Инновационные идеи проведения уроков музыки в общеобразовательной школе - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок развития речи) (Подготовка к сочинению) 1 71.09kb.
Воспитание интереса к изучению русского языка и литературы через... 1 279.66kb.
Коллективный договор муниципального общеобразовательного учреждения... 2 422.02kb.
Основной и ведущей формой физического воспитания в школе был и остается... 1 214.32kb.
Воспитательный потенциал уроков обществознания 1 42.31kb.
Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются... 1 237.11kb.
Выборочные диктанты и самодиктанты по русскому языку 1 421.71kb.
«Многообразие живого мира» 1 48.54kb.
Учебники по русскому языку и чтению для коррекционной школы как Методическая... 4 1541.16kb.
«Деловой русский язык современного фермера», основываясь на методическую... 1 40.79kb.
Положение о правилах работы учителей и школьников в сети Интернет... 1 102.82kb.
Область применения тефлоновых лент 1 30.74kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Инновационные идеи проведения уроков музыки в общеобразовательной школе - страница №1/1



Мосальск Милевская Наталия Григорьевна

приложение 1…………………………………………………………………………….20 1

приложение 2…………………………………………………………………………….33 1

приложение 3…………………………………………………………………………….36 1

приложение 4…………………………………………………………………………….40 1

приложение 5…………………………………………………………………………….46 1

приложение 6…………………………………………………………………………….54 1

приложение 7…………………………………………………………………………….59 1

Инновационные идеи проведения уроков музыки в общеобразовательной школе. 2

Введение. 2



Стратегический план. 4

Общие стратегические цели. 4

Конкретная цель проекта. 7

Задачи проекта: 7

Этапы реализации программы. 8

Обоснование жизнеспособности проекта и его результатов после окончания проекта. 9



План реализации проекта. 10

Результаты проекта. 11

Кабинет музыки. 11

Возможности применения компьютера на уроке музыки. 12

Хоровое пение. 12

Слушание музыки. 13

Изложение нового материала. 15

Закрепление. Проверка знаний. 16

Игровые моменты на уроке музыки. 17

Домашние задания. 18

Заключение. 19

Литература: 20

приложение 1…………………………………………………………………………….20

приложение 2…………………………………………………………………………….33

приложение 3…………………………………………………………………………….36

приложение 4…………………………………………………………………………….40

приложение 5…………………………………………………………………………….46

приложение 6…………………………………………………………………………….54

приложение 7…………………………………………………………………………….59


ФОТО…………………………………………………………………………………………………….65

Инновационные идеи проведения уроков музыки в общеобразовательной школе.

Введение.


Музыка  один из видов искусства, язык звуков и интонаций. Издавна люди хотели жить интересно, красочно. Музыка служит взаимопониманию людей, помогает обрести смысл жизни.

Ни для кого не секрет, что наше общество переживает в настоящее время серьезный духовный кризис. Одной из главных причин этого кризиса является установка на развлекательные формы массовой культуры. Наибольший ущерб нанесен детскому дошкольному и школьному музыкально-эстетическому образованию. Оно подменяется формированием потребительского отношения к музыкальному искусству. Художественные и музыкальные вкусы зачастую складываются в условиях преобладания музыкального ширпотреба.

Такое положение очень беспокоит меня как человека, воспитанного на лучших образцах классической, народной, духовной музыки; как гражданина, наблюдающего, как теряются, уходят в небытие культурные традиции нашего народа; как педагога – учителя музыки в общеобразовательной школе. И как любого неравнодушного человека эта обеспокоенность побуждает меня к действию: надо что-то менять.

Почти каждый школьный учитель-музыкант размышляет о создании собственной программы музыкального воспитания, где бы учитывалась специфика региона, контингент учащихся, творческие и технические возможности педагога.

Идея обновления музыкального образования в школе не давала и не дает мне покоя, заставляет искать новые формы и методы работы, искать дополнения к программному материалу по музыке. Большинство городских и сельских школ активно включились в процесс модернизации российского образования. Современная жизнь ставит новые проблемы и перед музыкальным образованием в массовой школе. Однако это далеко не простое дело.

По данным многих социологических опросов музыка - самый любимый вид искусства детей и подростков. В одной из сельских школ Ивановской области был проведен социологический опрос. 78 % учащихся в свободное время из всех видов искусств отдавали предпочтение музыке, хотя интерес к самому уроку музыки на тот момент составлял лишь 45%. Причина такого разрыва была, прежде всего, в отсутствии интереса к урокам музыки. Почему? Возможно, они не интересны по причине отсутствия новых технологий в обучении музыке, а может быть потому, что эта школа находится в провинциальном городе или в селе.

Удалённость многих российских школ от очагов культуры не должна влиять на уровень духовно-культурного развития детей, а значит, именно в таких школах информационные технологии должны стать приоритетными. Во многих селах и малых городах русской глубинки отсутствуют учреждения дополнительного образования. Однако с помощью современных электронных инструментов учитель музыки в школе, при желании, легко сам может постоянно обучаться, осваивая новые технологии, и обучать детей. Перед современным учителем встает задача идти вместе с детьми к пониманию музыки, учить самостоятельно познавать музыкальное искусство и вырабатывать потребность общения с музыкой.

Огромную помощь в этом оказывают новые приемы и средства работы, а именно музыкально-компьютерные, которые стали неотъемлемой составной частью современного искусства.



Стратегический план.

Общие стратегические цели.


XXI век уже не ближайшее будущее, которое наступит когда-то. Это реальность наших дней. Мы очень незаметно для себя переступили этот рубеж. Многим учителям кажется, что ничего в жизни школы не изменилось: и дети, которые приходят к нам в класс, такие же, как и десять — пятнадцать лет назад. Увы, но это не так. Сегодняшние мальчишки и девчонки совершенно по-другому воспринимают окружающий мир, прекрасно владеют техникой: они знают, где и как добыть важную информацию; следовательно, изменяется и статус, и роль учителя. Современный школьник уже почти не воспринимает учителя с мелом в руке. Ему интересно, если вместо доски в классе стоит компьютер с мультимедийным проектором или SMART доска и во время урока учитель использует современные наглядные средства. Да и учитель, умеющий работать с техникой и обучающий где можно «добыть» информацию и как ей воспользоваться, вызывает большее уважение у своих учеников.

И хотя задачей педагогов по-прежнему является обеспечение интеллектуального, нравственного, культурного, физического развития подрастающего поколения, делать это старыми способами и средствами невозможно. Объем информации, которую учитель должен передать детям, увеличивается с каждым годом в несколько раз, следовательно, репродуктивными методами этого достигнуть не реально. Необходимо внедрение современных научных достижений педагогики, психологии и технических средств в повседневную жизнь школы. Важно заинтересовать учеников самим процессом обучения, удерживать этот интерес, координировать их действия.

Концепция модернизации российского образования выдвигает новые критерии качества образования. Выпускник школы должен получить систему универсальных знаний, которые помогут ему успешно адаптироваться на рынке труда; обладать высокой креативностью мышления, позволяющей творчески подходить к решению проблем; быть зрелой личностью, способной критически оценивать окружающую действительность и поступающую извне информацию. В реализации этих задач я вижу большую значимость предметов художественно-эстетического цикла и уроков музыки в частности.
ак теряются, уходят в небытие,

За время моей работы учителем музыки, а это без малого 30 лет, несколько раз менялись образовательные программы по музыке. Самой интересной и продуктивной, на мой взгляд, была программа, созданная Д. Б. Кабалевским. Несомненно, за годы работы по программе Д. Б. Кабалевского поднялся престиж учителя музыки, и сам урок музыки в школе. Но, заглядывая в будущее, необходимо и критически осмыслить проблемы музыкального образования в резко изменившейся социокультурной среде, искать пути его обновления. Однако, по-прежнему актуальными оставались вопросы:



  • как сделать урок музыки уроком искусства?

  • как сделать так, чтобы урок музыки стоял в образовании на одном уровне с другими предметами в школе, который одинаково, а в чем-то больше влиял на качество образования и воспитания школьника?

  • какая роль отводится в этом процессе самой музыке, учителю, ее преподающему, и ребенку, ее постигающему?

  • почему же уровень музыкальной культуры школьников растет так медленно, что школьники не только не приобретают музыкальной грамотности, но и не овладевают элементами музыкальной грамоты?

  • в системе Кабалевского отсутствует очень важное звено: ее авторы не предложили механизма диагностики уровня образованности выпускника школы по предмету “Музыка”.

В последние годы содержание музыкального образования обновлялось в расширительном плане: введение фольклора, духовной (церковной) музыки, новых произведений и жанров, привлечение других видов искусства (так называемые интегрированные уроки). Однако это обновленное содержание остается отчужденным от ребенка, поскольку по-прежнему преобладают информативные методы обучения: все продолжает держаться на учителе, а ребенок не «проживает» полученные знания и, значит, не понимает смысла своей деятельности.

Время предъявляет совсем другие требования к уроку музыки: важнейшая роль отводится чувствам и эмоциям; комплексному воздействию на учеников (на их психику, моторику, физиологию); единству эмоционального, художественного и сознательного отношения к музыке. Эффективность уроков музыки должна зависеть не столько от программы и методик, сколько от особенностей личности педагога, его профессиональных знаний и педагогического мастерства.

Эти взгляды на современное музыкальное образование, совпадают с моими педагогическими замыслами и помогли разрешить мои внутренние противоречия в профессиональной деятельности. Мне хотелось, чтобы дети на уроке музыки не усваивали, повторяли и закрепляли материал, а переживали музыку, оценивали музыку, выражали свои чувства к музыке, учились рассуждать о музыке. Мне очень нравятся отношения в системе «учитель – ученик» с приставкой «со»: сопереживание, сотрудничество, соучастие, сотворчество.

Все это вместе привело меня к мысли искать что-то новое, более содержательное, современное, чтобы дети «заразились» моей идеей осовременить урок музыки, чтобы сами принимали участие в проведение урока. Я четко знала, что без изменения педагогической технологии – качество урока музыки не улучшить. Современный урок музыки - это урок, который насыщен новыми приёмами педагогической техники практически на всех его этапах.

“Современное музыкальное образование, чтобы стать действительно современным, нуждается не только в обновлении своего содержания, но и в коренном пересмотре своих основ” - пишет Людмила Валентиновна Школяр. Действительно, современная программа по музыке, а с ней и современный урок музыки, непременно должна отвечать следующим требованиям:


  • Признание равноправными всех видов музыкальной деятельности ребенка: хоровое пение, слушание – восприятие музыки, музыкально-ритмическое движение, игра на элементарных инструментах, музыкальное творчество – импровизация, постижение основ музыкальной грамоты.

  • Включение таких важных составляющих, как духовная (церковная) музыка и фольклор.

  • Направление работы по интеграции художественных дисциплин.

  • Организация современного музыкального досуга школьников.

  • Отбор музыкального материала для хорового пения, который осуществляется самим учителем на основе национальных особенностей музыкальной культуры народа и традиций конкретного региона России.

  • Опора на региональный компонент через сотрудничество с общественными, государственными музыкальными организациями (с музыкальными школами, училищами и т.д.)

  • Продумывание механизма диагностики уровня образованности выпускника школы по предмету “Музыка” и систему оценок для музыкального обучения.

  • Урок должен способствовать развитию познавательного интереса обучения, при котором ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает вопросы проблемного, творческого, исследовательского характера.

В 2005 году Министерством образования и науки Российской Федерации была рекомендована «Программа по музыке для начальных классов» авторы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина и «Программа по музыке для 5-9 классов» авторы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева. Эти программы составлены в соответствии с основными идеями музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству. Директор нашей школы предложила мне ознакомиться с этой программой и продумать пути перехода на новую программу. Одновременно школа стала участвовать в эксперименте по апробации учебно-методических комплектов (УМК) и инновационных учебно-методических комплексов (ИУМК), которые будут создаваться к новым инновационным программам по разным предметам и по музыке в частности.

Взвесив все «за» и «против», я решила составить свой проект обновления музыкального образования в школе, проект, который даст возможность заинтересовать учеников самим процессом обучения, в котором огромную помощь будут оказывать новые технологии, а именно музыкально-компьютерные.



Конкретная цель проекта.


  • Поставить урок музыки в образовании на одном уровне с другими предметами в школе, способствовать тому, чтобы он одинаково, а в чем-то больше влиял на качество образования и воспитания школьника.

  • Развивать с помощью уроков музыки познавательный интерес к обучению, в процессе которого ученик действует активно, вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает вопросы проблемного, творческого, исследовательского характера.

Для достижения поставленной цели мною запланировано решение следующих задач:

Задачи проекта:


  • Проанализировать и частично откорректировать существующие программы по музыке для общеобразовательных школ;

  • укрепить материально-техническую базу кабинета, обеспечивающую внедрение и активное использование ИКТ;

  • совершенствовать ИКТ-компетентность учителя и учеников;

  • внедрить ИКТ в учебную, педагогическую деятельность;

  • поднять уровень музыкальной культуры школьников.

Этапы реализации программы.


Первый этап (2005-2006 уч. год)

  • создание материальной и технической базы кабинета музыки;

  • самообразование: создание интерактивных презентаций, тестов;

  • формирование компьютерной грамотности учащихся.

  • участие в эксперименте «апробация учебных материалов нового поколения» - с октября 2005 года -2008года.


Второй этап (2006-2007 уч. год)

  • обновление материально-технической базы кабинета музыки;

  • подключение кабинета музыки к школьной локальной сети, сети Интернет;

  • создание методической базы кабинета;

  • самообразование: «Создание интерактивных сайтов»;

  • разработка компьютерных методических пособий и тестов по музыке;

  • создание медиатеки, фонотеки кабинета;

  • участие в эксперименте «апробация учебных материалов нового поколения» - с октября 2005 года -2008года;

  • участие в семинарах для учителей-предметников.


Третий этап (2008-2009 уч. год)

  • расширение материально-технической базы кабинета музыки;

  • пополнение методической базы кабинета;

  • разработка компьютерных методических пособий и тестов по музыке;

  • самообразование: работа со звуковыми редакторами, создание анимационных роликов;

  • создание медиатеки, фонотеки и видеотеки кабинета музыки;

  • участие в сетевых методических сообществах (областном и региональном);

Четвертый этап (2009-2010 уч. год)

    • распространение накопленного опыта.



Обоснование жизнеспособности проекта и его результатов после окончания проекта.


Проект должен помочь создать урок музыки, который будет насыщен новыми приёмами педагогической техники практически на всех его этапах. Назову основные из них:

Музы­кально-творческая деятельность.

    • Звуковой и информативный музыкальный материал, необхо­димый на уроке, содержит готовые программные продукты (ЦОРы, ИУМК, энциклопедии и пр.). Данные ресурсы служат "сырьём" для создания тематических мультимедиа презентаций, а также позволяют вплести в ткань урока видеоряд. Особенно это важно на уроках, посвященных музыкально-сценическим жанрам.

Работа с Интернетом.

    • Интернет позволяет быть в курсе мировых музыкальных новостей, а новейшие Flash-технологии помогают собирать дополнительные материалы к уроку.

Использование технических средств обучения.

    • Звуковые редакторы. С помощью цифрового формата звука на основе музыкальных редакторов можно создавать качественные музыкальные компо­зиции, объединять в единое целое фрагменты урока. Таким образом, значительно увеличивается количество воспринимаемой на уроке музыкальной информации. Современные технологии сжимания звука позволяют хранить гигантские объёмы музыки, а быстрый её поиск помогает на уроке обращаться к самым разным музыкальным примерам.

    • Цифровые инструменты и музыкальные центры. Электроакустическое звучание, пространственная организация и динамический размах цифровых инструментов и проигрывателей выводят на качественно новый уровень музыкальное прослушивание.

    • Звукозапись на уроке даёт возможность проанализировать исполнение.

    • Электронный синтезатор предоставляет широкие возможности открытий в художественно-образной сфере. Это ярко прослеживается в проектировании музыкального звучания: оригинального по окраске, выдержанного в соответствующей стиле. А спецэффекты и возможность участия в музицировании вызывают огромный интерес у детей. Здесь важно преодолеть односторонние представления учащихся об электронных инстру­ментах, связанных исключительно с молодёжной развлекательной музыкой, и сделать эти инструменты средством формирования хорошего музыкального вкуса.

В небольшом населённом пункте учитель музыки несёт нагрузку по выполнению не только педагогической функции, но и просветительской, а также по организации культурной жизни своего городка. На первом месте, конечно, концертные выступления учащихся. В связи с отсутствием возможности бывать на профессиональных концертах, свои выступления становятся практически единственным средством общения с живым искусством. Благодаря новым электромузыкальным инструментам, новым технологиям, организовывать такие концерты стало много проще и быстрее.

Поэтому с 2005 года, постепенно, я осваиваю свой проект, который основан на применении компьютерных технологий и новой программе для общеобразовательных школ авторы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева. Эта программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусства. Она дает возможность учащимся освоить духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, развивать в процессе занятий творческий потенциал, ассоциативное мышление и воображение, воспитывать музыкальность, художественный вкус и потребность общения с искусством.

Ведь именно к этой программе разрабатываются новые цифровые образовательные ресурсы, учебно-методические материалы (учебники, тетради для учеников), выпускаются музыкальные диски, создан специальный сайт в Интернете: «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (http://school-collection.edu.ru/). Поэтому без освоения компьютерных технологий учитель не будет иметь возможности пользоваться всеми упомянутыми ресурсами.



Проект разработан на три года, но я думаю, что после реализации первой части проекта, будет разработан следующий этап.

План реализации проекта.


Задача

Запланирована

Реализована

Корректировка программы и тематического планирования в соответствии с инновационным проектом

2005 – 2006 год

2006 – 2007 год

Обновление материально-технической базы:

  • Компьютер, проектор, экран, сканер, принтер, компьютерный стол;

  • Музыкальный центр, синтезатор;

  • Баян, детский шумовой оркестр.

2005 – 2008 гг.

2006 – 2009 гг.

Создание методической базы кабинета (список в приложении 1)

2006 – 2009 гг.

Продолжает пополняться

Самообразование: создание интерактивных презентаций, тестов

2005 – 2006 гг.

2005 – 2006 гг.

Участие в эксперименте «апробация учебных материалов нового поколения» - с октября 2005 года -2008года

2005 – 2008 гг.

Апробировала диски по музыке в 1, 2, 5-6 классах

Самообразование: «Создание интерактивных сайтов»


2006-2007 гг.

Создано несколько сайтов, которые участвовали в конкурсах: «Мосальск в годы войны», «Музыкальная азбука от А до Я»

Подключение кабинета музыки к школьной локальной сети, к сети Интернет

2006 - 2007 гг.

2007 год

Пополнение медиатеки, фонотеки и видеотеки кабинета музыки.

2007 – 2008 гг.

продолжает пополняться

Самообразование: работа со звуковыми редакторами, создание анимационных роликов

2008 – 2009 гг.

2008 – 2009 гг.

Участие в сетевых методических сообществах (областном и региональном)


2008-2009 гг.

Зарегистрирована в 2008 году и выкладываю работы на страницах обществ (Приложение 7)

Распространение накопленного опыта.


2009 – 2010 гг.

2008 – 2010 гг.

(Приложение 7)





Результаты проекта.

Кабинет музыки.


В школе мною оформлен и технически укомплектован кабинет музыки. Собрано много методической литературы, есть большая аудио и видеотека.

Приложение 1

Возможности применения компьютера на уроке музыки.


Применение ИКТ в обучении музыке помогло мне решить некоторые проблемы, которые, я думаю, есть во многих сельских и районных школах. Представляю возможности практического применения компьютера на уроке музыки на разных этапах урока.

Подготовка к урокам начинается с календарно-тематического планирования. Все календарно - тематические планы подготовлены мною в компьютерном варианте, что значительно облегчает контроль прохождения программы в течение года, позволяет вводить необходимые коррективы. В тематическом планировании есть графа, в которой я отмечаю, презентацию, диск, тест, подготовленный для урока. Планирую подготовить цифровые ресурсы по каждой теме урока, чтобы облегчить работу себе, чтобы уроки проходили на высоком методическом уровне, чтобы поднять интерес к урокам музыки, чтобы поделиться опытом с другими учителями.



Приложение 2.

Готовясь к урокам, я также часто использую Интернет. С его помощью я пополнила свою фонотеку, потому что на тех дисках, которые продаются в магазинах, в основном записаны одни и те же произведения одних и тех же композиторов, произведения, которые не входят в школьную программу по слушанию музыки. В Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/), создана прекрасная музыкальная коллекция, где можно найти и скачать нужное музыкальное произведение, где можно найти информацию об этом произведении и о композиторе. Есть еще много других сайтов, которыми я пользуюсь, для того чтобы скачать музыку. Вот их адреса: http://tonnel.ru/ (по этому адресу можно найти и скачать любую музыку, разных жанров, причем бесплатно); http://mp3complete.net/ (классическая музыка); http://www.peoples.ru/art/music/ (здесь можно найти информацию о разных людях: музыкантах, художниках, дирижерах, певцах и т.д.); http://www.belcanto.ru/index.html ( сайт называется «В мире оперы»); http://oblast.narod.ru/teatrs.html (Оперные театры). Можно еще много писать адресов, еще больше можно и найти, суть не в этом, а в другом: Интернет технологии помогают учителю, нужно только приложить усилия и взять эту помощь.


Хоровое пение.


Огромную роль на уроке музыки играет хоровое пение, которому должна отводиться большая часть урока. Раньше всегда стояла проблема написания слов песен. В младших классах учитель учит слова песен с детьми наизусть, как положено по методике, а что делать в старших классах? Пробовала писать на доске – это возможно, когда есть несколько параллелей одного класса и песню поют во всех классах одну и ту же. Писала на листках от руки – занимает много времени. Диктовала слова песен в тетрадь, но дети пишут медленно, с ошибками, затем неправильно поют слова. С помощью компьютера я эту проблему полностью решила. Теперь заранее, слова песен печатаю на компьютере, на уроке раздаю детям и поем по листочкам, но это только в 5-8-х классах, а в начальной школе разучиваем на слух. Еще один вариант: вывожу слова песни на экране, на слайде. В обоих случаях дети учат слова только на уроке и только во время пения, запоминая слова в ритме песни. При этом у детей развивается техника чтения, зрительная память, грамотность.

(Пример ссылка в электронном виде, бумажный вариант в приложении)

Сейчас всем очень нравится петь под караоке. Дети в школе не исключение, они слышат и видят, как певцы на сцене поют под фонограммы, им тоже хочется пробовать петь под аккомпанемент электронных инструментов. Поэтому этот интерес детей я решила использовать и на уроках музыки. После того как песня разучена и выучена, пробую с детьми петь под фонограмму. Мне помогают в этом разные программы караоке. Я редко использую караоке вместе с выводом слов на экран – записываю в музыкальном редакторе только фонограмму, подбирая удобную тональность для детей. В этом мне опять помогают разные компьютерные программы – звуковые редакторы: Audacity, Sound Forge, WaveLab и др. Хоть в программах караоке не всегда очень качественные и профессиональные фонограммы, но я записываю их и использую на концертах. Теперь мы можем с детьми выступать там, где нет инструментов (фортепиано, баяна), ведь на многие вокальные конкурсы приглашают петь под фонограмму. К тому же нам не нужно тратить средства для приобретения фонограмм,



На уроке музыки я должна ставить оценки, их пока никто не отменял. Пение песни под фонограмму, да еще с микрофоном многим детям доставляет удовольствие, а мне удовольствие поставить хорошую оценку. И пусть не все поют правильно мелодию, ведь не все дети имеют хороший музыкальный слух, но они стараются петь артистично, улыбаться, пританцовывать – и оценка будет отличная!

Приложение №3

Слушание музыки.


  • Я считаю, что на слушание музыки в старших классах, особенно, где дети не поющие (например, мальчики, у которых меняется голос), нужно обращать особое внимание. Этот этап урока должен не только развивать музыкальную память, вкус, пополнять музыкальный багаж, а именно при слушании музыки ученики должны сопереживать вместе с музыкой, оценивать музыку, выражать свои чувства к музыке, учиться рассуждать о музыке. Чего греха таить, многие наши дети сейчас говорят «штампами», они совсем не умеют выражать свои мысли вслух, в их речи ограниченный запас слов. Уже с младших классов пытаюсь учить говорить детей предложениями, а не одним словом, определяя характеристику музыки, использую карточки с набором разных слов-определений, чтобы они сначала их просто выбирали в карточке, а в старших классах (7-8), ученики стараются вспоминать слова из этих карточек. Карточки распечатаны и раздаются каждому ребенку, а они подклеивают их в дневник.

(бумажный вариант в Приложении №4)

  • Во время слушания музыки, я использую компьютер не только в роли музыкального центра, а в роли помощника: на экране всегда портрет того композитора, чьё произведение исполняется. Рассказ о композиторе просто невозможен без компьютера. И здесь мне помогают ученики 8-9 классов, которые создают презентации о разных композиторах.

(Пример - ссылка в электронном виде, бумажный вариант в Приложении №4)

  • В 1 классе есть такая тема урока «Музыка вокруг нас». На уроках я использую диск цифровых образовательных ресурсов к учебно-методическому комплекту «Музыка» для начальной школы (Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина). По этой теме разработаны разные ресурсы, разработанные в программе Macromedia Flash. Знакомство с разными музыкальными жанрами: песня, танец, марш. На следующем уроке, слушая марш, танец и песню, дети при помощи другого задания определят характер этих музыкальных примеров, работая с компьютером. Рассказывая о хороводной песне, дети слушают старинный русский хоровод и смотрят изображения хоровода. Еще одно задание, исполняя которое дети работают на компьютере, слушают музыку и определяют характер музыки: грустная_ веселая, тревожная. В 1 классе дети начинают изучать русские народные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли. Посмотрев на внешний вид инструментов, я с детьми слушаю, как они звучат, также дети узнают, для чего эти инструменты применялись. Некоторые задания с этого диска я использую и в других классах. Например, в 5 классе есть тема «Музыкальная живопись и живописная музыка». Для слушания по этой теме я беру произведение П. И. Чайковского «Осенняя песенка» и пример с диска, на котором размещены картины осени. Прослушав произведение, дети должны дать ответ на вопрос: «Какое из изображений больше подходит к музыке?» На следующем уроке показываю задание «Звучащие картины». Нужно узнать, какие инструменты изображены на картинах и, подобрать музыкальный пример к каждой из картин (фрагменты музыкальных произведений я подбираю заранее, но так, чтобы в этих примерах было звучание инструментов, не изображенных на картинах).

(Примеры в электронном виде на диске, в бумажном варианте в приложении 4).

Изложение нового материала.


  • Ну, как можно рассказать о театрах и не показать изображения на экране? Как словами рассказать ребенку, который никогда не был в оперном театре, что такое ложа, галерка, оркестровая яма? На уроке с детьми мы смотрим фрагменты фильмов-балетов, оперных спектаклей, отрывки из фильмов-оперетт, мюзиклов, рок-оперу. Для того, чтобы на уроке не тратилось много времени на установку и загрузку диска, я вырезаю нужные мне фрагменты фильмов и вставляю в презентации. Я заранее знаю, сколько времени потребуется для просмотра отрывка фильма, можно ли посмотреть фрагмент еще раз. Можно сфотографировать и вставить в презентацию кадр из фильма, записать только музыку, если это нужно для урока.

  • Огромную помощь в проведении музыкальных занятий дают музыкальные энциклопедии. Очень интересна “Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия”, где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Много интересного материала изложено в «Музыкальной энциклопедии» (статьи, аудио и видео фрагменты, мультимедийные путешествия по странам, музыкальные викторины), в «Школе развития личности Кирилла и Мефодия» материал распределен по темам и занятиям, что тоже очень удобно использовать на уроке.

(Приложение 5)

  • Изучая инструменты симфонического оркестра, я пользуюсь работой нашей выпускницы Макаровой Катерины, которая теперь учится в музыкальном училище им. Танеева, «Симфонический оркестр». При помощи мультимедийной энциклопедии «Музыкальные инструменты», я могу не только показывать все инструменты, которые есть в разных странах, но и показать, где находятся эти страны, как звучат эти инструменты: их диапазон, сольное звучание, звучание в разных оркестрах. Так как компьютер в кабинете музыки подключен к сети Интернет, я на уроке выхожу на некоторые музыкальные сайты, например на сайт «Оркестр русских народных инструментов» http://sch69.narod.ru/mod/1/402/index.htm, где дети слышат звучание инструментов, слушают рассказ об инструменте, могут увидеть изображение инструмента.

  • В «Программе по музыке для начальных классов» авторы Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина в каждом классе введены темы, в которых дети должны познакомиться с православными святыми, православными праздниками, праздниками и обрядами русского народа. Хоть диск цифровых образовательных ресурсов к учебно-методическому комплекту «Музыка» разработан для 1 класса, его можно с равным успехом использовать и в других классах. Во 2 классе, при изучении темы «Праздники Православной церкви. Рождество Христово» я использую ресурс, в котором мы слушаем историю рождения Иисуса Христа, а затем ресурс, в котором звучит старинная колядка и есть изображения празднования Рождества. Этот ресурс можно показывать, не включая музыку, а сопровождая показ изображений своим рассказом.

  • Есть задание, которое можно использовать, когда изучаются ноты: звучание нот, их написание. Ученики с большим удовольствием выполняют его, при этом они запоминают звучание нотки и её написание. При помощи другого задания дети на компьютере могут сочинить свою мелодию и тут же её прослушать. Я очень часто использую такой игровой момент, на распевке, когда кто-нибудь из детей сочинил и записал на компьютере мелодию, а нам нужно всем вместе пропеть её нотами.

Приложение 5

Закрепление. Проверка знаний.


Для проверки знаний учащихся мною используются разные формы деятельности.

  • В младших классах, изучая нотную грамоту, разные длительности нот, применяю задания из диска «Музыка – информатика». В нашей школе информатика изучается со 2 класса, поэтому дети умеют обращать с компьютером и есть возможность работать с этим диском. Один работает за компьютером, все остальные на экране следят, правильно ли выполняется задание.

  • Тесты, которые сама создаю на компьютере в разных программах (MExcel, MPowerPoint, Macromedia Flash, в виде сайтов). Тесты провожу не очень часто, так как для этого требуется компьютерный класс. Можно использовать не весь урок, а 10-15 минут урока, выполнять тесты можно в индивидуальном порядке, когда весь класс занят другой работой. Прекрасные задания разработаны в диске цифровых образовательных ресурсов к учебно-методическому комплекту «Музыка» специально для младших классов: «Узнай инструмент», «Хоровое пение», « Щелкунчик», «Композитор_слушатель_исполнитель» и др.

(Примеры тестов прилагаются в электронном виде_Папка Тесты).

  • Музыкальные викторины. Музыкальные викторины я провожу обычно в конце полугодия или года. Для этого заранее записываю детям диски для домашнего прослушивания произведений, которые будут на викторине. Составляю закрепляющие музыкальные тесты викторины, которые использую на уроке для всего класса, для самостоятельного прослушивания после уроков. Во время викторины распечатываю для каждого листок с названиями произведений в виде списка. В квадратике около названия произведения дети ставят цифру, определяя порядок, в котором звучат музыкальные отрывки. (Примерприложение №6) Тем ученикам, у кого нет музыкальных центров или компьютеров, предлагаю другие задания для повторного прослушивания фрагментов произведений. С этими заданиями – закрепляющими тестами – они работают после уроков в школе. (Пример теста только в электронном виде, он разработан в виде Web-сайта).

(Приложение 6)


Игровые моменты на уроке музыки.


Игровыми моментами на уроке я часто заменяю физкультминутку. В младших классах дети много поют, не менее двух-трех разнохарактерных песен на уроке, некоторые песни обязательно обыгрываем в движении, в ролях, водим хороводы. Обязательно на уроке присутствуют музыкально-ритмичные игры с участием ударно-шумовых инструментов, игры на развитие слуха («Узнай по голосу»); музыкальные викторины, где дети должны узнать звучание инструмента, жанр музыки (Марш, Танец, Песня) и изобразить его движениями. В игровых моментах компьютер присутствует редко, тогда когда нужно показать ритмический рисунок, который нужно повторить, если мы проводим игру «Сочини мелодию»

Домашние задания.


Домашние задания, которые нужно выполнить на компьютере, выполняют ученики только 7-8 классов. Дети создают презентации о композиторах, о разных исполнителях и представляют их на итоговом уроке. Такие презентации они готовят один раз (7 класс) и два раза (8 класс) в год. Я сотрудничаю с учителем информатики, и дети получают еще одну оценку по информатике. Школа подключена к Интернету, многие ученики умеют искать информацию и печатать прекрасные рефераты. (Лучшие рефераты в приложении №6) Я составила целый список адресов сайтов, где они могут пользоваться информацией. У многих есть Интернет дома, они берут адреса и скачивают нужную информацию. Например:

  • http://www.belcanto.ru/index.html («В мире оперы»),

  • http://oblast.narod.ru/teatrs.html («Великие оперные театры»),

  • http://school-collection.edu.ru/ (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов) и др.

  • http://patefon.knet.ru/gallery - Галерея звезд ретро эстрады

  • http://music70-80.narod.ru/index.htm - моя любимая музыка ретро

  • http://www.library.by/special/composers - композиторы мира

  • http://www.worldarthistory.com/history-rock-music.html - история рока

  • http://viaansambles.narod.ru/ - ВИА и другие

Практика показала, что эффективно использовать компьютерные программы на уроках музыки можно во всех классах младшего и среднего звена, подбирая учебные программы с учетом возрастного интереса учеников, их подготовленности к восприятию излагаемого материала и уровня освоения ими компьютера. Так для учеников 1 и 2 класса в основном подходят фонотека, фонограммы; образовательно-игровые программы, при использовании их отдельных элементов. Учащимися 3-х и 4-х классов хорошо воспринимаются тематические: обучающе-развивающие; образовательно-игровые программы; фонотека и фонограммы в полном объеме, а информационные частично. При этом можно включать в урок, как отдельные элементы программ, так и проводить урок-презентацию. В среднем звене уже задействуются все группы программ в полном объеме и занятия проводятся с применением, как отдельных элементов программы, так и в форме урока-презентации и интегрированного урока.


Заключение.


Таким образом, данный инновационный проект способствует:

  • личностному развитию учащихся;

  • повышению интереса школьников к учебным занятиям в целом;

  • росту познавательной активности учащихся в процессе обучения;

  • изменению самооценки учащихся;

  • воспитанию активности и самостоятельности;

  • формированию у учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к искусству и жизни;

  • развитию музыкального восприятия, навыков глубокого, личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства;

  • овладению интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.

Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

Новая методика не должна противоречить здоровьесберегающим технологиям

Применяя новые информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Вот почему так важно не “подменить” его общением с компьютером, не “засушить” урок, не превратить его в технический практикум. Для этого есть уроки информатики. Увлечённый новой методикой, мудрый учитель использует только те её открытия, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности ребёнка. Главенствующая роль в учебно-воспитательном процессе всегда останется за учителем. По образному выражению Анатолия Гина: «Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад»

Литература:


Программа “Музыка”. Москва “Просвещение”, 1994

Селевко П.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

Астафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973 г.

Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. М., 1983 г.

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1997 г.

Выготский Л.С. Психология искусства.

Белобородова В.К. Методика музыкального образования. М., “Академия”, 2002 г.

Дмитриева А.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М., “Академия”, 1998 г.

Усов М.В. Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 10. М., “Музыка”, 1991 г.

Музыка и ты. М.: Советский композитор. № 7-1988, № 8-1989

Современная энциклопедия. Музыка наших дней. М.: Аванта+, 2002.

Энциклопедический словарь юного музыканта. М.: Педагогика,1985

Штепа В. Компьютерные обучающие программы на уроках музыки в 5-7 классах //Компьютер в школе и семье. - К., 1999.- № 3.- С. 33-37.

Интернет и музыкальное образование школьников //Искусство и образование.-К.,-2000.-№1.-С.45-50