Института проблем образования министерства образования и науки - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Института проблем образования министерства образования и науки - страница №1/15





ВЕСТНИК




ИНСТИТУТА ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ

МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ



Выпуск 2

ГРОЗНЫЙ – 2004 г.


УДК 373 (470. 661)

ББК 74.2 (2 Рос. Чеч.)

В 38
Печатается по решению Ученого совета

Института проблем образования

Министерства образования и науки

Чеченской Республики



Под редакцией


А. М. Арсанукаева

Научно-редакционный совет Института:


А. М. Арсанукаев (председатель), В. Ю. Гиреев,

Л. У. Курбанова, Э. Х. Солтаханов, А. Д. Тимаев,

Р. А. Чахкиева (заместитель председателя), Я. У. Эсхаджиев

Ответственные за выпуск:

Р. А. Чахкиева, Я. У. Эсхаджиев

В 38 Вестник Института проблем образования МОиН ЧР. Вып. 2. – Грозный: Издательство «Абат», 2004. – 164 с.


ISBN 5-98108-005-1
Вестник Института проблем образования МОиН ЧР – научно-практическое издание. В нем публикуются статьи и другие материалы как научно-теоретического, так и научно-прикладного характера по результатам исследований и разработок сотрудников Института, адресуемые не только ученым, научным работникам, но и специалистам-практикам: учителям школ, преподавателям высших и средних учебных заведений, специалистам органов управления образованием, руководителям общеобразовательных учреждений.

 Институт проблем образования


МОиН ЧР, 2004

СОДЕРЖАНИЕ

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 6

З. Р. Успаева, 6

ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ПОДГОТОВКЕ К 2004-2005 УЧЕБНОМУ ГОДУ 6

А. Л. Устаев 13

К ВОПРОСУ О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 13

ИССЛЕДОВАНИЯ: ЯЗЫК, ЛИТЕРАТУРА 20

А. И. Халидов 20

ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ЧЕЧЕНСКОМ ЯЗЫКЕ 20

А. Д. Тимаев 27

РЕДУКЦИЯ СОГЛАСНЫХ В ЧЕЧЕНСКОМ ЯЗЫКЕ 27

Т. М. Вагапова 39

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ


МЕСТОИМЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ 39

В. Ю. Гиреев 45

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПАДЕЖНОЙ
СИСТЕМЫ ЧЕЧЕНСКОГО ЯЗЫКА 45

Ю. А. Айдаев 57

МАГОМЕТ СУЛАЕВ 57

А. М. Арсанукаев 79

РИФМА. ХIИНЦАЛЕРЧУ НОХЧИЙН
ПОЭЗЕХЬ ЦУЬНАН БАШХАЛЛАШ 79

МЕТОДИКА И ОПЫТ 86

Я. У. Эсхаджиев 86

ПУНКТУАЦИ. ЙОЗАНЕХЬ САЦАРАН ХЬАЬРКАШ


ХIИТТОРАН БАКЪОНАШ 86

Э. Х. Солтаханов 99

ЮЬХЬАНЦАРЧУ КЛАССАШКАХЬ НОХЧИЙН МОТТ ХЬЕХАРАН ГЕРГГАРЧУ ХЬЕСАПЕХЬ ЙОЛУ КАЛЕНДАРНИ ПЛАНАШ 99

С. Э. Эдилов 108

ЛОВЗУШ, IЕМА 108

ПЕДАГОГИКА, ЭТНОПЕДАГОГИКА, СИСТЕМА


ЭТИКО-ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ 115

Э. Д. Абдурашидов 115

ПОНЯТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ЧЕЧЕНСКОМ ОБЩЕСТВЕ 115

Курбанова Л.У. 122

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО
УЧИТЕЛЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 122

С-А. М. Аслаханов 130

НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ЧЕЧЕНЦЕВ КАК СРЕДСТВО МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА
ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ 130

А. М. Арсанукаев 166

ПАМЯТИ Ю. А. АЙДАЕВА 166


ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

З. Р. Успаева,

первый заместитель министра

образования и науки ЧР



ОБ ИТОГАХ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ПОДГОТОВКЕ К 2004-2005 УЧЕБНОМУ ГОДУ


(Доклад на расширенном заседании коллегии Министерства

образования и науки Чеченской Республики 24 августа 2004 г.)


Во исполнение решений апрельской 2004 года коллегии Министерства образования Республики «О подготовке учреждений образования к 2004-2005 учебному году» педагогическими коллективами всех типов образовательных учреждений проделана немалая работа.

В целях выполнения поставленных задач по организации начала нового учебного года в Министерстве образования, а также в органах управления образованием на местах и в учебных заведениях были разработаны конкретные практические мероприятия. Подробно следует остановиться на работе отделов образования и педколлективов в этом направлении. Практически все отделы своевременно мобилизовали коллективы на решение первоочередных задач, связанных с началом учебного года. Во многих учреждениях были созданы и успешно работали ученические производственные бригады. Они оказали действенную помощь в ремонте мебели, учебников, в оформлении кабинетов, подготовке дидактического материала. Следует отметить работу таких бригад в Наурском, Надтеречном, Гудермесском, Шелковском районах, в г. Грозном. Причем в Надтеречном районе и в г. Грозном труд ребят оплачен за счет средств, выделенных Департаментом труда и занятости населения. Так, в г. Грозном каждый район получил на эти цели по 60 тысяч рубей.

Значительная помощь учебным заведениям в проведении ремонтных работ оказана Министерством образования республики. Выделено различных строительных материалов на сумму около 50 млн. рублей, а педколлективы своими силами, с привлечением родительской общественности и предприятий, сделали все, чтобы первого сентября дети пришли в уютные и хорошо подготовленные школы.

Качественно, эстетично выдержанно, с соблюдением всех санитарно-гигиениче­ских норм и с большой любовью подготовлены к учебному году Урус-Мар­тановская №1, Шалажинская №2, Рошни-Чунские школы №№1, 2, средние школы Урус-Мартановского района, Червленские СШ №1 и ООШ, Ораз-Аульская, Шелковская №2, Воскресеновская, Дубовская средние школы Шелковского района, Горагорская №1, Калаусская, Знаменские №№1, 2, 3, Надтеречные №№ 1, 2, сред­ние школы Надтеречного района, Герменчукская СШ. Серноводская СШ №3, школы №№33, 41, 58, 48, 39 г. Грозного, Гудермесское педучилище, техникум информатики, вычислительной техники и статистики и многие другие.

Мы по праву можем гордиться такими школами, как Урус-Мартановская СШ №1, учащиеся которой неоднократно участвовали во Всероссийских соревнованиях и олимпиадах и становились призерами. Эту школу сегодня можно поставить рядом с лучшей Российской школой по всем параметрам; Ойсхарская средняя школа №2, которая принимала участие во Всероссийском конкурсе «Лучшие школы России» и заняла призовое место в номинации «Школа – социокультурный центр села»; прогимназия №97, рисунок ученицы которой занял первое место в мире и учащиеся которой занимаются по учебному пособию своих учителей.

К большому нашему удовольствию подобных примеров сегодня у нас немало.

Помимо текущих ремонтов, на объектах образования произведены работы, которые потребовали значительных сил и средств. Так, в Гудермесской средней школе №2 произведено сооружение односкатной крыши шиферного покрытия коридорного перехода, в Энгель-Юртовской СШ №2 завершены работы по сооружению отопительной системы (котлы выделены Министерством образования), в Бильтой-юртовской СШ полностью отремонтирована крыша правого крыла здания, введено дополнительно два классных помещения. В Ишхой-Юрте отремонтирована подъездная дорога к школе и освобождена от оползневой земельной насыпи пятидесятидвухметровая стена школьного здания. В 3-х классных помещениях Лесхозовской ООш Шелковского района без помощи со стороны произведен капитальный ремонт. После капитального ремонта сдано в эксплуатацию здание Старо-Атагинской СШ №1, первый блок здания Беркат-Юртовской СШ, спортивный зал и учебные мастерские Алхан-Юртовской СШ Урус-Мартановского района. В Ассиновской СШ №1 Сунженского района осуществлен ремонт отопления и благоустроена пришкольная территория. Устроены котлы на жидком топливе в Катыр-Юртовской СШ №2 Ачхой-Мартановского района. Произведен ремонт крыши Ачхой-Мартановской СШ №4 с переводом ее на шатровую.

Все эти работы произведены с помощью Министерства образования республики и за счет энтузиазма коллективов.

В подготовке к учебному году оказали помощь отдельные предприятия и гуманитарные организации. Так, заканчивается капитальный ремонт здания Ачхой-Мартановской средней школы №1, который осуществляется при участии благотворительного фонда им. Зии Бажаева.

Силами гуманитарных организаций проведены ремонтно-восстановительные работы в средних школах №№8, 41, 50, 51, 56, школе-интернате №1 г. Грозного. К сожалению, гуманитарные организации не производят работ по электромонтажу и устройству отопления. Эти работы приходится выполнять самим, не имея на то никаких денежных средств.

Активное участие в подготовке к учебному году приняли госхозы «Дружба», «Виноградный», «Л. Н. Толстого», «Кавказ», «Северные электрические сети» Шелковского района и госхозы «Победа», «Имени Митаева», «Комсомольский», «Авангард» Наурского района и Комитет по виноделию и виноградству, отремонтировавшие Новощедринскую, Каршыга-Аульскую, Воскресеновскую, Старогладовскую, Кобинскую, Червленскую №1 школы.

На многих объектах Министерства образования работает фирма «Казбек» (директор Абуезидов И.). Этой фирмой восстановлены после полного разрушения здания Бенойской и Рагун-Кажинской средних школ Ножай-Юртовского района. При этом качество работы хорошее.

С пониманием отнеслись к проблемам педколлективов и оказали действенную помощь в подготовке к новому учебному году некоторые главы администраций. Это Жамалдаев Шаид Вахаевич (Грозненский район), Нутаев Хусейн (Шелковской район), Ахметханов Султан (Надтеречный район), Абастов Ахмед (Гудермесский район), Гаибов Идрис Абдулаевич (Курчалоевский район), новый глава администрации Шалинского района Гутаев Ахмед, глава администрации с. Герменчук Чатаев Алауди, главы администраций всех четырех районов г. Грозного.

Существенную роль в восстановлении объектов образования играет Федеральное казенное предприятие «Дирекция».

Федеральной целевой программой «Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики» в 2004 году предусмотрено восстановление 39 школ, техникума информатики, вычислительной техники и статистики, трех ВУЗов, трех учреждений начального профессионального образования на общую сумму 240 млн. рублей. Всего освоено средств на 1 августа 70, 886 млн. руб., подготовлено к сдаче 8 школ. Это Майртупская СШ №1 и Гельдегенская СШ №1 Курчалоевского района (генподрядчик «Агропромстройкорпорация ЧР»); Бенойская и Рагун-Кажинская средние школы Ножай-Юртовского района (генподрядчик фирма «Казбек»), Валерикские школы №№1, 2 Ачхой-Мартановского района (генподрядчик «Мосстройтехкомплект»), СШ №2 г. Аргуна (генподрядчик «Балкорстрой»), Сары-Суйская СШ №1 Шелковского района (генподрядчик «Агропромстройкорпорация»).

Работы на остальных объектах продолжаются. 13 из них планируется сдать в текущем году, остальные объекты будут переходящими на 2005 год.

Деятельность «Дирекции» вызывает много нареканий. Например, по сегодняшний день не устранены недоделки на объектах средних школ №№ 10, 26, 33 г. Грозного и это, к сожалению, не единственные примеры.

Переходящими объектами стали средние школы №№29, 42, работающие в приспособленных или арендуемых помещениях. Таких по г. Грозному 17 из 46 действующих школ.

Есть строительные организации, которые практически не приступали к работе. Например, «Балкострой» должен произвести работы по наладке отопления, электромонтажные работы, благоустроить и оградить территорию Замай-Юртовской школы Ножай-Юртовского района. По состоянию на 20. 08. 04 г. выполненных работ по данному объекту нет. Не лучше обстоят дела по Урус-мартановской СШ №2 (генподрядчик «Чеченагропромстрой»), Алхан-Юртовской СШ №1 (генподрядчик «Мосстройтехкомплект»), Алхан-Калинской СШ №2, Гехинской СШ №1, Гехи-Чунской (генподрядчик тот же).

В целом на объектах образования, включенных в Программу 2004 года, с приходом нового директора Курбанова качество выполняемых работ заметно возросло по сравнению с прошлыми годами, и повысился уровень контроля со стороны «Дирекции». Ведутся интенсивные работы по восстановлению объектов высшего, среднего и начального профобразования. В них формируются и привлекаются к строительным работам студенческие отряды.

Министерством образования проделана работа по пополнению библиотечного фонда учебных заведений. В результате процент обеспеченности учебниками составит: федеральными – 85%, региональными – 70% (в прошлом году цифры эти были 80 и 60 процентов). Нами заказаны в издательстве «Просвещение» 654923 учебника федерального комплекта, готовы к печати и будут изданы, при наличии финансирования, учебники по чеченской литературе для 3, 4, 5, 9, 11 классов, История ЧР для 8-11 классов, География ЧР для 8 класса.

Исходя из того, что многие библиотечные работники не имеют специального образования, отделом в течение лета проводились семинары для школьных библиотекарей и для сведения замечу, что библиотекарь Беной-Веденской средней школы Ножай-Юртовского района Алхазова стала лауреатом на Всероссийском конкурсе «Библиобраз» и получила в качестве премии книги на 600 тыс. рублей.

Выдача регулярной заработной платы работникам системы образования, осуществляемая с 2004 года, позволила в основном решить проблему комплектования учебных заведений квалифицированными педагогическими кадрами. В некоторых районах мы имеем даже избыток учителей по ряду предметов. Но вместе с тем данная проблема решена не до конца: есть вакансии преподавателей информатики и иностранных языков. Этот вопрос находится на контроле у Министерства.

Министерством была продолжена работа по повышению педагогического мастерства. Так, в течение лета курсы повышения квалификации прошли 913 учителей, из них в регионах России – 113 чел.

Высший квалификационный разряд присвоен 391 учителю.

В соответсвтии с Федеральной Целевой Программой «Дети России» и во исполнение распоряжений Правительств РФ и Чеченской Республики Министерство образования проводило работу по организации оздоровления и отдыха детей «Лето-2004».

В мае-июне 2004 г. специалисты Министерства совместно с правительственной комиссией проверяли пансионаты и санатории КБР, КЧР, Ставропольского и Краснодарского краев. Соответствующие предложения Министерство передало в федеральную службу социальной защиты и в отдел социальной политики Правительства Республики.

Отделом дополнительного образования Министерства были организованы семинары для воспитателей, сделаны разработки мероприятий для организации досуга детей на местах.

Особое внимание уделялось организации отдыха, оздоровления и занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: детей-сирот, детей-инвалидов, детей из малоимущих семей и детей из пунктов временного размещения.

В течение лета через Министерство отдохнуло 9500 учащихся. В июне месяце были открыты пришкольные оздоровительные площадки с охватом трех тысяч детей, которые содержались за счет гуманитарной помощи. Из-за отсутствия средств в последующие летние месяцы лагеря были закрыты.

Следует отметить положительную работу по организации летнего отдыха и оздоровления детей Гудермесского, Веденского, Сунженского, Ножай-Юртовского районов.

В целях обеспечения основного всеобуча педколлективами проведен августовский учет детей, в конце августа повсеместно состоятся их переклички. По предварительным данным количество учащихся будет более 200 тыс. человек. Это значит, что проблема с посадочными местами в ряде школ сохранится. Речь не идет об ученической мебели, которой практически все заведения обеспечены полностью, имеются в виду мощности школ. В г.г. Гудермес, Грозный, Аргун и во всех райцентрах из-за возвращения из Ингушетии детей вынужденно перемещенных лиц школам придется заниматься в три смены. А в Октябрьском районе Грозного по ул. Окружной появилась необходимость открыть новую школу для перемещенных лиц, где насчитывается более 400 детей школьного возраста.

С целью определения в новом учебном году основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в рамках комплексной программы модернизации системы образования РФ и ЧР в республике проходят августовские конференции и заседания педагогических советов, на которых обсуждаются итоги проделанной работы и намечаются задачи на новый учебный год. В них принимают активное участие работники Министерства, представители администраций, родительской общественности. Тематика августовских педагогических конференций была рассмотрена на совещании с руководителями учреждений образования при министерстве и направлена в районы республики.

К сожалению, в ходе подготовки к учебному году педколлективы сталкиваются и с непредвиденными трудностями.

Так, в результате вылазки боевиков в июле 2004 г. в с. Автуры Шалинского района сожжена СШ №2, получила значительные повреждения СШ №1. Из-за подрыва фугаса повреждена крыша, побито стекло Ойсхарской СШ №1 Гудермесского района, в результате обстрела сожжены Шерды-Мохковская, Тазен-Калинская школы Ножай-Юртовского района, повреждена СШ №17 г. Грозного. Для оказания оперативной помощи таким объектам и решения вопросов, связанных с этим на республиканском уровне, в Министерстве сформирована комиссия во главе с заместителем министра. В меру своих возможностей она решает вопросы по оказанию помощи пострадавшим школам.

Все еще не решена проблема освобождения учреждений образования, занятых федеральными и силовыми структурами, несмотря на неоднократные обращения министра Дадаева Л. М. в различные инстанции. А таковых по Республике 30. По этой причине не имеют возможности осуществлять эффективно учебно-воспитательный процесс школа-интернат для глухих детей (здание занято РОВД Октябрьского района), средняя школа №18 (здание занято федералами). А в Веденском районе целая территория, на которой располагались прежде санаторно-лесная школа, школа-интернат и отдел образования, также занята федералами. В результате названные учреждения располагаются в приспособленных или арендованных помещениях или вообще перестали существовать.

Учитывая общую ситуацию в России по противопожарной безопасности, Министерством образования, коллективами учебных заведений проделана определенная работа в данном направлении. Оборудованы пожарные щиты, имеются огнетушители, пожарные водоемы, на некоторых объектах произведена обработка чердаков, подвалов, крыш противопожарными средствами.

В ряде учреждений образования все еще имеются трудности, связанные с отсутствием водо и электроснабжения. Это в основном учреждения г. Грозного, Веденского, Итум-Калинского, Шаройского, Шатойского районов. Поэтому в учебных заведениях этих районов не может быть выполнена Президентская программа компьютеризации сельской школы, хотя недостатка в этой технике в республике нет: на сегодня Министерством получены более 4 тыс. компьютеров.

Несмотря на имеющиеся объективные и субъективные трудности, 460 школ, 15 профтехучилищ, 7 учреждений среднего профессионального образования, три вуза готовы принять первого сентября детей и молодежь. Также готовы принять детей 65 дошкольных учреждений, 88 учреждений дополнительного образования, более 20 вечерних школ.

Это стало возможным благодаря пониманию и большой поддержке системы образования республики во главе с ее министром Дадаевым Л. М. со стороны всех вышестоящих органов, начиная от ныне покойного Президента Чеченской Республики Ахмат-Хаджи Кадырова, который при первой своей встрече с учительством в 2000 году обещал ему всестороннюю поддержку во всех вопросах. Так оно в действительности и было. Благодаря прежде всего ему Министерство впервые за последние 12-13 лет имело возможность издать учебники на чеченском языке, на что было выделено по его указанию 30 млн. руб.

Такую же поддержку Министерство все четыре года чувствует и со стороны Правительства Республики и Министерства образования Российской Федерации. В лице бывшего министра Филиппова Владимира Михайловича и его первого заместителя Балыхина Григория Артемовича Министерство нашло полное взаимопонимание, заинтересованность возродить систему образования Чечни и делали это оперативно, действенно, привлекая к этому почти все субъекты Российской Федерации.

Аппарат Министерства образования, все отделы и учреждения образования, весь педагогический корпус благодарен за такое отношение и сделает все от него зависящее для того, чтобы дети Чечни выросли достойными гражданами Российской Федерации.


А. Л. Устаев

следующая страница >>