Интеллектуальные игры являются серьезным инструментом воспитания личности учащегося и умения сотрудничать - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Интеллектуальные игры являются серьезным инструментом воспитания личности учащегося - страница №1/1


Интеллектуальные игры являются серьезным инструментом воспитания личности учащегося и умения сотрудничать (коллективные игры).
Они объединяют в себе черты как игровой, так и учебной деятельности: развивают теоретическое мышление, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза и т.п.).
С другой стороны, сама по себе эта деятельность является не целью, а средством достижения игрового результата (победы в соревновании, оценки своих знаний, командообразования). Очень важно, чтобы этот результат осознавался участниками игр как самоценный, чтобы игра не сводилась только к процессу поиска и принятия решения. Такой подход научит детей не только стремиться к победе, но и уважать соперников, и достойно проигрывать.
При подборе и составлении игр важно, чтобы они основывались не только на вербальном материале, но содержали бы в себе задания на конкретно-образное и конкретно-действенное пространственное мышление. Это позволяет детям с разными способностями и различным восприятием мира в равной степени проявить себя.
При проведении интеллектуальных игр с подростками хорошо использовать вопросы затрагивающие нравственную сферу. Грамотно расставив нравственные акценты, вы получите прием формирования Я-концепции в игре.
Какую бы форму интеллектуальной игры вы не предпочли, принципиально важны хорошие вопросы. Умение точно формулировать ответ и отвечать на заданный вопрос – базовое не только в образовании, но и в самообразовании:

Как задать вопрос???

Сложность вопроса должна находиться на пределе возможностей участников игры. (Известный принцип развивающего обучения).

Поскольку среди участников игры могут обязательно есть люди с разными ведущими видами мышления, восприятия и памяти, пакет вопросов должен быть составлен с учетом этого факта (то есть наряду с вопросами на эрудицию должны быть вопросы на ассоциативное мышление, требующие осуществления практических действий, вопросы с использованием наглядности и т.п.).

Вопрос должен, с одной стороны, содержать значимые принципы понятия, а с другой – должен быть составлен таким образом, чтобы исключить попадание под эти признаки любого другого понятия. Иными словами, информации, содержащейся в вопросе должен отвечать только один ответ.

В хорошо составленном вопросе правильный ответ должен быть сформулирован как можно короче, и не требовать сложных фонетических конструкций. Особенно это важно, когда команды отвечают письменно.

Хороший вопрос обычно предполагает объединение в себе знаний из разных научных и практических областей знания.

В тексте вопроса должны присутствовать как “подсказки”, упрощающие поиск искомого ответа, так и “лишняя” информация, которая затрудняет или “затемняет” правильный ответ.

Хороший вопрос может опираться на чувство юмора.

Вопрос должен быть понятен.

Разновидности интеллектуальных игр
Все интеллектуальные игры условно можно разделить на элементарные, составные (представляющие из себя сочетание элементарных) и творческие.
Элементарные интеллектуальные игры

Простейшей интеллектуальной игрой являются тестовые игры, которые представляют собой набор утверждений и заданного количества вариантов ответов к ним – от 2 («Веришь – не веришь», «Блеф клуб») до 4 – 5 («Эрудит-лото», «Кто хочет стать миллионером?»). Популярны подобные игры благодаря телевидению. Как технология, такие игры интересны не только и нестолько сами по себе, но применяются в качестве разминки, для игр с залом или в перерывах между “основными” интеллектуальными играми. Их достоинство – высокая роль везения, что позволяет добиваться успеха даже не слишком подготовленным участникам, а так же возможность варьировать сложность заданий.

«Обстоятельства, признаки, свойства» – разновидность игр, когда об искомом объекте сообщаются последовательно все более конкретные сведения. Чем раньше команда разгадает зашифрованное понятие, тем больше очков она получает. Этот вид игр является серьезным средством развития мышления, когда в них содержится неявный, но четкий алгоритм поиска правильного решения, задание представляет из себя парадокс, и/или требует принятия парадоксального решения (один из туров «Умники и умницы», «За семью печатями»).

“Заполнение пропусков” (во фразе пропускается или заменяется ключевое слово, которое необходимо восстановить или вспомнить).

«Вопрос-ответ» интеллектуальные игры, в которых участникам предлагается за определенное время ответить на тот или иной вопрос («Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?»).

Вопросы и задания на внимание. Правильный ответ скрыт в формулировке вопроса.

Составные интеллектуальные игры.
При проведении конкретного мероприятия сценарий обычно включает объединение отдельных видов интеллектуальных игр в соответствии с общей идеей данного мероприятия, а так же исходя из задач.. Поэтому обычно такие игры представляют из себя сочетание определенных элементарных интеллектуальных игр.
Творческие интеллектуальные игры
Творческие игры предполагают наличие заданий с «открытым ответом» (отсутствием единственно правильного решения), в процессе этого вида игр учащиеся самовыражаются средствами того или иного вида искусства, наконец, в результате таких игр должен рождаться некий уникальный, не запланированный изначально результат.
Большинство творческих игр созданных нами, основаны на различных формах тренинга психологического, театрального

При подготовке материалов использована книга «Развитие личности молодого человека средствами интеллектуальных и творческих игр». – Владимир, 2000.


Методическое приложение
Элементарные интеллектуальные игры

Тестовые
Блеф-клуб


Ведущий: Я задаю вопрос, который начинается со слов «Верите ли вы, что…», а вы стараетесь определить: верно это или нет.

1. В Японии ученики на доске пишут кисточкой с цветными чернилами? (Да)

2. В Австралии практикуется применение одноразовых школьных досок? (Нет)

3. Авторучка была изобретена еще в Древнем Египте? (Да)

4. Шариковая ручка сначала применялась только военными летчиками? (Да)

5. В Африке выпускаются витаминизированные карандаши для детей, имеющих обыкновение грызть что попало? (Да)

6. В некоторые виды цветных карандашей добавляется экстракт моркови для большей прочности грифеля? (Нет)

7. Римляне носили штаны? (Нет, они носили туники и тоги)

8. Если пчела ужалит кого-либо, то она погибнет? (Да)

9. Правда ли что, пауки питаются собственной паутиной? (Да)

10. В одном корейском цирке двух крокодилов научили танцевать вальс. (Нет)

11. На зиму пингвины улетают на север? (Нет, пингвины не умеют летать)

12. Если камбалу положить на шахматную доску, она тоже станет клетчатой. (Да)
«Вопрос-ответ»
Брейн-ринг
Правила игры:
1.В каждом матче чаще всего участвуют две команды, хотя в принципе, количество участников ограничено только возможностями аппаратуры (в частности, очень интересно проходят бои с участием четырех команд).
2.Основной принцип игры: побеждает та команда, которая большее число раз раньше других правильно ответит на заданный вопрос. Сигналом о готовности команды ответить служит звуковой или световой сигнал, которым управляет капитан или специально определенный им человек. Максимальный лимит времени составляет 1 минуту. Обычно существует запрет отвечать до определенного момента. Если команда нарушает этот запрет, ее ответ на засчитывается и она лишается права отвечать на этот вопрос.
3.Обычно отвечающего назначает капитан, однако в последних телевизионных «Брейн-рингах» введено правило, согласно которому это делает ведущий игры. Это сделано для того, чтобы повысить значение именно КОМАНДНОЙ игры и повысить роль игроков «второго плана», чтобы они отныне не могли отсидеться за спинами лидеров. Такое решение еще более увеличивает роль ведущего соревнования.
4.В случае, если первая команда отвечает на вопрос неправильно, оставшимся командам может даваться на ответ 10, 20 секунд, или время, оставшееся от минуты на момент ответа первой команды. (Чем больше команд играют одновременно, тем меньшим должен быть лимит времени, остающийся каждой последующей команде. С другой стороны, чем моложе играющие команды, тем этот лимит должен быть больше).
5.Если ни одна из команд не дала правильного ответа на вопрос, или было просрочено время, то очко считается неразыгранным. Если в турнире участвует большое количество команд (а лимит времени и вопросов, естественно, ограничен), то вводится правило «накопления очков», то есть неразыгранные очки переходят на следующий вопрос, цена которого, соответственно, возрастает.
6.Если все играющие команды, не отвечают на 3 вопроса подряд, то они дисквалифицируются и им всем засчитывается поражение.
Турниры по Брейн-рингу проводятся либо в групповой форме, когда все команды по жребию или по рейтингу делятся на группы по 3-4 команды и каждая играет с каждой или по «олимпийской системе» (игра на «вылет»). В первом случае обычно разыгрывается определенное количество вопросов (например 5 или 7) и может быть зафиксирована «ничья», при олимпийской системе игра ведется до победы – кто быстрее наберет определенное количество очков. (Обычно в отборочных турнирах играют до 3 очков, в финале – до 5 или 6)

Что? Где? Когда?


Несомненно, что именно эта игра, являющаяся в то же время, наиболее сложной и интересной из всех игр превратила в отечественной практике интеллектуальные игры в самостоятельный вид творческой деятельности и направление в воспитании и развитии школьников и молодежи.
В традиционном телевизионном варианте игры единственная команда соревнуется с командой телезрителей и/или ведущим. В практике клубов интеллектуальных игр ЧГК проводится, обычно, в тех случаях, когда соревнуются большое количество команд (более 10). Они отвечают на вопросы письменно.
Основные правила игры:

В игре принимают участие команды (традиционное количество участников – шесть).

Для ответа на вопрос команде (командам) предоставляется ограниченное количество времени (от 30 с до 1 минуты). В случае, если на вопрос отвечает несколько команд, им дается равное время.

Команды могут отвечать письменно или устно. В случае устного ответа его правильность оценивает ведущий. Письменные ответы оценивает компетентное жюри, сравнивая варианты команд, с ответами автора вопроса.

Обычно правильным ответом считается тот, в котором содержится “ключевое” слово.

В случае, если в ответе команды содержаться более, чем одна версия – он не засчитывается.



Все команды отвечают на заранее оговоренное количество вопросов (в одном туре целесообразно использовать от 12 до 18 вопросов, количество туров зависит от количества и возраста команд, а так же от уровня подготовки команд).
Победителем считается команда, ответившая на большее количество вопросов. В случае равного количества правильных ответов обычно применяется рейтинг (показатель сложности вопросов, определяемый как разность между общим количеством команд и количеством команд, правильно ответивших на вопросы) или сумма мест, полученных командой в отдельных турах. (Чем меньше сумма мест, тем выше итоговое место). Возможно применение и других способов определения победителей, но нужно помнить о том, что чем проще правила, тем меньше конфликтов
Вопросы, использованные в игре «Центровая команда» 2007, 2008 году
Ò Лицей и школа тела. Как называлась последняя? (Школа тела – Гимназия).
Ò Искусство передает действительность через художественный образ. Музыка создает образ с помощью звука. Изобразительное искусство – с помощью линий и пятен. Архитектура – с помощью архитектурных форм.
Какой из этих видов искусства ученые считают наиболее древним?
(Наиболее древним считается изобразительное искусство).
Ò Малахит или уголь, мел или глину нужно очень тщательно истолочь, смешать с медом, яйцом, растительным маслом.
Что получали по этому рецепту? (краски)
Ò Развешивая картины он приговаривал, вздыхая:
- Тесно, до чего же тесно?
- Перестань покупать!
Он ответил негодующим взором.
- Тогда строй помещение.
История какого памятника искусства началась с этого диалога? (Третьяковская галерея).
Ò Лист бумаги большого формата до сих пор носит имя самого известного английского производителя бумаги.
Назовите его. (Его имя – Ватман).
Ò Эти инструменты и четыре музыканта запечатлены в известном литературном произведении. Назовите музыкантов, извлекавших звуки из этих инструментов, но так и не получивших мелодию. (Проказница- мартышка, осёл, козёл и косолапый мишка).
Ò Из шести лежащих на вашем столе спичек сложите четыре треугольника с равными сторонами. (Расположить спички пирамидой)
Ò Этот белый или полупрозрачный минерал противостоит огню и воде, плохо пропускает холод и тепло. Им пользуются строители, скульпторы, хирурги и стоматологи.
Назовите этот минерал. (гипс)
Ò Деду 56 лет, а внуку 14. Через сколько лет дед будет старше своего внука вдвое?
(Через 28 лет внуку будет 42 года, а деду – 84.)
Ò У этих дорог Москвы больше цветов чем у радуги. Они проходят под водой, над водой, по земле, под землей, над землей. Как вместе называются эти дороги? (метрополитен)
Ò Рука, вытянутая в сторону другого человека, в древности символизировала мирные намерения, отсутствие оружия.
В какой форме сохранился этот символ сегодня? (рукопожатие)
Ò Эти кусочки металла определенного веса, на каждом из которых стоит пометка о месте создания, активно используются с 7 века до н.э. по сей день.
Первые такие кусочки металла по форме напоминали фасоль.
О чем идет речь? (монеты)
Ò Изобретали эту чудо-машину многие люди. Одна из первых ее моделей называлась «костотряс» из-за деревянных колес обитых железными обручами. Сегодня поговорка связывает ее с незадачливыми изобретателями.
О чем идет речь? (велосипед)

10) Один поезд едет из Москвы в С.-Петербург с опозданием 10 минут, а другой - из С.-Петербурга в Москву с опозданием 20 минут. Какой из этих поездов будет ближе к Москве, когда они встретятся?

Ответ: В момент встречи они будут на одинаковом расстоянии от Москвы.
11) Из гнезда вылетели три ласточки. Какова вероятность того, что через 15 секунд они будут находиться в одной плоскости?

Ответ: 100% , т.к. три точки всегда образуют одну плоскость.


12) На столе лежат две монеты, в сумме они дают 3 рубля. Одна из них - не 1 рубль. Какие это монеты?

Ответ: 2 рубля и 1 рубль. Одна то не 1 рубль, а вот другая - 1 рубль.


13) С какой скоростью должна бежать собака, чтобы не слышать звона сковородки, привязанной к ее хвосту?

Ответ: Эта задача в компании сразу выявляет физика: физик сразу отвечает, что ей нужно бежать со сверхзвуковой скоростью. Разумеется, собаке достаточно стоять на месте.


14) Один оборот вокруг Земли спутник делает за 1 ч 40 минут, а другой - за 100 минут. Как это может быть?

Ответ: 1 час и 40 минут = 100 минут .


15) Крыша одного дома не симметрична: один скат ее составляет с горизонталью угол 60 градусов, другой - угол 70 градусов. Предположим, что петух откладывает яйцо на гребень крыши. В какую сторону упадет яйцо - в сторону более пологого или крутого ската?

Ответ: Петухи не кладут яйца.


16) В 12-этажном доме есть лифт. На первом этаже живет всего 2 человека, от этажа к этажу количество жильцов увеличивается вдвое. Какая кнопка в лифте этого дома нажимается чаще других?

Ответ: Независимо от распределения жильцов по этажам, кнопка "1".


17) Мальчик упал с 4 ступенек и сломал ногу. Сколько ног сломает мальчик, если упадет с 40 ступенек?

Ответ: Всего одну, т.к. вторая у него уже сломана, либо не больше ни одной, если повезёт ;-)

18) Куда идет цыпленок, переходя дорогу?

Ответ: На другую сторону дороги.


19) Возможно ли такое: две головы, две руки и шесть ног, а в ходьбе только четыре?

Ответ: Да, это всадник на лошади.
20) Какое колесо не крутится при правом развороте?

Ответ: Запасное.


21) Еще одна загадка "с бородой": шли два отца и два сына, нашли три апельсина. Стали делить - всем по одному досталось. Как это могло быть?

Ответ: Это были дед, отец и сын.

22) В комнате горело 50 свечей, 20 из них задули. Сколько останется?

Ответ: Останется 20: задутые свечи не сгорят полностью.


23) Какие слова изнуряли Винни-Пуха?

Ответ: Длинные и труднопроизносимые.
24) На край стола поставили жестяную банку, плотно закрытую крышкой, так, что 2/3 банки свисало со стола. Через некоторое время банка упала. Что было в банке?

Ответ: Кусок льда.


25) Как далеко в лес может забежать заяц?

Ответ: До середины. Дальше он уже выбегает из леса.


26) Какое слово всегда звучит неверно?

Ответ: Слово "неверно".


27) У трех трактористов есть брат Сергей, а у Сергея братьев нет. Может ли такое быть?

Ответ: Да, если трактористы - женщины, либо речь о разных Сергеях.


Одиннадцать вопросов для интеллектуального покера.

Вопрос 1. Какое отношение к теме «Качели-Карусели» имеет композитор Евгений Крылатов?


Ответ: Автор песни «Крылатые качели».

Вопрос 2. Эта будущая императрица, впервые увидев качели, приняла их за виселицу.


Ответ: Екатерина II

Вопрос 3. Какие представители отряда парнокопытных были настольно эмоциональны, что оказались совершенно не способны выслушать ответ на свой же вопрос.


Ответ: Газели, которые боялись, что сгорели качели-карусели. (К. Чуковский. «Телефон»).

Вопрос 4. Так назывались качели в кольчужной мастерской.


Ответ: Канитель.

Вопрос 5. Для представителей какой профессии были созданы качели, с постоянным размахом колебаний и секундной задержкой в крайних точках?


Ответ: Для космонавтов.

Вопрос 6. Для какой няни карусель являлась средством передвижения на дальние расстояния?


Ответ: Мэри Поппинс.

Вопрос 7. Что моряки называли «чертовой каруселью» или «каруселью дьявола»?


Ответ: Водоворот Мальстрем (и вообще морские водовороты).

Вопрос 8. Для чего служит «карусель» в цехах механической обработки?


Ответ: Для обработки деталей большого диаметра.

Вопрос 9. Анкерный механизм — это качель или карусель?


Ответ: Качель по сути.

Вопрос 10. Как называется самая перегрузочная карусель?


Ответ: Центрифуга.

Вопрос 11. Где находились карусели и прочие аттракционы, которые обслуживало нелегальное объ­единение «Общество свободных крутильщиков»?


Ответ: На Луне
Комментарий: создал его Пончик из сказки Н. Носова «Незнайка на Луне».
Мужчина вел большой грузовик. Фары не горели, луны тоже не было, фонари вдоль дороги не светили. Женщина стала переходить дорогу перед машиной, но водитель ее не задавил. Как ему удалось разглядеть ее? (Был день)

· От чего плавает утка? (От берега)

· Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки)

· Когда машина едет, какое колесо у нее не крутится? (Запасное)

· По чему собака бегает? (По земле)

· За чем язык во рту? (За зубами)

· Когда лошадь покупают, какая она бывает? (Мокрая)

· Почему корова ложится? (Потому что не умеет садиться)

· Может ли дождь идти два дня подряд? (Нет, т.к. ночь разделяет дни)

· Когда черной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда дверь открыта)

· Какой месяц короче всех? (Май – в нем всего три буквы)

· Какая река самая страшная? (Река Тигр)

· Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, т.к. он не умеет говорить)

· Что стоит между окном и дверью? (Буква «и»)

· Что станет с зеленым мячиком, если он упадет в Желтое море? (Он намокнет)

· Сколько горошин может войти в один стакан? (Нисколько. Они ходить не умеют!)

· Сколько яиц можно съесть натощак? (Только одно: после первого уже будет не натощак)

· Что будет, если чёрный платок опустить в красное море? (Намокнет)

· Какой рукой лучше размешивать чай? (Чай лучше размешивать ложкой)

· На какой вопрос нельзя ответить «да»? (Вы спите?)

· На какое дерево садится ворона во время дождя? (На мокрое)

· Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой)

· Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон)

· За чем мы едим? (За столом)

· По чему, когда захочешь спать, идешь на кровать? (По полу)

· До каких пор можно идти в лес? (До середины – дальше идешь из леса)

· Когда человек бывает деревом? (Когда он со сна – «сосна»)

· Какой болезнью никто никогда не болел на земле? (Никакой, всеми уже переболели)

· Когда руки бывают местоимениями? (Когда они вы-мы-ты)

· Какими нотами можно измерить пространство? (Ми-ля-ми)

· Как сорвать ветку, чтобы не спугнуть птицу? (Надо подождать, пока она улетит)

· Несла бабка на базар сто яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось в корзинке? (Ни одного, ведь дно упало)



· Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? (сено)