Информационные системы часто бывают официальными. Люди привыкли воспринимать предоставляемую им информацию как истину, т к. она напи - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Информационные системы часто бывают официальными. Люди привыкли воспринимать предоставляемую - страница №1/1



Quality Improvement in Perinatal Care

Unit on Information Seeking, Handout 5


Как оценивать сайт WWW (или другой информационный ресурс)

Информационные системы часто бывают официальными. Люди привыкли воспринимать предоставляемую им информацию как истину, т.к. она написана кем-то, имеющим высокий статус. Если вы хотите стать хорошим пользователем информационных источников, вы должны отучить себя от этой привычки и научиться быть критичным к прочитанной информации. Это означает, что вы должны проанализировать качество и правдивость найденной вами информации.
В поисках качественной информации вы должны искать официальные источники. Характеристиками официальных источников являются опыт, знания и правдивость. Таким источникам можно доверять.
Критический подход необходим как при анализе источников, доступных в сети Internet, так и при чтении печатных материалов. То обстоятельство, что сайт выглядит «представительно», не говорит ничего о качестве информации, которую он содержит. Ниже представлено несколько ключевых моментов для размышлений.

Продюсер. Кто отвечает за информацию, которую содержит сайт? Интернациональная организация, государственное предприятие, частная организация, частное лицо, политическая партия или др.? Что вы знаете о продюсере? Можете ли вы доверять информации, изданной этим продюсером?
Если вы не знакомы с именем продюсера, найдите на странице сайта кнопку с надписью «о нас». Узнайте, нет ли у сайта внешнего спонсора. Может ли это спонсорство повлиять на содержание сайта?
Если вы решите, что информация, представленная на страницах сайта, носит сомнительный характер, не тратьте свое время на чтение этих документов. Тем не менее, помните, что информация, опубликованная представительной организацией, не обязательно является истинной! Хорошим примером могут являться предоставленные международным организациям данные официальной статистики, которые могут быть «смягчены» из политических соображений.
Критерии включения в каталоги и базы данных. Организации, которые определяют критерии включения, обычно хорошо осведомлены о всех представителях научного мира, и о том, заслуживает ли доверия предоставляемая ими информация. Они включают в базы данных только сайты высокого качества и исключают некачественные. Поэтому одним из лучших способов найти сайты высокого качества является просмотр баз данных.
Базы данных можно найти через поисковые системы сети (Yahoo, Google, и т.д.) и напечатав в строк поиска фразу, отражающую то, что вы ищете, например ‘Internet resources Latin America’ или ‘Web resources health’ или ‘evidence based medicine gateway’.
Авторы. Иногда вы можете встретить в сети материалы, которые «подписаны», т.е. известно имя автора. Когда вы хорошо изучите определенную область интересов, вы будете знать имена опытных и уважаемых экспертов по этой проблеме. Если имя автора статьи вам не известно, спросите себя: Чем определяется респектабельность автора? С какой организацией он связан? Не возникают ли у вас сомнения относительно объективности данной работы?
Вне зависимости от репутации и респектабельности автора, сохраняйте критичность мышления при прочтении работы. Эксперты не всегда бывают правы, и неизвестные исследователи могут выполнить отличную работу и совершить важные открытия.






Проверка источников информации. Сайты WWW не должны быть «академичными», но фактическая информация, представленная в них, должна соответствовать академическим требованиям и профессиональной практике. Другими словами, продюсер должен проверять источники информации, представленные в библиографических ссылках, проверить опыт эксперта, дающего свое индивидуальное суждение по какому-либо вопросу и т.д.

Язык. Качество литературного стиля изложения материала часто может служить показателем качества информации. Соответствует ли стиль написания работы требованиям, предъявляемым к научной публикации? Четко ли построены предложения? Нет ли в тексте орфографических ошибок? Правильно ли используется техническая терминология? Не забивают ли авторы статью обилием технической и специализированной терминологии? Используют ли они нейтральные формулировки или специализированные? Не находите ли вы в сайте фраз, с помощью которых продюсер сайта пытается манипулировать отношением читателя?

Внешняя и внутренняя последовательность. Хорошим упражнением является сравнение информации, приведенной в нескольких сайтах. Найдите те позиции, по которым в разных сайтах существуют разногласия, попытайтесь найти причину этих разногласий. Является ли это политическим маневром? Различные методы набора материала? Может быть, некоторые сайты более внимательны к предоставляемой ими информации? Вы может задать себе и другие вопросы: Нет ли в материалах внутренней непоследовательности? Складываются ли данные в единое целое? Подтверждаются ли сделанные выводы реальными доказательствами? Те же критерии вы должны использовать при чтении печатных материалов. Не доверяйте всему, что вы прочтете. Сравнивайте информацию, приводимую различными источниками. Будьте критичными. Думайте.

Martha J Garrett

International Maternal and Child Health, IMCH

Department of Women’s and Children’s Health

Uppsala Unversity, Sweden

10/02