Интегрированный урок в 11-ом классе - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Интегрированный урок в 11-ом классе - страница №1/1


Средняя общеобразовательная школа №7

имени адмирала Ф.Ф. Ушакова г. Тутаева



«Биохимия любви»

Интегрированный урок в 11-ом классе



(химия и биология)

Учитель химии:

Белова Надежда Петровна

Учитель биологии:

Малинова Зоя Владимировна


г. Тутаев, 2006 г.

Цель урока: формирования и представления о гармонии любви между мужчиной и женщиной на основе интеграций по химии и биологии.

Оборудование: видеомагнитофон и телевизор, экран, компьютер, видеокассета художественного фильма «Ромео и Джульетта».

Урок проводится по окончании изучения химических свойств аминокислот. В ходе подготовки к уроку учащиеся выбирают 2-3 чтеца стихов о любви.



Ход урока:

  1. Вступление

Учитель предлагает вниманию класса пирамиду потребности личности. Внимание учащихся заостряется на потребности «в принадлежности и любви» как основной эмоциональной потребности человека.

Ученики называют различные аспекты этого многогранного понятия (любовь родителей к детям, детей к родителям и близким, любовь к Родине, к животным и т.д.). Учитель сообщает о том, что на данном уроке речь пойдет о любви между мужчиной и женщиной.



Учитель химии

Попробуй химию любви понять –

Влюбленность, страсть, и умиротворенность,

На чем основана сердечная сплоченность?

И как своей любовью управлять.

Учащиеся получают экземпляры текста «Любовь и химия» и читают его в группах.


«Любовь и химия»

Любовь творит чудеса: окрыляет человека, дарит ему восторг, блаженство, наслаждение. Любовь неотъемлемая часть нашей жизни, естественный закон природы. Начинаясь с влюбленности, она способна перерасти в высокий союз двух сердец. Каковы же отличия между зрелой любовью и влюбленностью? Психиатр Скотт Пек и психолог Дороти Теннов считают, что «влюбленность - это генетически определенный, инстинктивный компонент брачного поведения». Психолог Гэри Чепмен характеризует это чувство как временный эмоциональный всплеск, эйфорию. В отличие от влюбленности зрелая любовь, соединяющая разум и чувства, представляет собой «акт воли, она требует дисциплины и признает необходимость личного роста».

Учеными доказано, что любовь между мужчиной и женщиной является эмоциональным отражением сложнейших биохимических процессов, протекающих в их организмах. Оказалось, что влюбленность и зрелая любовь связаны с образованием принципиально разных веществ. Эмоциональный подъем, прилив сил, способность к неадекватным поступкам -характерные проявления влюбленности. Их вызывает образующийся фенилэтиламин (ФЭН, содержащийся, кстати, в шоколаде), оказывающий возбуждающее действие. Обращает на себя внимание то, что проявления влюбленности очень напоминают реакцию человека на стресс. Не случайно влюбленные ведут себя подобно человеку в стрессовом состоянии: адреналин и фенилэтиламин - представители одного класса веществ, известного под названием амфетамины. Г.А. Гухман пишет: «Симптомы любви и стресса подозрительно похожи друг на друга, потому что пути перемещения химических веществ в обеих ситуациях одни и те же».

Отчего же состояние влюбленности столь не продолжительно? Объясняется это тем, что повышение концентрации фенилэтиламина в крови не беспредельно. В результате экспериментов ученые пришли к выводу о том, что предельные концентрации его достигают в периоде от 2 до 4 лет. Кроме того, в организме возрастает привыкание к фенилэтиламину, что невольно ослабляет степень его воздействия. И, наконец, мозг включает защитные механизмы от чрезмерного возбуждения, способствующие выработке эндорфинов - веществ, успокаивающе действующих на нервную систему, чем обеспечивается благостное, светлое, спокойное состояние человека. Образование эндорфина резко снижается при переживаниях, именно поэтому при потере возлюбленного многие испытывают не только душевную, но даже и физическую боль. Благодаря эндорфину - естественному болеутоляющему веществу -происходит постепенный переход от влюбленности к состоянию уравновешенности, счастья, надежности и спокойствия, являющимся проявлением зрелой любви.

В то же время как в период бурного образования фенилэтиламина, так и в период, сопровождающийся активным выделением эндорфина, организм вырабатывает окситоции -вещество, повышающее чувствительность нервной системы и стимулирующее сокращение мышц. Окситоцин несет на себе ответственность за физическую близость возлюбленных. Химия любви?! Стоит ли, говоря о чувствах, переходить на язык науки? Чем может помочь в жизни знание о том, что переход от состояния влюбленности к возникновению глубокого чувства любви обеспечивается выработкой в организмах любящих конкретных веществ? Может быть, оно поможет обрести терпение и выдержку для того, чтобы пережить период так называемого «отрезвления», который часто приводит к разрьюу любовного союза?

Точки зрения на эти вопросы весьма различны... Но, безусловно, права Г.А. Гухман, считающая, что любовь всегда останется чем-то большим, чем простая сумма химических веществ: «Это связь души и тела, действительности и воображения, поэзии и мечты!»

Анализируя текст назовите вещества которые вырабатываются в организме любящего человека.

Учитель прикрепляет на магнитной доске названия веществ:

1. ОКСИТОЦИН – выделяется на обеих стадиях любви

2. ЭНДОРФИН – выделяется во второй стадии любви (благоденствие)

3.АМФЕТАМИН – выделяется в первой стадии любви (влюбленности)

Учитель биологии

На ряду с целы рядом внешних и внутренних предпосылок возникновение чувства обеспечивается особыми веществами, вырабатываемыми в организме объекта любви. Это феромоны – вещества обладающие характерным, тонким специфическим запахом.


Биохимия первой стадии любви


Демонстрируем видеофрагмент из кинофильма «Ромео и Джульетта» (сцена на балконе в доме Капулетти).

Учитель химии

Волненье сердца, замиранья , трепет

И речь, похожая на детский лепет, -

И кажется, в крови адреналин,

Но уверяю, то фенилэтиломин!-

Его влюбленность щедро поставляет,

И он волненья сердца вызывает!

Учитель биологии

Знакомит класс с новыми терминами:

  • Амфетамины

  • Катехоламины

  • Гормоны

  • Эндорфины



Учитель химии

Предлагает рассмотреть изображенные на листах химические формулы катехоламинов – адреналина, дофамина и 2 фенилэтиламина. Предлагается выявить сходства в составе и строении катехоламинов. Отмечается, что в отличии от остальных в молекуле 2-фенилэтиламина отсутствует гидроксильная группа. Учащиеся называют химические свойства, которыми должны обладать данные вещества в вязи с их принадлежностью к классу аминов.
Учитель биологии

Из дофамина в мозговом слое надпочечников вырабатывается последовательно норадреналин («гормон агрессии»), а затем адреналин («гормон тревоги»).

По ходу объяснения учитель составляет на доске схему, отражающую метаболизм адреналина.

Учитель химии

Учитель обращает внимание учеников на информационный лис с формулами эндорфина и окситоцина. Учащиеся приходят к выводу, что эти вещества – полипиптиды. Эндорфин приводит человека в состояние эйфории, его иногда называют «природным наркотиком» или «гармонном радости». Любовь , творчество, слава, власть – любое переживание, связанное с этими и многими категориями человеческого существования, повышает уровень эндорфина в крови.

Биологические функции эндорфина: обезболивание, регуляция температуры тела и кровяного давления, стимуляция сокращения полового тракта.

Биологические функции окситоцина состоят в усилении сокращения гладких мышц матки и ускорением родов, в стимуляции выброса молока из молочной железы.


Учитель биологии

Подводя итоги знакомства с веществами отмечает, что 2-фениломин и адреналин оказывает на нервную систему возбуждающее действие, а эндорфин – успокаивающее. Хотя эти вещества обладают наркотическими свойствами, они не разрушают его в отличие от наркотиков привнесенных из вне. Если концентрация фенилэтиламина в организме не может повышаться постоянно, это не значит , что любовь угасла, по этому в отсутствии стрессов мозг поставляет эндорфин, который обеспечивает душевный комфорт, радость, счастье от близости любимого человека.

А если мы нуждаемся в тех ощущениях, которые щедро «дарил» нам 2-фенилэтиламин? Мы можем стимулировать его выброс в организме любимого с помощью тех элементов, которые доставляют ему удовольствие.
Учитель химии

Для гармоничной любви недостаточно одного только влечения, обусловленного взаимной симпатией. Общность интересов стремление к взаимопониманию и совместным радостям – вот далеко не полный перечень того, что позволит нашей любви быть долгой, счастливой, взаимной, земной и неземной.

Дети читают стихи о любви.

Заключительные слова учителя: пожелания ученикам долгой, счастливой, взаимной, страстной и спокойной, взаимной, земной и неземной любви.



/При разработке урока были использованы материалы журнала «Биология в школе» № 2 2005г./


Приложения

НО - - CH – CH2- NH – CH3

НО - OH

АДРЕНАЛИН



- CH2 – CH2 – NH2

2-ФЕНИЛЭТИЛАМИН


HO- -CH2-CH2-NH2

HO-


ДОФАМИН


НО - - CH – CH2- NH2

НО - OH


НОРАДРЕНАЛИН

ТРЕ-ЛЕЙ-ФЕН-ЛИЗ-АСН-АЛА-ИЛЕ-ВАЛ-ЛИЗ-АСН-АЛА-ГИС-ЛИЗ-ЛИЗ-ГЛИ-ГЛИ



В-эндорфин

H2N-ТИР-ГЛИ-ГЛИ -ФЕН-МЕТ-ТРЕ-СЕР -ГЛУ-ЛИЗ-СЕР-ГЛТ -ТРЕ-ПРО-ЛЕЙ-ВАЛ -
ОКСИТОЦИН

H2N-ЦИС-ТИР-ИЛЕЙ-АСН-ЦИС-ПРО-ЛЕЙ-ГЛИ-СОNН2