит радостных звуков.

Двадцать с лишним лет назад была разработана программа по музыке Д. Б. Кабалевского, которая является фундаментом формирования вкуса, культуры человека средствами искусства. На уроках музыки учитель во многом определяет качество музыки, формирует вкус ребенка, его нравственность, духовную культуру. Получается, что с одной стороны, учитель формирует здоровый внутренний мир ребенка, то есть, создает, а с другой стороны - звучание окружающей среды разрушает психофизическую и духовную полость организма

Ученые выявили, что после 15 минут классической музыки - пульс замедляется, кровяное давление, и температура тела понижается. Лучше всего для выздоровления подходят записи В.Моцарта, Ф. Шуберта, А. Вивальди.

Изучение механизма воздействия музыки на организм человека позволило докторам гастроотделения в/ч 67657 совместно со специалистами кафедры охраны здоровья и эколого-психологической безопасности ИПКРО обосновать терапевтический подход использования музыки в лечении больных гастроэнтерологического профиля и составить программы музыкотерапии, в основе которых использованы классические произведения как отечественных и зарубежных авторов:

1. Для уменьшения болей в эпителиальной области: Бетховен: «Фиделио», Моцарт: «Дон Жуан», Лист: «Венгерская рапсодия №1».

2. Для уменьшения раздражительности, депрессивных расстройств, разочарования, для усиления чувства принадлежности к природе: И. Бах: «Кантата №2», Л. Бетховен: «Лунная соната», Ф. Шопен «Прелюдия ре - минор».

3. Для поднятия общего жизненного тонуса улучшения самочувствия, повышения активности, улучшения настроения:

И. Бах: «Прелюдия и фуга минор», Л. Бетховен: «Увертюра «Эгмонт», П.И. Чайковский: « Шестая симфония» 3-я часть.

4. Для уменьшения чувства тревоги, неуверенности:

Ф.Шопен: «Мазурка» и прелюдии, И. Штраус «Вальсы», А. Рубинштейн: «Мелодии».

5. Для общего успокоения, умиротворения и адекватного восприятия жизненных проблем: Л. Бетховен: «Шестая симфония» 2-я часть, Брамс «Колыбельная», Ф. Шуберт «Аве Мария».

6. Для снятия напряженности в отношениях с другими людьми и улучшения взаимоотношений с ними: И. Бах «Итальянский концерт», И. Гайдн «Симфония»,

Целебная сила музыки признавалась многими древними народами. Передаваемая из поколения в поколение, традиция лечения музыкой сохранилась и в наше время.

Особо интенсивно изучается влияние музыки в последние десятилетия нашего века. Эксперименты ведутся в нескольких направлениях:



  • влияние отдельных музыкальных инструментов на живые организмы; влияние музыки великих гениев человечества;

  • индивидуальное воздействие отдельных произведений композиторов;

  • воздействие на организм человека традиционных народных направлений в музыке, а также современных направлений.

Постепенно накапливаются научные данные, подтверждающие знания древних о том, что музыка – мощнейший источник энергии, влияющих на человека.

Известный русский хирург академик Б. Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично.

Выдающийся психоневролог академик Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет растущую усталость и придаёт физическую бодрость.

Кстати, специалисты считают музыку Моцарта феноменом в области воздействия музыки на живые организмы. Например, не так давно старейшие в мире британский научный журнал «Nature» опубликовал статью американской исследовательницы из калифорнийского университета, доктора Фрэнсис Раушер о положительном влиянии музыки Моцарта на человеческий интеллект. После 10-ти минутного прослушивания фортепианной музыки Моцарта тесты показали повышения так называемого «коэффициента интеллектуальности» у студентов-участников эксперимента в среднем на 8-9 единиц. Интересным фактом явилось то, что музыка Моцарта повышала умственные способности у всех участников эксперимента – как у тех, кто любит Моцарта, так и у тех, кому она не нравиться.

Специалисты говорят: «Когда радуется и смеётся музыка, с ней вместе смеётся и радуется человек». Об этом говорит ещё Шекспир в трагедии «Ромео и Джульета»: «Лишь музыки серебряные звуки, снимают, как рукой, мою печаль».

Установлено, что лирические напевы Чайковского, мазурки Шопена, рапсодии Листа помогает одолеть трудности, превозмочь боль, обрести душевную стойкость.

В нашем сложном земном мире любое явление можно использовать как во благо, так и во вред. Музыка – не исключение.

Доказывать полезность звуков природы, особенно для человека проживающего в современном городе, не было необходимости. Слушая звуки природы, мы получаем огромный заряд энергии, ощущаем подъем духовных и физических сил, увеличивается творческий потенциал. Даже непродолжительное единение с природой способно отвлечь человека от тяжелых мыслей и повседневной суеты.

Как известно, далеко не каждое музыкальное направление позитивно влияет на организм человека. Рассуждая об этой закономерности, можно взять в пример современную рок-музыку. Этот музыкальный стиль имеет свои отличительные черты или средства воздействия на психику:

1. Жесткий ритм

2. Монотонные повторения

3. Громкость,

4. Светоэффект

Расскажу о каждой черте и средстве поподробнее.

1. Ритм - одно из сильных способов воздействия на человеческий организм. Простые, но мощные ритмы вынуждают человека к ответной реакции (движения в ритм), от экстаза до галлюцинаций, от истерики до потери сознания.

В культе Вуду применялся особый ритм, который, при специальной последовательности музыкального ритма и заклинаний во время языческих ритуалов, мог ввести человека в состояние транса или экстаза. Хорошо продуманная система ритмов управляла телом и психикой человека, как инструментом в руках жрецов Вуду.

Восприятие музыкального ритма связано с функциями слухового аппарата. Доминирующий ритм сначала захватывает двигательный центр мозга, а затем стимулирует некоторые гормональные функции эндокринной системы.

Особое внимание нужно уделить влиянию частот, употребляемых в рок-музыке, которые имеют особое воздействие на мозг. Ритм приобретает наркотические свойства при сочетании со сверхнизкими (15-30 герц) и сверхвысокими (80.000 герц) частотами.

Если ритм кратен полутора ударам в секунду и сопровождается мощным давлением сверхнизких частот, то способен вызвать у человека экстаз. При ритме, равном двум ударам в секунду на тех же частотах, слушающий впадает в танцевальный транс, похожий на наркотический. Преизбыток как высоких, так и низких частот серьезно травмирует мозг. На рок-концертах нередки контузии звуком, звуковые ожоги, потеря слуха и памяти.

Следующей чертой рок-музыки является:

3. Громкость. Наше ухо настроено воспринимать обычный звук в 55-60 децибел. Громкий звук составит 70 децибел. Но переходя все пороги нормального восприятия, сильный по интенсивности звук вызывает невероятный слуховой стресс. Громкость звука на площадке, где установлены стенки с мощными динамиками, используемые во время рок-концертов, достигает 120 дб, а в средине площадки до 140-160 дб. (для сравнения 120 дб. соответствует громкости рёва взлетающего реактивного самолета в непосредственной близости, а средние величины у плейера с наушниками составляют 80-110 дб.).

Во время такого звукового стресса, из почек (надпочечников) выделяется стрессовый гормон - адреналин. Такой процесс происходит при каждой стрессовой ситуации. Но воздействие раздражителя не прекращается и происходит перепроизводство адреналина, который стирает часть запечатленной в мозгу информации. Человек просто забывает, что с ним было или что он изучал, и умственно деградирует. Не так давно швейцарские медики доказали, что после рок-концерта человек ориентируется и реагирует на раздражитель в 3,5 раза хуже, чем обычно.

4. Светоэффект, Небезобидно и такое техническое оснащение рок-представлений, как светоэффект - лучи, время от времени прорезающие темноту в разных направлениях и имеющие разную конфигурацию. Многие считают их просто украшением концерта. На самом деле, определенное чередование света и темноты, особенно под громкую и сумбурную музыку, приводит к значительному ослаблению ориентации, снижению рефлекторной быстроты реакции. При определенной скорости вспышки света взаимодействуют с альфаволнами, которые контролируют способность к концентрации внимания. При росте частоты происходит потеря всякого контроля.

Вспышки света, следующие одна за другой в ритме музыки, стимулируют механизмы, связанные с галлюцинаторными явлениями, головокружениями, тошнотой.

Склонность к самоубийству. У подростков эта склонность начинает проявляться с 11-12 лет, но при прослушивании рок-музыки, эта особенность подростковой психики провоцируется или намного усиливается в более старшем возрасте).

Рассмотрев несколько аспектов негативного влияния музыки на организм человека, хотелось бы закончить положительной ноте, рассказать о лечебном свойстве музыки.

Музыкотерапия – одно из наиболее интересных и пока малоисследованных направлений традиционной медицины. Терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании музыкальных звуков, резонирующих с отдельными органами, системами или всем организмом человека в целом.

Музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов. Практика показала, что регулярные курсы музыкотерапии позитивно воздействуют на стабилизацию человеческой психики.

Существуют даже некоторые рекомендации по использованию музыки при лечении некоторых заболеваний:


  • Для стабилизации и активизации деятельности мозга подходят произведения Моцарта. Это могут быть первые и третьи части из фортепьянных сонат и концертов, «Рондо» из «Маленькой ночной серенады».

  • От головной боли спасет полонез Огинского, «Венгерская рапсодия» Листа, «Фиделио» Бетховена.

  • Бессонницу можно вылечить сюитой «Пер Гюнт» Грига, «Грустный вальс» Сибелиуса, пьесами Чайковского.

  • Гипертоникам полезно слушать «Ноктюрн ре-минор» Шопена, «Свадебный марш» Мендельсона и «Концерт ре-минор» для скрипки Баха

  • Приятная музыка благотворно действует и на кровь. Любимая мелодия вызывает увеличение в крови лимфоцитов, организму становится легче бороться с болезнями.

  • Прослушивание классики помогает легкому запоминанию информации.

Итак, в результате проделанной работы, надеюсь вы со мной согласитесь, Музыка – это столь прекрасное, будоражащее, восхитительное, превосходное, изысканное и неоднозначное искусство, что описать её воздействие на психику человека в пределах данной работы просто не представляется возможным. И как бы просто это не казалось, многие учёные продолжают изучать её влияние на человеческую психику. Пожалуй, данная тема может не только заинтересовать людей, но и позволит им значительно больше узнать о пользе или вреде своих музыкальных пристрастий. Спасибо за внимание.

1.3.Роль музыки и её влияние на человека

О роли и влиянии музыки на человека задумывались ещё древние греки. Согласно Аристотелю, музыка воспроизводит движение, всякое же движение несет в себе энергию, содержащую этические свойства. Подобное стремится к подобному, и поэтому человек будет получать наслаждение от музыки в той мере, в какой музыка соответствует его характеру или настроению в данный момент. Для древних греков - Аристотеля, Платона - музыка была средством, которое уравновешивало внешнюю сторону протекания жизни с психологическим состоянием самого человека. Древнегреческие философы, исходили из ее подражательной природы. Подражая тому или иному аффекту при помощи ритма, мелодии, тембра, звучания того или иного музыкального инструмента, музыка, по мнению древних, вызывает в слушателях тот же самый аффект, которому она подражает. В соответствии с этим положением в античной эстетике были разработаны классификации ладов, ритмов, музыкальных инструментов, которые следует применять для воспитания у личности античного гражданина соответствующих черт характера [8].

Среди современных авторов существуют различные точки зрения. В своём исследовании, посвящённом влиянию различной музыки на поведение человека, Б.Г.Ананьев изучал изменения в ритмах колебательных движений, а так же мимические и соматические реакции индивида в процессе прослушивания музыкального произведения. Для данных целей  проводился следующий эксперимент:  испытуемым предлагались к прослушиванию два разнохарактерных отрывка – фрагмент из первого скрецо  Ф.Шопена для фортепиано и фрагмент из второго  фортепианного концерта К. Сен-Сана. В процессе слушания музыки испытуемые должны были ритмически нажимать на резиновый баллончик, соединённый резиновой трубкой с барабанчиком Марея и кимографов, а после окончания прослушивания ответить на ряд вопросов.  Б.Г.Ананьев пишет «Задача исследования – проследить как отражается на поведении человека слушание «лирической» и «драматической» музыки….Желая получить полную и цельную картину поведения личности в момент музыкального воздействия, нами был избран комбинированный метод исследований, сочетающий субъективные данные самонаблюдения с объективными данными, которые можно охарактеризовать, как объективные симптомы реагирования на музыку».В результате эксперимента Б.Г.Ананьев пришёл к выводу, что музыка регулирует и направляет поведение личности: «Являясь знаками аффективных состояний, музыкальные произведения организуют поведение (в первую очередь аффекты), то овладевая им, то преодолевая его» [1, с234].

Сходной точки зрения придерживался выдающийся теоретик советской психологии Л.С.Выготский.  В своём труде «Психология искусства» он соглашается с исследователем Геннекен, в том что эстетическая эмоция  (эмоция вызванная посредством восприятия произведения искусства, в том числе музыкального) не вызывает немедленного действия, в отличии от эмоции, вызванной реальными жизненными обстоятельствами. Л.С. Выготский так же поддерживает вывод Геннекен о том, что такая эстетическая эмоция, не получая выражения в действии  сказывается на изменении установки, и не только не вызывает тех действий, о которых говорит, но, наоборот, отучает от них. Однако добавляет: «Эстетическая реакция есть не просто разряд впустую, холостой выстрел, она есть реакция в ответ на произведение искусства и новый сильнейший раздражитель для дальнейших поступков. Искусство требует ответа, побуждает к известным действиям и поступкам. <…> Музыка побуждает нас к чему то, действует на нас раздражающим образом, но самым неопределенным, то есть таким, который непосредственно не связан ни с какой конкретной реакцией, движением, поступком. В этом видим мы доказательство того, что она действует проясняя, очищая психику, раскрывая и вызывая к жизни огромные и до того подавленные и стесненные силы. Действие музыки сказывается неизмеримо тоньше, сложнее, путем, так сказать, подземных толчков и деформаций нашей установки. Оно может сказаться когда-нибудь совершенно необыденно, хотя в немедленном действии оно не получит своего осуществления.

Сама по себе эстетическая эмоция  как бы изолирована от нашего ежедневного поведения, она непосредственно ни к чему не влечет нас, она создает только неопределенную и огромную потребность в каких то действиях, она раскрывает путь и расчищает дорогу самым глубоко лежащим нашим силам; она действует подобно землетрясению, обнажая к жизни новые пласты. Если музыка не диктует непосредственно тех поступков, которые должны за ней последовать, то все же от ее основного действия, от того направления, которое она дает психическому катарсису, зависит и то, какие силы она придаст жизни, что она высвободит и что оттеснит вглубь. Искусство есть скорее организация нашего поведения на будущее, установка вперед, требование, которое, может быть, никогда и не будет осуществлено, но которое заставляет нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что лежит за ней. Поэтому искусство можно назвать реакцией, отсроченной по преимуществу, потому что между его действием и его исполнением лежит всегда более или менее продолжительный промежуток времени» [7, с.346].

Я думаю, музыка оказывает влияние на поведение и настроение людей. Музыка способна вызывать в человеке очень глубокие и сложные чувственные переживания или наоборот отвести от дурных мыслей. Но я не поддерживаю подхода, разделяющего эмоции на жизненные и эстетические. Я полагаю, что музыка не создаёт в человеке чувств и эмоций не присущих ему. Не может вызвать переживаний неведомых слушателю ранее. На мой взгляд, для глубокого восприятия музыки необходим личный чувственный опыт. Вот почему старшее поколение более осознанно чувствует классику, а молодёжь склоняется к поп и рок музыке. Иногда люди слушают музыку , которая соответствует их настроению. Слушая музыку, люди стараются забыть пережитое, успокоиться, или наоборот через музыку высвободить свои чувства, то есть мы выбираем музыку, соответствующую нашему психическому состоянию и тем эмоциям, которые преобладают в нас на данном этапе жизни.




ГлаваII. определение влияния музыки на эмоциональную сферу и поведение учащихся
Предметом исследования являлся анализ интересов и музыкальных предпочтений учащихся.

База исследования: ученики МБОУ СОШ№1.

Цель: определить круг интересов учащихся, а так же воздействие музыки на эмоциональную сферу и поведение учащихся (8-11 классы).

Ход работы: в нашем экспериментальном исследовании принимало участие около 50 человек (от до 14-17 лет), учащиеся 8-11 классов.

Методы исследования: социологический опрос, анкетирование.

Этап № 1. Был проведён социологический опрос по выявлению интересов учащихся 8-11 классов.

Результаты исследования показали, что предпочтение технике отдают 10% учащихся, спорту – 38%, музыке- 52%, опрашиваемых



Этап № 2. Поскольку, результаты первого исследования показали, что музыку в кругу своих интересов предпочитают многие ребята, было предложено выявить, какую музыку слушают школьники, какие музыкальные стили предпочитают.

Результаты анкетирования показали, что роком увлекаются-15%, поп-музыкой-38%, классику слушают-11%, рэп-17%, разную музыку слушают-19% респондентов



Этап №3. Какое воздействие оказывает музыка на настроение, эмоциональную сферу учеников. В ходе эксперимента учащимся было предложено нарисовать рисунки после знакомства с классическими музыкальными произведениями, рок музыкой, популярной музыкой. О благотворном воздействии классической музыки на эмоциональное состояние школьников свидетельствуют светлые, позитивные рисунки. Рок-музыка нарисована черными хаотичными линиями с красными вспышками. Поразила одна работа ученика: его лист был изорван.( приложение1)

Ассоциативные связи музыкальной композиции и цвета, выявленные в ходе эксперимента, представлены в таблице.


Музыкальный стиль

Цвет

рок

Черный, красный

классика

желтый, зеленый, серый, голубой,

розовый


поп-музыка

Зеленый, фиолетовый

Для интерпретации результатов приведем семантическую характеристику цветов (8 цветов из теста Люшера).


Желтый цвет - светлый, как солнечный день, - вызывает веселое и радостное настроение, стремление смотреть вперед и надеяться.

Фиолетовый и синие цвета вызывают неуверенность, мрачный настрой.

Голубой цвет воспринимается как легкий, небесный цвет.

Светлый зелёный кажется легким и воздушным, а тёмно-зеленый, наоборот - тяжелым.

Зеленый цвет успокаивает, клонит ко сну, вызывает желание помечтать, стремление к самоутверждению, символ защиты.

Красный цвет, прежде всего, выражает силу, активность, стремление действовать и добиваться успеха.

Чёрный - символизирует отрицание ярких красок жизни и самого бытия.

Коричневый - отражает стремление к комфорту, уюту.
Вывод: Классическая музыка оказывает на эмоциональную сферу и поведение учащихся благотворное воздействие. Вызывает весёлое и радостное настроение, успокаивает.

Рок вызывает агрессию, побуждает к действиям, иногда приводит к неадекватному поведению.

Поп-музыка оказывает на людей разное воздействие от успокоения до неуверенности. Мы предполагаем, что это связано с предпочтения музыкальных направлений и внутреннего состояния слушателя.


Заключение


В нашем сложном земном мире любое явление можно использовать как во благо, так и во вред. Музыка - не исключение.
Гармоничная музыка явится панацеей от многих бед, ибо ее энергия, проникающая всюду, способна сделать мир прекрасней, а человека совершенней.
Умение видеть, понимать и создавать прекрасное, делает духовную жизнь человека богаче, интереснее, дает ему возможность испытывать самое высокое духовное наслаждение. От того, как ребенок понимает, чувствует, переживает прекрасное, возвышенное, во многом зависит его дальнейшее поведение в обществе. Через красоту действительности и искусства ребенок познает и укрепляет в собственном сознании общественные идеалы, облагораживает себя, свои взаимоотношения с людьми. Имеется научное подтверждение тому факту, что музыка имеет непосредственное воздействие на настроение и эмоции человека, способна их создавать и изменять.

В научно-исследовательской работе мы попытались выявить важность и необходимость приобщения учащихся к хорошей музыке в процессе обучения и воспитания. Наша гипотеза нашла своё подтверждение: мы убедились, что гармоничная классическая музыка оказывает положительное воздействие на психическое и физическое состояние учащихся. Они становятся спокойнее, сдержаннее, терпимее, состояние здоровья улучшается.

Рок и поп музыка оказывает на организм учеников неблагоприятное воздействие. Пока мы чётко понимаем только одно: для каждой музыки есть своё место и своё время. Запретить слушать одно и заставить слушать другое – невозможно. Но всё же, нельзя не помнить как о воздействии мелодии, ритма, частоты колебаний и громкости, так и о «скрытой», духовной составляющей музыки.

Так как музыка обладает сильным эмоциональным воздействием на психоэмоциональную сферу человека, то она может служить немедицинским лекарством от различных эмоциональных расстройств. Школьники в течение всего дня подвержены различным эмоциональным воздействиям: перевозбуждение, неспокойствие, эмоциональное расстройство. Поэтому на уроках в качестве прослушиваемого произведения можно использовать различные музыкальные произведения, способствующие регулированию эмоционального состояния школьников. Список некоторых произведений мы предлагаем вашему вниманию. Всем известно, что музыка оказывает лечебное воздействие, но не всякая и не на всех. Она благотворно влияет на все живые организмы. Ведь классика – это отобранное веками лучшее, что есть в человеческой культуре.

А вот что касается некоторых современных направлений в музыке, они воздействуют на психику человека явно негативно. Например, рок пробуждает в человеческой душе первобытные страхи, сильную агрессию. Если на концерте солист в состоянии экстаза, например, порезал себя стеклом, то некоторые считают это высшим проявлением “искусства” этой группы. Классика же, как и здоровая пища, противостоит вышеупомянутым музыкальным наркотикам.

В общении с классическими музыкальными произведениями высокого искусства внутренний мир каждого человека меняется в лучшую сторону, обогащается. Музыкальные звуки оказывают влияние не только слуховые рецепторы человека: музыку можно слушать не только ушами, человек чувствует звуки всеми порами своего тела. А в зависимости от ритма, темпа, построения композиции, частот и использованных инструментов изменяется и состояние человека. Самая главная сфера влияния музыки – это нервная система, с которой правильные действия ди-джея могут совершить много «перевоплощений»: взбудоражить и возбудить или наоборот, успокоить и умиротворить.

Для неокрепшей психики подростка прослушивание рока нежелательно, так как может привести к необратимым последствиям.
Рекомендации

Поскольку классическая музыка благотворно влияет на психику, умственные способности и физическое здоровье человека мы предлагаем в школе на переменах включать классическую музыку, которая успокаивает, снимает напряжение. На уроках применять музыку, улучшающую мозговую деятельность.


Литература





1. Блум Ф., Лезерсон А., Иофстедтер Л. «Мозг, разум и поведение» — М.: Мир, 2006г.

2. Бочкарев Л.Л. «Проблема адекватности восприятия музыки». // Музыкальная психология и психотерапия 2007 №3

3. Выготский Л.С. «Психология искусства», изд. «Искусство», Москва, 1986г.

4. Изард К.Э. «Психология эмоций»./ Перев. С англ. -СПб.: Питер, 1999 г.

5. Марахасин В.С,.Цехановский В.М «Эксперименты по восприятию музыки в аспекте физиологии»// «Творческий процесс и художественное восприятие», изд. «Наука», 1987 г.

6.Медушевский В.В. «О содержании понятия «адекватное восприятие»».//Восприятие музыки. - М., 1980.

7. Петрушин В.И. «Психологические модели отражения действительности».// Музыкальная психология и психотерапия 2008 №4.

8. Штепа В. Элита русского рока // Элементы. - 1993. - №3. - С. 45- 49.

9. http://mxk-guru.narod.ru/20century/Russian-soul.html

10. http://www.orthos.org/grodno/publ/duh_muss.htm

11. http://www.dethor-tver.ru/issl1.html

12. http://www.wiki.gimc.ru